Варианты игр на шахматной доске
brat_batan
Настольные игры занимали существенную часть нашего, сначала детского, а затем и подросткового досуга. Весь день в футбол не побегаешь – ногам тоже отдых требуется. Поэтому играли в них много и охотно. Дома, в подъездах, в школе на уроках, в пионерских лагерях, в электричках. В дождливую и холодную погоду.
Расскажу только о играх на шахматной доске. Их не так уж много:
Шахматы
Шашки
Поддавки в шахматы и шашки
Уголки
Шашки Чапаева (щелчки)
Коняшки (с кубиком)
Шахматы с кубиком
Линии
Вот, пожалуй, и всё.
Больше всего я преуспел в шахматах. На нашей лестничной площадке жил один дядечка, пенсионер и большой любитель шахмат. Вот и повадился он ходить ко мне по вечерам играть в шахматы пару-тройку партий. Причём, чтобы у меня был хоть какой-то интерес, давал мне фору – играл без ферзя или без обеих ладей. Ну, это первые годы, потом в качестве форы стали фигурировать кони и слоны, потом и фору перестал давать…
Первые годы игра проходила по одному сценарию – я сразу уходил в «глухую защиту», а мой соперник планомерно её продавливал. Как и тов. Бендер, я не баловал дядечку разнообразием дебютов, в первой партии разыгрывал Сицилианскую защиту, во-второй - Защиту Нимцовича. Но зато крепость этих защит постоянно возрастала. Допустив прорыв в каком-либо месте, я на досуге находил контрмеры и в следующий раз такая фигня уже не прокатывала.
Апофеозом шахматной эпопеи стал день, когда я неожиданно для своего соперника перешёл в нападение. Он привык, что я только защищаюсь и в построениях своих фигур допускал вольности. Вот и получил разгром за каких-то 15-20 минут!
Имея такого спарринг-партнёра, я довольно уверенно чувствовал себя в игре с ровесниками и пацанами постарше.
А вот шашки мне как-то не давались. При всей кажущейся простоте тактики и стратегии. Некоторое время я пытался понять секреты постоянных побед некоторых моих приятелей, но видно не было на то хорошего стимула. Дальше взятой (и так до конца и не прочитанной) в библиотеке книги, дело не сдвинулось.
Хочу заметить, что появление во дворе новой (для нас) игры, вызывало бум. Иногда на день, иногда и на месяц. К таким играм на шахматной доске я отнесу «Уголки» и «Коняшки» и расскажу о них поподробнее – вдруг кто-то не знает или забыл. Плюс новинка сезона - "Линии".
Расставить шашки для игры в уголки можно несколькими способами. Также и количество шашек может быть разным – для квадрата 9 или 16, для треугольника 10 или 15.
Правила игры.
1. Цель игры занять своими шашками клетки, на которых изначально расположены шашки соперника. Кто это сделает быстрее, тот и выиграл.
2. Ходить можно в любую сторону на одну клетку (по горизонтали, вертикали и диагонали). Естественно, клетка, на которую перемещается шашка, должна быть свободной от своих и чужих шашек.
3. Шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Прыжков может быть любое количество – это всё считается за один ход.
4. Перепрыгивать можно только через одну шашку (через две, стоящих рядом, нельзя).
5. Было ещё такое правило – если один игрок вывел из своего «города» (изначального места построения) все свои шашки, то соперник должен ходить только шашками, остающимися в своём «городе».
Правила игры.
1. Играть можно вдвоём, втроём и вчетвером. Когда игроков больше двух, то надо как-то пометить свои шашки, если они не отличаются формой или цветом.
2. Количество шашек на каждого игрока - четыре. В начале игры они находятся рядом с доской, в углах.
3. Цель игры выстроить свои шашки по диагонали от своего угла. Кто сделает это первым, тот и победил.
4. Игроки по очереди кидают кубик. При выпадении шестёрки, игрок получает возможность поставить одну из своих шашек на свой угол доски. Далее он передвигает её по периметру доски. На какое количество клеток – определяет число на брошенном им кубике. Доведя шашку до своего угла, он загоняет её по диагонали до центра доски.
5. Настигая шашку противника можно через неё перепрыгнуть. Если же число на выброшенном кубике позволяет накрыть шашку другого игрока, то шашка противника снимается с доски и тому надо снова вводить её в игру.
Изобрёл игру в далёком уже 1969 году канадец Клод Суси (Claude Soucie).
Здесь нет «войнушки», хотя есть возможность кушать чужие шашки. В начале игры игроки расставляют свои шашки по 6 штук по противоположным краям доски, не занимая угловых клеток.
Далее игроки делают ходы поочерёдно любой из своих шашек. Шашку можно перемещать в любом направлении, но на такое количество полей, сколько всего на этой «линии» шашек обоих цветов. Можно перепрыгивать через шашки своего цвета. Через чужие шашки перепрыгивать нельзя, но можно съесть чужую шашку, если ваш ход приходится ровно на то поле, которое та занимает.
Цель игры — сгруппировать свои шашки так, чтобы они были связаны между собой, все до единой примыкали друг к другу ортогонально или по диагонали. При этом не важно, сколько у вас осталось шашек. Иногда меньшим количеством шашек это бывает сделать легче. А одна-единственная шашка у игрока — это победа! (Надо признать, что такого в моих партиях ни разу не случалось).
Если после хода одного из игроков создалось выигрышное положение для обеих сторон,
то. э-э-э. тут трактовка правил менялась. В первом издании своей знаменитой книги A Gamut of Games (1969) Сид Сэксон описал это положение как ничейное. В дальнейшем возобладала идейная линия противников ничьих, и во втором издании книги Сэксон исправил свою «ошибку»: с тех пор в этой ситуации победителем признается тот, чей ход был последним.
Lines of Action — это безусловный шедевр, жемчужина в ожерелье лучших абстрактных игр. Можно попробовать разные стратегические построения и варианты движения к слиянию своих шашек.
Во что поиграть на шахматной доске + поле для печати
Помимо классических шахмат и шашек на квадратном поле 8х8 чередующихся по цвету клеток существует множество других интересных настольных игр и задач на логику.
Игра "Уголки" на шахматном поле Игра "Уголки" на шахматном полеПредлагаем макет поля для распечатывания на принтере и небольшую подборку наиболее распространенных игр на шахматной доске.
Варианты игр на шахматной доске
- Уголки
- Обратные шашки (Поддавки)
- Чапаев
- Овца и волки
- Пешечная дуэль
- Турецкие шашки
В качестве фишек в большинстве игр лучше всего подойдут стандартные шашки, можно также использовать монетки, пуговицы и т.п. Мы традиционно используем стеклянные камешки.
Распечатанное шахматное поле и набор игровых фишек будут универсальным игровым комплектом для интересного досуга и не займут много места в дороге.
Игры на шахматной доске
Здравствуйте! Если Вы зашли в этот раздел, то видимо ваш ребенок уже вовсю занимается замечательной игрой под названием шахматы. Частенько в середине шахматного урока вы чувствуете, что дети устали и не могут воспринимать новый материал. Не стоит даже пытаться преодолеть это препятствие. Это может отбить неокрепшее ещё желание заниматься шахматами.
Предлагаем вам игры, которые обязательно поднимут работоспособность, а главное, настроение ребёнка. А шахматы никуда не денутся, не расстраивайтесь. Не беда — вечером наиграетесь с папой. На чёрно-белой доске существует более 1000 разных развивающих игр и с самыми интересными вы и познакомитесь, пройдя по ссылкам в данном разделе.
Множество тренеров шахмат по всей России предлагает своим ученикам отвлечься от тяжелой шахматной науки с помощью предложенных игр. Впервые они были опубликованы в "Нескучном учебнике" Костровым Всеволодом Викторовичем. Прошло уже целых 25 лет, а они популярны и по сей день. Пришло время выложить данные игры в интернет, чтобы каждый желающий получил возможность научиться играть в них, даже не имея учебника на руках. Если у Вас есть какой-либо вопрос, связанный с уроками шахмат, а ответа, к сожалению, Вы не смогли найти на сайте, то просто напишите нам. Либо задайте вопрос в специальной форме комментариев. И в самое ближайшее время после Вашего обращения мы опубликуем подробное разъяснение.
- Развивающие настольные игры
- Список настольных игр
Развивающие настольные игры
Задача данного раздела чрезмерно простая: поднять интерес к шахматной игре и развить нестандартное мышление ребенка. Только здесь вы найдете подробную информацию о различных развивающих играх на шахматной доске, познакомитесь с их правилами и особенностями. А потом снова приступите к обучению шахматам онлайн либо в шахматном клубе.
Уголки
Очередная игра на шахматной доске под названием уголки очень занимательна и, наверняка, доставит много приятных минут. Предложим несколько вариантов игры в неё. Выбирайте сами, который придётся вам больше по вкусу.
Как расставить шашки для игры в уголки
Вот возможные расстановки для игры в УГОЛКИ. Пешки расположились по УГЛАМ друг против друга по диагонали. Они занимают квадрат–ГОРОД 3 на 3. Кстати, расстановки для игры в «УГОЛКИ» могут быть и другие. Например, 3 на 4 или 4 на 4, то есть на доске расставляется по 9 или даже по 16 Пешек–Шашек. Интересно диагональное построение 10 или 15 шашек.
Правда, при большом количестве шашек игра может затянуться, так как возникнут заторы. Но, возможно, что взаимная БЛОКАДА многим может доставить удовольствие. Потребуется столько выдумки и фантазии, чтобы преодолеть заторы из своих и чужих Пешек.
Правила игры в уголки на шахматной доске
- Надо поменяться местами. Выигрывает тот, кто первый полностью займёт территорию вражеского ГОРОДА своими ПЕШКАМИ.
- Ходить можно по горизонтали и по вертикали вперёд и назад в любом направлении на одну клетку.
- Можно Пешками перепрыгивать через свои и чужие Пешки. Можно перепрыгивать за один ход несколько раз подряд.
Например, Пешка g2 может перепрыгнуть несколько Пешек и оказаться на а8!
1. g2–e2–е4–с4–с6–а6–а8.
Чёрная Пешка b7, в свою очередь, допрыгнет до поля h1.
1. . b7–b5–b3–d3–f3–h3–h1. - Перепрыгивать можно только через ОДНУ Пешку. Например, Белая Пешка h2 не может сразу перелететь через cтоящие рядом g2 и f2. Не путай. Можно несколько раз через одну Пешку за один ход, но не разом через несколько Пешек, стоящих рядом!
- Иногда бывает, что из вредности один из противников не выводит из своего города Пешки, чтобы не пустить Пешки противника в свой город. Поэтому можно ввести для ВРЕДНЮГ дополнительное правило.
- Как только один из противников освободит все поля в своём ГОРОДЕ (расположение Пешек в начале игры), то же незамедлительно делает его соперник. Он обязан ходить только Пешками, оставшимися в своём городе. Это правило избавит Вас от «вреднючек»!
- Есть и другие разновидности игры в УГОЛКИ. Усложните эту игру! Добавьте к правилам пере-движения Пешек по диагонали. Также во всех направлениях можно и перепрыгивать через Пешки–Шашки.
Белые: 1. g3–e5–c7; чёрные: 1. . с8–e6–g4.
Не считаешь, что на КАНИКУЛЫ мы сделали вам отличный подарок? Теперь вы знаете, что делать длинными летними вечерами. Осваивайте новые игры, и придумывай свои.
Использование данного материала в интернете без указания ссылки на автора и сайт запрещено. Правами на издание книги и данного материала владеет автор Костров Всеволод Викторович. С вопросами обращайтесь по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Давайте уважать труд авторов, администраторов сайта и Детско-юношеской комиссии Санкт-Петербургской Шахматной Федерации.
Не забудьте посетить еще один интересный сайт Кострова Ярослав Всеволодовича, посвященный европейской сертификации.
Пять удивительных вариантов шахмат - учимся играть
В этой статье мы рассказываем о вариантах шахмат, появившихся на сайте довольно давно:
Где сыграть в варианты шахмат?
1) Нажмем на кнопку "Новая партия" в меню "Играть"
Нажимаем на кнопку!
2) Нажимаем на кнопку "Нестандартные условия", раскрываем строчку меню с вариантами шахмат, выбираем вариант и задаем дополнительные параметры:
Нажимаем на раскрывающееся меню
Чтобы прочесть краткое описание основных особенностей каждого варианта в сравнении с обычными шахматами, просто наведем курсор на значок "?", чтобы появилась всплывающая подсказка.
Правила и начальные сведения о вариантах шахмат:
1. Шведские шахматы:
Шведские шахматы - вариант шахмат, где две команды по два игрока в каждой играют на двух шахматных досках. Один из сокомандников играет белыми, а другой черными. Цель игры - победить противника обычным для шахмат способом: мат или просрочкой у противника. Сокомандники помогают друг другу, обмениваясь взятыми у противника фигурами, которые можно выставлять на свободные поля в свою очередь хода. (Перейти к Советам Начинающим)
- При взятии одной из фигур противника она немедленно передается в резерв вашего партнера, который может распоряжаться ей по его усмотрению.
- На своем ходу можно не только передвинуть фигуру на другое поле, но и выставить фигуру из резерва на любое свободное поле доски.
- Запрещено выставлять пешки на первый или последний ряд.
- Пешка, выставленная на второй ряд, может ходить на два поля вперед, как и в обычных шахматах.
- Пешки, превратившиеся в фигуры и впоследствии взятые, возвращаются в резерв как пешки, а не фигуры, в которые они превратились.
- Партия в шведские шахматы заканчивается матом, сдачей или просрочкой времени на одной из досок. Ничьих в шведских шахматах не бывает .
Большинство принципов обычных шахмат применяются и в шведских. Развитие фигур и контроль сильных полей, остаются частью верной стратегии, но стоит обращать внимание на другие детали. Смотрим видео МГ Александры Костенюк, чтобы узнать, как совершенствоваться в шведских шахматах!
2. Крейзихаус:
Крейзихаус - вариант, где действуют все обычные правила шахмат, но взятые фигуры можно выставлять на доску на своем ходу. (Вскоре появятся советы начинающим игрокам в крейзихаус!)
- Фигуры ходят так же, как и в обычных шахматах.
- Как и в обычных шахматах, партия может закончиться матом, патом и просрочкой времени.
- Взятые фигуры меняют цвет и добавляются в резерв взявшего их игрока.
- На своем ходу можно не только передвинуть фигуру на другое поле, но и выставить фигуру из резерва на любое свободное поле доски.
- Разрешается выставлять фигуру из резерва, чтобы заблокировать шах, даже в позиции, где по обычным правилам (если бы выставление фигуры было невозможно) король получил бы мат.
- Разрешается выставлять фигуры с шахом и матом вражескому королю.
- Запрещено выставлять пешки на первый или последний ряд.
- Пешки, превратившиеся в фигуры и впоследствии взятые, возвращаются в резерв как пешки, а не фигуры, в которые они превратились.
3. До трех шахов:
До трех шахов - простая разновидность шахмат с понятной задачей: дать королю столько шахов, сколько сможем! Все правила обычных шахмат остаются в силе, но дополнительно можно выиграть партию, дав королю три шаха (или проиграть ее, получив третий шах).
- Партия может также закончиться обычным матом, патом или просрочкой времени.
- Партия также заканчивается, когда игрок дает третий по счету шах королю противника.
- Ход, приводящий к двойному шаху, добавляет к количеству шахов всего один шах.
Смотрим видео, где МГ Владимир Добров играет в шахматы "до трех шахов".
4. Царь горы:
Царь горы - увлекательный вариант шахмат, где цель игры - привести короля в центр доски, так сказать, на "вершину горы". (Вскоре появятся советы начинающим игрокам в царя горы!)
- Партия заканчивается, когда игрок ставит своего короля на одно из полей в центре доски.
- Партия может закончиться и обычным матом, патом или просрочкой времени .
- Поля e4, d4, e5 и d5 - "вершина горы". Когда белые или черные ставят на одно из них своего короля, партия заканчивается независимо от того, у кого лучше позиция.
5. Шахматы-960 (Шахматы Фишера):
Шахматы-960, или шахматы Фишера - вариант шахмат, изобретенный покойным чемпионом мира Бобби Фишером. Правила игры - те же, что и в обычных шахматах, но, чтобы уменьшить влияние дебютной теории, фигуры на последнем ряду располагаются случайным образом. (Вскоре появятся советы начинающим игрокам в шахматы Фишера!)
- Партия заканчивается как обычно: матом, патом или просрочкой времени .
- Слоны в начальной позиции шахмат-960 должны располагаться на полях разного цвета.
- Король должен находиться между ладьями, чтобы сохранять возможность рокироваться в обе стороны. Это значит, что белый король может находиться на полях от b1 до g1, (а черный от b8 до g8).
- Это значит, что:
- Вне зависимости от расположения короля и ладьи, применяются стандартные правила рокировки. Король и ладья не должны ранее двигаться, король не может вставать под шах или пересекать битые поля, между ним и ладьей не должно стоять никаких фигур.
- После рокировки король и ладья встают на те же поля, на которые они вставали бы и в обычной шахматной партии. Например: даже если белый король находится на b1, а ладья на e1, после рокировки на королевский фланг король встанет на g1, а ладья на f1, поскольку белый король встает на g1, а ладья на f1 и в финальной позиции рокировки.
Знакомство с правилами шахмат-960 - первый шаг к успехам в этой игре. Чтобы совершенствоваться и побеждать своих противников, посмотрим видео МГ Владимира Доброва с объяснением правил и принципов игры в шахматы-960!
А вы пробовали играть в варианты шахмат? Рассказываем в комментариях к статье.
Шахматы
Шахматы - древнейшая и самая известная настольная игра. Хотите понять секрет их популярности? Играть в шахматы с друзьями? Участвовать в турнирах?
Узнаем самое главное о нашей королевской игре всего за полчаса.Что такое шахматы?
Шахматы - настольная игра для двух противников, изображающая сражение двух армий. Миллионы людей играют в шахматы как для развлечения, так и участвуя в серьезных соревнованиях.
Шахматы - пошаговая стратегия с открытой информации, где влияние удачи на исход борьбы сводится к минимуму.
Правила
Шахматы - сложная игра с множеством правил. Рассказываем о них подробнее.
Инвентарь
Для игры в шахматы нужны комплект шахматных фигур и шахматная доска. Также противникам понадобятся шахматные часы, если они хотят играть на время, и, возможно, бланки для записи ходов.
В комплект фигур входят две армии по восемь пешек, два коня, два слона, две ладьи, одному ферзю и одному королю в каждой. Чтобы шахматисты могли отличать свои фигуры от фигур противника, они должны быть окрашены в контрастные цвета. Исторически дорогие комплекты фигур делали из слоновой кости и черного дерева, поэтому противников называют "черными" и "белыми" .
Шахматная доска - квадрат из 64 полей, восьми столбцов и восьми строк. Столбцы называются вертикалями, а строки - горизонталями. Поля доски окрашены в чередующиеся черный и белый цвета.
Шахматная доска состоит из 64 черных и белых полей. Столбцы на доске называются вертикалями, а строки - горизонталями.
Шахматные часы показывают, сколько времени остается у каждого из противников до конца партии. Они также могут добавлять время после каждого хода (при контроле времени с добавлением).
Шахматные фигуры
В шахматах используется шесть видов фигур: пешки, кони, слоны, ладьи, ферзь и король. Каждая из этих фигур ходит по-своему и обладает своей ценностью.
При определении ценности фигур пешки принимаются за единицу. Конь и слон примерно равны по ценности трем пешкам, хотя многие мастера считают, что слон немного ценнее коня. Кони и слоны считаются легкими фигурами.
Ладьи равны по ценности пяти пешкам, а ферзь - девяти. Ладьи и ферзь - тяжелые фигуры. Король - самая ценная фигура в шахматах. Его потеря означает, что партия проиграна.
Заметим, что ценность оставшихся фигур не всегда определяет исход партии. Шахматист, владеющий материальным перевесом - более ценными оставшимися на доске фигурами - может получить мат и проиграть партию .
Начальная расстановка
Все шахматные партии начинаются с одинаковой дебютной позиции. Доска должна быть повернута так, чтобы в правом нижнем углу находилось белое поле.
Нижнее правое поле должно быть белым.
Как уже говорилось, в начале партии у каждого из соперников по восемь пешек, два коня, два слона, две ладьи, одному ферзю и одному королю. Белые пешки занимают вторую горизонталь, а черные - седьмую.
Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях.
По углам доски стоят ладьи, дальше - кони и слоны. Наконец, ферзь и король находятся в центре, причем, цвет поля, занятого ферзем, должен совпадать с цветом этой фигуры (белый ферзь расположен на белом поле, а черный - на черном).
Начальная расстановка шахматной партии.
Ходы и взятия фигур
Каждая фигура ходит по-своему.
Пешка
Пешка может ходить вперед на одно поле или на два поля, если она находится на начальном поле. Пешки не могут ходить назад.
Пешка берет фигуры противника ходом на одно поле вперед по диагонали. Пешка - единственная фигура, которая берет и ходит по-разному, а также может брать на проходе и превращаться в другие фигуры.
Пешки ходят на одно или два поля вперед (если раньше не ходили). Они берут ходом на одно поле вправо или влево вперед .
Конь
Конь ходит на два поля по горизонтали и одно по вертикали или на два поля по вертикали и одно по горизонтали. Ход коня похож на большую букву "Г".
Конь может брать фигуру противника, занимая поле, где та находится. Конь - единственная фигура, способная перепрыгивать через другие.
Кони ходят буквой "Г" и могут перепрыгивать через другие фигуры.
Слон
Слон может ходить на любое расстояние по диагонали. В начале партии у каждого шахматиста по два слона. Один ходит по белым, а другой - по черным полям.
Слоны ходят по диагонали.
Ладья
Ладья может ходить на любое расстояние по горизонтали или вертикали. Ладья и король могут выполнять рокировку .
Ладьи могут ходить по вертикали или горизонтали на любое количество полей.
Ферзь
Ферзь - самая сильная фигура на доске. Он может ходить по диагонали, вертикали или горизонтали на любое количество полей.
Ферзь двигается в любом направлении на любое расстояние.
Король
Король может ходить на одно поле в любом направлении. Вместе с ладьей он может выполнять особый ход, рокировку .
Короли могут ходить на одно поле в любом направлении.
Шах и мат
Если на короля нападает фигура противника, говорят, что ему шах. Шахматист, чей король оказался под шахом, должен закрыться от нападения своей фигурой, отступить королем из-под боя или взять фигуру, напавшую на короля. Если защититься от шаха невозможно, король получает мат, и партия завершается.
Белые первыми дают шах и мат королю противника.
Дать мат противнику - главная цель шахматной партии. Тренируемся давать мат, разбирая уроки из этого интерактивного курса.
Особые правила
В шахматах существуют особые правила, применяющиеся в определенных положениях.
Рокировка
Рокировка позволяет укрыть короля на фланге и развить ладью одним ходом. При рокировке король сдвигается на два поля вправо или влево, а ладья перепрыгивает через короля, занимая поле рядом с ним.
В этом примере белые рокируют в короткую сторону, а черные - в длинную.
Рокировка возможна только при выполнении следующих условий:
- Ни король, ни ладья еще не ходили.
- Между королем и ладьей, выполняющими рокировку, нет других фигур.
- Король не под шахом.
- Противник не держит под боем поле, которое пройдет король, или на котором он окажется (но ладья может рокировать из-под боя).
Пешечное превращение
Пешка превращается в любую легкую или тяжелую фигуру , когда она оказывается на на самой дальней от своей начальной позиции горизонтали доски - восьмой для белых и первой для черных.
Пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля.
Пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Не важно, есть ли такие фигуры еще на доске, или нет.
Взятие на проходе
Взятие на проходе - одно из наименее понятных для начинающих шахматистов правил. Взятие на проходе возможно при выполнении следующих условий:
- Пешка, совершающая взятие, должна находиться на пятой горизонтали для белых или на четвертой - для черных.
- Взятая пешка должна сделать ход на два поля, оказавшись на одной горизонтали с пешкой, которая делает взятие.
- Взятие на проходе выполняется ответным ходом после хода пешки на два поля. Не использовав право взятия на проходе, мы его теряем.
При взятии на проходе пешку, сделавшую ход на два поля от своей начальной позиции, может взять пешка соперника, расположенная на соседней вертикали и на горизонтали, только что занятой пешкой. Пешка соперника занимает не поле, занятое взятой пешкой, а то, которое она миновала.
Только при взятии на проходе пешка занимает не поле, занятое взятой пешкой, а соседнее.
Исход партии
Шахматная партия может завершиться победой одного из противников или ничьей. Шахматист побеждает, поставив противнику мат или вынудив его израсходовать все время, отведенное на обдумывание ходов ("срубив флаг"). Шахматист проигрывает, если его король получил мат, или у него закончилось время на обдумывание.
Партия может завершиться вничью по различным причинам. Среди них - соглашение противников, троекратное повторение, вечный шах, ничейная позиция, правило 50 ходов, или пат.
Контроль времени
Любители чаще всего играют легкие партии без учета времени, но в шахматных соревнованиях используются ограничения по времени на обдумывание .
Контроли времени делятся по продолжительности на классику, рапид, блиц и пулю. Шахматные партии, где противники получают больше часа на обдумывание ходов называются классическими. С такими контролями чаще играют за доской.
Гроссмейстеры Ян Непомнящий и Максим Вашье-Лаграв играют с классическим контролем времени на Турнире претендентов в Екатеринбурге. Фотография Леннарта Утса/FIDE.
Контроль времени может предусматривать добавление или задержку. При добавлении после каждого хода шахматисту добавляется определенное количество секунд ко времени, оставшемуся до конца партии. При задержке время до конца партии не увеличивается, но начинает уменьшаться только через определенное время на каждом ход .
Партии могут проходить и с контролем более одного дня на ход. Это так называемые заочные шахматы.
Как играть шахматы с людьми
Играем с другими шахматистами.
Как играть в шахматы с компьютером
Для игры с десятками шахматных ботов, обладающих различными стилями и силой игры, нужно перейти в раздел сайта Компьютер.
Играем с десятками ботов, включая великих шахматистов, в разделе Компьютер.
Шахматная нотация
Шахматная нотация - способ записи ходов партии. Исторически существовали разные системы нотации, но сейчас общепринятой является алгебраическая. Запись хода состоит из его номера, названия фигуры и названия занятого ей поля.
В алгебраической нотации название каждого поля состоит из буквы, которыми обозначаются вертикали, и цифры, которыми обозначаются горизонтали.У каждого поля шахматной доски есть имя, состоящее из буквы, обозначающей вертикаль, и цифры, обозначающей горизонталь.
Фигуры обозначаются буквами: король - "Кр", ферзь - "Ф", ладья - "Л", слон - "С" и конь - "К". Если название фигуры не указано, значит, ход сделан пешкой.
Взятие обозначается буквой "x" или двоеточием ":", короткая рокировка - символами "0-0", а длинная - символами "0-0-0". 1-0 значит, что партию выиграли белые, 0-1 - черные, а 1/2-1/2, что она завершилась вничью.
1.e4 e5 2.Кf3 Кc6 3.Сb5 a6 4.Сa4 Кf6 5.O-O Сe7 6.Сxc6 - запись ходов следующей партии:
Шахматные федерации
Шахматные федерации - объединения шахматистов, регулирующие все вопросы, связанные с правилами шахмат и шахматных соревнований.
ФИДЕ - Международная федерация шахмат - проводит важнейшие международные личные и командные соревнования по этой игре, например, Всемирные шахматные олимпиады, Турниры претендентов и матчи на первенство мира. Также ФИДЕ публикует и уточняет правила шахмат, выдает международные звания и считает международные рейтинги шахматистов.
У многих стран есть собственные федерации, например, Федерация шахмат США или Федерация шахмат России. Национальные федерации заботятся о развитии шахмат в стране, организуют ее чемпионаты и другие турниры и считают национальный рейтинг. Некоторые национальные федерации также выдают национальные звания (которые не признаются ФИДЕ).
Рейтинги в шахматах
Шахматный рейтинг отражает силу шахматиста относительно других шахматистов, с которыми он встречается на турнирах . ФИДЕ использует для оценки рейтинга систему Эло, но национальные федерации могут использовать рейтинговые системы, действующие по другим принципам. Например, особая рейтинговая система используется Федерацией шахмат Англии .
Шахматные звания
Национальные федерации могут присваивать шахматные звания после хороших выступлений шахматистов или достижения ими определенного рейтинга.
Сильнейшие в мире шахматисты - гроссмейстеры.
Национальные федерации могут использовать и другие звания, действующие на их территории. Пример - звания национального мастера и пожизненного мастера (life master) Федерации шахмат США.
Шахматные соревнования
Шахматы - популярный вид спорта. Каждый год проводится множество национальных и международных соревнований для шахматистов любого уровня. Самый престижный титул - чемпиона мира по шахматам - разыгрывается в матче действующего чемпиона мира и претендента.
Соревнования могут проходить по круговой, олимпийской или швейцарской системе. Турниры часто проходят в формате арены.
Теория и стратегия шахмат
При такой древней истории и огромной популярности неудивительно, что за время существования шахмат их успели глубоко изучить. Шахматная теория - совокупность накопленных человечеством знаний о шахматах. Шахматную партию принято делить на три части: дебют, миттельшпиль и эндшпиль.
Дебют
Дебютная теория начинается с первых ходов шахматной партии. К общим принципам разыгрывания дебюта относятся занятие центра, развитие фигур и обеспечение безопасности короля. Мастера изучают и анализируют отдельные дебютные системы и варианты. К чаще всего применяемым дебютам относятся сицилианская защита и испанская партия, хотя другие дебюты тоже существуют и пользуются популярностью.
В этом курсе уроков мы узнаем об общих принципах разыгрывания дебюта.
Миттельшпиль
Когда противники выполняют цели дебюта, партия переходит в миттельшпиль. В теорию миттельшпиля входит понятие о стратегии шахмат и такие позиционные концепции, как пешечная структура, хорошие и плохие слоны, активность фигур, избыточная защита, и так далее.
Читаем статьи, смотрим видео и проходим интерактивные курсы уроков, посвященных миттельшпилю.
Из этого интерактивного курса мы узнаем, как раскрыть весь потенциал своих фигур.
Эндшпиль
Эндшпиль начинается, когда большинство фигур покидает доску. Некоторые авторы считают, что партия переходит в эндшпиль сразу после размена ферзей. Теория эндшпиля изучает такие темы, как проходные пешки, оппозиция, метод треугольника, крепости, и так далее.
Начинаем изучение эндшпиля с основ!
Тактика
Тактика - совокупность тактических приемов, позволяющих получить материальный перевес перевес или даже дать мат, используя неудачное положение фигур противника. К базовым тактическим мотивам относятся вскрытое нападение, связка, линейный и двойной удар.
Читаем статьи, смотрим видео и проходим уроки по тактике. Тр енируемся, решая больше тактических задач на тему в режиме обучения и на рейтинг !
Изучаем основы тактики и начинаем побеждать.
История шахмат
Точных сведений о происхождении шахмат нет, но историки соглашаются, что они произошли от древних индийских настольных игр, например, чатуранги. Два признака объединяют эту игру со всеми последующими вариантами: фигуры разного достоинства и победа взятием короля.
Попав через Иран в арабские страны, игра-предшественница шахмат стала шатранджем. После крестовых походов шатрандж появился в Европе, где в эпоху Возрождения появились современные правила шахмат.
В XIX веке начали проводиться первые турниры и матчи сильнейших шахматистов. Титул чемпиона мира впервые разыгрывался в 1886 году в матче, где Вильгельм Стейниц победил Иоганна Цукерторта. ФИДЕ начала заниматься организацией матчей на первенство мира с 1948 года, когда чемпионом стал Михаил Ботвинник.
Стейниц - первый официальный чемпион мира по шахматам. Фотография: Wikimedia, CC.
С 1948 по 1993 годы ФИДЕ продолжала проводить чемпионат мира по шахматам. Помимо Ботвинника, чемпионами в эти годы становились Василий Смыслов, Михаил Таль, Тигран Петросян, Борис Спасский, Роберт Фишер, Анатолий Карпов и Гарри Каспаров.
В 1993 году действующий чемпион мира Каспаров и претендент Найджел Шорт поссорились с ФИДЕ, проведя очередной матч под эгидой созданной ими Профессиональной шахматной ассоциации (ПША). Так начался раскол, преодоленный только в 2006 году, когда Владимир Крамник, классический чемпион мира, победивший в 2000 году Каспарова, выиграл матч у чемпиона мира ФИДЕ Веселина Топалова.
ФИДЕ продолжает регулярно организовывать матчи на первенство мира, где побеждали Вишванатан Ананд и действующий чемпион мира Магнус Карлсен.
В 2020 году в мире шахмат произошла революция. Пандемия КОВИД-19 и успех сериала платформы Нетфликс "Ход королевы" привели к огромному росту популярности игры в шахматы по сети, а такие киберспортивные турниры, как PogChamps 3, сделали шахматы любимой игрой стримеров и создателей контента.
Варианты шахмат
Варианты шахмат - версии игры, отличающиеся своими правилами от обычных шахмат. Здесь могут использоваться особые правила, доски другого размера, фантастические фигуры, другое количество противников, и так далее.
К самым популярным вариантам относятся шведские шахматы, где команда из двух игроков сражается с другой командой на двух досках, обмениваясь взятыми фигурами.
Другой распространенный вариант - четверные шахматы. Как можно понять по названию, это игра для четырех противников на доске большого размера.
В четверных шахматах несколько противников играют на одной доске.
В разделе Варианты шахмат мы можем играть в один из исторически известных, популярных или предложенных Владимиром Крамником вариантов или придумать свой собственный, свободно комбинируя различные правила.
Заключение
Мы попытались кратко рассказать все, что нужно, чтобы играть в шахматы и побеждать, а также начать знакомство с шахматной культурой. В разделе Шахматный словарь нас ждут еще десятки статей о шахматах.
Трехмерные шахматы - Three-dimensional chess
Трехмерные шахматы (или трехмерные шахматы ) - это любой вариант шахмат, в котором используется несколько досок, представляющих разные уровни, что позволяет шахматным фигурам перемещаться в трех физических измерениях. На практике это обычно достигается за счет раскладывания досок, представляющих разные слои, рядом друг с другом.
Трехмерные варианты существуют по крайней мере с конца 19 века, одним из старейших является Raumschach (по-немецки «космические шахматы»), изобретенный в 1907 году Фердинандом Мааком и считающийся классической трехмерной игрой. Маак основал клуб Raumschach в Гамбурге в 1919 году, который оставался активным до Второй мировой войны.
Глава 25 Дэвид Притчард «s классифицированного Энциклопедия шахматных вариантов обсуждаются некоторые 50 таких вариаций , простирающиеся в шахматы трех измерениях, а также нескольких многомерных вариантов. В главе 11 рассматриваются варианты с использованием нескольких досок, которые обычно устанавливаются рядом, что также можно рассматривать как добавление дополнительного измерения в шахматы.
«Трехмерные шахматы» в разговорной речи используются для описания сложных динамических систем со многими конкурирующими сущностями и интересами, включая политику, дипломатию и войну. Описание человека как «играющего в трехмерные шахматы» подразумевает понимание и владение системой высшего уровня за пределами понимания их сверстников или обычных наблюдателей, которые, как предполагается, «играют» в обычные шахматы.
СОДЕРЖАНИЕ
Кубикшах
Лионель Кизерицкий (1806–1853) разработал Кубикшах (немецкий язык для кубических шахмат ) в 1851 году. Он использовал доску 8 × 8 × 8, обозначив третье измерение греческими буквами от альфа до тета. Этот формат позже был подхвачен Мааком в 1907 году при разработке Раумшаха . По словам Дэвида Притчарда , это следующий формат:
самая популярная трехмерная доска среди изобретателей, и в то же время самая психологически неудобоваримая для игроков . Менее требовательными к пространственному видению и, следовательно, более практичными являются игры, ограниченные тремя досками 8 × 8, и игры с досками. меньше 8 × 8.
Raumschach
Фердинанд Маак (1861–1930) разработал Raumschach (по-немецки « космические шахматы» ) в 1907 году. Он утверждал, что для того, чтобы шахматы были больше похожи на современную войну, атака должна быть возможна не только с двухмерной плоскости, но и сверху (с воздуха) и внизу (под водой). Первоначальная формулировка Маака была для доски 8 × 8 × 8, но после экспериментов с меньшими досками в конечном итоге остановился на 5 × 5 × 5 как лучший. Другие очевидные отличия от стандартных шахмат включают две дополнительные пешки на игрока и специальную фигуру (две на игрока) под названием единорог .
Доска
Трехмерную доску Раумшаха можно представить как куб, разрезанный на пять равных пространств в каждой из трех его главных координационных плоскостей. Это секционирование дает игровое пространство 5 × 5 × 5 (125 кубов). Кубики (обычно представленные квадратами и часто называемые ячейками ) чередуются по цвету во всех трех измерениях.
Игровое пространство Raumschach 5 × 5 × 5Горизонтальные уровни обозначаются заглавными буквами А через Е . Ранги и файлы уровня обозначаются с помощью алгебраических обозначений . Белые начинается на A и B уровнях и Черного начинается на Е и D .
Правила
Белые ходят первыми. Цель игры, как и в стандартных шахматах, - мат . Ладьи, слоны и кони движутся так же, как в шахматах, в любой плоскости.
- Ладья движется по шести граням куба в любом ряду, вертикали или столбце.
- Слон проходит через двенадцать граней куба.
- Конь совершает прыжок (0,1,2) (такой же эффект, как один шаг как ладья, за которым следует шаг как слон в том же направлении наружу), позволяя ему контролировать 24 различных клетки из центра доски.
- Единорог движется особым образом для трехмерного пространства (то есть трехугольное движение) через углы куба, любое количество шагов по прямой.
- Ферзь совмещает ходы ладьи, слона и единорога.
- Король движется так же, как и ферзь, но шаг за шагом.
- Пешка, как и в шахматах, всегда движется и бьет вперед к рангу повышения (ранг E5 для белых, ранг A1 для черных). Это включает в себя перемещение на один шаг прямо вверх (для белых) или вниз (для черных) и захват одного шага по диагонали вверх (белые) или по диагонали вниз (черные) через передний или боковой край куба . В Raumschach нет пешечного начального двухшагового хода (и, следовательно, нет взятия на проходе ), и нет рокировки .
Звездный путь Трехмерные шахматы
3D-шахматы по Star Trek (из серии " Военный трибунал ")Вероятно, наиболее знакомый широкой публике вариант трехмерных шахмат - это трехмерные шахматы (или Tri-D Chess ), которые можно увидеть во многих эпизодах и фильмах Star Trek TV, начиная с оригинального сериала (TOS) и продолжая. в обновленных формах в последующих фильмах и сериалах.
Оригинальный реквизит Star Trek был создан с использованием досок из наборов 3D Checkers и 3D Tic-Tac-Toe, доступных в то время в магазинах (игры также видели в эпизодах TOS), и добавления шахматных фигур из футуристического набора классических шахмат, разработанного Питером Ганином. в 1961 году. В дизайне сохранились 64 квадрата традиционной шахматной доски , но они были распределены по отдельным платформам в иерархии пространственных уровней, предлагая аудитории, как шахматы адаптированы к будущему, в котором преобладают космические путешествия. Правила игры никогда не были изобретены в рамках сериала - на самом деле, доски иногда даже не выравниваются последовательно от одной сцены к другой в пределах одного эпизода.
Tri-D шахматная дополнительно реализуется его включения в Star Trek Star Fleet Техническое Руководство по Францу Иосифу , который создал стартовые позиции для частей и короткие, дополнительные правила.
Разработка правил
Полные Стандартные правила игры были первоначально разработаны в 1976 году Эндрю Бартмессом (при поддержке Джозефа) и впоследствии расширены им в коммерчески доступный буклет. Свободное резюме на английском языке Стандартных правил содержится на веб - сайте Чарльза Рота, включая пропуски и неясности в отношении штучных движется по четыре Tri-D игрового поля 2 × 2 атаки доски .
Полный набор правил турниров по трехмерным шахматам, написанный Йенсом Медером, доступен на его веб-сайте. Правила Медера основаны больше на правилах ФИДЕ, чем на Стандартных правилах Эндрю Бартмесса, с некоторыми отклонениями. Хранилище игр с Правилами турниров можно найти на сайте Майкла Кляйна.
Читайте также: