Колонки на компьютерном столе

Обновлено: 08.01.2025

В первой части материала были рассмотрены основные постулаты создания качественной аудиосистемы на базе компьютера, а также даны советы по выбору звуковой карты с учётом области её применения. Вторая часть была посвящена акустическим системам. В третьей, заключительной, статье цикла мы рассмотрим некоторые вопросы коммутации, компоновки систем разного профиля, расстановки колонок и хранения музыки в компьютере.

Коммутация

Выбор варианта подключения и кабеля

Многие пользователи активных акустических систем задаются вопросом: стоит ли менять кабели на колонках для улучшения звука? Отвечаем: если АС относятся к классу мультимедиа, то штатного «шнурка» вполне достаточно. Для улучшения качества звука лучше оптимизировать установку колонок на столе (об этом ниже), позаботиться об акустике помещения и качественной звуковой карте. Всё это способно оказать на звук огромное влияние. В отличие от кабеля.

Владельцы высококлассных активных АС (студийных мониторов) также часто интересуются, какой кабель приобрести. Вопрос этот уже не праздный, потому что в комплекте с мониторами обычно никаких проводов, кроме сетевых, не прилагается. Поэтому есть два пути: идти в магазин бытовой аппаратуры Hi-Fi за красивыми толстыми и очень дорогими кабелями либо в магазин профессиональной аудиотехники. Мы советуем второе. И дело даже не в том, что в случае «профессиональных» кабелей покупатель не переплачивает за понты (имидж производителя, упаковку, рекламу, дизайн, позолоту разъёмов, сладкие речи консультантов). Просто оборудование класса professional изначально рассчитано на работу с недорогой проводкой, которая совершенно не ухудшает её характеристик, если, разумеется, эта проводка сделана по правилам и из соответствующих материалов. Для коммутации аудиооборудования и звуковой карты (или микшерного пульта) с колонками могут быть использованы «профессиональные» кабели двух типов: «инструментальные» и «микрофонные». В первом случае конструкция провода коаксиальная: сигнальная жила в экране. Во втором – две жилы, переплетённые косичкой, в общем экране.

«Инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)

Звук на ПК: «инструментальный» кабель (слева), «микрофонный» кабель (справа)

Кабели первого типа применяются для небалансного подключения при помощи коннекторов RCA («тюльпаны») или моно-jack. Кабели второго типа используются для балансного подключения. Они же служат для передачи низкоамплитудного сигнала от микрофонов до предусилителей, ими же выполняется коммутация всего аудиооборудования в студиях звукозаписи. Средняя цена метра хорошего «инструментального» или «микрофонного» кабеля составляет $1-2, разъёмы продают в среднем по $2-6 за штуку, в зависимости от их типа и качества. И если «профессиональный» кабель спаян правильно, то по своим характеристикам он будет превосходить хай-файный, несмотря на существенно меньшую стоимость. Из известных компаний – производителей кабелей и разъёмов для студийной коммутации можно вспомнить японскую Canare, немецкую Cordial и итальянскую Proel.

Балансное или небалансное подключение?

Если речь идёт о коммутации звуковой карты и колонок, то тип подключения – с точки зрения влияния на качество звука – значения не имеет. Тем более в мультимедиасистемах возможно только небалансное подключение. Пользователям же студийных мониторов, в которых предусмотрены оба варианта, советуем не заморачиваться на типе коммутации. При длине кабеля 1-2 метра разницу между «балансом» и «небалансом» вы, скорее всего, не заметите. Но если у вас много различного оборудования в помещении, если длина кабелей предполагается более значительная, чем 2 метра, то балансное подключение предпочтительнее, поскольку практически не восприимчиво к внешним электромагнитным помехам. Как это происходит: в выходном каскаде аппарата (звуковой карты, микшерного пульта и так далее) сигнал разделяется на две «копии», только одна из них остается как есть (в фазе), другая инвертируется в противофазе. Обе «копии» синхронно передаются по «микрофонному» кабелю: одна «копия» в каждой сигнальной жиле. После попадания в другой аппарат (мониторы, например) одна из «копий» сигнала снова инвертируется и сигнал суммируется. Поскольку после смены фазы одной из «копий» и суммирования попавшие одновременно на оба сигнальных кабеля наводки получаются в противофазе, они взаимовычитаются, то есть самоустраняются. Благодаря таким свойствам балансного подключения его крайне желательно использовать в тракте записи (сигнал от микшерного пульта до звуковой карты, от микрофона до микшера) – это сведёт к минимуму помехи и шумы. В воспроизводящем же тракте применение «баланса» необязательно.

Расстановка акустических систем

Акустика 2.0 (стереоколонки)

Наиболее вероятным местом для такой акустики является рабочий стол. Никаких премудростей в такой установке нет – лишь бы голова слушателя образовывала с АС равносторонний треугольник, а динамики были на уровне ушей (или ориентированы на них). Тем не менее при настольном размещении у многих владельцев ПК звучание хороших, как им казалось, колонок вызывает недоумение. А именно – появляется неприятный акцент в области мидбаса (~160 Гц), выражающийся в неприятном гудящем «подпевании». Это так называемый эффект стола: звуковые волны взаимодействуют со столешницей. Вылечить звук можно легко: поставьте колонки на небольшие (~15 см) массивные подставочки. В принципе, подойдут даже стопки больших тяжёлых книг одинаковой величины. От тыловой стены желательно обеспечить расстояние минимум 15-20 см. И совсем хорошо, если стол с колонками не будет находиться в углу, где особо «свирепствуют» стоячие волны. Если ваши колонки – контрольные мониторы, то их лучше не располагать на столе, а устанавливать на метровых стойках за столом (или за синтезатором – у кого как), за самими мониторами имеет смысл соорудить звукопоглощающую панель-сэндвич. Вообще, в домашней студии акустика помещения чрезвычайно важна не только для качественной записи живых инструментов и голоса, но и для правильного понимания того звукового материала, обработкой и сведением которого занимаешься. Поэтому акустическая подготовка комнаты просто необходима.

Акустика 2.1 (трифоник)

Для крупных сателлитов действуют те же правила, что для мультимедийных колонок 2.0. Крошечные же пластиковые колоночки ставьте, как вам вздумается, – на качественное звучание такие системы не рассчитаны априори, поэтому правильная или неправильная установка ничего принципиально не изменит. Сабвуфер желательно ставить недалеко от сателлитов. Обычно – под стол или на стол. Чистого и ровного баса иногда удаётся добиться, если разместить сабвуфер над столом, на прочной полке. В любом случае, стоит поэкспериментировать, поскольку в разных помещениях будут различные результаты.

Акустика многоканальная

На схеме ниже приведена идеальная расстановка АС вокруг слушателя. Центральная и фронтальные колонки должны быть, по идее, на одном горизонтальном уровне, который, в свою очередь, должен находиться на высоте головы слушателя. Тыловые колонки следует располагать чуть выше головы. Их можно повесить на противоположную стену (если позволяет геометрия комнаты) или установить на подставках. Сабвуфер размещается по принципу, описанному в предыдущем фрагменте про акустику 2.1. Если озвучивать предполагается одно рабочее место, то в многоканальной системе можно запросто обойтись без центрального спикера, выставив в настройках режим 4.1. Причина: обычно редко кому удаётся правильно установить «центр». Под монитор – слишком низко, плюс будет сильный «эффект стола». На монитор – высоковато. А вреда от неправильно установленной АС центрального канала будет больше, чем от её отсутствия вообще.

Сабвуфер не изображён, так как выбор места его установки производится на слух

Звук на ПК: схема правильной расстановки колонок конфигурации 5.1 (сабвуфер не изображён, так как выбор места его установки производится на слух)

Компоновка аудиосистемы компьютера для разных сфер применения

Более подробно о выборе звуковой карты и колонок читайте в первой и второй частях материала соответственно.

Прослушивание музыки, работа со звуком

Активные колонки/мониторы (или пассивные колонки с внешним усилителем) можно подключить напрямую к выходу звуковой карты. Но делать это следует только в том случае, если на самих колонках есть удобный регулятор уровня громкости. Он значительно удобнее. Если регулятора нет, можно купить недорогой микшерный пульт.

Небольшой микшерный пульт

Звук на ПК: небольшой микшерный пульт

На нём будет не только удобная регулировка уровня, но и темброблок и хороший выход на наушники (хотя он также может быть ещё и в звуковых картах с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока).

Для прослушивания музыки в любом случае предпочтительнее колонки 2.0 класса мультимедиа или профессиональные мониторы.

Для игр и кино

Многоканальная звуковая карта, к которой «по аналогу» подключён комплект активных колонок или «по цифре» AV-ресивер с набором пассивных АС. Если нужен выход на наушники, приобретайте звуковую карту с отдельным коммутационным блоком, монтируемым в отсек 5,25” системного блока.

Маленькая хитрость, которую посоветуем тем, кто не может позволить себе AV-ресивер с колонками Hi-Fi, но в то же время не считает звучание многоканальных мультимедийных комплектов достаточно качественным, – у людей с хорошим музыкальным слухом на это есть все основания. Удачным компромиссом представляется покупка 2-3 пар хороших полноразмерных мультимедиаколонок 2.0 (на фронт покрупнее, на тыл покомпактнее, но все из одного модельного ряда одного производителя) и сабвуфера (например, Jet Balance JB-160 или JB-180). Все колонки подключаются напрямую к звуковой карте. С точки зрения звука покупатель выиграет (в сравнении с готовым мультимедиакомплектом акустики 5.1) при почти одинаковых затратах: $250-300. Но нельзя не упомянуть и о недостатках такого решения. Во-первых, будет только программная регулировка громкости, что не очень удобно и в некоторых случаях по звуку может уступать аппаратной «крутилке». Во-вторых, каждую пару колонок и сабвуфер придётся запитывать от электросети отдельно.

Хранение музыки

Руководствуйтесь правилом: чем качественнее запись, тем лучше звук. Будь колонки хоть трижды замечательными, при воспроизведении МР3 с низким (менее 256 кбит/с) битрейтом должного качества звука не ждите. Да, иная попса неплохо звучит и при 192 кбит/с, но такое бывает не так уж часто. Поэтому если уж вы выбрали формат хранения МР3, кодируйте свои CD с максимальным битрейтом (320 кбит/с). В идеале – вообще оставлять музыку на оригинальных CD, хоть это не слишком удобно. Тем же, кто желает покомпактнее разместить свою фонотеку на жёстком диске, сохранив «CD-качество», рекомендуем обратить внимание на lossless-кодировщики. Например – Monkey Audio. Кодированные таким образом файлы «весят» примерно вдвое меньше, чем WAV 16 бит/44,1 кГц (CD Audio), не теряя в качестве звука. Для воспроизведения подобных файлов достаточно установить соответствующий plug-in в WinAmp или любой другой популярный плеер. Найти всё это в Интернете не составляет труда.

На этом всё. Искренне надеемся, что приведённая в трёх частях статьи информация окажется полезной для вас.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Раскрыть потенциал


Вторая часть цикла посвящена вопросам инсталляции активной акустики 2.1, или трифоника. Как известно, такие спикеры изначально ориентированы на игры и кино, поэтому не все покупатели считают нужным уделять их размещению пристальное внимание. А зря: при соблюдении нескольких простых правил даже хорошо знакомый трифоник сможет продемонстрировать ранее скрытые таланты

Создавая акустику 2.1, конструкторы преследуют несколько иные цели, нежели при работе над классическими мультимедийными спикерами 2.0: главными приоритетами являются минимальные габариты сателлитов – это позволяет высвободить место на рабочем столе – и получение достаточно мощного баса, который акустике 2.0 воспроизвести обычно не по силам. В то же время, физическое разделение НЧ-секции (заметьте, я не использую слово сабвуфер, потому что в истинно сабвуферном диапазоне 20-30 Гц практически любой басовик от мультимедийных спикеров 2.1 уже не дееспособен) и сателлитов, ответственных за средние и высокие частоты, ведет к увеличению себестоимости – из-за большего, относительно решений 2.0, количества используемых материалов и комплектующих. Но конъюнктура рынка такова, что модели 2.1 покупают частенько в довесок компьютеру, «чтобы было», поэтому дорогими они быть не могут априори. Вот компаниям и приходится дополнительно удешевлять производство такого продукта. Исключение составляют лишь немногочисленные модели 2.1 для требовательных геймеров, готовых расстаться с 8 и более тысяч рублей. В целом же по рынку расклад такой: при равной цене модель 2.0 будет почти гарантированно музыкальнее и «правильнее» по звуку, зато одноклассница 2.1 окажется удобнее в размещении и более басовитой. Впрочем, это вовсе не означает, что бюджетные модели 2.1 не годятся для прослушивания музыки! Рассмотренный в этой статье трифоник от Jetbalance является тому наглядным подтверждением. Но вначале поговорим о правилах размещения среднестатистического комплекта мультимедийной акустики 2.1.


Как ставить?

В отличие от традиционных собратьев конфигурации 2.0, звучание сателлитов трифоника при установке непосредственно на стол деградирует в меньшей степени. Дело в том, что наиболее заметно искажаемый в таких случаях диапазон 150-400 Гц у компактных сателлитов выражен гораздо слабее. Тем не менее, настольное размещение им все равно не рекомендуется, если мы говорим про решения хотя бы среднего уровня, а не совсем уж дешевые наборы с крохотными пластмассовыми сателлитиками, писклявый звук которых уже ничем нельзя испортить. Еще хуже, когда на столе оказывается еще и низкочастотник: жуткая «каша» вместо звука гарантирована.


Разумным решением является установка сателлитов на небольшие подставки или другие возвышения, приподнимающие излучатели хотя бы на 10-15 сантиметров. Ориентация акустической оси динамиков в каждом случае подбирается индивидуально. Например, если колонки звучат относительно резко, крикливо, то можно несколько развернуть их наружу. Сабвуфер целесообразно установить под стол или рядом с ним – опять же, это зависит от конкретной ситуации. Рекомендуется попробовать оба варианта и выбрать тот, который больше понравится по звуку.


Если во главу угла ставится чистота звука, то лучше всего расположить трифоник (включая сабвуфер) на полке над монитором. При таком раскладе вы несколько потеряете в мощности баса, зато саунд в целом будет максимально цельным и сбалансированным в рамках того, на что способны колонки.


Что же касается акустической обработки помещения подручными средствами, то эту информацию вы сможете найти в первой части цикла статей про инсталляцию мультимедийной акустики.


Собственно, акустика


Почему в качестве примера мультимедийной акустики 2.1 был выбран именно комплект Jetbalance JB-454 за 1900 рублей? Потому что формально он принадлежит к той ценовой категории, в которой спикеры выбирают по дизайну, вполне справедливо полагая, что достойно звучать за такие деньги они все равно не будут. Фактически же данный комплект выбивается из общей канвы: дизайн тут, прямо скажем, очень скромный, зато корпуса сателлитов не пластиковые, а из древесной плиты, что уже само по себе ценно, поскольку позволяет в значительной степени уменьшить внутренние резонансы и, как следствие, сделать звучание чище.


Излучатель в каждом сателлите – широкополосный драйвер с бумажным диффузором около 9 см. в диаметре. Динамик скрыт несъемным грилем из ткани, посаженной на полимерный каркас.

Низкочастотный модуль представляет собой классическую конструкцию с фронтальным динамиком ~15 см и тыловым портом фазоинвертора. Для установки под стол этот аппарат годится, поскольку защитный гриль на излучателе сделан из металла. В то же время, на корпусе расположен еще и блок регуляторов (общая громкость, интенсивность работы басового модуля) и выключатель, тянуться к которым всякий раз будет не очень удобно.


Хотя, если один раз настроить систему, то открытым остается лишь вопрос о комфортной регулировке громкости, а уж этот процесс можно запросто реализовать программно в источнике – компьютере или медиаплеере.

Звучание Jetbalance JB-454 можно назвать комфортным, если сателлиты не нацеливать строго на себя. И если не злоупотреблять звуковым давлением: спикеры интересны на малой и средней громкости. Зато для своей ценовой категории трифоник звучит чрезвычайно слитно (разработчики обеспечили хорошую сшивку поддиапазонов). Лучше всего он справляется с легкой инструментальной музыкой, в том числе камерной классикой. В играх каких-либо жанровых ограничений не замечено – опять же, если не требовать от этих недорогих АС дискотечного звукового давления.


А что насчет Jetbalance JB-454 скажет специалист нашей тестовой лаборатории?


«Широкополосный драйвер, установленный в акустических системах этого трифоника, охватывает весьма широкий диапазон частот. Правда неравномерность во всем рабочем диапазоне оставляет желать лучшего, да и запас по мощности не велик: уже на средней громкости уровень искажений становится заметен на слух. При умеренном же уровне звукового давления (82 дБ) среднее значение этого показателя в пределах нормы (0,7%). Низкочастотник оказывает им хорошую поддержку, воспроизводя диапазон с 47 Гц. Запас по громкости хорошо согласован со стереопарой».


Таким образом, можно смело рекомендовать Jetbalance JB-454 для полноценного озвучивания компьютерного рабочего места или небольшой комнаты (но уже в фоновом режиме) – в качестве альтернативы музыкальному центру за 3000-5000 рублей.

Рабочий стол меломана с минимальным влиянием на звучание

Практически каждый современный человек проводит у монитора компьютера довольно много времени, а если этот человек ценит хороший звук, то вопрос обустройства своего места приобретает для него первостепенное значение. Парадокс заключается в том, что именно такой поклонник классного саунда имеет все шансы попасть в ловушку, установленную его собственными руками.

Для получения высококачественного звучания в таких условиях необходимо наличие дорогих активных мониторов ближнего поля или, в крайнем случае, небольших Hi-Fi-полочников в тандеме с усилителем, далее по списку идет внешний ЦАП, бесшумный компьютер с грамотным линейным блоком питания. Компоненты соединяются тщательно подобранными кабелями, а комната, где всё это будет работать, проходит предварительную акустическую обработку.


Однако уже при первом включении оказывается, что акустические системы играют как-то грязно, особенно в области НЧ, разделение музыкальных образов в пространстве не наблюдается, всё сваливается в одну гудящую массу, а столешница вместе с монитором, клавиатурой и установленными на ней колонками, вибрирует в такт музыке, словно мощный резонатор.

Причина подобного фиаско кроется в том, что компьютерный стол, как правило, подбирается по остаточному принципу или по соображениям удобства. О том, что подобная мебель изготавливается из тонких гулких ДСП и, по сути, становится резонирующим акустическим отражателем, обычно задумываются только после первых неудач. Естественно, напрашивается очевидное решение — покупка специализированного студийного продукта, в котором имеется защита от всех факторов, негативно влияющих на звук. Тем не менее, самой главной преградой в этом случае становится неоправданно высокая цена в пределах 30-50 тыс. рублей и даже выше, что останавливает покупателей с ограниченным бюджетом.


Но выход существует — собрать «музыкальный» стол самому или с помощью приятелей, хорошо знакомых со сварочными работами, обработкой металлов и столярным делом. Даже с привлечением опытных специалистов плата за такой хэндмейд окажется ниже по сравнению с заводским продуктом, а бонусом станет то, что все пожелания заказчика будут учтены. В итоге «самоделка» сможет превзойти даже специализированное массовое изделие.

Что необходимо учесть при сборке компьютерного стола для меломана

В первую очередь следует определить, какие именно ключевые моменты наиболее важны для получения правильного звука в таких условиях.

  1. Материал столешницы должен быть прочным, максимально плотным и акустически инертным по аналогии с корпусом колонки, другими словами, он не должен резонировать. Хороший вариант — это древесноволокнистая плита средней плотности MDF (Medium Density Fibreboard). Отличный вариант — древесноволокнистая плита высокой плотности HDF (High Density Fiberboard). Благодаря такому выбору решается часть проблем, связанных с демпфированием, а также проблемы, негативно влияющие на качество звучания в басовой полосе.
  2. Акустическая система должна располагаться выше, подальше от поверхности столешницы. Для этого подойдут дополнительные полки, прикрепленные к столу, или, как более предпочтительный вариант, специальные надстройки, которые обычно изготавливаются из дерева и имеют изолирующие прокладки в месте контакта со столом для обеспечения виброразвязки. В надстройках можно оставить пустоты для засыпки балласта (прокаленный песок или свинцовая дробь), что сделает их более тяжелыми, в итоге звучание станет более акцентированным, чистым и басовитым. Идеальное решение — это максимальная развязка АС, для чего полочные колонки можно установить на отдельные стойки, опирающиеся на пол, и просто придвинуть их поближе к рабочему месту.
  3. Правильный стол должен иметь массивное металлическое основание, на которое навешиваются панели и полки из MDF. Такой утяжеленный остов станет прочной надежной базой для всей конструкции.
  4. Для устранения нежелательных резонансов и улучшения демпфирования внутренние части конструкции желательно обклеить звукопоглощающим материалом.


Практические советы по самостоятельному изготовлению «музыкального» стола

Дерево вместо железа

Нужный материал и заготовки можно приобрести в мебельном магазине. К примеру, неплохим вариантом станет кухонная столешница из MDF толщиной до трех сантиметров и длиной около 3 м. Максимально плотные ДСП-версии желательно использовать только в крайнем случае, да и толщина при этом должна быть не менее 4 см. Далее столешница распиливается на три части, две из которых станут опорами стола. Не следует забывать, что, согласно стандарту, высота такого сооружения должна равняться 75 сантиметрам, т.е. на обе боковые опоры уйдет в общей сложности приблизительно 1,45 м. Под колонки (под надстройки для них) рекомендуется выделить как можно меньше места, а дистанция между их осями должна составлять около 1 м, чтобы уложиться в классический треугольник с учетом того, что оптимальное расстояние от АС ближнего поля до головы слушателя равно приблизительно одному метру. Все эти особенности необходимо учесть при выборе длины и глубины стола.

Повысить жесткость MDF-стола можно с помощью поперечины из аналогичного материала, но более надежным и проверенным вариантом станет применение уголков из стали, усиленных ребром жесткости, или специальных металлических фиксаторов внутреннего угла. Длина плеча таких деталей должна быть не менее 25 см, а для их крепления нужно подобрать саморезы как можно большего диаметра.

Для подставок под спикеры подойдет не только MDF, но и многослойная березовая фанера толщиной в 2-2,5 см, которая позволит несколько уменьшить влияние вибраций, что тоже хорошо для качества звучания. Лайфхак: такой размер можно получить при склейке двух листов фанеры толщиной в 1-1,2 см. К тому же данный материал выглядит более эстетично и не требует сложной доводки, а после того, когда подставка будет готова, ее можно покрыть лаком. Постамент и контактная площадка должны соответствовать габаритам колонки, но, если покупка АС только планируется, размер можно выбрать в стандарте 20х20 см. Высоту подставки следует рассчитывать с учетом роста слушателя и высоты спикеров (обычно эта величина находится в пределах 15-20 см), а сами колонны подставок можно сделать с квадратным или треугольным поперечным сечением.

Демпфирующие материалы способствуют минимизации вибраций и, как следствие, благотворно влияют на качество саунда. Поэтому в данной конструкции их нужно использовать по максимуму. В первую очередь необходимо применить резиновые прокладки при монтаже самого стола. Прокладки из резины следует подложить и под основания подставок для спикеров. К «постаментам» (опорным поверхностям) для установки акустических систем тоже крепятся листы из резины, силикона или фетра, т.е. смысл заключается в том, чтобы колоночка не скользила, и чтобы демпфировались вибрации. Для «амортизации» жесткой поверхности столешницы можно использовать силиконовую или резиновую накладку, которые сейчас в большом количестве имеются в продаже. Внутреннюю часть стола и опор желательно обклеить специальным звукопоглощающим поролоном или автомобильным шумоизолирующим материалом (обычно это полиуретан или «синтетика»). В этой области можно поэкспериментировать и с другими материалами, например, с битумным листом.


Гибридный вариант

Более практичным, хотя в то же время и более дорогим решением, станет гибридная конструкция стола, которая будет строиться на базе стальной «рамы» или каркаса. Для реализации данного варианта необходимо наличие набора труб с квадратным/прямоугольным сечением, из которых опытный сварщик сделает надежное металлическое основание по заранее оговоренным чертежам. Что касается размеров, то рекомендуется использовать квадратное сечение 5х5 см или более, а прямоугольное — 4х8 см или более. Толщина стенок: не менее двух миллиметров.

Для того, чтобы сделать стальные трубы менее звонкими, можно использовать специальную каучуковую мастику или герметик на основе силикона. Герметиком обрабатывают внутреннюю часть труб, а мастика обычно продается в автомагазинах в аэрозольных баллончиках под названием «антигравий», так как служит для защиты кузова и днища машины от внешних механических повреждений, приводящих к коррозии. Впрочем, демпфировать трубы можно и другими способами, к примеру, балластом, для чего хорошо подойдет прокаленный кварцевый песок, но в таком случае следует быть готовым к тому, что вес всей конструкции сильно увеличится.

Существует еще один способ, более простой, но не очень удобный — применение монтажной пены, которая обязательно «полезет» из всех полостей и щелей по мере высыхания. После того, как каркас будет готов и окрашен, к его верхней части с помощью саморезов и резиновых прокладок-демпферов присоединяется столешница из ДСП толщиной до 3-4 см (в качестве альтернативного материала для этого можно задействовать несколько слоев березовой фанеры толщиной в 2-2,5 см), а к металлическим опорам крепятся накладки из резины или фетра для изоляции от пола. Подставки под колонки в данном случае можно сделать из металлических труб, которые станут продолжением стального основания.


Топовый уровень

Для получения максимально качественного звука необходима полная развязка колонок с компьютерным столом, т.е. спикеры придется установить на отдельные напольные стойки (желательно с опорными шипами), которые приобретаются в нашем салоне или изготавливаются собственноручно (высота стойки обычно составляет около 90-95 см). Такая установка является наиболее универсальной, так как не ограничивает слушателя, позволяет изменять протяженность стереобазы и наиболее полно раскрывает потенциал качественной записи, потому что стол не вступает в резонанс с акустическими системами и не вносит искажений в звучание.

Тем не менее, такая топовая конструкция из-за своей громоздкости требует много пространства и предполагает наличие большого по площади помещения, прошедшего тщательную акустическую обработку. Если же в доме имеются домашние животные или маленькие дети, то риск опрокидывания стойки с колонкой резко возрастает, так как она имеет высокий центр тяжести. В качестве альтернативы можно закрепить акустические системы на стене с помощью специально предназначенных для этого кронштейнов.


Оглядываясь на рассмотренные варианты, можно сделать вывод, что построить свой собственный аудиофильский стол способен каждый, т.е. можно выбрать версии фактически под любой бюджет. Однако существует еще один, пожалуй, самый простой и бюджетный вариант — заменить колонки высококачественными наушниками.

Нулевое влияние

В деле формирования качественного звука мелочей не бывает. Выбирая аппаратуру, корректируя акустику помещения и занимаясь поиском качественных записей, меломаны-компьютерщики забывают о том, что все их усилия могут пойти прахом… из-за простого письменного стола!

В этом нет ничего удивительного, ведь типовая мебель создается, как правило, из гулкой ДСП, при этом большинство слушателей размещает колонки прямо на столешнице. Оба фактора дополняют друг друга, в итоге вместо комфортного звучания с ровным тональным балансом получается «каша», какофония, в которой доминирует грязный мидбас. В этой статье мы дадим советы по изготовлению «правильного» рабочего стола для меломанов, предпочитающих слушать музыку сидя за монитором компьютера. Можно ничего не читать, а просто пойти в магазин студийной мебели и купить готовый «звукорежиссерский» стол. Однако, мы не зря делали эту статью, ведь рассмотренные ниже самодельные конструкции не только обойдутся намного дешевле тех 30 000 – 50 000 рублей, которые просят за фирменные изделия, но при этом могут превосходить их по акустическим свойствам.

Один из вариантов

Причины неудач

Как уже упоминалось, основными причинами существенного ухудшения звучания в области низких частот и мидбаса является недостаточно плотный материал стола и близкое расположение АС к поверхности столешницы, которая превращается в акустическое зеркало, «убивая» все старания инженеров, создавших колонки. Решение проблемы состоит из двух этапов: необходимо приподнять АС над столешницей на достаточное расстояние, а конструкцию самого стола сделать максимально акустически прозрачной, ну или, хотя бы, акустически инертной, чтобы большие поверхности не превращались в резонаторы, искажающие звучание. По этим причинам все готовые «профессиональные» столы для студий звукозаписи имеют два обязательных атрибута: подставки под колонки, расположенные выше уровне столешницы (или просто полка для колонок и видеомонитора), а также массивный металлический каркас с навесными панелями из максимальной плотной и толстой древесной плиты, MDF. Но домашний стол можно сделать еще массивнее, ведь спикеры студийного стола используются, как правило, лишь для контроля (мастерингом занимаются на другой аппаратуре и в других условиях), тогда как домашний стол будет определять результирующее качество звучания.

Один из вариантов

Один из вариантов

Перечисленные атрибуты необходимо положить в основу и самодельных конструкций, при этом мы-то знаем, что «по материалам» такой стол обходится в разы дешевле, чем готовый. Пользователи, знакомые с металлообработкой, или знакомые со знакомыми, умеющими резать и варить металл, находятся в более выгодном положении. Остальным же достаточно распространенных инструментов или даже знания адресов мастерских, в которых нужные детали можно заказать по отдельности. По нашим подсчетам, полные затраты на изготовление хорошего «акустического» стола тем или иным путем составят 5 - 20 тысяч рублей. Рассмотрим три ключевые конструкции. Следует упомянуть, что в данной статье рассматриваются лишь общие принципы. Внешний вид, размеры и качество стола определяются каждым меломаном самостоятельно.

Недорого, но эффективно.

Поскольку в наименее затратной реализации «музыкальный» стол изготавливается целиком из древесных плит, бороться с паразитными резонансами придется исключительно путем увеличения массивности конструкции и улучшения виброразвязки ее элементов. А также — оклейки внутренней части «коробки» звукопоглощающими матами. Ориентировочная стоимость материалов – от 5 до 8 тысяч рублей. Если делать все самому, то потребуется как минимум электролобзик (а лучше дисковая пила), отвертки (лучше шуруповерт), сверла, фурнитура и день-другой свободного времени.

Схема недорогого

Постройка стола начнется с визита в магазин кухонных гарнитуров, где нужно приобрести подходящую по качеству и цвету кухонную столешницу шириной 60-65 см. Идеальный материал – искусственный камень или акрил, однако в этом случае бюджетным проект уже никак не будет, да и работать с такими плитами намного сложнее. Поэтому оптимальным вариантом считается MDF толщиной 2,5-3 см, либо максимально плотная ДСП около 4 см. Скорее всего, там же в магазине вам предложат раскройку и обделку торцов. Если цена разумная – соглашайтесь, ведь одна только доставка цельной кухонной столешницы в квартиру – уже само по себе приключение не из приятных. Но если магазин не способен решить вопрос по разумной цене, либо вы мечтаете сделать все своими руками, при этом располагаете инструментами и подходящим автомобилем для перевозки длинномеров, то отговаривать не будем. На то оно и творчество!

Кухонная столешница (толщиной 4 см) из ДСП, в разрезе

Из купленной столешницы необходимо соорудить П-образную конструкцию полной высотой 75 см (таков стандарт для письменных столов). Следует помнить, что чем меньшая по площади поверхность столешницы окажется непосредственно под АС, тем лучше. Если учесть, что оптимальное удаление головы слушателя от спикеров ближнего поля составляет около метра, то колонки должны отстоять друг от друга на расстоянии примерно 90 см (по осям). Таким образом, оптимальная ширина столешницы — 80-100 см. Еще 145 см полотна уйдет на боковые опоры. В итоге одной кухонной столешницы длиной 2,5м для изготовления стола хватит вполне. Для придания всей конструкции жесткости можно использовать заднюю поперечину из ДСП или MDF, но лучше воспользоваться более подходящими для такого случая стальными фиксаторами внутреннего угла или стальными же уголками с ребром жесткости. В обоих случаях это должны быть элементы с плечом не менее 250 мм.

Уголки для придания жесткости столу из древесной плиты. Более предпочтительный вариант (с точки зрения акустических свойств), нежели сплошная поперечина из ДСП

Крепление железа к столу необходимо производить подходящими саморезами максимально большого диаметра, предварительно просверлив отверстия сверлом на 1,5-2мм тоньше самореза.
Теперь перейдем к подставкам под колонки. Их можно сделать из множества материалов, главное чтобы они были массивными и устойчивыми. Это может быть MDF или многослойная фанера толщиной 20 - 25 мм. Добиться такой толщины можно путем склейки двух листов фанеры 10 - 12 мм с помощью клея ПВА или аналогичного. По мнению автора, фанера предпочтительнее с эстетической точки зрения, ведь после раскройки не нужно заделывать торцы, достаточно пройтись наждачкой по заусенцам и покрыть изделие лаком или морилкой.

Березовая фанера - отличный материал!

С акустической точки зрения толстая березовая фанера тоже очень хороша. Необходимо изготовить контактную площадку и постаменты с учетом размера колонок. Если акустика еще не приобретена, то универсальным размером может считаться 200 х 200 мм. Колонны подставочек можно сделать из того же материала, в виде клина, расположенного острием к слушателю, либо приобрести готовые мебельные ножки – короткие, но массивные и максимально устойчивые. В этом случае подставочки под АС будут напоминать мини-табуретки. Оптимальная высота конструкции – 150 - 200 мм, в зависимости от роста пользователя и высоты самих колонок.
Ну и последние штрихи, уменьшающие влияние мебели на звук. Во-первых, сам стол и подставочки для АС на столешницу имеет смысл устанавливать через резиновые прокладки толщиной 1 - 2 мм. На опорную поверхность подставочек, на которую будут устанавливаться колонки, не помешает наклеить лист резины, синтетического фетра или похожего материала – виброизолярующего, при этом сравнительно цепкого. На саму столешницу лучше уложить накладку, которую часто предлагают для офисных столов. Она может быть с кожаной отделкой или просто резиновой. Наконец, внутреннюю полость арки стола надлежит оклеить акустическим поролоном типа «пирамида» с профилем 40-50 мм, хотя более эстетичным и практичным решением является самоклеющийся лист автомобильной шумоизоляции – пористый полиуретан или синтетический материал, напоминающий скомканные фрагменты войлока.

Улучшение акустических свойств стола

Оптимальный вариант

Конструкция такого стола будет комбинированной. В основе — стальной каркас желаемого дизайна, сваренный из труб квадратного (50х50 мм) или прямоугольного (40х80 мм) сечения с толщиной стенки около 2 мм, изнутри обильно обмазанных силиконовым герметиком или обрызганных из баллончика «антигравием», т.е. каучуковой мастикой для защиты днища автомобилей.

Стальная труба для создания каркаса

Подобная обработка лишит трубы звонкости, то есть сделает их акустически инертными. Есть еще один вариант – заполнить полость трубы монтажной пеной, но в случае передозировки она будет еще несколько дней вылезать из щелей, поскольку постоянно расширяется в процессе отвердевания. Зато ее удобнее всего подавать в трубу. Наконец, допускается заполнение полостей труб просушенным мелким песком, однако после этого и без того массивный стол станет почти неподъемным. Для звука это хорошо, но случись перестановка мебели или переезд – намучаетесь. Наружную часть каркаса можно окрасить в нужный цвет.

Схема крепления панелей к каркасу

На каркас устанавливается столешница, изготовленная из массивной кухонной ДСП 30-40 мм толщиной или многослойной березовой фанеры 20-25 мм. Крепление столешницы к каркасу желательно сделать через резиновые прокладки (например, сантехнические). Можно использовать готовые кровельные саморезы, но их головки будут довольно сильно выступать. Впрочем, их использование все равно не освобождает от покупки резиновых прокладок.

Так обеспечивается виброизоляция панелей от каркаса

Преимущество стального каркаса в том, что подставочки для колонок можно «вырастить» прямо на нем, они станут продолжением конструкции. На конец труб можно наварить стальное основание из листа 2-3 мм или сделать «ушки» для крепления опорной поверхности из фанеры или MDF для размещения колонок.
Все остальные рекомендации по доводке конструкции до нужной акустической кондиции (за исключением оклейки внутреннего объема «короба» стола в связи с его отсутствием), приведенные в последнем абзаце предыдущего раздела, актуальны и в данном случае.

Акустический рабочий стол топ-класса. Но нужен ли?

От предыдущего варианта стола с металлическим каркасом этот отличается всего одним, но важным элементом: подставки под АС не интегрированы в конструкцию стола, а размещаются отдельно. Как и ранее, корпуса АС должны возвышаться над столешницей, однако теперь стереобаза не зафиксирована жестко и может меняться в зависимости от размера и конструкции колонок.
Такой вариант позволит обеспечить максимально точную инсталляцию спикеров, однако он сложнее и дороже в реализации. Кроме того, велик риск случайного опрокидывания напольных подставок высотой 900 - 950 мм с очень высоким центром тяжести. Поэтому компонентную конструкцию мы рекомендуем только обладателям огромных кабинетов с акустической отделкой, в которых стол расположен не у стены, а находится ближе к центру помещения.
Остается открытым вопрос, что же на любой из специальных «акустических» столов ставить? Конечно же, хорошую акустику полочного типа, вероятнее всего – активные мониторы ближнего поля с полосным усилением! И не забыв про хороший источник. Выбор тех и других устройств огромен, поэтому мы подготовили несколько комплексных решений для меломанов с разным достатком и требованиями. И не забывайте про обеспечение тихой работы системного блока компьютера. Пошаговую инструкцию можно найти в отдельной статье.

Лучшие колонки для компьютера 2022

Современный компьютер превратился из “большого калькулятора” в центр игр и развлечений. И без качественной компьютерной акустики теперь не обойдешься. КП представляет рейтинг лучших колонок для компьютера 2022 года

На полках магазинов выстроились ряды звуковых систем разного ценового уровня. Глаза разбегаются, но в этом случае нужно пользоваться другим органом — ушами. И знаниями технических характеристик лучших моделей. Еще надежнее — полагаться на мнение специалистов. Они точно знают, какие колонки лучше воспроизводят звук.

Выбор редакции

Edifier R2800


Колонки стереофонической аудиосистемы построены по классической трехполосной схеме с индивидуальным усилителем для каждого канала. Магнитное экранирование динамиков позволяет добиться высокого уровня детализации звучания. Соединение с другими устройствами осуществляется через оптический, коаксиальный, RCA-входы. Колонки изготовлены из плиты ДСП толщиной 20 мм, на боковую панель вынесено управление громкостью и переключатель входов. Регулировка тембра цифровая, по технологии RCA. Особое внимание конструкторы уделили басам. Восьмидюймовый динамик низких частот с резиновым подвесом и фазоинвертор обеспечивают выразительные басы при любом уровне громкости.

Технические характеристики


Данная аудиосистема создавалась как мультимедийная, однако она настолько удачна, что вполне способна основной для мультимедийного центра. Сабвуфер с направленным вниз низкочастотным динамиком создает богатый насыщенный звук. Его диапазон воспроизведения отлично согласован с двумя колонками-сателлитами. Соединение с источником звукового сигнала осуществляется по кабелю с разъемом 3,5 мм. Главное преимущество данного гаджета — возможность подключения к интерфейсу Bluetooth, то есть любому смартфону. Технология Harman True Stream обеспечивает наилучшее качество воспроизведения независимо от источника. Дополнительный плюс — футуристический дизайн с люминесцентной подсветкой, стильными деталями, сенсорным управлением.



Элегантные черные колонки прекрасно вписываются в современный интерьер. Их мощность и качество звучания достаточны для обеспечения домашнего кинотеатра. Дополнительный бонус — подключение по Bluetooth 5.0 и функция караоке. Беспроводной пульт управления регулирует громкость микрофона, управляет эхо-эффектом.


Данная акустическая система предназначена для озвучивания ноутбука. Маленькие «кубики» с однополосными динамиками воспроизводят звук четко и разборчиво. Корпуса колонок пластиковые, диффузоры динамиков алюминиевые. Питание подается через USB-порт, звуковой сигнал через mini jack. Колонки занимают немного места на столе, не мешая учебе или работе.


Модель не новая, но уверенно держится в числе топовых благодаря наличию раздельных регуляторов нижних и верхних частот. Дизайн тоже интересный, с наклоненной назад передней стенкой. Защитные сетки есть, но и без них стильные динамики украшают гаджет. Размеры небольшие, но звук четкий во всем диапазоне.


Эту акустическую систему можно подключить к любым устройствам, имеющим линейный выход с разъемом mini jack или по интерфейсу Bluetooth. Дополнительные возможности: встроенный FM-приемник, слот для карт памяти SD, разъем USB для флеш-накопителей. То есть, эти колонки могут работать и автономно как источник звука без подключения к компьютеру. Управление колонками производится через беспроводной пульт. Стильная передняя панель с подсветкой создает интимную атмосферу.


Компактная акустическая система легко размещается на столе благодаря небольшим размерам. И при этом четко воспроизводит низкие частоты. Подключается к компьютеру через разъем mini jack. Есть дополнительный вход для второго источника звука и выход на наушники. Регулятор громкости находится спереди.

Эта модель реализует все необходимые возможности для просмотра фильмов. К источнику звука колонки подключаются через разъем RCA/mini jack, цифровой оптический или коаксиальный вход. В систему управления встроены декодеры Dolby Digital, DTS. Система управляется с помощью пульта дистанционного управления. Ее мощности достаточно для озвучивания большого помещения, в маленькой комнате придется эксплуатировать колонки на пониженной громкости.


Корпуса всех колонок акустической системы сделаны из МДФ, ничего не дребезжит и не отвлекает от кинофильма или игры. Есть линейный стерео-вход и многоканальный вход через разъем RCA. Есть регулировка НЧ, управление звуком производится вручную или с дистанционного пульта. Акустическая система создает качественный объемный эффект.


Отличная бюджетная аудиосистема с широкими возможностями. Есть беспроводное подключение по интерфейсу Bluetoooth, слот для SD-карт, разъем USB для флешек и FM-радио. К компьютеру устройство можно подключить через разъем RCA. В комплекте переходник с RCA на 3,5-мм mini jack. Правильно расположенные колонки выдают четкий эффект объемного звучания. Управление системой осуществляется с дистанционного беспроводного пульта.

Мощность сабвуфера24 Вт
Мощность фронтальных колонок5 Вт
Мощность центрального канала5 Вт
Мощность тыловых колонок5 Вт
Суммарная мощность64 Вт
Диапазон воспроизводимых частот40-20000 Гц
Линейный вход через разъемRCA

Плюсы и минусы

Звук недостаточно качественный для музыки, сильный фоновый шум, выключатель установлен сзади, сброс настроек звука при выключении

Как выбрать колонки для компьютера

На первый взгляд кажется, что выбрать колонки не составляет труда. С одной стороны, это так, но поспешный выбор может привести к разочарованию.

Критерии выбора меняются, если нужна аудиосистема для домашнего применения. Теперь главным становится качество звучания. В хорошей колонке установлены несколько динамиков для разделения частот. Для прослушивания музыки необходим комплект, включающий сабвуфер, передающий низкие частоты. Домашний кинотеатр требует акустической системы как минимум из пяти колонок, создающих объемный эффект

Мощность акустической системы должна соответствовать размерам помещения. Для обычной квартиры более, чем достаточно суммарной мощности всех колонок 100 Вт. Для ресторанного или спортивного зала понадобится не менее 500 Вт.

Популярные вопросы и ответы

За помощью по выбору колонок для компьютера «Комсомольская правда» обратилась к эксперту – Евгению Филиппову, управляющему сетью сервисных центров interStore.

1. Мощность. При выборе колонок для компьютера опирайтесь не на личные пристрастия, а на масштабы помещения. Для средней квартиры хватит 25-40 Ватт на канал. Если комната большая или собственный дом допустимо 50-70 Ватт. А вот для вечеринок аудиоаппаратура должна быть мощнее — 60-150 Ватт для большого помещения и от 120 Ватт – для улицы, — советует Евгений Филиппов. 2. Материал. От того, из чего сделаны колонки, зависит качество звучания. Деревянный корпус делает звук качественнее. Даже при большой громкости не должно быть ни дребезжания, ни других посторонних шумов. Если у колонок есть ножки, проверьте, хорошо ли они крепятся к корпусу, одинаковой ли длины. Потому как если они будут стоять неровно, «поплывет» звук. 3. Покупая стереосистему для дома, в первую очередь нужно определиться с номинальной мощностью динамика и усилителя. Важно, чтобы мощность последнего превышала номинальную мощность динамиков. Если усилитель недостаточно мощный, колонкам придется приложить больше усилий для работы, и эта дополнительная нагрузка сократит срок службы ресивера.

Этот формат предпочитают меломаны, любители качественного звука – в фильмах, играх. Технически 5.1 – это две фронтальные колонки, две тыловые, центральная и сабвуфер. В результате максимальный звуковой эффект гарантирован, возникает ощущение мини-кинотеатра в доме.

Причин может быть несколько. Самая простая и в тоже время распространенная, когда пользователь случайно выключает громкость на панели уведомлений на компьютере, ноутбуке, планшете. Так что если возникли проблемы с колонками, для начала проверьте, установлен ли ползунок громкости на середину шкалы и не перечеркнута ли иконка динамика. Второе – убедитесь, что провода подключены правильно. На многих системных блоках есть маркировка с изображением наушников или колонок. Встречаются и акустические системы с прямым подключением к USB. Но некоторые виды портов с USB несовместимы. Например, устройство, обозначенное как USB 3.0, не всегда совместимо с USB 1.1 и наоборот. Обычно более скоростные разъемы обозначены синим цветом.

Сейчас почти все современные устройства имеют специальные разъемы для подключения мобильных телефонов, планшетов и т.д., с помощью которых можно слушать музыку с iPhone или Android. Для этого используются два типа разъемов USB и AUX. Оба подключения имеют плюсы и минусы. Основное различие между USB и выходами AUX состоит в том, что первый передает головному устройству цифровые данные в необработанном виде, а второй посылает аналоговый звуковой сигнал уже в обработанном виде. Фактически это можно сравнить с тем, как передаются данные на компьютер через USB-кабель, и прослушиванием музыки через наушники, которые являются аналогом AUX-кабеля. Так что если подключите смартфон через USB при прослушивании в нем музыки получите звук в лучшем качестве. Однако преимущество входа AUX в том, что можно использовать большое количество устройств, и он подходит для подключения практически любого портативного аудиоустройства. USB-подключение в этом плане не универсально, имеет ограничения при подключении. Лучше всего, чтобы на компьютере и других устройствах одновременно было оба разъема, тогда можно выбрать оптимальный и наиболее удобный в каждом конкретном случае.

Читайте также: