Референсная звуковая карта что это
Первоначально референсные акустические системы предназначались для оценки качества работы усилителей и источников аудиосигнала. К комплекту аппаратуры подключались какие-либо высококачественные колонки, после чего аудиосистема проходила тестирование в специальной комнате, где отражения звука от стен были сведены к минимуму. Рядом с колонками ставился микрофон, который подсоединялся к измерительной аппаратуре, или же во время испытаний в комнате должны были находиться эксперты.
Основным требованием к акустическим системам, используемым при тестировании аппаратуры, является максимально точное воспроизведение звука. При описании испытаний сообщается, что были применены такие-то колонки, то есть дается ссылка на них. Вот почему такую акустику стали называть референсной.
Кроме того, наименование "референсная" иногда получает акустика, которая привлекается для сравнительной оценки других акустических систем. При этом в роли референсных выступают модели, заслужившие высокие оценки экспертов. Есть параметры, которые нельзя отобразить с помощью технических показателей. В этом случае говорится, что, например, колонки A звучат более мягко, чем референсные колонки B, а колонки C - более жестко. Однако и тогда за референсные, как правило, принимают системы, точно передающие звук.
Наряду с акустикой бывают референсные усилители, DVD-плееры и даже кабели. Они также отличаются высокой точностью передачи звука, и их изначальным предназначением является экспертиза. Рассказ о разнообразных референсных устройствах выходит за рамки данной статьи.
Тем не менее референсная акустика выпускается не только для специалистов по измерениям, но и для широкого круга пользователей. Чтобы принять решение, нужна ли вам дома референсная акустика, нужно сначала понять, по каким критериям производители относят акустику к классу референсной.
Для обеспечения высокой точности воспроизведения звука приходится использовать дорогостоящие технические решения. Тем не менее в продуктовых линейках некоторых производителей недорогой акустики имеются модели, позиционируемые как референсные. Но такое название может просто означать, что, по мнению фирмы-изготовителя, именно эти акустические системы являются лучшими в ассортименте выпускаемой ею продукции.
Клуб любителей винтажной аппаратуры и качественного звука.
Референсный, это что такое?
Референсный, это что такое?
Поясните бестолковому, что означает референсный усилитель, референсная дека и т.д.?Очевидно, когда говорят референсный, имеют в виду "тот, с которым сравнивают все остальные, чтобы понять насколько они хороши или плохи" :-D
По крайней мере я это слово так понимаю.
Иногда я надоедал музыке и она переставала меня слушать.Sandy
Это надпись на морде , как правило, курсивом. Она позволяет гордиться обладанием аппарата.
Курсив имеет гипнотизирующее воздействие, а в надпись добавлены флюиды гордости и гормоны счастья.
figma писал(а): Это надпись на морде , как правило, курсивом. Она позволяет гордиться обладанием аппарата.
Курсив имеет гипнотизирующее воздействие, а в надпись добавлены флюиды гордости и гормоны счастья.
Воооот! Я именно так и думал! Спасибо, Саня!Сейчас надпись HI-FI уже не катит, а РЕФЕРЕНСКЫЙ - это звучит гордо! Вах! у меня значица гордый усиль. :-D
JVC AX-Z911BK Digital Reference Intergrated Amplifier Super DIGIFINE abv9999 писал(а): "тот, с которым сравнивают все остальные, чтобы понять насколько они хороши или плохи" Кстати, в качестве референсного можно использовать как самый лучший, так и самый плохой ))) Для сравнения разницы нет )) abv9999 писал(а): "тот, с которым сравнивают все остальные, чтобы понять насколько они хороши или плохи" Кстати, в качестве референсного можно использовать как самый лучший, так и самый плохой ))) Для сравнения разницы нет ))
а я думал что предыдущий хозяин работал Референтом Всякие убитые Электроника 75 АС , 100АС не помешают. Sandy писал(а): Поясните бестолковому, что означает референсный усилитель, референсная дека и т.д.? Символично в какой теме вопрос прозвучал.
Термин референсный появился в 70-80 годах. Почему? В 60 на LP писали HI-FI, точнее там полное название термина было, чем подчеркивалось, что запись сделана высокого качества. Позднее этот термин стал нарицательным, его применяли ко всему ширпотребу и к 70-80 годам он совершенно обесценился.Ну а далее, как верно подметил Сергей, чтобы хоть как-то отделить свою продукцию от класса говна, начали писать, кто во ,что горазд - это и ХАЙ-ЕНД, ДИФИНИШЕН, ПРЕСТИЖЕ, а многие вообще ничего не писали, типа само название брэнда гарантирует. Так, что не заморачивайтесь на рекламных трюках. Побродил сейчас по дому, референсов видимо-невидимо.
Возгордился. Референс - круто. Не то, что всякий отстой типа:
Видимо, маркетологи Техникса считали, что дерьмовость аппарата вполне можно скомпенсировать курсивом :-D :-D :-D
Некоторые общие пояснения технических терминов можно найти в нашем FAQ по звуку. Для более глубокого понимания нижеизложенного можно воспользоваться следующими документами: FAQ по цифровому представлению звуковых сигналов, Personal Computer Audio Quality Measurements.
Для измерений характеристик, получаемых при прохождении сигнала по внешнему пути аудиотракта карты — из линейного выхода в линейный вход (external loopback), был применён шнурок длиной 10 см из раздельно экранированных микрофонных проводов d=6 мм. На его концах были распаяны позолоченные разъемы миниджек производства Тайвань, немного расточенные с торца.
Немного теории
Действие программы SpectraLab основано на FFT (Fast Fourier Transform — быстром преобразовании Фурье). Вспомним формулу прямого преобразования Фурье:
где — непрерывная функция на входе, например .
A — амплитуда сигнала, например 1 Vrms, — частота, например 1000 Гц.
На её основе вводится формула дискретного преобразования Фурье:
где — дискретные значения непрерывной функции f (i) в точке i, N — количество точек, — частота.
При этом мы можем выбирать как узкий диапазон частот для более точного исследования, так и всю доступную полосу, которая, согласно теореме Котельникова, не может превышать половину частоты дискретизации. Для максимальной производительности выбирают N, являющееся степенью числа 2 (в программах обычно предлагается ряд от 2 8 до 2 16 ).
Какие методические погрешности мы получаем? Самая большая неприятность — это рассеяние. То есть при подаче синусоиды вместо такой картинки в идеале:
возникает немного другая:
Это "просачивание" сигнала на соседние частоты спектра в английской терминологии носит название leakage. Такова плата за realtime в измерениях, который мы имеем используя FFT. То есть искажению подвергается даже представление идеального файла с чистой синусоидой, что делает невозможным определение по графику истинного значения спектрального распределения шумов на реальном сигнале.
Методы представления результатов FFT (smoothing windows)
Но не всё так плохо. В зависимости от преследуемых целей результаты могут быть представлены в соответствии с одним из методов, указанных в таблице:
Метод представления | Точность передачи по частоте спектра | Точность передачи амплитуды | Уменьшение размытия | Где применяется |
Bartlett | Плохо | Плохо | Средне | |
Blackman | Плохо | Хорошо | Превосходно | Измерение искажений (distortion) |
Flattop | Очень плохо | Превосходно | Средне | Точные измерения значений амплитуды |
Hamming | Плохо | Плохо | Плохо | |
Hanning | Плохо | Превосходно | Превосходно | Измерение искажений и шумов |
Kaiser | Плохо | Плохо | Очень плохо | |
Parzen | Плохо | Плохо | Очень плохо | |
Triangular | Плохо | Плохо | Очень плохо | |
Uniform (неизменённое представление) | Превосходно | Очень плохо | Очень плохо | Точные измерения значений частоты пиков, анализ импульсов |
Из приведённой таблицы видно, что в реальной жизни хватит всего 2-х методов: по Ханингу (Hanning) и обычного представления (Uniform). Принцип действия всех этих методов заключается в подборе такой сложной функции, которая бы дала нам оптимальный вид зависимости амплитуды от частоты.
Режимы работы с программой
Для переключения режимов работы служит меню Mode:
Real Time — измерения в реальном времени, Recorder — запись и обработка файлов, Post Process — постообработка, в которой имеется возможность использования перекрытий (FFT overlap) для более точного измерения.
Перейдём в режим Recorder и откроем тестовый файл — синусоиду с частотой 1 кГц. Нажав клавишу F4 или выбрав пункт меню Option/Settings, попадаем в настройки и устанавливаем необходимые параметры. Следует обратить внимание на частоту обработки. Если она отличается от частоты семплирования, неизбежны значительные нелинейные искажения от передискретизации.
ВНИМАНИЕ! Не рекомендуется использовать входящий в комплект SpectraLAB тестовый файл синусоиды 1 кГц 44100 Гц при измерении характеристик карт в режиме семплинга 48000 Гц.
Averaging Settings - округления по сериям измерений. FFT size — число N из формулы (2). Peak Hold — фиксировать пики — необходимо только для показа "потолка", так как измерения искажений и шумов в этом режиме получаются некорректными. Decimal Ratio — позволяет уменьшить выборку по частоте. Для исключения "пульсаций" АЧХ при максимальном FFT size следует уменьшить значение этого параметра до 32768 (можно предположить следующее: поскольку численное интегрирование очень чувствительно к шагу, деление на 2 16 в формуле (2) значительно ухудшает точность и устойчивость численного метода).
Особенности выбора тестового сигнала
Создадим стандартный синусоидальный сигнал 1 кГц амплитудой 0 dB (амплитуда считается относительно максимального сигнала без перегрузки для 16-битной разрядной сетки). Сигнал для тестов точно под "0" — не очень хороший выбор (исключая рекламные проспекты). Реально на студиях никто не нормализует музыкальный материал таким образом — всегда оставляют некоторый запас "сверху" (headover). Это происходит по разным причинам. И одна из них такова: старший бит несёт информацию о половине амплитуды сигнала, ошибки при считывании CD-DA интерполируются через двойной каскадный код Рида-Соломона, и при нормализованном под "ноль" сигнале щелчки со временем "эксплуатации" будут слышны все чаще и чаще. Для получения более реальных характеристик разумно использовать для измерений файл с уровнем -3dB.
Ровный спектр шумов при почти полном отсутствии гармоник идеально подходит в качестве эталонного сигнала.
Измеряемые параметры
Коэффициент нелинейных искажений (Total Harmonic Distortion, THD). Равен квадратному корню отношения суммы мощностей всех гармоник, кроме основной, к мощности основного колебания. Согласно установившейся практике подаётся сигнал частотой 1 кГц максимальной амплитуды. Характеризует нелинейность и обычно сильно зависит от частоты. Измеряется в процентах. Для цифровой техники при выходе цифрового сигнала за разрядность цифровой сетки (например, при высоких положениях регуляторов громкости в микшере или некорректных алгоритмах) характерно скачкообразное увеличение значения THD.
Отношение сигнал/шум (Signal to Noise Ratio, SNR). Показывает превышение амплитуды выходного сигнала над среднеквадратичным значением мощности шумов. Вычисляется вычитанием упомянутых величин в децибелах, поэтому является размерной величиной. Очень актуален для аналоговых устройств и АЦП/ЦАП. Так как уровень воздействия шумов на человека зависит от спектра самого шума, то для учёта субъективного восприятия (а иногда и в маркетинговых целях) применяют стандартную сетку А-взвешивания. При этом рядом с параметром должно быть указано А-weighting. Цифровые шумы не подчиняются закону геометрического сложения, как аналоговые.
Для совместной оценки шумов и искажений также измеряют полный коэффициент гармоник с учётом шумов (THD+N). Он объединяет в себе значения двух вышеописанных параметров.
Реальный сигнал включает в себя частоты, на порядок отличающиеся друг от друга по значению. Вследствие нелинейности звукового тракта могут образовываться паразитные модуляционные гармоники, делающие звук неестественным и неприятным. Для учёта такого влияния вводят коэффициент взаимной модуляции (InterModulation Distortion, IMD).
АЧХ, или амплитудно-частотная характеристика (AFC, amplitude-frequency characteristic). Представляет собой график в координатах амплитуды от частоты, построенный измерением амплитуды на выходе системы при подаче гармонического сигнала обычно представляющего собой "плавающий" синус (swept sine) с постоянной амплитудой. В идеале этот график должен быть прямой линией, при этом имеет значение не абсолютное соответствие референсному сигналу, а отклонение от наиболее ровного участка. Позволяет судить о том, насколько верно передаётся амлитуда сигнала на различных частотах спектра. При необходимости корректируется многополосным эквалайзером. К сожалению, аналоговые эквалайзеры привносят гораздо более неприятные на слух по сравнению с частотными фазовые искажения. Необходимо отметить, что цифровые эквалайзеры, работающие не в реальном времени, не вносят фазовых искажений в сигнал.
Мощность шумов квантования при оцифровке может быть уменьшена на несколько дБ за счёт оверсемплинга и последующей фильтрации неслышимых частот, что широко применяется в кодеках и ЦАП-ах. Упомянуто это для объяснения технологической необходимости установки фильтра высокого порядка (означающего спад АЧХ на высоких частотах). Однако создать идеальный фильтр (и дешевый, и эффективный) трудно, поэтому разработчики часто "залезают" даже в слышимую область спектра. Влияния подобного рода инженерных решений на качество звука нужно оценивать в каждом конкретном случае предельно аккуратно.
О применимости данной методики и корректности результатов измерений
В статье SB Live! и домашняя звуковая студия приводятся сравнение параметров аудиотракта звуковой карты SBLive!, полученных на измерительном комплексе Audio Precision, с таковыми у профессиональных и полупрофессиональных карточек. Данные, полученные нами с помощью программы SpectraLab 4.32.14, отличались от указанных в статье не более чем на 1,5%.
В любом случае наша цель состоит не в получении абсолютных значений, а в сравнении параметров звуковых карт между собой по одной и той же методике, в одних и тех же условиях. И что самое важное — результаты измерений хорошо согласуются с независимыми слуховыми экспертными оценками на качественном аудио-оборудовании.
В наших планах стоит улучшение и развитие данной методики измерений. Комментарии и поправки от квалифицированных специалистов в данной области приветствуются.
Было время, когда вопрос необходимости звуковой карты вообще не стоял. Нужен в компьютере звук чуть лучше, чем похрюкивание динамика в корпусе, покупай звуковую карту. Не нужен - не покупай. Стоили, правда, карты довольно дорого, особенно пока их делали для доисторического порта ISA.
С переходом на PCI появилась возможность переложить часть вычислений на центральный процессор, а также использовать оперативную память для хранения музыкальных сэмплов (в стародавние времена такая потребность была не только у профессиональных музыкантов, но и у нормальных людей, потому что самым популярным форматом музыки на компьютерах 20 лет назад был MIDI). Так что вскоре звуковые карты начального уровня сильно подешевели, а потом встроенный звук появился в топовых материнских платах. Плохонький, конечно, но зато бесплатный. И это нанесло по производителям звуковых карт сильнейший удар.
Сегодня встроенный звук есть абсолютно во всех материнских платах. А в дорогих он даже позиционируется, как качественный. Вот прямо Hi-Fi. Но на самом деле, к сожалению, это далеко не так. В прошлом году я собирал новый компьютер, куда поставил одну из самых дорогих и объективно лучших материнских плат. И, конечно же, обещали высококлассный звук на дискретных чипах, да еще и с позолоченными разъемами. Так вкусно написали, что решил не устанавливать звуковую карту, обойтись встроенным. И обошелся. Примерно неделю. Потом разобрал корпус, поставил карту и больше ерундой не занимался.
Почему встроенный звук не очень хорош?
Во-первых, вопрос цены. Приличная звуковая карта стоит 5-6 тысяч рублей. И дело не в жадности производителей, просто компоненты недешевы, и требования к качеству сборки высокие. Серьезная материнская плата стоит 15-20 тысяч рублей. Готов ли производитель приплюсовать к ним еще тысячи три, как минимум? Не напугается ли пользователь, не успев оценить качество звука? Лучше не рисковать. И не рискуют.
Во-вторых, для действительно качественного звука, без посторонних шумов, наводок и искажений, компоненты должны находится на известном расстоянии друг от друга. Если посмотрите на звуковую карту, увидите - как непривычно много на ней свободного места. А на материнской плате его в обрез, все приходится ставить очень плотно. И, увы, сделать действительно хорошо попросту негде.
Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDI Двадцать лет назад потребительские звуковые карты стоили дороже иного компьютера, и на них были слоты для памяти (!) для хранения музыкальных сэмплов. На фото мечта всех компьютерщиков середины девяностых - Sound Blaster AWE 32. 32 - это не разрядность, а максимальное количество одновременно воспроизводимых потоков в MIDIПоэтому интегрированный звук - всегда компромисс. Я видел платы с как бы встроенным звуком, который, на самом деле, парил сверху в виде отдельной площадки, соединенной с "мамой" только разъемом. И да, звучало неплохо. Но можно ли назвать такой звук интегрированным? Не уверен.
У читателя, не пробовавшего дискретные звуковые решения, может возникнуть вопрос - а что, собственно, значит "хороший звук в компьютере"?
1) Он банально громче . В звуковую карту даже бюджетного уровня встроен усилитель, способный "прокачать" даже большие динамики или высокоомные наушники. Многие удивляются, что динамики на максимуме перестают хрипеть и захлебываться. Это тоже "побочка" нормального усилителя.
2) Частоты дополняют друг друга, а не смешиваются, превращаясь в кашу . Нормальный цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП) добротно "прорисовывает" басы, серединку и верхи, позволяя очень точно настраивать их при помощи софта под собственный вкус. При прослушивании музыки вы вдруг услышите каждый инструмент по отдельности. А фильмы порадуют эффектом присутствия. В целом впечатление, словно раньше колонки, будучи накрытыми толстым пледом, а потом его убрали.
3) Особенно отчетливо разница чувствуется в играх . Вы удивитесь, что шум ветра и капание воды не заглушает тихие шаги соперников за углом. Что в наушниках, не обязательно дорогих, появляется понимание - кто, откуда и на каком расстоянии движется. Это напрямую влияет на результативность. Подкрасться/подъехать втихаря к вам попросту не получится.
Какие звуковые карты бывают?
Когда этот тип комплектующих стал интересовать только ценителей хорошего звука, коих, к сожалению, очень немного, производителей осталось очень мало. Всего два - Asus и Creative. Последняя вообще мастодонт рынка, создавший его и задавший все стандарты. Asus же вошла на него относительно поздно, но зато и не покидает до сих пор.
Новые модели выходят крайне редко, а старые продаются подолгу, лет по 5-6. Дело в том, что в плане звука там уже ничего не улучшишь без радикального увеличения цены. А платить за аудиофильские извращения в компьютере мало кто готов. Я бы сказал - никто не готов. Планка качества и так задрана слишком высоко.
Первое отличие - интерфейс. Есть карты, которые предназначены только для стационарных компьютеров, и они устанавливаются в материнскую плату через интерфейс PCI-Express. Другие подключаются по USB, и их можно использовать как с большими компьютерами, так и с ноутбуками. У последних, кстати, звук отвратителен в 90% случаев, и апгрейд ему уж точно не помешает.
Второе отличие - цена. Если мы говорим о внутренних картах, то за 2-2.5 тысячи продаются модели, которые практически аналогичны встроенному звуку. Их обычно и покупают в случаях, когда на материнской плате умер разъем (явление, увы, распространенное). Неприятная особенность дешевых карт - низкая стойкость к наводкам. Если поставить их близко к видеокарте, фоновые звуки будут сильно раздражать.
Золотая середина для встроенных карт - 5-6 тысяч рублей . Здесь уже есть все, чтобы порадовать нормального человека: защита от наводок, качественные компоненты и гибкий софт.
Еще более дорогие звуковые карты аппаратно мало отличаются от уже упомянутых вариантов, но зато обретают дополнительный обвес - внешние модули для подключения устройств, платы-компаньоны с выходами для профессиональной записи звука и т.д. Тут уже зависит от реальных потребностей пользователя. Лично мне обвес ни разу не пригодился, хотя в магазине казалось - нужен.
Лично я перестаю слышать разницу на золотой середине. Просто потому, что более крутые решения требуют и хайфайных колонок с наушниками, а я, честно говоря, не вижу особого смысла играть в World of Tanks в наушниках за тысячу долларов. Наверное, для каждой задачи есть свои решения.
Читайте также: