Возможен ли рай на земле котлован
в Дом всех тружеников городов.
А что же труженики села, которые от тяжести существования запаслись на всякий случай гробами? В селе аналогом всеобщего счастья должны стать колхозы, куда могут войти бедняки и раскаявшиеся середняки. Платонов показывает, как перед вступлением в колхоз люди просят друг у друга прощения.
Герои Платонова много говорят о грядущем счастье, но плохо себе его представляют: слишком скудна и печальна материальная жизнь вокруг (голод, холод, нищета барака). Люди строят непонятный, никому не нужный дом. Ими руководит инженер Прушевский, который спроектировал дом в порядке социального заказа.
Андрей Платонов не просто жалеет своих героев. Даже в самых неприятных из них, таких, как сельский активист или сытый бюрократ Пашкин, он умеет увидеть ростки человечности, мысли. Писатель полагает, что если что-то и уйдет в будущее, если что-то и прольет в него свет, то это как раз те зерна боли и стыда, те попытки задуматься над происходящим, которые формируют человеческую душу.
Размышления над прозой А. П. Платонова (по произведениям "Сокровенный человек", "Впрок", "Котлован")
Насыщенной и разносторонней была жизнь Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова), который на сегодняшний день признан одним из величайших мастеров русской литературы XX века. Помимо писательской деятельности, Платонов занимался изобретательством, работал помощником машиниста, литейщиком, часто выступал на собраниях и съездах с докладами на различные темы. Выходец из простой рабочей семьи, он на своем опыте ощутил и прочувствовал все тяготы народной жизни. Возможно, именно это единение с народом и позволило А. Платонову так тонко, с такой жизненной правдивостью раскрыть в своем творчестве все проблемы, встающие перед простым человеком.
Темы произведений писателя довольно разнообразны и многосторонни. Здесь темы вечности, и конца света, и вселенского преобразования природы, и сочетания земного и небесного в человеке, здесь и совершенно противоположные картины крестьянской жизни, народного быта. В его произведениях — и размышления о научных открытиях и преобразованиях, и исторические мотивы, и критика несовершенства и нелепости социального устройства общества. Немало написано им и на тему революции и гражданской войны, большое внимание уделено "строителям страны".
Тема революции ярко раскрывается писателем в таких произведениях, как, например, повесть "Сокровенный человек", герой которой попадает на Южный фронт, участвует в новороссийском десанте и несется по земле в "потоке несчастных людей". Фома Пухов попадает волей судьбы в "поездной состав неизвестного маршрута и назначения" и проходит через всю гражданскую войну, стремясь в конце концов понять смысл всего происходящего в стране. Он находит этот смысл, который, по убеждению автора, заключен в слиянии человека с миром, с природой: "Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции". В повести все время повторяется мотив противоборства идеи и природы, культуры и жизни: "Все совершается по законам природы!", "Если только думать, тоже далеко не уедешь, надо и чувство иметь!", "Ученье мозги пачкает, а я хочу свежим жить!" В итоге образ сокровенного человека Фомы Пухова выражает тип личности, знающей тайну естественной жизни, осознающей осветляющее душу значение труда, принимающей мир в первозданной цельности, таким, каким он должен быть.
В повести также показаны трагические аспекты переломного времени: мечта о счастье для всех людей соседствует здесь с повсеместным беззаконием и разгромом. Как противостоять этому явлению, людям пока еще не совсем ясно. Но писатель не останавливается в своих поисках. Все чаще в его произведениях встают вопросы о способах цивилизованного строительства новой жизни. Он горячо сочувствует беднякам и подробно описывает все испытания, выпавшие на их долю. Он ведет их по пути преобразований, пути изменения обстоятельств собственной жизни, описывая (например, в "бедняцкой хронике" "Впрок") различные варианты и формы создания сельской кооперации. Платонов описывает уродливые формы перегибов и "разгибов" в коллективизации, рисуя мечтателей и хитрецов, деловитых и бестолковых, умных и "дураков". Из характерных черт складывается "коллективный персонаж", отличающийся многосторонностью и законченностью. Автор откровенно высмеивает эпоху коллективизации, официально-бюрократический стиль директив, крикливость газетных статей, примитивность лозунгов и призывов, которые, тем не менее, одурманивающе действуют на сознание простых людей. Сами труженики села уже видят грядущие перемены, они уже захвачены потоком нового времени. Им никто не навязывает сверху план действий — они уже держат инициативу в своих руках. Хотя произведение вызвало бурную волну непонимания и недовольства со стороны власти, это не стало для Платонова препятствием в его работе — поисках путей к светлой и счастливой жизни народа. Писатель никогда не обращал внимания на уничтожающую критику. Конечно, она не могла оставить его равнодушным: "быть отвергнутым мучительно, — писал он в письме к Горькому, — жить с клеймом классового врага невозможно", "мне тяжело". Но все же он продолжал упорно работать.
Сущность эпохи "великого перелома" особенно ярко отражена в повести "Котлован", посвященной многочисленным стройкам социализма и созданию колхозов. Платонов отчетливо сознает и пытается донести до людей мысли о невозможности, обреченности насильственного преобразования общества. Снова и снова герой Платонова ищет истину. И на этом пути встречается с нищетой, безысходностью, тяготами, выпавшими на долю "строителей" социалистического общества.
Чернорабочие одними лопатами роют огромную яму под фундамент гигантского здания, где впоследствии должен уместиться весь город. Все они живут в страшном огромном бараке, голодают, но мужественно терпят все лишения, потому что свято верят в будущее счастье, верят, что смогут построить его собственными руками. Все герои повести мечтают о том времени, когда "весь мир протечет сквозь пальцы работающего человека, преображаясь в полезное тело". И строители "общепролетарского дома" верят, что смогут избавиться от смерти, освободиться от власти материи и времени, что "посредством устройства дома жизнь можно организовать впрок для будущего неподвижного счастья и для детства".
Правда, своих детей у строителей нет, но символом этой идеи для рабочих становится девочка-сирота Настя, которую они совместно отогревают и кормят. Они мечтают, что Настя вырастет, родит детей, у детей будут внуки, и уж они-то обязательно будут жить счастливыми жителями "общепролетарского дома". То, что они видят реального ребенка, для которого стоит жить "впрок", вдохновляет их и заставляет работать с максимальным напряжением. Но этим мечтам суждено рухнуть, а "общепролетарскому дому" превратиться в братскую могилу, потому что надежда на будущих счастливых жителей умирает не выросши. Настя заболевает оттого, что ее тянут в деревню, где хозяйственных мужиков считают кулаками, сжигают их дворы, а их самих отправляют на плоту в небытие, в смерть. Девочку хоронят, в душах строителей поселяется сомнение: для кого же теперь рыть котлован. Ощущение бессмысленности жизни, отданной "стройке", обостряет стремление таких людей, как Вощев, Прушевский и Чиклин спасти человеческую жизнь, защитить людей.
Драматизм приобщения к новой жизни для героев Платонова определяется тем, что слепое следование идее развращает их, приучает к насилию, уничтожает души. Они начинают чувствовать опустошенность, безрадостность и бессмысленность собственной жизни. И то, что гибнет Настя, которая была для них символом коммунистической идеи, связано с тем, что эта идея постепенно теряется в потоках крови, которые за нее проливают.
И все же надежда на спасение не покидает ни героев Платонова, ни самого писателя. В многочисленных своих произведениях он вновь и вновь возвращается к этому вечному вопросу. Романы "Чевенгур", "Счастливая Москва", рассказы "Река Потудань", "Фро", "Возвращение", комедии "Шарманка" и "Ноев Ковчег" и многие другие содержат размышления о судьбах людей в переломный момент после революции и поиски путей выхода из трудной, противоречивой ситуации, сложившейся в стране в те годы.
Голос талантливого, честного, своеобразного, не похожего ни на кого писателя доносится к нам из времени "великого перелома", напоминая своим намеренно "вывернутым" художественным языком об опасности "тупоумных теорий", которые насильно вмешиваются в естественный ход жизни и разрушают ее. Книги писателя не только напоминают о прошлом, но и предостерегают от повторения таких жестоких экспериментов в будущем.
Урок литературы в 11-м классе по произведениям А.Платонова и Ф.М. Достоевского "Рай на земле"
Цель: Воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.
- Сформировать у учащихся свою точку зрения на существование категорий рая на земле через художественное воспитание и анализ текста.
- Определить философский, обобщающий, условный характер понятия “рай на земле”.
- Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.
- Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова и Ф. Достоевского, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
- Развитие речи, умение ясно и логично доказывать свою точку зрения.
- Портреты А.Платонова, Ф. Достоевского.
- Компьютер. П. Филонов.
- Видеофильм “Братья Карамазовы”.
- Д. Шостакович.
- Марш веселых ребят. В. Лебедев-Кумач, Д. Дунаевский.
- Репродукции картин П. Филонова.
I. Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Сегодня мы поговорим об этом и постараемся сформировать свою точку зрения на эту проблему, касаясь творчества двух писателей, живших в разные эпохи, но объединенных именем философа XIX в. – Николая Федоровича Федорова, именно его идея нашли свое отражение и у Ф.М. Достоевского, и у А. Платонова в их произведениях “Братья Карамазовы” и “Котлован”. Идея “общего дела” Н. Федорова очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, и даже на ваших родителях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!
- А вы верите в то, что рай на земле возможен?
- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)
- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).
Чтобы построить что-то нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока Котловина).
Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай (на доске изображается котлован и солнце) в котором будут жить … (все вместе люди и в основном дети!)
Но пока мы видим только начало работы, Давайте посмотрим, кто же строит этот рай, кто его населяет, чем и для чего они живут.
- Кто они, эти строители коммунизма? (А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”; у Чиклина – “маленькая каменистая голова”; у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”) и т.д.
Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)
Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.
Какой она была обстановка 20–30-х гг.?
Проверка домашнего задания – характерные черты времени:
1) Разгромленная войной страна, нищета рабочих и крестьян;
2) Раскулачивание крестьян, методы уничтожения крестьянства, начало коллективизации;
3) Процветание бюрократии;
4) Атмосфера бездуховности, грубости, хамства, бескультурья;
5) Массовое доносительство;
6) Всеобщая подозрительность;
7) Попытки приспособиться к новой жизни;
8) Энтузиазм “масс”;
9) Стремление обезличить людей, построить всеобщее счастье любым путем, отучить думать, сомневаться.
Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни… (Звучит марш “Веселых ребят” В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского)
Вам ничего не показалось странным?
(Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой).
Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.
За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”? (Ответы учащихся)
А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?
(Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя) и др. примеры).
Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?
(Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!)
Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.
Ф.М. Достоевский, размышлял о мировой гармонии и мире, созданным Богом утверждал в “Братьях Карамазовых”:
(Просмотр видеозаписи “о слезинке замученного ребенка в основании мировой гармонии) из “Инквизитор” т.1 гл. 5.
- Как же относится Достоевский к проблеме существования рая, мировой гармонии?
(Достоевский более чуток, он не только из-за смерти, он не принимает рая даже из-за слезинки ребенка)
- А может быть в одном и в другом случае виноват кто-то или что-то?
(Учащиеся приходят к выводу о том, что рай невозможен из-за нас самих)
VII. Я бы хотела, что бы сейчас вы свои мысли изложили на бумаге в течение 3 минут.
Чтобы видеть рай в обществе надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.
Тема А. Платонов «Котлован»
воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.
Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.
Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
Оборудование занятия:
Репродукции картин П. Филонова, презентация к занятию
«Котлован» - повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.
Краткая история создания
Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».
Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.
Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.
«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.
В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет.
Повесть состоит из двух частей. Первая – городская. В центре повествования – копание котлована. Вторая – деревенская. Здесь основное внимание уделено созданию колхоза и раскулачиванию. Такая композиция возникает не случайно. Она соотносится с речью Сталина «К вопросам аграрной политики в СССР», произнесенной в конце декабря 1929 года на конференции аграрников-марксистов. В ней особенное внимание уделялось вопросу «уничтожения противоположности между городом и деревней». В финале действие возвращается в котлован – композиция закольцовывается.
Языковые особенности
«Котлован», как и другие платоновские произведения, отличает особенный язык. Одна из ключевых его особенностей – индивидуально-авторские сочетания. Они выполняют функции средств художественной изобразительности, а также помогают отразить авторскую философию, обратить внимание читателей на проблемы, волнующие автора.
Литературное направление и жанр
В 1920 году, будучи еще начинающим автором, Платонов заполнял анкету Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей. Среди прочих там был следующий вопрос: «Каким литературным направлениям вы принадлежите или сочувствует?». Платонов ответил: «Никаким, имею свое». Этой позиции он придерживался на протяжении всего творческого пути.
Согласно определению самого Платонова, жанр «Котлована» - повесть. Кроме того, различные исследователи находили в произведении элементы других жанров. Среди них – антиутопия, производственный роман и даже мистерия
.Тема - проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Идея “общего дела” в повести «Котлован» очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!
- А вы верите в то, что рай на земле возможен?
- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)
- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).
Чтобы построить что-то, нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока котловина).
Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай
(на доске изображается котлован и солнце), в котором будут жить …
(все вместе люди и в основном дети!)
- Какие сюжетные линии использованы в романе?
1 – строительство фантастического дома – символа (ВАВИЛОНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)
2 – раскулачивание деревни
Вывод: разрушение быта народа, народной культуры вследствие революционного эксперимента катастрофично. Эта повесть о правде жизни.
- Что является предметом изображения в повести?
Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).
- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?
Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.
- Кто они, эти строители коммунизма?
Зачитайте, как выглядели строители коммунизма.
(А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”;
у Чиклина – “маленькая каменистая голова”;
у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”).
- Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?
Специфика народного сознания – фантастическое объяснение мира и человека.
Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.
Обстановка 20–30-х гг.?
1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»
2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА
3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»
5. ПРОЦВЕТАНИЕ бюрократии
6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства
8. Массовое ДОНОСИТЕЛЬСТВО
9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ
10. Стремление обезличить людей, ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.
Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…
Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя).
Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.
В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):
Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное" .
Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.
Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.
- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?
Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!
Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.
«Я теперь ни во что не верю!» - ИТОГ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖИЗНИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли».
Котлован – это
► начало строительства будущего;
► обещание счастья;
► иллюзия смысла существования;
► граница жизни и смерти;
► место, где люди роют, зарывая себя;
► пустота, ничто, бессмыслица;,
► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;
► воронка, втягивающая в себя всё;
► попытка проникнуть в тайны бытия…
Котлован.
Глубокий, чёрный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом — рыть могилу.
Бездна.
Котлован.
Сырой, бездонный.
Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.
Земля растерзана фанатиками идеи.
Могила.
Котлован.
Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное — бездумная вера.
Крах.
Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.
Сочинение на тему:рай на земле ( произведение катлован)
Виртуозы-мастера, гениальные изобретатели и самозабвенные борцы за всеобщее счастье, в изображении которых Платонов не знал ни устали, ни повторов, пройдя сквозь огненные трубы своего вдохновения и его реализации, обнаруживают тщетность своих инициатив" (И. Борисова) . Как правило, они жертвы своих собственных или чужих идей, погибающие в столкновении с неумолимой, искусственной псевдореальностью. Характерно, что в социальных утопиях
Платонова функция "сокровенного" героя передана второстепенным или вовсе эпизодическим персонажам. И хотя они редко появляются в сюжетной канве повествования, их смысловая роль крайне велика. В большей мере такое наблюдение относится к роману "Чевенгур". С. Семенова, один из ведущих исследователей творчества Платонова, справедливо увидела в "Чевенгуре" "целый пласт персонажей, проходящих фоном
в романе о неистовых преобразователях" и отстаивающих права "неотменимой действительности". Наиболее Значительные среди них, кроме Захара Павловича, кузнец Сотых и крестьянин по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного
социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян. В повести "Котлован" высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выписанностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации: "Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал
Возможен ли Рай на Земле?
Главное -не построить рай на земле, а хотя бы- не допустить ада.
Остальные ответы
Ни рая, ни ада--не существует ни в загробном, ни в земном мире)))))))))
М МИКРОНГуру (4103) 8 лет назад
С какой степенью вероятности?
Нет это чушь.. .
Чтобы был рай, нужно хотяб убрать страдания .
А ты сам подумай что я здесь тебе делаю мне не важно кто ты но ты не прав в одном деле было много сил потрачу стем и освобожу всех.
М МИКРОНГуру (4103) 8 лет назад
Мне достаточно Да или НЕТ!
каждый сам себе рай устраивает. вон. алкаш. с утрапохмелился - и уже в раю))))))))))))
М МИКРОНГуру (4103) 8 лет назад
Не рай, а шатания от ада к раю!
да .все в твоих руках :)))
М МИКРОНГуру (4103) 8 лет назад
В моих руках лишь личная гармония!
Терек Мудрец (11335) рай и ад тоже могут быть только личными
Рай — в религиозном представлении: состояние вечной (бесконечной, необратимой во времени) блаженной (полностью удовлетворённой или счастливой) жизни (существования, бытия) в гармонии с Богом или Высшей Силой, и соответственно абсолютно не доступное для зла, болезней, страданий, конфликтов и смерти.
М МИКРОНГуру (4103) 8 лет назад
Возможно или нет, даже в весьма отдаленной перспективе?
camomile Просветленный (27063) Все возможно, при желании
. для человеков теперь все определено. Для космического мусора планета боле не существует. Их агония под ярким солнышком очевидна ибо Сатания не только заперта, но и изничтожена+
Рай, Он ведь не "на . ", а "в. ".
Да, рай на Земле возможен, но, как и всё тленное, он будет недолговечным. Всё Вечное "находится" ВНУТРИ.
И Рай - это вовсе не место, это - СОСТОЯНИЕ, или, говоря простым обывательским языком - отношение . к Себе, к Миру, ко всему .
Всё зависит от того, что Вы понимаете под словом "Рай".
Если в Раю присутствуют болезни, старость и смерть.
Или в Раю нет болезней, старости и смерти.
в первом случае Рай на Земле возможен.
во втором случае Рая на Земле быть не может никогда.
Можно ли построить рай на Земле?
На фоне последней написанной мной статьи про квантовый переход у меня возникли логически вытекающие из этого мысли и я решил продолжить своё словоблудие. А возможно ли вообще создать на Земле идеальные для общества условия, чтобы все и всем были довольны, не было ни каких конфликтов и абсолютно все катались как сыр в масле?
Взято с Яндекс картинки. Взято с Яндекс картинки.Ок. Давайте теоретически представим, что Земля и человечество перешли на более высокие вибрации, про которые сейчас говорят все кому не лень. Власть перестала эксплуатировать людей, все живут в достатке, нету войн, нету различных социальных конфликтов и разделений. Все со всем согласны и все довольны своей жизнью. Для аналогии возьмём человека у которого достаточно денег, чтобы удовлетворять все свои потребности и не нужно ни в чём напрягаться, чтобы эти деньги зарабатывать. Вот они у него просто есть и всё. Что этот человек будет делать изо дня в день? Есть, спать, развлекаться и так далее.
Это называется деградация.
Взято с Яндекс картинки Взято с Яндекс картинкиЧеловек развивается и совершенствует себя только когда прикладывает усилия. Развитие, будь то духовное, интелектуальное или какого-то аспекта своей жизнедеятельности это труд, работа над собой. И к какому бы результату человек не приходил благодаря своим усилиям, через некоторое время этого становится мало, хочется чего-то большего и человек опять трудится и двигается дальше.
Наш мир дуален. То есть для того, чтобы определить что есть хорошо, надо сравнить это с плохим. Свет возможен только во тьме. Если мы уберем из своей жизни всё плохое, то оставшееся хорошее опять придется делить на очень хорошее и не очень. Опять появится плохое. Опять надо с чем-то бороться. Опять конфликты и недовольства. То есть наш мир устроен таким образом, что рай построить на нём не возможно в принципе.
Взято с Яндекс картинки Взято с Яндекс картинкиБыло ли в истории хоть какого-то государства, чтобы общество было довольно властью? Думаю нет. Мы недовольны своим правительством. Киваем на соседей, вон у них мол государство помогает людям гораздо больше. А в том государстве при всей этой помощи люди один фиг не довольны и тоже выходят на митинги.
Так значит дело не в размере получаемых благ, а в сущности человека? Сколько ему не давай, он всегда будет не доволен?
Получается, куда бы мы не двигались, чего бы не достигали, мы всегда чем-то не довольны и у нас всегда есть повод для дальнейшей работы. Ну перейдём мы в эти мифические высокие вибрации. Что изменится? Мы начнём деградировать от безделья или опять будем с чем-то бороться и куда то стремиться?
Получается что люди, которых не устраивают условия своего существования, будут всегда ими не довольны, где бы они сейчас не находились. И дело тут не во внешних условиях, а в личном восприятии этих условий. Думаю надо научиться радоваться и быть довольным тем, что у тебя имеется сейчас. Да, стремиться нужно к лучшему, чтобы развиваться. Но не исходя из того, что у тебя всё сейчас плохо. Надо учиться выходить за пределы дуальности, критики и суждений что правильно, а что нет. И воспринимать мироустройство и людей такими, какие они есть. Ибо по другому всё равно не будет.
В этом мире всё прибывает в полной гармонии по замыслу Высшего разума. Независимо от наших суждений об этом.
Надо научиться жить настоящим моментом и ценить то, что у тебя сейчас есть. Та точка, в которой ты сейчас находишься на своём пути, это результат и следствие твоих предыдущих действий. И если ты этим не доволен, то это не потому что мир вокруг тебя плохой и кто-то виноват в этом, а потому что ты сам себя привёл в эту точку. Сам создал причины для этого.
А ещё я очень советую вбить в поиске и почитать про эксперимент "Вселенная 25". Хорошая пища для размышлений, если провести аналогию с человеческим социумом. И будет более понятно, о чём я пытался рассуждать в этой статье.
Мы все обречены на развитие, труд над собой и преодоление трудностей. Либо на деградацию. Стагнации в природе не бывает.
Возможно я несколько скомканно и не понятно изложил свою мысль. Но как получилось )))
Ад, это наша жизнь на земле, другого ада нет, а вот рай возможно есть и у нас есть шанс туда попасть.
Все таки наивные наши люди, верят многим религиям придуманным другими людьми о существовании рая и ада. Рай может быть еще где то и существует, а вот про ад можно поспорить, потому что жизнь на земле и есть настоящий ад, другого более худшего просто не может быть. А то рассказывают про чертей, котлы, сковородки, огонь, гиену огненную, возьмите вулканическую лаву, какая там может быть жизнь, когда там все кипит при одной температуре в общем котле, это получается как надо грешить, чтобы попасть в эту лаву, такого греха просто не существует. Если бы был еще один более страшный ад, чем наша жизнь, зачем тогда человеку дается в нашей жизни страдания, болезни и прочие напасти от которых человек мучается и переживает. Почему эти страдания не обходят стороной даже детей.
Еще одно доказательство что жизнь на земле, это и есть ад в том, где появился человек, первый человек появился в раю, значит ада еще не было или он пустовал, а вот когда человек начал грешить и умирать, тут то и появился ад. Если наша жизнь не рай, то получается что она ад. А все эти страшилки про существование еще одного ада, кроме земного, выдуманы специально чтобы как то держать в узде нас грешников. Поэтому самоубийство считается смертным грехом, не должен человек сам уходить из жизни и решать когда он должен покинуть отмеренный ему срок проживания в аду. Даже здесь у нас в аду, люди умудряются грешить, не знаю куда попадают земные грешники, может их души переходят в камни, растения или землю, откуда то должен поступать биологический материал для построения земной поверхности.
Ну а черные силы в лице всякой нечисти, дьяволов, чертей и сатаны, это все те наши земные руководители, диктаторы, маньяки, которые на земле не дают нам расслабляться и спокойно жить. Чем ни сатана, дьявол или черти, те люди которые уничтожают миллионами человеческие души на земле, из за которых люди мучаются и страдают еще больше, посмотрите сколько таких людей много. Но не надо отчаиваться, надо продолжать жить, если нет другого ада кроме земного, то рай то наверняка есть. А если вы живете на земле, значит ваша душа проходит очищение, совсем скоро она очистится и вы попадете в рай. Даже если не получится попасть в рай из за земных грехов, то ваша душа и тело пойдет на строительство поверхности земли, превратится в горы, долины, леса. Тоже неплохо для нас грешных, будет другим людям от нас хоть какая то польза.
Читайте также: