Создать поверхность в autocad civil 3d по точкам
Для выполнения задания необходимо загрузить архив .
- Создание поверхности по файлу с точками
- Создание поверхности по файлу с точками
- Создание поверхности по объектам чертежа
1. Создание поверхности по файлу с точками
1.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Создайте новый чертеж(Файл->Создать). В качестве шаблона выберете из папки "Исходники" points.dwt. В этом шаблоне имеются предустановки для импорта файла с точками. Подробнее узнать, как произвести такие настройки см. "Импорт файла с координатами точек".
1.2 Создадим поверхность. Для этого откроем область инструментов, в меню
Общие->Область инструментов. В область инструментов нажмем ПКМ на пункте "Поверхности" и выберем создать поверхность:
1.3 В открывшемся окне сделаем следующие предустановки. В строке "Имя" введем название поверхности, например "Поверхность по файлу". В строке "Описание" вы можете ввести любую описательную информацию для этой поверхности. Строка "Стиль" отвечает за стиль отображения поверхности, для примера воспользуемся стилем "Горизонтали 0.5 м и 2м (фоновые)". В качестве типа поверхности необходимо использовать "Пов-ть TIN", в этом случае поверхность будет строиться в виде сети треугольников, по ребрам которых будет происходить интерполяция. В строке "Слой поверхности" можно изменить название слоя на который будет помещена поверхность.
После всех установок нажимаем "ОК":
1.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по файлу", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по точкам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описании" мы можем увидеть какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать "Файлы точек". Нажимаем ПКМ по "Файлы точек" и выбираем "Добавить":
1.5 В открывшемся окне "Добавить файл точек". В качестве формата выбираем "Координаты (;)" (Подробнее об этом формате см. "Импорт файлов координат точек"). А в строке "Исходный файл" указываем путь к файлу points.txt из папки "Исходники". В дополнительных параметрах оставляем галочку на "Использовать третью координату, где возможно" и нажимаем "ОК":
1.6 На моделе чертежа должна построиться поверхность с горизонталями:
2. Создание поверхности по группе точек
2.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Откройте файл points.dwg из папки "Исходники"
2.2 Перед нами модель чертежа с импортированными точками
(Как импортировать точки в чертеж см. "Импорт файлов с координатами точек"):
Открыть в полный размер' href="http://www.cadforum.ru/_upload/img/enl_116.jpg" rel=lightbox target=_blank>
2.3 Создайте поверхность, как описано в п.1.2 и 1.3. При создании поверхности в качестве имени поверхности укажите "Поверхность по точкам"
2.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по точкам", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по точкам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описание" мы можем увидеть, какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать группы точек. Нажимаем ПКМ по "Группы точек" и выбираем "Добавить":
2.5 В открывшемся окне "Группы точек" выбираем "все точки". И нажимаем "ОК". В модели чертежа должна построиться поверхность с горизонталями:
3. Создание поверхности по объектам чертежа
3.1 Запустите AutoCAD Civil 3D . Откройте файл surf.dwg из папки "Исходники".
3.2 Перед вами чертеж съемки некоторого объекта. Часть отметок - белого цвета - это была исходная съемка местности, а часть отметок другого цвета - это производилась "досъемка" территории. Как вы можете видеть, отметки белого цвета имеют обозначение точкой AutoCAD, а остальные обозначены кружками. Точки в данном чертеже трехмерны, т.е. имеют высоту Z(значение высоты можно посмотреть в свойствах точки). Кружки же наоборот не имеют высоты, т.е. она соответствует нулевому значению.
3.3 Создайте поверхность, как описано в п.1.2 и 1.3. При создании поверхности в качестве имени поверхности укажите "Поверхность по объектам"
3.4 Теперь в области инструментов по "+" раскрываем пункт "Поверхности". Как вы можете видеть, создалась поверхность с именем "Поверхность по объектам", но она пока "пустая", т.е. в ней нет исходных данных для построения. Давайте, добавим в нее наши точки. Для этого раскроем по "+" "Поверхность по объектам" и раскроем по "+" "Описание". В "Описание" мы можем увидеть, какие данные могут служить исходными для построения поверхности. Для построения нашей поверхности будем использовать "Объекты чертежа".
3.5 Сначала, в поверхность добавим данные точек AutoCAD. Для этого нажимаем ПКМ по "Объекты чертежа" и выбираем "Добавить":
3.6 В открывшемся окне в качестве типа объекта выбираем "Точки". Пояснительное описание можно не вводить. Нажимаем "ОК":
3.7 Вам будет предложено выбрать точки на чертеже. Выбираем точки, которым соответствуют белые отметки(можно выделять точки не по отдельности, а сразу целой областью, лишние элементы не выделятся). Нажимаем клавишу Enter. На экране должен появиться кусок построенной поверхности:
3.8 Теперь нам предстоит добавить оставшуюся информацию по отметкам. Для этого мы будем создавать точки по тексту отметок. Обращаю ваше внимание, что положения точек поверхности созданных по тексту будет в точке привязки текста. Поэтому до добавления данных по тексту отметок, проверьте, везде ли точка привязки текста совпадает с точкой привязки графического отображения пикета. На чертеже имеются отметки синего цвета, у них точка привязки текста не совпадает с центором кружка. Для того чтобы переместить текст, нажмите на отметку ЛКМ - отметка выделится и около нее появиться синий маркер:
Перетащите за маркер отметку в центр соответствующего кружка( должна быть включена привязка к центру круга). Привяжите все синие отметки в соответствующие им кружки.
3.9 Поднимем текст на соответствующую ему отметку. Для этого зайдем в меню Поверхности->Утилиты-> Переместить текст на отметку. Нам будет предложено выбрать на экране объекты. Выберем все отметки синего и красного цвета(выделять можно областью, кроме текста ничего лишнего не выделится) Белые отметки выделять не надо, т.к. они уже используются при построении поверхности. Нажимаем клавишу "Enter". Теперь в свойствах текста отметок появиться высота соответствующая значению отметки.
3.10 Теперь вернемся в область инструментов в пункт "Поверхность по объектам" Нажимаем ПКМ на "Объекты чертежа" и выбираем "Добавить". В открывшемся окне в качестве типа объекта выбираем "Текст". Нажимаем "ОК". На экране выбираем текст синих и красных отметок, белые выбирать не надо. Нажимаем клавишу "Enter". На экране должна достроиться поверхность:
3.11 Как вы могли заметить на исходном чертеже обозначен откос. Для того чтобы поверхность строилась правильно, необходимо указать данный откос в виде структурных линий.
3.12 В качестве примера построим трехмерную полилинию по бровке и подошве откоса. Для этого в командной строке напишем команду "_3dpoly". Вам будет предложено указать первую точку полилинии. Включите привязку "Узел" и "Твставки", остальные привязки отключите, чтобы они вам не мешали. Постройте 3D полилинию по контуру откоса(рис.15). В качеcтве вершин 3D полилинии используйте точку привязки текста(для синих и красных отметок) и точки AutoCAD(для белых отметок). На рисунке требуемая полилиния отображена красным цветом. Не забудьте замкнуть полилинию (перед вводом последней точки нажмите ПКМ и выберете "Замкнуть").
3.13 Теперь, в области инструментов в поверхности "Поверхность по объектам" нажимаем ПКМ по пункту "Структурные линии" и выбираем "Добавить":
Для отображения характерных элементов рельефа могут быть использовано множество структурных линий различных типов, в том числе отрисованный нами откос можно было задать двумя структурными линиями, одна из которых соответствовала бы бровке, а другая подошве откоса.
В каталоге Download Вы можете найти другие полезные материалы - утилиты, программы, документацию, исходники, электронные книги. Если Вы обнаружили неработающую ссылку, пожалуйста, помогите другим посетителям и администратору каталога Download - сообщите об этом редактору.
В современных условиях проектировщикам нужно соответствовать высокой скорости роста и развития городов и в тоже время не снижать качество выпускаемых проектов. На помощь им приходят системы автоматизированного проектирования, а также технологии информационного моделирования BIM. Благодаря подходящему программному обеспечению и умению в нем работать вы сможете создать один из самых важных объектов для проектирования – поверхность. В этой статье я расскажу вам, что же такое поверхности, как их создавать, изменять и применять.
Что такое поверхность
Поверхность в Civil 3D — это трехмерное геометрическое представление участка земли. Поверхность состоит из данных точек, которые соединяются между собой и формируют треугольники или сетку поверхности.
Поверхность состоит из следующих компонентов:
- Точки;
- Треугольники;
- Граница;
- Горизонтали;
- Сетка.
Видимость любого из компонентов на поверхности можно включать или отключать. Таким образом, например, создав проектную поверхность и включив отображение горизонталей на ней, вы сможете увидеть вертикальную планировку участка. Такая планировка будет динамичной и реагировать на все дальнейшие изменения поверхности.
Как правило, изначально поверхность в Civil 3D создается пустой, а потом наполняется данными для построения. Такими данными могут являться:
- Точки координатной геометрии COGO;
- Горизонтали, структурные линии;
- Простые объекты AutoCAD (точки, отрезки, блоки, тексты, 3D-грани, многогранники);
- Границы;
- Файлы DEM (Файлы DEM предназначены для хранения и переноса больших объемов топографической информации о рельефе в виде координат XYZ узлов сетки с постоянным шагом).
Типы поверхностей в Civil 3D
Поверхности в Civil 3D бывают следующих типов:
- Поверхности TIN. В основе такой поверхности лежат треугольники, которые соединяют между собой ближайшие друг к другу точки поверхности и образуют триангуляционную сеть. Отметка любой точки на поверхности определяется интерполяцией отметок вершин ближайших треугольников. Это самый распространенный и часто применяемый тип поверхностей;
- Сетчатые поверхности. В основе такой поверхности лежат точки на сетке с постоянным шагом. Такие поверхности применяются для отображения больших пространств с низкой детализацией;
- Поверхности TIN для объема. Композитная поверхность, построенная по данным разницы отметок точек поверхности сравнения и базовой поверхности. Чаще всего сравнивают поверхность существующей земли с проектной для вычисления общих объемов земляных работ;
- Сетчатые поверхности для вычисления объема. Отметки такой поверхности вычисляются как разность верхней и нижней поверхностей, с точками на сетке;
Создание поверхности
Для создания поверхности необходимо выполнить следующие действия:
Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – правой кнопкой мыши на Создать Поверхность. Появляется окно Создания поверхности. Выберите тип поверхности, задайте имя и выберите стиль → ОК.
Добавление данных в поверхность
Для добавления данных в поверхность необходимо выполнить следующие действия:
Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение. Тут найдите подходящий для вас пункт, нажмите ПКМ и выберите команду Добавить.
При построении поверхности существующей земли многое зависит от того, в каком формате вы получаете топосъемку. Чаще всего для создания поверхности используются точки съемки, 3D-грани или обычные тексты и блоки AutoCAD.
Редактирование поверхности
Для редактирования поверхности необходимо выполнить следующие действия:
Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ. Тут найдите подходящую для вас команду.
Обратите внимание, что для редактирования точек и ребер треугольников необходимо чтоб эти компоненты отображались в текущем стиле поверхности.
Объединение поверхностей
Для объединения двух или более поверхностей необходимо выполнить следующие действия:
Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Редактировать – ПКМ – Вставить поверхность.
Важен порядок добавления поверхностей в объединенную. Поверхности, добавляемые позже, вносят изменения в уже вставленную. Например, чтобы получить поверхность существующей земли с учетом проектируемой планировки, необходимо создать общую поверхность и вставить в нее сначала черную поверхность земли, а уже после нее – планировку.
Границы поверхности
Для добавления границы в поверхность необходимо выполнить следующие действия:
Панель Область инструментов – вкладка Навигатор – Поверхности – Имя поверхности – Определение – Границы – ПКМ – Добавить.
Существуют следующие типы границ:
- Внешний – треугольники отображаются внутри такой границы, а вне ее не отображаются;
- Показать – отображаются треугольники, находящиеся внутри границы;
- Скрыть – скрывает треугольники в области указанной границы;
- Обрезка данных - фильтр для всех данных, добавляемых в поверхность после создания такой границы.
Стили отображения поверхности
За внешнее отображение поверхности отвечает ее стиль. Обратите внимание, что на само построение стиль не влияет. Стили хранятся в шаблоне чертежа, вы можете либо использовать уже готовый стиль, либо создать свой собственный.
Выбрать стиль можно в момент создания поверхности или в любое другое время в свойствах этой поверхности.
Анализ поверхности
Поскольку поверхность Civil 3D это интеллектуальный объект, то вы можете проанализировать ее и получить любую интересующую вас информацию.
Инструменты анализа хранятся в свойствах поверхности или на вкладке ленты Анализ.
Перечислю, на мой взгляд, самые полезные типы анализа:
- По отметкам. Civil 3D анализирует поверхность по заданным диапазонам отметок. Визуально оценить результаты анализа можно включив его в стиле поверхности. Можно добавить легенду анализа поверхности - получить таблицу с площадями этих диапазонов.
- Стрелки откоса. На каждом треугольнике поверхности отображается стрелка, указывающая направление понижения откоса – стока воды.
- Траектория потоков. Если вы щелкните на любую точку поверхности мышкой, программа укажет траекторию стока воды из этой точки.
Метки поверхности
Для оформления чертежей, а также для собственного удобства на поверхность можно расставить метки. С помощью меток можно подписать отметки в точках, уклоны поверхности, значения горизонталей. Такие метки динамичны и реагируют на изменения поверхности. Вы никогда не упустите очередные изменения вертикальной планировки в оформлении чертежей.
Стили меток также, как и стили поверхности, можно создавать самостоятельно под свои нормы и правила оформления.
Извлечение объектов из поверхности
Из поверхности можно извлечь ее компоненты в обычные объекты AutoCAD, но для этого эти самые компоненты должны быть включены в текущем стиле поверхности. Таким образом вы сможете извлечь из поверхности, например, горизонтали в виде обычных полилиний с заданным уровнем, соответствующим отметке горизонтали.
Для извлечения объектов из поверхности необходимо выполнить следующие действия:
Выделить поверхность на чертеже - Панель Инструменты работы с поверхностями – Извлечь из поверхности – Извлечь объекты.
Экспорт поверхности
Поверхность можно экспортировать в форматы LandXML, DME и IMX, тем самым использовать ее в других приложениях, поддерживающих работу с данными форматами. Также в последних версиях программы (2019 и новее) специалист Civil может опубликовать поверхность в проект BIM 360, а специалист, работающий в Revit создать связь своего проекта с этой поверхностью через Топографию.
Заключение
Умение создавать поверхности и работать с ними сегодня - необходимый навык, позволяющий повысить качество выпускаемой документации, выполнять расчеты земляных работ с максимальной точностью и ускорить процесс оформления чертежей.
На наших курсах по Civil 3D вы приобретете практические навыки работы в BIM-среде. После прохождения обучения вы сможете создавать компоненты информационной модели, в том числе и поверхности, необходимые для разработок различных разделов проекта.
В чертеже у нас имеются точки COGO, которые помещены в группу точек Рельеф и пустая поверхность.
Для того чтобы добавить группу точек к поверхности, необходимо в коллекции Поверхности развернуть целевую поверхность, подменю Определение, выбрать Группы точек и, с помощью правой кнопки мыши, вызвать команду Добавить .
Выбираем группу точек Рельеф и нажимаем OK.
Поверхность автоматически обновится и теперь имеет следующий вид.
Как видно, предполагаемые откосы имеют нечеткие контура. Для того, чтобы уточнить поверхность к ней добавляются структурные линии. В нашем случае в качестве структурных будут выступать характерные линии, проведенные по бровкам и подошвам откосов.
Для добавления структурных линий необходимо в коллекции Поверхности развернуть целевую поверхность, подменю Определение, выбрать Структурные линии и, с помощью правой кнопки мыши, вызвать команду Добавить .
Задаем описание, выбираем тип линии Стандартный и указываем характерные линии для добавления.
Поверхность перестраивается, и мы получаем следующий результат:
Как видно, ребра треугольников расположены четко по структурным линиям, а откосы теперь вырисовываются правильно.
Поверхности в Civil 3D можно создавать не только по точкам COGO и структурным линиям, а так же и по объектам AutoCAD. Об этом мы и поговорим в следующей статье.
Рассмотрим для начала TIN поверхности, которые создаются сетью треугольников.
Чтобы разработать новую поверхность, нужно найти ленту и выбрать там в подменю Создать данные рельефа. В нем нас интересует команда Создать поверхность.
Теперь укажем тип поверхности, слой ее размещения, имя, описание и стиль.
В этой статье мы подробнее рассмотрим стили поверхности. Для начала разработаем свой стиль.
Открывается меню проектирования стилей. Присваиваем ему имя и описание.
Устанавливаем новые свойства границ. Так, нужно разобраться с их отображением в просмотре объектов, вкладке Модель и проеции на референц-эллипсоид.
Устанавливаем интервал для горизонталей. Тонкие – это вспомогательный интервал, а утолщенные – основной.
Для удобства установим сглаживание.
Настроем отображение точек поверхности, то есть вершин треугольников. Важно не путать их с точками COGO.
С особенностями меню Водосборы и Анализ мы будем разбираться в гайдах по анализам поверхности.
Добавляем нужные цвета, слои и толщины линий.
Разрабатываем пока что пустующую поверхность рельефа.
В нашем чертеже уже есть точки COGO, которые размещены в группе Рельефа и пустующая поверхность.
Чтобы создать группу точек на поверхность, переходим в меню Поверхности и создаем целевую поверхность. Далее открываем Определение, выбираем Группы точек, кликаем ПКМ и вызываем меню Добавить.
Кликаем по Рельеф и нажимаем OK.
Поверхность сразу же обновится и будет выглядеть так, как на скрине ниже.
Контуры на предполагаемых откосах относительно нечеткие. Чтобы уточнить их, нужно дорисовать структурные линии. Структурными линиями станут характерные линии, которые будут проводиться по бровкам и подошвам откосов.
Чтобы добавить структурные линии, понадобится в коллекции поверхностей найти целевую поверхность, взять меню определений, выбрать структурные линии и кликнув ПКМ выбрать команду «Добавить».
Укажите описание, установите стандартный тип линии и отметьте характерные линии.
Наша поверхность перестроится по такому принципу:
Вы можете заметить, что ребра треугольников разместились по структурным линиям. Откосы же будут отрисованы корректно.
Поверхности в программе можно разрабатывать не только по точкам COGO и структурным линиям, но и по объектам AutoCAD.
Читайте также: