Nicam стерео что это в телевизоре
Правила
применения оборудования систем телевизионного вещания.
Часть IV. Правила применения оборудования стереозвукового сопровождения аналогового телевизионного вещания системы NICAM 728
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26 сентября 2008 г. N 59)
С изменениями и дополнениями от:
23 апреля 2013 г.
ГАРАНТ:
См. справку о правилах применения средств связи
См. Часть I. Правила применения передатчиков эфирного телевидения
См. Часть II. Правила применения оборудования сетей кабельного телевизионного вещания
См. Часть III. Правила применения оборудования системы условного доступа
I. Общие положения
1. Правила применения оборудования систем телевизионного вещания. Часть IV. Правила применения оборудования стереозвукового сопровождения аналогового телевизионного вещания системы NICAM 728 (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2895; N 52 (часть I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 10, ст. 1069; N 31 (часть I), ст. 3431, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 8; N 7, ст. 835; 2008, N 18, ст. 1941) в целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
2. Правила устанавливают обязательные требования к параметрам оборудования системы NICAM 728 при использовании его в сети связи общего пользования и технологических сетях связи в случае их присоединения к сети связи общего пользования.
3. Правила распространяются на оборудование системы NICAM 728, предназначенное для передачи стереозвука в телевизионных (далее - ТВ) программах, в случае его применения в сети ТВ вещания.
4. Оборудование системы NICAM 728 идентифицируется как радиоэлектронные средства (далее - РЭС), предназначенные для формирования и передачи радиосигналов в системах телевизионного вещания, и в соответствии с п. 27 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 896 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 2, ст. 155), должно пройти процедуру обязательной сертификации в порядке, установленном Правилами организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2005 г. N 214 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 16, ст. 1463).
5. Оборудование системы NICAM 728 применяется в полосах радиочастот, разрешенных для использования Государственной комиссией по радиочастотам.
II. Требования к оборудованию системы NICAM 728
6. Оборудование системы NICAM 728 обеспечивает цифровую передачу информации на дополнительной третьей несущей в спектре радиоканала вещательного телевидения (далее - радиоканал).
7. Система NICAM 728 включает в себя подсистему кодирования звуковых сигналов и подсистему передачи данных на дополнительной несущей по радиоканалу.
8. Требования к параметрам частотных диапазонов и номерам радиоканалов приведены в приложении N 1 к Правилам.
9. Для цифрового потока в системе NICAM 728 устанавливаются следующие обязательные требования:
1) к формированию пакета цифровых звуковых отсчетов согласно приложению N 2 к Правилам;
2) к циклу временного объединения в системе NICAM 728 согласно приложению N 3 к Правилам;
3) к перемежению битов полезной нагрузки согласно приложению N 4 к Правилам;
4) к скремблированию согласно приложению N 5 к Правилам;
5) к управлению режимом передачи согласно приложению N 6 к Правилам.
10. Требования к параметрам радиосигнала изображения приведены в приложении N 7 к Правилам.
11. Требования к параметрам радиосигнала звукового сопровождения: отношение номинальных мощностей канала изображения и канала звукового сопровождения составляет 10:1 (10 дБ). При вводе сигнала несущей NICAM допускается повышение этого отношения до 11 дБ.
12. Требования к параметрам радиоканала системы NICAM 728 приведены в приложении N 8 к Правилам.
13. Требования к параметрам устойчивости оборудования к воздействию внешних факторов приведены в приложении N 9 к Правилам.
Информация об изменениях:
15. Требования к параметрам электропитания приведены в приложении N 11 к Правилам.
16. Список используемых обозначений и сокращений приведен в приложении N 12 к Правилам (справочно).
- Приложение N 1. Требования к параметрам частотных диапазонов и номерам радиоканалов
- Приложение N 2. Требования к формированию пакета цифровых звуковых отсчетов
- Приложение N 3. Требования к циклу временного объединения в системе NICAM 728
- Приложение N 4. Требования к перемежению битов полезной нагрузки
- Приложение N 5. Требования к скремблированию
- Приложение N 6. Требования к управлению режимом передачи
- Приложение N 7. Требования к параметрам радиосигнала изображения
- Приложение N 8. Требования к параметрам радиоканала системы NICAM 728
- Приложение N 9. Требования к параметрам устойчивости оборудования к воздействию внешних факторов
- Приложение N 10. Требования к параметрам электронной эмиссии от оборудования NICAM 728 (исключено)
- Приложение N 11. Требования к параметрам электропитания оборудования NICAM 728
- Приложение N 12 (справочное). Список используемых обозначений и сокращений
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
NICAM
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 июня 2014; проверки требуют 3 правки.
NICAM (англ. Near Instantaneous Companded Audio Multiplex) — разновидность цифровой компрессии звука с потерями. Используется в качестве цифрового стандарта передачи стереофонического звукового сопровождения высокого качества в телевещании.
Разработка стандарта была начата в 1983 году инженерами BBC, совместно с рядом компаний Великобритании, по заказу отдела разработок BBC. Спустя три года, совместная техническая спецификация на стандарт NICAM, для использования совместно с телевизионным стандартом I, была одобрена правительством Великобритании. Стандарт также был успешно адаптирован для работы и с телевизионными системами B, G, H, а также D, K которые используются во многих странах Европы и всего мира.
Прежде, чем о системе NICAM всерьёз заговорили, как о вполне реальной системе передачи звукового сопровождения в телевизионном вещании с использованием цифрового кодирования, в рамках европейских стандартов была проведена серия испытаний системы в различных условиях, и окончательная оценка оказалась очень высокой.
Первый и самый важный вывод: несмотря на заметное понижение параметров дискретизации и уровневого кодирования, по сравнению со стандартом, принятым для студий звукозаписи, качество звука, в том числе стереофонического, воспроизводимого на приёмном конце, оказалось достаточно высоким, чтобы отнести систему к классу Hi-Fi.
Приятным дополнением к этому следует считать невероятно высокую устойчивость системы при слабых сигналах на входе телеприемника. Многократные проверки надежно показали, что по системе NICAM удается воспроизводить стереозвуковое сопровождение вполне приемлемого качества при входном сигнале настолько слабом, что изображение можно зафиксировать с большим трудом, а аналоговый звук практически не прослушивается[1].
Телевизионный приёмник автоматически определяет наличие стереофонического звукового сопровождения одного из этих стандартов, осуществляя переключение декодера. Полное разделение двух каналов звука NICAM позволяет передавать как стереофоническую фонограмму, так и двуязычное звуковое сопровождение[1].
- Система NICAM совместима со всеми вещательными стандартами, использующими стандарт разложения 625/50. Это, главным образом, стандарты PAL B, G, H и I, а также SECAM D и K[1].
Аналоговый звук (моно)
- Относительный уровень мощности ЧМ-сигнала моно — −11 дБ
- Передаваемый спектр поднесущей моно — 6,5 ± 0,05 МГц
Цифровой звук (стерео);
- Стандарт вещания NICAM728;
- Относительный уровень мощности модулированного цифрового стереосигнала NICAM — −26 дБ (типовое значение);
- Полоса частот, занимаемая сигналом NICAM — 5,85 ± 0,25 МГц;
- Скорость передачи данных NICAM — 728 кбит/c;
- Вид модуляции — дифференциальная QPSK;
- Разрядность квантования — 10 бит на отсчёт[1];
- Частота дискретизации — 32 кГц[1];
- Передаваемая полоса частот звука в двух каналах: 20 Гц — 15 кГц[1].
Стереозвук на телевидении
Подробное описание стереозвукового стандарта вещания и его разновидностей.
Наиболее очевидный смысл — применение стереофонического телевизора в связке со стерео видеомагнитофоном (при условии, что видеоматериал будет записан в стерео режиме), но это не совсем или точнее нужно сказать совсем не телевидение.
Для начала немного общей информации.
Давайте немного разберемся, что же такое стерео?
Особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, откуда исходит звук. При моно записи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника. При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину исходящей из одной точки.
В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга, и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии, чаще всего, каждый источник звука записывается отдельно. Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала. При этом задается необходимое их пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.
Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки приходящие с тыльной стороны отсутствуют. Так же было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания. Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических. Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины, и получал звуковую информацию со всех сторон. К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены, эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при разработке многоканальных систем домашнего кинотеатра.
Cтереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени телевизор оставался досадным исключением. Разработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. С начала 80-х годов в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком.
К сожалению, телевизионное стерео вещание у нас в стране до сих пор находится на зачаточном уровне. Самое в этом любопытное, что именно в СССР были проведены одни из первых опытов стереофонического телевидения. Было это в 70-х годах, и выглядело следующим образом. На УКВ в стерео режиме одновременно с телевизионной программой транслировалось её звуковое сопровождение. Обычно это были записи опер из большого театра. Но надо признать, всё это выглядело не слишком удобным, и уже по этой причине было малопригодно к массовому использованию.
В настоящее время в мире используются две системы стереофонического телевидения. Они вполне совместимы с обычными телевизионными форматами.
Это — Немецкое стерео (A2) и Nicam.
Первая система проста до жути. Сумма двух каналов передается как обычное звуковое сопровождение (т.е. с FM-модуляцией). На дополнительной частоте передается сигнал правого канала.
B/G (поднесущие звука 5,5MГц; 5,742MГц)
D/K (поднесущие звука 6,5MГц; 6,258MГц)
Таким образом, монофонический телеприёмник воспримет передачу как обычную (моно), а стереофонический вычтет из суммы правый канал и получит левый. У метода, конечно, есть изъяны. Недостаточно широкий диапазон звуковых частот (40-15000 Hz вместо хотя бы 40-20000) и высокий уровень шума (-50 dB вместо хотя бы 70)и искажений. У нас же он не идёт совсем не по этой причине. Просто для её осуществления требуется на телевизионной станции устанавливать дополнительный передатчик для правого канала. Казалось бы, её легко можно осуществить в кабельных сетях, но там мешает другое. Наличие дополнительной несущей звука ввиду интермодуляционных искажений осложняет вещание в смежных телевизионных каналах, зашумляет соседний, требует другого взаимного расположения каналов в эфире.
Хотя, надо отметить, что в небольших сетях стандарт A2 успешно применяется (например, для ретрансляции телевизионных стерео программ со спутника).
Но, в 1986 году специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стерео вещания NICAM, существенно более качественная, чем аналоговые системы. Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ улучшенного качества D2-MAC. Но затем, в 90-е годы, NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.
Система Nicam сложнее уже тем, что цифровая. Весь поток данных (два канала аудио и служебные данные) при этом компрессирован в 728 кбит/с. Это хоть и цифра, но даже далеко не компакт-диск. Изначально 14 бит вместо 16, частота дискретизации 32 вместо 44,1 kHz. В итоге полоса звуковых частот 30-15000 Hz. Хотя это лучше, чем у А2. Да и дополнительного передатчика не требуется, т.к. звуковой сигнал передается в составе видеосигнала на частоте поднесущей 5,85 МГц. Однако все телевизионные центры придется оснастить аппаратурой кодирования Nicam, что в условиях нашей страны пока несколько накладно.
Хотелось бы отметить, что не все стерео телевизоры имеют встроенные декодеры для воспроизведения стереозвука в стандартах A2 и Nicam.
Системы многоканального звука
В середине семидесятых годов фирма Dolby Laboratories (США), известная своими изобретениями в области звука, разработала систему записи звука на кинопленку, получившую название Dolby Stereo. Эта система позволяет закодировать необходимые четыре канала в двух звуковых оптических дорожках, расположенных на кинопленке. В кинотеатре двухдорожечный сигнал считывается с пленки и с помощью декодера преобразовывается обратно в четыре канала. Без декодера звук воспроизводится как при обычном стерео. В настоящее время по этой технологии озвучивается большинство художественных кинофильмов. Аппаратурой Dolby Stereo оборудовано более 17500 кинотеатров мира.
На рисунке ниже представлена схема кодера для системы Dolby Surround Pro-Logic.
Полоса частот ограничивается полосовым фильтром (BPF) от 100 Гц до 7 кГц
Сигнал обрабатывается шумоподавителем — процессором Dolby B-type Noise Reduction
Сигнал S сдвигается по фазе на +90 и -90 градусов, таким образом, составляющие сигнала S, предназначенные для сложения с Lt и Rt, оказываются в противофазе друг с другом.
Совершенно ясно, что сигналы L и R не влияют друг на друга, они совершенно независимы. На первый взгляд не столь очевидно, но факт — между сигналами C и S развязка теоретически также идеальная. Действительно: в декодере сигнал S получается как разность сигналов Lt и Rt. Но в этих сигналах присутствуют совершенно одинаковые компоненты сигнала С, которые при вычитании взаимно компенсируются. Напротив, сигнал C выделяется декодером, как сумма Lt и Rt. Так как компоненты сигнала S, присутствующие в этих сигналах, находятся в противофазе, при сложении они также взаимно компенсируются.
Такое кодирование позволяет передать сигналы S и C с высокой степенью развязки при одном условии: если амплитудные и фазовые характеристики физических каналов, по которым передаются сигналы Lt и Rt, абсолютно идентичны. Если имеется некоторый дисбаланс между каналами, развязка уменьшается. Например, если компоненты сигнала С в каналах Rt и Lt из-за разных характеристик каналов передачи окажутся неодинаковыми, произойдет нежелательное проникновение (crosstalk) части сигнала С в канал S.
Системы DSS и DPL являются аналоговыми, и при бурном развитии систем цифровой звукозаписи вполне логичным явилось появление цифровой системы Dolby Digital AC-3 (Audio Coding — 3). Впервые она была применена в 1992 году, в кинотеатрах с многоканальным звуком, а с 1994 года ее начали использовать для звукового сопровождения непосредственного теле- и радиовещания со спутников. Система АС-3 позволяет получать на выходе шесть каналов звука. Из них пять полнодиапазонных (30-20000 Гц): три фронтальных — левый, центральный, правый и два тыловых, а так же низкочастотный (20-120 Гц) канал сабвуфера. Система АС-3, по мнению экспертов, считается на сегодняшний день одной из наиболее перспективных систем объемного звучания. Она принята в качестве звукового стандарта для лазерных видеодисков формата DVD.
MPEG Multichannel или MPEG-2 Audio так же как и предыдущий стандарт применяется для записи звука на DVD видеодиски. Создан он был в рамках разработки цифрового стандарта вещательного телевидения MPEG-2. AC-3 и MPEG-2 Audio обеспечивают примерно одинаковое качество шестиканального звука. Хотя некоторые специалисты отмечают большую гибкость последнего, вследствие возможности переменной скорости записи звуковых данных.
Словарь
Объяснения некоторых терминов, используемых для описания цифрового звукового сопровождения в аналоговом телевидении
DQPSK (Differential Quadrature Phase Shift Keying) — дифференциальная квадратурная фазовая манипуляция, наиболее энергетически экономичный вид модуляции. Дифференциальное кодирование цифрового потока позволяет использовать в приемнике не только синхронную демодуляцию, но более простую — разностную
DVB (Digital Video Broadcasting) — цифровое телевидение, в котором сигнал изображения и звука передается в цифровом виде. Сегодня практически используются два варианта: наземное (DVB-T) и спутниковое (DVB-S)
Multiplex — мультиплексирование или уплотнение (аналоговое или цифровое) путем объединения нескольких входных сигналов в один выходной. Примером аналогового мультиплексирования может служить стереовещание в УКВ/FM-диапазоме
NICAM (Near Instantaneously Companded Audio Multiplex) — почти мгновенно компандированный звуковой сигнал с уплотнением
Российский опыт
Первая попытка внедрения стереозвука в отечественное телевидение была предпринята более сорока лет назад. Когда разрабатывалась наша система стереорадиовещания с полярной модуляцией для диапазона УКВ, то надтональная несущая была специально выбрана равной 31,25 кГц, то есть удвоенной частоте строчной развертки, принятой в отечественном ТВ. Это создавало предпосылки быстрого внедрения стереозвука и в телевидении. Однако дальше благих намерений дело не пошло.
Аналоговое стерео
Специальные телевизоры для России с декодерами NICAM появились только в последнее время. До этого мультисистемные ТВ и видеомагнитофоны поставлялись из Европы, где от них требовалась совместимость с германской аналоговой системой стереосопровождения, разработанной еще в 1975 году и известной под названием А2 или двухтональной (по-немецки — Zweiton). На таких аппаратах присутствует обозначение A2/NICAM, где А2 указывает именно на эту аналоговую систему. В системе А2 для передачи звука используются две поднесущие — 5,5 МГц (монозвук для стандарта B/G) и дополнительная 5,74 МГц. На частоте 5,5 МГц передается суммарный сигнал стереоканалов (это обеспечивает совместимость с существующим парком монотелевизоров), а на дополнительной — только правый канал.
Все больше производителей начинают поставлять в Россию телевизоры с возможностью приема стереосопровождения по системе NICAM. Сегодня, например, все новые телевизоры Samsung (от 14" до самых больших) могут принимать стереозвук (на фото — модель CS-21M20)
Общая скорость передачи цифрового потока 728 кбит/с — отсюда и полное название NICAM 728. Однако при передаче цифровая информация не остается 14-разрядной. Для более эффективного использования канала она компандируется цифровым способом до 10-разрядной. При этом для сигналов с большим уровнем просто отбрасываются от одного до четырех младших битов, значением которых в данном случае можно пренебречь. А при удалении старших битов используется кодирование с масштабным множителем, позволяющее полностью восстановить в приемнике исходный цифровой 14-разрядный сигнал.
Для приема стереосопровождения по системе NICAM можно использовать Hi-Fi-видеомагнитофон, предназначенный для европейского рынка (таких большинство е России) с обозначением А2/NICAM. Сегодня это может быть уже и комбинация DVD-VHS или даже DVD-рекордер. Причем телетюнеры с приемом NICAM есть в любых DVD-рекордерах независимо от используемого носителя. На фото показан комбинированный Hi-Fi-видеомагнитофон с DVD-проигрывателем JVC HR-XV2
Теперь он уже — нам, но, как показала практика, увы, далеко не всем. И пока непонятно, будет ли стереофоническое сопровождение в наземном отечественном телевидении доступно всем до перехода на цифровое телевизионное вещание (DVB), протокол о намерении внедрения которого после 2010 года весной подписало наше правительство.
Расширение стандарта HDMI, названное ARC (Audio Return Channel), в строгом соответствии со своим названием позволяет транслировать звуковое сопровождение в обратном направлении – от телевизора на AV-ресивер или саундбар. Зачем вдруг это может понадобиться, как этим пользоваться и чем отличается ARC от eARC мы расскажем в этой статье.
Телевизор как эпицентр домашней развлекательной системы
Классическая структура системы домашнего кинотеатра включает источник контента, которым может быть проигрыватель дисков Blu-ray, UltraHD Blu-ray или DVD, сетевой мультимедийный плеер или игровая консоль, многоканальный процессор с усилителями мощности или ресивер и устройство отображения – телевизор или проектор. При этом, в большинстве случаев сигнал в такой системе следует в одном направлении – от источника видеоряд и звуковая дорожка передаются на процессор или ресивер, в котором данные, относящиеся к аудио, отделяются и поступают на декодирование, а видео либо сквозным образом транслируются на телевизор или проектор, либо предварительно обрабатываются видеопроцессором ресивера. И, на первый взгляд, никакого реверса здесь не требуется. Но это только на самый первый взгляд.
Прежде всего вспомним, что телевизор всегда был не только устройством отображения, но и источником контента. На борту любого телевизора присутствуют различные тюнеры (аналоговые и цифровые) для приема телепрограмм – именно это отличает телевизор от монитора. Кроме того, современные телевизоры практически все способны подключаться с домашней компьютерной сети и оснащаются встроенными мультимедийными проигрывателями. Ну и, наконец, многие модели используют различные платформы Smart TV, предлагающие широчайший спектр самого разнообразного контента. И, несмотря на то, что внешние мультимедийные плееры зачастую обеспечивают картинку более высокого качества, а их функционал часто бывает богаче встроенных в телевизоры решений, основная масса пользователей вполне удовлетворены интегрированными в телевизор возможностями и выбирают именно этот вариант за удобство.
Но если телевизор стал источником контента, то стройная схема коммутации, описанная выше, требует адаптации под новые вводные. То есть, если вас удовлетворяет звучание динамиков, встроенных в телевизор, то никаких проблем нет. Правда, зачем тогда городить вокруг него продвинутую многоканальную аудиосистему или ставить саундбар – очевидно, что так поступают в случае, если хотят радикально улучшить качество звучания телевизора. А значит появляется необходимость передавать аудио от телевизора на процессор, ресивер или саундбар. До появления расширения ARC стандарта HDMI для решения этой задачи использовали цифровой оптический интерфейс Toslink. Все телевизоры в обязательном порядке имели цифровой выход Toslink, который подключался к соответствующему входу AV-процессора, ресивера или саундбара. Кстати, несмотря на массовое распространение HDMI ARC, до сих пор для обеспечения совместимости со старой техникой наличие выходных оптических портов обязательно для любого телевизора.
HDMI ARC – на все случаи жизни
В спецификации ARC для обратной трансляции аудиопотока выделена полоса 1 Мбит/сек., что позволяет передавать пяти- и семиканальное аудио в стандартах Dolby Digital и DTS, а также стерео в несжатом формате PCM. Главным недостатком ARC считается фактическая необязательность его реализации в полном объеме. То есть, в какой степени декларируемый в стандарте функционал будет реализован в конкретном устройстве определяет производитель. В результате конкретная модель телевизора может передавать по обратному каналу, например, только сигнал Dolby Digital или только PCM.
HDMI eARC – светлое будущее коммутации
А что же завтра? Современной версией обратного аудиоканала стал eARC (Enhanced Audio Return Channel), который включен как неотъемлемая часть в стандарт HDMI 2.1. Главным новшеством расширенного обратного аудиоканала стала существенно более широкая полоса пропускания – скорость передачи аудиопотока для eARC составляет уже 38 Мбит/сек., что позволяет транслировать восемь каналов несжатого аудио с параметрами 24 бит/192 кГц. То есть, обратный канал eARC способен передавать саундтреки в новейших форматах Dolby TrueHD, DTS-HD Master Audio, Dolby Atmos и DTS:X, а также многоканальное аудио LPCM с параметрами 24 бит/192 кГц, в котором часто записан саундтрек на дисках Blu-ray и UltraHD Blu-ray с концертными программами. Плюс в стандарт HDMI, наряду с eARC, наконец интегрируется протокол CEC, позволяющий использовать один пульт ДУ для управления несколькими компонентами системы. К примеру, с помощью пульта телевизора регулировать громкость саундбара.
Расширение ARC стандарта HDMI стало логичным развитием функционала интерфейса, необходимым для сохранения реноме универсального стандарта коммутации компонентов развлекательных систем. И его усовершенствованная версия eARC работает на решение той же задачи, поддерживая актуальность HDMI на новом витке технического прогресса.
Читайте также: