Frc в телевизоре что это
Выбор 4к телевизора
Модели 2014 года.
Sony
XBR-85X950B, 4K, активное 3-д
Максимальное разрешение и система X-tended Dynamic Range Pro.
4K
Triluminos
4K X-Reality Pro
X-tended Dynamic Range Pro
Local dimming (ковровая LED, Full Direct LED)
Long Duct speaker (металлическая трубка 1.2м)
Quick start (включение за 2 сек)
Motionflow 960 / 800
HDMI 2.0
HEVC
Sony Entertainment Network with TV apps
WiFi
One-flick remote
США: XBR-65X950B и XBR-85X950B.
Европа: 85X955B.
XBR-65X950B, 4K, активное 3-д
XBR-79X900B, 4K,
Дизайн Wedge, мощные динамики с ферромагнитной жидкостью (патент, это вещество использовалось NASA в космосе)
4K
Triluminos
4K X-Reality Pro
Wedge дизайн
X-tended Dynamic Range
Динамики Magnetic Fluid
Quick start (за 2 сек)
Motionflow 960 / 800
HDMI 2.0
HEVC
Sony Entertainment Network with TV apps
WiFi
One-flick remote
США: XBR-55X900B, XBR-65X900B, XBR-79X900B.
Европа: 55X905B, 65X905B, 79X905B.
XBR-65X900B, 4K, активное 3-д
XBR-55X900B, 4K, активное 3-д
XBR-70X850B, 4K,
"Недорогой" 4к тв от Сони.
4K
Triluminos
4K X-Reality Pro
Quick start (2 сек)
Motionflow 240 / 200
HDMI 2.0
HEVC
Sony Entertainment Network with TV apps
WiFi
One-flick remote
США: XBR-49X850B, XBR-55X850B, XBR-65X850B, XBR-70X850B.
Европа: 49X855B, 55X855B и 65X855B.
XBR-65X850B, 4K, пассивное 3-д
XBR-55X850B, 4K, пассивное 3-д
XBR-49X850B, 4K, пассивное 3-д
Panasonic
Ближе к концу года должны выйти AX900 - серия жк, по заверениям компании, которая не будет уступать в качестве картинки топовой плазме.
Лучшая матрица, самое эффективное локальное затемнение, мощный процессор для смарт.
Диагонали: 55, 65 и 85".
TC-58AX800U, 4K
Матрица 4K Studio Master Drive panel и сертификация THX 4K.
4K
HEVC
HDMI 2.0
DisplayPort 1.2a
DCI 98 % цветовой охват
4K Studio Master Drive
Local dimming Pro
THX 4K сертификат
3D
Life+ with TV apps
Hexa Core PRO
Twin tuner
TV Anywhere
Smart Touch remote
Swipe & Share
WiFi
США: TC-58AX800U, TC-65AX800U, TC-85AX800U.
Европа: TX-50AX800, TX-58AX800, TX-65AX800.
Последний раз редактировалось Игорь 21 апр 2014, 23:07, всего редактировалось 4 раза.
Причина: обновлено
У нас уже было много роликов про дисплеи: мы разбирали все типы LCD-матриц в телевизорах. Сделали один из самых подробных материалов про все виды OLED в смартфонах и ТВ. Также мы рассказывали вам про mini-LED и microLED-дисплеи будущего. Но мы еще ни разу не рассказывали про дисплеи в ноутбуках. А ведь в дисплеях для ноутбуков есть своя особая специфика. Поэтому сегодня мы глубоко нырнём в разновидности дисплеев для ноутбуков. Разберём всё страшные аббревиатуры и узнаем как маркетологи вводят нас в заблуждение?
Разберемся как узнать модель и тип дисплея в вашем ноутбуке? И посмотрим на конкретные примеры ноутов и дисплеев.
Какими бывают матрицы?
Начнём с общей информации. Какие вообще бывают матрицы и какие преимущества и недостатки бывают у каждого из типов?
Несмотря на всё многообразие дисплеев в мире матрицы бывают всего 4 типов:
- TN-подобные
- VA-подобные
- IPS-подобные
- OLED-подобные
TN — Twisted Nematic
TN — это самые дешевые матрицы. Их главный недостаток — малые углы обзора по вертикали, что для ноутбуков особенно критичная проблема. Любое отклонение дисплея вверх-вниз сразу влечет за собой серьезное искажение цветов, а это мало кому понравится.
Второй важный недостаток — плохая цветопередача. А как правило TN-дисплеи имеют тесную глубину цвета: 6 бит на канал. А 8 бит на канал достигается за счет FRC — Frame rate control, то есть быстрого моргания субпикселей.
Субпиксели быстро моргают, из-за этого их яркость приглушается и мы можем смешивать цвета в разных пропорциях, от чего получаем дополнительные оттенки. И мы имеем 6 бит + 2 бита FRC.
Как правило на глаз настоящие 8 бит от 6 бит + FRC вы не отличите. Но для людей чувствительных к мерцанию мониторы с FRC — не лучший выбор. Мерцание FRC может достигать 30 Гц это очень мало и суперзаметно. Короче, иногда FRC — это хуже, чем ШИМ.
Зато есть у TN-мониторов есть важное достоинство — это очень быстрый отклик — 1 мс и ниже. Это очень важно для игр. Поэтому для игровых мониторов TN-матрицы с высокой герцовкой от 120 Гц и выше — это рациональный выбор.
Кстати, в случае с TN-матрицами есть лайфхак. Чем выше у них разрешение, тем выше углы обзора. Поэтому в теории современная TN-матрица с высокой плотностью пикселей может выдавать вполне приличную картинку.
VA — Vertical Alignment
И эти сокращения важно знать. Почему? Часто даже для одной модели ноутов используются различные комплектации экранов. Почему так? Разберемся. Сегодня у нас для этого как раз народный игровой ноутбук от Dell. У него три типа экранов.
Намного более качественное изображение выдают VA-матрицы. В отличие от TN у них отличные углы обзора по вертикали и неплохие углы обзора по горизонтали, но всё равно они ниже, чем у IPS.
В целом, для ноутбуков именно вертикальные углы обзора — критические. Вряд ли вы часто будете смотреть на экран сильно сбоку, а вот для ТВ это может стать проблемой.
Также у VA-матрицы хорошая цветопередача. Они выдают честную глубину цвета 8 бит на канал, либо 8 + 2 бита FRC. Поэтому такие матрицы могут даже подойти для работы с цветом, но естественно, непрофессионально. А главное достоинство таких матриц — глубокий черный цвет, а значит высокая контрастность.
Скорость отклика VA-матриц меньше чем у TN и плюс/минус сопоставима с IPS. Это 5-10 мс. Поэтому самые быстрые VA-мониторы вполне подходят для потной катки в шутер. И в целом, современные VA-матрицы — хороший вариант для потребления контента и игр. Но самый сбалансированный и желанный тип матрицы в ноутбуках — это по-прежнему IPS.
IPS — In-plane switching
У IPS-матриц лучшая цветопередача. Они выдают настоящую глубину цвета 10 бит на канал и поэтому лучше всего подходят для профессиональной работы с цветом. Время отклика дорогих IPS также достойное и составляет от 5 мс. Есть даже дисплеи, на которых рекламируют отклик в 1 мс, но не верьте это хитрая маркетинговая уловка.
Тем не менее, IPS — почти идеальный варинт для всего. Но есть у них недостаток — уровень черного цвета.
IPS-матрицы плохо блокирует фоновую подсветку, из-за чего черный цвет в таких матрицах может иметь фиолетовый оттенок. Особенно это заметно на больших экранах. Поэтому IPS в телевизорах, как правило не используют. Но в мониторах и ноутбуках этот эффект менее выражен, поэтому IPS по-прежнему наше всё. Хотя в будущем всё может измениться. Сейчас стало появляться всё больше моделей ноутбуков с OLED-экранами.
OLED — Organic Light-Emitting Diode
И безусловно не просто так. У OLED масса преимуществ:
- Настоящий черный цвет
- Широкий цветовой охват
- Низкое время отклика, менее 1 мс.
- Компактная конструкция. Пиксели светятся самостоятельно, поэтому не нужно делать LED подсветку.
- Такие дисплеи выгорают. Проблема всё еще не решена, поэтому мы не знаем точно как покажут себя такие дисплее при отображении статичных элементов интерфейса.
- В больших OLED-дисплеях встречается эффект зернистости на однородных цветах, который называется MURA эффект.
- Для регулировки яркости в OLED часто используется ШИМ.
- И конечно, OLED-дисплеи дорогие.
Разные LCD технологии
Казалось бы в чём проблема? Мы узнали про плюсы и минусы всех технологий и теперь каждый из нас может выбрать то, что подходит именно ему. Но сделать это непросто, потому как непросто определить какой дисплей в ноутбуке тебе на самом деле достанется. И проблема тут маркетинге.
Дело в том, что разновидностей технологий матриц огромное количество и все они по-разному называются. Вот взгляните на этот список, тут уже легко запутаться.
Но плюс к этому списку названий, которые мы можем точно отнести к определенному типу дисплея есть еще и ряд “маркетинговых” обозначений, которые вообще могут значить, что угодно.
Во-первых, есть аббревиатуры SVA, WVA и EWV.
SVA значит Standard View Angle, что просто значит стандартный угол обзора. На практике так обозначаются обычные TN-матрицы или их немного улучшенные версии TN+film. Иными словами эта технология не имеет ничего общего с настоящей SVA-матрицей — Super Vertical Alignment, которая относится к VA-подобным матрицам.
Вроде как такая подмена понятия используется только в ноутбуках HP. Тем не менее будьте аккуратны: никто не гарантирует, что этот приём не возьмут на вооружение и другие производители.
Похожая история с аббревиатурами WVA — Wide Viewing Angles и EWV — Enhanced Wide Viewing. Так просто обозначается, что дисплей имеет широкие углы обзора. При этом EWV — это всегда TN-матрица. А вот WVA — может по факту оказаться вообще чем угодно: и TN-матрицей, и VA и IPS. При этом не стоит всё это путать с технологиями AHVA и UWVA, которые являются разновидностями IPS-матриц.
- AHVA (Advanced Hyper-Viewing Angle) — разработана компанией AU Optronics.
- UWVA (Ultra Wide View Angle) — маркетинговое обозначение IPS-матрицы.
Дело в том, что IPS — это не только название технологии, но еще и торговая марка, которая принадлежит LG.
Поэтому только LG имеет право называть свои дисплеи IPS. Поэтому остальным производителям, ничего не оставалось, как придумать что-то своё и так сложилось, что все стали использовать термин матрица IPS-уровня. С другой стороны, так как это достаточно размытый термин за уровнем может скрываться и настоящий IPS или очень прокаченный VA.
Более того, часто магазины упускают из виду, что это IPS-like матрица и просто пишут IPS. Поэтому верить указанным характеристикам в сети нельзя.
Как определить тип матрицы?
Давайте поговорим, о том как нам выжить во всей этой путанице. Как купить комплектацию ноутбука с правильным типом дисплея? Или, если вы уже купили ноутбук — как проверить, что вам досталось?
Возьмём к примеру, бюджетный игровой ноутбук DELL G3 15, тут как раз сложный вариант.
На официальной странице указано что бывает три типа матрицы:
- 60 Гц, 220 нит
- 60 Гц, 300 нит
- 144 Гц, 300 нит
Мы знаем, что WVA — это просто широкие углы обзора, поэтому значить это может, что угодно.
Поэтому перед покупкой обязательно нужно погуглить обзоры, чтобы определить какая на самом деле матрица установлена. Но надо смотреть обзоры на комплектацию, которая вас интересует. Например, на эту модель в комплектации с дисплеем в 144 Гц есть обзор на notebookcheck-ru. Кстати, замечательный ресурс, всем советуем.
Ребята указали не только тип матрицы, но и конкретную модель производства AU Optronics. Кто не знает, это очень крупный производитель дисплеев.
И видим, что тут используется дисплей типа AHVA, что очень хорошо. Потому как это одна из самых передовых технологий IPS-подобных дисплеев. Это первый дисплей IPS типа с частотой обновления 144 Гц и откликом в 4 мс. Короче, тут нам повезло.
Но давайте проверим. какой дисплей стоит конкретно в этом экземпляре.
Для этого ставим утилиту AIDA64. Запускаем её. Дальше Дисплей ->Монитор. И дальше гуглим данные из строчек: Имя монитора, ID монитора и Модель.
У меня оказалось, что это Dell FNVDR с матрицей LQ156D1JW04 (SHP1436) производства Sharp.
Кстати, если например AIDA не выдаёт вам название модели или вы разбили дисплей в ноутбуке и хотите найти замену и вы не готовы ни перед чем останавливаться. Модель дисплея всегда указывается задней стороне матрицы, поэтому сняв верхнюю крышку ноутбука вы сможете узнать модель.
И главный лайфхак. Если вы взяли самую дешевую комплектацию с TN-матрицей, очень часто можно сделать апгрейд, просто заказав себе дисплей из комплектации подороже. Это так, информация для размышления.
Остальные характеристики
Помимо типа матрицы, стоит учитывать и другие характеристики
В первую очередь, это цветовой охват. Для комфортного повседневного использования как правило хватает примерно 57-63% цветового пространства sRGB, это где-то 45% NTSC.
Такого дисплея вам хватит для просмотра контента, игр, и даже для редактирования фото и видео на любительском уровне.
А для профессиональной работы с цветом вам понадобится монитор с охватом 72% NTSC или 90-100% sRGB. Это уже очень хороший дисплей. В этом ноутбуке, к примеру, охват SRGB — 94%.
Цветовой охват больше 100% SRGB нужен только для работы с печатью или для редактирования HDR-видео, то есть это очень узкие сферы.
Также важна яркость монитора, особенно если вы любите поработать за ноутбуком в дороге или на открытом воздухе, на веранде. Тут такая история: на солнце нормально работать получится при яркости от 450 нит. Таких дисплеев очень мало и это премиальный сегмент. А в помещении вам и 250 нит хватит с запасом.
Ну а брать глянцевый или матовый монитор, решайте сами. Профессионалы чаще предпочитают матовый, но и глянцевый тоже многие берут.
Надеемся, что сегодня вы благодаря нам еще больше узнали о сложном и непонятном мире всевозможных дисплеев и мы рассказали вам что-то новое и важное. На этом на сегодня всё.
Разберём все нужные параметры. Будем двигаться от самых значимых критериев до всяких плюшек и прибамбасов. И да, я не ищу самый дешёвый или самый дорогой телевизор — мне нужен оптимальный по цене, качеству и возможностям.
Вот что могут свежие игровые консоли:
— Поддержка HDR;
— Разрешение 8K;
— 120 ГЦ при разрешении 4K;
— VRR, переменная частота кадров телевизора в зависимости от неё же на приставке.
Будем искать такой телевизор чтобы всё это мог. Но сначала пройдёмся по самым базовым параметрам, которые важны не только для игр.
Размер экрана и его разрешение
Конечно, все хотят большой телевизор, чтобы опыт был приближен к просмотру контента, как в кинотеатре. Поэтому я составил табличку оптимального размера экрана для определённого разрешения.
720p — уже не популярное разрешение, да и годится оно только для маленьких телевизоров, до 25 дюймов. Смотреть на такой телевизор придётся с достаточно близкого расстояния. Для телевизора на кухне с горем пополам сойдет, но даже телевизионные каналы уже перешли на Full HD. Кино, весь видео контент тоже.
Поэтому очевидно, что самые популярные телевизоры до сих пор выпускают с разрешением 1920 x 1080 или Full HD. Они стоят недорого, но подобные телевизоры с большой диагональю покупать нет смысла. Всё же видны отдельные пиксели. Оптимальный размер экрана для такого разрешения — от 25 до 40 дюймов. Действительно, даже для 40 дюймов разрешение 4K не имеет особого смысла.
Остались 4K-телевизоры. Сейчас это самое оптимальное разрешение для просмотра любого контента и новейшего поколения консолей. Дело в том, что в ближайшие годы игры будут стабильно запускаться максимум в 4K и 60 кадрах в секунду, за исключением всяких платформеров. А большее разрешение, и тем более большая частота кадров, станет стандартом лишь для следующих версий консолей, которые выйдут через несколько лет.
Такие телевизоры стоит выбирать в вариантах от 45 до 75 дюймов. К тому же 4К даёт больше свободы, можно одинаково комфортно смотреть телевизор как вблизи, так и издалека. Для меня выбор предопределен — это 4К, самое оптимальное разрешение на сегодняшний день. 8K — это, конечно, хорошо, но минусов в этом случае пока хватает.
Из плюсов — поддержка такого разрешения приставкой. Она, конечно, весьма призрачная, и не думаю, что в ближайшее время мы увидим популярные игры в 8K. Ну и, конечно, удивительная детализация изображения.
Что же из минусов? Видеоконтента в 8К негде взять — даже на YouTube такие видео существуют повсеместно лишь для того, чтобы показать возможности самого экрана. А цена телевизора при этом раза в два больше чем такого же в 4К. Естественно, обычно это гигантские телевизоры, сейчас для них среднее значение — это 75-80 дюймов.
Тип матрицы
Объясню чтобы не путаться. LCD (Liquid-crystal display) — это все жидкокристаллические экраны. Так как они не светятся сами, им нужна подсветка — например, большими люминесцентными лампами.
А вот LED (Light-emitting diode) — так называются экраны, где подсветку выполняют светодиоды. Они гораздо меньше, и телевизоры получаются более тонкими.
К LCD или LED относятся TN, VA и IPS матрицы и производные от них. Отдельно выделим OLED, в котором светятся сами пиксели, и QLED — гораздо более продвинутую технологию LED, в которой применяются квантовые точки, смысл которых мы сейчас объясним.
Давайте рассмотрим матрицы в таблице, чтобы сравнить их плюсы и минусы.
TN — недорогие, надёжные, быстрые, но неяркие и с плохой передачей цветов. Такие матрицы устанавливаются везде, где нужен хоть какой-то экранчик.
IPS матрицы — хорошие характеристики по цвету и яркости, но нет глубокого чёрного цвета из-за особенностей подсветки: часть света проникает через экран, частенько лишь в определенной зоне подсветки, из-за чего и возникает такая вещь, как засветы экрана.
VA матрицы — создавались как промежуточное звено между TN и IPS, у них получше время отклика, они более контрастные и яркие, но углы обзора и качество цвета частенько уступают IPS.
QLED матрицы, так их называет Samsung или Quantum Dot. Отсюда буква Q. Такие матрицы есть не только у Samsung. У LG они называются NanoCell, а у Sony — Triluminos. Общее название — экраны на квантовых точках.
Не углубляясь в устройство, стоит сказать, что в этих экранах светятся как диоды, так и отдельные маленькие цветные точки. Проще говоря, диод облучает квантовые точки одним спектром света, а сами точки уже светятся нужным цветом. Получается очень яркая и сочная картинка. Сейчас QLED телевизоры — лидеры по цветопередаче и яркости изображения. Контрастность изображения тоже на высоте, хоть и не самая лучшая. Засветы у таких телевизоров бывают, но критичны они чаще всего из-за неаккуратной сборки, что некоторыми компаниями устраняется по гарантии.
Интересно, например, что LG выпускает матрицы QLED для других брендов — Philips, Panasonic и Sony. Поэтому экраны у них всех по сути одинаковые, а остальная начинка конечно, своя. Те же Philips и Panasonic зачастую стоят гораздо дешевле, и это неплохой лайфхак, если, например, вам от телевизора нужен лишь экран, а звук и телевизионная приставка у вас свои.
Остались OLED матрицы. Они сделаны на основе органических светодиодов, которым не нужна подсветка — они излучают свет сами. А выключенный диод, что логично, абсолютно чёрный, и не выдаёт света вообще. Отсюда самая высокая контрастность, её ещё называют бесконечной. Яркость высокая. Скорость отклика мгновенная. Но эти экраны сложны в производстве, и поэтому самые дорогие.
OLED и QLED отлично подходят для современных игровых консолей. Но так как OLED — это удовольствие дорогое, а разница между этими матрицами видна лишь в полной темноте или при прямом сравнении, то я скорее выберу QLED, ну а вы можете выбрать и органические светодиоды, и менее дорогие IPS или VA-панели.
Кстати, про выгорание QLED и OLED. Оно существует, и это не легенда. Но сейчас нужно специально убивать свой телевизор, чтобы этого добиться. Плюс, в современных моделях есть защита от выгорания — например, статичная картинка на экране порой смещается на несколько пикселей.
Тип подсветки
Этот пункт не актуален для OLED, в котором каждый пиксель светится отдельно, но актуален для всех остальных матриц. Какие бывают типы подсветки?
Edge LED — боковая подсветка матрицы. Светодиоды распределены по периметру экрана. Чтобы равномерно распределить освещение, задний фон матрицы имеет специальный отражатель. Важным преимуществом телевизоров с подсветкой Edge LED является минимальная толщина устройства. Из недостатков — наличие засветов по краям. Засветы могут быть видны в сценах, где преобладают тёмные оттенки.
Direct LED — подсветка матрицы сзади. Светодиоды тут равномерно распределены по всей площади экрана. Эта подсветка делает изображение контрастным и в то же время ярким. Телевизоры с данной технологией отличаются хорошей цветопередачей. Из недостатков можно отметить повышенное энергопотребление и увеличенные габариты корпуса. Ещё в таких телевизорах наблюдается большая задержка (Input lag), из-за чего экраны с подсветкой Direct LED не очень подходят для динамичных игр.
FALD (Full-Array Local Dimming) — технология подсветки, широко используемая в телевизорах фирмы LG. Близким аналогом FALD является подсветка Direct LED. Светодиоды так же расположены равномерно, по всей поверхности матрицы, но выключаются небольшими группами. Это позволяет отображать глубокий чёрный цвет одновременно с яркими насыщенными цветами, но выглядит это всё равно сильно хуже, чем в OLED-телевизорах.
Частота смены кадров
Чем больше частота, тем более плавным кажется движение объектов на экране.
Большинство фильмов, видео на хостингах и телепередач транслируются максимум в шестидесяти кадрах в секунду. Для игр это число может быть и больше. Сейчас производители консолей предлагают играть при 120 FPS — правда, в очень ограниченном количестве игр, которые не нагружены крутой графикой.
Максимальная же частота экрана современных телевизоров достигает аж 240 Гц. Но они не совсем настоящие, а получают их двумя способами. Первый: при помощи мощных процессоров телевизор создаёт дополнительные кадры, чтобы сделать движение плавнее. Так делают Sony и Samsung. Второй способ объединяет вычисления недостающих кадров со сканирующей подсветкой которая включается и выключается с частотой 240 Гц. Тем самым достигается эффект высокочастотной развёртки, но появляются побочные эффекты в виде уменьшения яркости, двоения и мерцания изображения. Конечно, второй способ дешевле.
Высокая частота смены кадров нужна в первую очередь для игр. В кино всегда присутствует смазывание объекта при быстром движении и поэтому смотреть всегда комфортно. Но это не касается компьютерных игр и спортивных телетрансляций. К тому же, чем больше размер экрана телевизора, тем сильнее заметна прерывистость движения объектов в кадре. Поэтому если телевизор вам нужен в первую очередь для игровой приставки, то нужно брать с большой частотой обновления.
Глубина цвета
Она же разрядность, она же битность матрицы, она же количество отображаемых оттенков. Цвет пикселя описывается двоичным кодом, и чем больше разрядность числа, тем больше оттенков можно указать. Ограничение глубины цвета связано также с физическими особенностями строения матрицы.
6-битные матрицы TN (примерно 262 тысячи цветов) — остались уделом маленьких бюджетных телевизоров, которые плохо подходят даже для просмотра фильмов.
10-битные матрицы IPS, OLED и QLED (более миллиарда цветов) — устанавливаются в премиальные телевизоры. Дают гораздо более качественную картинку с плавными цветовыми переходами.
HDR
Это расширенный динамический диапазон. Технология, позволяющая технически отображать больший контраст и количество цветов, чем привычный всем диапазон SDR. По сути, это попытка приблизить картинку на экране к реальному восприятию света и цвета. Чем больше динамический диапазон, тем больше деталей в тени и на свету. Вспышка в тёмном помещении ощущается именно как ослепляющий свет, а не белое пятно.
Экраны OLED и QLED конструктивно уже поддерживают настоящий HDR. Но у него есть несколько стандартов, с которыми творится полнейшая каша, и каждая фирма поддерживает свой.
HDR10 — открытый для использования стандарт для большинства современных устройств. Максимальная яркость картинки в этом формате — 1000 нит. Он использует статические метаданные для определения среднего уровня освещенности кадра и максимальной яркости. Это значит, что средние и максимальные значения освещенности не меняются от сцены к сцене.
HDR10+ — усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи. Максимальная яркость картинки — аж до 4000 нит. Этот формат сейчас поддерживают лишь Samsung, Panasonic, Vizio и Oppo.
Dolby Vision — закрытый и платный лицензируемый формат. Продвинутый стандарт, используется, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит, использует динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и SDR. При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной видеотехнике данный формат обычно сочетается с HDR10 или HDR10+. В iPhone 12, к примеру, используется именно Dolby Vision.
В Dolby Vision доступно больше всего контента. Его можно найти, например, на Netflix и Disney+. Также поддержка Dolby Vision реализована в Xbox Series X и Series S, а вот PlayStation 5 пока что поддерживает лишь обычный HDR10. Но есть надежда на поддержку других стандартов в будущем.
Разъёмы и звук
Сейчас активно используются четыре основных вида подключения любых устройств по HDMI. Сам разъём не меняется, а вот скорость передачи данных в разных стандартах заметно возрастает. В табличке постарался отразить, какие параметры поддерживают конкретные версии HDMI.
В большинстве случаев хватает HDMI 2.0, но как только хочется HDR-картинки в играх и 120 fps — тут без HDMI 2.1 уже не обойтись. Искренне советую брать телевизоры как минимум с одним портом HDMI 2.1. А количество портов нужно выбирать, исходя из числа устройств, которые имеются для подключения. Например это может быть Apple TV, Хbox, PS5, Яндекс.Станция, компьютер. Уже 5 устройств. В большинстве моделей обычно всего 4 порта HDMI и далеко не все они версии 2.1. Для просмотра фильмов в высоком разрешении с внешнего жёсткого диска понадобится USB 3.0 или выше. Обычно двух USB хватает на все случаи жизни.
Софт
Все производители телевизоров оснащают большинство моделей операционной системой разной степени костыльности. Где-то даже есть свой магазин приложений. Обычно предустановленные плееры и приложения закрывают все потребности пользователя. А популярные онлайн-кинотеатры выпускают свои приложения для всех систем. Но лично я использовал бы встроенную систему только если это Android TV. Всё остальное зачастую сильно упрощено.
Итог
Итак. Получается, идеальный телевизор для консолей — это модель от 50 дюймов с матрицей QLED или OLED. С частотой обновления экрана минимум в 60, а лучше в 120 Гц, и хотя бы с одним разъемом HDMI 2.1. Да, это явно удовольствие недешёвое, а сэкономить на новом телевизоре можно, лишь ухудшив какие-то параметры: взять телевизор с IPS-матрицей, удовлетвориться шестьюдесятью герцами, меньшим размером, или стандартом HDMI 2.0, что крайне нежелательно, так как HDR — это очень круто.
Ну и для примера — вот вам несколько новых моделей телевизоров, которые подходят для новых консолей по всем параметрам, ну и соответственно — для всего остального тоже.
Самый жирный по характеристикам и относительно недорогой — LG 65NANO90, от 84 000р на момент этой написания статьи. 65 дюймов, 4К, NanoCell, 120 Гц, HDR10, Dolby Vision, HDMI 2.1 — всё, что надо. Есть более дешёвый, и гораздо более выгодный вариант на 55 дюймов: LG 55NANO90, от 54 000 рублей
Практически аналогичный и по характеристикам и по цене — Samsung QE-65Q70TA, от 78 000 рублей. Все нужные характеристики тоже в наличии: 65 дюймов, QLED, 4К, 120 Гц, HDR10+ и HDMI 2.1. Модель на 55 дюймов тоже есть, Samsung QE-55Q70TA, и стоит она уже от 53 000 рублей.
Если хочется сильно сэкономить, то можно приобрести телевизор от величайшей компании мира, а именно Xiaomi Mi TV 4S 55″. Тут из компромиссов — фальшивый HDR и лишь 60 герц с разъемом HDMI 2.0. Однако тут есть 4K, и цена гораздо вкуснее — около 33 000 рублей.
А если хотите и рыбку съесть, и телевизор хороший выбрать, nо на площадках объявлений можно найти много вариантов флагманов 2017-2019 года по цене бюджетных новых телевизоров, что будет намного интереснее. Вот только времени на проверку, покупку и перевозку таких телевизоров надо будет потратить больше, да и HDMI 2.1 в таких моделях найти будет непросто.
Разберём все нужные параметры. Будем двигаться от самых значимых критериев до всяких плюшек и прибамбасов. И да, я не ищу самый дешёвый или самый дорогой телевизор — мне нужен оптимальный по цене, качеству и возможностям.
Вот что могут свежие игровые консоли:
— Поддержка HDR;
— Разрешение 8K;
— 120 ГЦ при разрешении 4K;
— VRR, переменная частота кадров телевизора в зависимости от неё же на приставке.
Будем искать такой телевизор чтобы всё это мог. Но сначала пройдёмся по самым базовым параметрам, которые важны не только для игр.
Размер экрана и его разрешение
Конечно, все хотят большой телевизор, чтобы опыт был приближен к просмотру контента, как в кинотеатре. Поэтому я составил табличку оптимального размера экрана для определённого разрешения.
720p — уже не популярное разрешение, да и годится оно только для маленьких телевизоров, до 25 дюймов. Смотреть на такой телевизор придётся с достаточно близкого расстояния. Для телевизора на кухне с горем пополам сойдет, но даже телевизионные каналы уже перешли на Full HD. Кино, весь видео контент тоже.
Поэтому очевидно, что самые популярные телевизоры до сих пор выпускают с разрешением 1920 x 1080 или Full HD. Они стоят недорого, но подобные телевизоры с большой диагональю покупать нет смысла. Всё же видны отдельные пиксели. Оптимальный размер экрана для такого разрешения — от 25 до 40 дюймов. Действительно, даже для 40 дюймов разрешение 4K не имеет особого смысла.
Остались 4K-телевизоры. Сейчас это самое оптимальное разрешение для просмотра любого контента и новейшего поколения консолей. Дело в том, что в ближайшие годы игры будут стабильно запускаться максимум в 4K и 60 кадрах в секунду, за исключением всяких платформеров. А большее разрешение, и тем более большая частота кадров, станет стандартом лишь для следующих версий консолей, которые выйдут через несколько лет.
Такие телевизоры стоит выбирать в вариантах от 45 до 75 дюймов. К тому же 4К даёт больше свободы, можно одинаково комфортно смотреть телевизор как вблизи, так и издалека. Для меня выбор предопределен — это 4К, самое оптимальное разрешение на сегодняшний день. 8K — это, конечно, хорошо, но минусов в этом случае пока хватает.
Из плюсов — поддержка такого разрешения приставкой. Она, конечно, весьма призрачная, и не думаю, что в ближайшее время мы увидим популярные игры в 8K. Ну и, конечно, удивительная детализация изображения.
Что же из минусов? Видеоконтента в 8К негде взять — даже на YouTube такие видео существуют повсеместно лишь для того, чтобы показать возможности самого экрана. А цена телевизора при этом раза в два больше чем такого же в 4К. Естественно, обычно это гигантские телевизоры, сейчас для них среднее значение — это 75-80 дюймов.
Тип матрицы
Объясню чтобы не путаться. LCD (Liquid-crystal display) — это все жидкокристаллические экраны. Так как они не светятся сами, им нужна подсветка — например, большими люминесцентными лампами.
А вот LED (Light-emitting diode) — так называются экраны, где подсветку выполняют светодиоды. Они гораздо меньше, и телевизоры получаются более тонкими.
К LCD или LED относятся TN, VA и IPS матрицы и производные от них. Отдельно выделим OLED, в котором светятся сами пиксели, и QLED — гораздо более продвинутую технологию LED, в которой применяются квантовые точки, смысл которых мы сейчас объясним.
Давайте рассмотрим матрицы в таблице, чтобы сравнить их плюсы и минусы.
TN — недорогие, надёжные, быстрые, но неяркие и с плохой передачей цветов. Такие матрицы устанавливаются везде, где нужен хоть какой-то экранчик.
IPS матрицы — хорошие характеристики по цвету и яркости, но нет глубокого чёрного цвета из-за особенностей подсветки: часть света проникает через экран, частенько лишь в определенной зоне подсветки, из-за чего и возникает такая вещь, как засветы экрана.
VA матрицы — создавались как промежуточное звено между TN и IPS, у них получше время отклика, они более контрастные и яркие, но углы обзора и качество цвета частенько уступают IPS.
QLED матрицы, так их называет Samsung или Quantum Dot. Отсюда буква Q. Такие матрицы есть не только у Samsung. У LG они называются NanoCell, а у Sony — Triluminos. Общее название — экраны на квантовых точках.
Не углубляясь в устройство, стоит сказать, что в этих экранах светятся как диоды, так и отдельные маленькие цветные точки. Проще говоря, диод облучает квантовые точки одним спектром света, а сами точки уже светятся нужным цветом. Получается очень яркая и сочная картинка. Сейчас QLED телевизоры — лидеры по цветопередаче и яркости изображения. Контрастность изображения тоже на высоте, хоть и не самая лучшая. Засветы у таких телевизоров бывают, но критичны они чаще всего из-за неаккуратной сборки, что некоторыми компаниями устраняется по гарантии.
Интересно, например, что LG выпускает матрицы QLED для других брендов — Philips, Panasonic и Sony. Поэтому экраны у них всех по сути одинаковые, а остальная начинка конечно, своя. Те же Philips и Panasonic зачастую стоят гораздо дешевле, и это неплохой лайфхак, если, например, вам от телевизора нужен лишь экран, а звук и телевизионная приставка у вас свои.
Остались OLED матрицы. Они сделаны на основе органических светодиодов, которым не нужна подсветка — они излучают свет сами. А выключенный диод, что логично, абсолютно чёрный, и не выдаёт света вообще. Отсюда самая высокая контрастность, её ещё называют бесконечной. Яркость высокая. Скорость отклика мгновенная. Но эти экраны сложны в производстве, и поэтому самые дорогие.
OLED и QLED отлично подходят для современных игровых консолей. Но так как OLED — это удовольствие дорогое, а разница между этими матрицами видна лишь в полной темноте или при прямом сравнении, то я скорее выберу QLED, ну а вы можете выбрать и органические светодиоды, и менее дорогие IPS или VA-панели.
Кстати, про выгорание QLED и OLED. Оно существует, и это не легенда. Но сейчас нужно специально убивать свой телевизор, чтобы этого добиться. Плюс, в современных моделях есть защита от выгорания — например, статичная картинка на экране порой смещается на несколько пикселей.
Тип подсветки
Этот пункт не актуален для OLED, в котором каждый пиксель светится отдельно, но актуален для всех остальных матриц. Какие бывают типы подсветки?
Edge LED — боковая подсветка матрицы. Светодиоды распределены по периметру экрана. Чтобы равномерно распределить освещение, задний фон матрицы имеет специальный отражатель. Важным преимуществом телевизоров с подсветкой Edge LED является минимальная толщина устройства. Из недостатков — наличие засветов по краям. Засветы могут быть видны в сценах, где преобладают тёмные оттенки.
Direct LED — подсветка матрицы сзади. Светодиоды тут равномерно распределены по всей площади экрана. Эта подсветка делает изображение контрастным и в то же время ярким. Телевизоры с данной технологией отличаются хорошей цветопередачей. Из недостатков можно отметить повышенное энергопотребление и увеличенные габариты корпуса. Ещё в таких телевизорах наблюдается большая задержка (Input lag), из-за чего экраны с подсветкой Direct LED не очень подходят для динамичных игр.
FALD (Full-Array Local Dimming) — технология подсветки, широко используемая в телевизорах фирмы LG. Близким аналогом FALD является подсветка Direct LED. Светодиоды так же расположены равномерно, по всей поверхности матрицы, но выключаются небольшими группами. Это позволяет отображать глубокий чёрный цвет одновременно с яркими насыщенными цветами, но выглядит это всё равно сильно хуже, чем в OLED-телевизорах.
Частота смены кадров
Чем больше частота, тем более плавным кажется движение объектов на экране.
Большинство фильмов, видео на хостингах и телепередач транслируются максимум в шестидесяти кадрах в секунду. Для игр это число может быть и больше. Сейчас производители консолей предлагают играть при 120 FPS — правда, в очень ограниченном количестве игр, которые не нагружены крутой графикой.
Максимальная же частота экрана современных телевизоров достигает аж 240 Гц. Но они не совсем настоящие, а получают их двумя способами. Первый: при помощи мощных процессоров телевизор создаёт дополнительные кадры, чтобы сделать движение плавнее. Так делают Sony и Samsung. Второй способ объединяет вычисления недостающих кадров со сканирующей подсветкой которая включается и выключается с частотой 240 Гц. Тем самым достигается эффект высокочастотной развёртки, но появляются побочные эффекты в виде уменьшения яркости, двоения и мерцания изображения. Конечно, второй способ дешевле.
Высокая частота смены кадров нужна в первую очередь для игр. В кино всегда присутствует смазывание объекта при быстром движении и поэтому смотреть всегда комфортно. Но это не касается компьютерных игр и спортивных телетрансляций. К тому же, чем больше размер экрана телевизора, тем сильнее заметна прерывистость движения объектов в кадре. Поэтому если телевизор вам нужен в первую очередь для игровой приставки, то нужно брать с большой частотой обновления.
Глубина цвета
Она же разрядность, она же битность матрицы, она же количество отображаемых оттенков. Цвет пикселя описывается двоичным кодом, и чем больше разрядность числа, тем больше оттенков можно указать. Ограничение глубины цвета связано также с физическими особенностями строения матрицы.
6-битные матрицы TN (примерно 262 тысячи цветов) — остались уделом маленьких бюджетных телевизоров, которые плохо подходят даже для просмотра фильмов.
10-битные матрицы IPS, OLED и QLED (более миллиарда цветов) — устанавливаются в премиальные телевизоры. Дают гораздо более качественную картинку с плавными цветовыми переходами.
HDR
Это расширенный динамический диапазон. Технология, позволяющая технически отображать больший контраст и количество цветов, чем привычный всем диапазон SDR. По сути, это попытка приблизить картинку на экране к реальному восприятию света и цвета. Чем больше динамический диапазон, тем больше деталей в тени и на свету. Вспышка в тёмном помещении ощущается именно как ослепляющий свет, а не белое пятно.
Экраны OLED и QLED конструктивно уже поддерживают настоящий HDR. Но у него есть несколько стандартов, с которыми творится полнейшая каша, и каждая фирма поддерживает свой.
HDR10 — открытый для использования стандарт для большинства современных устройств. Максимальная яркость картинки в этом формате — 1000 нит. Он использует статические метаданные для определения среднего уровня освещенности кадра и максимальной яркости. Это значит, что средние и максимальные значения освещенности не меняются от сцены к сцене.
HDR10+ — усовершенствованная версия HDR10. При той же глубине цвета (10 бит) использует так называемые динамические метаданные, позволяющие передавать информацию о глубине цвета не только для групп из нескольких кадров, но и для отдельно взятых кадров. Благодаря этому достигается дополнительное улучшение цветопередачи. Максимальная яркость картинки — аж до 4000 нит. Этот формат сейчас поддерживают лишь Samsung, Panasonic, Vizio и Oppo.
Dolby Vision — закрытый и платный лицензируемый формат. Продвинутый стандарт, используется, в частности, в профессиональном кинематографе. Позволяет добиться глубины цвета в 12 бит, использует динамические метаданные, к тому же дает возможность передавать в одном видеопотоке сразу два варианта изображения — HDR и SDR. При этом Dolby Vision основан на той же технологии, что и HDR10, поэтому в современной видеотехнике данный формат обычно сочетается с HDR10 или HDR10+. В iPhone 12, к примеру, используется именно Dolby Vision.
В Dolby Vision доступно больше всего контента. Его можно найти, например, на Netflix и Disney+. Также поддержка Dolby Vision реализована в Xbox Series X и Series S, а вот PlayStation 5 пока что поддерживает лишь обычный HDR10. Но есть надежда на поддержку других стандартов в будущем.
Разъёмы и звук
Сейчас активно используются четыре основных вида подключения любых устройств по HDMI. Сам разъём не меняется, а вот скорость передачи данных в разных стандартах заметно возрастает. В табличке постарался отразить, какие параметры поддерживают конкретные версии HDMI.
В большинстве случаев хватает HDMI 2.0, но как только хочется HDR-картинки в играх и 120 fps — тут без HDMI 2.1 уже не обойтись. Искренне советую брать телевизоры как минимум с одним портом HDMI 2.1. А количество портов нужно выбирать, исходя из числа устройств, которые имеются для подключения. Например это может быть Apple TV, Хbox, PS5, Яндекс.Станция, компьютер. Уже 5 устройств. В большинстве моделей обычно всего 4 порта HDMI и далеко не все они версии 2.1. Для просмотра фильмов в высоком разрешении с внешнего жёсткого диска понадобится USB 3.0 или выше. Обычно двух USB хватает на все случаи жизни.
Софт
Все производители телевизоров оснащают большинство моделей операционной системой разной степени костыльности. Где-то даже есть свой магазин приложений. Обычно предустановленные плееры и приложения закрывают все потребности пользователя. А популярные онлайн-кинотеатры выпускают свои приложения для всех систем. Но лично я использовал бы встроенную систему только если это Android TV. Всё остальное зачастую сильно упрощено.
Итог
Итак. Получается, идеальный телевизор для консолей — это модель от 50 дюймов с матрицей QLED или OLED. С частотой обновления экрана минимум в 60, а лучше в 120 Гц, и хотя бы с одним разъемом HDMI 2.1. Да, это явно удовольствие недешёвое, а сэкономить на новом телевизоре можно, лишь ухудшив какие-то параметры: взять телевизор с IPS-матрицей, удовлетвориться шестьюдесятью герцами, меньшим размером, или стандартом HDMI 2.0, что крайне нежелательно, так как HDR — это очень круто.
Ну и для примера — вот вам несколько новых моделей телевизоров, которые подходят для новых консолей по всем параметрам, ну и соответственно — для всего остального тоже.
Самый жирный по характеристикам и относительно недорогой — LG 65NANO90, от 84 000р на момент этой написания статьи. 65 дюймов, 4К, NanoCell, 120 Гц, HDR10, Dolby Vision, HDMI 2.1 — всё, что надо. Есть более дешёвый, и гораздо более выгодный вариант на 55 дюймов: LG 55NANO90, от 54 000 рублей
Практически аналогичный и по характеристикам и по цене — Samsung QE-65Q70TA, от 78 000 рублей. Все нужные характеристики тоже в наличии: 65 дюймов, QLED, 4К, 120 Гц, HDR10+ и HDMI 2.1. Модель на 55 дюймов тоже есть, Samsung QE-55Q70TA, и стоит она уже от 53 000 рублей.
Если хочется сильно сэкономить, то можно приобрести телевизор от величайшей компании мира, а именно Xiaomi Mi TV 4S 55″. Тут из компромиссов — фальшивый HDR и лишь 60 герц с разъемом HDMI 2.0. Однако тут есть 4K, и цена гораздо вкуснее — около 33 000 рублей.
А если хотите и рыбку съесть, и телевизор хороший выбрать, nо на площадках объявлений можно найти много вариантов флагманов 2017-2019 года по цене бюджетных новых телевизоров, что будет намного интереснее. Вот только времени на проверку, покупку и перевозку таких телевизоров надо будет потратить больше, да и HDMI 2.1 в таких моделях найти будет непросто.
Читайте также: