Карточные столы 19 века

Обновлено: 08.01.2025

Всего лишь сто лет назад наши прапрабабушки и прапрадедушки царапали бумагу металлическими перьями. А ещё столетием раньше их прапрабабушки и прапрадедушки скрипели гусиными или лебедиными перьями. Причём, чтобы перо лучше ложилось, а почерк был красивее, перья выдёргивали из левого крыла птицы и тонко оттачивали.

Давайте рассмотрим, как было обустроено рабочее место начала XIX века на примере кабинета Александра I. Не смотрите на императорские регалии хозяина кабинета. Примерно по такому типу - побогаче или победнее - обустраивались места для работы с документами и деловых встреч.

Что-то незаметно перекочевало и в наше время, а что-то кануло в небытие за ненадобностью. Судите сами.

Начнём со столов

Обычно столы были с выдвижными ящиками в подстолье, а в столешнице устанавливались дополнительные секции. Это позволяло увеличивать поверхность стола, что было весьма удобно для изучения географических или военных карт.

Стол мог быть и без раздвижной столешницы, но с надстройкой для документов (на заднем плане).

Обычно рабочие столы оббивали зелёным сукном. Но для Александра I ткань заменили на сафьян - это тонкой выделки козья кожа. Также обе столешницы имеют непривычный цвет - малиновый.

Почему именно зелёный и откуда взялись столы, оббитые сукном?

Существует две версии появления данных столов:

1. Первый стол был сделан под бильярд, а изначально бильярдные шары катали по траве. И, как дань традиции, сукно выкрасили в зелёный.
2. Первый стол был сделан под карточную игру, и на сукне удобно было писать мелом ставки, а по окончании игры также легко стирать мел с сукна. А ещё карты на сукне не скользили, что тоже было немаловажно.

Какая версия вам понравилась, не могу судить, но сам зелёный цвет приятен глазу, не раздражает. И потому не так важно, для каких занятий сконструировали несколько веков назад стол, оббитый сукном, но он выглядит более богато и престижно, а бумаги не скользят по столешнице.

Как видите, при оформлении кабинета для Александра I решили нарушить правила, выбрав малиновый цвет и заменив сукно на сафьян. Получилось довольно неплохо.

Освещение

Опыты над электричеством ещё не принесли особых результатов для бытовых нужд человечества, так что на столах стоят подсвечники и лампа-бульотка на три свечи. Чтобы воск не капал на сукно, основания
у подсвечников и лампы - широкие.

Приборы для письма и не только

Письменные наборы в те времена являлись не только рабочей составляющей кабинета, но и предметом искусства.

Когда-то наши предки посыпали песком только подпись, дабы недруги
не могли методом катания горячего варёного яйца переснять подлинную подпись автора документа или письма. Позже песком посыпали уже весь текст.

Примечательно!

Промокашка (кто учился в советское время знает, что такое промокательная бумага) появилась буквально 20 лет спустя.

Кстати, с изобретением промокашки связан один исторический курьёз.

Произошло это в Англии в 1835 году. Некий рассеянный работник
забыл добавить клей в бумажную массу, и на выходе получил рыхлую, неприглядного вида бумагу. Начальник рассердился на нерадивого подчинённого, обмакнул перо в чернила и провёл им по шершавой поверхности:

- Смотри! Разве можно писать на этой бумаге! - сердито воскликнул он.

Но чернила мгновенно впитались, не испачкав рук начальника.

Вы очень удивитесь, узнав, что фабрика тут же переквалифицировалась на выпуск рыхлой бумаги, а хозяин обогатился на промокашках?😄

Но вернёмся к Александру I

У письменного набора на фото ниже чернильница и песочница сделаны
из хрусталя и являются отдельными предметами. Рядом на основании прибора стоят два колокольчика. Звеня в один из них, император мог позвать секретаря или слугу.

А не прогуляться ли нам по рабочему кабинету начала XIX века?

Ломберные столики

Карточные игры появились в Европе в XIV—XV веках. В документах XVI столетия встречаются первые упоминания о специальных игральных столах, в частности, в описи дворцового имущества Тюдоров указываются такие столы орехового дерева.

Первые карточные игры предполагали участие двух или четырех игроков. Играли, вероятно, за квадратными столами. Сохранившиеся в западноевропейских коллекциях ранние столы квадратной формы на столбообразных ножках, по-видимому, использовались и для этих целей. Письменные источники донесли до нас сведения о том, что для удобства игральные столы покрывали коврами или бархатом. Такие скатерти на больших квадратных столах можно видеть и на редких, дошедших до нас изображениях карточных игр, относящихся к XVII веку.

Именно тогда игра в карты приобрела в Европе популярность, подобную мании. В карты играли все, даже дети — обучение этой игре входило в систему воспитания отпрысков из благородных семейств.

На первых порах использовавшиеся для игры в карты столы были многофункциональными. Так, в описи предметов обстановки комнат английской королевы Анны начала XVIII века упоминается маленький стол «для чая, карт и письма».

На форму стола определенно влиял и характер той или иной карточной игры. Распространившийся в XVII столетии сначала в Испании, а затем и по всей Европе омбр (ломбер) был игрой одного главного игрока с двумя противниками, что отразилось на форме специального асимметричного стола с выемками на столешнице для каждого из них. Стол для игры в ломбер мог быть и треугольным. Интересно, что отголоски этой игры, забытой уже к середине XIX века, сохранились в названии всех карточных столов последующих лет — теперь они называются ломберными.

С появлением в XVII веке во Франции, а затем и в других странах игры в пикет, где игроков было всего двое, возникли маленькие столики с двумя откидными «крыльями» столешницы.

Постепенно на ломберных столах стали появляться дополнительные детали, такие, например, как углубления для фишек и установки подсвечников. К XVII веку относятся и первые упоминания о столешницах, покрытых зеленым сукном, что впоследствии стало традиционной особенностью карточных столов. На нем было удобно мелками делать отметки по ходу игры, а само зеленое сукно превратилось в своеобразный символ карточной игры.

Ломберные столы были одними из наиболее подвижных деталей интерьеров. Стилистически связанные с господствующим стилем, они не были привязаны к архитектурному убранству того или иного помещения, как многие другие произведения мебельного искусства. Часто перемещаемые из одной комнаты в другую, они имели самостоятельное значение и их часто богато декорировали.

В Россию ломберные столы попали в начале XVIII века. Хотя сам Петр I карт не любил, многие его сподвижники, в том числе Александр Меньшиков, наряду с шахматами увлекались и карточной игрой. Именно с тех пор карты начали занимать досуг русской аристократии. Особо популярными они стали в эпоху правления Екатерины II. Редкий дворянский дом обходился без карт, а ломберные столы были обязательной деталью обстановки. В гостиных днем они стояли под трюмо и выполняли роль подзеркальных столов, чтобы вечером выйти на середину комнаты и объединить игроков в этом всеобщем увлечении.

Сама Екатерина вечерами проводила много времени за карточным столом. «Макао», «бостон», «пикет» в кругу приближенных скрашивали долгие вечера великой императрицы. Поскольку денежные ставки законодательно запретила сама Екатерина, игра по обыкновению шла на бриллианты. Часто интимный кружок императрицы собирался в Бриллиантовой комнате дворца, где между прочими драгоценностями хранились скипетр и держава, на стол высыпалась горка драгоценных камней, и начиналась игра из расчета сто рублей за карат.

Карты были почти обязательным занятием на балах для нетанцующих гостей. Екатерина II приказывала ставить ломберные столы для себя и своих карточных партнеров прямо среди танцующей публики. При ее внуке, императоре Александре I, обстановка балов богатых и знатных вельмож часто представляла собой следующую картину, описанную М.И.Пыляевым: «Зал освещался множеством восковых свеч, горевших в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. По двум сторонам зала, у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежало по две колоды нераспечатанных карт. Музыканты размещались у передней стены, на длинных, установленных амфитеатром скамейках: когда гостей съезжалось достаточно, то музыка открывала бал польским, при торжественных случаях — с аккомпанементом хора певчих. Протанцевав минут пять, знатнейшие особы садились за карты, а вместо них начинали отличаться молодые».

Вист, ломбер, брелан, макао, экарте и многие другие игры занимали досуг обитателей и дворцовых покоев, и скромных домов мелкопоместного дворянства. П.В.Вяземский писал: «Нигде карты не вошли в такое употребление, как у нас». В интерьерной живописи первой половины XIX века часто можно увидеть ломберные столы. А в гостиной П.В.Нащокина, друга Пушкина, изображенной на картине художника Н.И.Подключникова, ломберный стол занимает почетное место преддиванного.

Общественная жизнь в первой половине XIX века сопровождалась карточной игрой не только в России. Вот как в 1826 году выглядел салон леди Гренвил, жены английского посла в Париже: «Мы открываем для гостей весь первый этаж. В оранжерее — ковер на алой подкладке, полторы дюжины диванов; температура та же, что и в жилых комнатах; в бальной зале и гостиных сняты все двери и выставлены окна. На втором этаже открыты три салона, в зеленом салоне пять столов для виста и для экарте, в парадной светло-желтой спальне газеты и альбомы. Внизу в первой столовой до ужина буфет. В час откроется большая столовая с горячим и холодным ужином».

Популярность карточной игры способствовала появлению ломберных столов и в не совсем типичных местах. Когда, начиная с эпохи Реставрации, на французских курортах начали обустраивать постоялые дворы и гостиницы, хозяева — для привлечения богатой, в том числе русской публики — старались создать привычную для нее атмосферу. В каждом номере стояли диван, кресла, пианино и несколько столов для карточной игры. Образцом для французских курортов стал немецкий Баден, и все силы были брошены на то, чтобы переманить к себе богатую и элегантную публику.

Ломберные столы были и непременным атрибутом обстановки клубов, из которых самым известным в России считался Английский клуб. Карточная игра была одним из основных занятий его членов.

За долгие годы существования ломберного стола были разработаны самые разные его конструкции, но наиболее жизнеспособными оказались две из них. В сложенном виде оба варианта в большинстве случаев представляют собой прямоугольный стол. В первом варианте дополнительным упором для разложенной квадратной столешницы служит отодвигающаяся ножка. Во втором — действует механизм, поворачивающий столешницу на 90 градусов. Вплоть до XX века встречается ломберный стол и на одной опоре, рабочая поверхность которого складывалась в виде конверта. Однако конструктивных и стилистических решений карточных столов было такое множество, что их можно считать особой темой в истории мебели. Кроме того, большой интерес представляют столы, предназначенные для нескольких разных игр. Как правило, это были карты и шахматы. Но подчас встречаются и более сложные варианты.

Ломберный стол — предмет мобильный и чрезвычайно удобный. Это позволяет использовать его для разных целей. Нередко в кабинетах или библиотеках по вечерам он собирал игроков, а днем был обычным рабочим столом. Удобство и многофункциональность этого предмета делает его вполне жизнеспособным и в современном интерьере.

Фото Игоря НАРИЖНОГО.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 17 (май 2004), стр.110

Ломберный столик - что это такое? Описание, назначение и виды ломберного столика


Модная тенденция украшать современные интерьеры предметами антиквариата дала вторую жизнь незаслуженно забытым ломберным столикам. Что это такое, сегодня мало кому известно, однако у интересной разновидности столов древнее происхождение и богатая история: триумф, забвение и возвращение из небытия. Сегодня каждый может купить ломберный столик, простой или винтажный, и использовать его как функциональную мебель или украшение интерьера.

Ломберный столик в интерьере

Испанский «Ломбер»

Помните историю Испании и ее Золотой век? До середины 16-го столетия Испанская империя активно расширяла свои колонии, а дворянское сословие умело не только воевать, но и развлекаться. В стране была очень популярна карточная игра ломбер, где двое игроков сражались против третьего.

Специальных столов для ломбера тогда не существовало. Испанцы играли за обычными столами и даже не подозревали, что благодаря названию игры изобрели новый вид мебели. С середины 16-го века могущество империи пошатнулось, и в условиях экономического упадка испанским вельможам было не до игр и столиков, зато ломбер продолжил свое триумфальное шествие по Европе.

Как ломберный столик обрел свое имя и характерные черты

Игра за ломберным столом

Популярная у испанцев карточная игра не могла остаться без внимания соседей — французов и англичан, однако и они проводили время за ломбером, приспосабливая для этого обычные столы. Чтобы карты не скользили и можно было делать записи мелом, поверхность столешницы обивали плотной шерстяной тканью — сукном, преимущественно зеленого цвета: яркого, но приятного для глаз.

Русское дворянство узнало о новой коммерческой игре только в 18 веке, однако именно в России появилось и прочно закрепилось понятие «ломберный столик», а что это такое - знали в каждом дворянском доме.

Стол для ломбера обязательно был симметричным, со столешницей квадратной или прямоугольной формы, таким образом все игроки имели равную площадь для игры. Из конструкции безжалостно убрали любые нижние перекладины, характерные для журнальных столиков, чтобы ногам сидящих игроков ничто не мешало.

Для домов аристократии ломберные столики изготавливали на заказ, и если платили достойно, то ничто не ограничивало фантазию мастера столярного ремесла. Столы для карточных игр создавали из ценных пород древесины и инкрустировали золотом и драгоценными камнями. Искусно выполненные ломберные столики на фото выглядят настоящими произведениями искусства.

Красивый ломберный столик

Однако триумф ломбера был недолгим, ему на смену пришли вист и преферанс. Популярную некогда игру благополучно забыли, но ломберные столики остались как неотъемлемый атрибут каждого зажиточного дома. И хотя они стали использоваться для других карточных игр, названия своего не утратили.

Модернизация ломберного столика

Став привычным элементом интерьера, ломберный стол со временем расширил свой функционал. По вечерам за ним, как и прежде, рассаживались гости, а днем он служил подставкой для цветов, книг или местом для чаепития.

Разнообразные функции ломберного стола

Изменилась конструкция ломберного столика, что это такое становилось понятно, лишь когда он раскладывался для игры. В сложенном состоянии характерная суконная обивка столешницы была спрятана от глаз, и предмет мебели выглядел, как обычный обеденный или журнальный стол. Появилось несколько очень интересных разновидностей с оригинальными для того времени особенностями конструкции:

  • столешница, способная поворачиваться на 90°;
  • углы, складывающиеся по типу оригами;
  • складные механизмы по принципу рояля;
  • ящички для игральных принадлежностей;
  • разнообразные ножки: резные, выдвижные, одна опора - постамент и т. д.

Раскладной ломберный столик

Важно отметить, что такие инженерные решения, как поворотная крышка и складные углы, стали характерны для ломберных столиков 19 века. Во многих видах традиционное грубоватое сукно заменили на более мягкую бязь или роскошный бархат. В общественных местах, где знать проводила досуг, для разыгрывания нескольких партий одновременно были придуманы парные столы.

Привычными стали столики, крышки которых расчерчивались для игры в шахматы или триктрак, однако их все равно называли ломберными. Интересно, что это название как появилось в России, так у нас и прижилось. В других странах подобная мебель называется card table (карточный стол).

Азартными играми в царской России одинаково увлекались и дамы, и их кавалеры, однако благодаря некой брутальности, свойственной ломберным столам, многие мужчины стали размещать их в своих кабинетах. Кстати, с этим предметом интерьера и знаменитыми людьми связано несколько очень интересных историй.

Как мир получил свой сэндвич

«Пиковая дама» и журнал «Современник»

Считается, что А. С. Пушкин написал свою мистическую повесть «Пиковая дама» именно за ломберным столом осенью 1833 года в родовом селе Большое Болдино.

Поэт и писатель Николай Некрасов часто проводил время за ломберным столиком. Что это такое, он знал не понаслышке, получив жалкие остатки наследства, которые не успели проиграть его предки. Однако Николай Некрасов подошел к игре рационально, надеясь не на удачу, а применяя ум и стратегию. Благодаря регулярным огромным выигрышам он вернул потерянное предками село Грешнево и выпускал популярный журнал «Современник», основанный еще Пушкиным.

Многие азартные люди того времени буквально жили за зеленым сукном, но с победой пролетариата атрибут буржуазии был забыт за ненадобностью. Редкие экземпляры остались в музеях и частных коллекциях, и только 21-й век вернул ломберные столики из забвения.

Вторая жизнь ломберного стола

Искусно выполненный ломберный стол

Популярные в наше время интерьерные стили - классика, барокко или ампир - потребовали соответствующих элементов дизайна. Тогда и вспомнились ломберные столики: вычурные и изящные, причудливо украшенные и строгие, но опять чрезвычайно модные.

Каждый уважающий себя производитель мебели счел важным наладить выпуск этих предметов интерьера: складных, раздвижных и трансформеров, оснастив их дополнительными опциями: бюро, полочками или удобными табуретами. Если кому-то захочется приобрести ломберный овальный столик, найти готовый вариант вряд ли получится, ведь производители сохранили его главную черту — прямоугольную или квадратную крышку строгой симметрии.

Зато нет недостатка в традиционных элитных вариантах. Например, ломберный столик из красного дерева с отделкой бронзой без современных прибамбасов обойдется покупателю примерно в 150-300 тыс. руб.

Столики красивые, но поточного производства стоят от 20 до 60 тыс. руб. Можно выбрать специальный для игры в шашки, шахматы или нарды. За бюджетные, но симпатичные варианты из ДСП с деревянными ножками и ящиком придется заплатить от 4 тыс. руб.

Еще люди до сих пор умудряются находить у себя на чердаках, в сараях или на барахолках старую мебель. В этом случае реставрацию ломберного столика лучше доверить профессионалам, они умеют играть со временем и реанимируют самые древние вещи, которые потом можно выгодно продать или гордиться частичкой истории в интерьере собственного дома.

Читайте также: