1080 на 2280 какое соотношение сторон
Представьте себе такую ситуацию: вы привозите домой свой новый, только что купленный телевизор, устраиваетесь напротив экрана, запускаете свой любимый сериал из 90-х и наблюдаете картинку в огромными черными полосами по бокам. На вашем 43-дюймовом старичке эти полосы были маленькие и почти незаметные, а теперь, на 75-дюймовом экране, вы вынуждены смотреть на огромные черные штуки и настроение от покупки вам это точно не поднимает.
Эти черные полосы находятся там потому, что ваш любимый сериал телешоу был снят в те года, когда телевизоры имели совсем другое соотношение сторон. Но что вообще такое соотношение сторон экрана? В этой статье мы немного поговорим об истории телевизоров, о том, почему существуют разные соотношения сторон и что можно сделать с этими раздражающими черными полосами.
Что такое соотношение сторон экрана?
Соотношение сторон экрана (aspect ratio – англ.) - это отношение его ширины к высоте. Оно определяет общую форму изображения и обычно представляется в виде двух значений, например 4:3 (где 4 - ширина, а 3 - высота). Все современные телевизоры имеют соотношение сторон экрана 16:9, что означает, что если ширина его занимает 16 частей, а высота - 9.
Соотношение 16:9 подходит для телевизоров идеально, так как оно используется в большинстве современных сериалов и телешоу, но, к сожалению, фильмы снимаются с использованием стандарта экрана в кинотеатре, который составляет 21:9. Экран 21:9 намного шире, поэтому приходится частично заполнять изображение черными полосами сверху и снизу в том случае, если фильм нужно воспроизвести на телевизоре. Применение таких горизонтальных полос еще называется леттербоксинг (от англ. - letterbox) или каширование экрана.
Раньше сериалы и тв-шоу производились с расчетом на соотношение сторон 4:3, что на выходе дает более приближенную к квадрату картинку (а соотношение современных экранов 16:9 называют широкоэкранным). Для того, что такое квадратное изображение адаптировать к современному широкому экрану используется другая технология — пилларбоксинг (англ. pillarbox от pillar «колонна»), то есть добавление вертикальных полос или вертикальное каширование. В таблице вы можете увидеть наиболее распространенные сейчас соотношения сторон экранов.
Разрешение является одним из наиболее важных параметров дисплея, ведь именно оно определяет, насколько будет детализированной картинка. В отличие от первых поколений мониторов, современные экраны имеют крайне высокую плотность пикселей и позволяют хорошо различать все детали.
К тому же, соотношение сторон большинства нынешней электроники обеспечивает комфортное отображение окон, изображений и другой информации на экране, соединяя в поле видимости монитора несколько объектов. Разрешение должно быть оптимизировано под определенный размер дисплея и соотношение его сторон, иначе пиксели будут заметны, а объекты на экране утратят четкость и детализацию.
Разрешение экрана что это?
Разрешение экрана указывает количество точек или пикселей, пикс, расположенных в высоту и в ширину экрана. Например, смартфоны с разрешением 1280x720 помещают 1280 пикс в высоту и 720 точек в ширину, располагая таким образом 921 600 пикселей. Сейчас в смартфонах это разрешение встречается редко, ведь оно подходит для смартфонов с размером дисплея не более 5 дюймов. Если такое количество пикселей устанавливается на экранах большего размера, то пиксели становятся видны, а картинка выглядит зернистой.
Одинаковое разрешение встречается в разных экранах разной электроники, при этом дисплей сохраняет качество изображения и детализацию. Дело в том, что пиксели на дисплеях телевизоров, мониторов, планшетов и телефонов располагаются по-разному и имеет разный размер. В смартфонах плотность пикселей может достигать 550 PPI, тогда как в телевизорах и в мониторах этот показатель редко превышает 100 PPI. Эта величина указывает, сколько точек расположено на дюйм, учитывая его высоту и ширину.
Разрешение экрана телевизора что это?
Как и для других дисплеев, разрешение экрана телевизора информирует о количестве точек в ширину и в высоту дисплея. Для телевизора также важна пропорциональность сторон и реализованной плотности точек. Телевизорам с диагональю более 43 дюймов разрешения Full HD будет мало, точки будут видны, картинка станет зернистой. Для многих телевизоров с небольшой диагональю этого количества точек будет вполне достаточно.
Как узнать разрешение экрана
Как правило, в характеристиках электроники производители указывают количество пикс дисплея, но, если по каким-либо причинам эта информация неизвестна — о ней можно узнать при помощи самого устройства. Разница между разрешением дисплеев может быть незаметна, но, например, смартфоны Самсунг экраном Full HD+ (2400x1080) покажут более детализированное изображение, чем устройства HD+.
Как узнать разрешение дисплея:
- Практически во всех смартфонах для этого достаточно перейти в Настройки, выбрать раздел с параметрами дисплея и найти пункт Разрешение;
- В большинстве мониторов с ОС Windows понадобится нажать на правую кнопку мышки в пустой области рабочего стола и перейти в раздел Параметры экрана;
- Узнать разрешение в телевизоре также просто, для этого необходимо перейти в Настройки, выбрать Системные параметры и открыть раздел для дисплея.
Необязательно помнить о количестве пикселей экрана, но иногда эта информация может понадобиться. В мониторах такие данные необходима для установки оптимальных параметров дисплея, а для телевизоров будет удобнее выбирать контент и знать безопасное расстояние для просмотра. Для смартфонов эти данные наиболее важны, ведь именно дисплей телефона нужно рассматривать вблизи, а от четкости и детализации зависит уровень усталости глаз.
Какие бывают разрешения дисплеев
Существует около тысячи видов разрешений дисплеев, главные форматы приобретают подвиды в связи с адаптацией к соотношению сторон экрана. Для идентификации мониторов существуют общепринятые буквенные обозначения каждого из типов. Рассмотрим наиболее популярные виды разрешений современной электроники.
Популярные виды разрешения дисплеев:
- HD 1280 х 720 (16:9);
- WXGA 1366 х 768 (16:9);
- HD 1480 х 720 (18,5:9);
- HD+ 1520 х 720 (19:9);
- HD+ 1560 х 720 (19,5:9);
- HD+ 1600 х 720 (20:9);
- Full HD 1920 х 1080 (16:9);
- Full HD+ 2220 х 1080 (18,5:9);
- Full HD+ 2280 х 1080 (19:9);
- Full HD+ 2340 х 1080 (19,5:9);
- Full HD+ 2400 х 1080 (20:9);
- WQHD 2560 х 1440 (16:9);
- QHD+ 2960 х 1440 (18,7:9);
- WQHD 3040 х 1440 (19:9);
- UWQHD 3100 х 1440 (21:9);
- UWQHD 3200 х 1440 (64:27);
- QWHD 3440 х 1440 (43:18);
- DFHD 3840 х 1080 (43:18);
- UHD (4K) 3840х2160 (16:9);
- SUWD (5К) 5120 х 1440 (32:9);
- UHD (8K) 7680 х 4320 (16:9).
Разрешение экрана Full HD что это?
Формат Full HD указывает на то, что в мониторе используется конкретное количество пикс по ширине и высоте. Исходя из вышеуказанной информации видим, что Full HD при соотношении сторон 16 к 9 представлен 1920 х 1080 точками. Существуют и другие варианты соотношение сторон, при которых Full HD может иметь другое количество точек на одной из сторон, но в итоге сумма всех точек на экране будет близкой к стандартному показателю формата Full HD.
В данном списке указаны разрешения, которые используются в технике и электронике Samsung. Как видим, это показатель определяется соотношением сторон дисплея, поэтому в экранах разных устройств встречаются разрешения с одинаковыми названиями. Например, мониторы 1920 на 1080 могут иметь разную диагональ экрана, но пропорциональность сторон при этом будет одинаковой.
Что такое соотношение сторон монитора
Стороны экрана зачастую разного размера, что и создает определенную пропорциональность между ними. Пропорциональность ширины и высоты и формирует соотношение сторон дисплеев, которое, по сути, определяет форму самого экрана. Такая пропорциональность может быть совершенно разной, индивидуальная для каждого формата дисплея. В свою очередь разрешение экрана монитора это, по сути, зависимая от соотношения сторон величина. То, с каким форматом сторон и плотностью представлен дисплей и определяет его сферу использования: широкоформатная электроника популярна среди геймеров, а экраны 16:10 или 16:9 прекрасно подходят для просмотра фильмов.
Какие бывают соотношения дисплеев:
- 4:3 — формат используется в некоторых мониторах и дисплеях разной электроники;
- 16:9, 16:10 — соотношение популярно среди смартфонов, телевизоров, мониторов;
- 21:9 — широкоформатные мониторы, предназначенные для работы с графикой и гейминга;
- 32:9 — ультраширокоформатные мониторы, популярны между игроками и специалистами IT.
Подбирать монитор или телевизор необходимо не только исходя из разрешения и соотношения сторон, но и учитывать его размер при данном количестве пикс. Попробуем определить, какое разрешение экрана монитора необходимо при диагонали популярного размера.
Например, в мониторе Samsung LS32AM500NIXCI с соотношением сторон 16:9 и 32-дюймовом экране реализован формат Full HD 1920x1080, картинка на этом устройстве прекрасно видна, отсутствует зернистость и видимость пикселей в целом. Но если такое же формат монитора реализовать на 43-дюймовом экране ТВ — четкость изображения может быть хуже.
От чего зависит разрешение дисплея
К факторам, которые определяют качество картинки, относятся количество пикселей и то, что формирует само разрешение. Количество установленных пикселей зависит от плотности расположения точек, диагонали дисплея и размера пикс, используемых в данном дисплее. Чем меньше точки и чем плотнее они установлены, тем выше разрешение может быть реализовано в дисплее той или иной электроники. Также на разрешение влияет тип установленной в устройстве матрицы, ведь зависимо от вида экрана сами пиксели могут иметь разную форму и другие особенности.
Соотношение сторон экрана или форматное соотношение — это отношение горизонтальной и вертикальной стороны экрана устройства, понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея.
Таблица соотношения сторон экрана телевизора монитора
Соотношение сторон экрана
Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 см интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaroid «SX-70» и тип-600. Считается, что особенности этих технологий и формат кадра стали основой квадратных изображений социальной сети Instagram. В кинематографе квадратный кадр 18,67×18,67 миллиметра использовался для фильмокопий системы «Суперскоп», при проекции дававший широкоэкранное изображение. В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.
Модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладают таким соотношением сторон экрана. В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно. В 2010х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.
С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1дюйму (25,4мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.
Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.
В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.
Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16мм киноплёнке.
С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1) классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932г. Американской академией киноискусства. Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.
В середине 1950х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.
Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX. Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти 100лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.
Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах. При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.
Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015г.. 01.06.2011г. Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания). В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК. Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.
Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей. В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.
Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures») первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран. Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953г., обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае 1953г. кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта. В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.
В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16».
Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920x1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ. Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.
Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1). Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1. Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат.
Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология также называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960x1440.
Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы "Apple" в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.
Соотношение сторон имеет разрешение:
— 5.8” дюйма, Full HD+ 2280x1080 пикселей, 1080p, 19:9.
— 6.1” дюйма, Full HD+ 3040x1440 пикселей, 1440p, 19:9.
— 6.4” дюйма, Full HD+ 3040x1440 пикселей, 1440p, 19:9.
Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70мм и сферической оптики. Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1. В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.
Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009г. Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1.
Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение
В 1953г., кинокомпанией «20 век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope»), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri».
Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и тому подобное.
В 1970г. для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1. Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.
Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55». Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954г., когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.
Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1. Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35мм синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.
В 1957г. «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1.
В 1959г. «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.
Всем привет! Сегодня хотим поднять тему стремительно растущего сегмента моделей с соотношением сторон 21 к 9.
Ultrawidescreen’ы начали появляться в консьюмерском секторе пару-тройку лет назад. Одними из первых популярных моделей были различные варианты от LG с разрешением 2560*1080, сейчас 21:9 есть почти у каждого крупного вендора. О плюсах, минусах и подводных камнях таких мониторов сегодня и поговорим.
История соотношений сторон экранов насчитывает десятка два различных вариантов, большая часть которых (если не все) перечислены в Википедии. В компьютерной технике сильнее всего прижились следующие варианты: 4 к 3 (классические 800*600, 1024*768 и 1600*1200), 5 к 4 («офисные» 1280*1024), 16 к 9 (сюда же можно отнести 16 к 10), которые сейчас наиболее распространены и «экзотический» 21 к 9 (2.37), не имеющий реального аналога в кино- и тв-формате. Ближайшим отношением (2.39) является т.н. стандарт scope, появившийся в 70-х годах и впоследствии ставший одним из стандартов широкоформатного цифрового кинематографа.
Сегодня 21 к 9 активно используется в кинотеатрах и потихоньку приходит в офисные и домашние модели мониторов.
Преимущества 21:9
При прочих равных (разрешение по высоте и, собственно, сама высота дисплея) 21:9 выигрывают у «современной классики» 16:9 почти во всём, что касается удобства работы с контентом. Разместить несколько документов бок-о-бок, открыть какой-нибудь Photoshop или 3Ds Max с горой рабочих панелек и не заслонять основную рабочую зону — бесценно.
Из мониторов с соотношением сторон 21:9 (особенно с изогнутыми панелями) получаются отличные мультимониторные конфигурации, а установленные вертикально три ультраширокоформатника обеспечивают внушительную площадь с соотношением сторон 27 к 21 (она же 9 к 7, максимально близкая к «квадрату», т.е. фигуре с максимальной площадью для своей диагонали).
Многие мониторы с подобной конфигурацией умеют работать в режиме Virtual Split Screen, представляясь системе двумя / тремя мониторами. Таким образом можно использовать нативные средства Windows 7, 8 и 10 по размещению окно бок-о-бок и ставить 4-6 приложений рядом друг с другом.
В случае с 32-34-дюймовыми моделями часто встречается разрешение 3.5k*1.5k (3440*1440). Итоговая нагрузка на видеоадаптер получается ниже, чем при использовании 4k2k-монитора, а ещё такое разрешение сравнительно легко переваривает большинство ноутбуков с выходом HDMI.
Теоретически 4k2k должно также работать без проблем с HDMI 1.4a, на практике из трёх различных моделей мониторов только одна завелась на ноутбуке без проблем. А частота обновления в 30Гц при работе с ОС заставит глаз дёргаться даже у самых терпеливых пользователей.
Недостатки
Подобный формат создаёт как плюсы, так и минусы. Если не учитывать банальные «геометрические» проблемы (нехватку места, например), то в полный рост встанут проблемы технологические.
Обеспечить равномерность подсветки такого монитора сложнее, как с точки зрения однородности распределения яркости, так и в плане цветовой температуры. Какими бы прекрасными углами обзора ни обладала матрица, с соотношением сторон 21:9 мы будем наблюдать края дисплея под куда менее благоприятным углом, чем в случае с 16:9 или 4:3 при таком же расстоянии от монитора до глаз. Впрочем, этот недостаток компенсируется тем фактом, что при просмотре фильма идеальная цветопередача не так важна, а при работе с графикой крайние части будут заняты всякими менюшками.
Основная же софтовая проблема скрыта в области старых (да и не только старых, привет криворуким программистам из Ubisoft!) игрушек и старого же софта. В отсутствие поддержки широкоэкранного режима игры будут либо растянуты по горизонтали почти вдвое, либо занимать только центральную часть дисплея. Те же игры, которые имеют любительские widescreen-патчи, обычно обзаводятся поддержкой разрешений с соотношением сторон 16:9 (или 10). К счастью, некоторые модели мониторов умеют переходить в режим 16:9 или 4:3 автоматически, в зависимости от поданного сигнала.
Что касается старых приложений, то здесь проблема одна: масштабирование интерфейса. Windows 8.1 и Windows 10 по умолчанию предлагают 125% масштабирование для высоких разрешений, чтобы облегчить пользователю работу и снизить нагрузку на глаза. Современные приложения отлично справляются с масштабированием, а вот всякие штуки, написанные на Delphi и Pascal, могут с лёгкостью либо превратиться в блюрное непотребство (как Skype) или просто «поехать»: текст не будет вмещаться в менюшки и кнопки, сами кнопки могут уехать из форм. Данная проблема затрагивает в целом все мониторы с высоким разрешением, но конкретно 21:9 модели в Windows часто получают масштабирование по умолчанию из-за высокого разрешения по оси X.
Интересные модели
Сравнительно недорогой (особенно с учётом того, что доллар нынче болтается в районе 60-65 рублей) и интересной моделью является Samsung S29E790C, 29-дюймовый суперширокоформатник с изогнутой VA-матрицей.
Собственно, изгиб матрицы помог побороть некоторые конструктивные особенности VA-технологии и улучшить углы обзора по краям монитора. Основные достоинства прямо вытекают именно из VA-технологии: высокая контрастность изображения, отличный уровень чёрного, достаточно высокая скорость отклика (всего 4 мс GTG) и в целом особых нареканий к качеству отображаемой картинки нет. Кроме того, Samsung может похвастаться отличной эргономикой: здесь вам и flicker-free подсветка (которая не напрягает глаза на низкой яркости), и удобная подставка со всеми возможными регулировками.
Спорный вопрос — не самое высокое разрешение, всего 2560*1080. С одной стороны, не будет проблем на сравнительно недорогих видеокарточках. С другой… высокое разрешение есть высокое разрешение, после 4k2k даже смотреть на 2560*1440 не хочется. Для игрушек хватит GTX 960 на средних и высоких настройках, в зависимости от игрушки, и GTX 970 для запуска на максимальных.
Цена вопроса — чуть больше 32 000 рублей.
Если же вам хочется монитор с диагональю 34 дюйма, то здесь вариантов два. Один, опять же, с разрешением 2560*1080: LG 34UM65. Если прошлогодние LG в 29 дюймовом варианте было сложно рекомендовать к покупке, то в 34-дюймовочках корейцы исправили все основные косяки.
Подсветка стала FlickerFree, цветопередача и цветовой охват на заводских настройках заслуживают твёрдые пять баллов в этой ценовой категории, а фирменные технологии позволяют превратить один монитор в четыре (!), расставив кучу окон так, как вам нравится. Единственный минус — подставка у Samsung’а намного интереснее и удобнее. Никакого ощущения «парящего» монитора эта псевдостекляшка не даёт, а вот пыль собирать будет.
С более высоким разрешением внимание стоит обратить на AOC u3477Pqu, которого, к сожалению, у нас сейчас нет. За вполне разумные деньги вы получите отличную матрицу (внутри стоит псевдодесятибитная матрица LG LM340UW1-SSA1 (8 бит + FRC)) с потрясающим цветовым охватом, отличной заводской калибровкой, приятным полуматовым покрытием, а сам монитор обладает неплохой эргономикой.
Например, его подставка позволяет повернуть дисплей на 90 градусов и использовать его вертикально. Плюс в карму модельке, не надо ничего химичить для мультимониторной конфигурации с VESA-креплениями.
47-49 тысяч рублей это один из самых интересных широкоформатников, т.к. он обеспечивает отличное качество картинки и приемлемую скорость работы для игрушек. В копилку плюсов стоит добавить отличный комплект поставки: все необходимые провода для подключения на нативном разрешении есть в комплекте. Тратить на какие-нибудь HDMI 1.4 и USB A => USB B дополнительную тысячу рублей зачастую нет никакого желания.
Минусы тоже есть, куда же без них. Псевдобезрамочный дизайн именно что псевдо: в реальности рамки вполне приличные, пусть и спрятаны за основной поверхностью. Да и глянцевая подставка быстро пачкается и собирает пыль.
Минимальная яркость подсветки при стандартных настройках чрезмерна, а её равномерность оставляет желать лучшего: чёрное поле покрыто неравномерными пятнами при съёмке с длинной выдержкой. На повседневной работе это почти не сказывается, но подобные косяки говорят о невысоком уровне контроля на сборочной линии. Добиться качественной цветопередачи смогли, а отстроить положение светодиодной подсветки — нет. Ну и подобное разрешение просит уже GTX 970 или R9-390 для комфортных FPS в играх.
Альтернативой AOC’у может стать вот этот Samsung, «старший брат» той модели, что мы советовали выше. Те же плюсы, те же минусы, с поправкой на более высокое разрешение и почти вдвое более высокую цену. К сожалению, соотношение цены и получаемого результата достаточно далеко от младшей модели, и если за эти 63-64 тысячи у вас есть возможность взять два 29-дюймовика и добавить на VESA-кронштейн, поставить их один над другим и получить большую рабочую площадь в итоге… В общем, если есть место и возможность подключения — два младших Samsung’а выглядят интересней, чем их большой брат.
На этом на сегодня всё, если есть вопросы — задавайте, постараемся ответить
Читайте также: