Былина как жанр эпоса илья муромец и соловей разбойник
1. Роды литературы А) 4 основные группы (эпос, драма, лирика, лироэпика), на которые подразделяются все произведения словесного искусства. Различия между родами состоят в характере отражения действительности, выражения авторской субъективности и читательского восприятия.
Эпос – 1) повествовательный род литературы, в отличие от лирики и драмы; 2) совокупность народных героических песен, былин, сказаний, поэм. Например, повесть «Левша» Н. Лескова
Драма – 1) род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене;
2) произведения подобного рода, серьезного, но не героического содержания (в отличие от комедии, трагедии).
Лирика – род литературы. Лирические произведения – те, в которых выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни. Основные лирические жанры: элегия, послание, ода, стихотворения, песни, сонеты и другие. Например, ода «На день восшествия на всероссийский престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747» М. Ломосова.
Лироэпика – род литературы. Художественный мир лиро-эпических произведений читатель оценивает и наблюдает как бы со стороны, как сюжетное повествование (эпическое начало), но в то же время события и персонажи этого художественного мира получают эмоциональную оценку лирического героя (лирическое начало). Н-р: поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», поэма А.Т. Твардовского «За далью – даль».
Б) Жанр – вид художественного произведения, например, басня, стихотворение, рассказ, поэма, повесть и другие.
Билет № 2
Былина как жанр эпоса. «Святогор и Микула Селянинович» или «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (по выбору).
1. Былина – эпическое произведение русского фольклора, название русских эпических песен. Былины отражают запечатленные в художественных образах представления народа о прошедших событиях и дают им свою нравственную оценку. «Былинная история – это век богатырства, время жизни, деяний, подвигов богатырей». Главная мысль былин – высокая ценность крестьянского труда. Былинами о труде пахарей и торговых делах предваряются повествования о воинской доблести и ратных подвигах.
Главные герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Герои былин – богатыри – бьются с врагами во имя спокойствия и благополучия Руси, за независимость и целостность Русской земли.
«Святогор и Микула Селянинович». Святогор – архаичный и наиболее загадочный былинный образ. Нет ему равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумочка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несет пахарь, губит богатыря, не связанного с земледельческим трудом или с защитой Родины.
Одним из наиболее характерных для былин художественных приемов является гипербола (художественный прием преувеличения, имеющий целью усиление выразительности речи).
К какой теме посвящена былина Илья Муромец и Соловей Разбойник?
1.К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?
Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема - защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.
2.Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец - человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.
4.В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.
Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?
Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.
Как вы понимаете концовку былины?
Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.
6.Главный герой — Илья Муромец. Народ — сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».
7.Илья Муромец ехал в Киев, по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.
8.Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так: Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спо
былина как жанр эпоса
В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки.
Былина – это фольклорная эпическая песня, где основой сюжета является какое-либо героическое событие, или примечательный эпизод русской истории (старины, были). Основные признаки: эпический характер, обязательное наличие сюжета, необыкновенные герои, чаще всего - богатыри, особая манера построения рассказа, описаний персонажей и так далее.
В былинах используются своеобразные средства выразительности речи. Это троекратные повторы, гиперболы, сравнения, метафоры, эпитеты. Также противопоставляются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).
Важнейшая особенность былинного стиха – наличие художественных стереотипов (например, обозначение Киева: стольный Киев-град, красен Киев-град, во славном во городе Киеве). Нередко используется повторение одного и того же слова (из далече-далече), или синонимичные повторы (биться-ратиться), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь,
На святую Русь да под Киев град.
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Не подскажете где можно найти информацию о "История возникновения былины Илья муромца и Соловья Разбойника"
О былинах, об их научном значении, об их истоках много спорят. Одни исследователи видят в них главным образом мифы, произведения народной фантазии, отражения народного мировоззрения. Для других былины — сказы о действительных событиях нашей древней истории.
Некоторые былины, как известно, от начала до конца выдуманы сказителями совсем недавно — за последний век. (Правда, таких немного. ) Говоря об остальных, надо помнить, что первые отвечающие научным требованиям записи былин вообще были сделаны чуть больше ста лет назад, что до тех пор былины жили лишь как памятники устного народного творчества, переходя из уст в уста. При этом одни сказители старались только передать услышанное, ничего не меняя, не убавляя и не прибавляя. Другие обращались с неписаным "текстом" былины вольно, давая подчас свои домыслы, выбрасывая непонравившиеся или непонятные куски. Кроме того, некоторые изменяли, сокращали или комбинировали потому, что им попросту изменяла память.
К тому же, до записи былины дожили не на юге, не под Киевом — не в той части Руси, где происходили описываемые в них события, а главным образом на далеком севере, в Прионежье, в Карелии, в Сибири. Конечно, в совершенно иной природной и бытовой обстановке многое получило и иной, часто северный, таежный колорит.
При всем том несомненно, что начало свое былины ведут еще от XI—XIII веков, от времен Киевской Руси, что в них, кроме поздних наслоений и древнего сказочного элемента, немало чисто фактического, достоверного исторического материала. В основе содержания ряда былин лежат действительные события.
Читайте также: