Желтый деревянный дом с наличниками
Наличники – это самый яркий и наиболее наглядный символ языческой веры.
Вы замечали, что Наличники напоминают по своему внешнему виду и строению древнегреческие языческие храмы?
Почему? Потому что они имеют одну и ту же символику и несут один и тот же смысл.
Как вы думаете, что появилось раньше, русские деревянные избы с наличниками на окнах или греческие каменные храмы, выстроенные в дорическом ордере? Кто у кого «слизал» этот принцип? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сравните две детали, которые использовались в строительстве русских изб и языческих храмов. Одна деталь называется «курица».
Картинка из интернета. Картинка из интернета.Крыша была устроена так, что эта деталь несла довольно большую нагрузку. Так как избы строились без применения гвоздей, именно она держала на себе всю крышу.
Другая, абсолютно такая же деталь по форме и смыслу, находится под крышами языческих храмов и многих современных домов и называется «модульон». Эта деталь чисто декоративная и по сути, ничего не поддерживает.
Что важнее было для человека в строительстве, функциональность или декоративность? Что появилось раньше, «модульон» или «курица» (с яйцом-то уже всё понятно)? Что явилось примером для подражания?
Когда я описывал строение Парфенона , я использовал музыкальное понятие «Октава», показывая, что в целом, Парфенон состоит, как бы, из семи уровней (ступеней, нот), но в этой "Октаве" содержится ещё два уровня, построенных по этому же принципу. Это также можно назвать и фрактальным принципом, когда целое имеет ту же форму, что и одна или более его частей. Видимо, так люди раньше представляли себе строение человека, Вселенной и, возможно, Бога.
В строении русских изб также заложен этот принцип. Изба - это Фрактал и олицетворяет человека. Она состоит из трёх основных частей и делится на семь уровней. Изба также имеет детали, которые, на первый взгляд, на несут никакой функциональной нагрузки, но без них и изба - не изба. Это Причелины , Полотенце , Конёк, Подзор (Лобовая доска) и Наличники. Это и есть Фракталы избы.
Какой был смысл в изготовлении всех этих элементов? Для чего на них изображали различные символы? Подчинялись ли эти символы каким-то законам, правилам, определённому порядку? Несомненно! И это была их главная функция – олицетворять собой суть народной Веры и Путь человека к Богу (это как крестик на груди у христианина).
О Полотенцах и Причелинах я писал в статье, посвящённой Крыше , а в этой статье будем разбирать Наличники .
Наличники являются самым ярким и выделяющимся элементом в архитектуре русских строений. За ними более тщательно следили, ухаживали, красили, чинили и, видимо, поэтому они лучше всех прочих артефактов сохранили те законы и правила, по которым их изготавливали.
Давайте определим, какие обязательные детали имеют Наличники и насколько это связано с Семиступенчатым принципом и Орнаментом.
Для того, чтобы лучше понять и вникнуть в суть написанного ниже (я буду излагать довольно кратко), советую прочитать предыдущие статьи про Символы , Орнамент , Сказки , Алхимию , Архитектуру , Хоровод , Лабиринт , Курны и прочие артефакты древности, которые также демонстрируют принцип Семи Чар.
Возьмём для наглядности Орнамент из древнего города Урарту, сравним его с русским Орнаментом на тканых изделиях и найдём эти символы на Наличниках .
Орнамент имеет семь уровней, которые интерпретируются очень просто.
Первый уровень - "Человечки" (Тело), второй - "Волны и столбы" (Род, М. и Ж.), третий - "Работа" (сбор Плодов с Древа Жизни), четвёртый - "Центр и Зеркальное отражение", пятый - "Труд" (сбор Плодов с Древа Жизни), шестой - "Пирамида" (Смерть), седьмой - "Человечки с Перьями на голове" (Пальметта).
Русский Орнамент построен таким же образом, но к сожалению, изделий, имеющих настоящий и полный Орнамент, по вполне понятным причинам, практически уже не сохранилось. Остались лишь общие понятия и принципы, а смысл русской вышивки полностью утерян.
Попробуем его восстановить.
Орнамент вышивают полосами или уровнями. Этих уровней должно быть семь. Первый уровень олицетворяет Тело (Сущность) человека и поэтому, в самом низу тканых изделий всегда должна находиться полоса с бахромой или полоска собранной ткани (оборка) или кисточки, так похожие на фигурку человека.
Сущность от слова сущее, существующее, т.е. проявленное в материальном мире, т.е. тело человека.
Далее должна идти полоса с волнистым или зубчатым узором - это второй уровень. Почему узор должен быть волнистый, я много писал об этом в предыдущих статьях и не хочу повторяться. Но он означает Мужчину и Женщину, половую любовь, инстинкт продолжения рода, семью, чувства, желания, . и прочее, прочее, прочее. Это наша Душа.
Если присмотреться, то внутри "волны" вышивали различные узоры, которые заменяли первый уровень, если не было "кисточек" (о совмещении уровней я писал в статьях про Орнамент).
Третий и пятый уровни славянской вышивки находятся по краям от самой широкой и центральной части и часто это свастичные символы.
На древнем Орнаменте из Урарту, третий и пятый уровни представлены изображением сбора Плодов с Древа Жизни. Эти картинки изображают одно и то же действие, но это действие может быть совершенно другим по своему внутреннему содержанию. В одном случае (Третий уровень), работа на себя и для себя, в другом (Пятый уровень) – служение и труд во благо ближнего.
Четвёртый уровень обозначающий "Центр", "Зеркало", "Любовь" имеет несколько символов.
То, что многие называют "солярными знаками", является лишь символом "Центра". Как можно обозначить "центр"? Точкой в круге или пересекающимися линиями - фигурой, похожей на мишень.
Как можно символично изобразить "Зеркало"? Отражёнными фигурами Коней (в южных странах Львы, Быки), а также симметричными геометрическими фигурами типа Ромба с пересекающимися линиями и точками.
Как можно с помощью символа изобразить "Любовь"? Символом "Любви" является Древо Жизни . В русской вышивке "Древо" стали покрывать цветами, так и возникла тенденция вышивать различные пионы, розы и прочие цветы. Также символом "Любви" является Девушка, Женщина, Макошь, Лада, . Кто кого хотел, того и вышивал.
Шестой уровень олицетворяет "Мир предков", "Мудрость", "Смерть". . и "Волнистый" узор второго уровня "зеркально" превращается в "Холмистый".
На местах сожжения и захоронения покойных насыпали Курганы (Кур - Петушок. Гагана - на санскрите "небеса"). Затем появилось название Холм. Если опять воспользоваться древним приёмом переворачивания слов, то получится млоХ или Молох. Молох - языческий бог, имя которого стало нарицательным, что означает кровавый, жестокий и т.д. Противники язычества превратили этого бога в "рогатое чудовище, которому приносили в жертву детей, сжигая их на костре". Молохом также называют рогатую (с Полумесяцем на голове) ящерицу.
Шестой уровень - это "Пирамиды", "Холмы" и "Курганы", а самый распространённый символ седьмого уровня - Кур или Петушок, золотой гребешок.
Правильный Орнамент с чётко выраженными семью уровнями найти (разглядеть) довольно сложно, но проследить и увидеть этот принцип в целом, сопоставляя и сравнивая различные вышивки совсем нетрудно. Попробуйте сами.
А теперь настало время увидеть эти символы в Наличниках.
Что из себя представляет сам Наличник? Это обрамление окна состоящее из разных частей. Названия этих частей также перекликаются с названиями деталей избы и убранством женской головы. У Наличников есть Фриз, Лобовая доска, Картуш, Пилястра, Вазончик, . и есть Кокошник, Диадема, Ушки, Серёжки и Очелье. О чём это говорит? Наличник - это фрактал избы или храма и он олицетворяет человека и Путь.
Названия деталей наличников. Картинки из интернета. Названия деталей наличников. Картинки из интернета.Первый уровень в виде "Кисточек", "Человечков" и "Цветков лотоса" - это неотъемлемая часть Наличников и они всегда находятся в самом низу.
Второй уровень у Наличников - это волнистый или зигзагообразный элемент, который находится между "Кисточками".
Третий уровень - это подоконная доска и он должен находиться над вторым и под самым окном, но существует другой вариант исполнения Наличников , где третий уровень проявляется в виде резных деталей сбоку от окна. Именно они должны называться Серёжки, так как над ними находятся детали, которые называются Ушки. Логика!
Ушки – это противоположные Серёжкам «зеркальные» детали сверху и это пятый уровень.
Про пятый уровень в Архитектуре можно сказать, что он является как бы переходным уровнем, между основным строением (срубом дома) и крышей. Он тоже, как бы «служит» и подпирает крышу. Это такие детали как Волюта, Модульон, а в русской Архитектуре эту роль выполняют Курицы и они действительно поддерживают крышу. На Урнах, Кубках и Кувшинах (эти предметы тоже представляют «образ» человека) – это ручки и загиб на краешке, они тоже «служат» для чего-то и выполняют определённые функции.
На Наличниках пятый уровень чаще всего показан в виде Модульонов. ведь форма Ушек - это и есть Модульон сбоку.
Окно (Око) является Центром русской избы или «зеркалом души». Окно пропускает Свет, который олицетворяли с Любовью, поэтому само окно и резные детали по бокам его - это Четвёртый уровень в Орнаменте Наличников.
По правилу Орнамента, Четвёртый уровень является «Зеркалом», в котором отражаются другие уровни (с более освещённой стороны окно становится зеркальным). Поэтому Седьмой уровень должен быть «отражением» Первого, Шестой уровень должен быть «отражением» Второго, а Пятый – «отражением» Третьего.
И действительно, отражённый «Зигзаг», направленный вниз – это «Пирамида», остриём направленная вверх, отражённая «Волна» - это «Кокошник» или «Луковка», а отражённая "Кисточка" становится "Пальметтой", "Берегиней" или "Петушком".
Знаки и символы Четвёртого уровня – это симметричные фигуры или детали, демонстрирующие «Зеркальное отражение» и «Центр». Часто это ромбовидные фигуры, «солярные символы» с разным количеством лучей (символ Центра) и Древо Жизни в виде античных Колонн.
Довольно часто на этом уровне изготавливали детали напоминавшие по внешнему виду Балясины. Они также являются фракталами и демонстрируют семиступенчатый принцип.
Ставни тоже относятся к Четвёртому уровню. Они являются, как бы Веками, прикрывающими Очи и поэтому на них вырезали такие же симметричные символы Четвёртого уровня. Чаще всего – ромбы, квадраты и круги с точками и без.
Желтый дом с зелеными наличниками
Желаю вам в это субботнее утро, верить, что когда-нибудь ученые изобретут и внедрят в наши города и сёла способ передавать электричество безо всяких столбов и проводов.
И тогда, этот например прекрасный желтый дом из Ряжска, что в Рязанской области, а также тысячи его собратьев скажут им [ученым] большое спасибо, за то, что теперь все деревянные дома с наличниками и крыльцами и подзорами разными стало хорошо видно!
И только я буду озадаченно клеить копирайты куда-нибудь в другое место.
Ну да и ладно :)
Эта запись также доступна на: Английский
Рекомендуемые для вас статьи:
-
Так исторически сложилось, что наличники я фотографирую фронтально, хотя наибольшее впечатление они производят под углом, со стороны. Эта запись также доступна на: Английский.По свидетельствам соседей, этому Калязинскому дому около ста лет. Я глядя на него думаю: какая хорошая была традиция, строить первый этаж каменным, а второй —.Подслушал вчера в случайном разговоре актуальную нынче фразу: «Из всего, что производит Россия, в мире ценится только впечатление». Эта запись также доступна на: Английский.Меня реально много просили об этом, попрекая тем, что не должна такая красота пылиться у меня на компе. И говорили, что ну вот же эту.Восьмая по счёту «Кировская» экспедиция охватывает Кировскую область, Удмуртию и Татарстан. Эта запись также доступна на: Английский.
Автор: ivan_hafizov
Основатель виртуального музея резных наличников Посмотреть все записи автора ivan_hafizov
Александр, однако по видеорепортажам из сша проводов там очень и очень много. Может речь о поселках миллионеров?
Александр, однако по видеорепортажам из сша проводов там очень и очень много. Может речь о поселках миллионеров?
Газовые трубы еще страшнее уродуют пейзаж, а что делать. Тоже бы в землю из закапывали что ли.
Газовые трубы еще страшнее уродуют пейзаж, а что делать. Тоже бы в землю из закапывали что ли.
Именно так. Но у нас сейчас довольно развита сеть коллекторов телефонных компаний, однако с их использованием, как я понимаю, может быть много проблем как административно-менеджерских, так и инженерных.
Именно так. Но у нас сейчас довольно развита сеть коллекторов телефонных компаний, однако с их использованием, как я понимаю, может быть много проблем как административно-менеджерских, так и инженерных.
У американцев почти все провода уже давно под землей, но фонарные столбы все же остались (надо освещать улицы).
У американцев почти все провода уже давно под землей, но фонарные столбы все же остались (надо освещать улицы).
Как выбрать цвет стен деревянного дома или бани
😍 Деревянные дома пользуются немалой популярностью, и это легко объяснимо:
дерево - экологически чистый строительный материал;
благодаря теплоизоляционным свойствам древесины и «дышащей» структуре, зимой в нём тепло, а летом прохладно;
деревянный дом сам кондиционирует до 70% объема воздуха в течение суток;
деревянный дом - это одна из немногих конструкций, дизайн которой хозяин может изменить достаточно быстро, кардинально и самостоятельно, нужно просто его покрасить.
😍 Какие цвета для своего загородного дома или дачи выбрать? Использовать один оттенок фасада или несколько, разместить на стенах узоры или покрыть сплошным цветом – это лишь малая часть вопросов, на которые ищет ответ владелец нового сруба. На самом деле, тут многое зависит от ваших вкусов, местности и вашего выбора.
👉 Дома, которые расположены в южных широтах, где всегда достаточно солнечного освещения, принято окрашивать в холодные цвета (синий, белый, фиолетовый и так далее).
👉 Дома, которые находится в северных широтах, как правило, окрашивают в тёплый цвет (жёлтый, зелёный, оранжевый). Делается это для того, чтобы выделить постройку на общем фоне путём создания контраста с окружающей обстановкой. Пожалуй, многие видели яркие цвета разноцветных коттеджей скандинавских городков и деревень, покрытых снегом. Согласитесь, что смотрятся они просто замечательно. А представьте, если бы коттеджи в снежной долине были выкрашены в белый, то издали их можно и не увидеть вовсе. Получается, что дом должен выглядеть ярко на фоне окружающего ландшафта.
👉 Если вы любите строгость в дизайне, то цветовым решением может послужить серый. Однако надо заметить, что не стоит выбирать слишком уж тёмный оттенок, так как он лишит дом строгости, и сделает его похожим на тёмное пятно, где не будут видны элементы декора.
👉 Те домовладельцы, которые желают покрасить дом, но не хотят терять естественность и натуральность бревен, могут выбрать светло-жёлтую, светло-коричневую или даже тёмно-коричневую краску (обычно это сосна и лиственница и их оттенки). Такой цвет придаст насыщенности и не лишит естественности.
👉 Мы стараемся предложить неяркие и нетемные цвета для покраски сруба. Вы всегда сможете их изменить лет через 15-20, обычно последующие покраски темнее первых.
👉 Важно обратить внимание на тип краски - если использовать лессирующие (полупрозрачные) краски, то сквозь них можно будет увидеть древесный рисунок. Если использовать покрывные, то рисунка поверхности бревен видно не будет.
👉 Если в 2000-х годах мы использовали в основном только базовые цвета для окраски стен: сосна, лиственница, рябина и темный дуб, то сейчас подбор современных цветов бесконечен. Нередко сейчас можно увидеть нежно-зеленые, голубые, бежевые срубы домов в модных тонах, черные, желтые и даже розовые стены.
При выборе необходимо учитывать необходимость ламинации окон в нужный тон, которая добавляет обычно 25-30% к стоимости самих окон. Если мы выбираем белые окна и белые наличники, то ламинация не нужна.
❤️ К счастью, сейчас краски колорируются в цвета по Ral, но подбирать нужно обязательно следуя гармоничным сочетаниям цветов, например обязательно должны правильно сочетаться крыша и свесы, стены и наличники. Вот некоторые примеры сочетания цветов:
1. Цвет к ровли: простой классический коричневый - практически самый распространенный на сегодня вариант
Цветовая гамма: набор подходящих к основному цветов
Стены, свесы, наличники - бежевый, кремовый, коричневый
2. Цвет кровли: красный или коричневый
Стены традиционные сосна с легким подтоном
3. Цвет кровли: серый цвет - редкий, обычно используется для гибкой или цементно-песчаной черепицы
Палитры: набор наиболее подходящих к основному цветов
Стены и фасады Бежевые, голубые
Свесы Белый или коричневый
Наличники Белый или коричневый
4. Цвет к ровли: зеленый
Палитры: набор подходящих к основному цветов
Цвет стен - сосна, свесы белый, цвет наличников Белый
5. Цвет кровли: терракот или оранжевый. Кровля здесь - самый яркий акцент, колор фасадной части подходит приглушенный.
Стены Бежевые или серые
Не из кирпича, газобетона и не каркасный, а дом из оцилиндрованного бревна - наилучший для проживания за городом. Зачем уезжать на выходные из одной бетонной коробки в другую? Стройте из дерева! Северные бревна - самые экологически чистые материалы, в этом их преимущество! Полезных свойств и особенностей дерева не перечесть: деревянный дом сам кондиционирует воздух, выделяет приятные ароматы и полезные фитонциды. Дерево как материал аккумулирует тепло и медленно отдает, поэтому деревянный дом всегда сохраняет прохладу летом и тепло зимой.
Желтый деревянный дом с наличниками
Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно.
Необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Применяется для приклеивания декоративных элементов из керамики, камня или других минеральных материалов к нагревающимся поверхностям. Рекомендована для кладки, облицовки, шпатлевки, затирки и ремонта печей, котлов, каминов и заделки трещин на дымоходах. Мастика устойчива к воздействию воды и температуры до +1300°C. Отличная адгезия, высокая эластичность, удобство применения, низкий расход.
Русские резные наличники — лицо страны.Ч.2)
Я уйду в кружева деревянных "оков",
откажусь от бетонной "свободы".
Заберусь в эти книги ушедших веков,
где историй – на долгие годы.
Сквозь прозрачную вязь постаревших страниц,
словно в кущах небесного сада,
я увижу волшебных, диковинных птиц,
ожерелья цветов.
И отрада прибежит в мое сердце
веселой волной от высокой светелки и фриза.
Будут солнце и звезды сиять надо мной,
над ажуром резного карниза.
Надежда Буранова.
Если вы видели Белой Дом в живую, то согласитесь — унылое здание.Но!Как правильно заметил Дима gorbibit — наличники могут украсить даже его, дом этот:)
Одноэтажная Америка, одноэтажная Америка.Могла бы и Россия быть одноэтажной, тем более что территория позволяет.
В Американских городах глазу не за что зацепиться:квадрат, прямоугольник.Все просто, практично, уныло и серо.
А вот если бы Россия была одноэтажной!)Да с такой красотой вся:)
Но, к сожалению, это все исчезает.Удивительно, но один из прошлых постов вызвал какой-то негатив у некоторых товарищей.А самое странное — это их высказывания о том, что в доме с наличниками — туалет на улице.И сделать, мол, нереально.Да)Все свелось к туалету.Очень печально.
У нас есть тут один дом с наличниками, без уборной в нем, но сделать оную технически — проблем нет никаких.)
Вернемся к нашим баранам.Москва растет, причем в геометрической прогрессии.Скоро разрастется до Малого бетонного точно.Уже сейчас все Подмосковные города в радиусе 30(да даже 50)км — это спальные районы Москвы, по сути.
В наших лесах известная проблема — короед.Лес уничтожается стремительно и, в основном почему-то, вблизи Москвы.Потом там возникают новостройки или элитные коттеджные поселки(дома в которых никакой худ. ценности не представляют).
В пределах Малого бетонного скоро уместится полстраны, такими темпами.Не фиг нашему народу жить в частных домах — не заслужили.А самое главное — как там деньги за парковку с народа брать?)
Они там еще и наличников могут понаделать!)))
Иван Хафизов выкладывает фотографии наличников в ВК и сопровождает их комментариями.Некоторые из них привожу:)
За что полюбился Ногинск — так за вкус и неожиданные сочетания. Смотрите как: заборчик к заборчику!)
Я приехал в Озёры в 2015-м году, на исходе одной из экспедиций по Подмосковью. Надеялся обнаружить сокровища какие-нибудь неожиданные, как это случилось в Ногинске. Но на самом необычном деревянном доме обнаружил лишь остатки былого великолепия…
Талдомский излом.
Такие вырезы крыш встречаются нечасто, но только если речь не идёт о Талдоме: здесь именно они и определяют деревянную архитектуру!
Надеюсь автор на меня не обидится, ведь цель этого поста такая же как и у него — популяризация этой красоты!)
Привить ту же страсть к наличникам Вам, дорогие гости странички, какой возгорелся я, когда услышал на радио "Маяк" Ивана Хафизова). Ну и как могу, рекламирую результаты его трудов!)
А!)Нет!Я подлая скотина, которая на чужих трудах себе лайки зарабатывает — как-то так мне в комментариях к одному из постов сказали)).Я не могу жить без лайков!)Еще лайков)
Наличники такого типа — бахромчатые — впервые мне встретились в Костроме, затем — собственно вот эти — в Данилове Ярославской области, потом ещё где-то. Однако со временем выяснилось, что их очаг — небольшое село Сусанино в Костромской области: там такой бахромой украшена добрая половина деревянных домов!
Не могу не выложить и эту печальную весть:
Сколько шли разговоры о сокращении в Томске «списка 701» (списка исторических зданий, которые неплохо бы восстановить), я всё думал — ну когда его округлят? Ведь не может быть, чтоб не округлили…
Округлили.
Такая судьба, думаю, ждет многие прекрасные дома с наличниками(.
Но не будем о грустном!
Нашел антиресное познавательное фото на этом сайте
От туда же:
Значение резных элементов на наличниках:
Крылья подчеркивают силу.
Птица – элемент, соединяющий в себе все времена.
Солнце олицетворяет жизнь и энергию (как правило, расположен на кокошнике).
Змея символизирует мудрость и плодородие.
Крест демонстрирует стремление хозяев к гармонии между материальным и духовным.
Растительность показывает чувство единства с природой.
Сережки свидетельствуют о гостеприимстве хозяев дома.
Следует отметить, что правильное название внешнего декоративного обрамления окон – обналичка. Наличник устанавливается внутри помещения.
Там же мастер-класс по изготовлению обналички).
Будем неправильными — раз уж у нас везде НАЛИЧНИК!)
И.Хафизов: Некоторые деревянные дома удивительным образом выглядят существенно моложе своего реального возраста. Этой красотой любовались жители Рязани уже в конце XIX века!
Москва деревянная: как фотограф "сохраняет" исчезающий город
В новогодние праздники многие москвичи поехали в Коломну, Суздаль, где целые улицы из деревянных домов с резными окнами. Так и хочется надеть пуховый платок, пить чай из самовара. И только слышны разговоры: «Сохранили же такую красоту». Так и в Москве деревянных домов в пределах МКАДа более 500, из них 150 памятников зодчества. Осталось только сохранить исторические дома - ведь тоже редчайшая красота дореволюционного строительства.
Деревянные дома внутри МКАДа
Деревянные дома-долгожители держатся из последних сил, чтобы москвичи могли видеть своими глазами, каким был город. Фотограф Кирилл Лебедев уже несколько лет фотографирует здания, которые могут исчезнуть с карты Москвы. Особая ценность - дома, пережившие пожар 1812 года.
- Деревянные дома Москвы давно притягивали мое внимание и вовсе не банальным лозунгом «дерево в каменных джунглях», а особым уютом, свойственным только им. Одна из задач проекта - найти все деревянные дома внутри МКАДа, - рассказывает Кирилл Лебедев.
Фотограф учился в районе Новослободской, там впервые снял несколько жилых деревянных домов. Видел, как владелец бензопилой разрушил дом во 2-м Вышеславцевом переулке. Потом стал «охотиться» за всеми существующими деревянными зданиями в Москве.
В конце 2020 года снесли дом на Малой Семеновской улице, принадлежавший купцу Федоту Макарову, который был построен в начале ХХ века. На зеленом деревянном доме была и резьба, и красивые наличники – детали теперь можно рассмотреть только на фото Кирилла Лебедева.
Бревенчатый дом на Верхней Масловке, который был построен в 1913 году, уже несколько лет пытаются поставить под охрану государства. Но дальнейшая судьба «Изба на Масловке» по-прежнему вызывает серьезную озабоченность. Вероятно, она последняя сохранившаяся деревянная дача Петровского парка. Рядом уже только советская застройка.
- Дому на Масловке не отказано в охранном статусе по существу, но сами заявки на охрану трижды отклонены «по форме», - говорит москвовед Юлия Дмитрюкова.
Местные жители и экскурсоводы помнят даже крупный граненый купол в правом углу крыши. По всей видимости, он был утрачен при пожаре в 70–80-х годах. Последние двадцать лет здесь был «Центр ремесел», где проводили занятия по керамике и гончарному делу, краеведческие лекции, можно было выпить чай в кафе. Сейчас здание закрыто и не используется. Если у собственника возникнет желание снести «Избу», то ничего не может препятствовать. Рискует только Москва - потерять редкий образец дореволюционного деревянного строительства.
Неужели постепенно вся деревянная Москва исчезнет и останется только на фотографиях?
- Не все так плохо. Архитектурные памятники будут охранять государством. А другие деревянные здания, которые по своей красоте и стилю тоже не уступают, могут постепенно покинуть Москву. А хотелось бы сохранить эту красоту, - говорит фотограф Кирилл Лебедев.
Самые необычные деревянные строения Москвы
Погодинская изба, деревянные здания в Крутицком подворье, усадьба Сытина и дом, в котором зимовал Лев Толстой – истории старинных деревянных зданий удивляют и заслуживают особого внимания. «КП» советует всем найти время посмотреть их лично.
Крутицкое подворье
Целый фрагмент московской улицы сохранился в Крутицком подворье - несколько деревянных домов с резными окошками. Киношники часто снимают здесь старую Москву – эпизоды из «Гардемарины, вперед!», «Тайны дворцовых переворотов».
История Крутицкого подворья началась еще в XIII веке, тогда здесь основали мужской монастырь, его передавали военному ведомству под казармы, располагали музейные выставки, с 1991 года возобновили церковные службы. В Успенский собор можно зайти, а в храме Воскресения Словущего идет реставрация. А что в одноэтажных деревянных домиках? Раньше здесь была трапезная, в другом магазин с пирожками. Столетие назад дома были жилыми, а сейчас входят в комплекс «Крутицкое подворье».
Где: Крутицкая улица 17, строение 4. Станция метро «Пролетарская».
Погодинская изба
Если будете гулять возле Новодевичьего монастыря, обязательно дойдите до «Погодинской избы» голубого цвета. Она была построена архитектором Николаем Никитиным в 1856 году. Жил в ней историк Михаил Погодин, который как раз увлекался русским зодчеством. Деревянный дом украшен наличниками на окнах и белым резным фартуком под крышей. Ошибочно считается, что дом деревенский, однако это изящная бело-голубая декорация в стиле «а-ля рюс». В такой усадьбе проходили литературные вечера.
Последние шесть лет здание пустует. Но нашелся арендатор, который проведет реставрацию здания. В ближайшие годы изба должна стать доступна для посетителей и выполнять культурно-просветительскую функцию.
Где: Погодинская улица, 12А. Станция метро «Фрунзенская».
Усадьба Сытина
Одно из немногих деревянных зданий, которое сохранилось после пожара 1812 года. Небольшая усадьба Сытина находится на одноименной улице. Особняк украшает четырехколонный коринфский портик, прямоугольные окна с наличниками и лепными орнаментами в стиле ампир. Полтора года назад усадьбу отреставрировали и вернули все детали внутреннего убранства: белые кафельные печи и кариатиды, женские скульптуры. Прийти на экскурсию в усадьбу, к сожалению, не получится, так как сейчас в здании расположен офис. Но фасады усадьбы и внутренний дворик посмотреть можно.
Где: Сытинский переулок, дом 5/10, строение 5. Станция метро «Тверская».
Усадьба Толстого
Зимовать в уютный желтый дом с зеленой крышей вплоть до 1901 года приезжал Лев Толстой. Усадьбу он купил в 1882 году. Писателя восхищало, что она похожа на деревенскую, а находится в Москве. В доме Толстого бывали не менее известные гости, среди которых художники Илья Репин и Валентин Серов, писатели Антон Чехов и Максим Горький. Именно в это усадьбе Лев Толстой написал роман «Воскресение», повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий».
Уже более полувека здесь музей имени Льва Толстого, где сохранились мебель и вещи, принадлежавшие писателю и его семье. В дом оставили обстановку старой Москвы, изразцовую печь, парадную лестницу.
Где: улица Льва Толстого, 21. Станция метро «Парк культуры».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Москва деревянная: где в столице сохранились "деревенские избушки"
Какая судьба ждет знаменитую избу на Верхней Масловке (подробности)
Возрастная категория сайта 18 +
Избушка, повернись ко мне передом, ко МКАДу задом
Такое ощущение, что эти домишки вырваны из глубокого прошлого. Специально для того, чтобы умилять москвичей. Ведь согласитесь, на фоне современной каменной столицы бревенчатые избушки выглядят весьма экзотично. Высота башни «Восток» в деловом центре «Москва-Сити» достигает 374 метра. А тут вдруг калитка, закрытая с помощью проволоки. Покосившийся забор. Дощатый порог. И сени.
«ЭТО ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ»
- Вам бы лучше прийти сюда летом, - говорит мне женщина в забавной шапке, напоминающей тюрбан (жительница Новогиреева). - Этот домик буквально утопает в зелени. И напоминает открытку.
Я, словно в детстве, откинул щеколду и оказался в чужом дворе. Деревянная избушка с кирпичной трубой примостилась у подножия девятиэтажки. Точнее, наоборот. Многоэтажный дом вырос рядом с этим чудом, напоминающим сторожку (в 1972 году).
На стене табличка (дословно): «В этом доме жил, отдыхал и работал в саду народный артист СССР, профессор, лауреат пяти государственных премий Алексей Денисович Дикий».
Предпоследняя буква отклеилась словно ус Папанова. Вероятно, от времени.
Во дворе ничего не напоминает о том, что мы живем в 21 веке. Советское перевернутое кресло. Самодельная метла. Ржавая цепь на дереве, некогда служившая качелями.
Я поднял глаза и увидел пожилую женщину. Мне показалось, что она похожа на Крупскую.
- Написать заметку про ваш дворец, - ответил я и достал редакционную корочку.
К сожалению, давать интервью она отказалась. И сказала только три слова:
- Это частная собственность.
По словам москвоведа Алексея Дедушкина, этот дом был построен в 1910 году. В то время там был дачный поселок, который назывался Новогиреево. Жили в нем в основном иностранцы. Для них возвели электростанцию, пробурили артезианскую скважину, открыли отделение полицейской стражи, телеграф, сберкассу, стадион.
- 16-й дом купила мама Алексея Дикого Анна Васильевна, - рассказал москвовед. - Вообще все коттеджи были построены в европейском стиле. А именно этот дом как в русской глубинке - избушечного типа.
По словам соседей (из дома 16а), последние годы в нем жили прямые наследники режиссера Дикого.
Адрес: улица Алексея Дикого, 16
Год постройки: 1910
Статус: объект культурного наследия
Предполагаемая цена: 52 млн рублей (здесь и далее расчет провели специалисты агентства недвижимости «Простор»).
ДВОР ВНУТРИ ДВОРА
Еще одна избушка без курьих ножек расположилась в Зельевом переулке (от слова «зелье»). До 1922 года его называли Аптекарским.
Впрочем, и не избушка вовсе, а добротный кирпичный дом. Построенный в 1900 году. И прекрасно сохранившийся. Рядом опять же - многоэтажные муравейники. А здесь - домовая резьба как в Костроме, деревянный забор, копна виноградной лозы, палисадник, ворота, сбитые еще при царе. Смотришь на такое жилище и невольно начинаешь думать о вечном. Так и кажется, что из этого теремочка выйдет писаная красавица, поклонится с уважением и скажет что-нибудь приятное.
Но вместо нее ко мне подошел местный алкаш и попросил десять рублей.
- А вы не знаете, кто живет в этом доме?
Мужик целую минуту рассматривал его, но ничего путного так и не сказал.
- Знаем только, что они бывают здесь по выходным, - рассказали молодые мамочки на детской площадке.
Я подошел к забору, встал на цыпочки и сфотографировал двор. Иметь свой частный дом - моя заветная мечта. Но только не под окнами многоэтажных домов. Иначе какой смысл? Как говорится, в трусах на улицу не выйдешь.
- Такие домишки - это, конечно, исключение из правил, - рассказал историк, научный сотрудник Музея Москвы Павел Гнилорыбов. - В основном, если речь идет о малоэтажном жилье, имеют в виду «сталинки» 40-50-х годов. Они еще остались в Измайлове, например. Или в районе Октябрьского Поля. А тут такое гнездышко. Дом в Зельевом переулке находился в селе Черкизово, которое раньше было торгово-промышленной окраиной Москвы. Ходили слухи, что в нем жил священник. Но это не так. Хотя и церковь рядышком, действительно, была. И называлась красиво «Введения на Платочках». Потому что была построена на средства ткачей. Так вот. Поначалу дом принадлежал обычному крестьянину. А с 1945 года в нем жил академик Сагалаев, занимавшийся разработкой теории пластмасс и полимеров. И сегодня живут его потомки.
Интересный факт. Шестой дом по Зельеву переулку фигурировал в пьесе Арбузова «Домик в Черкизове». По словам знатоков, это довольно проходная советская вещь о трех сестрах, которые работали в тылу во время Великой Отечественной войны.
Адрес: Зельев переулок, 6
Год постройки: 1900
Статус: объект культурного наследия регионального значения
Предполагаемая цена: 48 млн рублей
КТО-КТО В ПРОФЕССОРСКОМ ДОМЕ ЖИВЕТ
Третий адрес, по которому я поехал, это улица Тимирязевская, 53. Я часто бываю в тех краях и каждый раз с интересом разглядываю этот деревянный двухэтажный дом. Он мне больше напоминает жилище какого-нибудь именитого советского писателя в Переделкине. И даже не форме, а по размаху. Высоченные потолки. Авторский фасад с уникальными наличниками и узорами. Загадочные чердачные окошки, круглые как иллюминаторы. Сад во дворе.
В этом доме жил знаменитый академик-почвовед Василий Вильямс. А сейчас живет его внучка, правнучка с мужем и две праправнучки. И еще кошка по кличке Санса. Информация стопроцентная, потому что мне удалось побывать внутри.
Я свалился как снег на голову. И был принят самым теплым образом.
Комнаты и интерьер за последние 80 лет почти не изменились. На полке по-прежнему сложены нотные тетради, потрепанные как популярные детективы.
- Академик очень любил музыку и даже собирался стать оперным певцом, - пояснила мне его правнучка Мария.
Я ходил по гостиной как по музею. Стены обвешаны картинами. У одной из них стоят черный рояль, на котором, согласно семейной легенде, играл сам Рахманинов. Подсвечники, самовар, статуэтки, старинное трюмо. По словам хозяев, из-за сквозняков зимой в доме прохладно. Несмотря на централизованное отопление. Еще из минусов - постоянно дребезжащие окна. В трех метрах тянутся трамвайные пути.
- Дом является собственностью Тимирязевской академии, - рассказала Мария. - И живет в нем, получается, уже пятое поколение. Мой муж трудится в Институте физике Земли. Я работаю в музее имени прадеда.
Он находится в соседнем доме. И на той же улице установлен памятник Василию Вильямсу (на месте, где раньше стоял храм апостолов Петра и Павла).
Дому определенно требуется ремонт. Особенно террасе. Доски на дырявом полу сгнили. И угрожающе скрипят под ногами. Потолок покрылся желтыми-коричневыми разводами. Службы академии, которые располагаются на втором этаже, как-то залили потомков легендарного ученого.
- В этом году станет ясно, когда ждать реставрации, - добавила Мария Вильямс. - А сам дом очень крепкий. Он еще лет сто простоит.
Адрес: улица Тимирязевская, 53
Год постройки: 1876 год
Статус: объект культурного наследия
Предполагаемая цена: 90 млн рублей
ГДЕ ЕЩЕ В МОСКВЕ ОСТАЛИСЬ ЧАСТНЫЕ ДОМА
- Деревня Терехово. Северо-запад столицы - между парком «Фили» и районом Крылатское. Несколько десятков домов в этом году снесут, выплатив жителям компенсацию. Ее размер определят оценщики (за одну сотку земли дают два миллиона рублей).
- Микрорайон Курьяново на юго-востоке Москвы. Напоминает поселок советских времен. Красные флаги, громкоговорители, памятник Ильичу. И очистные сооружения, из-за которых собственники часто пытаются продать участок и переехать в другой район.
- Поселок художников в районе Сокол (север Москвы). Некоторые дома стоят сотни миллионов рублей. Первый советский город-сад считается райским уголком. При этом на его территории до сих пор остаются старые облезлые дома, в которых по факту никто не живет.
- Деревня Троице-Лыково (северо-запад Москвы). Именно в ней жил Солженицын. Домики не такие шикарные как в поселке художников, но тоже очень дорогие. Некоторые жители выращивают овощи и даже держат небольшое хозяйство. Например, кур и коз.
Возрастная категория сайта 18 +
5 домов с резными наличниками, затерявшихся в провинции
Удивительное и прекрасное - рядом. Иногда нечто восхитительное и волшебное можно обнаружить там, где этого совсем не ждешь.
Так вышло и с этими "узорчатыми" домами. Правда, им место в музее, но они затерялись среди небольших городов и сел (за одним исключением).
Считается, что традиция украшать дома наличниками пришла к нам из Италии. Вообще, надо было решить чисто утилитарную задачу: прикрыть стык стены и окна. Но почему бы не сделать это красиво?
Обычный деревенский дом из Ивановской области. Обычный деревенский дом из Ивановской области.Окна ведь - это глаза дома, а глаза - зеркало души. Именно поэтому наличники стали выполнять роль своеобразного оберега и защиты от злых духов.
Верхняя часть символизирует небесный мир, средняя - реальность, то, что под подоконником - мир подземный. Именно поэтому вся красота обычно располагалась сверху окна.
Зеленый терем из Костромы
Один из моих самых любимых "резных" домиков находится в Костроме. Еще лет 10 назад я совершенно случайно наткнулась на него, прогуливаясь по улицам, и теперь при каждом удобном случае захожу его проведать. Только посмотрите, сколько любви и мастерства было вложено в эти наличники и резьбу! А ведь можно было просто построить деревянный сруб и горя не знать.
Простая отделка окна изнутри в деревянном доме
Чтобы окно смотрелось красиво, ему нужен подоконник и какое-нибудь оформление - рамка, наличник.
Сделать все это несложно своими руками.
Сначала целесообразно установить подоконник. Его можно вырезать из готовой пластиковой заготовки:
А можно выпилить из деревянной доски (или также готовой заготовки из массива). Тут кому, как больше нравится:
Подоконник должен вплотную подпирать снизу оконную раму или выемку в пластиковом окне. Он устанавливается горизонтально, по уровню. Допускается незначительный уклон в сторону комнаты, но ни в коем случае не вовнутрь, чтобы потом конденсат с окна, стекая, не застаивался в луже .
Снизу подоконник крепится клинышками, а ниши в конце будут заполнены пеной. Отделка окна также преследует цель его утепления.
Затем выпиливаются доборы для оформления оконного проема. Их глубину подбирают так, чтобы потом к ним можно было легко крепить наличники. Удобно, когда вертикальные планки распирают подоконник и верхнюю планку так, чтобы в конструкции можно было использовать минимальное количество шурупов. Примерно как на фотографии ниже, где красным выделены встраиваемые элементы обрамления оконного проема.
Затем получившиеся ниши запениваются:
Когда пена встанет, её подрезают и ставят наличники. Их удобно вырезать и подгонять в следующей последовательности.
Первый рез (планка упирается в подоконник) делается перпендикулярно планке, следующий под углом 45 градусов так, чтобы тупая часть угла точно приходилась на угол уже имеющегося короба доборов.
Далее делается 3 -й рез и планка прикладывается на место, чтобы проверить нет ли щелей по собираемому углу. В случае чего угол корректируется (понятно, что для этого следует оставлять запас с обратной стороны планки, где будет 4 -й рез.
4 -й рез также делается строго из угла под 45 градусов. И желтая вертикальная планка подгоняется аналогично оранжевой . Хотя удобнее окончательный рез делать под углом (при наличие торцовочной пилы), в противном случае лучше действовать наоборот.
Чтобы наличники по углам не коробились и не разъезжались потом в стороны, я сажаю углы на клей ПВА и сверху ( на фото ниже красные черточки ) стягиваю планки тонкими шурупчиками строго в предварительно засверленные отверстия (чтобы планки не треснули!). Клей ПВА, в принципе, не повредит, когда крепите наличник к добору. На планку можно использовать три коротки финишных гвоздика для стяжки.
Читайте также: