Круглый стол с учащимися

Обновлено: 08.01.2025

содействовать развитию творческого и критического мышления; совершенствовать навыки работы с различными источниками информации для анализа социально-общественных отношений; создать условия для присвоения личностью классических гуманных ценностей.

Цель для учащихся : уметь использовать категории гуманности для оценки социальных явлений, поступков людей.

Форма мероприятия: урок-концепт.

Педагогическая технология: технология развития критического мышления методами чтения и письма.

Применение технологии критического мышления предполагает:

« Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа

передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному

«добыванию» знаний учащимися.

« Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся.

« Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной

позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и

« Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений,

« Стимулирование попыток учащихся к расширению, проверке и

применению в учебной деятельности и жизни нового опыта, новых знаний.

« Облегчение социализации учащихся.

Средства обучения: компьютерные (мультимедийная презентация; музыкальное сопровождение слайдов; анимационные вставки), видеосюжеты, фотоматериалы, фактологический материал информационных источников.

Методы обучения: информационно-сообщающий, поисковый, аналитический.

Основные вопросы.

I. Гуманизация общественных отношений.

II. Облик человека гуманного.

Ход мероприятия

СТАДИЯ ВЫЗОВА предполагает:

1. Подготовка учащихся к восприятию фундаментальных гуманистических объектов.

2. Формулировка фактов по теме круглого стола « Остаться человеком».

3. Пояснения личностного видения гуманистических аспектов учащимися.

4. Соотношение всех точек зрения и выработка общего решения.

5. Рефлексия полученных выводов (постановка учащимися собственных целей обучения).

1. Прием «Мозговая атака» . Подумайте и запишите ВСЁ, что вы знаете по данной теме (на листе ф. А4).(СЛАЙД 1).

1.2. Начало оформления таблицы Донны Огл (ЗХУ, 1 колонка).

Предполагаемые ответы учащихся для оформления колонки 1.

Идеология белорусского государства, национально-государственное самосознание …

Общечеловеческие христианские ценности …

1.3. Слайд-шоу:метод «Ассоциации». (СЛАЙД 2).

Назовите ассоциации, связанные со словом гуманный(анимационные слайды, на которых изображения связаны с такими нравственными категориями, как вера, прощение, молитва, дети …).

1.4. Какое значение в вашей жизни играет семья? Кто в семье главный? В чём роль мамы? В чём роль папы?

1.7. метод «Аллитерации»).(СЛАЙД 3).

Г - гармония, гражданственность, гуманитарность, героизм

У - уважение, учтивость, увековечивание, участливость

М - мир, молитва, миролюбие, моральность

А - альтруизм, активность, актуальность, авторитет

Н - нравственность, ненасилие, надёжность, непогрешимость

И - истина, искренность ,исповедь, искупление

З - забота, заповеди, защита, здравомыслие

М - милосердие, миропонимание, милостыня, мемориал

АНТИГУМАНИЗМ

Г - гетто, геноцид, грязь, голгофа

У - убийство, унижение, уничтожение

М - месть, мучение, мрак, мерзость

А - алкоголизм, авантюра, агрессия, антипатия

Н - насилие, наговор, наркомания, ненависть

И - инквизиция, издевательство, избиение, игнорирование

З - заблуждение, забвение, загрязнение, зависть

М - мародёрство, милитаризм, меркантильность

1.8. Что означает понятие «тоталитарный антигуманизм»?

1.9. Работа со слайдом 4 «Тоталитарный антигуманизм».

2. Учитель. Добро и зло – противоположности, которые соотносятся друг с

другом. Они не преодолимы в отдельности. В зависимости от содержания добро и зло трактуется как счастье и несчастье, наслаждение и страдание, польза и вред, радость и горе. Добро – это то, что лежит в основе гуманизма, а зло – то, что отделяет от него.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ предполагает:

учитель:

1. Поддержание интереса к учебной деятельности и интеллектуальной

2. Передача знаний, умений, навыков.

учащиеся:

1. Достигается необходимое восприятие учебного знания.

2. Происходит осознание своей деятельности.

3. Осмысленное понимание и усвоение новой информации.

4. Корректировка учащимся поставленных целей обучения.

2.1. Работа со слайдом 5.

Долг, совесть, мудрость, любовь, доброжелательность, добродетель, ответственность, а рядом война… Война и дети: смерть, горе, голод, болезнь, страдание, отчаяние, страх, гетто…

Предположите, о чем будет текст Алексея Поликовского «Последний урок»?

2.2. Продолжаем оформлять таблицу Донны Огл (ЗХУ, 2 колонка). Учащиеся отмечают, что б они хотели узнать на уроке.

2.3. Работа с текстом Алексея Поликовского «Последний урок». (Приложение 1).

Текст разделён на 5 частей. Учитель раздаёт учащимся часть I и читает её вслух. Затем идёт обсуждение части I по вопросам. Вопросы выведены на слайд 6 и открываются учащимся по мере работы с 5 частями текста Алексея Поликовского «Последний урок». Так же идёт работа и с фотоматериалами слайда 6 и по оформлению колонки 3 таблицы Донны Огл (ЗХУ).

2.3.1. Чтение части I учителем (учащиеся следят за текстом части I раздаточного материала).

Вопросы к части I текста Алексея Поликовского «Последний урок».

I часть (слайд 6)

1. Чем был озабочен Корчак зимой 1942 г.?

2. К чему сводилась вся методика и педагогика Корчака в этот период?

3. Во что превратилась смерть для Корчака и его детей?

4. Какой главный вопрос ставится в этом отрывке, и какой ответ предполагает автор?

2.3.2. Работа с фотографией «Дети в Варшавском гетто». (Слайд 6)

2.3.3. Чтение части II учителем (учащиеся следят за текстом части II раздаточного материала).

Вопросы к части I I текста Алексея Поликовского «Последний урок».

II часть (слайд 6)

1. Какой вопрос встал перед Корчаком в весенние и летние месяцы 1942 г.?

2. Какие гуманные качества были присущи Старому Доктору?

3. Какие ценности, не сформированные автором в отрывке, необходимо принять, чтобы сделать такой же вывод, как делает автор?

2.3.4. Работа с фотографией «Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) с детьми во дворе Дома сирот». (Слайд 6)

ü Посмотрите на фото и предположите, что тревожит Корчака?

2.3.5. Чтение части III учителем (учащиеся следят за текстом части III раздаточного материала).

Вопросы к части I II текста Алексея Поликовского «Последний урок».

III часть (слайд 6)

1. Как вы считаете, почему в гетто Корчак вёл обычную жизнь воспитателя и учителя?

2. На ваш взгляд, когда и какое решение принял Старый Доктор?

3. Присутствуют ли в тексте какие-то авторские характеристики людей и идей, с которыми можно не согласиться?

2.3.6. Чтение части IV учителем (учащиеся следят за текстом части IV раздаточного материала).

Вопросы к части IV текста Алексея Поликовского «Последний урок». (Слайд 6)

IV часть (слайд 6)

1. Для чего Старый Доктор и его дети решили поставить пьесу в гетто?

2. Почему Корчак, имея возможность выйти из гетто, не воспользовался ею?

3. Какой главный вопрос ставится в этом отрывке, и какой ответ предполагает автор?

4. Какие факты автор просит принять на веру?

5. Что осталось недосказанным?

2.3.7. Чтение части V учителем (учащиеся следят за текстом части V раздаточного материала).

2.3.8. Вопрос к части V текста Алексея Поликовского «Последний урок». (Слайд 7)

Как вы считаете, в последние часы жизни, на какую тему мог дать детям свой последний урок учитель, воспитатель, врач, писатель с мировым именем Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт)?

2.3.9. Анализ записей в колонке 3 таблицы Донны Огл (ЗХУ).

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ предполагает:

1. Максимально полная осознанность изученной информации.

2. Соотнесение своих знаний со знаниями других учащихся, с теми представлениями, которые имелись раньше.

3. Выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения .

4. Закрепление нового материла, отработка умений, формирование навыков и компетенций .

5. Постановка учеником новых целей обучения

3. Вопрос учащимся: какой сегодня мир и человек? Выслушиваются ответы.

ü Экологические бедствия.

ü Загрязнения людьми окружающей среды.

4. Работа с классом. Как могут реализовать себя учащиеся, молодёжь, жители Беларуси?

4.1. Какой высшей награды могут быть удостоены жители Беларуси?

4.2. Назовите ГЕРОЕВ БЕЛАРУСИ.

5. Представление учащимися оформленной таблицы Донны Огл (ЗХУ).

6. Презентация учащимися портрета «Человек гуманный» (домашнее задание: составление синквейна, штриха, пирамиды, монофона).

ШТРИХ «ЧЕЛОВЕК ГУМАННЫЙ»

Человек гуманный

Заботливый, понимающий.

Духовен, честен, справедлив.

Провозглашает, утверждает, познаёт, творит.

Вдохновляя, возрождая, призывая, останавливая, осветляя.

Утверждает благо человека критерием оценки гуманности, потому что это норма отношений между людьми.

7. Сделайте общие выводы по теме занятия «Остаться человеком».

ü Подлинной целью общественного развития является гуманистическое обновление мира на нравственных началах.

ü Назначение морали состоит в установлении между людьми отношений согласия, в устранении или предотвращении их вражды и непонимания, в утверждении гармонии человеческих отношений. Всё это - условие подлинного гуманизма, выражающего право людей на достойную счастливую жизнь.

ü Человек не винтик бессмысленной машины, придуманной не известно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего мира.

ü Нравственность предъявляет к человеку требование быть именно человеком, проявляя разум, а не примитивные эмоции вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей.

8. Комментирование домашнего задания: мини-дайджест статей из периодических изданий, раскрывающих тему «Остаться человеком».

9. Заключительное слово учителя. Слайд-шоу «Как прекрасен этот мир!»

Приложение 1

Алексей Поликовский «Последний урок»

В 1942 г. в Варшаве, в гетто, в 4-х этажном доме на Хлодной улице, где находился дом сирот, 63-ний врач, учитель и писатель Януш Корчак начал вести дневник. На попечении у него к этому времени находилось двести детей, забота о которых способна отнять у человека 24 часа в сутки и в более спокойные времена. Зимой же 1942-го в оккупированной немцами Польше к обычным заботам Корчака прибавлялась ещё одна: где доставать продовольствие? Вся методика и педагогика, вся философия и любовь к детям сводились для него в этих обстоятельствах к одному вопросу: способен ты ли не способен достать двести килограммов картошки на каменном огороженном пятачке, куда согласно 370 тысяч евреев? Каждую неделю, по субботам, как и положено, Корчак взвешивал детей. «Час субботнего взвешивания – час сильных ощущений», - записал он в дневник. Дети катастрофически худели.

Дети и смерть. Само сочетание этих слов заставляло его душу корежиться в отчаянии. Видение душегубки не раз возникает на страницах его дневника, но он не выпускает его наружу, прихлопывает между страниц, оберегает детей. Перед ним, воспитателем, всю жизнь готовившим детей для жизни, в эти весенние и летние месяцы 1942 г. встал вопрос, которого нет и не может быть ни в одном учебнике педагогике: Как готовить детей к смерти? …

Под давлением кошмарной действительности, под грузом страшной ответственности он оставался всё тем же старым докторам, в душе которого не было ненависти даже к солдатам, охранявшим гетто. Тот импульс, что лежит в основе всей педагогике, не ослабевал даже тогда, когда он , поливая цветы, в окно видел часового, стоявшего с широко расставленными ногами. Он и в часовом пытался почувствовать что-то человеческое, не злое. «А может, в бытность свою штатскую, он был сельским учителем, может, нотариусом, подметальщиком улиц в Лейпциге, официантом в Кёльне? А что он сделал бы, кивни я ему головой, помаши дружески рукой? Может быть, он не знает, что все так, как есть? Он мог приехать лишь вчера, из далека…» - записал он в дневник в счетной надежде.

Доброта не оставляла его. Мы не можем до конца ощутить эту доброту, потому что она неотрывна от человека и выражается в его улыбке и глазах, в тепле его ладони, рождается в звуке его голоса. Усталая мудрость таится в глазах Корчака на уцелевших фотографиях, мудрость человека, который понимает, что окружающие его дети пришли в мир на испытание и страдание.

Днём Корчак вёл ту обычную жизнь воспитателя и учителя, которую трудно описать, потому что она состоит из десятков незначащих на первый взгляд событий и случаев, которые приобретают смысл только тогда, когда складываются в одну общую большую картину. Он, как всегда, рассказывал своим детям истории и сказки, читал с ними книги, наполнял их время учебой и трудом. Старшие должны были заботиться о младших, а все вместе - о порядке в доме сирот. Сам он был одновременно повсюду- в столовой и спальне, где присаживался на край кровати и что-то тихо говорил плачущему в подушку мальчику; в туалетной комнате, где проверял чистоту полотенец, и в классе, где исправлял ошибки в диктантах…

Дневник Януша Корчака – книга, написанная человеком, знающим, что ему предстоит, и принявшим решение, изменить которое не способна никакая сила в мире. Решение это очень просто: быть с детьми. Он принял его очень давно, в далеком прошлом, и оно теперь неподвластно ни штурмбанфюреру СС Герману Хефле, распоряжающемуся жизнями людей в гетто, ни часовому, стоящему напротив дома сирот. Когда Януш Корчак понял, что жизнь выбрана, что судьба уже сложилась? Когда молодым врачом пришел в лазарет для детей из бедных семей? Когда 40 лет назад пожалел маленького недотепушку, игравшего на полу с ножницами? Когда основал дом сирот? Не найти в его жизни этого мгновения; самое главное решение накапливаются в душе, не заметно и упорно, день за днем и год за годам, и потом в друг приходит день, когда делается ясно: все уже решено и поздно что-нибудь менять. Жизнь есть жизнь.

Все, что он писал до этого, было пронизало верой в то, что человек имеет право быть самим собой.- имеет право быть свободным. Возраст тут ни причем. В ребенке он всегда видел человека, а не полуфабрикат человека. Он умел почувствовать и признать волю и разум в малыше, отказывающим пить молоко с пенками, в грубоватом подростке, щеголяющем грубыми словами. «Сто детей… Сто людей, которые не когда-то там, не еще … не завтра, а уже… сейчас… люди». В довоенные времена, ежедневно заходя на цыпочках в спальню дома сирот, он всегда чувствовал прерыв дыхания, горло пережимала робость и нежность – столько беззащитности было в лицах спящих детей, такое будущее дышало в такт их размеренному дыханию! Он видел своё предназначение, предназначение воспитателя, в том, что бы помощь им сбыться.

В июле Корчак и его дети заняли театром – он решил ставить пьесу. Эта затея обеспечила им множество хлопот. Дети учили роли, придумывали костюмы, репетировали в большом зале, найденном Корчаков в пустеющем гетто. Кто еще был жив и способен передвигаться, превозмогая голод, получили приглашение, в котором было сказано, что их ждет «нечто большее, чем актеры-дети».

Пьеса, которую выбрал Корчак для своих детей, была написана в Индии. В этой страной пьесе Тагора все было двусмысленно, каждое слово значило больше, чем казалось на первый взгляд: каждый предмет, помимо своего простого житейского предназначения, имел и предназначение тайное и глубокое, уводившее в буддистских представлениях о непрерывности жизни: смерти нет, а есть только переход в другую жизнь.

Одной из последних безусловных свидетельств последних дней Корчака и его детей оставил Игорь Неверли, бывший когда-то секретарем и сотрудником Корчака. «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица – техника и слесаря водопроводно-канализационной сети… Корчак взглянул на меня так, что я съежился. Видно было, что он не ждал от меня такого предложения. Смысл ответа доктора был такой: «Не бросишь же своего ребенка в несчастье, болезни, опасности. А тут двести детей. Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере?»

Тетрадки с дневником Януша Корчака были найдены после войны. Они были замурованы в стену на чердаке дома сирот. Последнюю запись Корчак сделал за 2 дня до того, как повел своих детей к поезду, идущему в Треблинку.

Дневник Корчака кончается на ноте горечи и надежды. Надежды на то, что чудо спасет детей. Чудо не случилось. Планомерное и методичная работа немцев шла своим чередом. Они очищали гетто район за районом. Они документировали свою деятельность в десятках приказах, распоряжений, телефонограмм, отчетов и потому историку не составляет труда воссоздать картину уничтожения. Но остается тайной последние часы Корчака и его детей, проведенных в доме сирот. Что он сказал им, когда он, одного ребенка держа на руках, другого держа за руку, повел колону к вагону. Его воспитанники не плакали. Очевидцам они не казались даже особенно удрученными. Колона шла в образцовом порядке (по некоторым свидетельствам, даже с зеленым знанием впереди). Обманул ли Корчак детей, сказав, что их просто вывозят в другое место? Вряд ли. Корчак никогда не врал детям, да и дети гетто не попались бы на такой неловкий обман. Сумел ли он в последние часы дать им свой последний урок на немыслимую для учителя тему: что такое смерть, и как умирать достойно? Как бы там ни было, старый доктор был и оставался для них великим авторитетом; и они пошли за ним без слез, так, как он велел.

Круглый стол "Школа будушего"

В работе предложена активная форма организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся - круглый стол. В основу многих активных форм работы положен принцип соревнования между группами участников. Соревнования усиливают эмоциональный характер мероприятия, при этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводиться не на личное первенство, а на первенство команд, чтобы члены команды не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. При подготовке круглого стола предполагалось, что участникам не будет дано готовое решение проблемы, они получат собственный продукт.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводиться не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. В подготовке и проведении мероприятия активное участие принимали родители. Круглый стол побуждает всех участников образовательного процесса к взаимодействию в группе и, как следствие к выработке единого решения, что в дальнейшем, несомненно, способствует установлению партнерских отношений между указанными категориями. Классные руководители могут адаптировать данную разработку мероприятия к учащимся с различным уровнем подготовки и качества восприятия информации.

Данное внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса я проводила в рамках участия в городском туре конкурса классных руководителей "Самый классный классный".

Целями круглого стола "Школа будущего" являются:

- способствовать формированию активной жизненной позиции,

- способствовать воспитанию товарищества и умению работать в команде,

- способствовать формированию партнерского взаимодействия между учащимися и их родителями.

В мероприятии принимают участие учащиеся, педагоги и родители. Все участники делятся на три группы (участники круглого стола) и аналитическую группу. Каждая из групп в ходе мероприятия должна обозначить свое видение проблем, рассматриваемых в ходе дискуссии. Аналитическая группа фиксирует все высказывания и готовит проект школы будущего, который представляется на последнем этапе мероприятия. Время проведения мероприятия 1,5-2 часа.

  • Тема круглого стола "Школа будущего"
  • Правила ведения дискуссии:
    • Слушать того, кто говорит
    • Говорит только один человек
    • Желающий сказать должен поднять руку
    • Нельзя прерывать того, кто говорит
    • Критикуйте идею, а не человека
    • Надо вовлекать в обсуждение всех

    Каждая группа получает по 5 закрытых пронумерованных конвертов с вопросами дискуссии.

    Ход мероприятия

    1. Вступительное слово ведущего (классный руководитель)

    Собирались ли вы когда-нибудь стать учителем? Нет человека на Земле, который не примерял бы на себе профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе в действии - только учителя. Первый учитель - первая встреча с людьми на работе: И потому каждый определяет своё отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: "Я буду учителем" или: "Нет ни за что, я никогда не буду учителем".Чего больше? "Буду" или "не буду" скорее "не буду" Но:Кто знает? Не вы, так кто-то из ваших сверстников, заканчивающих в это году школу или перебравшийся в 5, 6 класс, - кто - то займет это место, прославится, войдет в историю. Сегодня, как никогда, школа и педагогика нуждаются в ваших открытиях. "Сумасшедшие идеи" позволили сделать открытия в химии, физике. А где такие дерзкие открытия в педагогике? Мир ждет их:

    То, что имеем мы сейчас в школе: урок, перемену, экзамены, 5 - бальную системы, все это не родилось сразу. Это тоже были идеи. Вот и мы попробуем заглянуть в историю и создать свою школу. Попробуем быть учителями - новаторами с точки зреня родителей учащихся и самих учащихся.

    • ремни, палки, плети, розги
    • пощечины, толчки и кулаки
    • драние за волосы, ставление на колени
    • все посрамления как-то: уши ослиные и тому подобное

    сохранились образчики литературного творчества "школьников" и семинаристов тех времен; иные из них посвещены розгам

    "Житье в школе не по нас:
    В один, день секут сто раз!
    О горе! О беда!
    Секут нас завсегда
    И лозами по бедрам,
    И пальцами по щекам.
    О горе! О беда!
    Придешь в школу не готов,
    Не припомнишь разных слов, -
    Не с другого слова в рожу,
    Со спины сдерут всю кожу,
    О горе! О беда!
    Секут нас завсегда!"

    Конверт№1.

    • Нужны ли сейчас наказания? Какие?
    • Можно ли обойтись без них?

    Представление мнения группы - 3 минуты

    Реформы, которые начала Екатерина II вскоре прекратились. Как это учить без розги? Новая школа вызывала опасения. Никто не хочет посылать детей в старшие классы. Державин в Тамбове сгонял детей в школу с помощью полицейских. "Всякий знает, что для снискания места в гражданской службе нужно одно чистописание". Зачем же тогда учиться дальше. Когда мы говорим "просвещенный Запад", не надо думать, будто Россия времен Екатерины была единственной в Европе темной страной. В 18 веке соседи наши тоже не могли похвастаться: народное образование было у них поставлено ненамного лучше, чем у нас.

    Историк описывает немецкую школу конца 18 века в таких выражениях: "Учителя жили в жалких лачугах: Нередко обучением детей занимались отставные солдаты, уволенные за различные проступки, сельские писцы, мелкие чиновники, портные, сапожники, ткачи, переплетчики". В Австрии (как и в Пруссии к тому времени) было введено обязательное обучение, такое же обязательное для всех детей, как у нас во времена Петра - для детей дворянских под угрозой штрафа и наказания.

    В нашей стране обучение стало обязательным только век с лишним спустя, после Октябрьской революции.

    Конверт №2.

    • Необходимо ли образование, может быть достаточно начальной школы (читать, писать, считать)?
    • Какое оно должно быть платное или бесплатное?

    Как вы думаете, а было ли проявление недовольства в школе?

    Конечно, да! Известен случай в Педагогическом институте, когда два студента, войдя в сговор с портным, сшили себе мундиры неуставного покроя (наверное, расклешили или, наоборот, заузили панталоны). Из этого вышла целая история и последовало наказание.

    Николай I был основательней своих предшественников. В рескрипте 1826 года царь писал об учебных заведениях: "Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение". Была введена единая форма для гимназистов - блестящий мундир с громадными стоячими воротниками. И даже когда инженерам-путейцам высочайшим разрешением "дали усы", т.е. позволили их не сбривать - это казалось великой милостью со стороны императора.

    Конверт №3.

    Современная школа открывает перед учащимися столько дорог: гимназии, колледжи, школы с уклонами. Какой должна быть программа? Сколько надо задавать на дом? Предположим, вы учитесь сейчас в 8 классе, что примерно соответствует 6 классу гимназии. Значит, у вас в неделю 6 уроков латинского (каждый день!), 6 уроков древнегреческого (каждый день!) и ещё каждый день немецкий или французский. И каждый день готовить переводы по 3 языкам - с русского на латынь, с греческого - на русский, с немецкого, с французского. Древние языки занимали 41% - почти половину! - всего учебного времени.

    Конверт №4.

    • Устраивает ли вас расписание уроков?
    • Какие предметы необходимы?
    • Какие бы вы исключили из расписания?
    • Какие бы ввели?

    Древние языки делали свое дело. Получить аттестат зрелости было неимоверно трудно. Около половины всех учеников оставались на второй и третий год. Гимназию в ту пору заканчивали в 19 - 20 лет, а четверть всех учеников была 21 года и старше. В 1873 году в Ярославской гимназии держали выпускные экзамены 17 человек, аттестат же получили лишь 5 из них, остальные срезались на древних языках. Для учеников 1 класса шансы окончить гимназию и поступить в университет составляли один к девяти! С 1892 года директор гимназии стал получать темы для сочинений и тексты для переводов в особом конверте, на котором было написано: "Вскрывать в присутствии членов комиссии и учеников перед самым началом письменного испытания по предмету". Экзамены были кошмаром для гимназистов. "Сотни и тысячи гимназистов служат молебны, ставят свечи и многие молятся с горючими слезами:" - пишет журнал "Образование".

    Конверт №5.

    • Необходима ли строгость и требовательность в получении серьезных и прочих знаний?
    • Как вы относитесь к экзаменам?
    • Как проверить прочность знаний?

    Представление мнения группы - 3 минуты

    Выступление аналитической группы (5мин)

    Подведение итогов (ведущий)

    Но что бы новое ни было изобретено, какие бы открытия ни совершались, пусть хранится у каждого уважение к школе, к её добрым традициям, к самому простому, основному: к учителю, к ученику.

    В конце концов, какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс - пусть доску с мелом, пусть киноаппарат или телевизор, пусть даже обучающую машину, - главным, вечным и неизменным остается в школе учитель.

    • Красный - понравилось, актуально
    • Зеленый - получил информацию к размышлению
    • Синий - безразлично

    Классные руководители очень часто встречаются с трудностью найти связующее звено, которое сможет соединить школу и семью. Родители и учителя практически всегда воспринимают одного и того же ребенка по-разному. Не всегда получается организовать эффективное взаимодействие педагога, родителя и ребенка в решении вопросов, связанных с учебной деятельностью, организацией досуга учащихся.

    Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе должен обратить внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Совместный круглый стол учащихся и родителей позволяет активизировать их деятельность, что непременно скажется на успеваемости, взаимоотношении с друзьями, одноклассниками, родителями и в целом на их мировоззрении, подготовит их к активным формам организации совместной деятельности.

    Круглый стол для старшеклассников "Я человеком быть обязан"

    Когда оставить на земле, как след
    Ты хочешь память о себе хоть малость,
    Готовясь жить до сотни полных лет, -
    Трудись, как будто жить лишь день осталось.
    Будь верным слову в трудности любой,
    Не бойся ни борьбы и ни заботы
    Любое место украшай собой,
    Чтоб не сказали, что чернишь его ты.
    Живи, чтоб у предела всех тревог,
    Когда могила будет на примете
    Сказать же твердо пред концом ты мог:
    "Прекрасна жизнь, и стоит жить на свете!"

    1. Закон, живущий в нас, называется совестью, совесть - это применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
    2. Не молчи, молчание худший вид обороны.
    3. Не мудри, говори просто, что думаешь.
    4. Лучший аргумент факты.
    • уважай противника не повышай тона;
    • не начинай со слов " Вы не правы:", " Я не согласен:";
    • в основе спора должны лежать факты и логика, а не эмоции и цитаты (порой не существующих авторов книг);
    • запрещаются категорические оценки типа "Чушь!", "Глупости!"
    • запрещается обобщение типа набора красивых слов;
    • неуместно огульное не согласие или согласие;
    • запрещаются высокомерные ответы: "Ну конечно!", "Вы специалист!"
    • запрещается отвлечение оппонента от предмета спора;
    • запрещается игра на самолюбии;
    • психологическое давление на оппонента, громко унижающий тон.

    За ходом нашего диспута будут наблюдать эксперты президент школы Тоданова Кристина ученица 11-го "А" класса, председатель Совета Старшеклассников Хохрова Анастасия ученица 11-го "А" класса, старшая вожатая Зарубина Татьяна Анатольевна. Для них я хочу зачитать обязанности эксперта:

    В случае разногласий или путаницы, по просьбе ведущего, дает разъяснения понятий, определений, ситуаций, терминов.

    В ходе игры дополняет, корректирует различные суждения, выступления.

    Следить за соблюдением законов диспута и правильностью их применения будут судьи: зам. директора по ВР Псарева Н.В., учитель русского языка и литературы Шулбаева Э.Н. и психолог Макарова М.А.. я также хочу зачитать обязанности судьи:

    Следить за соблюдением законов диспута. (За три нарушения участник лишается права голоса на три минуты).

    Выносить приговор. (После обсуждений и прений по какому-нибудь вопросу, судья говорит свое решение или последнее слово, т.е. как бы выносит приговор).

    В конце диспута судья как высшая власть, дает заключение.

    В наше бешеное время человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями и наживой. Отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем. За всем этим мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности, и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится сейчас очень остро.

    Человек который не имеет четких представлений о нравственных ориентиров, преступающий нравственные законы становится бездушным и подлым. Нравственные проблемы всегда были в центре внимания общественности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский в своих произведениях размышляли о совести, о долге, справедливости, любви, дружбе, ненависти. Их лучшие герои как герои предшествующих и последующих эпох, "жизнь сердца и интересы мысли" ставят выше модных пристрастий и течений, отстаивают общечеловеческие ценности, которые делают человека человеком.

    Великий Пушкин писал: "И первый клад мой честь была" и защищая свою честь и честь своей жены, погиб на дуэли. Так было принято в IX веке, за оскорбленную честь платить жизнью - кровь смывает позор.

    Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своих взглядов и не ломая души, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям.

    Тема круглого стола: " Я ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

    Прежде чем ответить на вопросы: "Чем характеризуется человек, какими качествами, и где та грань, преступив которую человек перестает им быть в высшем понимании", я предлагаю разобрать несколько ситуаций, которые помогут понять причины поведения человека в различных ситуациях.

    Письмо А. Алексина к бывшему другу ("Воспитание школьников" № 5 стр. 74-76)

    - Попробуйте дать краткую характеристику друга, к которому адресовано это письмо.

    - Прав ли автор, называя его бывшим другом? Какие черты характера проявились в данной ситуации у автора?

    - Как бы поступили вы на месте автора и Марины?

    - Какие советы можно дать каждому из них?

    Писатель А. Алексин написал открытое письмо человеку, который был беспощаден в своем эгоизме по отношению к матери.

    Эгоизм в той или иной степени свойственен каждому человеку (живому существу). Говорят даже, человек без него не мог бы добиться чего-то большего, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает, что если ты хочешь, чтобы тебя любили, то из своих же эгоистических соображений должен делать что-то хорошее для других, порой отказываясь оттого, что нравиться тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказаться от своего "Я", во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека. Парадокс? Нет, еще одна сложность человеческой психики, в которой все не так однозначно.

    Это случилось в одну из самых морозных ночей. Около полуночи директору большой сельской школы позвонил перепуганный сторож: в школе прорвало трубы, вода заливае6т кабинет с дорогим оборудованием. Директор бросился в пришкольный интернат, поднял с постели старшеклассников: "Ребята, - сказал он, - дело не легкое: и обжечься можно и простудится. Поэтому заставлять ни кого не могу и не буду. Добровольцев прошу помочь". Добровольцами оказались все.

    - Какими мотивами руководствовались ребята, и какими принципами?

    - Какие черты характера проявились у старшеклассников?

    - Говорят: "человек живет, пока горит:", какой смысл заложен в этих словах?

    - Каждый день это борьба, и то того, как вы его проведете, каким человеком вы станете. Какую же борьбу, с кем или чем приходится вам вести? Какова роль этой борьбы в формировании у вас подлинной гражданственности?

    Сам по себе случай прост, но мотивы, которые двигали старшеклассниками, были те же, что и заставляли совсем юных, только что начинающих жить людей, не дожидаясь повестки, бежать в военкомат, едва заслышав об объявлении войны. Они руководствуются одним мотивом: "Надо!"

    Тип поведения, при котором именно этот мотив становится решающим, точнее всего определяется как гражданственный.

    Что такое гражданственность? Какие моральные качества она включает в себя?

    Гражданственность принадлежит к тем человеческим достоинствам, которые воспитываются всей нашей жизнью но, прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. Человек руководствуется принципом - "Если не я, то кто же?"

    Гражданственность предполагает мужество поступать, так как велит совесть. И тот, кто повел себя в трудной жизненной ситуации в соответствии с этим велением, испытывает огромное, не с чем не сравнимое чувство удовлетворения.

    Гражданственность включает в себя такие моральные качества как ответственность, мужество, совестливость, чувство долга, образованность, смелость.

    О женщине в годы ВОВ ("Воспитание школьников" № 5 стр. 15-18)

    - Можно ли такой поступок назвать подвигом?

    - Как проявился материнский долг перед детьми?

    - Что такое чувство долга?

    - Какие черты характера проявила женщина, и смогли бы вы повторить ее поступок?

    Долг - этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой, выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних убеждений.

    Отдельные авторы считают, что в сознании и чувстве долга закрепляются моральные обязанности личности к коллективу, другому человеку и самому себе. Здесь в отличие от первой точки зрения долг как моральная обязанность несет не только внешнюю направленность (общество, класс, и т. д.), но и внутреннюю (т.е. саму личность). Кроме того, долг в данном случае как моральная категория связывается с повелительной стороной морали, т.е. подчеркивается характер морального регулирования отношений.

    - От чего зависит исполнение или не исполнение долга? Зависит ли исполнение или не исполнения долга от жизненных ситуаций?

    Кажется не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как тяжелое иго, как " а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение" - писал русский революционер-демократ IX века Н.А. Добролюбов.

    Долг предполагает в людях гражданское мужество и гражданскую ответственность, способность переступить через собственное "хочу" ради высокого, ответственного "должен".

    - Как понимать слова Макаренко "Большая воля это не только пожелать чего-то и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно"?

    Саша ходит по квартире, открыл шкаф, заглянул на полки, закрыл.

    - Саша, ты что-то ищешь? - спрашивает мама.

    - Подарок нужен, мама. Меня Ира на день рождения пригласила. Через час идти, в магазин уже не успею. А у нас всегда есть что-нибудь про запас.

    - погоди-ка, у меня идея, - радостно воскликнула мама - возьми в ящике глиняные фигурки из Самарканда.

    - Мама, как ты не понимаешь, что это дарить нельзя. Ведь сразу видно, что это фигурки дешевые, с таким подарком идти, только срамится.

    - Не понимаю, - сухо сказала мама - почему срамится?

    Мама отложила книгу, посмотрела на сына. Что выражают ее глаза? Несогласие? Даже кажется призрение. Почему? Он человек не жадный и не хочет выглядеть жадным в глазах Иры и ребят, которые придут на день рождение.

    - Мама, скажи, почему я должен дарить ерунду?

    - во-первых это не ерунда. А во-вторых, объяснятся сейчас, не будем, тебе пора идти, а то опоздаешь. Возьми ковровую салфетку на верхней полке шкафа. Отец привез ее из Польши, очень красивая вещь, дорогая. Салфетка была яркая, похожая на пушистый коврик.

    - Не жалко? - спросил Саша.

    - Нет, - спокойно ответила мама - собирайся поскорее.

    Ире очень понравился подарок. Она сказала:

    - Ой, какая прелесть! Ты, Сашка вечно что-нибудь необыкновенное придумаешь.

    На вечере Саше было весело. Только где-то в глубине души временами возникал вопрос и не давал покоя.

    Когда закончился вечер, ребята вышли на улицу все вместе. Ира, притихшая, шла рядом с Сашей и, вдохнув, сказала:

    - Мне уже 17. Как много, даже не верится.

    - Люди в семнадцать уже полком командовали, - ни к селу, ни к городу сказал Саша. И вдруг понял, какой вопрос волновал его весь вечер.

    - Ребята! Что такое, по-вашему, щедрость?

    - Что это ты? - удивился Сережа. - Сам разве не знаешь? Вот тебе пример. Подхожу к Смирнову на перемене: "Дай, Смирнов, рубль". По-человечески прошу. А он жмется: "У меня нет". Я же сам видел, как ему в буфете с трех рублей сдачу дали.

    - Как просто у тебя все, получается, сказал Саша - дал рубль - щедрый, не дал - жадный. Смирнов может и жадный, я не знаю. А только дело не в этом, не в рубле дело.

    Ребята молчали. Разговор не получался.

    Дома мама спросила:

    - Хороший был день рождения?

    - Очень хороший - ответил Саша. - Я много смеялся, танцевал, думал и кое до чего додумался.

    Мама посмотрела на него внимательно, улыбнулась и сказала:

    - мыслитель ты у меня. Ложись спать, завтра рано вставать.

    Потом помолчала и добавила:

    - Я знала, что ты додумаешься. Не сразу конечно, но это не беда.

    - Какого человека можно назвать щедрым?

    - Что щедрый отдает? Чье отдает?

    - Можно ли сказать, что Саша щедрый?

    - Писатель Л.М. Леонов сказал: "Самые богатые из людей не те, кто получил много, а те, кто как раз щедрее других раздавал себя людям". Как вы это понимаете?

    - Что бы вы сделали для людей, если бы все могли?

    - "Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям" - говорил А.М. Горький. Какие нужны усилия души, чтобы подняться до такого нравственного уровня? Что делаете вы, чтобы воспитывать у себя благородство души?

    Человеческую щедрость нельзя понимать узко - деньги, подарки. Щедрость души, щедрость поступков, щедрость в дружбе, в любви - все держится на тепловом запасе человека. Один отдает больше чем получает и радуется этому. Другой только берет. Берет он у людей их внимание, сочувствие помощь. Такие люди редко бывают счастливы по настоящему. Они бедны дружбой, им незнакома радость отдавать, дарить без оглядки.

    Саша настойчиво просил у мамы подарок, не себе, нет. Другому человеку. Щедрый поступок? Да. Мамин. А Саша тут причем? Он школьник и денег не зарабатывает. Речь идет не о цене ковровой дорожки, а о цене моральной. От чего отказался Саша? Что он, Саша дал человеку, которого хотел одарить? Мальчик хотел быть добрым за чужой счет. Но с другой стороны, неужели, если человек учится в школе, он не должен тратить деньги на своих друзей?

    Конечно дело не в ценах! Но нельзя отделить материальную проблему от моральной. Сережа подарил авторучку, которые Ира часто теряет, и сочинил стихотворение с которого началось веселое настроение в этот вечер. А Лариса испекла пирог, не пожалела для подруги труда и времени.

    Саша конечно не жадный, но и не щедрый.

    Человек жадный обычно жадный не только на деньги. Почти не встретишь доброго открытого человека, который во всем не скупой, только в денежных делах скряга. Так не бывает. А наоборот бывает. Денег не жалко, а душевное тепло потратить в голову не приходит. Просит приятель в долг - возьми пожалуйста. Отдашь когда сможешь, я не тороплю. А навестить больного друга не пошел. Времени не хватило? Или щедрости?

    Большой и щедрый писатель Антуан де Сент Экзюпери написал в одной из книг: "Единственное действенное орудие - самопожертвование". На самопожертвовании держится подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе в последнюю очередь.

    Это очень большое понятие из ряда высоких - самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость - этому есть место в каждом дне человеческой жизни.

    Теперь мы можем ответить на вопрос:

    - Каким должен быть человек и почему он обязан им быть?

    Народный артист СССР С.В. Образцов на одном из концертов высказал такую мысль: "Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потерял ни минуты на то, чтобы посмотреть, как моется щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, ни когда не поймет искусства, не поймет красоты жизни. Если вас ни когда не волновало это, - значит, вы человек равнодушный к жизни и вы не сможете ее понять, полюбить:"

    Корректность, тактичность, глубокое уважение к другому человеку, уважение его личного достоинства, уважение своего достоинства, радушие, милосердие, гуманность, совестливость, благородство души, искренность, доброжелательность, отзывчивость, щедрость, самолюбие, деликатность, взаимоподдержка, взаимопомощь, принципиальность и требовательность к себе, гражданственность, чувство долга, доброта, трудолюбие, большая сила воли, альтруизм (противоположное эгоизму) - вот что определяет человека как высшую ступень разума, как создателя.

    Живя в ядерном веке, веке машин и скоростей, мы обязаны задуматься будем ли мы задавлены сверхпрактичностью или же человеческое в нас победит эту жестокость?

    Достоевский считал, что "красота спасет мир". Я считаю, что красота человеческой души спасет нас, а пока вопросы гуманизма и милосердия будут возникать вновь и вновь.

    Томас Манн писал: "Меду зверем и ангелом стоит человек. Воспитание, в сущности в том и заключается, чтобы подавить в себе зверя и развивать ангельское".

    "Русский народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень умножения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами: уверуй что все было не зря: наши песни и сказки (учащие нас доброте) , наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табака. Мы умели жить. Помни это! Будь ЧЕЛОВЕКОМ!"

    Инструкция для проведения "круглого стола" для учителей и учащихся

    «Круглый стол» — это разновидность учебной дискуссии, проводимой в форме дидактической игры, имитирующей заседание равноправных участников с целью генерирования, обсуждения проблем и принятия решений в какой—либо сфере профессиональной деятельности, и направленной на решение задач реальной школьной практики.

    1. Выберите тему для обсуждения на уроке. Тема должна быть крупной, подразумевать деление на подтемы. Тема должна быть интересна ученикам, поэтому предложите им несколько вариантов, предоставьте право выбора.

    2. Определите, на каком уроке целесообразно провести дискуссию на выбранную Вами тему при изучении теории литературы или литературной критики, на уроке первичного анализа произведения или на заключительном этапе анализа.

    3. Подберите литературу, соответствующую Вашей теме.

    5. Распределите роли участников дискуссии: ведущий (на этапе знакомства с техникой проведения «круглого стола» эту роль исполняет учитель; он одновременно и равноправный участник обсуждения и руководитель обсуждения, который направляет ход дискуссии, ведёт ее к цели, предоставляет слово, обобщает мнения, фиксирует проблемы и предложения по их решению), участники, которые делятся на группы в соответствии с теми аспектами темы, которые они освещают, а также могут быть литературоведы, литературные критики, историки, культурологи и т.д. Участников распределить нужно так, чтобы не было "сильных" и "слабых" групп.

    7. Продумайте ход дискуссии.

    Сценарий «круглого стола» как учебной дискуссии:

    1) Приветствие, вступительное слово ведущего (На этапе знакомства необходимо рассказать учащимся об истории дискуссии и выдать памятки-инструкции с технологией проведения «круглого стола»)

    2) Объявление темы.

    3) Выступления групп или индивидуальных докладчиков.

    5) Выработка решения путем голосования (если это является целью «круглого стола»).

    6) Подведение итогов и систематизация всего сказанного участниками

    !Помните, что цель «круглого стола» услышать мнение каждого


    Инструкция для учащихся по участию в «круглом столе»

    Круглый стол – это разновидность учебной дискуссии, основным принципом которой является равноправие и сотрудничество.

    a.1. Выбери тему или аспект дискуссии, наиболее тебе интересную, согласуй ее с классом и учителем.

    a.2. Проанализируй литературу по выбранной теме.

    a.3. Определи для себя, какой точки зрения ты придерживаешься.

    a.4. Организуйте группы в зависимости от точек зрения на тему.

    a.5. Постарайтесь рассмотреть разные аспекты выбранной вами проблемы.

    a.7. Будьте готовы корректировать свою позицию, расширить видение вашей проблемы.

    a.8. Будьте готовы анализировать и дополнять ответы других групп, чтобы как можно шире рассмотреть пласт выбранных вами проблем.

    a.9. Правила поведения:

    · Внимательно выслушивай каждого, не перебивай выступающего.

    · Соблюдай правило поднятой руки.

    · Доказывая и опровергая, формулируй мысли точно и ясно, старайся говорить своими словами.

    · Иллюстрируй свои мысли примерами.

    !Помни, что в «круглом столе» все равны, и каждый имеет право на свою точку зрения

    Круглый стол для учащихся 7-9 классов "Мы разные, но мы вместе - и это наша сила"


    Цель: создание условий для формирования толерантности у обучающихся школы в условиях общеобразовательной школы, формирование активной жизненной позиции.

    Воспитательная: воспитывать личностные качества на основе уважительного отношения к другим людям.

    Образовательная: дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям, продемонстрировать многоаспектность понятия «толерантность»

    Развивающая : развитие ценностных ориентаций личности; уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и понимать людей такими, какие они есть, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность всех членов коллектива, развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения, развивать коммуникативные навыки.

    Оборудование:
    * Оформление доски цитатами и выдержками
    * Групповые карточки – задания (для двух групп) .

    *Компьютер, проектор, презентация, запись мультфильма про толерантность.

    Эпиграф: Я не согласен с тем, что вы говорите,
    но пожертвую своей жизнью,
    защищая ваше право
    высказывать собственное мнение.
    Ф.Вольтер

    Ход занятия

    Обучающиеся делятся на две группы.
    - Наше занятие будет посвящено толерантности. т.к. смысл, который несёт это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

    Но, сначала я предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Мы все такие разные, но мы вместе».

    Я прошу встать тех;

    - у кого голубые глаза,

    - у кого есть старший брат или сестра,

    - кто имеет младшую сестру

    - у кого темный цвет волос,

    - кто любит есть сладости (конфеты, тортики),

    - кто собирается после получения профессии вернутся в наш поселок,

    - кто не хотел бы, чтобы его обижали, унижали,

    - кто живет с многодетной семье,

    -- кто хотел бы жить на Земле без войны и конфликтов.

    А теперь мы продолжим эту игру немного по-другому, я попрошу встать ученика, с которым мы чем-то похожи. И так все по очереди встают и говорят, чем они похожи.


    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
    Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
    Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
    СЛАЙД.
    В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
    Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
    В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
    В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
    В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,
    терпение, расположенность к другим;
    В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
    СЛАЙД Вопросы: (каждый вопрос на отдельном слайде)
    1. Какое из определений вам импонирует более всего?
    2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
    3. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

    Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.

    Техника пришла на службу человеку.

    Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.

    Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
    В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается

    рост всевозможных форм поведения.

    Любой человек совершает в жизни разные поступки.

    В одних ситуациях он поступает правильно

    и проявляет свои хорошие качества,

    но иногда бывает и наоборот…
    «Перед вами две дороги, выбирайте»

    СЛАЙД Попробуйте оценить ситуацию. П опробуйте быть толерантным.
    Ситуации.
    СЛАЙД 1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
    СЛАЙД 2. …что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, некрасивый внешне и т.д.).

    СЛАЙД 3. …что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…
    СЛАЙД 4. …что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие…
    Задание №2

    Буквенный анализ понятия «Толерантность».
    Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова

    (все присутствующие называют понятия и записывают на доске).

    Т - терпение.
    О- ответственность.
    Л- любовь.
    Е- единство.
    Р- радость.
    А- активность.
    Н- надежность
    Т- товарищество.
    Н- нравственность
    О- общение.
    С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
    Т- терпимость.
    Ь- мягкость, отсутствие злости

    СЛАЙД Задание №3 ( работа по группам) – 3 мин.
    Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:
    (на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы) . Работа ведется в 2 группах (в каждой группе выбирается оратор, который озвучивает и доказывает свою точку зрения).

    СЛАЙД УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

    Соблюдение законов страны
    Уважение и защита прав человека
    Равенство граждан перед законом
    Лишение возможности обучаться на родном языке
    Распространение негативных этнических стереотипов
    Дискриминация или призывы к ней
    Уважение культурных традиций других народов и религий
    Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
    Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
    Отказ от насилия в решении конфликтов
    Угрозы, запугивание (моральный террор)
    Физический террор, погромы, геноцид
    Стремление к сотрудничеству
    Участие к другим людям, сопереживание
    Депортации, принудительные выселения
    СЛАЙД Есть два пути развития личности:
    • Толерантный
    • Интолерантный
    СЛАЙД
    Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

    Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

    Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

    СЛАЙД Задание №4 Упражнение «Паутина предрассудков».

    Инструкция: сейчас мне необходим один доброволец. Сейчас мы вам повесим некий ярлык, и группа будет называть известные стереотипы, насмешки, негативные представления в соответствии с этим ярлыком. После каждого негативного высказывания я буду обматывать вас веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока вы не сможете пошевелиться.

    1. Человек, больной СПИДом.

    2. Мужчина нетрадиционной ориентации, гомосексуалист.

    4..Бабушка – соседка, большая сплетница.


    СЛАЙД Правила толерантного общения.
    1. Уважай собеседника.
    2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
    3. Отстаивай свое мнение тактично.
    4. Ищи лучшие аргументы.
    5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
    6. Стремись учитывать интересы других.

    Притча о двух волках .

    Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

    Маленький индеец задумался, а потом спросил:

    - А какой волк в конце побеждает?

    Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

    - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

    Рефлексия. Подведение итогов.

    - Что было для вас познавательно?

    - Изменилось ли Ваше мнение к др. людям, свои и чужим проступкам после этого мероприятия?

    Читайте также: