Круглый стол туризм эрмитаж
Ровно десять лет назад, выступив организатором Круглого стола «Музей и проблемы «культурного туризма», Государственный Эрмитаж невольно взял на себя миссию своеобразного музейного патрона, к которому с отчетами, а чаще с наболевшими вопросами собираются под крыло музейщики со всего света.
Являясь признанными лидерами в организации самых разнообразных форм профессионального общения работников музеев, сотрудники Эрмитажа регулярно проводят специальные занятия, семинары, конференции, круглые столы по вопросам научно-исследовательской работы, организации хранения, реставрации. Так и сейчас, в 10-м Круглом столе «Музей и проблемы «культурного туризма» ежегодно проводимом Сектором туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа приняли участие около 130 представителей из более, чем 50 ведущих музеев, высших учебных заведений, предприятий туриндустрии России из самых разных регионов нашей страны, а также гости из стран Балтии и США.
П роводя первый Круглый стол в апреле 2003 года устроители начинали работу в рамках юбилейных торжеств, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга, и, пригласив к участию сотрудников ведущих музеев и представителей туристических компаний города, наверное, и не предполагали, что проект может получить такую долгую жизнь, вызвать столь активный профессиональный интерес коллег с разных концов страны и зарубежья. Однако, насущные задачи превращения музеев в живые, активно посещаемые объекты культурно-исторического туризма, как оказалось, необычайно актуальны для большинства музейных учреждений, особенно в необъятном российском периферийном пространстве, чему косвенным подтверждением и служит география Круглого стола.
Что есть «культурный туризм» в самой терминологии? В Хартии Международного Совета по памятникам и объектам (ICOMOS) «культурный туризм» определяется как «небольшой сегмент рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный и зачастую элитарного характера (…) посвященный представлению и разъяснению культурной идеи». В нашем случае участники Круглого стола больше акцентировали своё внимание на организационно-проектной составляющей работы музеев, работающих в поле «культурного туризма». Вот уже десять лет из года в год звучат всё новые и новые с ообщения и доклады, посвященные вопросам устройства музейного маркетинга и менеджмента, обсуждаются проблемы разработки и реализации в музеях специальных программ для посетителей, анализируются и сопоставляются их преимущества и недостатки, вычисляются способы дополнительного привлечения экскурсантов, вырабатывается методология сотрудничества с органами региональной власти, организациями туризма и бизнеса. И, все-таки, несмотря на столь тщательную, детальную теоретическую проработку вопроса, на практике позитивных изменений не так уж много, которые могли бы исчерпывающе подтвердить эффективную культуросозидающую деятельность музеев, характеризующуюся маркетинговыми показателями в условиях конкурентно-рыночной среды и ценностей переориентации общества. Экспертами отмечается целый ряд организационно-технологических и субъективных факторов, препятствующих функционированию музея как института «культурного туризма» участвующего в формировании региональных программ. И, для России, не имеющей устоявшейся культуры ведения туристического бизнеса в условиях рынка, данное положение особенно характерно. В данном контексте особенно ценным является мнение специалиста, который по роду своей деятельности допущен к самой свежей информации, поступающей от наиболее активной, как думается, части музейного сообщества – от грантозаявителей. Ведь, представляя заявочные проекты, респонденты не только формулируют собственное творческое умозрение, но и в содержании заявок косвенным образом отражают реальное состояние дел в каждом конкретном музее, по всей стране. Как выразила свою позицию участник Круглого стола Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина и руководитель программы «Меняющийся музей в меняющемся мире», в качестве общей тенденции последних лет в содержании конкурсных заявок наблюдается угасание интереса к номинациям «Музей и технологии туризма» и «Партнерские музейные проекты». Возникающую ситуацию она характеризует как достаточно тревожный показатель, демонстрирующий неважное положение дел - и в развитии музейной инфраструктуры в частности, и в туристическом бизнесе в целом. О каком эффективном «культурном туризме» может идти речь при никчемной организационно-материальной базе, при неготовности музеев принять гостей? «Если придумать проект, неподкрепленный туристической инфраструктурой, из него мало что получится. В последние годы в заявки, которые нам подают, мы ввели пункты, которые должны убедить нас, что для реализации туристического музейного продукта существует необходимая инфраструктура». Так же внимательно руководители программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» относятся и к выраженному в заявках фактору партнерства: «Малое количество партнерских проектов - это показатель того, что музеям в силу ряда обстоятельств не хватает сил активно выходить во внешнее пространство. Партнерские заявки – это показатель того, какое место в том или ином городе занимает музей. Если к нему есть интерес, то партнерские проекты становятся более интересными…».
Свой особый взгляд на тенденции развития современного «культурного туризма» привела директор по продажам и маркетингу отеля «Гранд Петергоф Спа Отель» Авдеева Т.Г., которая современную культуру трактует, как культуру событий, «экшена», ориентированную на «новостной режим», «впечатляющие истории, обильно приправленные выразительным визуальным рядом, постепенно обновляющимися и несущими поток новых ощущений. Сегодня, утверждает практик-отельер, путешествие за впечатлениями – это уже не привилегия избранных, а массовое явление, характеризуемое новым родившимся термином «экономика впечатлений». Вот только в состоянии ли музеи представить такой качественный продукт туристу, который заинтересовывал и удовлетворял бы потребителя, и соответствовал экономическим реалиям времени? Увы. Знаю по личному опыту общения с представителями гостиничного бизнеса, с менеджерами туристических компаний – в Санкт-Петербурге предложения не поспевают за растущим спросом. Музеев успешно сотрудничающих с турбизнесом – по пальцам сосчитать. И, таким образом, можно рассматривать проектную работу в музее как своеобразный тест. Тест не только на творческую состоятельность, но и на деловую потенцию всей музейной команды, мобильность и скоординированость служб музея, тест на статусную значимость самого музея в городской среде, тест на профессионализм.
Почему «пробуксовывает» проектная работа в музеях? – Разумеется, это тема для очень большого научного дискуса, каковым, собственно, и являлся Х Круглый стол «Музей и проблемы «культурного туризма» . Если коротко - тому целый ряд причин объективного и субъективного свойства и характера. С одной стороны, действительно, многие музейные пространства не больно располагают к активному осуществлению культурно-досуговых и общественно-просветительских программ, - а с другой стороны, немалой преградой является и застарелый музейный консерватизм – мол, нам этого не надо, мы музей. С одной стороны качество некоторых воплощаемых культуротворческих проектов не вполне соответствует духу и эстетике музеев, в силу непрофессионализма авторов и режиссеров продвигаемых проектов, - а с другой стороны, сказывается отстраненность и нежелание видеть свою пользу, вникать в суть проектной работы самих музейных специалистов. И, зачастую, здесь прослеживается недальновидная позиция именно руководства музеев, не оставляющая надежд на улучшение дел в организации работы по приему туристов. Как следствие, в таких условиях не развивается, не имеет должного опыта, да и самой полноценной жизни технология проектной работы, не налажено производство, отсутствует форма и традиция подачи специальных программ «культурного туризма» достойных по содержанию и музеев, и самого потребителя. За примером далеко ходить не буду. Взять хоть бы самые последние наблюдения из жизни некоторых музеев Санкт-Петербурга и ближайших дворцовых пригородов. В ГМЗ «Царское Село» количество проектов общественно просветительского характера с приходом к управлению музеем нового директора Таратыновой О.В., не желающей «засорения дворца», значительно сократилось, а в ГМЗ «Павловск» с приходом Дементьевой В.А. отдел культурных программ и вовсе разогнан. И это при безвольном присутствии при том прежнего директора Павловского дворца Третьякова Н.С., сохранившего за собой статус президента ГМЗ «Павловск», ранее так много сделавшего для развития проектной работы в музее, которому он отдал около 15 лет своей жизни. И в первом, и во втором случае музеем управляют высококвалифицированные специалисты с многолетней ГИОПовской школой, но, совсем не желающие отвлекаться и тратить себя на «второстепенную» работу, вникать в специфику именно проектной и просветительской музейной деятельности. А вот в Русском музее, успешной проектной работы более чем предостаточно. Но, тем не менее, и здесь придраться есть к чему. В данном случае, я о качестве проектной заявки поддержанной музеем. Когда на открытом заседании оргкомитета фестиваля «Императорские сады России» авторская группа докладывала свою концепцию, создалось впечатление, что в Русский музей на рассмотрение был внесен сценарий некоего районного праздника садоводов и огородников, а не обсуждался очередной, так, громко распиаренный ранее фестиваль, в котором в оргкомитете есть даже особы королевских кровей. Судите сами: слоганом для ландшафтного конкурса оргкомитет выбрал строку из песни «C чего начинается Родина…», как мы понимаем никак не ассоциирующуюся с дворцовой культурой императорской России, а своим визуальным символом - русский самовар и музыкальный рефрен «У самовара я и моя Маша». Ко всему, в числе заданий для ландшафтных архитекторов предложено воплотить тему языческого капища, и реализовать советскую дачную историю - «Шесть соток». - И ведь приняли! И теперь гости имперской столицы смогут увидеть ЭТО в самом центре Санкт-Петербурга, в парке великокняжеского Михайловского дворца, памятника архитектуры высокого классицизма! - В общем, «дворцовая жизнь» музеев складывается вполне по-советски - из одной крайности в другую, из огня да в полымя…
Справедливости ради, нужно отметить, что в петербургском музейном пространстве есть немало и весьма положительных примеров успешного развития туристской составляющей деятельности музеев. Прежде всего на память просится Юсуповский дворец, который на Мойке, где, благодаря давним традициям заложенным легендарным директором дворца …… проектная работа является самой уважаемой формой повседневной деятельности музея. Сохраняются сложившиеся десятилетиями традиции эксплуатации технологий проектной работы и в ГМЗ «Петергоф». Здесь, преемственное начало, устоявшее благодаря удачному опыту сравнительно мирно реализовавшегося института президентства, без потерь перешло от прежнего директора Знаменова В.В. к новому директору Кальницкой Е.Я., сумевшей прежний положительный опыт не только сохранить, но и значительно обогатить и доразвить. Или, взять хотя бы «ожившую», громко зазвучавшую в последние годы своими интересными программами Гатчину, выдающую событие за событием. Правда, здесь все обьясняется совсем просто – в Гатчину пришел директором бывший заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Панкратов В.Ю., который, как никто другой, пожалуй, среди нынешних петербургских директоров музеев знает и саму специфику культурно-досуговой деятельности, и, несомненно, свою собственную миссию в музее видит с точки зрения формирования привлекательности ГМЗ «Гатчина» за счет реализации резервов культурного туризма. Та же ситуация и с Санкт-Петербургским музейно-храмовым комплексом "Исаакиевский собор", который возглавил бывший председатель Комитета по культуре Буров Н.В. Фестивали и праздники устраиваемые музейщиками Исакия давно стали визитной карточкой Санкт-Петербурга. Среди показательных музейных коллективов в данном ряду заслуживают упоминания Музей истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Ахматовский музей, Музей религии, Музей политической истории и др.
В своем выступлении перед участниками слушаний «Музеи России в 1990-ые-2000-е годы», организованных Комиссией ОП по сохранению и развитию отечественной культуры и Союзом музеев России Президент Союза музеев России, директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский сказал: «Музей — самое демократичное место после библиотеки, главной функцией которого является образование и воспитание. (…) Музеи могут помочь и в проведении реформы образования, и в реформе армии, воспитывая чувство патриотизма, и в реформе мировоззрения, а также в решении проблем социального расслоения, поскольку в музеях нивелируется социальное расслоение». Но, это мнение человека, который видит проблему проектной работы не только с позиций узкопрофессиональных, но и в состоянии её воспринять с точки зрения государственной и обще-гражданской целесообразности. Вот бы и нам всем примерить на себя подобный взгляд на вещи. Глядишь – и с культурным туризмом дела подладили бы, и в целом в стране жилось бы веселее.
Виталий Васильев
Директор АНО «Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ»
заслуженный работник культуры РФ
Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма»
9-10 апреля в Эрмитаже уже в тринадцатый раз прошел традиционный круглый стол, посвященный культурно-познавательному туризму. К сожалению, в первый раз он прошел без его бессменного участника и организатора — Владимира Юрьевича Матвеева, который ушел от нас в марте нынешнего года, но дух конференции сохранен благодаря усилиям его коллег. Ольга Борисовна Архипова и Анна Диденко постарались сделать это важное мероприятие по-домашнему теплым, но в тоже время интересным и насыщенным. Первый день прошел в великолепных корпусах реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». Конференц-залы, лобби и помещения для реставрационных работ впечатлили масштабами и уровнем оснащенности.
Новый реставрационный центр Эрмитажа «Старая деревня». Санкт-Петербург.
Заседание круглого стола открыл «хозяин Эрмитажа» Михаил Борисович Пиотровский. Он поприветствовал участников конференции и коротко охарактеризовал основные проблемы культурного туризма в России.
В качестве ключевой была выделена проблема развивающегося конфликта между туризмом и культурой! С риторическим вопросом он обратился к участникам: Кто и для кого существует? Откуда вытекает очень важный тезис – является ли численность критерием успеха!
Выступление М.Б.Пиотровского. «Старая деревня» 9 апреля 2015г.
В действительности проблема количественных показателей серьезно волнует музейное сообщество. Не секрет, что взятый на вооружение властями от культуры эффективный менеджмент активизировал усилия по достижению количественных показателей выраженных в стремлении достичь высокой посещаемости и высоких доходов, вряд ли может привести к повышению качества музейной работы. Вместе с тем внимание музейщиков должно смещаться на посетителей, так как в современном музее посетитель – неотъемлемая часть разнообразной и полнокровной музейной жизни!
Конечно музей, ориентированный на посетителя должен быть привлекательным и как теперь говорят манким, но пресловутый «манок» не должен затмевать главного – культурного диалога между музеем и человеком. К сожалению, иногда в погоне за популярностью музеи, особенно малые, идут на разные ухищрения на потребу публики, теряя в этой погоне главное – безупречный художественный вкус и экспозиционную культуру. Избежать подобных ошибок и выработать собственную манеру музейной работы помогают профессиональные дискуссии и в частности круглый стол, который уже в тринадцатый раз прошел в Государственном Эрмитаже.
Лорд Ричмонд. «Generalities & Specifics».
Продолжил работу конференции Лорд-распорядитель Кембриджского университета Уотсон Алан, лорд Ричмонд – известный музейщик и старый друг Эрмитажа. Его выступление было посвящено исследованиям Общего и Частного в музейной работе (Generalities & Specifics). В заданном ключе лорд Ричмонд сравнил Лондон и Санкт-Петербург, Британский музей и Эрмитаж, выявив, что музей будь то в мегаполисе или маленьком городке — точка притяжения и в этой связи следует постоянно искать пути и способы раскрывать новые факты или показывать давно ушедшие события в современном и занимательном для посетителей контексте. Он подчеркнул, что сейчас очень популярно такое направление в музейной работе, как формирование историй через музейные предметы.
Интересными и полезными были выступления гостей из Латвии. Завсегдатай конференции Талис Пумпуринш рассказал о новой выставке посвященной Янису Цимзе – композитору и основателю певческих праздников в Прибалтике. Его коллега Сиятс Райтис рассказал о новых межрегиональных маршрутах, объединяющих культурно-историческое поле Латвии, Эстонии и России.
Пумпуринш и Райтис. Латвия. Эрмитаж.
Но, пожалуй, самым интересным и необычным стало выступление Ахунова Валерия Михайловича – зав. отделом «Русского музея». Он тоже – давний участник конференции и все его выступления традиционно отличаются новизной и оригинальностью.
В этом году В.М. Ахунов рассказал как в пространстве музе объединить музыку и живопись. Он отразил эту идею в своем выступлении на тему «М.Мусоргский. «Картинки с выставки» — новый экскурсионный продукт в Санкт-Петербурге». В этом новом турпродукте разработчики смело соединили музыку Модеста Мусоргского и живопись создаваемую под впечатлением от музыкальных композиций. В свое время Мусоргский создал свои музыкальные миниатюры под живописные сюжеты художника Виктора Гартмана. Всего 12 пьес и 10 картин, притом, что сегодня сохранилось только 6. В настоящее время этот интересный проект продолжен художником петербуржцем Владимиром Шагиным и Русским музеем.
В.М.Ахунов и модератор О.Б.Архипова.
Кульминацией первого дня конференции стала экскурсия по реставрационному центу «Старая деревня». Но лучше один раз увидеть, чем пять раз прочитать об этом! Смотрите…
Так хранят и реставрируют
В каретном ряду
Под царскими шатрами
И еще о многом интересном с научным сотрудником и экскурсоводом «старой деревни» Ольгой
Манифест дружбы между туристическими компаниями и музеями в Эрмитаже
6 и 7 апреля 2017 года в Государственном Эрмитаже прошел ХV Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма», собравший представителей учреждений культуры, высших учебных заведений и туристического бизнеса, чтобы обсудить актуальные вопросы взаимодействия музеев с посетителями-туристами и туристическими компаниями.
Особое внимание участников мероприятия было уделено деятельности центров Эрмитажа, новым формам работы с посетителями, проблемам меняющегося туристического рынка.
Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в своем выступлении отметил, что Круглый стол «Музей и проблемы культурного туризма» – это своеобразный манифест дружбы между туристическими компаниями и музеями, поскольку такое взаимодействие не заложено в природу ни тех, ни других. Культурный туризм – это не просто красивое слово, он должен выполнять целый ряд функций, обусловленных культурой, которая, с одной стороны, должна создавать интеллектуальную конкурентоспособность нации и страны, а с другой – определять тот набор запретов и разрешений, существующих в обществе.
М.Б. Пиотровский представил музеи-спутники Государственного Эрмитажа, в частности, центр «Эрмитаж – Амстердам», который долго готовился и осваивал пространство Амстердама. Задача организаторов проекта заключалась еще и в том, чтобы увеличить срок пребывания туристов в городе. Точно также Эрмитаж старается работать и с другими своими центрами: создавая новые очаги культуры, выполнять важную задачу – приносить пользу региону, как идейную, так и материальную.
Дружная команда Отдела туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа
Директор Эрмитажа отметил одну любопытную тенденцию в «культурном туризме» – это возникновение различных рейтингов музеев – от посещаемости до популярности среди различных целевых групп. Например, самый веселый музей, самое мистическое место и т.д. «В этом смысле рассматривать музеи по необычным критериям – это интересно… Каждый музей должен иметь ту или иную особенность, по который он может претендовать на участие в подобных рейтингах. Важно развивать свою «изюминку». В этом случае музеи будут привлекательными для туристов и даже могут стать градообразующим элементом в культуре», – заметил М.Б. Пиотровский.
Модераторы: Ольга Архипова – начальник Отдела туризма ГЭ и Валерий Ахунов – заведующий экскурсионно-лекционным отделом Русского музея
Начальник Отдела туризма Государственного Эрмитажа Ольга Архипова сообщила, что сегодня количество участников Круглого стола приблизилось к двумстам, а с прошлого года появилась возможность и заочного участия посредством прямой интернет-трансляции. Однако количественные показатели далеко не главное. За 15 лет сложилась настоящая команда единомышленников, целью которой стала активная интеграция музеев в общественную жизнь, формирование культурных потребностей, создание качественного нового музейного продукта. Впервые прозвучавшие на Круглом столе термины и формулировки «культурный туризм», «музейный туризм», «специальные программы» и ряд других, прочно вошли в научный и общественный обиход.
Светлана Даценко «Эрмитаж-Амстердам» и Елена Сираканян начальник Службы развития ГЭ
Светлана Даценко, представитель центра «Амстердам-Эрмитаж», поделилась опытом проведения временных выставок музея, в частности, нашумевшая выставка к 100-летию русской революции – «1917. Романовы и революция. Конец монархии», открытой недавно в Амстердаме, вызвала огромный резонанс.
Экспозиция представляет собой гораздо больше, чем рассказ о периоде в российской и мировой истории, когда Николай Второй отрекся от престола, а к власти пришли большевики. В фокусе – 20 последних лет жизни семьи Романовых, Петербург тех времен, предвестники переворота и его немые свидетели: дневник царицы Александры и штык, которым был убит последний император. В Россию выставка должна вернуться к ноябрю, она откроется в Государственном Эрмитаже в преддверии 100-летнего юбилея Октябрьской революции.
Райтис Сиятс (European Cultural Tourism Network, Бельгия) и Валерия Шолохова (музей-заповедник М.А.Шолохова, ст. Вешенская).
Было еще немало интересных докладов. В рамках Круглого стола выступило 45 спикеров из Санкт-Петербурга, Азова, Астрахани, Баку (Азербайджан), Белгорода, Владимира, Вологодской области, Елабуги, Казани, Калуги, Кунгура, Москвы и Московской области, Мурманска, Невьянска, Петрозаводска,Ростовской области, Сыктывкара, Ташкента (Узбекистан), Череповца, Цесиса (Латвия), Ярославля. Среди гостей дальнего зарубежья – представители профессионального сообщества из Бельгии и Таиланда.
Интерактивное выступление Валерия Ахунова «Блошиные рынки Европы – супермаркет, музей, барахолка»
Впервые в рамках Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма» организован трехдневный пост-тур для его участников в Латвию с целью практического «культурного туризма» – посещения малых музеев и местных достопримечательностей. Самые активные спикеры мероприятия выразили надежду на то, что поездки «в гости» к партнерам проекта станут доброй традицией конференции.
О.Б. Архипова с коллегами. Справа – Марина Морева (Невьянский государственный историко-архитектурный музей)
Музеи России собрались за круглым столом в Эрмитаже
Обсуждались актуальные вопросы взаимодействия музеев и турфирм, межмузейные проекты, новые специальные программы, направленные на совершенствование музейного туризма, перспективы формирования современной культуры посещения музеев.
Круглый стол «Музей и проблемы «культурного туризма» проводится на площадке Государственного Эрмитажа уже 16-й раз, инициатором и организатором выступает Отдел туризма и специальных программ музея.
М.Б. Пиотровский открыл XVI Круглый стол в Эрмитажном театре.
На встречу 2018 года съехались более двухсот сотрудников российских и зарубежных музеев, представителей туристических фирм, преподавателей высших учебных заведений из многих регионов России – Казани, Петрозаводска, Волгограда, Перми, Астрахани, Самары, Екатеринбурга, а также из других государств – Казахстана, Азербайджана, Беларуси. В этом году впервые в работе конференции приняла участие большая делегация из Латвии – более 30 сотрудников музеев и представителей Ассоциации туризма Видземе.
Заседание XVI Круглого стола в Эрмитажном театре торжественно открыл генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Он отметил, что у каждого музея при одинаковых целях – сохранять и просвещать, тем не менее, разные задачи. Так, в настоящее время директор озабочен, как «защитить Эрмитаж от туристов». Посетители всех крупнейших музеев мира сегодня жалуются на большие очереди и количество людей в экспозиционных залах. Это раздражает, утомляет, мешает в полной мере наслаждаться искусством и указывается в отзывах, как отрицательная сторона музея.
Очередь в Эрмитаж – обычное дело.
В контексте Круглого стола директор Эрмитажа подчеркнул – одной из основных задач культурного туризма сегодня является создание продукта, привлекательного для туризма и содержащего критерии и идеи, связанные с музейной идеологией, культурой и воспитанием «сложного человека». Внутренний мир туриста, который приехал и побывал в музее, должен стать «сложнее». В хорошем смысле этого слова.
М.Б. Пиотровский, В.М. Ахунов, О.Б. Архипова – спикеры XVI Круглого стола.
Руководитель проекта Круглого стола «Музей и проблемы «культурного туризма», начальник Отдела туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа Ольга Архипова, отметила рост популярности конференции в регионах России. Каждый год в Санкт-Петербург приезжает все больше представителей музеев, а для тех, у кого нет такой возможности организована видеотрансляция.
В этом году участники заседания заслушали 47 докладов, тезисы выступающих вошли в сборник материалов Круглого стола, который был издан к началу конференции.
По мнению Ольги Архиповой, если раньше наибольший интерес привлекала тема привлечения туристов в город, а посетителей – в музей, то сейчас ситуация в мире изменилась. Жители ряда городов (Венеция, Хельсинки, Барселона) протестуют против бесконечного потока туристов. Проблема эта в полной мере коснулась и музеев, поэтому главная тема сегодня «Рост числа посетителей в музее – благо или зло?».
В России этой проблемой озадачены лишь самые крупные и посещаемые музеи, основная масса по-прежнему борется за посетителя и находится в постоянном поиске форм взаимоотношений с турфирмами в условиях увеличения турпотока, роли этнографических комплексов в развитии туристической отрасли регионов.
Участники XVI Круглого стола «Музей и проблемы «культурного туризма».
В ходе обсуждения итогов Круглого стола, Асия Галимжанова (Казахская головная архитектурно-строительная академия) подняла проблему посещаемости в музеях Астаны и Алма-Аты. Несмотря на их великолепные экспозиции, в залах, практически, нет посетителей, все они, особенно молодые семьи с детьми предпочитают проводить время в торгово-развлекательных центрах. И это происходит не только в Казахстане. Трагедия в Кемерово тому яркий пример. Как вернуть традиции посещения музея? Как оторвать подростков от смартфонов и открыть перед ними реальный мир прекрасного? Как в эпоху потребления открыть молодежи глаза на вечные ценности? Вот главные вопросы, которые предстоит решать учреждениям культуры в ближайшее десятилетие, и, видимо, обсуждать в рамках следующего Круглого стола, который заявлен 4-5 апреля 2019 года.
Представители музеев высоко оценили значение нынешней конференции в становлении музейной культуры разных регионов России, и высказали пожелание ко всем участникам и организаторам на будущее – как можно больше практической и полезной информации, возможности знакомства с положительным опытом сотрудничества с турфирмами, успешными кейсами, идеями и новациями в музейной сфере.
В ответ Ольга Архипова пообещала самым серьезным образом изучить отзывы и пожелания участников мероприятия, чтобы в следующем году сформировать программу и набор актуальных тем конференции. Она выразила надежду, что XVII Круглый стол «Музей и проблемы «культурного туризма» привлечет к участию не только музеи, но и больше турфирм, чтобы получился диалог – равноценный и взаимополезный.
Круглый стол туризм эрмитаж
Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь-36»
Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края
Версия для слабовидящих
Научная деятельность
Доклад Н. Степановой на круглом столе в Эрмитаже "Музей и проблемы культурного туризма" 4-5 апреля 2019 г.
ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ТУРИСТСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В МЕМОРИАЛЬНОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ «ПЕРМЬ 36»
Степанова Н.П.,
методист экспозиционно-выставочного отдела
ГБУК Мемориальный музей-заповедник
истории политических репрессий «Пермь 36»
Мемориальный музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь 36» находится на значительном расстоянии от Перми, поэтому придается особое значение приему экскурсионных групп, которые привозят турфирмы. Как правило, экскурсовод турфирмы, сопровождающий группу, рассказывает путевую информацию об истории населенных пунктов по маршруту и об истории политических репрессий в СССР. Это позволяет подготовить экскурсанта к посещению музея, посвященного сложным проблемам истории, сократить время на освещение общего материала и подробнее рассказать об экспозиции музея и судьбах соотечественников, которые отбывали наказание по политическим статьям в колонии ВК 389\36 в советское время. В июне 2018 г. для представителей турфирм и экскурсоводов был презентован аудиогид с дорожной информацией «По дороге памяти (из истории политических репрессий в СССР)», была проведена методическая дорожная экскурсия. К сожалению, далеко не все представители турфирм, сотрудничающие с музеем, смогли побывать на ней. В дальнейших планах работы с турфирмами и сторонними экскурсоводами продолжить методическую и историко-просветительскую работу по теме дорожной экскурсии.
Проведение методической учебы экскурсоводов турфирм запланировано на февраль 2019 года. Оно будет проводиться на территории мемориального комплекса. Программа обучения, которую разрабатывают сотрудники музея, будет включать лекции по истории политических репрессий в СССР и в Пермском крае, подробную методическую экскурсию по экспозициям и выставкам комплекса, занятие по особенностям методики проведения музейных экскурсий. Всем участникам обучения будут выданы методические разработки по основным экспозициям мемориального комплекса, во время подготовки к аттестации они смогут пользоваться научной библиотекой музея, которая находится в городском офисе. В настоящее время ни один из государственных музеев Пермского края не проводит такую работу. Кроме того, практически ни одна из турфирм не имеет штатных экскурсоводов, все представители этой профессии в Пермском крае – фрилансеры. Повышением их квалификации системно так же никто не занимается. Кафедра туризма ПГНИУ периодически проводит курсы для экскурсоводов на средства программы развития туризма в Пермском крае, но там читаются лекции общего характера – по географии или культуре. Персональной аттестации после этих курсов не проводится, обычно слушатели пишут реферат и получают свидетельство об окончании курсов. Представляется также проблемой собрать и информировать практикующих экскурсоводов. Мы планируем это делать через общественную организацию «Клуб экскурсоводов Прикамья», с которой уже начали сотрудничать, а также рассылкой предложений по обучению турфирмам, занимающимся культурным туризмом. Список экскурсоводов, прошедших аттестацию, будет находится в кассе, а также будет размещен на сайте музея. В этом случае оплата за экскурсию по музею не взимается, что вызывает интерес у турфирм в сфере регионального культурного туризма, который является низкодоходным бизнесом. Полагаем, что программа по обучению, аттестации и аккредитации экскурсоводов турфирм будет хорошим стимулом для привлечения туристов в музей. За 2018 год было проведено всего 99 экскурсий по мемориальному комплексу политических репрессий Пермь 36, которые были организованы турфирмами Пермского края., что составляет 10% от общего числа экскурсий. Музей заинтересован не только в привлечении новых туристов, но и в квалифицированных, образованных людях, способных на высоком научном и методическом уровне раскрыть тему тоталитаризма и репрессий для любых категорий туристов. Турфирма, которая работает с аттестованным по этой теме экскурсоводом, способна не только получить большую прибыль, но и предоставить качественную услугу своим туристам и экскурсантам и в более удобное время.
Продолжение работы по заключению договоров с турфирмами позволит упорядочить работу по приему посетителей, повысить ответственность обеих сторон по соблюдению графика приема и продолжительности проведения экскурсий по мемориальному комплексу политических репрессий.
Важным направлением методической работы музея в 2019 году является проведение внутримузейного лектория для научных сотрудников. Лекторий будет включать обучение и практические занятия по разным направлениям музейной работы – фондовой, экспозиционной, просветительской, музейной педагогике и др.
Большую методическую помощь и консультации мемориальному комплексу политических репрессий Пермь 36 оказывает научно-методический отдел Пермского краеведческого музея.
Все вышеперечисленные мероприятия должны поднять качество экскурсий как экскурсоводов музея, так и сторонних экскурсоводов, укрепить контакты и взаимодействие с турфирмами и привлечь больше туристов в музей.
Читайте также: