В каком княжестве в украшении храмов использовали декоративную резьбу по камню
В каком княжестве в украшении храмов использовали декоративную резьбу по камню
Резьба по камню
Резьбой по камню в Нижнем Новгороде занимались с начала XIII столетия, когда на территории кремля возводились Спасо-Преображенский (1225) и Михаило-Архангельский (1227) соборы: археологи обнаружили элементы их резного убранства. Позднее каждое здание получало белокаменные резные перспективные порталы с дыньками; гирьки-висяги в арках, профильные тяги цоколей.
Имелся в Нижегородском крае и прекрасный поделочный камень — «чистый, как сахар, местами волокнистый, местами прозрачный как стекло» (академик архитектуры Л. В. Даль). Он добывался жителями села Борнуково в расположенной неподалеку одноименной карстовой пещере. В начале XVIII века (село принадлежало тогда адмиралу Федору Матвеевичу Апраксину) борнуковцы продавали свой камень для поделок в другие города. При Екатерине II этот промысел был подчинен Дворцовому ведомству, частная же добыча запрещена.
В 1930 году по предложению приехавшего с Урала мастера Павла Леонтьевича Шальнова здесь при артели, созданной годом ранее под руководством Федора Ивановича Мельникова, открылось художественное камнерезное производство. Шальнов набрал в бригаду местных детей и стал обучать их камнерезному делу по уральским образцам скульптуры малых форм. Со временем под стать уральцам начали трудиться Александр и Константин Егорушины, Василий Дикушев. С той поры и пошла слава о борнуковских резчиках‑анималистах. Фигурки животных сделались визитной карточкой камнерезной фабрики «Борнуковская пещера».
В 1930‑х годах артель направила несколько молодых мастеров на учебу в Московское художественное училище. Вернулись они дипломированными специалистами. Среди них были П. И. Гусев и П. В. Курышев.
В 1937 году изделия борнуковских камнерезов экспонировались на Всемирной выставке в Париже. Тигр из ангидрита с розовыми полосами, группа пеликанов молочной белизны, медведь из голубоватого камня, целая медвежья семья — вот сюжеты этих красивых вещей (пепельниц и письменных приборов). Образ медведя особенно удачен в борнуковской резьбе: пятнистый иссеченный камень хорошо передает цвет и поверхность медвежьей шкуры. Особым талантом в изготовлении анималистической скульптуры обладали братья Александр и Павел Егорушины, Александр и Иван Долговы, Василий Полесов.
В 1940 году в Борнукове трудились 120 кам нерезов и 65 шлифовальщиц. Из Перми борнуковские умельцы вернулись с дипломом Всесоюзной выставки камнерезного мастерства. Во время Великой Отечественной войны производство функционировало. В 1944 году в Борнукове выпускали чернильные приборы, пепельницы, статуэтки. Для Всесоюзной выставки 1947 года из лучших сортов камня светло‑голубых и палевых оттенков П. В. Курышев, Ф. И. Рубцов, П. А. Егорушин изготовили вазы, барельефы, фигурки животных.
После войны на производство пришло много женщин — Т. И. Пилясова, А. А. Куликова, С. П. Лапшина, З. Н. Недугова, В. Д. Пименова, Р. П. Недугова, Т. П. Гришина и другие. Формировалось новое поколение камнерезов. Художники П. В. Курышев и П. М. Минеев подбирали лиричные сюжеты и образы для изделий. Появились каменные иллюстрации к сказкам «Серая шейка», «Золотая рыбка». Складывались династии камнерезов — Рубцовых, Курышевых, Карасевых, Верхолетовых, Евстифеевых, Долговых, Егорушиных, Мельниковых.
В 1951 году художественный руководитель артели «Борнуковская пещера» П. В. Курышев создал ставшую знаменитой скульптуру коня. В 1955‑м работы камнерезов демонстрировались в Лондоне. В 1958‑м «курышевский конь» был представлен на Всемирной выставке в Брюсселе, затем покорял сердца посетителей выставочных залов в Англии, Франции, Японии, США.
* * *
В 1957 году из‑за неправильной организации взрывных работ борнуковцы лишились своей пещеры‑кормилицы: вход в нее завалило, а сама она пришла в аварийное состояние. Добывать камень стало опасно. Его пришлось завозить из Куйбышевской области, Краснодарского края.
С 1965 года Борнуковская пещера относится к особо охраняемым территориям Нижегородской области. Этот памятник природы представляет собой заброшенный гипсовый карьер с уникальным геологическим обнажением и остатками пещеры — некогда крупнейшей подземной полости Русской равнины.
В 1960‑х годах артель «Борнуковская пещера» превратилась в фабрику. Вместо кирпичного сарая появилось добротное про изводственное здание, расположенное на северо‑восточной окраине села. В здании разместились распиловочный, камнерез-но‑художественный, шлифовально‑поли ровочный, токарный цехи. Распиловочный и токарный были полностью механизированы, при шлифовке изделий тоже применялись станки, и лишь камнерезно‑художественный цех, естественно, оставался местом исключительно ручного труда. Каждый мастер имел свой «почерк». В это время особенно искусными камнерезами считались Филипп Иванович Рубцов, Павел Федорович Рубцов, Александра Ивановна Недугова, Евгения Федоровна Карасева. Борнуковская игрушка с успехом экспонировалась на различных международных выставках. Изделия борнуковских мастеров покупали в Японии, Германии, Англии, США, Франции, Финляндии, Швеции.
В настоящее время на фабрике разработано более 70 видов высокохудожественных изделий. Это бытовые предметы: ночники, пепельницы, чашечки, лоточки; декоративные изделия: экраны, мелкая анималистическая скульптура, а также разнообразные сувениры. Анималистическая скульптура становится в Борнуково традиционной и занимает ведущее место в ассортименте.
Изготовляют борнуковские мастера изделия мягких пород камня - селенита, кальцита, гипсового камня - ангидрита. Местный поделочный камень богат по расцветке, он может быть голубым, рыжеватым, коричневым, зеленым, розовым. Свойства этого высокодекоративного мягкого камня определили стилистические особенности как художественной резьбы по камню, так и промысла в целом. В скульптурах народных мастеров видны обобщенность форм, характерные особенности силуэтов, мягкие сочленения деталей, умение художника точно передать повадки и характеры различных животных. Особое место в борнуковской скульптуре занимает русский медведь, над образом которого плодотворно работал художник-камнерез Павел Курышев.
В творчестве другого мастера - Петра Минаева преобладают динамические образы скачущего коня. Возвышенный романтизм и эмоциональная приподнятость являются отличительными чертами
Борнуковские мастера вырабатывают изделия из селенита, кальцита, гипсового камня, применяя токарную обработку, объемную и рельефную резьбу, гравировку. Изделия борнуковских камнерезов отличают лаконичная и острая характеристика образов в фигурках животных и птиц, простота и изящество форм в бытовых вещах, выявляющие красоту и специфику материала. Это бытовые предметы - ночники, лоточки, чашечки, туалетные приборы, принадлежности для курения (пепельницы различных форм и размеров), вазы для цветов; декоративные изделия - мелкая анималистическая скульптура, которая стала в Борнукове традиционной и занимает в ассортименте ведущее место; разнообразные сувениры и подарочные изделия. Изделия промысла постоянно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках.
Резьба по камню на храмах XII в. Владимиро-Суздальской архитектуры
Феодальная раздробленность, характерная для молодых государственных образований, коей и была Киевская Русь XII века, породила четыре крупных осколка-княжества.
Владимиро-Суздальское княжество, спрятанное в лесах от неприятелей, было подчинено единоличной власти владыки. Под надежной рукой оно стало крупным центром зодчества. Церкви и соборы из белого камня по велению князя вырастали словно из-под земли.
Если Владимиру Мономаху приходилось строить оборонительные сооружения, защищаясь от волжский болгар и печенегов, то его внуку — Андрею Боголюбскому досталась более приятная доля — он возводил прекрасные церкви и княжеские дворы.
Город Владимир, заложенный Мономахом на берегу реки Клязьмы, стал центром русских земель, поэтому было важно, чтобы новая столица затмила красотой и статью старую.
Успенский собор - архитектура 12 века
Город, обнесенный стенами и валами, имел Золотые ворота, которые сохранились и поныне. Путники, въезжая в величественный город, видели пятикупольный Успенский собор. Владимирские резчики по камню, которые превосходно владели техникой обработки, создали привычный нам образ древнерусского города, который органично вписался в ландшафт.
На строительство Успенского собора пошла десятая часть доходов князя Андрея. Задумав превзойти Киевскую Софию, князь повелел, чтобы высота здания превышала 30 метров. Трехнефный храм под одним куполом, построенный Боголюбским, сильно пострадал от пожара, поэтому Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея, увеличил количество нефов и куполов до пяти. Изменился облик и крепостных стен, и интерьер храма. Успенский Собор со временем превратился в усыпальницу великих князей, став памятником их величия.
Дмитриевский собор - искусство 12 века
Дмитриевский собор, одноглавый крестово-купольных храм с четырьмя опорными столбами, еще один достойный представитель владимиро-суздальского зодчества. Его построили по приказу князя Всеволода, причем строительством и резьбой по камню занимались уже русские мастера. Дмитриевский собор — это уникальное сооружение, которое не имеет европейских прототипов. Стены собора украшены великолепной резьбой. Высеченные из камня святые, животные, птицы, растения превращают стену в каменную летопись. Народная фантазия переплетается с византийскими преданиями, отчего собор становится сосредоточием русско-византийской мифологии. На стенах храма можно встретить и Александра Великого, и царя Давида, и даже грифона из европейского бестиария. На фантастическое зверьё ведут охоту люди, преследующие своих жертв по бесконечным полям с роскошными цветами.
Резчики наносили изображения на камень отдельно, но лишь все вместе фигуры рассказывали поучительные истории.
Белокаменный дворец князя Андрея Боголюбского
Дворец князя Андрея Боголюбского, что лежит в 10 км от Владимиро-Суздальской столицы, охраняется крепостными стенами и башнями. Княжеский двор был настоящей средневековой крепостью с дворцом, каменными переходами и храмами. Собор Рождества Богородицы — был центром данной архитектурной композиции. Резчики по камню и во дворце князя Боголюбского превзошли самих себя, фигуры, выступающие с плоскости камня, смотрятся живыми.
Достойны упоминания и храм Покрова на Нерли, и Геогриевский собор в Юрьеве-Польском. К сожалению, последний из них не сохранил своей былой мощи и красоты.
В годы, когда Русь сотрясалась от внутренних раздоров и разваливалась под напором врага, русские мастера вели тихую работу созидания. Архитектура была призвана скрепить народ, поднимая знамя веры и единства происхождения. Общенациональные идеи нашли отражение в декоре соборов, которые был пропитаны светлыми, красочными мотивами простой и мирной крестьянской жизни. Современные художники черпают свое вдохновение в разных источниках. А художник Василий Афанасьевич Лесков, восхищенной непосредственностью, чистотой и выразительностью древнерусского зодчества, в своих картинах обращается к истокам, чтобы мы не забывали, откуда мы родом. Его картины можно приобрести, воспользовавшись телефонами, указанными на его сайте. Большая редкость, когда художник не забывает о своих корнях, польстившись на великолепие европейского дома.
Каменная Резьба храмов Владимиро-Суздальского княжества XII - XIII
Целью прославления государства служил Дмитриевский собор во Владимире,возведённый кн. Всеволодом (1194-1197). В основе собора (как и в церкви Покрова на Нерли) лежит однокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Но художественный образ другой - «романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню - фигуры святых и растений. В основе скульптурной декорации храма лежит глубоко продуманная программа, связанная с символическим выражением религиозных идей и прославлением княжеской власти. Центральным изображением является фигура псалмопевца Давида, но также широко представлены изображения растений и животных.
Источником владимирской скульптурной резьбы является, с одной стороны народная резьба по дереву, а с другой - искусство западноевропейских мастеров, работавших у владимирских князей.
Очередным храмом, богато украшенном белокаменной резьбой является Рождественский собор в Суздале(1222-1225). Храм представлял собой традиционный шестистолпный трёхапсидный храм, увенчанный, вероятно, одним куполом на барабане (не сохранился, в современном состоянии храм венчают пять куполов). Рельефный резной белокаменный декор покрывает различные выступающие элементы здания - карнизы, колончатые аркатурные пояса и др. Учёные предполагают, что вероятно в декоре этого храма возникла система плоской ковровой орнаментации стены, на которой ясно выделялись выполненные в высоком рельефе резные камни и композиции. В дальнейшем этот приём ещё больше развился в соборе Юрьева-Польского.
Искусство резьбы по камню в храмах и соборах России
Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются:
Резьба по камню применялась на всех этапах истории материальной культуры стран и народов мира, особенно широко в архитектуре, скульптуре, декоративном и ювелирном искусстве.
Страны, в которых зародилось камнерезное искусство
В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка, точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, т.к. возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет.
В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э.
В других европейских странах в раннем средневековье (7-10 вв.) резные изделия из камня предназначались в основном для замковых сокровищниц, ризниц монастырей и храмов.
Зодчество Древней Руси
В 989 году, на следующий год после Крещения Руси, в Киеве была заложена первая каменная церковь.
Украшение церквей и храмов каменными узорами появилось позже.
В России резьба по камню берёт начало в средневековье с обработки мрамора, пирофиллитового сланца и янтаря. (Киевская Русь, 10-12 вв).
И мячковского известняка (поселок Мячково близ Москвы). (Владимиро-Суздальская Русь, 12-13 вв.).
Вершина этих работ — это белокаменные узоры:
Успенский собор во Владимире
Памятник русского зодчества 12 века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов. Успенский собор во Владимире положил начало новой церковной традиции - резьбе по камню. На его стенах были вырезаны три сюжета:
- «Восхождение на небо Александра Македонского»,
- «Отроки в огне»
- «Сорок севастийских мучеников».
Дмитриевский собор во Владимире
В летописях особо подчеркивается факт, что работы в Дмитриевском соборе выполнены именно русскими мастерами. Они достигли особого искусства, создавая каменные росписи и барельефы на стенах собора. Этот шедевр часто называют драгоценным ларцом. На фасадах храма 566 резных картин. Верхняя часть почти сплошь покрыта резьбой. Под окнами выложен колонный пояс. Внутреннюю отделку выполняли греческие мастера.
Храм Покрова на Нерли
Был построен в 1165 году. Это храм-памятник, возведенный по указу Андрея Боголюбского после победы владимирского войска над болгарами и в память о погибшему от ран, полученных в победном сражении, сыне.
Необыкновенное по красоте каменное здание поставлено в устье Нерли, на впадении ее в Клязьму. Ее стены украшает красивая каменная резьба. В исторических архивах Владимирских земель сохранилось описание узоров, украшавших её.
В 1923 году был закрыт Боголюбовский монастырь, а вместе с ним и Покровская церковь. Как памятники культурного наследия, они перешли в ведение Владимирского музея.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Небольшой владимирский городок Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. В этом же году Юрий Долгорукий выстроил небольшую белокаменную церковь, посвятив ее своему небесному покровителю Георгию Победоносцу. Позднее на ее месте в 1230—1234 годах был построен Георгиевский собор
Георгиевский собор — типично «княжеский» храм, и его белокаменные узоры только усиливают его «мирской» облик. Здесь нет той бесплотности, которая отличает храм Покрова на Нерли. Смысл резного убора Георгиевского собора перерастает границы религиозной и династической идеологии и распространяется на всю Владимирскую землю. Недаром в образах воинов многие исследователи видят портреты дружинников князя Святослава, в фольклорных фигурах сказочных чудищ — полуязыческое мироощущение народа, а пышный растительно-звериный узор, вероятно, призван символизировать богатство Руси Залесской.
С момента построения первых храмов и украшения их каменной резьбой утекло много времени, было возведено огромное количество деревянных и каменных церквей, разработаны новые строительные конструкции.
Трудно представить себе современный русский город или крупное село без храма. Где бы ни расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Храмы украшались красивой каменной резьбой.
Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа часто находит покой в обращении к Богу, поэтому люди всегда тянутся в храм.
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Большое значение в культуре имеет так же познание храмового зодчества. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности.
Пока мы помним и чтим свою историю, изучаем её, бережно относимся ко всему с ней связанному, мы сохраним свою духовность и культуру.
«Поэма в камне»: Дмитриевский собор во Владимире, затмивший все храмы, построенные до него
Отписаться можно в любой момент.Из-за обилия узоров белокаменной резьбы, покрывающей фасад этого собора, его называют « драгоценным ларцом », « каменным ковром », « каменной поэмой ». Своим богатым резным убранством он затмевает, пожалуй, все храмы, построенные до него на Руси.
История возведения собора
Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. « Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью » (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.
Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.
Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: " доску гробную " - икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с " сорочкой " – кусочком одежды мученика со следами его крови.
Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.
В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но « знатоки русского стиля », взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.
С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.
К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!
Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада - на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.
Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.
Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.
Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.
Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.
Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.
В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.
Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.
Некоторые элементы резного орнамента
Центральное место в оформлении собора отведено библейскому царю и пророку Давиду. Его изображение можно увидеть на трех фасадах храма. Качество этих изображений великолепное, видимо, выполнял их один из лучших камнерезов. Сначала историки считали, это Христос, потом долгое время выбирали между Давидом и Соломоном. И лишь после того, как реставраторы обнаружили возле этого изображения надпись «ДАВ Ъ», споры по этому поводу закончились.
Фасад испещрен изображениями зверей, птиц, растений. Обилие растений используется для создания образа райского сада.
Многие из животных являются символами власти - львы, орлы, барсы. Что касается странных чудищ – зверей с двумя головами, полусобак, полуптиц и им подобных – эти образы хорошо знакомы нам из русской мифологии и сказок, поэтому они совсем не пугают, а всего лишь придают сказочный характер резным узорам.
Святые и князья
На поясе-колоннаде среднего яруса, опоясавшем собор с трех сторон, вырезана целая галерея фигурок святых. Среди них идентифицированы первые святые князья-мученики Борис и Глеб, изображенные в княжеских шапках, в руках они держат кресты.
Здесь же изображены все 12 апостолов, «портреты» Петра и Павла сомнений не вызывают - они подписаны.
Интересны еще две изображенные на фасаде композиции.
Вознесение Александра Македонского
«Технология» вознесения изображена следующим образом. Александр сидит в корзине, подняв вверх руки, в которых он держит в качестве приманки маленьких львят. Два грифона, привязанные к корзине, тянутся к приманке, и за счет этого корзина поднимается вверх. Несмотря на то, что Александр Македонский - персонаж еще дохристианский, в средневековой Европе этот сюжет использовался довольно часто.
Всеволод с сыновьями?
На северном фасаде можно найти изображение мужчины, который сидит, держа на коленях ребенка. С обеих сторон его окружают дети постарше. Многие историки считают, что это изображен Всеволод с сыновьями. У него действительно было много детей, поэтому он и получил прозвище Большое Гнездо. Только непонятно, почему у Всеволода здесь нет бороды.
Однако, есть еще одна версия, согласно которой здесь изображен не Всеволод с сыновьями, а библейский Иосиф с братьями.
Гипотеза относительно окраски соборов
Мы все привыкли считать, что белокаменные храмы, дошедшие до наших дней, изначально были такими же, а именно – белыми.
Однако, на фотографиях XIX века можно увидеть разные варианты окраски фасадов Дмитриевского собора - " белый орнамент на темном фоне " и " темный орнамент на белом фоне ". Белый орнамент на темном фоне выглядит так (эта окраска существовала в 1847-1883 гг.):
А это уже темный орнамент на белом фоне:
А в 2015 году в Переславле-Залесском на фасаде белокаменного Спасо-Преображенского собора были обнаружены остатки древней стенописи. Исходя из этого, ученые предположили, что в древности этот храм " был расписан практически «под хохлому» ". Возможно, что и фасады других белокаменных храмов в древности тоже были украшены росписями, и выглядела эта красота примерно так:
Но после монголо-татарского нашествия многие храмы стояли в запустении. Русь бедствовала, и чтобы освежить храмы, их просто белили известью. Так росписи и исчезли. Но это пока всего лишь гипотеза.
А в Подмосковье есть храм, который православная церковь отказывалась освящать . И он тоже представляет огромный интерес.
Секрет белокаменной резьбы
Белокаменная русская архитектура поражает воображение, особенно покрытые сверху донизу резными узорами соборы Владимирской земли.
Удивительнее всего, что стройка таких сооружений проходила довольно быстро, например, знаменитый Дмитриевский собор во Владимире построили, по разным данным, за 5-7 лет.
Все дело в свойствах белого камня, под которым обычно имеют в виду известняк. И, хотя залежи его есть почти повсеместно, далеко не все его сорта подходили для белокаменного строительства.
Дмитриевский собор во Владимире, построен в конце 12-го века
Не зря для стройки Владимирских и Суздальских храмов возили подмосковный известняк, причем конкретный сорт, добытый в селе Мячкове.
Мячковский известняк был самым мягким и шел на резной декор. А добытый чуть дальше по руслу реки Пахры пахорский и подольский известняки были уже потверже, из них выкладывали основу строения.
Мячковские каменоломни, снимок 1910-х годов
У известняка есть любопытное свойство – вынутый из каменоломни камень некоторое время очень податлив к обработке из-за большой водонасыщенности. Обтачивать из него элементы стен или вырезать сложные узоры даже легче, чем по дереву.
Но зато со временем известняк затвердевает, причем продолжает набирать крепости много-много лет. Строители успевали обработать куски привезенного на стройку известняка, пока он был еще мягок, а затвердевал белый камень уже на построенной стене.
Весь резной белокаменный Георгиевский собор в Юрьев-Польском, 13 век
Потому и стройка велась быстро. А мы сейчас видим уже результаты белокаменного зодчества и удивляемся мастерству древних мастеров, создавших сложную резьбу.
Белокаменная резьба
Белокаменная резьба является традиционным видом церковного искусства и декоративное использование белого камня достигло на Руси удивительных высот. Достаточно вспомнить храм Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском.
Несмотря на распространение современных технологий отливок из бетона и полимеров, применяемых для светской архитектуры, техника резьбы по белому камню не утрачена и сегодня, но в церкви ценится и имеет сакральный смысл именно то, что сделано руками и с душой.
В своих проектах мы опираемся на образцы византийской, романской архитектуры и архитектуры Древней Руси, учимся на сохранившихся прекрасных образцах храмового строительства Армении, Грузии, Греции и Балкан.
Мастерские предоставляют комплекс работ по изготовлению художественных изделий из белого камня.
Для интерьеров - иконостасы, киоты, престолы, жертвенники, горнее место, ограждения, лавочки, купели.
Для экстерьеров - колонны, порталы, карнизы, пилястры, стены, окна.
В качестве материала используется натуральный природный камень (известняк) Мячиковского месторождения. Мы предлагаем разработку проектно-художественных решений, а также готовы выполнить работы по индивидуальным заказам любой сложности.
В комплекс работ входит:
Резьба
- рельефная простая – от 50 000 руб./кв.м
- рельефная сложная – от 70 000 руб./кв.м
- барельефная - от 100 000 руб./кв.м
- скульптурная - по договоренности
Формирование блоков
Стоимость формирования блоков зависит от сложности выполняемых работ.
Монтаж
Стоимость монтажа зависит от сложности выполняемых работ: разгрузка-погрузка, изготовление металлокаркаса и лесов, подъем на леса, монтаж камня, шлифование, гидрофобизация.
Читайте также: