Бильярдный стол для карамболя
Первые турниры в прямой карамболь очень сильно отличались от того, что можно увидеть сейчас. В первую очередь, сказывалось то, что не было такого обилия паттернов игры, бриллиантовая система только-только придумана Майклом Феланом и пока не получила особой популярности в бильярдных кругах, о nursing-ударах игроки пока не задумываются, а комбинированные вращения, без которых не обходится сейчас практически ни один удар, и, тем более, массе были в обиходе только у профессиональных "артистов". В то время большинство ударов наносилось так, чтобы попасть в прицельный шар и отразить биток от него "по резке", чтобы он напрямую шёл в другой прицельный. Позиционной такую игру назвать сложно, потому что решалась только задача попадания в шары, а что там с позицией после всех соударений будет — случай рассудит. Поэтому не удивительно, что тогда средняя серия составляла 2-5 карамболей, а подход, завершившийся двухзначной суммой очков, считался признаком высокого мастерства.
По мере популяризации данного вида бильярда, игроки достаточно быстро пришли к пониманию простой истины — если прицельные шары максимально плотно собрать в зоне crotch (в месте соединения двух бортов, фактически — в углу стола), то они там будут практически обездвижены и можно собрать большую серию, просто перекатывая биток от одного прицельного к другому. Но такой способ игры достаточно быстро был признан неспортивным, потому что стоило собрать шары в углу — и оппоненту можно было заранее мириться с поражением, и в основной свод правил был добавлен пункт про игру в crotch-зонах, которые теперь официально описывалась как области в пределах 4.5 дюймов (11.5 см) от краёв борта (на рисунке ниже зоны обозначены пунктиром). В этих зонах дозволялось совершать до трёх карамболей подряд, после чего как минимум один из шаров должен покинуть crotch-область. Если на четвёртый карамболь выхода из зоны не состоялось, удар не засчитывался, и позиция уходила в игру второго игрока. Crotch-зоны используются в прямом карамболе и по сей день, но теперь они выглядят как треугольные области, ограниченные линией, соединяющий ближайший бриллиант короткого борта и второй по дальности бриллиант смежного борта, если смотреть от точки схождения бортов (угол стола). Современные crotch-зоны на рисунке ниже изображены сплошной белой линией:
Но, пусть и короткий по времени, период активной игры в crotch-зонах подтолкнул игроков к новой идее — если собрать шары близко друг к другу, то можно при наличии должной сноровки совершать карамболи, практически не изменяя положение прицельных шаров. Так началась эра nursing-техник. Разновидностей удерживающих ударов было огромное множество. Особую популярность снискали удар вдоль борта (rail nurse или "американская серия", наиболее распространённый вид нёрсинга), скользящий удар (pass nurse или edge nurse) и удар с контртушем (rocking cannon или chuck nurse). На анимации ниже наглядно демонстрируется каждый из указанных удерживающих ударов:
Появление новых техник привело к значительному росту серийности прямого карамболя. Уже в 90-ых годах XIX века была официально задокументирована серия, превышающая 5000 карамболей, В начале XX века официальный максимум перевалил за 10 тысяч. От небывалой серийности не спасали даже увеличенные угловые crotch-зоны — игроки достаточно быстро придумали техники, позволяющие "развернуть" направление нёрсинга, переводя биток на другую сторону от группы прицельных шаров и, порой, даже без необходимости заходить в угловую область.
Но все прекрасно понимали, что с появлением техник удерживания в пользу эффективности снизилась эффектность — зрителям становилось просто-напросто скучно наблюдать за десятками десятков однотипных ударов. Именно в это время на горизонте замаячила новая версия прямого карамболя, которая специально создавалась, чтобы свести количество nursing-серий к минимуму, вернув игре былую непредсказуемость. И у создателей получилось, мир узнаёт о Кадрé.
Кадрé (Cadre, Balklines, Рамки)
Новая игра достаточно быстро набирает популярность. Среди игроков — в силу вызова их умениям и в целом за счёт новизны, среди наблюдателей — потому что наконец-то можно наблюдать за продольными выходами и сложными ударами чуть чаще, чем раз в полчаса. Привычная игра заиграла новыми красками, а нужно было всего-то добавить больше зон наподобие crotch-областей.
Треугольную форму зон упразднили, на смену им пришли прямоугольные сектора. На столах было предложено рисовать четыре болкерные линии (balklines), равноудалённые от бортов, по одной параллельно каждому борту. Пересечением этих линий на столе образовывалось восемь секторов (на самом деле девять, но центральный считался артефактом, т.к. игроки по-прежнему стремились собрать шары ближе к борту, и для девятого сектора не накладывалось никаких дополнительных условий), в которых можно было совершать не более указанного количества карамболей (обычно 1 или 2), после чего хотя бы один шар должен был пересечь balk-линию, иначе последний удар не засчитывался и право нанесения удара переходило к сопернику.
Новый вариант игр получил общее название Balklines, а во Франции распространение получило наименование Cadre (рамки). Практически сразу было принято в имени конкретной игры указывать два числа — первое отвечало за расстояние до balk-линии от ближайшего борта, второе обозначало максимальное количество карамболей, допустимых в одной зоне. Но, с учётом того, что игра параллельно захватывала и европейское сообщество, и бильярдные умы "Нафиг-метрическую-систему-США", возникла некоторая путаница, потому что первые расстояние указывали в сантиметрах, а вторые в дюймах.
Но, так или иначе, до наших дней дошли только две вариации по размерам, 47 см и 71 см. Популярны они стали из-за своего геометрического смысла. 47 см — это приблизительно треть короткого борта стандартного 10-футового стола для карамболя. 71 см — это половина того же борта, и в этом варианте зон не восемь, а шесть — длинные balk-линии накладываются друг на друга. На рисунках ниже схематично изображены столы с 47-см (вверху) и 71-см (внизу) разметкой:
Шестизонная версия Кадре всегда играется с двумя ударами в зоне, 47-сантиметровая версия — с одним или двумя ударами. Соответственно, называются эти игры "Кадре 47/1", "Кадре 47/2" и "Кадре 71/2". Иногда вместо косой черты в качестве разделителя групп цифр можно встретить точку.
Во-первых, правила трактовались так, что в случае, если шар стоял на линии, он не принадлежал какой-то зоне. Соответственно, его можно было беспрепятственно сыгрывать, не оглядываясь на лимит карамболей.
Во-вторых, игроки быстро смекнули, что объединив скользящий удар и удар вдоль борта, а также добившись позиции, когда один прицельный шар расположен по одну сторону balk-линии у борта, а второй — по другую сторону, можно нёрсить без фактического нарушения правил, ведь биток при каждом ударе пересекал бы линию, сбрасывая счётчик лимита.
Чтобы пресечь новый вид читерства удерживающей техники, к разметке были добавлены указанные на схемах квадраты. В современном варианте они называются "якорные зоны" (anchor space), а сторона такого квадрата составляет семь дюймов (18 см). В дополнение к ограничениям на количество карамболей без пересечения болкерных линий, на якорные зоны накладывалось условие, что внутри них можно совершить не более трёх карамболей, после чего хотя бы один шар должен покинуть пределы квадрата. Важно учитывать, что квадрат является цельной зоной, а не двумя отдельными, разделяемыми balk-линией.
Это нововведение достаточно хорошо сбалансировало игру. С одной стороны, у игроков по-прежнему оставалась возможность играть удерживающими техниками, но теперь приходилось постоянно перемещаться из зоны в зону, и любая неточность по выходу могла означать переход хода, поэтому игроки стараются не рисковать и предпочитают сделать дополнительный выход из зоны. С другой стороны, основные зоны достаточно обширны, и теперь для успешного ведения серии нужно было не только хорошо владеть нёрсингом и короткими ударами, но и контроллировать продольные и трёхбортные выходы как битком, так и прицельными шарами, что дополнительно накладывало на игроков требования по технической подготовке.
В текущем виде Кадре дошло до наших дней, практически не изменяясь на протяжении около ста лет, при этом не потеряв своей актуальности — турниры регулярно проводятся и по сей день. А для того, чтобы воочию оценить секторные карамбольные игры, предлагаю три видео на выбор:
Карамболь: как играть?
Люди стали катать шары по столу уже очень давно, поэтому никто не знает даже приблизительной даты появления бильярда на свет. С течением времени игра развивалась и разделилась на несколько подвидов: русские любят играть в пирамиду, англичане — в снукер, а французы — в карамболь. О последней игре мы сегодня с вами и поговорим.
История возникновения
Большинство исследователей бильярда считает, что карамболь обязан своей популярности Людовику XI, королю Франции, заказавшему себе специальный стол во второй половине XV века. Первые же упоминания об игре тремя шарами датируются уже XVIII веком. В первое время для игры в карамболь использовались привычные для нас бильярдные столы, однако через несколько десятилетий был создан и первый стол без луз.
Любопытно, что первой бильярдной игрой в Российской империи был как раз карамболь. Петр I привез стол для этой игры из Нидерландов. Только спустя некоторое время «русская пирамида» смогла обогнать безлузовый бильярд по популярности.
Инвентарь
Удивительно, но самый необычный факт касательно бильярдных столов для карамболя заключается не в отсутствии луз. А в том, что их изготавливают с подогревом плит. Шары в этой игре сильно крутятся и перемещаются по удивительным траекториям. Теплая поверхность стола позволяет увеличить скорость раската в несколько раз. Столы для безлузового бильярда ничем не отличаются от обычных: их длина составляет 9 или 10 футов, а высота — чуть больше 2 футов.
Масса шаров начинается от 198 грамм и заканчивается 220. Их диаметр — 60-62 мм. Можно использовать и цельный, и составной кий из любого материала. Главное, чтобы его вес был не меньше 480 и не больше 520 г, а длина составляла от 135 до 150 сантиметров.
Основные разновидности и правила
У карамболя есть несколько подвидов, и этим он не отличается от других бильярдных игр. В каждой из этих разновидностей одна и та же цель — набрать наибольшее количество очков.
- В однобортном карамболе бильярдисты играют белым, жёлтым и красным шарами. Игра заканчивается, когда один из соперников по партии наберет 30 или 60 очков. Спортсмены наносят удары по битку, который сталкивается с прицельным шаром. Удар засчитывается, если биток перед столкновением попадает в борт. После столкновения биток может сначала попасть в борт, а после этого задеть оставшийся прицельный шар.
- При игре в трехбортный карамболь партия продолжается до 30 или 60 очков. За успешный удар спортсмен получает 1 очко. Удар засчитывается, если биток попал в прицельный шар и отскочил от 3 или большего количества бортов, а затем коснулся второго прицельного шара. Кроме того, разрешено сначала попасть в борта, а уже после этого в прицельный шар. Также эти 2 вида ударов можно смешивать, и тогда биток будет попадать в прицельные шары между касаниями бортов.
- В открытой партии игра заканчивается, когда кто-то набирает 400 или 500 очков. В отличие от двух предыдущих разновидностей здесь на столе расчерчены зоны по углам. В них разрешено делать лишь один карамболь. Впоследствии красный шар или биток должны оказаться вне угловой зоны.
- В названии «Кадре 47/1» и «Кадре 74/2» уже указаны габариты зон и число карамболей. Для победы в партии вы должны набрать 15 очков. Игра длится до 3 побед по партиям.
- В средиземноморских странах пользуется популярностью карамболь с фишками. Благодаря дополнительному инвентарю игра может показаться очень необычной. Помимо правильных ударов, здесь игроки могут получить очки, если собьют фишки.
- Артистический карамболь считается большинством игроков наиболее зрелищным подвидом. Для него есть 76 позиций, в которых регламентировано количество попаданий битка в прицельные шары и борта. Чем сложнее удар, тем больше очков вы за него получите. Максимум за успешное попадание можно набрать 11 очков, минимум — 4. Некоторые виды ударов, используемые здесь, в других видах бильярда не применяются.
Естественно, ни в одном из видов бильярда ничего не получится без должных тренировок. Обучение бильярду поможет вам вывести свои умения в карамболе на высокий уровень. С практикой придут и победы!
Бильярд под прицелом. Карамболь (французский бильярд), часть 3
Продолжаю рассказывать про карамбольные игры, описание игр с тремя шарами без зон (прямой, однобортный и трёхбортный карамболи) и с зонами (Кадрé, Balkline) доступны по ссылкам.
Сегодня речь пойдёт про карамболь с четырьмя шарами. По сути, это та же трёхшаровая партия, но с дополнительным прицельным шаром (обычно красным), но в некоторых странах игру адаптировали под себя, введя некоторые ограничения или дополнительные условия.
"Классический" вариант карамболя в четыре шара
Эта игра практически не отличается от прямого карамболя с тремя шарами. Начальная позиция здесь выглядит так — один прицельный красный шар выставляется на задней отметке, второй на центральной отметке, биток противника на передней отметке, а свой биток — по линии дома в пределах 15 см в любую сторону от битка соперника. Карамболь через два любых прицельных шара (в т.ч. по битку соперника) приносит 1 очко, карамболь сразу через три шара — 2 очка. В остальном правила идентичны игре с тремя шарами.
Yotsudama (四つ球, японский вариант игры)
Здесь модифицируется начальная позиция — два прицельных выставляются на переднюю и заднюю отметки, биток соперника — на центральной линии на расстоянии одного бриллианта от дальнего короткого борта, а свой биток — на центральной линии на расстоянии одного бриллианта от ближнего короткого борта. Начальный удар обычно выполняют в ближний прицельный шар. В остальном правила совпадают с классической партией в четыре шара.
Записей игр не нашёл, но отыскал обучающее видео по Yotsudama, можно посмотреть с 11:26:
Sagu (사구, корейский вариант игры)
У корейцев тоже есть своя вариация карамболя с четырьмя шарами, которую обычно играют на столе уменьшенного размера, 7 футов длиной.
Так же, как и в Yotsudama, позиция для начального удара нестандартная, и представляет собой смесь позиций из японской версии и из классической трёхшаровой игры. Прицельные шары стоят на задней и передней отметках, биток соперника за дальним прицельным, между коротким бортом и красным шаром на центральной линии на расстоянии одного бриллианта от дальнего короткого борта. Свой биток устанавливается на линии дома в пределах 15 сантиметров от передней отметки. Начальный удар совершается по аналогии с карамболью в три шара — биток направляется в дальний красный и через три борта на верхнем винте с расширяющим боковым вращением попадает в ближний красный.
Карамболь можно совершать только по красным шарам, касание своим битком битка соперника приводит к объявлению фола. Все фолы, в отличие от других игр в карамболь, приводят не только к переходу хода, но и к вычету одного очка из счёта оштрафованного игрока.
После набора необходимого для победы количества очков, игрок должен "закрепить" позицию, совершив трёхбортный карамболь. Если это ему не удаётся, право нанесения удара переходит к сопернику, а при следующей попытке первый игрок вновь будет пробовать совершить "закрепление".
Пример игры в Sagu:
Desítkový karambol (чешский вариант игры)
Здесь отличия начинаются уже с набора шаров. Для игры в "десятикратный карамболь" используется набор из четырёх разноцветных шаров — белого, жёлтого (или белого с точкой), красного и синего:
Играют в Desítkový karambol на маленьком столе 7 футов и, в отличие от других карамболей, игра здесь ведётся одним битком (красным). Позиция для начального удара тоже нестандартная. Биток выставляется на передней отметке, затем синий ставится на заднюю отметку, по обе стороны от него по задней линии вплотную ставятся прицельные белые (или белый и жёлтый, в зависимости от набора шаров), после чего синий перемещается на среднюю отметку стола:
Цель каждого игрока — набрать заранее оговоренную сумму очков (обычно 200). Очки присуждаются за совершение карамболей, игра при этом продолжается серийно. Карамболи оцениваются по следующим правилам:
1. Если карамболь совершён в любые два прицельных шара, то присуждается 1 очко;
2. Если карамболь совершён во все три прицельных шара, то присуждается 2 очка;
3. Если перед первым касанием прицельного биток совершает касание борта, а затем совершается карамболь, то очки удесятиряются (то есть 10 очков за карамболь в два шара, и 20 — за карамболь в три шара). От этого правила и произошло название игры "десятикраный карамболь".
В случае, когда биток перед нанесением очередного удара касается одного или нескольких прицельных шаров, у игрока есть выбор:
• играть битком по направлению от касающихся шаров так, чтобы замороженные прицельные не пришли в движение сразу после нанесения удара (при этом допускается вернуть биток к замороженному прицельному от борта или с помощью массе);
• попросить восстановить позицию для начального удара.
Если на столе присутствует кластер из нескольких прицельных шаров, в некоторых вариантах правил дополнительно накладывается условие, что нельзя играть кластер напрямую. Удар должен сначала приходиться в один из шаров кластера, при этом оставшаяся группа шаров не должна приходить в движение, и уже после выполнения этого условия биток может дотронуться до одного или нескольких шаров в оставшемся кластере. При этом, если кластер состоял из трёх шаров, и после столкновения с первым прицельным и его уводом из группы биток попадает только в один из двух оставшихся слипшихся прицельных, всё равно удар засчитывается как карамболь, совершённая в три шара. А если между первым соударением и приводом битка в остаток кластера было совершено попадание в борт, то набранные очки будут увеличены в 10 раз. Данное правило используется достаточно редко в нетурнирном формате в силу сложности определения без видеофиксации, был ли потревожен остаток кластера перед соударением с ним битка. Кроме того, в некоторых редакциях правил допускается, что в случае, если кластер стоит таким образом, что удар нельзя никаким образом нанести так, чтобы не потревожить при первом касании весь кластер, это озвучивается, и, если оба игрока не имеют возражений, восстанавливается позиция для начального удара.
В игре предусмотрены те же фолы, что и в других вариантах карамбольных игр, итогом их совершения является переход хода к сопернику. Исключение составляет вылет какого-либо шара за пределы игрового поля. В этом случае на игрока, совершившего фол, дополнительно накладывается штраф в 5 очков, которые вычитаются из набранной им ранее суммы. При этом сумма очков не может опуститься ниже нуля.
В некоторых редакциях правил дополнительно накладываются условия для "честного" завершения партии:
• игрок должен совершить последний удар с обязательным касанием битком борта (не обязательно перед касанием с первым прицельным, но обязательно — со вторым, если карамболь совершается в два шара, или с третьим, если карамболь совершается в три шара). Если это условие выполнить не ударось, очки за удар не начисляются, и право нанесения удара переходит к сопернику;
• или игрок должен набрать ровно столько очков ударом, сколько ему требуется для завершения партии. В случае, если набрано больше очков, чем требуется, из максимума в партии вычитается сумма очков, на которую "перебрал" игрок, и ход переходит к оппоненту. Например, игра ведётся до 200 очков, а у игрока на данный момент 197 очков, и он совершает карамболь в два шара от борта (то есть набирает 10 очков), то итоговая сумма очков у него составляет 207, что на 7 очков превысило максимум в партии, и эти 7 очков вычитаются из допустимого максимума, то есть у игрока остаётся 193 очка (200 - 7).
К сожалению, видео с записью игры найти не удалось, могу лишь поделиться впечатлениями от игры с позиции наблюдателя. Дело происходило в бильярдном клубе Řipská в Праге (ссылка не на правах рекламы, но правил, вроде, не нарушает, а заведение очень приятное). Пока мы с супругой ждали освобождения стола, удалось понаблюдать за партией местных в эту игру. Играли втроём — ещё одно отличие от других карамбольных игр, где соревнуются либо тет-а-тет, либо в парах-тройках командно, а здесь этого ограничения нет, так как биток у всех общий — и многие удары были для меня в новинку, так как глядя на позицию с точки зрения обычного карамболя с тремя шарами ты уже интуитивно ожидаешь удара "так-то", а в итоге наносится совсем другой, более сложный, чтобы набрать больше очков. И эта нестереотипность подогревала интерес к просмотру. С точки зрения самих игроков заметил, что тут очень высок уровень азарта. Во-первых, очень много ударов абриколем в попытке отхватить десяточку, исполнение которых поднимает оживлённость у всех за столом. Во-вторых, постоянные терзания между более простым дешёвым ударом и более сложным дорогим — глядя за такой игрой сам начинаешь сопереживать =) Чем всё закончилось, к сожалению, не удалось увидеть, так как наш столик освободился и мы пошли играть в три шара. Владельцы клуба, кстати, очень удивились, когда на вопрос "три шара или четыре" мы попросили три, видимо, там четырёхшаровая партия превалирует целиком и полностью, хотя за неделю, проведённую в этом клубе, частенько на других столах видел игру в трёхшаровый карамболь.
Karambol (польский вариант игры)
Хотя эту игру сложно назвать четырёхшаровой, она к этой части подходит лучше всего. Для игры используется чешский набор шаров или, вернее, четыре набора (ну, или один набор, сделанный на заказ, стоковых вариантов не находил). Играть можно вдвоём, втроём или кратным числом участников, поделённым на команды.
Игра представляет собой бильярдную адаптацию бросковых игр с шарами, включающих Бочче (Bocce), Петанк (Pétanque) и Боулз (Bowls), и достаточно сильно отличается от других бильярдных игр отсутствием кия — удары заменяются бросками-качениями шаров с руки.
В игре используются один прицельный (синий) шар, называемый bulin, а также по четыре битка одного цвета в "хранилище" у каждого игрока или команды (красные для первого игрока, белые для второго игрока и жёлтые — для третьего).
При старте игры синий случайным образом раскатывается на столе так, чтобы он занял дальнюю половину стола (если синий после раскатки остался на ближней половине, то его повторно раскатывает другой игрок). Затем к столу подходит первый игрок и выполняет качение в сторону синего шара из зоны дома. Цель — максимально близко поставить биток по отношению к синему шару. Обязательным условием является попадание битком по крайней мере в два борта перед остановкой битка или соприкосновением с каким-то из шаров на столе.
В игре предусмотрены фолы в случаях, если:
• не выполнено касание двух бортов при броске — шар снимается со стола в "хранилище" игравшему, он штрафуется на 1 очко, если было совершено касание одного борта или на 2 очка, если касаний борта не было;
• шар находился в руке в момент качения и пересёк линию дома — шар снимается в "хранилище", штраф 2 очка;
• шар вылетел за пределы игрового поля (в т.ч. прокатился по борту) — шар снимается в "хранилище", игрок штрафуется на 2 очка;
• кто-то намерено или случайно совершает туш шаров, находящихся на игровом поле (кроме своего битка в "доме" при раскатке и при снятии шара при возвращении в "хранилище") — штраф 3 очка игроку или команде, кто совершил фол.
После броска первого игрока к столу подходит второй игрок и делает то же самое — старается максимально близко подкатить биток через два борта к синему. Допускается при этом попадать в свои или чужие битки, уже введённые в игру, тем самым позволяя не только приблизить свои битки, но и оттолкнуть битки противника от прицельного синего шара. Как только на столе оказывается два (три в случае игры втроём) и более битков любого цвета, определение очередности происходит по следующему правилу — если после последнего броска наиболее близкий к синему шару биток отличается по цвету от битка играющего, то этот игрок (или его команда) производит ещё один бросок, иначе право броска переходит к следующему по порядку игроку/команде. Если игра ведётся командно, то в рамках одной команды очерёдность броска определяется карусельным принципом — следующий бросок битка определённого цвета производит игрок, идущий по порядку за последним бросившим биток этого цвета (или первый по списку, если в игре ещё не было бросков битка данного цвета). Определение игрока/команды, начинающей вторую и далее партии также определеяется каруселью — начинает партию игрок или команда, по порядку идущая за игроком/командой, начинавшей прошлую партию.
В случае, если по правилу выше игроком/командой должен совершаться бросок, на шаров в "хранилище" не осталось (они все на игровом поле), происходит автоматический переход хода к игроку/команде, следующей по очереди.
Как только у всех игроков/команд заканчиваются шары в "хранилище", то есть все битки находятся на игровом поле, переходят к подсчёту очков. Для этого выбираются четыре наиболее близких к синему шара. Каждый выбранный шар, относящийся по цвету к игроку/команде, приносит ей 1 очко. Исключение составляет ситуация, если все четыре выбранных шара принадлежат одному игроку/команде, в этом случае он/они получают 8 очков. То есть за одну партию можно получить 0, 1, 2, 3 или 8 очков. Полученные очки прибавляются в счёт игрока/команды, а штрафные очки, если они были, вычитаются из счёта. После этого проверяется, достиг ли какой-то игрок или команда заранее оговоренного количества очков (обычно 21) и, если да, то этот игрок/команда признаётся победившей. В случае, если после партии несколько команд набрали необходимый для победы минимум, побеждает та, которая набрала большее количество очков. Если счёт равный, то между командами, оспаривающими лидерство, разыгрывается дополнительная партия.
Бильярд под прицелом. Карамболь (французский бильярд), часть 1
Продолжаю серию постов про разновидности бильярда. Ранее мы рассматривали вариации карамболя на снукерном столе и на столе для русского бильярда. Думаю, теперь самое время рассмотреть игры в карамболь на столе безлузном. Пост получился объёмным, так что выйдет в двух частях.
Строго говоря, отличия французского карамболя от других игр состоит не только в отсутствии луз на столе (хотя это и наиболее бросающийся в глаза аспект игры), но и в используемом оборудовании. Так, например, в карамболе запрещается использование "машинки" (реста или "тёщи, кому как удобнее) и, в большинстве случаев, удлинителей для кия. Карамбольные шары по размеру и весу (61.5 мм/220 г) находятся где-то между шарами для русского (68 мм / 284 г) и пула (57.2 мм / 167 г), при этом наиболее распространённый диметр наклейки кия для карамболя близок к снукерному — 11 мм (хотя встречаются 10 мм и 12 мм вариации), а сам кий немного легче и короче коллег из других видов бильярда. Форма кия для карамболя также немного отличается от киёв для других игр — диаметр турняка и основания шафта толще, а форма шафта имеет ярко выраженную коническую форму с достаточно резким заужением (такие шафты используются для большинства игр в карамболь) или так называемую Эйфелеву форму, которая схожа с очертаниями одноимённой башни и представляет собой слегка вогнутый у основания конус (эта форма позволяет провести кий при ударе дальше без сопротивления с мостом и, соответственно, нанести более сильный удар по сравнению с шафтом конической формы, такие шафты используются преимущественно в трёхбортном карамболе).
Чукча не фотограф, но старался. На фото ниже (кликабельно) для сравнения снизу вверх представлены кии для русского, пула, карамболя, снукера и для выполнения массе. Наклейка стандартная, 11 мм, шафт конический.
Ещё одной важной особенностью является сукно. Оно очень быстрое и неворсистое, что позволяет шарам преодолевать гораздо большее расстояние практически без потери вращения.
Игры в карамболь на безлузном столе в целом все играются примерно одинаково — на столе три шара, биток первого игрока (обычно белый), биток второго игрока (жёлтый или белый с точкой) и прицельный шар (красного цвета). В Корее, Японии и некоторых странах центральной Европы (особенно, в Чехии) рспространена четырёхшаровая разновидность игры, о ней как-нибудь в другой раз.
Цель игры — набрать определённое количество очков, очки присуждаются за сыгрывание карамболей, то есть ударов, в котором биток игрока поочерёдно касается битка соперника и прицельного шара в любом порядке. В ряде игр присутствуют дополнительные условия, как, например, совершение не более N карамболей в одной зоне стола или набор определённого количества соприкосновений битка с бортом до совершения карамболя.
Игра ведётся серийно — правильно сыгранный карамболь без объявления фола позволяет продолжить подход. Фол в большинстве случаев — это незасчитанный карамболь и переход хода к оппоненту, штрафных очков нет.
Партию в карамболь открывает раскат или жеребьёвка, победитель выбирает, кто начнёт партию. Позиция для начального удара тоже вполне стандартна — прицельный шар выставляется на задней отметке, биток соперника на передней отметке, а свой биток в пределах 6 дюймов (около 15 см) по линии дома в любую сторону от передней отметки. Традиционно первый удар наносится таким образом, что биток от прицельного шара направляется в район угла с небольшим верхним расширяющим ("бегущим") вращением, и от трёх бортов плотно попадает в биток соперника. В зависимости от типа игры варьируется сила начального удара так, чтобы в трёхбортной версии игры приводить один из шаров в угол по окончанию удара, а в однобортном или прямом карамболе стараются один из прицельных шаров максимально близко прижать к борту, а ко второму максимально близко расположить свой биток. Исполнение начального удара:
Ну а дальнейшее развитие событий зависит от типа игры, основные из которых мы сейчас рассмотрим.
Трёхбортный карамболь
Наверняка при упоминании карамболя, на ум приходит в первую очередь её трёхбортная разновидность. Хотя могу и ошибаться, но подобное предположение делаю, потому что карамбольных столов в России объективно мало, как мало и игроков в безлузный бильярд, соответственно, остаются только записи и трансляции, а кроме Ютуба вспоминается только канал Евроспорт, который транслировал чемпионаты AGIPI по трёхбортке и ЧМ по артистическому бильярду, а вот других разновидностей французского бильярда там, насколько я помню, не показывали.
Как следует из названия дисциплины, игра ведётся через три борта, то есть биток должен набрать не менее трёх соударений с любым бортом или бортами прежде, чем совершить карамболь. Это не обязательно должны быть разные борты и не обязательно соударения с бортами совершаются подряд — допускается сначала попасть в борт или два, потом совершить абриколь в шар, набрать недостающие борта и после этого совершить карамболь. Или в принципе сначала набрать три или более бортов, и только потом по очереди попасть в оба прицельных шара. Если биток "заморожен" (frozen, стоит вплотную) к борту, то удар нужно наносить в сторону от этого борта и первичное касание борта не будет засчитано в рамках удара. В трёхбортном карамболе (как, собственно, и в других видах французского бильярда) не допускается перепрыгивание битка других шаров. В некоторых вариациях правил в случае, если биток в начале очередного удара "заморожен" по отношению к прицельному шару или битку противника, можно восстановить позицию для начального удара или же наносить удар в сторону от шара, с которым осуществляется касание битка (исходное касание при этом не засчитывается, требуется повторно привести биток к замороженному шару).
Трёхбортный карамболь может играться как одной партией до набора определённого количества очков (обычно 40 или 50), так и сетами (обычно каждый сет играется до 15, 20 или 30 очков, а игра продолжается до трёх победных сетов).
Выведение шара на диагональ стола из любой позиции является одним из основных упражнений при тренировках в карамболь, поэтому наиболее результативным считается удар, при котором прицельный шар или биток противника (или оба одновременно) отправляется в угол, становясь при этом "широким шаром" (то есть шаром, в который легко попасть, так как есть варианты сыгрывания и напрямую и от бортов в углу), позволяя достаточно просто вести серию понятными натренированными ударами.
Но довольно слов, пора и пример игры посмотреть. На предложенном видео представлен матч квалификационного отбора Чемпионата Франции по трёхбортному карамболю между шведом Торбьёрном Бломдалем и голландцем Диком Ясперсом:
Всё о бильярде «Карамболь». Почему его считают самой сложной версией игры?
Французский бильярд «Карамболь» считается одной из самых сложных версий игры. Он требует дополнительных навыков и хорошего знания правил. Сейчас в него играют во многих странах по всему миру, и это неудивительно: карамболь развивался на протяжении практически 600 лет.
Инвентарь для карамболя
Игра ведется на столе без луз размером 2,84 х 1,42 метра (±5 мм). Основой такого стола служит грифельная плита, толщина которой не должна быть меньше 45 мм. Поверхность для игры ограничивают борта высотой 37 мм (±1 мм), максимальная ширина которых – 12,5 см (±1 см), их матовый цвет должен гармонично сочетаться с цветом сукна.
Материал для обивки бильярдных столов стали использовать с XV века. В настоящее время большинство столов для игры в карамболь обтянуто сукном, сделанным из натуральной камвольной шерсти, окрашенной в зеленый цвет. Изготовленное подобным образом покрытие должно обеспечить сниженное сопротивление бильярдным шарам. Такой цвет используют с XVI века: по одной из версий, он был выбран, чтобы имитировать игру на траве. Но есть и другая причина: зеленый цвет считается наиболее успокаивающим среди других, поэтому легче проводить длительные матчи.
Чтобы играть в бильярд, понадобятся шары. За долгую историю игры их делали из множества самых разных компонентов. С наступлением XX века набравшую популярность слоновую кость постепенно перестали применять для производства шаров, поскольку затраты на нее были слишком большими, а популяция слонов оказалась под угрозой.
В современных играх шары изготовлены из фенолоальдегидных полимеров или иных упругих пластмасс. Они могут быть диаметром от 61 до 61,5 мм и массой от 205 до 220 граммов. Комплект состоит из трех шаров: белого битка, белого битка с черными или красными точками, а также красного шара, который считается прицельным.
В отличие от другого инвентаря, кий для игры в карамболь может быть любым по составу и размерам. Поэтому строгих требований к ним нет, и каждый участник выбирает наиболее удобный для себя вариант.
Общие правила игры
Правила большинства видов карамболя не слишком сильно отличаются между собой.
В каждом из них есть общие моменты. Партия начинается с установки красного шара на заднюю отметку, в то время как биток оппонента стоит на передней. В то же время биток бильярдиста находится на передней линии не дальше 15 см от передней отметки. Выполняя первый удар, нужно добиться касания красного шара своим битком. При каждом следующем ударе биток можно отправлять в направлении любого шара. Во время отыгрыша нужно, чтобы после удара битка о шар произошло касание борта одним из снарядов.
Биток ставится игроком на передней отметке, если он упал со стола. Если же нужная метка занята, то биток могут поставить на отметку в центре или сзади. При одновременном уходе со стола битка и прицельного шара первым выставляется биток.
В случае, если вылетают два прицельных шара, то их выставляют так, как указано выше. Иногда случается, что биток может мешать выставить один из шаров. В таком случае первым ставится снаряд, место которого свободно. При отсутствии на столе трех шаров их расстановка производится по схеме для начального удара.
При расположении битка вблизи от прицельного шара игрок может расставить соприкасающиеся шары следующим образом: красный стоит на задней отметке, собственный биток – на передней, соперник же располагает свой на центральной.
Разновидности карамболя
Существует достаточно много вариаций этой игры, благодаря чему каждый может найти себе версию по душе. Здесь представлены несколько популярных видов карамболя.
Однобортный карамболь
Задача бильярдиста – набрать необходимое число очков раньше, чем противник. При допущении ошибки со счета бильярдиста снимается очко. При удачном ударе бильярдист может продолжать подход.
Трехбортный карамболь
Цель трехбортного карамболя схожа с однобортным. Однако если в однобортном достаточно коснуться одной стороны стола, то в этой версии биток должен соприкосться минимум с тремя бортиками, а затем – двух прицельных шаров. Кроме того, касание трех бортов может быть и в ином порядке, например, сначала борта, после – прицельного шара, затем еще двух бортов, а в конце – второго прицельного шара. В этом виде игры присутствует понятие фола, при котором любое количество шаров падает со стола.
Артистический карамболь
Этот вариант игры считается одной из наиболее сложных версий карамболя. В ней бильярдисту необходимо осуществлять удары так, чтобы каждый раз получалось нужное число соударений битка с прицельными шарами в конкретной последовательности. При каждом ударе позиция, в которую выставляются шары, меняется. Иногда на стол могут выставлять не все фишки.
Чтобы выполнить удар, игрок получает три попытки. Очки начисляются в зависимости от того, насколько удар был сложным: от 4 за простые до 11 за самые трудные. Ни один снаряд не должен покинуть пределы стола, иначе результат не засчитают. Расстановку для каждого состязания определяют с помощью случайного выбора из списка 76 основных позиций. Артистической эта версия игры называется потому, что применяемые в ней удары обычно требуют особых умений и слишком сложные, чтобы использовать их в обычных соревнованиях.
Карамболь с фишками
В этой игре, похожей по правилам на однобортный карамболь, помимо шаров используют фишки. Они представлены в виде 5 кеглей из дерева диаметром 7-9 мм, высотой 25-30 мм. Одна из них, «король», выделяется на фоне других цветом или высотой (выше на 5 мм). Фишки располагают по центру стола в форме креста с «королем» посередине. Расстояние между ними немногим больше диаметра шара. В данном случае очки присуждаются не только за результативные удары, но и за удачно сбитые фишки, ставящиеся заново после каждого сбивания. Максимальное количество очков может принести сбитый «король» при условии, что остальные фишки будут стоять.
Где популярен карамболь?
Этот вид бильярда получил признание в странах Европы, где он широко распространен. Нидерланды, Франция, Греция, Италия, Дания – это далеко не полный список регионов, в которых умеют и любят играть в карамболь. Не забывают про него и в России, где это увлечение имеет весьма долгую историю. Северная и Южная Америка – США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор – тоже интересуются им. Кроме того, в восточных странах, к примеру, в Японии, Корее и Вьетнаме, а также в Турции и Египте, есть свои поклонники карамболя.
Федерации
Чаще всего соревнования по карамболю находятся под наблюдением различных федераций, связанных с бильярдом. К примеру, во Франции им занимается La Fédération française de billard.
Также одной из важных европейских федераций можно назвать The Confédération Européenne de Billard, созданную в 1923 году, а также Всемирный бильярдный союз, имеющий более широкий охват регионов. Помимо факта наличия различных организаций с 1986 года по артистическому карамболю проводят мировые чемпионаты, что подтверждает его широкое распространение.
История игры
По некоторым данным, в Европе этот вид бильярда стал популярным благодаря королю Франции Людовику XI, который в конце XV века приобрел для себя бильярдный стол. В то же время, первое официально зафиксированное упоминание о версии игры с тремя шарами (двумя белыми с цветными метками и одним красным) датировано 1775 годом. Со временем для пущего удобства были сделаны специальные столы без луз, первые из которых появились в XIX веке.
С развитием и популяризацией карамболя право играть в него предоставили женщинам. Таким образом даже в высшем обществе карамболь обрел коронованных поклонниц, например, Марию Стюарт и императрицу Анну Иоанновну. Самый первый стол для карамболя, в свою очередь, был привезен в Россию из Голландии Петром I.
Список полезной литературы
Есть множество книг и журналов, посвященных игре в карамболь. В некоторых из них можно найти достаточно интересных фактов.
- «Мировые правила карамболя», Всемирный бильярдный союз, приняты 1 января 1989 г.
Представляют собой общий свод основных моментов игры, созданный для комфортного проведения соревнований.
- «Новая иллюстрированная энциклопедия бильярда», Майк Шэймос, издательство New York: Lyons Press, ISBN 1-55821-797-5, 1999 г.
Объемное издание с прекрасными кадрами и историческими справками. Полезно тем, кто интересуется этой игрой. Можно узнать о различных тонкостях игрового процесса и некоторых моментах развития бильярда.
- «Все, что вы хотели знать о спорте». Энциклопедия, Нил Коэн, издательство Toronto: Bantam Books. p. 79. ISBN 0-553-48166-5, 1994 г.
Книга, посвященная различным спортивным дисциплинам. Автор не мог пропустить в том числе карамболь, присутствующий там наряду с баскетболом и художественной гимнастикой.
- «Американская энциклопедия», издательство Connecticut: Grolier Incorporated, ISBN 0-7172-0131-7, 1998 г.
Сборное издание с информацией о различных моментах жизни, включая спорт.
- «Игры Хойла Эдмонд Хойл», издательство New York: A. L. Burt Company, 1907 г.
Книга, написанная известным британским игроком и писателем, который считается родоначальником подобной литературы. В ней он рассказывает о различных играх своего времени, в том числе и о видах бильярда.
Таким образом, карамболь можно считать весьма интересным видом игры в бильярд. Эта непростая, пусть и (по мнению некоторых) немного скучная игра нравится многим. Особенно популярна она среди профессиональных игроков. Поэтому французский бильярд до сих пор остается востребованным и продолжает развиваться как спортивная дисциплина.
Читайте также: