Вензель на фасаде дома
Вензели и монограммы
В логотипах двух из четырёх государственных музеев-заповедников, расположенных в пригородах Санкт-Петербурга, использованы монограммы их царственных владельцев, названных в дополнение к именам Великими. Эмблемой ГМЗ «Петергоф» является первая буква имени Петра, ГМЗ «Царское Село» — Екатерины. Вот почему, продолжая тему столетнего юбилея музейного статуса дворцовых пригородов, Журнал Учёта Вечных Ценностей обратил особое внимание на вензели и монограммы, нередко встречающиеся на петербургских фасадах. О чём эти детали могут рассказать, говорится в статье искусствоведа Ольги Разумовской.
Издавна существовала традиция украшать фамильными вензелями книги, столовые приборы или иные личные предметы. Эта традиция не обошла и фасады зданий. Во второй половине XIX века и начале XX столетия в Санкт-Петербурге появилось множество особняков и доходных домов, в оформлении которых среди различных архитектурных деталей можно увидеть инициалы владельцев. Их монограммы встречаются в самых разных местах: на фронтонах, над окнами, в решётках балконов, ворот, на дверях, перилах.
Монограмма в переводе с греческого означает «один» и «буква», а вензель на польском языке — «узел». Вензелем называли переплетённые буквы, образующие красивый узор. Таким образом, вензелем можно назвать усложнённую монограмму. Монограммы встречались уже в древности на греческих монетах. В России традиция украшения инициалами восходит к петровской эпохе. Следует отметить, что отдельного изучения монограмм на фасадах домов Петербурга до сих пор не проводилось. Да и эта статья не претендует на полный охват всех украшенных ими зданий Петербурга.
Эмблема Петергофа с вензелем Петра Первого. Фотография Юрия Молодковца
Свои инициалы на фасадах оставляли люди разные по образу жизни, месту в обществе, различными были и их судьбы. Но все они явно стремились оставить память о себе, привлечь внимание к дому, которым владели. Родовитые аристократы представляли на фронтонах своих особняков кроме инициалов ещё и гербы. Заглавные буквы имён и фамилий домовладельцев включались в общее оформление зданий и часто складывались в сложную композицию. Как правило, инициалы на фасадах домов изображались крупно, на видном месте, но иногда их можно разглядеть, только присмотревшись к порой незаметным фрагментам.
Монограммы на фасадах можно условно разделить на несколько разновидностей и типов. К наи- более простому и частому относятся изображения только начальной буквы фамилии владельца. Рассмотрим некоторые примеры.
Дом № 11 по Фурштатской улице принадлежал супругам Зайцевым. Фасад оформлен архитектором Н. Ф. Беккером в 1881 году в неорусском стиле. Инициал «З», помещённый над окном второго этажа, стилизован под орнамент и прекрасно вписывается в оформление фасада. Владели этим домом супруги недолго и скоро продали, однако память об их кратком владении осталась на фасаде навсегда.
Дом № 44 по Фурштатской улице украшен инициалом «Н» под дворянской короной. В 1870-х годах дом принадлежал графине М. К. Нирод. Фасад здания оформлен достаточно лаконично, и картуш с инициалом вносит оживление. Литеру «Н» обрамляет по обеим сторонам растительный орнамент.
На Загородном проспекте, на 20-м доме, в овальном медальоне над люкарной дана латинская буква «N». Владелицей дома в 1885 году была вдова коллежского асессора С. Е. Ниман. Похожую на орнамент прописную литеру не сразу можно заметить.
Фасад дома № 24 по набережной Фонтанки украшают два отдельных инициала «П» и «К», помещённые на полукруглых фронтонах здания. История дома изобилует многими владельцами, среди которых были Поклевские-Козелл, пожелавшие оставить память о себе на фасаде здания. Буквы изображены в овальных медальонах, по обеим сторонам — сидящие путти, поддерживающие ткань, ниспадающую сверху. Инициалы даны печатными буквами и хорошо видны издали.
Дом № 13 по Гороховой улице принадлежал с 1860-х годов ротмистру, а затем и генералу от инфантерии Ивану Фёдоровичу Тутолмину. На наличниках над окнами неоднократно повторяется в медальоне буква «Т», тонкое написание напоминает гравировку.
Иногда рядом изображались начальные буквы имени и фамилии. Пример изображения раздельных инициалов можно увидеть на фасаде дома № 2 по Большому проспекту Петроградской стороны. Дом построен в 1896–1890 годах и принадлежал Александре Ивановне Ванюковой. Инициалы «А» и «В» расположены в картуше над входной дверью. Литеры стилизованы под старинное русское написание.
Не сразу можно заметить литеры «С» и «К» на фасаде дома по улице Рубинштейна, № 11. Здание принадлежало семье Крундышевых. Здесь буквы соединены вместе. Иногда при создании монограмм на фасадах использовали вязь — своеобразное декоративное письмо, когда буквы образуют орнамент.
На Почтамтской улице дом № 2 рядом с Исаакиевской площадью украшен инициалом под дворянской короной. В 1870-х годах владельцем дома был Пётр Иванович Мятлев. Парочка путти поддерживает картуш — лепное украшение в виде щита — с латинскими буквами «Р М». Особенностью данного вензеля является то, что латинское «Р» плавно переходит в литеру «М». Стоит отметить, что такое написание называют лигатурой, где буквы имеют общую или слившуюся часть.
Интересный пример монограмм можно увидеть на фасаде дома № 52 по Большому проспекту Васильевского острова. В центре наверху помещены инициалы владельца дома Роберта Эдуардовича Ведекина, а в правой части — как можно полагать, его жены — Лидии Карловны Ведекиной. Это нечастый случай, когда на одном фасаде здания использованы инициалы сразу двух человек. Обрамление из ветвей и цветов дополняет и акцентирует внимание на монограммах, выполненных более тёмным тоном.
Нарядный особняк купца, известного книгоиздателя Игнатия Лукьяновича Тузова на улице Марата, № 17 несколько раз украшен инициалами владельца. Так купец стремился подчеркнуть богатство и состоятельность. Инициалы, находящиеся на эркере, помещены в углублённый круг, выделена в центре печатная буква «Т». «И Л» размещены по обе стороны в меньшем размере. Дом был построен в конце XIX века в стиле эклектики и принадлежал Тузову около двадцати лет.
Инициалы другого купца можно увидеть на улице Пестеля на фасаде дома № 23. На уровне второго этажа достаточно крупно смотрится монограмма владельца, также пожелавшего запечатлеть и первую букву своего отчества. Буквы «П К А» — Пётр Александрович Комов — частично соприкасаются друг с другом, образуя симметричную композицию. По обеим сторонам — ветви лавра, горизонтальный фриз чётко выделяется на фасаде здания.
Интересны примеры, когда буквы изображаются наискосок, пересекаясь друг с другом.
Дом № 60 по Английской набережной выделяется своими сравнительно небольшими размерами. На фронтоне в круге помещена монограмма из латинских пересекающихся букв «F» и «R». Фредерика Радау владела этим домом с 1901 года вплоть до революции. В круглом медальоне прописные буквы помещены таким образом, что наиболее объёмно вылепленные завитки расположены на равном расстоянии друг от друга и образуют устойчивую композицию.
Богатые домовладельцы, аристократы нередко селились на набережных Невы. Дом № 18 на набережной Кутузова отличается особо пышным фасадом. На картуше, «заштрихованном» горизонтальными линиями, представлены перекрещённые буквы «О Д». Сергею Владимировичу Орлову-Давыдову дом принадлежал в 1880-х годах. Картуш, помещённый в разорванном фронтоне, обрамляют два крылатых путти.
На фасаде здания № 1 по проспекту Римского-Корсакова почти под крышей в круглом медальо- не запечатлены наискосок буквы «А К». Этот дом принадлежал Андрею Андреевичу Кушелеву и был построен в 1899–1900 годах. Литеры помещены под дворянской короной, ниже — ветви с лентами. Можно отметить, что буквы в данном случае стилизованы под старинное русское написание.
На пересечении Гороховой улицы и Загородного проспекта находится богато украшенное здание, принадлежавшее известному домовладельцу, действительному тайному советнику и городскому голове Владимиру Александровичу Ратькову-Рожнову. Дом № 79 по Гороховой улице сначала проектировал В. Шретер, а затем Л. Н. Бенуа в 1885–1886 годах. На фасаде помещены композиции, включающие голову льва, даты постройки и инициалы владельца — «В Р Р». Буквы симметрично развёрнуты таким образом, что сложно сразу принять их именно за инициалы. Насыщенная различными элементами композиция прекрасно вписывается в общее оформление дома.
Впрочем, иногда буквы просто накладываются друг на друга. Такое написание называют замкнутой лигатурой: одна буква помещена внутри другой. Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, 18 был построен по проекту А. Штакеншнейдера в 1857–1861 годах. Кроме герба фасад дополняют инициалы великого князя Михаила Николаевича и его супруги Ольги Фёдоровны. Вензель «М О» украшает также балкон и ворота.
Интерес представляет и монограмма на фасаде дома № 7 по Большой Пушкарской улице. Здание построено в 1912 году архитектором А. И. Зазерским. В углублённом в стене круге лаконично даны буквы «И Б» — Иссахар Басевич — образующие своего рода орнамент. Оформление фасада построено на контрастах, лаконизме, в изображении букв преобладает линейное начало.
Нередко буквы инициалов не только накладываются друг на друга, но и переплетены между собой.
Дом на улице Блохина, № 11 украшен одновременно переплетёнными инициалами «К О» и датой постройки — 1909 г. Особенностью изображения является то, что картуш выделен по контрасту с остальным фасадом более ярким цветом. По обе стороны изображены завитки, гирлянды. Здание принадлежало Оресту Порфирьевичу Кмиту.
Доходный дом П. И. Лихачёва на Невском проспекте, 66 перестроен в 1877–1878 годах. Он находится на пересечении Невского, Фонтанки и Караванной улицы. Монограмма на фасаде здания повторяется неоднократно. Путти придерживают картуш с переплетёнными инициалами «П Л».
Приведу несколько примеров и более сложного переплетения букв.
Фасад правой части дома № 48 на Фурштатской улице украшен повторяющимися вензелями. В 1890-х годах здание перешло к купцу П. Е. Семёнову. Изысканно сплетённые буквы «П С» являются частью декора здания. Можно отметить, что буквы почти полностью выполнены из завитков. Картуши, на которых изображены инициалы, дополнены дубо- выми ветвями.
Достаточно необычен вензель на фасаде дома № 12 по Биржевой линии Васильевского острова. Здание принадлежало Григорию Петровичу Елисееву. Перекрещённые между собой печатные буквы «Г П» обвивает большая прописная литера «Е». Медальон с вензелем обрамляют атрибуты: плоды, ветви, ленты, всю композицию венчает голова Меркурия, намекая на деятельность хозяина дома.
Рассмотренные примеры позволяют отметить интересную особенность декорирования зданий вензелями и монограммами. Период, когда наиболее часто встречаются данные элементы декора, относится к последним десятилетиям XIX века, а в прошлом столетии — ко времени вплоть до революционного 1917 года. Свои монограммы оставляли люди и известные в истории города, и просто обычные домовладельцы, ничем другим не отметившие себя в жизни города. К сожалению, пока не удалось установить, кому принадлежат многие инициалы на фасадах зданий Петербурга, город хранит ещё много загадок для будущих исследований.
Ольга Никитична Разумовская — искусствовед, краевед-исследователь, сотрудник Государственного Эрмитажа
Адресная справочная книга Санкт-Петербурга. Изд. А. С. Суворина. 1896.
Алмазов Б. А. «Повести каменных горожан». М, СПб: Центрполиграф. 2012.
Антонов В. В. Новое о старом. М.: Центрполиграф. 2010.
Богомолов С. И. «Российский книжный знак. 1700–1918». М,: Минувшее. 2010.
Бройтман Л. И. Гороховая улица. СПб.: Крига. 2010.
Бударагина О. В. Латинские надписи в Петербурге. СПб.: Коло. 2014.
Векслер А. Ф. Крашенинникова. Т. Я. Загородный проспект. М.: Центполиграф. 2010.
Весь Петербург на 1914 г. Адресная и справочная книга под. ред. А. П. Шашковского. Изд. т-ва А. С. Суворина «Новое время» . 1914.
Дубин А. С. Фурштатская улица. М. СПб.: Центполиграф. 2005.
Иванов А. А. Набережная Кутузова. М.: Центрполиграф. 2004.
Кириков Б. М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века. СПб.: Пилигрим. 1996.
Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В. Невский проспект. М. СПб.: Центрполиграф. 2009.
Микитюк В. П., Мосунова Т. П., Неклюдов В. Г.Род Поклевских-Козелл. Екатеринбург.: Сократ. 2014.
Никитенко Г. Ю. Соболь. В. Дома и люди Васильевского острова. М. СПб.: Центрполиграф. 2008.
Никитенко Г. Ю. Привалов В. Д.Петроградская сторона. Большой проспект. М. СПб.: Центрполиграф. 2009.
Вензель на фасаде дома
Пн-Пт, 9:00 - 18:00
перезвоните мне сами
Архитектурная геральдика (вензель)
Фигурное сплетение одной или нескольких букв, которое может быть символикой фамильного рода не только, выражают индивидуальность и неординарность обладателя этого вензеля. Но и помогает выделиться, в выборе своего неповторимого дизайна, придумав свой стиль.
Наши мастера готовы повторить каждый индивидуально придуманный эскиз, и воплотить его в реальность.
Чем отличается монограмма от вензеля, лигатуры и экслибриса
По своей профессиональной деятельности я часто сталкиваюсь с разработкой монограмм. И в этой связи часто получаю вопросы:
Чем отличается монограмма от вензеля?
Чем монограмма отличается от лигатуры?
Чем монограмма отличается от экслибриса?
В чём разница между монограммой, гербом, подписью, логотипом, инициалами и прочего.
Решил написать небольшую ликбез-статью)
Что такое монограмма
В подавляющем большинстве буквы для составления монограмм представляют собой начальные буквы имени и фамилии — то есть инициалы владельца. Реже это могут быть сокращенные названия городов или других имён собственных.
Что такое вензель
В то время, как простые монограммы обычно относятся только к одному лицу, вензеля часто бывают сложными и принадлежат сразу нескольким лицам, например, семье.
Таким образом, вопреки расхожему мнению, вензель — это не просто красивая завитушка, но то, чем простая монограмма становится благодаря им.
Что такое лигатура
Лигатура – это знак, образующийся при соединении двух или более графем (обычно букв). Таким образом, монограмма может являться лигатурой и наоборот, но это совсем необязательно.
Что такое экслибрис
К другим терминам по теме
Пожалуй, с самыми сложными вопросами мы закончили. Теперь быстренько пробежимся по остальным терминам и их отношению к монограмме.
Вот и всё, надеюсь всем было понятно и интересно)
Найдены возможные дубликаты
1 год назадНе то что бы этого не найти в Гугле, но хотелось бы больше таких тем на Пикабу.
раскрыть ветку 4 1 год назад Я тоже плюсанул. Кругозор расширил, только ума не приложу, как и когда мне теперь пригодится эта информация)) раскрыть ветку 2 1 год назад А я задумался: схуяль у меня такая подпись и почему бы не сменить ее красивой монограммой) 1 год назад С языка сняли. Вот нахрен это людям? Отвечаю - для фалометрии. 1 год назад Поддерживаю, и очень интересно было прочесть, еще хочется подобного! 1 год назадА меня часто просят расшифровать вензеля и монограммы на столовых приборах и посуде. Почему-то люди думают, что если на, к примеру, ложке стоит чья-то монограмма, то это непременно высокородный владелец. Это не всегда так - посуду мог заказать любой помещик, обладающий необходимой суммой и желанием. Даже какой-нибудь купец Евгений Казаков, урвавший сиюминутный куш и решивший шикануть и похвастаться перед гостями. Это сегодня хвастаются машинами, теликами и мобилками, а раньше крепостными, скакунами, собаками и убранством дома, включая богатый стол с серебром.
Так я вам скажу - расшифровка этих многочисленных вензелей - это практически нереальная просьба. Конечно существуют форумы по геральдике и каталоги, но туда входят лишь предметы с документально подтвержденным провенансом, а не все подряд. И вот такую завитушку в виде букв ЕМ, к примеру, вряд ли удастся точно идентифицировать. Это может быть и купец Илья Казаков, и помещик Иван Костомаров, и граф Илья Каменский. Правда графы часто в вензеля корону вплетали, тут попроще будет.
А вот экслибрис штука крайне полезная, для тех, ко изучает старину - владельца видно сразу. У меня в библиотеке половина книг, доставшихся от отца, с личным экслибрисом семьи "Библиотека Хор. ов". По крайней мере предки будут знать владельцев книг)
Читайте также: