Стол в античном стиле

Обновлено: 06.01.2025

Античный стиль в интерьере ассоциируется с величественным, грандиозным и чётко выверенным дизайном. Это направление зародилось на стыке двух разных формаций: греческой и римской. Античный стиль сумел вобрать в себя лучшие черты, которые присущи этим двум настолько непохожим культурам.

Особенности интерьера в античном стиле

Несмотря на то что слово «античность» переводится с латыни как «древность», античные интерьеры часто встречаются в современных домах. Многие направления были созданы под влиянием этого стиля. Его отголоски можно встретить в классических и средиземноморских интерьерах, дизайнах викторианской эпохи и эпохи ренессанса.

Характерные черты античного стиля

Античный стиль в интерьере – это, прежде всего, целостность оформления, грациозность дизайна и обязательное чувство меры. Вобрав в себя пышность и величие римского направления, он остаётся очень лаконичным благодаря влиянию греческой культуры.

Дизайн интерьера в античном стиле построен по принципу золотого сечения. В его основе лежит пропорция, которая определяется как деление целого на меньшую и большую части, где большая часть относится к целому так же, как меньшая к большей. Фактически это соотношение 2:3, при котором две трети помещения отводится под основную зону, а оставшаяся одна треть выполняет функцию дополнительной зоны, например, зоны отдыха или приёма пищи. Использование этого принципа в дизайне позволяет получить гармоничное и целостное помещение, которое интуитивно воспринимается человеком как идеальный интерьер.

Античный стиль невозможно представить без использования колонн . Их расположение в интерьере построено по принципу ордерной системы, который подразумевает под собой единство несущих конструкций и архитектурно-художественных элементов. И в этом кроется его неоспоримое преимущество, так как единообразие и гармония дизайна достигается за счёт целостности всех элементов, присутствующих в интерьере.

Ещё одной отличительной чертой античного стиля является обилие свободного пространства. Глухие перегородки с успехом заменяются на колоннаду или парные колонны с арками. Но не стоит увлекаться опорными элементами в помещении со скромными размерами. Для этих целей можно оставить стандартную планировку, добавив к ней аккуратные полуколонны и лёгкие стилизованные потолочные молдинги.

Несмотря на то что римское направление тяготеет к роскоши и обилию деталей, в современных квартирах неуместно чрезмерное декорирование интерьера. В противном случае вы рискуете получить хаотичную пародию на античный стиль и перегруженный ненужными элементами дизайн.

Цветовая гамма и особенности отделки в античном стиле

Дизайн в античном стиле предполагает приглушённую цветовую гамму. В интерьере присутствуют оттенки коричневого, бежевого, охристого, оливкового, кобальтового, терракотового. Цветовое оформление может быть двух разных видов: однотонным и контрастным. Для того чтобы монохромный интерьер не выглядел плоско, используют большое количество объёмных деталей: лепнину, барельефы, фактурные колонны.

В случае контрастного оформления, более тёмным оттенком можно выделить архитектурные элементы, обыграть ниши и эркеры. Цветовую гамму античного интерьера дополняют отблески тёплых металлов: позолоты и бронзы. В большом количестве присутствуют и оттенки натуральных материалов: дерева, мрамора, гранита. Несмотря на разнообразную цветовую палитру, общее оформление должно выглядеть лаконично и элегантно.

Сдержанность необходимо проявлять и в процессе отделки. В античном стиле не принято подвергать стены сложному или многослойному оформлению. Используйте в качестве покрытия обыкновенную штукатурку светлого цвета. Если поверх основного тона нанести позолоту полусухой кистью, то это добавит стенам объёма. Для этих же целей используют и фактурные смеси.

Если вам хочется создать интерьер в духе римской культуры, стены можно оформить с помощью фресок, лепнины и бордюров с орнаментами. Декоративные элементы в античном стиле используют и для украшения потолка. Они должны быть однотонные: белого или молочного оттенка. Традиционный потолок в античном стиле – кессонный. Его возводят из потолочных балок, которые располагают крест-накрест, получая таким образом узор из ячеек.

Если вам не подходит вариант в виде украшенного многоуровневого потолка, воспользуйтесь гипсокартоном или натяжным полотном. Однотонное матовое покрытие не противоречит канонам античного стиля и гармонично сочетается с остальным оформлением интерьера.

Классический вариант для отделки пола в античном стиле – плитка или мозаика, дополненная декоративными элементами и орнаментами. Если позволяет бюджет, в качестве напольного покрытия можно использовать керамогранит или паркет из натурального дерева.

Внутреннее убранство комнат в античном стиле

Мир дизайна сумел адаптировать античный стиль к современным условиям благодаря предметам мебели и декора.

Мебель в античном стиле

Первое, на что необходимо обращать внимание при подборе мебели для интерьера в античном стиле – внешний вид предметов. Все изделия должны выглядеть добротно, качественно и дорого, даже если их стоимость существенно отличается от стоимости роскошных дизайнерских моделей.

Мебель в античном стиле изготавливается исключительно из натурального дерева. Её украшают резьбой, позолотой и инкрустацией. В изделиях допускается искусственное состаривание и патинирование поверхностей. В антикварных магазинах можно найти стилизованные предметы, которые прекрасно подойдут для оформления интерьера.

Ещё одна отличительная черта мебели в античном стиле – резные ножки необычной формы. Они выполнены в виде звериных лап или фигур мифологических животных. Подобными ножками украшались не только традиционные стулья (клисмосы) и скамьи, но и столы. Несмотря на великолепие убранства и дорогие материалы, мебель не выглядит массивно и имеет довольно простые и обтекаемые формы.

Освещение в античном стиле

В интерьере в античном стиле много внимания уделяется естественному освещению. Для этого направления характерны огромные окна от пола до потолка с полупрозрачными шторами, которые не препятствуют проникновению солнечного света в помещение. Что касается искусственного освещения, то в большинстве случаев используются напольные и настенные светильники, которые по необходимости дополняются люстрой.

Так как в то время ещё не было электрического освещения, а помещения освещались с помощью факелов и ламп, подсветка в античном стиле должна быть тёплого спектра, аккуратная и ненавязчивая. Главное, использовать стилизованные светильники, в которых не будет заметно современных лампочек, ведь они способны своим внешним видом разрушить аутентичную атмосферу.

Предметы декора в античном стиле

Античный дизайн невозможно представить без древнегреческих амфор и скульптур. Причём для стилизации достаточно всего лишь одного предмета. Главное, чтобы он смотрелся достойно и изящно. Роскоши и шика интерьеру можно придать с помощью больших зеркал в красивых дорогих рамах.

Для украшения используют и разнообразный текстиль. Это могут быть гобелены с сюжетами подходящей тематики, декоративные подушки, элегантные шторы. Античное направление не отвергает и ковровые покрытия с традиционным орнаментом – меандром.

Античный стиль идеально подходит для тех, кто вдохновляется величественностью и гармоничностью древнегреческой или древнеримской архитектурой. Используя принципы этого направления, можно получить органичный и целостный дизайн.

История мебели в Древней Греции

Любой стране, любому народу свойственна способность развиваться в определенном направлении. Никто другой не повторяет этот путь, возможно лишь слияние культур в последующем развитии. Это касается как произведений искусств высшего уровня, так и более повседневных (столярное и мебельное ремесло, дизайн быта и т. п.).

Что касается мебели, то смело можно утверждать, что в древнем мире каждая народность изготавливала в первую очередь довольно примитивные изделия, необходимые для создания более комфортных условий быта.

начало.jpg

И только после надежного оттачивания технологии производства начинали уделять внимание внешнему виду мебели, украшать их различными способами – инкрустацией, резьбой, цветной росписью. Изделия для высокопоставленных лиц покрывали декорациями из камней, золота, серебра.

Если мастеров Древнего Египта называют родоначальниками многих видов современной мебели, то Древняя Греция дала немало направлений в ее «облагораживании». Стили оформления мебели, выработанные на основе древнегреческого искусства, прошли через много веков вплоть до нашего времени. Узнаем сегодня, что особенного могли выпускать мастера Древней Греции, в чем заключалась особенность их искусства.

С чего начиналась художественная культура Древней Греции

Несмотря на уникальность культуры любой народности, она не возникает на пустом месте. Греция не является исключением. Основой для нее стало эгейское направление. После завоевания островов Эгейского моря, Балкан и других прилегающих территорий в Элладе (Древней Греции) стало активно развиваться собственное направление художественной культуры. Рассмотрим на примере различных видов мебели, как это происходило.

Как и любой народ, греки начинали изготовление различных видов мебели с самых примитивных образцов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем, будучи отличными мореплавателями, эллины стали налаживать контакты с различными странами, перенимать их достижения в изготовлении деревянной мебели.

стул из микен.jpg

К примеру, некоторые виды стульев явно ведут свое начало из Древнего Египта, тяжелые кресла – из стран Азии. Позже в Греции стало развиваться собственное направление, декорирование продукции различными типами орнаментов, не встречающимися ни в одной стране. В основном это были геометрические и растительные элементы. Основой для них служили акант, пальметта, различные виды листьев, лотос и другие цветы, выполняемые в четких очертаниях и яркой раскраске.

орнамент1.jpg

В отличие от богатого египетского наследства оригинальные образцы древнегреческой мебели не сохранились до наших времен. Изучать это направление приходится по различным рельефным фрескам и богато оформленным рисункам на вазах, танаграм (небольшим терракотовым статуэткам).

ваза3.jpg

ваза1.jpg

аполлон на дифросе.jpg

Познакомимся поближе с видами мебели, используемые в Древней Греции, рассмотрим, из каких материалов ее изготавливали, какими технологиями владели мастера-мебельщики.

Материалы и технологии, применяемые для изготовления мебели в Древней Греции

Как и во всем мире древнегреческие мебельщики для своей продукции использовали различные виды древесины, такие как клен, самшит, кедр, олива, пальма, орех, черное дерево. Кроме этого, для изготовления мебели использовали более прочные материалы – мрамор, бронзу.

Во время архаического периода (VI век до н. э.) стиль мебели, изготавливаемый древнегреческими мастерами, полностью повторял азиатские образцы. Практически все типы мебели имели жесткие прямоугольные каркасы с прочной обшивкой. В дальнейшем греческие мебельщики постепенно отошли от данного влияния и стали изготавливать мебель собственной разработки, не повторяющей ни одно из существующих направлений.

V-III века до н. э. считаются «золотым периодом» развития всех искусств Древней Греции. Мебельное производство также сделало большой шаг вперед. Тяжелые прямоугольные формы стали заменяться на более изящные, украшенные резьбой и орнаментами. В отличие от египетских образцов оформление мебели не было строго символичным, поэтому мастера смело украшали свои изделия растительными и геометрическими орнаментами. В итоге реалистичность и красота удачно совмещалась с высоким художественным вкусом.

Мебель, как и архитектура, развивалась в двух основных направлениях – дорическом и ионическом. Первый был более лаконичным, второй отличался легкостью и изяществом. В основе обеих стилей лежала наука о пропорциях, эталоном которой являлось «золотое сечение».

Немалое влияние на развитие более элегантной мебели послужило применение инструментов, неизвестных в других странах. Одними из них были рубанок и более совершенные токарные станки.

Среди технологий в Древней Греции применялись интарсия, шпонирование поверхностей дорогими сортами древесины, мозаика. Пожалуй, самым необычным было изготовление гнутых древесных заготовок при помощи пара (в Европе этот метод освоили только в XIX веке!). Также был известен способ рамочно-филенчатой вязки, соединение заготовок деревянными шпунтами и шпонками. Вся продукция раскрашивалась сочными яркими красками.

Различная древнегреческая мебель

По своему образу жизни древние греки были в первую очередь общественными существами. Мужчины большую часть жизни проводили вне дома – участвовали в гражданской деятельности на агоре, в религиозных церемониях, в гимназиях. Могли провести ночь в открытых портиках (климат это вполне позволял).

Поэтому изначально даже у зажиточной части населения дома не были обставлены многими видами мебели. Обустроенными являлись только общественные здания (храмы, театры, стадионы и т. д.). В них устанавливали долговечные мраморные стулья, кресла.

кресла в театре диониса в афинах.jpg

Кресла в театре Диониса в Афинах

Только после войн с персами греки стали уделять больше внимания своему жилью. Дома стали считаться «личной крепостью», их стали обносить заборами. Одновременно внутренние помещения заполнялись различной мебелью, изготавливаемой уже без влияния внешних стилей.

В обиходе у древних греков находились пять основных видов мебели:

стулья и табуреты;

Познакомимся поближе с различными видами древнегреческой мебели, которые были восстановлены по описаниям и изображениям.

Обратите внимание: повторим, что до нашего времени практически не сохранилось ни одного образца мебели Древней Греции, кроме каменных кроватей и кресел. На фотографиях изображена мебель, восстановленная нашими современниками по описаниям, изображениям на посуде, фресках.

Табуреты, стулья и кресла

Существовало два основных вида табуретов (дифрос). Первый практически без изменений дошел до нашего времени. Он имел четыре ровные ножки, плоское плетеное сиденье, был довольно мобильным – легко перемещался и не имел определенного места в доме.

дифрос.jpg

Позднее прямые ножки стали изготавливать на токарном станке, украшая резными узорами. Такие табуреты именовались парадными дифросами.

дифрос1.jpg

Второй тип табуретов больше подходил под определение небольшого столика. Был более тяжелым, часто изготавливался из мрамора и бронзы. У такого табурета было постоянное место в доме, использовали его по необходимости: как табурет и как небольшой столик.

На все табуреты для большего комфорта клали мягкие подушки, набитые водорослями или травой.

Довольно популярными были складные варианты дифросов, явно пришедшие в Грецию из Древнего Египта. Такой табурет раб носил за хозяином вместе с подушкой, чтобы он в любой момент мог присесть для беседы, отдыха.

складные табуреты.jpg

difros.jpg

Стулья, изготавливаемые во время архаического периода, несли явные оттенки древнеегипетского направления. Они имели жесткую конструкцию, изобилующую прямыми углами.

Вершиной изготовления стульев стал клисмос – легкая, элегантная конструкция с дугообразными ножками. Изготавливался из гнутой древесины с бронзовыми элементами. У греков считалось, что клисмос – это стул для женской половины общества.

klismo.png

Мужчины предпочитали располагаться в более тяжелых конструкциях – креслах (троносах). Все они были снабжены подлокотниками, спинками, часто имели мягкие сиденья. Ранние троносы изготавливались из дерева и практически полностью повторяли формы египетской мебели.

тронос.png

Для высокопоставленных лиц тронос изготавливался из мрамора, был богато оформлен росписью и рельефными фигурами. Для украшения применяли драгоценные камни и благородные металлы. Присутствовала подставка для ног.

мраморный трон.jpg

Образцами каменной мебели, дошедшей до нас, являются кресла в древнегреческих театрах. Как правило, они устанавливались для обеспеченных и высокопоставленных лиц.

мраморные кресла.jpg

трон.jpg

Существовал еще один особенный вид диванчиков – для путешествий. Их устанавливали на спину мула, длинные ножки зажимали туловище, фиксируя положение. По краям садились двое человек, опираясь на спинки, и комфортно проводили все путешествие. Эти диванчики, возможно, послужили основой для создания древнегреческих кроватей – клине.

HorseKline.jpg

Столы

У древних греков столы использовали только по прямому назначению – для принятия пищи. Изготавливали их из дорогих пород дерева или бронзы. Столы (трапедзы) могли быть круглыми, прямоугольными, квадратными. На одной ножке или на трех – для большей устойчивости на неровном полу.

трапедза.jpg

Изначально столы имели простейшие формы, в дальнейшем их стали украшать различными рельефными узорами в виде голов птиц, звериных лап, растений.

трапедза1.jpg

Трапедзы не выполнялись высокими – греки имели обычай принимать пищу лежа и по окончании обеда стол задвигался под ложе.

Кровати

В Древней Греции кровати (клине) прошли интересный путь развития. Первоначально они использовались по прямому назначению – для сна и отдыха. Клине представляли собой неглубокий ящик, установленный на невысокие ножки. На плетеную основу стелили шкуры, позднее их заменили на матрасы. Кстати, греки первыми стали применять подушки – матерчатые мешки набивали травой, шерстью, пухом и т.п. и клали под голову для удобства.

клине.jpg

К V веку до н. э. у греков выработалась привычка есть лежа. Кровати стали внешне изменяться – появились более удобные спинки и своеобразные подлокотники. Высоту ножек подгоняли под размер трапедзы – стол после принятия пищи должен был свободно поместиться под клине. Для большего удобства рядом с кроватью часто устанавливали невысокую скамеечку.

клине2.jpg

Изготавливали клине из твердых пород дерева, бронзы, мрамора. Высокие ножки стали украшать резьбой, волютами. Кровати обеспеченных представителей населения отделывали драгоценными камнями, золотом, серебром.

каменная мебель.jpg

Сундуки

В Элладе не существовало такого понятия, как шкафы. Одежду, фрукты, все необходимые вещи греки хранили в сундуках. Изначально форма и способ изготовления были позаимствованы у египтян. В дальнейшем греческие сундуки получили высокие ножки – вероятно, для удобства обслуживания.

сундук.jpg

Сундук считался одним из самых ценных вещей в доме. Чаще всего он изготавливался из древесины, стенки соединялись штифтами и шпонками. Крышки были двух видов – плоские или выпуклые. Стенки покрывались яркими красками.

Заключение

Если принято считать, что древние египтяне являются родоначальниками многих видов мебели, то греков можно смело называть ее дизайнерами. Благодаря своеобразному развитию древнегреческой культуры мебель, заимствованная у других народов, полностью сменила внешний вид, была облагорожена неповторимым греческим стилем оформления.

Практически в любое время дизайнеры постоянно обращались к древнегреческому направлению изготовления мебели. Сегодня также не забыт этот стиль – часто можно встретить стулья, полностью повторяющие формы клисмос, диваны, выполненные в стиле клине.

Дизайн мебели в Древнем Риме

Культура любой народности проходит свой определенный путь развития, меняясь на каждом этапе. Нередки случаи, когда финальная стадия совершенно не напоминает свой прообраз. Как правило, все начинается с изготовления самых примитивных предметов, немного улучшающих бытовые условия. В дальнейшем начинается меняться форма, появляются декоративные украшения. Но однажды случается довольно резкий поворот – изменяются стили, формы и т. п. В основном это происходит под влиянием более сильных стран.

Но бывает и наоборот – могущественные государства, захватывая территории других стран с уже устоявшимися направлениями архитектуры, оформления жилых помещений, не насаждают свою культуру, а полностью перенимают стили у порабощенных народов. В лучшем случае минимально изменяется внешнее оформление.

Посмотрим, как такое случилось на примере различных видов мебели Древнего Рима, сумевшего покорить немало государств, создавшего Великую Римскую Империю.

Необычный путь развития культуры Древнего Рима

Из истории нам известно, что римляне были весьма воинствующим народом. Овладев территориями вокруг своего города, они продолжили усиливать армию, чтобы в дальнейшем расширить свои границы до «окраин света».

Что и было успешно воплощено в жизнь. За довольно короткий период были покорены весь Аппенинский полуостров, Карфаген, Греция, все эллинические государства. Даже могучему Египту пришлось оказаться под римской властью – он стал его провинцией. Римская тень простерлась над всем Средиземноморьем.

Как правило, все завоеватели стараются максимально насадить свою веру, культуру среди покоренных народов. У римлян все пошло не по накатанному пути – в начале своих захватнических походов они намного отставали от более развитых стран, например, Греции, Египта. Вероятно, поэтому они в первую очередь переняли у древних греков практически всю культуру, начиная от религии и кончая архитектурой, различными типами мебели.

стол круглый.jpg

Конечно, была проведена определенная адаптация под свои основы, но она была минимальна. Разглядывая образец мебели, изготовленный древнеримскими ремесленниками, можно не задумываясь сказать, у какого народа он был позаимствован – Греция, Египет, страны Азии… Влияние греческой культуры становится максимальным после 146 года до н. э. (полное завоевание Греции).

Нельзя утверждать, что в Риме изготавливали точные копии греческой мебели – основа была оставлена, а с течением времени были разработаны собственные стили декоративной обработки, украшения изделий. Наивысшего расцвета производство мебели достигло в период правления императора Августа (31-14 года до н. э.).

Производство мебели в Древнем Риме – материалы, инструменты, технологии

Как и все народности, древнеримские мастера основную часть мебели изготавливали из древесины. Использовались ее различные породы – туя, кедр, ясень, олива, клен. Для интарсии применялись – пальма, самшит, платан, черное дерево. Как и греки, более солидную, дорогостоящую мебель выполняли из камня (в основном, мрамора), отливали бронзовые изделия сложной формы.

ножки мебели.jpg

Римляне переселяли из Греции мастеров, передающих свои знания местным столярам. В их распоряжении был практически полный набор ручных инструментов – рубанки, стамески, долота. Точеные детали со сложным профилем обрабатывались на токарных станках лучкового типа.

лучковый токарный станок.jpg

Переняв все основные виды мебели у греческих мастеров, римляне немало потрудились над ее оформлением. Поскольку они старались окружить себя роскошью во всем, начиная с одежды и кончая архитектурой, то и мебель не оставили в стороне. В отличие от греков, предпочитающих в оформлении темы растений и животных, римские мастера намного обогатили существующие стили, добавив лавровые венки, лотосы, играющих амуров и психей.

орнаменты.jpg

Для подчеркивания богатства и роскоши многие виды мебели украшались резными узорами, декоративными накладками из серебра, драгоценных камней, слоновой кости, панциря черепахи. Часто такие изделия страдали от излишней перенасыщенности и излишества украшений. Однако, декоративные розетки и подобные накладные элементы помогали скрыть погрешности изготовления.

Какие новые технологии освоили римляне? Их мастера владели гравировкой, позолотой, инкрустацией, мозаикой, более богатой резьбой по дереву, камню. Из совершенно новых технологий – металлическая пластика, изготовление плетеной мебели для сидения (практически не изменившаяся до нашего времени). Недорогие плетеные кресла были совершенны как по конструкции, так и по изготовлению.

плетеная мебель.jpg

Различные виды мебели в Древнем Риме

Культура и искусство Древнего Рима достигли наивысшего расцвета в период императорской власти, были сложнее и многограннее по сравнению с греческими. Судя по описаниям, рисункам, археологическим находкам римский дом был богато оформлен от мозаичного пола до кессонных потолков.

оформление дома.jpg

Соответственно, такие помещения и должны были быть обставлены на высоком уровне. Римляне великолепно справлялись с этой задачей – вся мебель была изготовлена на высоком уровне, богато оформлена. Нередки случаи, когда перенасыщенность украшений придавала некую аляпистость изделию, но на это предпочитали закрывать глаза. Тем более, что в производстве мебели участвовали покоренные греки и рабы – желание господина для них было законом и за эстетическую сторону они не несли ответственность.

Всю древнеримскую мебель можно условно разделить на две крупные группы:

· мебель, изготовленная их дерева, украшенная резьбой, инкрустацией, позолотой, декоративными накладками из различных ценных материалов;

· мебель декоративная, неподвижная. Она изготавливалась из мрамора (белого и цветного), украшалась мозаикой.

Также существовала бронзовая мебель, она стоит ближе к первому типу. Мебель всех групп имеет общие пропорции и стили декоративных украшений.

Обратите внимание: вся древнеримская деревянная мебель повторила судьбу греческой – ни один ее образец не сохранился до нашего времени. На фотографиях изображена мебель, восстановленная современными мастерами по описаниям, рисункам.

Рассмотрим, какая мебель была в обиходе у римлян, какие у нее были отличия от древнегреческих образцов.

Мебель для сидения

Римляне использовали несколько видов мебели для сидения. Все они имели общее название «селла» (sella) и разделялись на три категории:

Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) изготавливали из бронзы, древесины с точеными ножками, плоским сиденьем. Одним из самых распространенных видов табуретов были почетные курульные или парадные (sella curulis), он предназначался для чиновников высшего ранга – консулов, преторов. Изначально он изготавливался, как и его дальний египетский родственник, в складном варианте – Х-образные ножки и мягкое сидение. Более поздние варианты сохранили только форму, их выполняли уже без возможности складывания.

складной табурет.jpg

табуреты.png

Почетные курульные стулья для глав семейств – solium располагались в храмах, купальнях, таблиниумах, имели свое постоянное место. Их часто выполняли из мрамора с рельефными узорами, ножками в виде звериных лап. Для удобства рядом располагалась скамеечка для ног (scabellum).

кресла в театре.jpg

курульное кресло.jpg

Солидным изделием было sella imperatoris – курульное императорское кресло, сидеть на нем имел право только император. Оно имело высокую спинку, подлокотники в виде грифонов, сфинксов, львов и т. д. Все кресло было богато украшено различными узорами, драгоценными камнями.

кресло.png

На базе греческого клисмоса был создан более массивный cathedra с полукруглой спинкой. В отличие от Греции, им пользовались как женщины, так и мужчины.

римский клисмос.jpg

Также были широко распространены особые скамьи – bisellium, двухместная парадная скамья, сидеть на которой имел право только один человек. Этим подчеркивалась честь, оказанная ему за особые заслуги.

почетная скамья.jpg

Кровати, ложа

Большую часть времени римляне проводили в положении полулежа. Как и греки, они не только принимали пищу, но и решали множество вопросов, возлегая на ложе – читали, писали, заключали различные сделки.

Ложе для принятия пищи (lectus tricliniaris) изготавливали по типу древнегреческого – высокие точеные или резные ножки, плетеное основание, на которое укладывали матрасы, подушки.

ложе.jpg

Для проведения обеда и последующих бесед три ложа располагали в П-образном порядке вокруг прямоугольного стола.

трапеза.jpg

Кровати для отдыха (lectus cubicularis, lectus genialis) имела мягкую обивку и богатую драпировку. Ножки выполнялись точеными или резными сложной формы. Высота таких кроватей была значительно ниже, чем у ложа. Уровню знатности владельца соответствовали богатые и сложные украшения из серебра, золота, инкрустации слоновой костью, панцирем черепахи.

кровать1.jpg

На базе кроватей этого типа возникли носилки, используемые знатными римлянами для передвижения по городу.

носилки.jpg

Разновидностей столов было немного, но практически все они представляли собой произведения искусств. Круглые столы опирались на три ножки, выполненные в виде сильно изогнутых звериных лап с богатым украшением.

стол.jpg

Прямоугольные столы не имели отдельных ножек и опирались на две параллельные плиты. Они всегда были украшены рельефными узорами.

стол1.jpg

Столовые доски выполнялись гладкими, но иногда покрывались мозаикой или инкрустацией из различных камней.

стол с мозаикой.jpg

Более всего ценились столешницы, выполненные из африканской туи (римляне называли его «citrus»). В зависимости от рисунка древесины менялась ее стоимость. Менее состоятельные римляне заказывали фанерованные столовые доски.

Обеденные столы изготавливались небольшой высоты. Как и греки, после трапезы римляне помещали столы под ложа.

Шкафы, сундуки

Шкафы не пользовались популярностью у древних римлян. По описанию известно, что их применяли только в крупных лавках для хранения товаров.

В домах устанавливали сундуки различных размеров для хранения одежды, различных ценных вещей. К сожалению, о сундуках до нас дошло очень мало информации. Известно, что самый крупный из них назывался арка (arca), имел постоянное место в артрии, никогда не передвигался. Для прочности снаружи обивался листами железа – своеобразный античный сейф.

сундук.jpg

Древний Рим, пройдя довольно интересный путь развития культуры, сумел, переняв у Древней Греции практически все виды мебели, превратить их в мебель собственного «римского» стиля. Главное, что они внедрили – это нигде не повторяемые способы декорирования поверхностей. Резьба и рельефные украшения стали намного богаче, появились позолоченные детали, металлическая пластика (чеканка).

Одним из главных признаков римской мебели являлось частое перенасыщение узорами, придающее иногда аляпистость изделию. Однако, трудно утверждать, являлось ли это минусом в императорские времена.

Римское искусство является заключительной стадией всего античного искусства. Но оно не пропало бесследно, к римскому стилю постоянно обращались дизайнеры, создав, например, романский стиль.

романский стиль.jpg

«Наполеоновский» стиль (ампир) стал практически точной копией стиля Древнего Рима.

Античный стиль в интерьере: описание и фото

Античный стиль в интерьере является одним из популярных дизайн-направлений – и это совершенно неудивительно, ведь каждый человек хотел бы окунуться в роскошный мир древней Греции и почувствовать себя настоящим небожителем с Олимпа!
Античный стиль воплощает в себе лучшие моменты из сферы культуры и архитектуры древнего Рима и Эллады.

Античный стиль в интерьере

История этого необычного интерьерного стиля уходит корнями в чрезвычайно далекое прошлое – он начал формироваться еще в шестом веке до нашей эры.
Древние греки и римляне очень трепетно подходили к оформлению своих жилищ, уделяя внутренней обстановке дома максимальное внимание. Для этого специально разрабатывались проекты, в которых учитывались мельчайшие детали интерьера – от декоративных украшений до обивки мебели.

Античный стиль в интерьере

  • — Характерные особенности античного стиля
  • — Материалы и отделка
  • — Мебель в античном стиле
  • — Детали и декор
  • — Интерьер в античном стиле — фото
  • — Видео

Характерные особенности античного стиля

Материалы и отделка в античном стиле

Античный стиль предполагает использование только натуральных материалов – камня, древесины, глины, гипса, слоновой кости, мрамора, высококачественного текстиля, лучше всего льна и шелка. Конечно же, «выдержать» интерьер полностью из натуральных материалов – удовольствие не из дешевых.

К примеру, мраморные колонны может себе позволить далеко не каждый человек. Именно поэтому, сегодня, для оформления античного интерьера чаще всего используются искусственные материалы, имитирующие фактуру натуральных – гипсокартон и полиуретан.

Для отделки стен наиболее предпочтительна штукатурка или краска карамельного, золотистого, песочного или оливкового оттенка. Именно эти тона чаще всего применялись для оформления интерьера в древней Греции.

Отличительной чертой античного стиля считаются роспись или фрески с изображениями различных сцен из древнегреческой истории.

Фрески можно заменить красивыми картинами в позолоченных рамах.

Мебель для интерьера в античном стиле

Оформляя интерьер в античном стиле особое внимание уделите предметам мебели. Лучше всего выбирать мебель из натурального дерева, украшенную резьбой.

Обязательным элементом гостиной остается стол, имеющий ножки в форме звериной лапы. В Древней Греции чаще всего использовали столы с одной или четырьмя резными ножками.

Античный стиль в интерьере

Для античного стиля отлично подходят резные деревянные комоды и секретеры, в которых хранятся все необходимые вещи. Особый шик помещению придаст красивый деревянный сундук с резьбой или инкрустацией, который выполняет исключительно декоративную функцию.

Особое место в античной меблировке отводилось креслам и стульям с необычными фигурными ножками, поэтому они обязательно присутствуют и в современной интерпретации античного стиля.

Античный интерьер. Мебель.

Детали и декор

Высокие окна – характерная особенность античного стиля в интерьере. Для их декорирования лучше всего выбирать шторы из тяжелых материалов, до пола, с драпировками. Они станут гармоничным украшением большого помещения с высокими окнами.

Идеальными декоративными украшениями для интерьера в древнегреческом стиле станут красивые статуэтки, керамические вазы и фигурки, а также картины в позолоченных рамах.

Античный стиль в интерьере: декор

Декор в «античной» стилистике

Ковры в античном стиле используются редко, так как все внимание должно акцентироваться на напольном покрытии из натуральных материалов.

И также превосходным решением станет декорирование помещения мраморными скульптурами, бюстами, изящные напольные вазы, искусственные фонтаны, светильники в форме факелов гармонично подчеркивающие дух Древней Эллады.

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве


Мебель античного Рима

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Мебель античного Рима отключены

Римская культура и искусство достигли наивысшего расцвета только в период императорской власти и были сложнее, многограннее, чем культура и искусство Греции. Характерна противоречивость, неоднозначность, часто в произведениях одной и той же эпохи грубая простота соседствует с ослепительной помпезностью. Однако римская культура имела свой особый характер, отличающий ее от греческой. Римляне были людьми расчетливого, ясного и практичного ума, они руководствовались больше разумом, нежели чувством. Римлянам недоставало способности создавать новое, однако чувство прекрасного у них было весьма развито, они имели хороший вкус и разбирались в том, что выбрать и использовать для своих целей.

Обнаруженные во время раскопок Помпеи жилые дома дают возможность познакомиться с рациональным образом жизни римлян, с обстановкой их жилищ, оценить ее красоту. Римский дом со строгостью его планировки и убранства создавал репрезентативные рамки для протекавшей в нем жизни, центром которой была деятельность его хозяина, принимавшего здесь деловых клиентов. Римские дома не были лишены подчас и безвкусной помпезности, на которую парвеню были падки во все времена, их глупые идеи и воплощали в жизнь художники, которые скорее могут быть названы ремесленниками.

Внутреннее оформление жилых домов было очень богатым, полы мраморные или из цветной мозаики, кессонный потолок сохранял формы деревянной конструкции, стены были украшены яркой декоративной росписью, создававшей иллюзию расширения внутреннего пространства узких темных комнат. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпеиских фресок. Широко применялись ковры и драпировка (занавеси в дверных проемах для изоляции помещений и др.).

Роскошному оформлению внутренних помещений соответствовала и мебель, которая в основном была схожа с греческой мебелью эпохи Александра Македонского. В ее производстве участвовали кроме столяров и

другие ремесленники. Столярной работой в Риме занимались в основном рабы. Дошедшие до нас изображения дают нам представление о мастерских того времени и производственных процессах. Более точные сведения мы имеем об инструментах благодаря богатым археологическим находкам. По данным Плиния, у римского столяра были почти все используемые в настоящее время ручные инструменты; столярная техника была на высоком уровне. К сожалению, римская мебель имела судьбу, сходную с греческой: вся деревянная мебель погибла, до нас дошли только бронзовые и мраморные памятники.

Существенной новинкой по сравнению с Грецией было использование в римской мебели пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика). Для мебели наиболее часто использовалась древесина кедра, туи, оливы, ясеня и клена, для интарсии — самшит, пальма, платан и черное дерево. Декоративное оформление зависело от характера применявшихся инструментов, было много выточенных и изготовленных рубанком элементов мебели.


lectus cubicularis

Основными элементами орнаментики в эпоху Августа были растительные орнаменты, листья аканта, грозди, гирлянды, фрукты. Комбинации цветов, листьев и вьющихся побегов наподобие натюрмортов были строго симметричны и стилизованы. Орнаментика была часто символической и богата аллегориями. Часто встречались изображения зверей, символически используемые фигуры орлов, львов, крылатых хищников или сфинксов, хотя римляне воспринимали эти символы не так серьезно, как жители Востока, и смело использовали их для украшения мебели, особенно ножек и спинок стульев. У римлян впервые в истории стилей мы встречаем осознанную стилизацию. Стремлением к роскоши обусловлено то, что наряду с древесиной применялись и дорогостоящие материалы: бронза, мрамор, золото, серебро, слоновая кость, рог, панцирь черепахи. Часто изделия мебели высекались из мрамора или полностью отливались из бронзы.

К способам декоративного оформления относились резьба, гравировка, роспись, позолота, фанерование, инкрустация. Во внутреннем оформлении жилища помимо столяров принимали участие специалисты по бронзовому литью, токари, граверы, чеканщики, резчики по дереву и слоновой кости. Образцами служили


sella curulis

поздние формы греческой мебели, однако в руках римлян они получали более богатое, более декоративное оформление, тщательно прорабатывались даже мелкие детали.

В обиходе были различные типы мебели, отвечающие разнообразным запросам. Что касается мебели для сидения, то здесь почти неизменными оставались табурет, складной стул и кресло. Табуреты без спинки (sella, scamnum, subsellium) были из древесины или бронзы с выточенными ножками, в оформлении которых частично чувствовалось влияние этрусской техники литья из бронзы. Тип складного т. н. курульного (парадного) стула (sella curulis) использовали важные персоны, а курульное императорское кресло (sella imperatoris) — только император. Кафедра, созданная на основе греческого клисмоса, — удобное, однако громоздкое кресло — была «сиденьем для знати». Солиум (solium) — почетный стул для глав аристократических семейств, которые имели свое постоянное место в храмах, купальнях или в таблинуме; их кресла часто были высечены из мрамора, с рельефами и ножками в виде звериных лап. Кресло часто дополнялось скамеечкой для ног (scabellum). Плетеная мебель была известна в Риме еще в III веке н.э., она имела совершенную форму и была прекрасно исполнена.

Среди мебели для сидения следует упомянуть простые, неприхотливой формы скамьи (scamnum) для повседневного пользования. Известна нам и другая форма скамьи: со спинкой и подлокотниками, которая стояла в атрии домов состоятельных людей и предназначалась для того, чтобы пришедшие с улицы могли сесть на нее и смыть пыль с ног. Третья форма скамьи — т. н. bisellium — парадная двухместная скамья без спинки, которой всегда пользовался один человек как знаком почести, возданной ему.

Римляне — как и древние греки — большую часть жизни проводили лёжа, так как не только ели, но зачастую и работали — читали, писали, заключали сделки — лежа. Для этого они применяли различные ложа (lectus tricliniaris). Вокруг круглого обеденного стола устанавливались три ложа, на каждом из которых могли расположиться три человека.

Традиционная кровать (lectus cubicularis, lectus genialis), обычно деревянная, богато драпировалась и имела мягкую обивку. Четыре выточенные ножки несли четырехугольную деревянную раму с низким — косым или изогнутым —изголовьем. Профилированные поперечины, интарсия и бронзовые украшения на раме придавали этой мебели очень эффектный вид. На базе этой мебельной формы возникли носилки, которыми пользовались знатные римляне для передвижения по городу. Эти кресла-носилки в зависимости от состоятельности их владельца были более или менее роскошными.


Круглый мраморный стол на трёх звериных лапах из Помпей. I век н.э.

Стол у римлян играл большую роль и имел различное назначение. Обеденный стол был легкий и подвижный, так как иногда при перемене блюд менялся и стол. Этому назначению лучше всего соответствовал греческий тип стола на трех ножках. Ножки его часто были выполнены из бронзы в виде звериных лап. Греки с присущим им чувством формы делали ножки, которые только заканчивались в форме звериных лап или копыт, верхняя часть оставалась тектонической формы. Римляне же, наоборот, всю ножку стола делали в виде фигуры фантастического животного. Можно было встретить комбинации звериных лап с элементами фигур льва, грифа или сфинксов и листьями аканта. Несмотря на такой способ оформления, общая форма изделий благодаря богатству, гибкости и динамичности очертаний была весьма благородной. Для позднеримских форм характерна прямо-таки барочная перегруженность. Следует упомянуть еще две формы столов: мраморный стол на трех ножках, об оформлении которого уже говорилось, и стол — т. н. gartibulum, — который стоял на почетном месте в атрии, по форме напоминал креденцу и символизировал домашний очаг. Вместо ножек были две боковины из мрамора в виде крылатых львов, богато украшенные резьбой, волютами. На основе этой формы возник один из типов столов итальянского ренессанса.

Шкафов в римском жилище почти не было, они относились к предметам обстановки лавок, что известно нам по многочисленным изображениям. Для хранения же предметов домашнего обихода чаще всего использовали сундуки. К сожалению, о римских сундуках мы знаем немного. Один из видов сундуков — т. н. арка (area); он обычно стоял в атрии, никогда не передвигался, в нем хранились ценные вещи, имевшиеся в доме; сверху сундук полностью обивался железом; это как бы несгораемый шкаф античности.

О других изделиях римской мебели мы почти ничего не знаем. Известно, что римский интерьер украшало множество предметов обстановки из бронзы и железа: канделябры, треножники, столы и другие мелкие бронзовые вещи и приспособления. Оставшиеся в наследство от этрусков основные формы их с большим мастерством были усовершенствованы римлянами.

Римские художники и ремесленники достигли удивительного мастерства в изготовлении мебели. В силу своей практичности они стремились к серьезной, качественной работе. Римляне не обладали таким прирожденным утонченным вкусом, как греки. Вместо простоты и ясности греческих форм часто можно видеть вычурность декора. Однако римское прикладное искусство, несмотря на свои явные недостатки, создало большие ценности. В мебели господствовал эклектизм, заимствовалось все, что можно было приспособить к господствующим вкусам. Римляне почти ничего не добавили к перенятым у греков основным формам, гораздо больше внимания уделяли они богатому, помпезному оформлению.

Римским искусством заканчивается история античного искусства. Но в последующие столетия достижения римского искусства вновь и вновь оказывали свое влияние, особенно в эпоху классицизма, и в настоящее время они все еще могут служить примером для подражания.

Римляне оставили свой след в истории мировой культуры, в том числе и в истории мебельного дизайна. Всплеск римского влияния приходится не на эпоху развития Византии, прямо унаследовавшей традиции Древнего Рима, а на Францию эпохи Наполеона. Стиль ампир (от фр. empire – империя) зародился здесь после буржуазной революции в результате повального увлечения древностью, которое было во многом вызвано новым нарождавшимся общественным порядком в противовес старому королевскому режиму. В 1801 году архитекторы Ш. Персье и П.-Ф.Фонтен, чьи творения считались «последним словом изящества и проявлением хорошего вкуса обладателя», издали (и в 1812 году переиздали) собрание своих проектов обстановки жилищ. С тех пор французская знать стала устраивать свои жилища на греко-римский лад.

Стиль ампир отличался от предшествовавшего ему стиля Людовика XVI тем, что он перенёс непосредственно на мебель античные, и особенно римские, архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы. Всё это стало использоваться… для деления передних сторон шкафов и комодов.

Опорные части столов, кресел, стульев, диванов начали изготавливать в виде античных герм, сфинксов, грифонов и львиных лап. Такая мебель выглядела массивно, очертания её были прямоугольны, замкнуты. Иногда вся передняя часть комода делалась из одной доски, распиленной по линии ящиков, вследствие чего сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоёв дерева. Поэтому особое значение приобрела самая фактура материала, скрытая в предшествовавших стилях за массой резных украшений. Наибольшей популярностью пользовалось тёмное красное дерево. Его гладкую поверхность украшали бронзой, золочённой через огонь, со строго симметричными узорами. Лишь отдельные детали покрывали резьбой. Ножки часто изготавливали в форме лап животных. Иногда совершенно неожиданно из этих лап «вырастали» фигуры лебедей, львов или сфинксов. Косяками шкафов и комодов служили античные колонны с бронзовыми золочёными базой и капителью или отдельные фигуры крылатых ник. Передние ножки кресел часто крепились прямо к подлокотникам; если же они заканчивались около сидения, то подлокотники поддерживали резные львы, грифоны, лебеди или колонны, или массивные завитки. Кресла, как и вообще вся мебель для сидения, были жёсткими.

Если свободно возникший классицизм в своих идеалах ориентировался на демократические Афины и греческую древность, то французским художникам было строго приказано брать за основу формы римского искусства.

Читайте также: