Стаканчики граненые упали со стола автор
Представить себе быт обычного гражданина СССР без такой привычной вещи, как граненый стакан, решительно невозможно. Он применялся для употребления чая дома и в поездах, соображения «на троих», меры сыпучих и жидких ингредиентов при описании рецептов приготовления пищи, с его помощью лепили пельмени и вареники.
А еще граненый стакан был непременным атрибутом аппаратов газированной воды, столь популярных в СССР. Называли его в народе «малиновским» (хотя более правильно следовало эту тару именовать «Маленковской»), «гранчаком», «губастым» и «гильзой»
Точную дату появления стакана с гранями сейчас установить невозможно. Известно, что методом прессования подобные стаканы из стекла начали изготавливать в 20-е годы 19 века в Соединенных Штатах Америки. Но считается, что стеклянным граненым стаканам владел еще Петр Великий, который получил эту посуду в дар от стеклодува из Владимира Ефима Смолина. По легенде императору очень понравился подарок — он удобно сидел в руке, а если и падал со столика в каюте во время качки, то не разбивался. Тогда было решено производить стаканы для нужд флота.
Однако граненые стаканы не были российским изобретением, и появились значительно раньше. Если внимательно посмотреть на картину «Завтрак» испанского художника Диего Веласкеса, написанную ориентировочно в 1617-18 гг., то на переднем плане можно заметить граненый стакан, правда, грани его далеки от привычных нам вертикальных.
Как стакан стал «народным» в СССР
Промышленное производство граненых стаканов в России началось в 1914 году, когда на Уршельском заводе (это село невдалеке от города Гусь-Хрустальный) была установлена первая печь-автомат по их производству.
Интерес к граненому стакану возродился во время Великой Отечественной войны. Тогда требовалось создать недорогую посуду как для общепита, так и для простых граждан и солдат. Идеальным показался граненый стакан, стекло стоило недорого, прессование производилось очень просто, а грани являлись ребрами жесткости, так что упавший стакан не разбивался. Было одно неудобство, грани неплотно прилегали к губам, и жидкость могла пролиться. Советским изобретателям удалось обойти это неудобство, сделав по краю стакана круглый поясок в виде усеченного конуса.
Производство граненого стакана началось в Гусь-Хрустальном 11 сентября 1943 года, эта дата и считается Днем рождения привычной всем тары. Считается, что производство его началось по личному приказу Георгия Маленкова, соратника И. В. Сталина, поэтому и стакан назвали «Маленковским». Но после того, как вскрыли роль Маленкова в «антипартийной группе», называть стакан его именем стало не с руки, и он как-то быстро стал «малиновским», правда никакого малинового звона стакан, вроде, не издавал.
Авторство дизайна граненого стакана народная молва довольно часто приписывает знаменитому скульптору Вере Мухиной, известной всем по «Рабочему и колхознице», однако документальных подтверждений этому нет. В набросках уральского инженера Николая Славянова есть стаканы с 10, 20 и даже 30 гранями, но он планировал изготавливать посуду из металла. Так что конкретный изобретатель того самого стеклянного граненого стакана, скорее всего, останется неизвестным.
Размеры, ставшие классическими для стеклянного граненого стакана, следующие: 105 мм в высоту и 73 мм в диаметре. Количество граней в самом популярном варианте 16, но имеются модели с 12, 14, 18 и 20 гранями. Иногда можно встретить стакан и с 17 гранями, но это редкость, потому что четное количество граней проще сделать с точки технологии производства.
Граненые стаканы имели разный объем от 100 мл (в народе их прозвали «стопками») до 350 мл. Но особой популярностью пользуются стаканы объемом 200 и 250 мл. Первый вариант очень подходил для любителей «сообразить на троих».
В таком случае бутылка объемом 0,5 литра разливалась поровну на 3 членов компании, если лить «под ободок», да и сидел стакан в ладони как влитой. Хотя более привычным все же стал вариант объемом в 250 мл, именно столько он вмещал жидкости будучи налитым полностью, а если лить до ободка то наливалось примерно 200 грамм жидкости. 250-граммовый стакан и стал мерилом ингредиентов для многих любительниц приготовления вкусных блюд.
Стаканчики граненые.
Есть песни, которые мы, по мере своего взросления, считали народными, а на самом деле у них оказывались вполне известные авторы. Вот одной из таких песен является "Стаканчики граненые" . Сложно дать ей определение: русская? Да. Цыганская? Да. Ресторанная? Да. Любимая многими? Да. И так можно до бесконечности. Не зря же у нее такое количество исполнителей. Причем, интересно, что многие переделывали ее текст так, что трудно было понять, та ли это песня. Для меня она все время звучала в исполнении Петра Лещенко и его версия является эталонной.
Петр Лещенко
Я с большим интересом смотрел сериал "Петр Лещенко. Все, что было" . И мне понравился исполнитель роли Лещенко Хабенский. Сначала я не очень воспринимал исполнение Стебунова-Хабенского, но прислушавшись даже рад, что они не копировали знаменитого певца, а дали свои версии его песен. Вот вариант Хабенского.
Никто из нас не видел вживую Петра Лещенко на сцене, но мне хочется верить, что именно так и было.
Всех не упомнишь, кто за такую почти столетнюю историю песни ее спел. Но я постарался найти разных исполнителей - и профессионалов и любителей. И очень надеюсь, что такое короткое путешествие в историю русской песни вам понравится.
Нелли Волшанинова исполняет эту песню уже на цыганский манер. И с измененным от оригинала текстом. Практически получилась совсем другая песня. С другим смыслом.
Ну, а кто же авторы этой песни? К сожалению, оба они умерли не своей смертью. Один погиб на фронтах Великой отечественной войны, а второй умер или был расстрелян в сталинских застенках в 30-е годы. Но обо всем по порядку.
Алексей Пальцев
Автор текста Григорий Борисович Гридов (настоящая фамилия Давидо́вич) родился в 1899 году в городе Николаеве. Отец Борис Соломонович Давидович и мать Нина Тимофеевна Давидович. Отец занимался пошивом кавалерийских сёдел и делал упряжную фурнитуру. Григорий начал писать стихи во время учёбы в Николаевском реальном училище. В 1914 году семья переехала в Одессу, где он окончил коммерческое училище.
Здесь же получил некоторую известность как автор куплетов. В мемуарах «С песней по жизни» Леонид Утесов написал: «. Настроение всем омрачал Гришка Давидович, куплеты которого под видом частушек распевали во всех трактирах заезжие «коробейники» в цилиндрах. Он задавал какую-то музыкальную моду в Одессе…».
Жанна Бичевская
Еще один вариант стихов, который отличается от оригинала. Вообще у этой песни огромное количество разных текстов. Порой исполнители выбрасывают из оригинала целые куплеты, заменяя их на свои собственные. Смысл песни при этом меняется кардинально. Текст иногда зависит от исполнителя - мужчина или женщина. Самым известным и наиболее часто встречающимся является такой первый куплет.
А как же в оригинале? Хотя все зависит от того, чье исполнение считать оригиналом. Был ли Петр Лещенко ее первым исполнителем, до сих пор неизвестно. Лучшим - да, а вот первым ли? Это вопрос. И вот что поет Лещенко.
Кто такая или такие "рамды-мады" непонятно. Видимо типа "ла-ла-ла" или "тру-ля-ля" или еще как-нибудь. Видимо от непонимания. другие исполнители и придумали первый вариант, наиболее понятный.
В 1916 году семья перебралась в Ростов-на-Дону, где поэт работал бухгалтером в речном пароходстве и приказчиком в магазине музыкальных инструментов. В конце 1917 года устроился исполнителем сатирических куплетов в штат антрепризного театра, с которым гастролировал на протяжении последующих двух лет. В 1920 году ушёл в Красную армию, и уже под фамилией «Гридов» служил театральным инструктором агитационного поезда при политотделе штаба конной армии.
Алла Баянова
Потрясающая певица. Все, что она поет можно сразу включать в золотой фонд русской и цыганской песни.
В 1930-е годы Гридов-Давидович написал тексты к ряду песен и романсов. Наиболее известные песни на его стихи — «Так мало дней прошло» (музыка Б. Прозоровского), «Стаканчики гранёные» (музыка Б. Прозоровского - предположительно 1928 год) , «Эх, Андрюша, нам ли быть в печали?» (музыка Ильи Жака), «Мама» (музыка М. Табачникова), «Ах, Одесса, жемчужина у моря. » (в варианте «Дядя Ваня, хороший и пригожий. », музыка М. Табачникова) и другие. Среди исполнителей его песен — Изабелла Юрьева, Петр Лещенко, Клавдия Шульженко.
Аркадий Северный придал несколько блатной манер этой песне.
В начале Великой Отечественной войны Григорий Гридов-Давидович по состоянию здоровья был освобождён от призыва в армию. Он опубликовал в газете «Молот» стихотворение «Поднимайся, великий народ!», «Песню ополченцев». В сентябре 1941 года он сумел добиться включения его в состав редакции военной газеты «К победе!». Когда 19-я армия оказалась в окружении, интендант 3-го ранга Гридов-Давидович погиб в одном из боёв под Вязьмой.
Галина и Олег Ивановы
Длительное время Гридов считался пропавшим без вести, и лишь в 1980 году его могила была найдена ростовскими поисковиками, после чего останки поэта были перезахоронены в братской могиле на Екатерининском кладбище Вязьмы.
Константин Плужников придерживается канонического текста песни. Очень интересно получается.
Песня обычно состоит из текста и музыки - это мое открытие. Музыку к песне про стаканчики написал Борис Алексеевич Прозоровский (родился в 1891 году), русский и советский композитор, автор множества песен и романсов.
Родился он в семье врача; источники называют самые различные места рождения: скорее всего в Санкт-Петербурге. Вскоре после его рождения отец оставил семью, и матери пришлось одной воспитывать сына.
Прозоровский стал врачом, как и его отец — то ли по семейной традиции, то ли из-за тяжёлого материального положения.
Первый романс Прозоровского — «Экспромт» был издан уже в 1911 году. Несколько его романсов в 1916 году были опубликованы в сборнике «Песни любви и печали». Кстати, раньше его печатали под фамилией Прозоров, то ли по ошибке, то ли по еще какой причине.
В Первую мировую войну служил в армии врачом. В Тифлисе он в 1920 году, познакомился со студенткой тифлисской консерватории, в последствии известной советской певицей Тамарой Церетели.
Олег Погудин и Евгений Дятлов на фоне кадров из фильма "Война и Мир".
В 1923 году Прозоровский перебрался в Москву, где с его участием было создано творческое содружество, в котором он стал заведовать музыкальной частью. Осенью того же года в Москву приехала и Церетели; её исполнение романсов Прозоровского получило всеобщее признание; начались их многочисленные и успешные гастроли по стране. В 1924 году Прозоровский написал романсы «Кольца», «Мне жаль черёмухи моей», «Мы только знакомы», «Янтари», «Смятый букет», «Вино в бокале», «Старый напев», «Газовая косынка» («Ты смотри, никому не рассказывай…»). Прозоровский и Церетели получили приглашение на гастроли в Америку, Англию, Австралию на выгодных условиях, но, к сожалению, эти поездки остались неосуществленными.
Светлана Резанова
В феврале 1925 года против Прозоровского было сфабриковано дело «о даче взятки за концерт». Он был арестован и выслан из Москвы с запретом на выступления в столице сроком на 3 года; спасли его гастроли в Крыму и на Кавказе. В 1927 году фирма «Музпред» (позднее «Музтрест») произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Церетели. В это время были написаны романсы «Корабли», «Я не вернусь», «Разрыв», «Снежинки», «Довольно…», «Старая сказка».
Весной 1929 года в Ленинграде состоялась Всероссийская музыкальная конференция, на которой было окончательно решено запретить исполнение и издание романса, как жанра, «наряду с религией, водкой и контрреволюционной агитацией музыка „этого типа“, заражая рабочего нездоровыми эмоциями, играет не последнюю роль в борьбе против социалистического переустройства общества».
Как композитор «мещанской музыки» и дворянин (что не было подтверждено, хотя сейчас то тут, то там можно увидеть гербы семейства Прозоровских ). Среди его родственников упоминаются такие исторические личности нашей страны как князь Ф.Г. Голицын, граф А. А. Голенищев-Кутузов, барон Врангель. В 1930 году Прозоровский был второй раз арестован и осужден тройкой ОГПУ по статье «контрреволюционная агитация» на 10 лет и был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Здесь он работал врачом, что спасло его от гибели.
Вера Петровна. Ну чем не народная песня?
Вернувшись в Москву, Прозоровский узнал, что Тамара Церетели стала знаменитостью и выступает с другим аккомпаниатором — Зиновием Китаевым. Эта ситуация привела к появлению романса «Мы только знакомы». 17 апреля 1933 года Церетели в последний раз записала романсы Прозоровского (оригинальный «Ты смотри, никому не рассказывай»). Прозоровского вскоре снова арестовывают по обвинению в «моральном разложении армии и флота» и отправляют в Сибирь, в Хабаровский край.
Летом 1937 года нарком внутренних дел Ежов издал приказ: в течение 4 месяцев, с августа по ноябрь 1937 года, провести операцию по изъятию и репрессированию антисоветских и социально опасных элементов, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселениях и колониях, а также членов их семей, способных к активным действиям».
Были определены две категории наказания. Борис Прозоровский попал под первую — его расстреляли. По одним источникам Борис Прозоровский был расстрелян в 1937 году; по другим — тоже расстрел, но раньше; по третьим источникам Прозоровский умер в 1939 году.
В 1957 году Бориса Прозоровского посмертно реабилитировали «за отсутствием состава преступления».
В статье использованы материалы из Википедии и других источников. Вам всем огромное спасибо за ваше внимание. И я совсем не обижусь, если вы подпишитесь на мои статьи. Всегда рад новым знакомствам.
11 сентября. День гранённого стакана. История создания, интересные факты.
Доброго времени суток всем! Сегодня я узнала про ещё один интересный праздник, я бы даже сказала очень душевный праздник, милый душе каждого советского особенного советского, русского человека - день гранённого стакана.
Когда появился граненый стакан в России, точно не известно – по одной из версий, на Руси его придумали в древности. Предком стеклянного был деревянный, который делали из плотно пригнанных друг к другу дощечек, напоминающих грани, и называли достаканом. Само название "достакан", как полагают, было заимствовано из тюркского языка "дастархан" (праздничный стол) или "тустыган" (чаша).
По другой — производить такую посуду начали при Петре I для нужд флота, так как граненые стаканы не скатывались со стола, если опрокидывались во время качки на море.
Классический граненый стакан имел 12, 14, 16 или 18 граней. Чем больше было граней, тем дороже стоил стакан. Полный до края стакан вмещает 250 мл воды, а до каемочки — 200 мл. Есть и стаканчики меньшего объема, вмещающие 50, 100 и 150 мл. Именно их часто использовали для распития спиртных напитков.
Граненый стакан гораздо прочнее своего гладкого собрата. И дело не только в гранях, но и в технологии изготовления. В стекло добавляли окись свинца (как и в хрусталь) и подвергали смесь специальной обработке. Именно поэтому эти стаканы стали самой популярной посудой в общепите.
По легенде, усовершенствованный прототип чаши Петру I преподнес владимирский стекловар Ефим Смолин, заявив, что этому виду посуды не страшны механические воздействия. Отведав из стакана вина, Петр "для проверки" грохнул его оземь. И хотя стакан разбился на мелкие осколки, государь не разгневался, а сделал большой заказ для флота. С тех пор граненый стакан вошел в быт русского народа.
Однако, эта версия происхождения граненого стакана не единственная. Дизайн граненого стакана советского образца приписывают скульптору Вере Мухиной — автору известной монументальной композиции «Рабочий и колхозница», но документальных подтверждений тому не существует. Легенда гласит, что Мухина разработала форму стакана специально для советского общепита. «Мухинский» стакан (как его еще называли), получился не только очень прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Благодаря этим свойствам, граненый стакан на долгие годы прописался в советских столовых, кафе, в поездах, а еще использовался в уличных автоматах с газированными напитками.
Фраза "сообразим на троих" появилась благодаря граненому стакану в "хрущевские" времена, когда власти запретили торговать водкой на розлив. В тот период из продажи исчезли удобные для единоличного употребления "мерзавчики" — 125 мл и "чекушки" – 200-250 мл.
Пол-литровая бутылка водки в два стакана не помещалась, а на три делилась идеально – в стакан до стеклянного ободка входит ровно 167 граммов водки, что составляет треть пол-литровой бутылки, вот и стали "соображать".
Прозоровский, Борис Алексеевич.
Прозоровский Борис Алексеевич
(30 июня 1989г.-1937г).
"Стаканчики граненые" в исполнении автора:
Эта песня была издана в 3-х вариантах.
На ряду с колючей проволокой граненый стакан стал символом канувшей в Лету социалистической эпохи.
Вот так эту же песню "Стаканчики граненные" исполняла Алла Баянова.
Стаканчики граненые упали да со стола.
Романы, моды, красавица да бросила меня,
Не бьётся сердце бедное, и одинок я вновь,
Прощай ты радость светлая, прощай, моя любовь.
Разлука, ты разлука, чужая да сторона ,
С тех пор, когда граненные упали со стола.
Авторы этой грустной песенки Гридов, Григорий Борисович и Борис Прозоровский.
Борис Прозоровский родился в семье врача обнищавшего княжеского рода.
Вскоре отец Бориса оставил семью и мать воспитывала его одна. Но музыка никогда не стихала в доме- в нем всегда звучали Вяльцевой А. В.Паниной, В.Плевицкой, А.Давыдова , Н.Поляковой, Ю.Морфесси и других.
Вдвоем с мамой они заслушивались музыкой и Борис всегда мечтал написать свою.
Музыкальные способности мальчика стремительно развивались, но стать музыкантом и учиться этому он не мог,родители были категорические против обучения Бориса музыке. Таким образом он был вынужден стать военным врачом пойдя по следам отца.
В годы Первой мировой войны Борис служит военным врачом и одновременно сочиняет свою музыку.
Это его мечта, это его смысл жизни.
Ему удается опубликовать первые свои романсы в сборнике "Песни печали и любви".
После войны перебравшись в Тифлис он знакомится с Тамарой Церетели.
Ей он посвящает свой романс "Вам 19 лет" .
В творческом союзе Бориса Прозоровского с Т.Церетели и другими музыкантами , они часто выступают в ресторанах, небольших концертных залах, в домах тифлисской интеллегенции. И даже организовали "Клуб музыкантов".
В Москве Прозоровским и другими было создано творческое содружество "Павлиний хвост",
в котором композитор заведывал музыкальной частью.
Весной 1923 года состоялся первый авторский концерт Прозоровского в Малом зале Дома Союзов с участием Н.Обуховой, Е.Катульской, А.Матовой, В.Поповой, С.Юдина.
А осенью 1923 году в Москву переехала Тамара Церетели, где получила всеобщее признание с исполнением романсов Прозоровского. Состоялись многочисленные и успешные гастроли по стране.
В 1927 году фирма "Музпред" (позднее "Музтрест") произвела грамзапись лучших романсов Прозоровского в исполнении Т. Церетели.
Их везде и хорошо принимали, песни нравились и слушатели от души аплодировали и просили на бис.
Однако творческое благополучие композитора длилось не долго.
Но грянули 1930 годы.
В стране развернулась кампания по борьбе с романсом и его творцами.
Для "исправления" Прозоровский был отправлен на строительство Беломорканала , как композитор "мешанской" музыки.
Однако и этого мало было тем, кто стоял тогда у руля России.
В 1937г. Н.Ежов издал указ-
" Предписываю начальникам республиканских, краевых и областных УНКВД в течение 4-х месяцов, с августа по ноябрь 1937 года, провести операцию по изъятию и репрессированию антисоветских и социально опасных элементов, которые содержатся в тюрьмах, лагерях, трудовых поселениях и колониях, а также членов их семей,способных к активным действиям".
Разве мог кто-гибудь в то время не выполнить приказ? Конечно же нет.
И ,на основании этого указа , Борис Прозоровский был растрелян в 1937 году.
И только спустя 20 лет (1957г.), Прозоровский был реабилитирован за "отсутствием состава преступления".
Стаканчики граненые упали со стола автор
Как всегда - очень интересно! И замечательно, что дается два варианта текста - вариативность как раз является одной из особенностей народного творчества.
Костры горят далекие,
Луна в реке купается,
А парень с милой девушкой
На лавочке прощается…
Музыку этой песни написал композитор Борис Андреевич Макроусов. Слова были написаны Настоящим Человеком, Иваном Васильевичем Шамовым, который в годы Великой Отечественной войны был лётчиком-истребителем. В 1947 г. в результате аварии самолёта во время испытаний летчик чудом остался живым, но парализованным. Два с половиной года провел в госпиталях, и тогда поэзия стала основным его делом. Текст песни был написан по воспоминаниям о поездке на родину.
«Мы решились поехать в Володарск, на родину мужа, на поезде. Внесли его в вагон, посадили, и мы поехали. Иван Васильевич видел эти места с воздуха, а теперь, разбитый, видел все это с земли. Ему было это очень интересно.
- Наташа, ты смотри какая природа, Клязьма, какая красота!
А там луна отражалась в воде и рыбаки сидели на берегу, рыбачили.
«Костры горят далекие, луна в реке купается…»
Костры горят далекие,
Луна в реке купается,
А парень с милой девушкой
На лавочке прощается.
Глаза у парня ясные,
Как угольки горящие;
Быть может, не прекрасные,
Но, в общем, подходящие.
Замедлить расставание
Он всей душой старается,
Словечко ищет нежное,
Сидит, сердешный, мается.
Девчата голосистые
Пропели все страдания,
Лишь слышны на скамеечке
Сердечные вздыхания.
Костры дымят потухшие,
Луна за лес скрывается,
А парень с милой девушкой
Никак не распрощается.
Всем известен афоризм “В песне – душа народа”. А кому принадлежит этот афоризм? - Великому русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому. Но уж, точно, никто не знает, что этот афоризм имеет продолжение: “Убьешь песню – убьешь душу!” Недаром говорят, что песня – это душа народа. Народная песня всегда устремлена ко всему лучшему. Это – связь времен, мост между прошлым и будущим. Пока будет жить песенный дух любого древнего края, никогда не смолкнут проникновенные песни, задорные песни. Пусть они всегда звучат над просторами и сливаются в прекрасную симфонию с мелодиями всех народов.
Все просится в музыке, в песне излиться:
Печаль и веселье и труд.
Поют и деревья, и ветры, и птицы,
И реки, и люди поют.
Народная песня – это не напев со словами, а часть самой жизни. Как широко и свободно льется мелодия. В песне – душа народа. Недаром воскликнул поэт: “Сколько чувства в напеве родном!” Народная песня может быть бесшабашно – веселой или печальной, рассказать о любви или о солдатской доле – и всегда она, эта песня, близка и понятна. Русская старина, народные песни. Как много песен знали наши бабушки, да каких! Сколько же песенной клади хранила их память. А пели – заслушаешься! Затянут песню – помолодеют, глаза блестят… С тех пор, услышав старинную русскую песню, мы волнуемся, и сердце щемит. Песня – правда, коль подумаешь умом, – гласит народная мудрость.
А сколько пословиц придумано в народе о песне!
– Пой песню тот, у кого голос хорош!
– Голосу нет – душа поет!
– Петь бы еще, да на животе тоще!
– Поется там, где и воля и доля.
– Весело поется, весело прядется!
– Беседа дорогу коротает, а песня – работу!
– Какова песня – таковы слова.
– Струны готовы, не далеко и до песен.
– И кот песни поет, когда хорошо живет.
Русский народ гордится своими песнями.
Сохранить бы нам всю эту красоту, передавая ее из поколения в поколение, как святое наследие.
Ведь если исчезнут традиции давних предков – обеднеет народ; оскудеют его язык, его мировосприятие, его душа.
А оскудеет душа народа – исчезнет он.
Ах ты, степь широкая
(русская народная песня)
Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Широко ты, матушка,
Протянулася.
Ой, да не степной орел
Подымается,
Ой, да то донской казак
Разгуляется.
Ой, да не летай, орел,
Низко по земле,
Ой, да не гуляй, казак,
Близко к берегу!
Стаканчики граненые (сл. и муз. неизвестного автора)
«Стаканчики граненые упали со стола». В этих словах старой кабацкой песни увековечена та чуть ли не мистическая роль, которую в жизни наших предков играла посуда, блиставшая на столе своими стеклянными гранями. Действительно, слова, продолжающие этот куплет - <. упали и разбилися, разбилась жизнь моя>- весьма многозначительны. Стаканы и рюмки были настолько важной деталью застольного обихода, что подвергались сознательному уничтожению лишь после чрезвычайно важных тостов (например, за здоровье особ царствующего дома, новобрачных, реже - просто присутствующих прекрасных дам). Случайная утрата этого важнейшего розлива горячительных напитков не допускалась. Связано ли это с дорогой ценой, которую русским людям приходилось платить за столовую посуду? Конечно, она была недешева (как и все в суровом мире рыночных отношений). Но для широкой и загадочной русской души не это было важным в решении стаканно-рюмочных проблем…
Сохранились два варианта ПЕСНИ «СТАКАНЧИКИ ГРАНЕНЫЕ»:
I ВАРИАНТ
Стаканчики гранёные
Упали со стола.
Упали да разбилися,
Разбилась жизнь моя.
Мне бедному стаканчиков
Гранёных не собрать,
И некому тоски своей
Да горя рассказать.
Не бьётся сердце бедное,
И одинок я вновь,
Прощай ты, радость светлая,
Прощай, моя любовь.
II ВАРИАНТ
Стаканчики граненые
Упали со стола.
Упали и разбилися
Разбилась жизнь моя.
Упали и разбилися
Их больше не собрать.
Про жизнь мою несчастную
Кому бы рассказать?
Я милого любила
И он меня любил.
Да что-то с ним случилось
Любил, да вдруг забыл.
Пойду я в лес высокий,
Где реченька течет.
Она меня, глубокая,
К себе всегда возьмет.
Когда меня достанут
С того речного дна,
Тогда злодей узнает
Как я была верна.
Стаканчики граненые
Упали со стола.
Упали и разбилися
Разбилась жизнь моя.
В исполнении Наталии Муравьевой песня звучит задорно, с интонацией лукавства и некоторой тоски и, как всегда, с теплотой и нежностью.
Музыка народная
Текст Вадима Козина
Бирюзовые, златы колечки
Раскатились по лужку.
Ты ушла, и твои плечики
Скрылися в ночную мглу.
По зеленой травушке-муравушке
Не сыскать растерянных колец.
Не вернуть любви-забавушки,
Видно, счастьицу конец.
Пой, звени, гитара моя милая,
Разгони тоску-печаль.
Эх ты, жизнь моя цыганская,
Ничего теперь не жаль.
Первая песня, написанная Вадимом Козиным - вполне возможно, музыка также принадлежит ему. По воспоминаниям Козина, написана в 1929 году. Очень скоро прижилась в цыганской среде и стала считаться старинной цыганской песней. Осенью 1946 романс запрещен.
Приказ № 115 Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром:
"В порядке последующего контроля снять из репертуара и изъять из продажи грампластинки с вокальными произведениями, исполняющимися на эстраде под названием старинных и цыганских романсов, а также с искаженными народными цыганскими песнями: "Бирюзовые колечки", "Мы сегодня расстались с тобою" музыка Дризо, "Меня не греет шаль" музыка Оболенского, "Жалобно стонет ветер осенний" музыка Михайлова, "Прощай, мой табор".
Вадим Козин родился 21 марта (3 апреля) 1903 г. в Санкт-Петербурге, в семье петербургского купца первой гильдии Алексея Козина и цыганки из хоровой династии Ильинских-Санкиных Веры Ильинской. В годы Великой Отечественной войны Козин выступал с концертами в частях действующей армии. С 1945 года голос Козина пропал из эфира; пластинки не выпускались. За некоторое время до своего ареста у Козина произошёл словесный конфликт с Л. Берией, причиной стало невыполненное обещание Берии эвакуировать родных Козина из Ленинграда, где они и погибли. И как следствие, Особым совещанием при НКВД в 1944 году он был осуждён на 8 лет. В 1950-е годы возобновил концертную деятельность сначала в Сибири, а затем и в европейской части СССР, наращивая былую популярность. Однако в 1959 году был повторно осуждён по той же статье. Скончался Вадим Алексеевич 19 декабря 1994 года в Магадане. До конца жизни жил в Магадане, оставаясь своеобразной достопримечательностью города, человеком-легендой.
Песня "Чёрный ворон" хоть и русская, но наиболее вероятно сначала была авторская и лишь потом народная. В начале 19-го века молодой унтер-офицер Невского пехотного полка Николай Фёдорович Верёвкин совмещал тяжёлую армейскую службу с сочинением песен. И скорее такая судьба постигла произведение "Под зелёною ракитой". Песня "Чёрный ворон" является творчески переработанным вариантом "Под зелёною ракитой", начиная с третьего куплета. Вряд ли Николай Фёдорович бессовестно заимствовал народную песню и сделал своей собственностью. Единственно, мелодии к стихам он действительно брал популярные на тот момент, к сожалению, исследователи уже ничем помочь не могут в плане нахождения музыкального первоисточника. Между тем сам "Чёрный ворон" в чистом виде ушёл в народ и зажил вполне самостоятельной жизнью с абсолютно отличной от «Под зелёною ракитой» мелодией.
ЧЕРНЫЙ ВОРОН
Черный ворон, черный ворон,
Что ты вьешься надо мной?
Ты добычи не дождешься,
Черный ворон, я не твой!
Что ты когти распускаешь
Над моею головой?
Иль добычу себе чаешь?
Черный ворон, я не твой!
Завяжу смертельну рану
Подаренным мне платком,
А потом с тобой я стану
Говорить все об одном.
Полети в мою сторонку,
Скажи маменьке моей,
Ты скажи моей любезной,
Что за родину я пал.
Отнеси платок кровавый
Милой любушке моей.
Ты скажи — она свободна,
Я женился на другой.
Взял невесту тиху-скромну
В чистом поле под кустом,
Обвенчальна была сваха —
Сабля вострая моя.
Калена стрела венчала
Среди битвы роковой.
Вижу, смерть моя приходит,
Черный ворон, весь я твой.
ПОД РАКИТОЮ ЗЕЛЕНОЙ
Под ракитою зеленой
Русский раненый лежал,
Ко груди, штыком пронзенной,
Крест свой медный прижимал.
Кровь лилась из свежей раны
На истоптанный песок;
Над ним вился черный ворон,
Чуя лакомый кусок.
«Ты не вейся, черный ворон,
Над моею головой!
Ты добычи не дождешься,
Я солдат еще живой!
Ты слетай в страну родную,
Отнеси маменьке поклон.
Передай платок кровавый
Моей женке молодой.
Подари мне платок
Композитор: Пономаренко Г. Автор слов: Агашина М.
Подари мне платок, голубой лепесток(лоскуток)*,
По краям голубым (И чтоб был по краям)* – золотой завиток,
Не в сундук положу, на груди завяжу (повяжу)*,
И что ты подарил никому не скажу.
Пусть и лед на реке, пусть и ты вдалеке,
И платок на груди – не кольцо на руке,
Я одна не одна, мне тоска – не тоска,
Мне и день не велик, мне и ночь коротка (не горька)*.
Если в темную ночь иль средь белого дня,
Ни за что ни про что ты разлюбишь меня,
Ни о чем не спрошу, ничего не скажу,
На дареном платке узелок завяжу.
Пономаренко, Григорий Фёдорович родился в крестьянской семье.
С 5 лет научился играть на баяне у брата отца — Максима Терентьевича Пономаренко (гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов). Самостоятельно одолел нотную грамоту. В 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.
После переезда семьи в Запорожье дядя определил его в ученики к известному музыканту Александру Кинебасу. В 12 лет писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар». В школьные годы был принят на работу баянистом в Дом пионеров, затем — в Дом культуры ДнепроГЭСа.
В 1938 году в АПП погранвойск НКВД УССР. Работая в Киеве, брал уроки у А. Ф. Магдика В 1941 году окончил Киевскую консерваторию по классу баяна. Музыкант АПП погранвойск НКВД (позднее МВД) СССР (1941—1947), с которым прошел Великую Отечественную войну с первого до последнего дня. АПП МВД СССР (1947—1948).
Демобилизовавшись, был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова (1949—1950)[8].
В Москве познакомился с работавшим во Всесоюзном Доме народного творчества имени Н. К. Крупской П. М. Милославовым, в1952 году, был приглашён им в качестве музыкального руководителя и композитора Государственного Волжского русского народного хора в Куйбышеве.
С 1963 года — художественный руководитель народного хора Дворца культуры Волгоградского тракторного завода.
12 апреля 1971 года Пономаренко стал членом Союза композиторов СССР.
В 1972 переехал на Кубань.
7 января 1996 года Григорий Фёдорович погиб в автокатастрофе. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
Маргари́та Константи́новна Ага́шина
Известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен.
Маргарита Агашина родилась в деревне Бор Ярославской области. Детство поэтессы прошло на фактории «Стрелка» на севере Красноярского края. Отец поэтессы был врач по профессии. По роду своей деятельности ему приходилось кочевать по тайге вместе с эвенками-охотниками. Мать Маргариты учила эвенкийских детей в школе. Впоследствии Маргарита Агашина так вспоминала о своём детстве:
«Жили люди на Стрелке просто и дружно, много работали, собирались все вместе в праздники 1 Мая, 7 Ноября, в День Красной Армии. Прошло много лет. Но я все помню и твердо знаю, что там, на Стрелке, я впервые была счастлива оттого, что все были вместе!»
В начале 1930-х семья Агашиных перебралась в город Тейково Ивановской области. Маргарита Агашина училась в тейковской средней школе № 4, которую и окончила в 1942 году (на здании школы сейчас установлена мемориальная доска).
После окончания школы Маргарита Агашина поступила в Московский институт цветных металлов и золота, но, не окончив второго курса, ушла в Литературный институт им. Горького. Училась на семинарах у Веры Звягинцевой, Владимира Луговского. Окончила Литературный институт в 1950 году. С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятив городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.
В 1952 году за поэму «Моё слово» Маргарита Агашина была принята в Союз Писателей. Настоящая известность к Маргарите Агашиной пришла после исполнения Людмилой Зыкиной песни «Растёт в Волгограде берёзка» на её стихи.С 1951 года, после окончания института, Маргарита Агашина жила в Волгограде. Здесь она прожила до конца своей жизни.
Читайте также: