Будь рабом аллаха а не телефона
Доброго времени суток дорогой читатель! Я продолжаю серию статьей об исламе. Данные статьи написаны в первую очередь специально для мусульман, чтобы они ознакомились с историческими фактами . Ведь мусульманам не рассказывают подобного и они живут только с той информацией, которую им говорят. Такие не все, но бОльшая часть в исламском мире. Я преподнесу некий материал, вы его также можете проверить и каждый мусульманин решит как ему воспользоваться приведённой информацией.
Как вы моежете наблюдать, основным очагом Африканской работорговли была Западная Африка. Если наблюдать куда эти рабы были перенаправлены, то мы с вами видим что это северная и южная Америка. Если вы присмотритесь, то в нижней части карты вы увидите ( в восточной части Африки ) идут зелёные линиb, которые проходят через южную сторону Африки. Но если вы поинтересуетесь насчёт этого пути и углубитесь в этом вопросе, то вы придёте к тому факту, что это самый опасный путь. Большинство кораблей в этом месте разобьётся на мысе ( его называют " Мыс надежды "). Давайте просто сопоставим цифры и задумаемся вместе.
Из 28.7 миллионов рабов 11.7 пересекли Атлантику и 17 миллионов было в мусульманских странах . Зато если любой мусульманин проходит курс по работорговле, то он слышит только про 11 миллионов рабов и про Транс-Атлантическую работорговлю .
Уже к 18 столетию в Британии рабство отменили. Уильям Уилберфорс боролся против рабства и рабство было отменено. И было оно отменено, так как они обращались к Библии, они цитировали Писание:
Галатам 3:28
"Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе."
Все мы во Иисусе Христе равны. Нет никаких разделений и в Великобритании подобные стихи вызвали бурную реакцию, поэтому рабство и было отменено.
Сравнение набегов и торговли рабами
Теперь подмечу ваше внимание на некоторые интересные факты. В исламе была основная масса рабынь ( 2 из 3 рабов - женщины ), но не рабов-мужчин , по сравнению с Транс-Атлантической работорговлей.
Почему мусульманский мир интересовался только женщинами? Всё потому что рабов-женщин мусульмане воспринимали как собственность, это то, чем овладели их десницы ( Коран ), чтобы иметь от них детей и использовать для своих утех. Другие мужчины были убиты, а оставшиеся - нужны были для гаремов. В гаремах были кастрированные мужчины, которые приглядывали за женщинами. Кто-нибудь слышал о подобных примерах и подобных цифрах в исламском мире? Почему мусульмане не говорят о подобном всему миру, но приводят христиан и Транс-Атлантическую работорговлю? Любому человеку будет ясно, что речь идёт о скрытой цели ассоциировать рабство только с христианами.
В Транс-Атлантической работорговле смертность составляла 10% и все говорили: " как же это ужасно! ". Но теперь посмотрите на смертность у мусульман и тогда все вопросы отпадают.
Если вы взгляните на сегодняшний мир, то мы видим потомков рабов в тех или иных странах и их очень много на Западе и в Европе. Несмотря на смертность - бОльшая часть выжила и сейчас переполнены потомками рабов. Из этих 11 миллионов сейчас более 100 миллионов потомков . Но если вы взгляните на арабский мир, то где все потомки от 17 миллионов рабов? Можно наблюдать лишь маленькие очаги, но не более. По подсчётам, на сегодняшний день, в исламском мире должно быть более 140 миллионов потомков. Но их нет.
Нет выше звания, должности, достоинства, чем быть рабом Создателя. Осознанно признавая себя рабом Аллаха, человек страхует себя от рабства перед созданиями Аллаха, вредными привычками, выдуманными божествами и т. п. Поэтому счастлив тот, кто живет по кодексу раба Аллаха.
Кто такой раб?
Я – раб Аллаха, а это значит, что я целиком принадлежу Всевышнему.
Я не имею своей личности и своего «Я».
У раба не может быть своих желаний, мнений или прав, неодобряемых Всевышним.
Раб весь открыт вниманию и воле Всевышнего.
У раба нет ничего: его жизнь, его имущество, тело, мысли не принадлежат ему самому. Господь может лишить раба всего, и раб не должен возражать Его решениям.
Раб должен помнить, что Всевышний всегда и во всем прав.
Довольство Аллаха – для раба всегда Высшая Цель. Раб никогда не должен делать то, что может разгневать Творца.
Что раб Аллаха обязан делать?
Нет ничего из повелений Творца, что было бы рабу неприятно сделать.
Раб всегда должен быть покорен Аллаху и благодарен Ему за проявленную милость и может настойчиво просить то, в чем он нуждается. Он должен терпеливо и спокойно ждать, пока Аллах ответит на его мольбу.
Состояние, в котором раб бывает более всего близок к Господу, – это земной поклон (сужда).
Раб должен часто просить Его милости и прощения в земном поклоне.
Раб должен постоянно каяться перед Ним во всех своих делах, признавать свою вину искренне и умолять Аллаха о прощении за каждый совершенный грех и проступок.
Прощение возможно только по Его милости и наказание для раба будет только по Его справедливости.
Больше всего бед, раб навлекает на себя из-за своих слов, которые он произносит. Раб должен беречь свой язык от запретных речей. Должен остерегаться сплетен, поклепа, наговора, хулы и т. д.
Что запрещается рабу?
Раб не должен отчаиваться и терять надежду на милость Всевышнего Аллаха.
Раб должен всегда испытывать страх перед Богом и надежду на Его милость.
Раб никогда не должен забывать о своем статусе. Раб всегда был, есть и будет только рабом и никем более.
Стыдливость перед Аллахом необходима.
О наградах
Довольство Всевышнего является самой лучшей наградой для раба.
Заповеди раба Аллаха
Рабу запрещено обсуждать повеления Творца.
Раб должен быть мягким и почтительным.
Раб должен есть только чистое и дозволенное.
По окончании любого дела раб должен как следует проявить благодарность Всевышнему.
Раб не должен желать того, что ему не разрешили.
Внешний вид и поведение
Рабу рекомендуется часто сидеть на полу и есть на полу.
Рабу нежелательно держать ноги раздвинутыми или класть ногу на ногу.
Рекомендуется, чтобы взор раба был опущен.
Раб обязан носить одежду, скрывающую его тело от посторонних взглядов.
Правила поведения раба Аллаха
Чем ниже оценивает себя раб, тем выше он перед Всевышним.
Хороший раб принижает себя сам, и это действие называется смирением.
Хороший раб настойчиво изучает, что ему можно и что запрещено, и руководствуется этим во всех делах и поступках. Он стоит в позе раба, говорит тоном раба, находит новые способы проявления своего смирения перед Всевышним.
Если раб забылся и повел себя непростительно вольно, то он должен просить прощение.
Раб не должен при обращении к Нему быть неискренним, говорить слишком эмоционально или слишком громко.
Тон раба должен быть спокойным и почтительным, голос ясным и выразительным, жестикуляция умеренной.
Наказание
Плохой раб воспринимает наказание, как акт насилия, и не извлекает из него уроков.
Всевышний может испытывать Своего раба через разные беды и лишения, а раб должен воспринимать это, как благо и прощение грехов.
За любую провинность Аллах может наказать раба так, как сочтет нужным.
Всякое наказание определяется Всевышним.
Рабу непозволительно неверие, предательство, ослушание, ложь и т. д.
Эти и другие грехи влекут гнев Всевышнего и Его справедливое наказание.
Как бы Всевышний ни испытывал и ни наказывал Своего раба, он должен быть терпеливым и смиренным.
Не смириться – значит продемонстрировать несогласие с волей Творца, отсутствие терпения и выдержки.
После наказаний или испытаний раб проявляет благодарность Всевышнему, ибо это прощения грехов и возвеличивание степеней раба Аллаха.
Просьба
Раб постоянно должен чувствовать нужду во Всевышнем и обращаться к Нему с мольбами. Если он не получил ответ на мольбу, все ровно надо постоянно просить. Если же Всевышний ответил на мольбы, поблагодарить Его.
Просить и поминать Аллаха нужно постоянно во всех ситуациях и состояниях, особенно в священные дни и ночи и в святых местах и т. д.
Благодарность
Благодарить Аллаха следует за все.
Первое за, что нужно благодарить Аллаха, – это истинная вера, которой Он нас одарил.
Когда раб Аллаха благодарит, он чувствует это сердцем и подтверждает словами.
Шейх Ахмад афанди
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Знайте, быть истинным рабом Аллаха (убудийя) –значит признавать своё полное бессилие в совершении какого-либо блага и в воздержании от чего-либо плохого, а также быть убеждённым в том, что все блага, сила и мощь принадлежат лишь Всемогущему Господу. (То есть совершение каких-либо благодеяний и воздержание от порицаемого считать не своей заслугой, а особой милостью и поддержкой Всевышнего Аллаха. – Ред.)
Это и есть сущность рабства, то есть выполнение велений Господа и отдаление от запретного. Ученые-богословы расходятся во мнении определяя сущность рабства, но все они едины в том, что быть истинным рабом Всевышнего – значит осознать всемогущество и признать господство Аллаха (рубубийя).
Все качества рабства человека и качества господства Создателя полярны. То есть раб Аллаха наделен качествами, противоположными каждому божественному атрибуту (сифату), свойственному Всевышнему. Так, например, у Всевышнего Аллаха есть всесильная мощь, тогда как рабу Аллаха дана немощность; Аллаху присущи гордость и величие, а рабу смиренность и скромность соответственно, и т.д.
Определения рабства человека перед Всевышним Аллахом были даны и великими праведниками.
1.Пророк Иса (мир ему) сказал: «Рабство перед Всевышним заключается в отказе от всяких притязаний и споров, в терпеливом перенесении бед, а также в любви к Господу».
2. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) говорил: «Рабство –это значит быть рабом Аллаха во всех состояниях, так же как Он является твоим Господом во всех состояниях».
В соответствии со словами Пророка (мир ему и благословение):
«Нет раба более почтенного перед Аллахом, чем тот, который занят поклонением Всемогущему Аллаху при всех обстоятельствах».
3. Некоторые учёные-богословы отмечали: «Рабство – это состояние, когда человек не замечает своего поклонения, а наблюдает своим духовным видением того, кому он поклоняется – Господа».
4. Также было сказано: «Рабство заключается в четырёх особенностях: выполнение договора или обещания; соблюдение установленных Всевышним законов; довольство тем, что имеешь, и проявление терпения при какой-либо нужде».
Признаки проявления рабства перед Творцом
Рабство имеет свои характерные признаки: это отказ от всякого планирования, то есть видеть во всём лишь предопределение Аллаха; а также осознание того, что предначертанное Всевышним
Аллахом и есть самый лучший выбор для раба.
Рассказывают, что Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа), купив раба, спросил его:
– Что ты обычно ешь?
– То, чем вы будете меня кормить, – ответил раб.
– А какую работу ты выполняешь?
– Ту, которую вы будете от меня требовать.
– А что же ты хочешь?
– Имеет ли какое-либо значение желание раба, когда есть воля его господина?
Тогда Ибрахим ибн Адхам (да будет свята его душа) мысленно обратился к самому себе: «О бедняк, ты не был покорным Аллаху даже в течение часа из своей жизни так, как этот раб покорен тебе в своём положении!».
Имам Али ибн аль-Хавас (да будет свята его душа), наставляя своего мюрида аш-Шаарани (да будет свята его душа), сказал ему:
«Из того, что тебе ниспосылает Всевышний Аллах, ешь только в меру необходимости и не более того, а излишек отдавай тому, кому пожелает Всевышний Аллах. Не трать напрасно силы в улаживании своих дел, а лучше проси Творца устроить твои дела наилучшим образом». Тогда аш-Шаарани (да будет свята его душа) спросил его: «А просить ли мне у Всевышнего о дозволенном пропитании?». Наставник ответил: «Да, проси следующим образом: о мой Аллах, ниспошли мне благодать в пропитании и скрой мои недостатки в обоих мирах, о Наищедрейший, о Наиблагороднейший! – и добавил. – Остерегайся проявления нетерпения и беспокойства при постижении испытаний Аллаха. Ведь того раба, который вверяет все свои дела Аллаху, Творец наделит необходимыми знаниями и соответствующими деяниями, да так, что этот раб Аллаха непременно станет имамом-предводителем, за которым последуют люди. И, поистине, Аллах над всякой вещью мощен».
Также одним из признаков рабства является умение скрывать на людях свою нужду при бедности и богатство при состоятельности. Обе эти черты для раба Аллаха должны быть одинаковыми, потому что истинно покорившемуся следует относитьcя к самому себе строго; придерживаться предписаний религии; быть щедрым по отношению к нуждающимся; не искать наслаждений.
Учёные говорят: «Человек остаётся истинным рабом Аллаха до тех пор, пока он не ищет для себя слугу. Когда же он начнёт искать для себя слугу, то потеряет качество рабства перед Господом».
Существует этикет рабства, следуя которому человек не должен проявлять излишнее беспокойство в следующих случаях: при ощущении голода, унижения, наготы, бедности . Согласно этому этикету, раб не должен отвергать что-либо из предопределений Аллаха, покорно принимая их. То есть истинно покорившийся должен полагаться лишь на милость Всевышнего: ничего не откладывать про запас из пропитания, не обращаться со своей нуждой к кому-либо, помимо Всевышнего Аллаха.
Рабство (убудийя) – это неотъемлемое качество раба Всевышнего, так же как и Господство (рубубийя) – неотъемлемый и постоянный атрибут Пречистого Всевышнего Аллаха. Поэтому каждый, кто посредством своих знаний и благих деяний не стал больше нуждаться в своём Господе, проявляя простоту и скромность по отношению к людям, попал в духовную погибель. Кто же рассчитывает на своё богатство, тот на самом деле бедняк, а кто хочет довольствоваться своим высоким положением в обществе, тот презрен, кто полагается на свой род, тот унижен, а кто рассчитывает на свои хорошие поступки, тот банкрот. А тот, кто довольствуется только Всевышним Аллахом, испытывая постоянную нужду в Нём и во всём полагаясь лишь на Него, по-настоящему богат.
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Часто мусульмане задаются вопросом относительно достоверности распространённых хадисов, в которых сообщается о том, что человеку, заблудившемуся в пути или потерявшему своё животное, следует воззвать за помощью к невидимым рабам Аллаха, сказав: «О рабы Аллаха, помогите мне!»
Ведь с одной стороны эти хадисы используют в качестве аргументов заблудшие сектанты и мистики, дозволяющие обращаться со своими мольбами к различным «святым», будь они умершими или живыми и отсутствующими. А с другой стороны эти хадисы приводили в своих сборниках и трудах признанные имамы ахлю-Сунна, опираясь на них и поступая в соответствии с ними.
Так являются ли эти хадисы достоверными? Если да, то как их правильно понимать?
В связи с тем, что вопрос относительно этих хадисов вызывает недопонимание и споры не только среди простолюдинов, но и искателей шариатского знания, с позволения Аллаха хотелось бы предложить уважаемому читателю небольшую статью, в которой приведены слова имамов и обладателей знания по данному вопросу. Ведь ознакомившись более подробно с аргументами и словами учёных проще склониться к тому или иному мнению.
Все хадисы данной главы
Следует отметить, что по обсуждаемой теме приводятся три основных хадиса, возводимых к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и один асар от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах):
1. Со слов ‘Утбы ибн Гъазуана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у кого-либо из вас что-то потеряется или он будет нуждаться в помощи в безлюдном месте, то пусть скажет: “О рабы Аллаха, помогите мне!”, ибо у Аллаха есть рабы, которых мы не видим». ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/117.
2. Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если в пустыне у кого-нибудь убежит верховое животное, пусть воззовет: “О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите!”, ибо, поистине, у Всемогущего и Великого Аллаха на земле есть присутствующие, которые задержат его для вас». Абу Я’ля 1/254, ат-Табарани 3/81, Ибн ас-Сунни 1/50.
Это, кстати, два самых главных аргумента, которые используют суфии в качестве довода на то, что дозволено обращаться с мольбами к умершим и всяким святым.
3. Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, которые записывают даже об упавшем листке с дерева, и если кого-либо из вас постигнет хромота на безлюдной земле, то скажите: “О рабы Аллаха, помогите мне, помогите мне!”» аль-Баззар в “аль-Муснад” 4922.
4. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, помимо ангелов, записывающих дела людей, на земле у Аллаха есть другие ангелы, которые ведут счёт даже листьям, что падают с деревьев, и если кто-нибудь из вас захромает в пустыне, будучи не в состоянии, пусть скажет: «О рабы Аллаха, помогите мне, помогите мне!» И они помогут ему с позволения Аллаха”. Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” 31703, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6/128 и в “аль-Адаб” 259.
Разбор достоверности упомянутых хадисов
Важно понимать, что наука хадисоведения – серьёзная и ответственная вещь, и нельзя на основании страстей отрицать или же подтверждать достоверность хадисов, ведь речь идёт о словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ты либо приписываешь ему то, чего он не говорил, либо отвергаешь его слова. Поэтому следует всегда смотреть, что учёные говорят о том или ином хадисе, особенно если смысл хадиса является спорным и внешне кажется противоречащим общепринятым положениям и основам религии.
1. Первый хадис от ‘Утбы ибн Гъазуана является слабым.
Во-первых, в иснаде этого хадиса присутствуют два слабых передатчика – ‘Абдур-Рахман ибн Шари́к и его отец Шари́к ибн ‘Абдуллах ан-Наха’и. Относительно ‘Абду-р-Рахмана хафиз Ибн Хаджар сказал, что он был правдивым, однако допускал ошибки. А его отец был ещё слабее него. Имам Абу Хатим сказал о нём: “В его хадисах есть некоторые проблемы”. А Ибрахим аль-Джаухари сказал о нём: “Шари́к допустил ошибки примерно в четырёхстах хадисах”. Также, несмотря на их правдивость, на слабость этих передатчиков именно в рамках обсуждаемого хадиса, указал и хафиз аль-Хайсами. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/132.
Во-вторых, передатчик по имени Зайд ибн ‘Али не застал сподвижника ‘Утбу ибн Гъазуана, как сказали об этом хафиз аль-Хайсами и хафиз Ибн Хаджар, при разборе обсуждаемого хадиса. См. “Тахридж аль-Азкар” 1/186, “Маджма’у-ззауаид” 10/132.
2. Что касается второго хадиса от Ибн Мас’уда, то в нём ещё больше проблем:
Во-первых, передатчик по имени Ма’руф ибн Хасан ас-Самаркъанди, который является неизвестным рассказчиком, как об этом сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. “Лисан аль-мизан” 6/61.
Имам науки аль-джарх уа-тта’диль – Абу Хатим ар-Рази сказал о нём: “Он неизвестен”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 8/323.
А имам Ибн ‘Ади сказал: “Его хадисы являются отвергаемыми”. См. “аль-Камиль” 6/325.
Во-вторых, в этом хадисе иснад прерывается между передатчиком ‘Абдуллахом ибн Бурайдой и Ибн Мас’удом, о чём также сообщил Ибн Хаджар в исследовании книги имама ан-Науауи «аль-Азкар», сказав: “Этот хадис странный и его иснад прерванный”. См. “аль-Футухат ар-Раббанийя” 5/101.
В-третьих, передатчик Са’ид ибн Аби ‘Аруба является мудаллисом, занимавшийся подтасовками хадисов. Поэтому хафиз ас-Сахауи сказал: “Иснад этого хадиса является слабым”. См. “аль-Ибтихадж би азкар аль-мусафир уаль-хадж” 39.
Также и шейх Шу’айб аль-Арнуат назвал этот хадис слабым. См. “Тахридж аль-Азкар” 191.
И шейх аль-Альбани назвал оба упомянутых хадиса слабыми. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” № 655, 656.
К тому же задолго до ан-Науауи на хадис данной главы опирался имам ахлю-Сунна уаль-джама’а своего времени – Ахмад ибн Ханбаль, что свидетельствует о том, что он также считал данный хадис достоверным, а иначе не воплотил бы его в делах. Так, сын имама Ахмада – ‘Абдуллах рассказывал: “Я слышал, как мой отец (Ахмад) говорил: «Я совершил Хадж пять раз, из которых два раза я был верхом, а три – пешком. И однажды, отправляясь в Хадж, я заблудился. Тогда я стал говорить: «О рабы Аллаха, укажите мне дорогу!» И я не переставал повторять эти слова, пока не вышел на свою дорогу»”. ‘Абдуллах ибн Ахмад в “аль-Масаиль” 245.
Шейх аль-Альбани сказал: “Становится ясным, что хадис от Ибн ‘Аббаса, который хафиз Ибн Хаджар назвал хорошим, имам Ахмад усиливал его, поскольку он поступил в соответствии с ним”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 2/111.
Ведь общеизвестно, что имам Ахмад поступал в соответствии с каждым пророческим хадисом, который считал достоверным. Так, аль-Маррузи передал, что Ахмад сказал: “Я не записал ни одного пророческого хадиса, чтобы не поступить в соответствии с ним. Однажды мне попался хадис о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил кровопускание и заплатил один динар Абу Тыбе. Тогда я совершил кровопускание и заплатил цирюльнику один динар”. аль-Хатыб в “Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 1/144.
Также и Абу Хамид аль-Бальхи передал, что имам Ахмад говорил: “Я не записал ни одного хадиса, чтобы не поступить в соответствии с ним хотя бы один раз, дабы это не обернулось доводом против меня. И я совершил два рак’ата между азаном и икъама во время вечерней молитвы”. ас-Сам’ани в “Адаб аль-имля” 110.
Кстати, ханбалитский имам Ибн Муфлих связал поступок имама Ахмада с версией хадиса, которая передаётся от Ибн Мас’уда и которая была упомянута в начале под вторым номером. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” 1/457.
Также и другой признанный имам ахлю-Сунна – Абу-ль-Къасим ат-Табарани, автор трёх известных сборников по хадисам, как «Му’джам аль-Кабир», «аль-Аусат» и «ас-Сагъир», упоминал тот факт, что данный хадис практиковали и что он подтверждался на практике.
Так, приведя хадис от ‘Утбы ибн Гъазуана, который был упомянут в начале под первым номером, ат-Табарани после него сказал: “И это было испробовано на практике”. См. “аль-Кабир” 17/117.
К сожалению, многие мусульмане в наше время не знают толком ничего об этом великом имаме и его вероубеждении, кроме того, что он был просто передатчиком редких хадисов.
Имам Абу-ль-Къасим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани родился в 260 г.х. и прожил ровно сто лет и десять месяцев. Хафиз Абу Бакр ибн Аби ‘Али говорил про ат-Табарани: “Он известнее того, чтобы указывать на его достоинство и знание”. См. “Манакъиб ат-Табарани” 335.
О его саляфитском вероубеждении свидетельствуют его многочисленные труды, посвящённые вероучению саляфов и опровержению заблудших еретиков, среди которых такие труды, как:
- «Китаб ас-Сунна»;
- «Баян куфр ман къаля би-халькъ аль-Къуран»;
- «ар-Радд ‘аля аль-джахмийя»;
- «ар-Радд ‘аля аль-му’тазиля»;
- «Фадаиль аль-‘ильм уа-ттиба’ аль-асар уа замм ар-раъи»;
- «Зикр аль-хиляфа ли Аби Бакр уа ‘Умар»;
- «Фадаиль аль-‘араб уа ‘Усман уа ‘Али».
К сожалению, большая часть рукописей этих трудов была утеряна и не дошла до наших дней. Однако на его слова с этих трудов часто опирались и цитировали в книгах по вероубеждению ахлю-Сунна такие великие имамы, как Ибн Мандах, Абу-ль-Къасим аль-Асбахани, Абу Тахир аль-Макъдиси, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и др.
Подразумеваются ли в хадисах данной главы джины-мусульмане или таинственные люди?
Следует отметить, что некоторые учёные в отношении обсуждаемых хадисов говорили, что речь в них может идти, как об ангелах, так и праведных джинах. А некоторые включили в их число так же и таинственных людей.
Сказал аль-Мунауи, комментируя хадис данной главы: “У Аллаха на земле есть такие творения, как джинны, люди, ангелы, которые всегда рядом с нами и они имеют возможность задержать вырвавшееся животное”. См. “Файд аль-Къадир” 1/161.
Сказал Мула ‘Али аль-Къари, комментируя хадис данной главы: “Под словами: «О рабы Аллаха» подразумеваются ангелы, или же мусульмане из числа джинов, или же таинственные люди, именуемые «аль-абдаль»”. См. “аль-Хираз ас-самин” 2/933.
Сказал аш-Шаукани: “В этом хадисе содержится доказательство на дозволенность обращения за помощью к тому, кого не видят люди из рабов Аллаха – из числа ангелов и праведных джиннов. И нет в этом ничего плохого, это подобно тому, что дозволено человеку прибегнуть к помощи потомков Адама”. См. “Тухфату-ззакирин” 202.
Следует отметить, что подобное обобщение хадисов этой главы является ошибочным с нескольких сторон:
Во-первых, одна из версий хадиса явно исключает людей из этого положения, ведь в ней сказано:
«У Аллаха есть рабы, которых мы не видим ». ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/117.
«Он будет нуждаться в помощи в безлюдном месте ». ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/117.
Следовательно, речь никак не может идти о людях. А если людей не видно по той причине, что они далеко, то тем более они не могут услышать зов человека, говорящего: «О рабы Аллаха, помогите мне». Ведь Аллах не наделил людей таким слухом или даром, чтобы они могли слышать слова о помощи находящихся далеко.
Во-вторых, что касается «присутствующих и невидимых рабов Аллаха», о чём говорится в некоторых версиях, то действительно, это могут быть как джины, так и ангелы. Однако третий хадис и четвёртый асар Ибн ‘Аббаса конкретизировали обобщённую версию хадиса тем, что речь идёт именно об ангелах: «Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы , которые записывают даже об упавшем листке с дерева, и если кого-либо из вас постигнет хромота на безлюдной земле, то скажите: “О рабы Аллаха, помогите мне, помогите мне!”» аль-Баззар в “аль-Муснад” 4922.
Тем более эта конкретизирующая версия достовернее тех, в которых не упоминается о том, что речь идёт о специальных ангелах на земле. Поэтому обсуждая эту версию, шейх аль-Альбани сказал: “Этот хадис, если является достоверным, указывает на то, что в первом хадисе под словами: «О рабы Аллаха» имеются в виду именно ангелы. И нельзя к ним примешивать мусульман из числа джинов и людей”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 2/111.
Шейх Сулейман ибн Сахман сказал: “Утверждение некоторых суфиев, что под «рабами Аллаха» в хадисе речь идёт о «тайных людях» (абдаль), то это отвергается и имеет отношение к небылицам”. См. “ад-Дыяъ аш-шарикъ” 587.
В-третьих, что касается вопроса «Можно ли обращаться за помощью к джинам в дозволенных вещах в том, на что они способны?», то относительно этого было небольшое разногласие среди обладателей знания. Некоторые считали, что в основе это не запрещается, поскольку пророк Сулейман (мир ему) обращался к джинам.
Однако на этот аргумент прекрасно ответил шейхуль-Ислям Ибн Таймия, сказав: “Те, которые используют джинов в дозволенных вещах, подобны использованию их Сулейманом. Однако ему была дарована власть, которой не было и не будет ни у кого после него!” См. “Маджму’уль-фатауа” 13/89.
Нет сомнений, что аргументы запрещавших подобное являются более убедительными.
Например, Всевышний Аллах сказал: «Мужчины из числа людей искали покровительства мужчин из числа джиннов, но они только увеличивали в них страх» (72: 6).
Речь шла о том случае, когда люди времён доисламского невежества, остановившись в каком-то пустынном месте, обращались к джинам этих мест, чтобы они оберегали их от зла, тогда как джины наоборот, добавляли им страха и радовались тому, что люди искали у них покровительства.
И это то, что будут признавать сами неверные в День Суда, как сообщил Всевышний Аллах: «В тот день (Судный) Он соберёт их (людей и джинов) вместе: “О сонмище джиннов! Вы ввели в заблуждение многих людей”. Их помощники из числа людей скажут: “Господь наш! Одни из нас пользовались другими, и мы достигли нашего срока, который Ты назначил нам”» (6: 128).
К тому же неизвестно, чтобы сподвижники или кто-либо из саляфов обращался к джинам за помощью в чём-то благом. Напротив, от них передаётся порицание этого:
Со слов аль-Фараджа ибн ‘Али сообщается: “Один человек заявлял, что он лечит сумасшедших от поражения при помощи заклинаний, и заявлял, что он общается с джинами и что среди них есть те, кто служит ему и разговаривает с ним. На это имам Ахмад сказал: «Мне не нравится, чтобы кто-либо делал это! Оставление подобного любимей для меня»”. Къады Абу Я’ля в “Ахкам ас-сультанийя” 308.
Когда шейха Мухаммада ибн Ибрахима спросили об обращении за помощью к джинам, он ответил: “Обращение с просьбой к джинам входит в понятие просьбы у отсутствующего, что близко к понятию просьбы у мёртвого. В этом есть следы проявления многобожия”. См. “Фатауа Ибн Ибрахим” 1/114.
Когда шейха Ибн База спросили о дозволенности прибегать к помощи джина из числа мусульман в лечении, он ответил: “Непозволительно больному использовать джинов в лечении! Пусть не просит их, напротив, пусть просит известных врачей. А что касается обращения к джинам, то это не дозволено, поскольку в этом есть путь для поклонения им, вере им. Ведь среди джинов есть неверные, есть мусульмане, есть приверженцы нововведений, их положение неизвестно для тебя. Не следует опираться на них и обращаться к ним, даже если они явятся к тебе в каком-то облике”. См. “Маджалля ад-Да’уа” № 1602.
Таким образом, хадисы обсуждаемой главы, в которых говорится: «О рабы Аллаха, помогите мне» необходимо ограничить только видом определённых ангелов, которые на земле и помогают людям.
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
Передали этот хадис ат-Табарани, Абу Йяля, Ибн ас-Суни, аль-Хайсами.
[2].
إن لله ملائكة في الأرض سوى الحفظة يكتبون ما يسقط مِن وَرَقِ الشجر, فإذا أصاب أحدَكم عُرْجة بأرضٍ فلاةٍ فلينادِ : أعِينوا عبادَ الله
«Поистине, у Аллаха на земле есть ангелы, кроме ангелов-хранителей, (которые) записывают каждый лист, падающий с деревьев. И, если у кого-нибудь возникнет проблема в безлюдной пустыне, пусть воззовет: «Помогите, о рабы Аллаха»».
[3].
إذا أضَلَّ أحَدُكُم شَيْئاً أوْ أرادَ غَوْثاً وهُوَ بِأرْضٍ لَيْسَ بِها أنِيسٌ فَلْيَقُلْ: يا عِبادَ الله أغِيثُونِي يا عِبادَ الله أغِيثُونِي, فإِنَّ لله تعالى عِباداً لا يَراهُمْ
«Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, в которой у него нет спутника, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!» Ведь у Всевышнего Аллаха есть рабы, которых они не видят».
Этот хадис передали ат-Табарани, ас-Суюти и аль-Хайсами.
فصل فيما يقول من انفلتتْ دابته أو ضلّ الطريق
وروى ابن السني في كتابه عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : < إذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلَاةٍ فَلْيَقُلْ يَا عِبَادَ اللَّهِ احْبِسُوا فَإِنَّ لِلَّهِ فِي الْأَرْضِ حَاضِرًا سَيَحْبِسُهُ >قال عبد الله بن إمامنا أحمد سمعت أبي يقول : حججتُ خمسَ حججٍ منها اثنتين راكبا وثلاثا ماشيا او ثلاثا راكبا واثنتين ماشيا، فضللتُ الطريقَ في حجة وكنت ماشيا، فجعلت أقول : يا عبادَ الله دُلُّونا على الطريق، فلم أزل أقولُ ذلك حتى وقعتُ على الطريق
Глава о том, что скажет тот, у кого сбежало животное или кто сам заблудился
Ибн ас-Суни в своей книге передает от Абдуллаха ибн Масуда , что Посланник Аллаха сказал:
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
Сказал Абдуллах, сын нашего имама (Ахмада): «Я слышал, что мой отец (имам Ахмад) сказал:
Этот случай передал от имама Ахмада его родной сын Абдуллах. Кроме Ибн Муфлиха, также передали этот случай с имамом Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (сказав, что иснад достоверный), аль-Байхаки в «Шуабуль-Иман» (с хорошим иснадом), Ибн Касир в «Аль-Бидая ван-Нихая», Джалалуддин ас-Суюты в «Аль-Хабаик фи Ахбариль-Малаик».
Мухаддис, имам Абу Бакр аль-Байхаки (384-458 гг. по хиджре/994-1066 гг.) сказал в книге «Аль-Адаб»:
Далее аль-Байхаки говорит: «Этот хадис останавливается на Ибн Аббасе . Это используют праведники из числа людей знания, потому что они испытали этот метод и убедились в том, что он приносит пользу. И от Аллаха помощь!»2.
Алляма, захид и факих, шейхуль-Ислам Мухйиддин ан-Навави (631-676 гг. по хиджре/1233-1277 гг.) сказал в книге «аль-Азкар мин Калями Саййидиль-Абрар»:
باب ما يقول إذا انفلتتْ دابّته
رَوَيْنا في كتاب ابن السني عن عبد الله بن مسعود رضي الله عنه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : إِذَا انْفَلَتَتْ دَابَّةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلاَةٍ فَلْيُنَادِ : يَا عِبَادَ اللهِ ، احْبِسُوا يَا عِبَادَ اللهِ احْبِسُوا : فَإِنَّ لِلَّهِ عز وجل فِي الأَرْضِ حَاصِرًا سيَحبِسه
قلت : حكى لي بعض شيوخنا الكبار في العلم أنه افلتتْ له دابة أظنّها بَغلة ، وكان يعرِف هذا الحديث ، فقاله ، فحبّسها الله عليهم في الحال ، وكنت أنا مرة مع جماعة ، فانفلتتْ منها بهيمة وعجَزوا عنها ، فقلته ، فوقفت في الحال بغير سبب سوى هذا الكلام
«Глава о том, что скажет (мусульманин), когда убежит его животное
(Наши шейхи передали нам): Ибн ас-Сунни от Абдуллаха ибн Масуда , что Посланник Аллаха сказал:
«Если в безлюдной пустыне у кого-нибудь из вас убежит животное, пусть воззовёт: «О рабы Аллаха, задержите, о рабы Аллаха, задержите! /Йа ‘ибада-Ллахи, ихбису, йа ‘ибада-Ллахи, ихбису!/» – ибо, поистине, у Аллаха, Всемогущего и Великого, есть на земле готовые (к этому рабы), они задержaт его».
(Слова ан-Навави о хадисе): один великий шейх в науке (Мухаммад ибн Абиль-Ясар) рассказывал нам о таком случае. Однажды убежало его животное. Думаю, что это был мул. Он знал этот хадис и произнес эти слова. И Аллах сразу остановил его [мула].
И я (ан-Навави) как-то раз был рядом с одними людьми. И от них убежало животное, и его не смогли поймать. И я произнес слова из хадиса. Животное сразу остановилось на месте, без какой-либо причины, кроме этих слов»3.
Великий ученый, мухаддис и муфассир Абуль-Касим ат-Табарани (260-360 гг. по хиджре/873-971 гг.) пишет в книге «Аль-Муджам аль-Кабир» к хадису:
عن عُتْبَة بن غَزْوان عن نبي الله صلى الله عليه و سلم قال : إذا أضَلَّ أحَدُكُم شَيْئاً أوْ أرادَ عَوْناً وهُوَ بِأرْضٍ لَيْسَ بِها أنِيسٌ فَلْيَقُلْ يا عِبادَ الله أغِيثُونِي يا عِبادَ الله أغِيثُونِي فإِنَّ لله تعالى عِباداً لا نَراهُمْ
وقد جُرِّب ذلك
«От Утба ибн Газвана: Пророк сказал: «Если один из вас потеряет что-то или будет нуждаться в помощи в пустыне, где нет у него спутника, то пусть воззовет: «О рабы Аллаха, помогите мне! О рабы Аллаха, помогите мне!» Ведь у Всевышнего Аллаха есть рабы, которых мы не видим».
Ат-Табарани: «Это было опробовано»»4.
Как мы видим, имам ат-Табарани не только передал этот хадис, но и добавил, что «это было опробовано», то есть согласно этому хадису поступали. Но в наши дни появились люди, которые считают это ширком. Можно удивляться их уму, если, конечно, он у них вообще есть.
Более интересно, что некоторые стараются обратить внимание на иснад хадиса и обманывать невежд этим приемом. Но у них остается без ответа вопрос: что будет с теми имамами, которые практиковали этот «ширк»?!
Сказал мухаддис Мулла Али аль-Кари (ум. в 1014-м г. по хиджре/1606-м г.) в шархе на «Хинсуль-Хасин», что Пророк сказал:
اذا انفلتت دابة احد كم بارض فلاة فليناد يا عباد الله احبسوا
المراد بهم الملىكة او المسلمون من الجن او رجال الغيب المستمون بابدال
هذا حديث حسن يحتاج اليه المسافرون وانه مجرب
«Если от кого-либо убежало животное, то ему следует сказать: «О рабы Аллаха, остановите его»».
Далее он комментирует слова «рабы Аллаха»: «Под ними имеются в виду ангелы и мусульмане из джиннов и скрытых людей, то есть абдалов».
Также он сказал: «Этот хадис – хасан (хороший), путешественники нуждаются в нем, и это было опробовано»5.
Читайте также: