В повести котлован две сюжетные линии строительство фантастического и раскулачивание в деревне
Пространство и время в повести "Котлован"
Определить хронологические границы действия в "Котловане" позволяет авторская датировка в конце повести: декабрь 1929 - апрель 1930 г. Более точно сориентироваться во временных координатах позволяют конкретные детали повествования. Начинается действие в самом конце лета 1929 г. ("в день тридцатилетия личной жизни" Вощева стояла жара, но уже начали опадать листья с деревьев), а заканчивается в первых числах марта 1930 г. (активист получает директиву, написанную "по мотивам" статьи Сталина "Головокружение от успехов" от 2 марта 1930 г.). Более точных указаний на время событий в самом тексте нет, не упоминаются даже названия месяцев - и отсчет времени ведется по временам года ("в начале осени", "пустынность осени").
Однако при столь четкой определенности хронологической рамки повествования внутреннее движение времени в "Котловане" крайне неоднородно. Внутренние часы "Котлована" то останавливаются, то лихорадочно ускоряют ход. Организация колхоза - раскулачивание "зажиточного бесчестья", высылка кулаков и празднование победы - занимает один день, но день этот в повествовании выписан по минутам и заполнен множеством эпизодов. При этом почти полгода в действии повести сливаются в один монотонно тянущийся день, лишенный каких-либо событий. В финале же "Котлована" пятнадцать часов и вечность умещаются в одном абзаце (Чиклин пятнадцать часов рыл могилу в "вечном камне"). Ось времени в "Котловане" устремлена в вечность - веками повторяющиеся четыре времени года, о которых постоянно напоминает умирающая Настя, важнее, чем "однократные" исторические даты.
Если временные рамки повествования в "Котловане" четко обозначены, то пространство регулярно теряет сколько-нибудь определенные очертания. Особое внимание следует обратить на топографические наименования, которые используются в повести. СССР и Россия - самые "малые" пространства, которые имеют названия. Город, в котором строится общепролетарский дом, и деревня, в которой идет раскулачивание, вообще не имеют названий - зато упоминается Млечный Путь. Единственное "локальное" обозначение - колхоз имени Генеральной Линии. Название это построено Платоновым на основе оксюморона: генеральная линия была провозглашена в связи с курсом на индустриализацию. Название колхоза должно было переводиться с бюрократического языка на нормальный примерно так: "колхоз имени линии уничтожения крестьянства". Пространства индустриализации и коллективизации в повести взаимопроницаемы: действие разворачивается одновременно в городе и деревне.
У художественного пространства "Котлована" есть парадоксальное свойство. С одной стороны, от начала повести к финалу пространство как бы стягивается в точку: в экспозиции Вощев "вышел наружу", перед ним было "одно открытое пространство", а в финале "открытое пространство" сменяется могилой Насти - навсегда закрытой и отгороженной от внешнего мира. С другой стороны, пространство "Котлована" абсолютно не способно локализоваться - и тому можно привести множество примеров. Котлован постоянно расползается вдаль и уходит вглубь; вначале он захватывает овраг, потом партийная администрация требует его расширения в четыре раза, а Пашкин, "дабы угодить наверняка и забежать вперед главной линии", приказывает увеличить котлован уже в шесть раз. Не случайно в финале повести появится и характерное уточнение - "пропасть котлована", которую можно рыть до бесконечности.
Герои повести обитают в мире, лишенном пространственных ориентиров: землекопы и крестьяне "расходятся в окрестность" или уходят "внутрь города"; Чиклин, рассердившись, зашвырнул Жачева "прочь в пространство"; кулаков "ликвидируют вдаль", сплавляя на плоту вниз по реке. Начинается путешествие Вощева с того, что он "не знал, куда его влечет, и облокотился в конце города на низкую ограду. " Масштаб пространства резко меняется - "конец города" оказывается сопоставим с "низкой оградой".
Примечателен и разговор Вощева с шоссейным надзирателем: "Далеко здесь до другого какого-нибудь города? " - спрашивает Вощев. Сам принцип ориентации в пространстве - "какого-нибудь", "другого" - противоречит всем привычным нормам. В классическом пространстве человек движется "от - к", и у этого движения обязательно есть направление. В мире Платонова направления отсутствуют: герой идет "куда-то" (или ему вообще "некуда идти"), и идти для него - важнее, чем дойти.
Отличительными платоновскими синонимами к понятию "пространство" становятся "неизвестное место" ("из неизвестного места подул ветер"), "порожнее место" ("Елисей уставился в мутную сырость порожнего места"), "пустопорожнее" ("дул ветер с пустопорожней земли").
В классической литературе маршрут героя может пролегать по реальным улицам реальных городов. Достаточно вспомнить "Вчерашний день, часу в шестом, / Зашел я на Сенную. ", или "Преступление и наказание", в котором путь Раскольникова можно проследить по карте Петербурга, или "Евгения Онегина", в котором путь Лариных по Москве зафиксирован с точностью до количества дорожных поворотов. Но если у человека, прочитавшего "Котлован", спросить, как дойти от котлована до дома товарища Пашкина или от барака землекопов до кафельного завода, он вряд ли сможет ответить. Персонажи "Котлована" беспрерывно куда-то перемещаются, но. "Вощев ушел в одну открытую дорогу" - вот "маршрут" платоновского героя.
В отличие от времени, которое обретает у Платонова пространственные координаты, само пространство дематериализуется, утрачивая привычные три измерения, но обретая одно новое - метафизическое. Герой может уйти - "в пролетарскую массу", лечь - "под общее знамя", и Жачев, например, переживает из-за того, что его, как "грустного урода", при социализме "ликвидируют в тишину". Место у Платонова заменяется понятием - а само понятие "пространство" становится метафорой мира идей.
Подведем некоторые итоги. Пространственно-временная организация "Котлована" антиномична. Пространство размыкается в бесконечность - но одновременно стягивается в точку (если в нем и есть направление - то это направление "на котлован"); время просчитано по дням и часам - но измеряется оно вечностью. Рамки повести раздвигаются в глубину времени и в необъятное пространство космоса - художественное пространство повести становится прежде всего пространством смысла. Пространственно-временная организация повести подчинена главной художественной задаче писателя - не описанию конкретного исторического события, а философскому обобщению эпохальных преобразований.
Урок литературы "Платонов "Котлован"
воспитать субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить решение стоящих перед ним задач, способного к самоизменению и саморазвитию, направленного на правильное отношение к общечеловеческим ценностям и высокого чувства гражданского долга.
Рассмотреть образы и характерные черты времени в “Котловане” А. Платонова, иллюстрированные творчеством П. Филонова.
Доказать утопичность социалистического рая в творчестве А. Платонова, основного на смерти ребенка, бюрократизма, подозрительности и т.д. – исторической обстановке 20-х – 30-х гг ХХ в.
Оборудование урока:
Компьютер. П. Филонов.
Репродукции картин П. Филонова, презентация к уроку
Организационный момент
Я буду делать хорошие души из рассыпанных потерянных слов.
Вступительное слово
Здравствуйте дорогие ребята и гости, присутствующие на нашем уроке, темой которого станет проблема, волнующая многие века души людей – Рай на земле, а точнее его возможность или невозможность на земле. Идея “общего дела” в повести «Котлован» очень своеобразно отразилась в 20-30-е годы на многих людях, которые также верили и стоили это будущее - это рай – коммунизм!
- А вы верите в то, что рай на земле возможен?
- Каким вы его видите? (Что значит для вас понятие “рай на земле”)
- Люди, населяющие произведение А. Платонова “Котлован”, верят в существование и осуществление этого рая? (Да, поэтому и строят это общепролетарское здание).
Чтобы построить что-то, нужно создать сначала основу всего – крепкую, прочную, чтобы на ней держалось все здание будущего дома-мечты. И основа эта. (Пока котловина).
Строительство “будущего неподвижного счастья”, причем всеобщего, начинается с котлована, но в проекте – “город солнца”, город будущего – рай
(на доске изображается котлован и солнце), в котором будут жить …
(все вместе люди и в основном дети!)
Проблема урока
Но пока мы видим только начало работы. Давайте посмотрим, кто же строит этот рай,
кто его населяет, чем и для чего они живут?
Повесть написана в 1929-30 годах, а напечатана только в 1987 году.
- Какие сюжетные линии использованы в романе?
1 – строительство фантастического дома – символа (ВАВИЛОНСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО)
2 – раскулачивание деревни
Вывод: разрушение быта народа, народной культуры вследствие революционного эксперимента катастрофично. Эта повесть о правде жизни.
- Что является предметом изображения в повести?
Широкая панорама жизни: промышленное строительство, сельское хозяйство, образование и философское понимание жизни (поиски смысла жизни, проблема одиночества человека, проблема ЛИЧНОЧТИ).
- Какое название носил колхоз, в котором происходит часть действия «Котлована»?
Колхоз имени ГЕНЕРАЛЬНОЙ ЛИНИИ. Это пространство – временная линия уходит в никуда.
- Кто они, эти строители коммунизма?
Зачитайте, как выглядели строители коммунизма.
(А.Платонов не дает в произведении портретных характеристик образов, лишь описания. У Козлова “было мутное однообразное лицо” и “сырые глаза”;
у Чиклина – “маленькая каменистая голова”;
у пионерок остались на лице “трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражений”; у прибежавшего из деревни мужика были глаза “хуторского, желтого цвета”).
- Почему герои Платонова так самозабвенно верят в социализм?
Специфика народного сознания – фантастическое объяснение мира и человека.
Групповая работа
(по домашнему заданию)
Люди, строящие рай, пока еще идут к нему изможденные, худые телом, на лицах горе, страдание, “черты стерлись в ходе революции”, а вокруг – хаос мира – историческая обстановка 20-30-х гг.
Задание: найдите характерные черты времени и приведите примеры
- Какой была обстановка 20–30-х гг.?
1. Разгромленная войной страна, нищета людей, «ВСЕОБЩАЯ ВЕТХОСТЬ БЕДНОСТИ»
2. Грандиозные проекты стройки КОММУНИЗМА
3. Раскулачивание крестьян, начало КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
4. Энтузиазм масс «ЖИТЬ РАДИ ЭНТУЗИАЗМА»
5. ПРОЦВЕТАНИЕ бюрократии
6. Всеобщая ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ
7. Атмосфера бездуховности, грубости и хамства
8. Массовое ДОНОСИТЕЛЬСТВО
9. Уничтожение религии и фанатическое поклонение новой РЕЛИГИИ
10. Стремление обезличить людей, ПОСТРОТЬ ВСЕОБЩЕЕ СЧАСТЬЕ ЛЮБЫМ ПУТЕМ.
Но несмотря на все это, люди слушали через поставленные им в барах приемники не только директивы, но и песни…
Звучит марш “Веселых ребят”
В Лебедева-Кумача, Д. Дунаевского
- Вам ничего не показалось странным?
Очень задорная, веселая, радостная песня на фоне разрухи, доносительства, бездуховности… - не сочетается с действительной исторической обстановкой.
-Как бы нам на первый взгляд не казалось странным, но в то время песня и идея действительно “ строить и жить помогала” “среди всеобщей борьбы и труда”.
- За что боролись люди с “желтыми глазами” и “однообразными лицами”?
- А как относится сам автор к этому строительству, к этой мечте-раю “всеобщему неподвижному счастью”?
Платонов не верит в его осуществление, так как пишет о необратимом и углубляющемся распаде социальных и нравственных связей в обществе. Он показывает превращение жизни в прах: зажиточные мужики готовят гробы впрок и ложатся в них с началом раскулачивания; полуголый мужик, пришедший за гробами, покрывается со спины “почвой нечистот” и обрастает “защитной шерстью; смешивается грань: человек-зверь (образ медведя).
Творческое задание:
- Попробуйте представить себя в роли художника-иллюстратора платоновских изданий: насколько точно можно запечатлеть в рисунке “трудность немощи” или “хуторский” цвет глаз? Какими будут ваши герои? (Работа в группах 1-2 минуты)
Картины Филонова были результатом не просто смысловых изображений. Его живопись - это утверждение интеллектуальных принципов. В живописи Филонова виден "проектный интеллект" в образе.
После революции 1917г. Павел Филонов работал над завершением своей работы "Аналитическая живопись". Социальные изменения в России воодушевили художников - футуристов. Павел Филонов уделял очень много времени и усилий для художественных изобретений и творческих идей. Он работал по 18 часов в сутки. В 1925г., найдя много последователей и поддерживающих его стиль выражения, он основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928г. вместе со всеми частными художественными и культурными организациями.
В "Идеологии аналитического искусства" Филонов объясняет то, что он ожидает от своих студентов - художников (и конечно от себя):
Живописная работа - это вид работы, сделанный с максимальной отдачей и аналитической сделанностью .
Единственный профессиональный критерий оценки работы - её сделанность.
В своей профессии художник должен любить всё "сделанное" и ненавидеть всё "не сделанное" .
Обязанность художников пролетариев не только создавать картины, которые отвечают сегодняшним требованиям, но также открывать путь интеллекту в обозримое будущее.
Художник пролетарий должен воздействовать на интеллект своих товарищей пролетариев не только на уровне того, что они могут понять на своей стадии развития.
Форма делается непрерывной линией. Каждая линия должна быть оконченной.
Каждая мелочь должна быть сделана; каждая работа должна быть оконченной.
Думайте упорно и точно над каждой частичкой работы, которую делаете. Каждую частичку делайте непрерывно и точно.
- Какой же вывод делает Платонов? Возможен ли рай или хотя бы надежда на него?
Нет, так как то будущее, ради которого они так все старались – девочка Настя умирает, “мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации”, ее хоронят в основании дома-мечты, то есть смерть-гроб-основа будущего счастья, будущей гармонии?!
Действительно, будущего нет, так как нет ребенка, которому оно создается, прошлого нет (убили революцией), а есть только смерть и слезы детей.
«Я теперь ни во что не верю!» - ИТОГ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОЙ ЖИЗНИ И НОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Однако в записных книжках Платонова есть фраза: «Мертвецы в котловане - это семя будущего в отверстии земли».
Котлован – это
► начало строительства будущего;
► обещание счастья;
► иллюзия смысла существования;
► граница жизни и смерти;
► место, где люди роют, зарывая себя;
► пустота, ничто, бессмыслица;,
► временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;
► воронка, втягивающая в себя всё;
► попытка проникнуть в тайны бытия…
Котлован.
Глубокий, чёрный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом — рыть могилу.
Бездна.
Котлован.
Сырой, бездонный.
Разрушает, толкает в бездну, несёт гибель.
Земля растерзана фанатиками идеи.
Могила.
Котлован.
Страшный, бездуховный.
Отучает думать, радоваться жизни.
Самое страшное — бездумная вера.
Крах.
Чтобы видеть рай в обществе, надо к нему стремиться всем и сейчас, чтобы увидеть мировую гармонию, нужно начать с себя – создания рая в себе. Возможно, что-то увидит рай в гармонии себя и природы, кто-то в материальном благополучии, кто-то в большой семье, …., но, чтобы его достичь в будущем, нужно уже сейчас каждому готовить основу-фундамент будущего рая и тогда, возможно, меньше будет грубости, хамства, обездоленных детей и плачущих родителей.
Урок по литературе для учащихся 11 класса "А.П.Платонов. Повесть "Котлован"
Цель урока: рассказать учащимся об истории создания повести; путем анализа эпизодов определить особенности платоновского изображения жизни деревни в период коллективизации и ускоренной индустриализации; помочь учащимся понять авторскую трактовку образов главных героев; углубить представление о языке и неповторимом стиле платоновского произведения.
I Рассказ учителя о создании повести
Повесть «Котлован» была начата осенью 1929 года. Активная работа над произведением продолжалась в 1930 г.
В этот период Платонов работал в Наркомате земледелия Воронежской области. После публикации статьи Сталина «Год великого перелома» в Воронежской области развернулась кампания по «ликвидации кулачества как класса» и сплошной коллективизации».
А. Платонов писал истинную правду о крестьянстве, выступал против бюрократизма.
Некоторые образы и сюжетные линии «Котлована» были намечены автором в ранее написанных произведениях об индустриализации и коллективизации.
Событий в повести Платонова немного, но каждое из них «исполнено» глубокого символического смысла.
II Выяснение первоначального восприятия
1.Трудно ли было читать повесть Платонова «Котлован»?
2.Ваше впечатление о прочитанной повести.
3.Какие мысли и чувства она вызвала?
III Краткий пересказ содержания произведения «Котлован». Анализ эпизодов.
1.Эпизод описания активиста, принимавшего участие в коллективизации. (У активиста нет имени. Это сатирический образ-обобщение. «Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения… со скупостью обеспеченного счастья активист гладил свою истощенную нагрузками грудь». Судьба активиста трагична: о смерти его никто не пожалел в деревне.)
2.Эпизод сплава кулаков по реке. («Люди хотели навсегда заметить свою родину». Писатель явно сочувствует кулакам.)
IV Беседа по содержанию.
1.Какие годы исторического пути России показаны в «Котловане»?Как? Какой мир изображает автор?
2.Как Платонов описывает коллективизацию, отдельные этапы этого процесса, условия труда? За что он критикует коллективизацию?
3.Как показаны герои повести, принявшие участие в сплошной коллективизации?
4.Расскажите о Вощеве. (Фамилия Вощев от слов «вообще» и «вотще», т.е. герой ищет смысл общего существования, но его поиски истины остаются тщетными.) Почему он уходит бродить по свету? В чем смысл жизни? Нашел ли счастье платоновский герой? («… он [ Вощев ] почувствовал сомнение в своей жизни без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства мира и того, куда надо стремиться».)
5.В чем счастье человека? Как об этом рассуждает землекоп Сафронов?
6.Для чего живут герои? С какой целью роют котлован? Какой видят землю, на которой построят дом?
(Люди одержимы мечтой о «едином общепролетарском доме». Мечта «воплощается» для них в маленькой героине Насте.)
7.Что хочет сказать автор, изображая трагический финал повести: смерть Насти? Прокомментируйте значение имени героини в контексте сюжета.
(Настя – «воскресшая». Но именно смертью девочки завершается повесть. «Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража». Дом стал ненужным: после смерти девочки в нем некому жить.)
8.Что говорит инвалид Жачев после смерти Насти?
9.Как вы понимаете смысл заглавия ? (Название символично. Рабочие роют котлован. Но в то же время в этом названии отражено платоновское видение всего происходящего. Котлован – символический образ захоронения, «где погребены чаяния и надежды людей, осуществляемые сталинскими методами построения социализма»).
10.Расскажите о своеобразии языка, стиля произведения.
И.Бродский о Платонове: «… он писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи, а никакая другая форма бытия не детерминирует сознание так, как это делает язык … Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нам такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями и стилистическими кружевами…»
Отличительная особенность языка Платонова – это «неуравновешенный» синтаксис, «произвол» в сочетании слов. Язык шероховатый, но запоминающийся и яркий.
Писатель использует различные художественные приемы: гиперболы, гротеск, иронию, переосмысление известных понятий, лозунгов, штампов, канцеляризмов.
Слово у Платонова не только самостоятельная смысловая единица, оно имеет много контекстуальных значений.
Занятие по книге Платонова «Котлован»
Вопросы:
1. Охарактеризуйте место действия повести «Котлован».
2. Проанализируйте движение времени и организацию пространства в повести. Что необычного вы можете отметить? С какой целью? С какой целью автор «раздвигает» время и пространство?
3. Охарактеризуйте композицию повести. Какие части композиции вы выдели?
4. Как строится система образов повести? На какие группы могут быть разделены ее герои? По каким признакам их можно разделить на группы? Ответ аргументируйте.
5. Одни персонажи повести названы по именам, читателю известны их биографии; другие – по характерным признакам. Как вы думаете, чем это можно было объяснить?
6. Каковы жизненные цели каждого из персонажей: Вощева, Сафронова, Чиклина, Прушевского, Козлова? Почему они противоречивы, хотя герои заняты общим делом?
7. Проанализируйте роль образа девочки настии в повести. Что символизирует смерть девочки? Ответ аргументируйте.
8. Проанализируйте символику образа медведя-молотобойца. Какова функция гротеска в связанных с ним эпизодах и в повести вообще?
9. Проанализируйте особенности языка повести. Укажите в тексте использованные автором средства художественной выразительности.
10. Найдите описание природы в тексте повести. В чем своеобразие пейзажей в тексте А. П. Платонова?
11. Кого из героев повести «Котлован» можно назвать типичным для творчества А. П. Платонова «сокровенным человеком»? Как вы понимаете эту характеристику?
Лучший ответ1. Котлован – во-первых, это место действия повести. Во-вторых, это тупик власти, который символизирует то, что идеи большевиков никогда не получится воплотить в реальную жизнь.
2. Повесть «Котлован» рассказывает о коллективизации. Темой произведения является строительство нового мира. Проблематика повести социально направленная.
Повесть «Котлован» делится на 2 части: первую можно назвать городской, так как в ней описывает рытье котлована, а вторую – деревенской, так как в ней описывается раскулачивание. Такое четкое деление на части отсылает к словам Сталина, который хотел уничтожить противоположности между городом и деревней.
Произведение начинается описанием котлована, им же и заканчивается. Это позволяет назвать композицию повести «Котлован» кольцевой.
Главная проблема, поднятая А. П. Платоновым, гласит о невозможности построения «идеального», по мнению власти, общества. Автор показывает место человека в условиях изменения общества. Поднимается вечная проблема смысла человеческого существования. Смысл, который так ищут герои повести, не оказывается найденным даже в финале произведения.
3. Композиция – По смыслу произведение можно разделить на две части: городскую, посвященную копанию котлована и деревенскую – рассказ о кулаках, коллективизации. Начинается и заканчивается произведение описанием котлована, поэтому можно говорить о кольцевой композиции или обрамлении.
4. В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения».
7. Девочка Настя умирает, а котлован так еще и не выкопан. С образом Насти связана проблема жизни и смерти. Но помимо этого, с могилой сравнивается работа людей на котловане, они сами прокладывают себе дорогу в иной мир.
9. «Котлован» - это повесть с особым языком. В произведении множество индивидуально-авторских выражений, которые помогают писателю передать основную мысль. А. П. Платонов использует странный язык с ошибками и новообразованиями, чтобы показать новизну общества, его изменение.
11. Вощев — уже известный нам тип «сокровенного человека», усомнившегося в насильственно предлагаемых рецептах счастья. С другими платоновскими героями его роднит дух скитания. Так же как «душевный бедняк» из повести «Впрок», он измучен заботой за всеобщую действительность; он не имеет в душе «основной золотой миллиард, нашу идеологию» — это человек с открытой, незамутненной душой.
А.П.Платонов.Основные темы,идеи,образы(на примере одного произведения)
А. Платонов был увлечен социальной утопией. Герои его произведений - как природа. Он живет густым и множественным переплетением связей, сразу всей массой. Во всем пространстве платоновской прозы простирается "прекрасный и яростный" мир, не нуждающийся в чужом вмешательстве, многоликий и многоцветный. Поэтому и язык Платонова такой же многоцветный, это живая стихия, не знающая фильтров "окультуривания", "нормативности". Неудивительно, что его проза так трудно читается.
Все эти черты можно проследить в повести "Котлован". В ней две сюжетные линии: строительство фантастического дома-символа и раскулачивание в деревне. В их соотнесении раскрывается мысль о том, что жизнь отвергает противоречащие ей теории, что разрушение народной культуры в результате революционного эксперимента катастрофично по своим последствиям. В "Котловане" поставлены серьёзные проблемы человеческого общества, в нем отражены явные и зашифрованные реалии того времени. Но в повести немало и смешного. Соче тание трагического и смешного - один из характерных приемов в обрисовке многих ее персонажей. Повесть "Котлован" - одна из самых мрачных произведений. Пространство и время съеживается у автора в пустых гробах. В одном из них Чиклин устраивает Насте "постель на будущее время", в другом должны храниться ее игрушки. Этот страшный символ как нельзя ярче характеризует бесплодность попыток строительства новой жизни. Котлован становится огромной могилой, которая постоянно расширяется. Пространственные ориентиры в повести часто размыты. Главным для Платонова является не конкретное историческое событие, а философское обобщение происходящего, оценка его с точки зрения вечности.
раскулачивание крестьян в повести котлован А. Платонова
«Котлован» — писательский вымысел в чистом виде, это модель общественного устройства казарменного коммунизма. События в нем — источник размышления писателя, его предос тережение будущим поколениям. Нет в повести динамической смены событий, все предельно упрощено, схематично, и сам образ котлована, монстра, пожирающего людей, нагнетает ощущение статичности сюжета. Люди появляются на котловане, исчезают или остаются. Люди верят в будущее, работают на него, надеются «жить в будущем хотя бы маленьким остатком сердца» . Они забывают прошлое, не видят настоящего, живя только будущим. И жизнь их заключается только в том, что они «роют и спят» ; но никто из них «не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями». Образы героев созданы как пародии на социальные типы, порожденные эпохой, — это характерная черта антиутопии.
Жестокая, бесчеловечная действительность казарменного коммунизма исковеркала характеры, судьбы персонажей. В произведении есть особые герои, которые «все знали, все предвидели» . У них была одна проблема — найти «вещество долгой жизни» . Это образ Главного, он так и называется нарицательно. Ему стоит только дать указание, а рьяные исполнители типа Пашкина немедленно передадут указание массам. Прекрасно живут пашкины, не терзают себя ненужными вопросами, веря, что «счастье наступит исторически» . Масса сама выдвигает такой тип людей, доверяясь им.
Наиболее Значительные среди них, кроме Захара Павловича, кузнец Сотых и крестьянин по прозвищу Недоделанный. Оба они, являясь носителями народного сознания, трезво оценивают трагические события в стране и видят перспективу дальнейшего развития навязанного народу казарменного социализма. Недоделанный прозорливо предупреждает чужих, пришлых людей, одержимых идеей мгновенного социального переустройства, о страшных последствиях проводимой ими политики раскулачивания крестьян.
В повести “Котлован” высокой смысловой нагрузкой отмечен эпизодический образ Ивана Крестинина. Сцена прощания старого крестьянина со своим хозяйством резко выделяется на фоне гротескного повествования своей реалистической выпи-санностью, усиливая трагичность звучания в повести темы коллективизации:
“Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками.
— Не плачь, старуха, — говорил Крестинин. — Ты в колхозе мужиковской давалкой станешь. А деревья эти — моя плоть, и пускай она теперь мучается, ей же скучно обобществляться в плен”.
Обращает на себя внимание прием, использованный здесь автором для усиления идеологического смысла эпизода: в то время как главные персонажи повести наделены лишь фамилиями, герой, -появляющийся только ъ одной сцене, имеет фамилию, имя и отчество. Авторский умысел проявлен и в том, что имя Иван Крестинин созвучно словосочетанию Иван — крестьянский сын. Есть в “Котловане” и пророчества, близкие по смыслу чевенгурским. В сцене раскулачивания поражает смелостью реплика одного из крестьян.
“— Ликвидировали? ! — сказал он из снега. — Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек! ”
В произведениях Платонова мастерски вскрыт механизм мифологизации сознания всех слоев общества, не только пролетариата, но и крестьянства. Писатель сочувствовал народу, попавшему в плен “искусственной идеи”, видел в этом не вину его, а беду. Свою позицию он выразил словами кузнеца Сотых, который считал коммунистов хорошими людьми, но странными: “как будто ничего человек, а действует против простого народа”. Платонов не видел злонамеренности в действиях коммунистов, уничтожавших крестьянство. Он понимал опасность идеологического микроба, поразившего податливую русскую почву, населенную народом, склонным к мечте о “грядущем царстве правды”. Политический лозунг, обещающий через несколько лет райскую жизнь, заменил отринутого Бога, и лозунгу этому самозабвенно верили.
Сюжет и композиция повести Котлован
События, происходящие в "Котловане", можно представить как реализацию некого грандиозного плана социалистического строительства. Строительство "будущего неподвижного счастья" связано с возведением единого общепролетарского дома, "куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата". Строительство социализма в деревне состоит в создании колхозов и "ликвидации кулачества как класса". Таким образом, в "Котловане" затронуты индустриализация и коллективизация - две важнейших ступени сферы социальных преобразований перелома 1920 - начала 1930-х гг.
Калейдоскопичность быстро меняющихся сцен оптимистического труда противоречит самой сути платоновского видения мира - медленного и вдумчивого. Пестрая мозаика фактов и отвлеченные обобщения в равной мере чужды Платонову. Скупое количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего повествования исполнено глубоко символического значения, - таков путь постижения истинного смысла исторических преобразований в "Котловане".
Сюжетная канва повести несложна. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню - для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят "ликвидацию кулачества" до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. Затем рабочие возвращаются в город, на котлован. Той же ночью заболевшая Настя умирает, и одна из стенок котлована становится для нее могилой.
Набор перечисленных событий, как видим, достаточно "стандартен": практически любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации, не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и имуществом, без гибели партийных активистов, без "одного дня победившего колхоза". Подобная организация сюжета присутствует в романе Михаила Шолохова "Поднятая целина".
В "Котловане" принятый стандарт коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. "Вощев. вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге. ", - действительно необычное начало повести. Платоновский герой - странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Фанатичный напор по преобразованию мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению "задумавшегося" героя.
Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем герой уходит в неизвестность ("Вощев ушел в одну открытую дорогу"). Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. В финале он снова возвращается на котлован.
Словно специально автор отказывается от тех сюжетных возможностей, которые предоставляются ему самим сюжетом странствий. Маршрут героя постоянно сбивается, но будто какая-то неведомая сила снова и снова возвращает его к котловану. Событий в повести происходит довольно много, однако жестких причинно-следственных связей между ними нет: в деревне убивают Козлова и Сафронова, но кто и почему - остается неизвестно; в финале Жачев отправляется к Пашкину - "более уже никогда не возвратившись на котлован". Линейность сюжета заменяется кружением и топтанием вокруг котлована.
Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства. Проект строительства изначально утопичен - его автор "тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома". Проект гигантского дома, который оборачивается для его строителей могилой, не случайно ассоциируется с громадным дворцом (в основании которого оказываются трупы Филемона и Бавкиды), строящимся в "Фаусте" Гёте, хрустальным дворцом из романа Чернышевского "Что делать?" и, безусловно, Вавилонской башней. Здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка, - предмет размышлений Ивана Карамазова из романа Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы".
Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести. Вдумайтесь в эти слова "Так могилы роют, а не дома", которые говорит бригадир землекопов одному из рабочих. В финале повести для того самого замученного ребенка, слезинка которого мучила Ивана Карамазова, могилой станет котлован. Смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение "смысла жизни и истины всемирного происхождения", в поисках которой отправляется в дорогу Вощев, - этим оборачивается строительство утопического "будущего неподвижного счастья".
Урок 29. Личность А.П.Платонова. Рассказы писателя разных лет
В рассказе-фельетоне « Макар» А. П. Платонов затрагивает и тему : Макар замечает, что в Москве «человек живёт и рожает близ себя пустыню», где воздух наполнен ядовитыми парами: пахнет «возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов».
Темы рассказов А. Платонова
Выберите правильный вариант ответа.
Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном.В повести «Котлован» две сюжетные линии: строительство фантастического и раскулачивание в деревне.
Сюжет повести «Котлован»
С чем ассоциируется котлован в повести?
Писатели ХХ века
Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.
Сюжет повести «Усомнившийся Макар»
Восстановите последовательность фрагмента из рассказа А. П. Платонова «Усомнившийся Макар».
Не взяв разрешения у товарища Чумового, Макар организовал однажды зрелище — народную карусель, гонимую кругом себя мощностью ветра.
Если б народ был на покое, то он сразу поймал бы жеребёнка Чумового и не позволил бы Чумовому терпеть убыток, но Макар отвлёк народ от покоя и тем помог Чумовому потерпеть ущерб.
Народ собрался вокруг Макаровой карусели сплошной тучей и ожидал бури, которая могла бы стронуть карусель с места.
Но буря что-то опаздывала, народ стоял без делов, а тем временем жеребёнок Чумового сбежал в луга и там заблудился в мокрых местах.
Урок 29. Личность А.П.Платонова. Рассказы писателя разных лет
В рассказе-фельетоне « Макар» А. П. Платонов затрагивает и тему : Макар замечает, что в Москве «человек живёт и рожает близ себя пустыню», где воздух наполнен ядовитыми парами: пахнет «возбуждённым газом машин и чугунной пылью трамвайных тормозов».
Темы рассказов А. Платонова
Выберите правильный вариант ответа.
Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном.В повести «Котлован» две сюжетные линии: строительство фантастического и раскулачивание в деревне.
Сюжет повести «Котлован»
С чем ассоциируется котлован в повести?
Писатели ХХ века
Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.
Сюжет повести «Усомнившийся Макар»
Восстановите последовательность фрагмента из рассказа А. П. Платонова «Усомнившийся Макар».
Не взяв разрешения у товарища Чумового, Макар организовал однажды зрелище — народную карусель, гонимую кругом себя мощностью ветра.
Народ собрался вокруг Макаровой карусели сплошной тучей и ожидал бури, которая могла бы стронуть карусель с места.
Но буря что-то опаздывала, народ стоял без делов, а тем временем жеребёнок Чумового сбежал в луга и там заблудился в мокрых местах.
Если б народ был на покое, то он сразу поймал бы жеребёнка Чумового и не позволил бы Чумовому терпеть убыток, но Макар отвлёк народ от покоя и тем помог Чумовому потерпеть ущерб.
Читайте также: