Когда появились стальные перья для письма

Обновлено: 23.01.2025

По мнению обывателей чудаки-коллекционеры собирают всякую дрянь, вроде писчих перьев. Однако в коллекционировании и таких обыденных вещиц есть не только своя поэзия, но и точные атрибуционные рамки. Важным этапом в совершенствовании средств письма было появление металлических перьев. Результаты археологических раскопок показали, что в Древнем Риме использовали перья из металла — бронзовые, медные, серебряные. Из старинных источников известно, что металлическими перьями пользовались и в VI в.н.э. Перья из мягких металлов — медные и серебряные были достаточно распространены в XV веке.

Родиной первого стального писчего пера (приспособления для письма, рисования тушью и чернилами) стала Англия, именно там, в 1780 году появилось перо, изобретенное Самюэлем Гаррисоном.

Немцы, внимательно следившие за всеми новинками, которые сулили выгоду, немедленно приступили к выпуску стальных перьев. Но и английские и немецкие перья первого поколения были неудобными, поэтому пишущие люди в конце XVIII века продолжали пользоваться так называемыми «гусиными перьями». Фактически же при письме использовались не только гусиные, но и лебединые, павьи и даже вороньи перья. К примеру, патриарх Иосиф (1647 г.) писал лебедиными перьями.

В 1828—1829 годах, когда стальное перо было усовершенствовано, интерес к нему возрос. В 1830 году англичанин Д.Перри запатентовал писчее перо более совершенной конструкции и только после этого оно начало свое победное шествие по миру, которое продолжалось более 150 лет.

Уже на начальных стадиях использования пера его закрепляли в металлическом или деревянном держателе — ручке.

Основными поставщиками перьев на мировой рынок были фирмы «A.Sommerville & С°», «D.Leonard & С°», «Регп & С°», «Blanzy Poure & С°», «F.Soennecken», «Hentze & Blanckertz», «C.Poger», «K.Wasilewski & С°». Все они работали в конце XIX — начале XX века, поставляя продукцию во многие страны мира, в том числе и в Россию. Очень часто на перьях, предназначенных на экспорт, фирмы делали надписи на языке страны, в которую они ввозились.

Конструкция пера — державка, которая вставлялась в ручку, и пишущая часть (заостренный и расщепленный конец) должны были соответствовать функциональному назначению — наносить информацию на различный материал специальным красящим составом. Но из-за резко возросшего спроса на перья и обилия фирм, их производящих, дизайнеры, чтобы обойти конкурентов, стали изощряться, стараясь сделать свое изделие интересным во всех отношениях. Их творческие поиски сказались на форме пера. На рубеже XIX—XX веков она приобрела вид трубочки и полуцилиндра, с короткой и длинной пишущей частью, с острым, тупым, треугольным и сферическим носиком, с плоской и вогнутой внутрь пишущей частью, Были перья в форме руки с вытянутым пальцем, с прямоугольным и фигурным выступом в средней части, с гравировкой в форме чешуек и рифлением средней части, с боковыми плоскостями нижней части, загнутыми внутрь, а также других сложных форм. Выпускались перья со специальными насадками для удержания чернил.

Конфигурация пера призвана была соответствовать его назначению и учитывать эргономические особенности человека. Исходя из этого, выпускались перья для левшей, перья с изогнутым носиком для людей, имеющих наклонный почерк.

Изменение конструкции пера привело к созданию пера сдвоенного, строенного и даже с пятью рабочими носиками для расчерчивания нотного стана.

Специальные перья выпускали во многих странах мира. Известны перья плакатные (для крупных надписей) французского, немецкого, польского и русского производства; перья шрифтовые (для каллиграфических работ) английского, немецкого и советского производства.

Вырезы на пишущей части делали самой причудливой формы: с одним, двумя или тремя отверстиями; крестообразные; в форме груши с листиком; овальные; зигзагообразные; в форме цифры 3 и т.п.

Со временем менялся и состав стали, применявшейся в изготовлении перьев. Оно должно быть прочным и в то же время гибким. Английские фирмы одно время ставили на перьях надпись «эластичное».

Развитие химии сказалось и на цвете перьев — широкое применение гальванотехники позволило сделать покрытие не только предохранявшим перо от коррозии, но и эстетически радовавшим глаз. Известны перья с покрытием белого, золотистого, желтого, желто-оранжевого, бронзового, коричневого, зеленого, синего, фиолетового, черного цвета. Есть перья с комбинированным покрытием: воронение с золочением, белое с золочением и воронением и др.

Во все времена реклама была двигателем торговли, поэтому производители старались обозначить свою продукцию различными знаками. Это могли быть название фирм, логотипы фирменных знаков и др. Очень часто полностью писались и название предприятия, и город, в котором перья производили. Например, на русских перьях писали «Русское общество «Рига». Перьям присваивали и имена собственные: «Dimitri», «Ария», «Союз», «Пегас», «Пионер», «Рондо», «Meteor» и др. Были перья, надписи на которых уточняли их предназначение и качество: «Скребецъ незаменимый», «Для училищъ», «Классное перо», «Для канцелярии» и др. Иногда качество изделия подчеркивалось особо: «Лучший сортъ».

В отдельных случаях к перьям прилагались инструкции с рекомендациями: «Просим испытать это перо, оно содержит много угля».

Во всех странах выпускали перья с надписями имен известных людей — исторических и политических деятелей, представителей искусства и литературы. Известны перья с надписями «Петр Великий», «Александр I», «Бисмарк»,«Иоанн Кронштадтский», «Патти», «Пушкинъ», «GARIBALDI» и др. Многие перья были украшены изображениями различных птиц и животных — лебедя, двуглавого орла, быка, льва; флора была представлена розой, грушей. Известны и изображения людей (например, Шекспира), женских и мужских бюстов, человека во весь рост, мифических персонажей (Гермес на земном шаре) и даже святых. Популярны были изображения короны, различных гербов, крестов, солнца, звезд, факела со змеей; техники — паровоза, парусного корабля и тд,

Многие фирмы с гордостью ставили на перьях слово «PATENT».

Такое обилие перьев нуждалось в стандартизации, которая помогла бы потребителю ориентироваться в выборе необходимого экземпляра. Попытка классифицировать перья была предпринята в XIX веке, в результате чего появились цифровые, буквенные или цифровобуквенные обозначения: «2350», «86», «2180EF», «516 ЕГ», «Р» и др. Их наносили гравировкой или штамповали одновременно с самим пером в виде выпуклых букв и цифр — «48», «А.Е», «1», «2», «L», «J», «Р», «11», «В», «BOZ» и

Большое значение придавали фирмы и выпуску сувенирной продукции. Одним из таких изделий была памятная открытка с изображением набережной Сены и Эйфелевой башни. На открытке закреплялось перо в форме Эйфелевой башни, которым с успехом можно было писать. К сувенирной продукции относились также перья с памятными датами мирового или местного масштаба, например, «В память Нижегородской выставки», «Перо Победы 1812г», «Февраль 1861 г» и др., сувенирными можно считать перья уменьшенного или увеличенного размера. Известны и такие, которые изготовлены из золота и серебра.

На некоторых упаковках писали названия торговых домов, продававших эти перья.

После 1917 года в России перья различного назна чения выпускали: завод «Союз» (Ленинград), «Мосхимтрест» (Москва), госфабрика «Союз СССР», Объединение МКМП РСФСР, завод «Союз» (Ярославль), артель «Пресс» и др. На перья наносились соответствующие надписи. Если перья российского производства предназначались на экспорт, надписи делали на языке импортера.

Атрибуция перьев затруднена из-за традиционности в конструкции. Фирму-изготовителя можно определить по соответствующей надписи или логотипу. Время же изготовления, если не проставлена дата на самом пере или на упаковке, определить очень сложно.

Но во все времена были люди, которые с большим энтузиазмом коллекционировали перья. Наиболее ценные хранили в специальных шкатулках, а вообще для коллекций были разработаны специальные настольные бюро с выдвижными ящиками с ячейками для перьев.

Перо — не только предмет уходящих эпох, но зачастую и произведение искусства, которое наряду с другими предметами малых форм (значками, марками) может доставить эстетическое наслаждение любому коллекционеру. Так, коллекция перьев, оформленная в виде планшета, аналогичного рекламному фирмы «ASommerville & С°», украсила бы любой интерьер. Производители перьев словно предвидели, что придет время, когда их продукция из утилитарной станет коллекционной, поэтому представительские рекламные альбомы оформляли на высоком художественном уровне. Для такого вида продукции характерны:

. Рекламный альбом фирмы «A.Sommerville & С°» в жестком футляре. Альбом и футляр темно-зеленого цвета с декором золотистого цвета. Внутри альбома — 5 планшетов, выполненных аналогично предыдущему, с бархатом темно-зеленого цвета.

. Раскладной альбом фирмы «M.MYERS & С°» темно-красного цвета, с 9 секциями. На лицевой части каждой секции — синяя картонная подложка с закрепленными перьями, под ними чернилами проставлены номера. На обратной стороне — подложка из бархата розоватого цвета. Альбом стягивался ремешками.

Любовь КОМАРОВА, Лидия ОРЛОВА

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 30 (сентябрь 2005), стр.96

Обзорная статья

Здравствуйте, меня зовут Вадим Вольфсон. Мой рассказ о предмете, который давно вышел из нашего обихода и утратил, свою важность, а нынче сохранился лишь как символ — это перья для письма.
Да-да, обычные, но необыкновенные металлические перья!
Я, вот уже более 20 лет являюсь директором маленького, но гордого московского музея книги, где мною собираются различные книжные редкости, среди прочих – русские прописи XIX века и когда коллекция стала значительной я понял, что не хватает образцов перьев, которыми писались те самые прописи. Дай, думаю, куплю десяток, так, для наглядности. Вот, дескать, этими перьями писали наши предки. А оказалось, что это целый мир. Мир пера. Мир символов, мир людей и событий, запечатлённых на перьях.

Сейчас в коллекции более 10 000 различных перьев от более двухсот мировых производителей XIX-XX веков и, конечно, русские перья самые редкие.

Задумаемся — никто из вас сегодня не пишет пером, бурный век наделил каждого компьютером. И все же именно перо — главное действующее лицо сегодняшнего вечера. Итак — за несколько минут я покажу вам удивительные перья, упомяну удивительных людей, на этих перьях запечатлённых, и подарю вам новое понимание биографии пера.

В далёком 1830 году мало кому известный человек из Бирмингема, английский предприниматель еврейского происхождения Джозиа Мейсон, усовершенствовав изобретённое до него металлическое перо превратил маленькую вещицу в большой бизнес, и быть может, сам того не понимая, определил новую веху культурного развития человечества.


Как для поклонников Apple кумиром является Стив Джобс, так для знатоков перьевого дела таким человеком можно назвать Джозиа Мейсона. Излагать мысли на бумаге стало получатся значительно быстрее и легче, а сами они стали более четкими и ясными.

Перо в виде пера – редкость. Им писали, держась за само перо, как говорят в Питере, без вставочки, и оно всего 3см. в длину.


Перо «Голгофа»
Затрудняюсь сказать, на каком документе я бы поставил подпись этим пером

Перо «Голгофа»

Святой Геогрий

Святая Одилия – Покровительница Эльзаса

Sainte Odile

Перо «Пётр Великий» 1910 года. Двухсотлетие военной операции русской армии в ходе Северной войны против шведских войск, оборонявшихся в Риге. В результате город был взят русскими войсками. Кстати, в этом же 1910 году увидел свет немой короткометражный фильм «Пётр Великий».


Пётр Великий

Благородное перо «Александр II»
Александр «освободитель»
2018 год для Александра Николаевича юбилейный — 200 лет со дня рождения


Александр II

Особой эстетикой отличается перо «19 февраля 1861 год всё тот же А II» и отмена крепостного права в России. Невероятно красивое перо. Оно делалось разными перьевыми гигантами, при абсолютно точном сохранении потрясающего дизайна.


Отмена крепостного права 19 февр 1861

Перед вами персона Стефануса Йоханнеса Паулуса Крюгера, он же Пауль Крюгер, он же Дядюшка Пауль. Англо-бурская война 1899–1902 год.


Paul Kruger

Двуглавый российский орёл на пере Балкан второй половины XIX века.


Перо Балканъ

Редкий экземпляр — перо «Слава России 1877–1878 годы» — Русско-турецкая война. Редкое тем, что заказано у фирмы Саммервиля. Заказчиком, как можно увидеть на пере, выступил ВФК — он же Василий Федорович Карнац, купец первой гильдии, небезызвестный основатель первой Русской паровой карандашной фабрики.


Слава России

В этот же ряд встаёт и перо генерал Скобелев.


Скобелев

«Адмирал Макаров» — Порт-Артур, Русско-японская война.


Адмирал Макаров

Вот странное перо, в коллекциях не встречается, его, видимо для себя, заказал купец первой гильдии Михаил Гавриилович Кувшинов — владелец крупнейшей в России писчебумажной фабрики. И на этом пере имеется, я бы сказал, нетипичный барельеф Наполеона.


Napoleon III

В 1872 году Бисмарк с Горчаковым организовали в Берлине встречу трёх императоров — германского, австрийского и российского, и вот вам перо «Бисмарк».


Bismarck

1888 год — страшная трагедия близ станции Борки, где потерпел крушение императорский поезд, в котором находились Александр III с семьей. Несмотря на многочисленные человеческие жертвы, высочайшие особы уцелели, и в память о чудесном спасении императорской семьи был возведен не только храм, который впоследствии был уничтожен, но и изготовлено перо, которое каким-то чудесным образом сохранилось, и это одно из самых редких перьев — вот оно!


В память чудесного спасения

А вот знаменитое перо — «Русско-французское рукопожатие 1897 года». Николай II направил президенту Французской республики Фору собственноручное письмо, в котором приглашал посетить Россию в августе 1897 года. И вот 11 августа эскадра Фора вошла в порт Кронштадта. Николай II и императрица Александра Федоровна лично встретили Фора и вместе с ним прибыли на яхте в Петергоф.


Русско-Французский союз

Перо «Данте» Перо «Шекспир» Перо «Шиллер»


Данте Шекспир Шиллер


Пиноккио

«Эйфелева башня» «Братья Монгольфье» Великий «Жюль Верн» Перо «Россини»


Наука исскуство и культура

Скажите, вы и вправду полагали, что пять линеек нотного стана Чайковский, Бородин или Рахманинов рисовали, пять раз проведя пером через каждые два с половиной миллиметра? Конечно, нет. Вот оно — нотное перо!


И это «чудовище» — тоже перо …


Бухгалтерское перо

Оно поселилось в моей коллекции, неуклюже потеснив изящных соседей. И это очередной прорыв. Excel XIX века — одно движение этого великана, и таблица в бухгалтерской книге или на чертёжном листе в инженерном бюро готова.

Перед вами первый паровоз Стефенсона.


Паровоз Stephenson

А вот редкое перо английских мастеров — «Адмирал Нельсон».


Адмирал Nelson


Baionnette

А как вам перо Гарибальди


Garibaldi

Дивная эстетика этих миниатюрных произведений искусства не может оставить равнодушным никого. Ими были зафиксированы важнейшие документы эпохи, подписывались судьбоносные протоколы и меморандумы, были оставлены тайные любовные знаки. Что сейчас хранили бы мы в государственных архивах, не будь изобретено перо? И вот так просто взять и всё это забыть? Россия в последней четверти XIX столетия с опозданием от остального мира лет эдак на 50 стала производить собственные перья. Но какие это были перья!

Перо «Иоанн Кронштадтский» и «Толстой» — в своей коллекции я их наконец-то примирил, хотя на деле это невозможно.


Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой

Перо «Пушкин». Любопытно, что на одном пере Александр Сергеевич с бакенбардами, на другом, как будто, без.


Два Пушкина


И. Тургеньев и А. Мицкевич

Перо Аделина Патти и оно прекрасно, как её голос, как Алябьев, как русский соловей.


Аделина Патти


Перо Россия

В Российской империи было несколько фабрик по производству стальных перьев. Самая крупная принадлежала «Русскому обществу для производства стальных перьев» в Риге. На пятый год своего существования фабрика производила до миллиона перьев в день! Действовала с 1895 по 1916 год.
Удивительные перья хранят живую память прошлого. Вместе с тем они сами достойны изучения и обобщения.

И ИМЕННО ВАМ — мне хотелось сегодня показать эти маленькие произведения искусства и рассказать о них… Они этого достойны.
Вот такая она история — история в перьях. Вот такие они перья в истории.

Стальное перо для письма. Продолжение.


Оригинал взят у chispa1707

1. Металлическое перо

История металлического пера не может считаться окончательно выясненной. Английская и немецкая литература по-разному, каждая в свою пользу, дают версию его возникновения. Можно предполагать, что та и другая имеет свой резон: в истории человечества важнейшие открытия и изобретения нередко возникают в различных странах одновременно или почти одновременно, когда они оказываются исторически подготовленными всем развитием культуры. Техника в этом смысле точно отражает назревшие требования эпохи.


Изобретение металлического пера по праву должно быть причислено к достижениям человеческого гения. Незаметное на первый взгляд усовершенствование - переход от естественного гусиного пера к искусственному металлическому - сыграло огромную роль в истории мировой письменности, определив значительные удобства и ускорение процесса фиксации мысли.

Уже Древний Рим знал перья, изготовленные из бронзы, меди и серебра. Их обрез и расщеп были при этом не слишком далеки от современного. Особенностью этих перьев, в частности, было то, что они не списывались и не подвергались коррозии и были, таким образом, бесконечно прочными ("вечными"). Такого типа пером Теодорих Великий (VI в. н. э.) подписывал приказы 1 .

Согласно немецкой версии (она изложена в названной книге Ойле), германские мастера XV в. знали серебряные и медные перья, но их надо было систематически оттачивать, и они не были достаточно гибкими и эластичными. Поэтому они на этом этапе не вошли во всеобщее употребление.

В 1798 г. Алоиз Зенефельдер изобрел металлическое перо, которым можно было писать на литографском камне. Это явилось важным шагом в дальнейшем приспособлении пера для бумаги. По мнению Ойле, об изобретении Зенефельдера узнали английские фабриканты Мэзон, Пери и Вайзе, которые в 30-х годах XIX в. использовали это изобретение.

В 1818 г. житель Аахена Янсен изготовил стальное перо. Он передал эту новинку заседавшему в то время в его родном городе конгрессу с пожеланием, чтобы мир был столь же прочным, как и материал его пера.

В 1828 г. механик, изготовлявший хирургические инструменты, Мантейфель из Берлина сделал стальное перо. К. Бюргер приспособил его к гусиному перу, которое стало служить уже в качестве ручки. Однако это изобретение не имело успеха у современников.

Дальнейший прогресс стального пера был непосредственно связан с развитием сталелитейного производства - нужно было научиться изготовлять эластичную, но достаточно твердую, медленно поддающуюся коррозии ленту. 1852 или, по другим данным, 1856 год надо считать годом создания массовой промышленной продукции: Германия выпускала до 700 больших гроссов 2 перьев и 300 ручек ежедневно.


Английская литература утверждает, что металлическое перо изобретено в 1780 г. Самюэлем Гаррисоном из

Металлическое перо допускало гораздо большую беглость письма. Это определило появление в России в 30-х годах XIX в. металлических перьев иностранного производства; отечественные возникли позднее. В 1832 г. Вадим Пассек послал Т.П. Кучиной в подарок стальное перо - это было нечто новое и необычное 2 .

Техника писания металлическими (стальными) перьями в широких массах с начала 50-х годов XIX в. была освоена не сразу: вспомним арестанта из "Записок Мертвого дома", который "прежде умел, а вот как перьями стали писать, так я уж и разучился" (ч. II, гл. 3).

Отличить (в 1887 г.) письмо, написанное гусиным пером, от писанного металлическим просто. Для этого совсем не нужен талант Шерлока Холмса, как это описывается в рассказе Конан Дойля "Знатный холостяк". В тексте, выполненном металлическим пером, даже при небольшом увеличении легко просматриваются бороздки (углубления) вокруг большей части букв.

Обреченный на гибель старый инструмент письма упорно боролся за свое существование. Еще в 1856 г. в печати усердно рекламировались пропитанные (для придания твердости и упругости) особым составом "зе́линские перья" (по имени учителя каллиграфии Зеля), которые якобы "превосходят всевозможные железные перья" 3 .

Металлические ручки вошли в оборот несколько позднее 1 . Вначале перо вставляли в самодельную ручку или в гусиное перо, так делал, например, студент Чернышевский в 1850 г. 2 Изготовленные массовым способом ручки быстро покорили удобством и дешевизной (в среднем 3 коп. штука).


Металлические перья, несмотря на то что в течение нескольких десятилетий были по преимуществу импортные (чаще всего немецкой фирмы "Soennecken" и французской "Blanzy Pour et C°"), были недороги: большой гросс стоил от 50 коп. до 1 руб. 50 коп. Вначале перо служило недолго - ржавое было непригодно для письма. Антикоррозийные перья (в том числе золотые с иридием или рутением на конце) вошли в практику лишь в автоматических ("вечных") ручках.

Переход от гусиных перьев к металлическим (стальным) был очень длительный и постепенный.

Бабушка Лермонтова, Е.А. Арсеньева, 18 октября 1835 г. просила поэта: "Не забудь, мой друг, купить мне металлических перьев, здесь, в Тарханах, никто не умеет очинить пера" 3 .

Металлические и гусиные перья в течение долгого времени сосуществовали. Т.Г. Цявловская установила, что в 30-х годах Пушкин начал писать металлическим пером, но потом снова обратился к гусиному. В апреле 1849 г. у Чернышевского не было металлического пера и он писал "простым", т.е. гусиным 4 . 8 мая 1852 г. Николай Бестужев

в письме из Селенгинска сообщал, что железным пером он никогда не писал и писать им не умеет 1 .

Как нечто совершенно особое и исключительное А. Чужбинский отметил писаря почтовой станции в Мелитополе, который в 1860 г. писал стальным пером 2 . В учебном обиходе и в военных учреждениях дешевые гусиные перья сохранились еще дольше.

В повести Чернышевского "Алферьев" (1863) герой ее, уезжая "на очень, очень дальнюю дорогу" (т.е. на каторгу), берет с собой стальные перья и специальную для них ручку из красного коралла (глава 1, § 3).

В книге педагога М. Баранцевича "Метода скорописания" читаем: "Многие находят трудным очинить хорошее перо и, не знавши, как этого достигнуть, употребляют стальные перья или (гусиные), чиненные машинкою; во избежание этих неудобств я счел за нужное дать маленькое наставление касательно сего предмета" 3 . Вообще в прописях и руководствах по чистописанию гусиное перо очень долго рекомендуется в качестве единственного орудия письма. "Учебник русского чистописания" А. А. (СПб., 1844), "Курс скорописания. " В. Ходоровского (СПб., 1846) и гораздо более поздние: "Уроки каллиграфии" А. Дьякова (М., 1863), "Руководство к полному курсу чистописания. " И. Лагузена (2-е изд. СПб., 1866), "Руководство каллиграфии" А. Верре (М., 1865), "Прописи, составленные для сельских школ. " (2-е изд. СПб., 1846), "Прописи, составленные для полковых школ. " (СПб., 1879) - все они ориентированы только на пользование гусиным пером, а металлическое перо порицается (особенно у И. Лагузена).

И. Лагузен посвятил целый раздел вопросу об употреблении стальных перьев.


Ими, по его словам, пользуются уже в течение 30 лет. В настоящее время они "могут заменить собой не совсем хорошо очинённые гусиные перья". Такое ограниченное удобство, конечно, не могло

вывести из употребления гусиные перья. По мнению Лагузена, самые лучшие искусственные перья уступают гусиным, так как не обладают необходимой упругостью, они пагубно влияют на детский почерк, и пользование ими допустимо лишь для тех, у кого почерк уже окончательно установился, "ибо десять страниц, написанных на гладкой бумаге и дурно очинённым гусиным пером, не столько вредят почерку, сколько десять строк, наскоро написанных стальным пером на щербатой бумаге" (с. 19-21) 1 .

Только в середине 80-х годов металлическое перо укореняется в учебной практике. В быту, особенно городском, оно приобрело уже к этому времени право гражданства. Так, в книжке С. Миропольского "Обучение письму в начальной народной школе" (СПб., 1871, с. 13- 14) встречаем полемическую и решительную защиту стального пера. В книге Ф.В. Грекова "Руководство к полному систематическому курсу чистописания, скорописи и письму тупым пером. " (М., 1882), а также в "Методическом руководстве обучения письму" А. К. Гортова (Елабуга, 1884) речь идет уже только о стальном пере. А в книге известного педагога своего времени В.С. Гербача "Методическое руководство к обучению письму" (26-е изд. СПб., 1907, с. 13-14) эта, казалась бы давно законченная полемика снова возродилась: "Еще очень часто и теперь, несмотря на повсеместное распространение стальных перьев, возникает вопрос: каким перьям отдать предпочтение: стальным или гусиным? И есть сторонники употребления гусиных перьев, которые по мягкости своей, говорят, удобнее для письма, чем стальные" и т.д. Все же стальные перья одержали в конце концов полную победу. Для некоторых технических надобностей гусиное перо сохранилось и в XX в. Провинциальные нотариальные конторы, канцелярии приставов, ряд иных канцелярий, военное ведомство пользовались гусиными перьями приблизительно до русско-японской войны 2 , а в глубокой провинции у старообрядцев, даже в некоторых кругах интеллигенции (своеобразная

стилизация под старину!) гусиное перо сохранилось и впоследствии 1 .

Хотя стальное перо давно и повсеместно вошло в обиход, в языке сохраняется и поныне идиома "журналисты отточили перья".

Переход от гусиных перьев к стальным не только облегчил процесс письма, но и способствовал изменению почерка, более его индивидуализируя. Различные стальные перья (а современная техника знает их более 400 видов) в известной мере определяют характер почерка у одного и того же лица. Как правило, вырабатывается привычка к определенному виду пера. Вспомним в этой связи письмо В.И. Ленина М.А. Ульяновой от 7 (20) февраля 1901 г. из Мюнхена: ". попросил бы Маняшу прислать мне с ней : коробочку "моих" перьев. Представь себе: здесь не нашел нигде" 3 . В предреволюционные годы в России особенно популярно было перо "86".

И у нас и за рубежом производство металлических перьев в настоящее время резко ограничено. В быт вошла "вечная" ручка.


1 Eule Wilhellm. Mit Stift und Feder. Kleine Kulturgeschichte der Schreib und Zeichenwerkzeuge. Leipzig, 1955, S. 102.

1 Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1971, с. 372; Водовозова Е.Н. На заре жизни. М., 1964, т. 1, с. 383; Шкловский В.Б. Жили-были. М., 1964, с. 44.

3 Лермонтов М.Ю. Собр. соч., 1957, т. VI, с. 471. В 1834 г. студенты Московского университета пользовались гусиными перьями: Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897, с. 8.

4 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. I, с. 268. В Петропавловской крепости в 1862-1864 гг. заключенным стальных перьев не давали и Чернышевскому приносили очинённые гусиные ("Былое", 1906, № 4, с. 167; Русская литература, 1960, № 2, с. 132). В Вилюйске в 1883 г. Чернышевский пользовался стальным пером. См.: Меликов Д.И. Три дня с Н. Г. Чернышевским. - В кн.: Н.Г. Чернышевский в воспоминаниях современников. Саратов, 1959, т. 2, с. 248.

1 Воспоминания Бестужевых, с. 520. Ср. письмо М. А. Бестужева 1869 г. из Москвы. Там же, с. 470. Ср. еще письмо Салтыкова к брату Д. Е. Салтыкову из Вятки от 4-5 ноября 1855 г. Из него видно, что писатель пользовался стальными перьями. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч., М., 1975, т. XVIII, кн. 1, с. 164.

1 Черепнин Л.В. Русская палеография, с. 541-542; Малышев В.И. Как писали рукописи в Поморье в конце XIX - начале XX в. Известия Карело-финской научно-исследовательской базы Академии наук СССР. Петрозаводск, 1949, № 1, с. 79-80.

Если Вы профессионал…

Если вы профессионал, коллекционер, исследователь… поздравляю! Пища для Вашего пытливого ума подана! Мировая история металлических перьев, разных фирм, форм и стран. Что такое и как выглядит редкое перо для письма. Перья 19-го века. Перо 86. Портретное перо. Какие были перья для письма в СССР. Перья со звездочкой. Перья для каллиграфии. Перья для прописей. Самое большое металлическое перо, а также самое маленькое перо. Уникальная и крупнейшая в России коллекция металлических перьев мировых производителей. Живая история, поведанная нам мастерами ювелирного искусства с помощью различных приемов и разных материалов, в прекрасных миниатюрах, перьях для чернильных ручек!
Но ежели вы просто путник, блуждающий по бескрайним просторам интернета… созерцайте, наслаждайтесь, медитируйте!
Перед Вами — Мировая история металлических перьев …


Меня зовут Вадим Вольфсон и я, вот уже более 20 лет, являюсь директором маленького, но гордого московского музея книги. Мой рассказ о предмете, который давно вышел из нашего обихода и утратил, свою важность, а нынче сохранился лишь как символ — это перья для письма. Да-да, обычные, но необыкновенные металлические перья! В музее мною собираются различные книжные редкости, среди прочих – русские прописи XIX века.

Когда коллекция стала значительной я понял, что не хватает образцов перьев, которыми писались те самые прописи. Дай, думаю, куплю десяток, так, для наглядности. Вот, дескать, этими перьями писали наши предки. А оказалось, что это целый мир. Мир пера. Мир символов, мир людей и событий, запечатлённых на перьях.

Сейчас в коллекции более 16 000 различных перьев от более двухсот мировых производителей XIX-XX веков и, конечно, русские перья самые редкие.

Перо «Голгофа»

Святой Геогрий

Благородное перо «Александр II»
Александр «освободитель»
2018 год для Александра Николаевича юбилейный — 200 лет со дня рождения






В Российской империи было несколько фабрик по производству стальных перьев. Самая крупная принадлежала «Русскому обществу для производства стальных перьев» в Риге. На пятый год своего существования фабрика производила до миллиона перьев в день! Действовала с 1895 по 1916 год.
Удивительные перья хранят живую память прошлого. Вместе с тем они сами достойны изучения и обобщения.

Перья каких птиц использовали раньше для письма?

На Руси в основном использовались гусиные и лебединые перья. Перья левого крыла считались наиболее удобными для правши. Использовались маховые перья. От одного гуся пригодны для письма не более 10 перьев.

Подготовка и заточка пера (очинка или очин) - это большое искусство. Для этого используется остро заточенный (как бритва) перочинный нож (в последствии это название перешло ко всем карманным складным ножам). Процесс включал следующие операции:

1) удаляется часть нижних бородков (тонкие веточки пера), чтобы удобно было держать перо в руке.

2) перо вываривается в щелочном растворе (для обезжиривания).

3) перо закаливается в горячем песке.

4) далее делается очинка (её делали по горячему перу, а расщеп, когда перо остывало)

текст при наведении

От правильной очинки зависело качество письма. Поэтому профессия очинщика перьев была востребованной. Для письма брались сразу несколько перьев, которые менялись по мере стачивания. Писать было удобней на наклонной плоскости (*Может кто-то помнит наклонные парты в школах*). Писать можно было лишь на хорошо проклеенной бумаге. Гусиные перья при письме сильно скрипели. При малейшей неточности могли разбрызгиваться чернила. При сильном нажиме кончик пера сильно раскорячивался и быстро стачивался. Перед письмом перья обмакивались в чернильницу-непроливашку. По некоторым данным одного обмакавания могло хватить на страницу текста. Быстро писать гусиным пером не получится.

Точных данных, сколько могло служить одно перо без очинки, найти не удалось (*можно устроить натурный эксперимент:)*). По-видимому, всё зависело от претензий к качеству письма. Каллиграф мог менять перья чаще. В среднем (при регулярном письме) перо служило не более недели. Далее оно подвергалось очинке.

Перья птиц для письма использовались в VII - XIX веках, до массового распространения металлического пера. В принципе, металлические перья были известны ещё с времен Древнего Рима, но они были очень дороги.

Впервые использование для письма гусиного пера зафиксировано в Севильи около 600 года.

Гусиное перо стало символом литературного творчества и поэзии.

Но для письма использовались не только гусиные перья. Просто гусиное перо лучше подходило для письма из всех домашних птиц. Но для письма использовались также перья лебедя, ястреба, пеликана, ворона (не путать с вороной), утки, павлина и страуса. А некоторые каллиграфы предпочитали перья тетерева.

Кстати, некоторые современные каллиграфы считают, что металлические перья мертвы, и по старинке используют перья птиц.

В арабском мире и Византии в древности для письма и рисования использовали тростниковое перо - калам (по-арабски kalam, а по-гречески kalamos - стебель, тростник). Кончик калама расщепляли таким образом, что правая сторона была вдвое шире левой (для правши).

Читайте также: