Psp что это такое
На этот же раз, я хочу поговорить с вами о железе, а именно - про PSP. Казалось бы, что нового можно поведать про некогда безумно-популярный хендхелд, о котором и так написано огромное множество статей? Все очень просто! В интернете есть масса материалов и FAQ, которые рассказывают о прошивках, эмуляторах, уходе и починке, но есть одно "но". Очень много информации представлено в разрозненном виде, некоторые темы нужно откапывать, и по-настоящему практически-ультимативных материалов почти нет.
Как говорится, если чего-то не сделали другие - сделай это сам. Почему бы не попробовать? Я хочу сконцентрироваться на полезной информации, которая может пригодиться владельцу PSP или тому, кто только задумывается о ее приобретении. Зачем консоль может понадобиться сегодня и как быть, если вам захотелось обзавестись этой замечательной портативкой в личное пользование. Какой модели отдать предпочтение, и что стоит знать ее владельцу. Давайте разбираться.
Платформа: PlayStation Portable (PSP)
Формфактор: Портативная игровая консоль
Поколение: Седьмое
Год: 2004
Чем интересна сейчас: официальные игры, эмуляция консолей, homebrew
PlayStation Portable завоевала большую популярность на рынке портативных консолей, несмотря на явное господство Nintendo. Для этого Sony пошли достаточно банальным, но действенным путем. Если Nintendo была неким новатором на рынке (начиная от Nintendo Game & Watch и заканчивая DS линейкой, а теперь уже и Switch), то Sony решила выпустить портативную смесь своих популярнейших стационарных систем (PS1 и PS2), приправленную современными мультимедийными функциями, что оказалось очень действенным вариантом. К сожалению, им не удалось удержаться на этой части консольного рынка, и PS Vita не смогла повторить успех предшественницы.
Несмотря на почтенный возраст, PSP имеет определенную популярность и сейчас, предоставляя массу любопытнейших возможностей, о которых мы и поговорим в статье. Окунаться в историю консоли мы не будем, а сосредоточимся на практической части. Тем более, на DTF уже есть отличная статья о PSP, в которой и затрагивается тема ее истории.
Впервые о PSP было объявлено на Е3 2003 года, а сама консоль была представлена публике на пресс-конференции Sony Е3 2004. Продаваться консоль, естественно, начала сперва на родине - в Японии. В 2005 же году она переступила границы и ушла за большую воду. Даже в России, приставка пользовалась немалой популярностью. Да, она была не самым дешевым "ништяком" для российского ребенка того времени, но все равно весьма часто попадалась на глаза то тут, то там. У нас консоли почти всегда "прошивались" после покупки, чтобы владельцу не было надобности покупать лицензионные UMD диски, ибо все равно сказывалась нехватка денег, да и ассортимент игр в РФ был не сказать что бы большой. Игровая линейка консоли была разнообразна и могла привлечь почти любого геймера, будь он любителем гоночных игр и платформеров или хадкорным фанатом всевозможных RPG. У меня самого, в то время этой консоли не было, но были два друга, которые обладали "шитыми" PSP. У одного, в итоге, я и выкупил консоль, которая теперь занимает почетное место в моей коллекции.
Собственно, почему было решено затронуть эту тему в цикле? Совсем недавно, мой очень хороший друг загорелся мыслью о покупке PlayStation Portable, и я вызвался помочь ему с выбором и покупкой. В итоге поисков, мы нашли несколько любопытных вариантов, и пару дней спустя, он стал счастливым обладателем PSP-3008 модели. После покупки мы с ним встретились, и я начал рассказывать все, что знаю об этой консоли.
Оказалось, что интересного можно рассказать очень много, а в устной речи я с легкостью растекаюсь мыслью по древу. Поэтому было решено собрать все знания, которые мне известны, чтобы сделать эдакий Ultimate-FAQ для людей, которые задумываются о покупке этой маленькой, но великой портативки. Само собой, некоторые мысли в тексте являются ИМХО и я не претендую на то, чтобы мое личное мнение было истиной в последней инстанции, когда дело касается субьективщины, а не фактики.
Какую модель стоит выбрать, как получить максимум комфорта от использования и какими приложениями стоит пользоваться. Повествование я буду вести в последовательном порядке. Допустим, у вас появилось желание, но вы не знаете с чего начать? Надеюсь, я смогу помочь.
Парк моделей в линейке PlayStation Portable весьма обширный. Ревизий приставки вышло много, но запутаться среди них весьма трудно. Я не буду перечислять все-все различия, ибо некоторые для нас с вами не будут слишком важны. Давайте рассмотрим каждую модель по-отдельности, и сделаем определенные выводы.
Самая первая ревизия, вальяжно гулявшая на рынке с 2004 по 2007 год. Представляет из себя крепкого середняка на фоне остальных версий. Кому-то может понравиться более эргономичная форма корпуса, выраженная в утолщенных краях приставки, будто имитирующих "рожки" Dualshock. Кого-то привлечет большая увесистость и внушительность конструкции. Но, на данный момент, она пусть и не представляет нулевую ценность, все равно ощутимо проигрывает 2000 и 3000 моделям на мой личный взгляд. И вот почему.
Результат сравнения PSP-1000 с последовательницами можно охарактеризовать фразой, "I'm you, but better!", это и правда так. "Фатка" является первой PSP в линейке, и Sony не собирались ухудшать формулу в последующих ревизиях. Такая тенденция сохранялась вплоть до появления PSP-Street.
В плане функционала, PSP-Fat отличается от остальных ревизий наличием ИК-порта, который позволял использовать консоль в качестве пульта дистанционного управления электронной техникой. Остальные особенности для современного юзера станут скорее недостатками, чем простыми особенностями. Самым большим минусом тысячной модели я могу назвать то, что у PSP-Fat оперативной памяти 32 мегабайта, что в два раза меньше, чем у последующих ревизий. В следующих моделях это было сделано для того, чтобы снять нагрузку с UMD привода консоли, что в теории продлевало срок его службы. В плане производительности, в играх это не делает "фатку" слабее в сравнении с последующими моделями. Но в теории, это накладывает ограничения на использование сторонних программ, которые могут пользоваться увеличенным объемом ОЗУ. Например, при эмуляции игровых автоматов оперативной памяти может не хватить, ибо ROM-ы игр обычно загружаются в нее, и с некоторыми придется шаманить, чтобы их было возможно запустить на PSP-Fat.
Также стоит отметить весьма важный момент против покупки этой ревизии, который лично для меня является основным. Поскольку PSP - не стационарная консоль, которую поставил на полку и забыл, то она сильнее подвержена износу при эксплуатации. Это значит, что на вторичном рынке найти PSP этой ревизии в хорошем состоянии сложнее, чем 2000 или 3000 модели. На данный момент она представляет несколько сомнительную ценность в качестве основной консоли, и лично я взял бы "фатку" только как дополнительную PSP в коллекцию.
Итак, давайте подведем промежуточные итоги и перечислим основные особенности PSP-1000(Fat):
16 лет назад в жизни и мечтах молодёжи существовал дико популярный гаджет — PSP.
Sony удалось создать портативную игровую систему, которая подарила десятки, если не сотни, культовых видеоигр. Потому что при её создании было решено, что игры для платформы не будут упрощенными двухмерными аркадами с больших собратьев. Или того хуже — портами.
В итоге на PSP вышли тайтлы ААА-уровня. Чего только стоит God of War: Chains of Sparta или GTA: Vice City Stories.
Недавно я купил себе PSP. Раньше её у меня не было. Хотел с позиции современного пользователя понять, чем была хороша эта консоль. Забегая наперед, скажу, что играю в нее каждый день.
PSP была громким ответом на Nintendo Game Boy
Идет 2000 год, Sony выпускает PlayStation 2 — второе поколение своей игровой приставки. Никто из конкурентов (ни Sega Dreamcast, ни Nintendo 64) не могут устоять перед очередной волной успеха Sony. За все время было продано 155 млн консолей PlayStation 2!
Дела игрового подразделения идут лучше некуда, однако есть еще одна ниша, которая давно не испытывала встрясок — это портативные консоли.
В Game Boy тоже была своя романтика.
Лидером тогда был Nintendo Game Boy с простенькими, пускай и неплохими, аркадами. Кстати, помните основный козырь PlayStation на 1994 год? Мощная начинка, которая подарила пользователям настоящие 3D-игры. По тому же рецепту создавалась и PSP.
Процессор «Пихи» был мощнее в 20 раз по сравнению с чипом, который стоял в главном конкуренте приставки Sony — Game Boy Advance (333 МГц против 16 МГц). И это все в 2003 году. Тогда консоль, кстати, и была представлена.
UMD-диски подарили нам карманные AAA-игры
Сегодня они стали большой редкостью, поэтому UMD пользуются спросом у коллекционеров.
В Sony очень гордились UMD-дисками: игры и даже фильмы для приставки поставлялись на них. Один такой UMD мог вмещать в себя до 1,8 Гбайт информации.
Разработчикам это дало огромный простор, ведь, наконец, можно было делать игры с качественной графикой и большим сюжетом для карманной приставки. Продажи PSP начались в 2004 году. Мне не по себе от осознания, насколько она давно вышла.
Даже по современным меркам Ridge Racer выглядит очень достойно.
И теперь любой желающий мог купить себе такой гаджет и играть в игры, которые не уступали проектам с домашних консолей. Только посмотрите, как выглядел Ridge Racer.
Это гонка, которая входила в стартовую линейку новых PlayStation и всегда была эталоном графики. Часть для PSP не стала исключением.
Не спроста Кэн Кутараги, создатель первой PlayStation, назвал PSP «Walkman XXI века». На момент старта для PSP было выпущено 24 игры.
У Sony были разные PSP и все крутые. Даже самая первая
Кардинально дизайн PSP не менялся ни разу, если говорить про основную линейку приставок. Компания меняла только форму корпуса, потому что самое первое поколение называли «фаткой» не просто так.
Вы только посмотрите на толщину. Не знаю, каково было держать ее в руках, но на картинках консоль выглядит монструозно.
Ко второй ревизии этот момент исправили: PSP похудела на целых 19%, а вес теперь составлял 200 грамм, вместо 300.
Хотя, наверное, выпуклая форма боковых частей, все-таки давала комфорт к эргономике. Кто пользовался PSP-1000 — отпишитесь в комментарии. Также приставка получила удвоенный объем оперативной памяти — с 32 до 64 Мбайт.
PSP-3000 до сих пор остается нетленной классикой
Очень хочу когда-нибудь приобрести себе синию PSP-3000 в коллекцию.
PSP Go была провалом
Хотя концепция у приставки была неплохая. Но такое решение по компоновке элементов управления оказалось неудачным.
Позже начались эксперименты, да-да, я о PSP Go в корпусе слайдера. Это была суперпортативная консоль. Выше можете сравнить на фотографии, насколько она была уже по сравнению с PSP-3000. Все элементы управления переехали вниз на выдвижную часть.
Идея состояла в том, что когда PSP используется для прослушивания музыки или просмотра видео, лишние элементы прячутся, дабы не отвлекать от процесса. А вот когда дело доходит до игр, приставка моментально трансформируется в привычную PSP.
К слову, в рекламе смартфона Sony унижает iPhone отсутствием контроллеров.
К слову, несколько позже Sony выпустит в похожем корпусе Sony Xperia Play — игровой Android-смартфон. Возвращаясь к PSP, хочется сказать, что аудитории она не зашла. На старте приставка стоила $250, для многих людей, только что переживших кризис, это была психологически (да и фактически) неподъемная сумма.
Тем более для уменьшения корпуса Sony пришлось пойти на некоторые компромиссы. Экран приставки стал меньше (3,8 дюйма против 4,3 у старших собратьев), не было UMD-дисков, которыми геймеры тогда обросли с ног до головы.
Вместо этого приставка имела встроенную память, в которую игры было нужно загружать с помощью компьютера через PlayStation Store.
Но потом в компании одумались
В рекламе сразу обозначается позиционированние приставки — доступная консоль для молодежи.
Sony поняли, что аудитория PSP очень привыкла к привычному форм фактору, и чтобы увеличить число пользователей и поднять продажи, в 2011 японцы выпустили PSP Street (E-1000). Такую, кстати, я себе недавно и купил. Причем, в идеальном состоянии.
PSP Street даже в 2021 году чувствует себя отлично
По количеству впечатлений, которые консоль может подарить, PSP не уступает Nintendo Switch.
Купил я эту фантастику из прошлого в одном из комиссионных магазинов техники в Великом Новгороде, когда ездил туда встретиться со своими друзьями. Приставка стоила всего 3290 рублей.
За эти деньги она мне досталась практически в идеальном состоянии (корпус, кнопки и стик не изношены от слова совсем), есть лишь пара царапин на экране. Но впечатления от приставки они никак не портят.
На момент выхода по всему миру цена на нее была в районе 100 евро. От PSP-3000 она отличалась матовым корпусом, который был слегка толще, не таким классным экраном (он бликует, имеет более низкое разрешение и средний угол обзора), а также отсутствием Wi-Fi.
Да, владельцы PSP могли играть в игры по локальной сети, а также выходить в интернет (привет, Nintendo Switch). В Street всех этих плюшек не было.
Подозреваю, что в 2011 это был удар под дых со стороны Sony, тем более, что комьюнити PSP действительно тогда было развито. Среди моих друзей в PSP уже никто не играет, поэтому этого недостатка, лично на себе, я не заметил. Хотя поиграть по локалке есть во что: FIFA, UFC, Tekken.
Давно слышал про шикарность God of War, теперь пробую это на себе. Пока в восторге.
Я не отчаялся и на стандартную карту памяти объемом 4 Гбайт в тот же день накатил прошивку и две части God of War — Chains of Olympus и Ghosts of Sparta. Прохожу сейчас первую и жду, когда придет мой переходник с microSD на Memory Stick, чтобы насладиться другими проектами.
Если будете покупать себе PSP, в первую очередь пройдите эти игры:
⚫️ God of War: Chains of Olympus
⚫️ Grand Theft Auto: Vice City Stories
⚫️ Grand Theft Auto: Liberty City Stories
⚫️ Little Big Planet
⚫️ Assassins Creed
⚫️ Gran Tourismo
⚫️ LocoRocoHi
⚫️ Все части Need For Speed (они потрясающие)
Если у вас не было PSP, как и у меня, не упустите шанс прочувствовать весь сок этих игр. Помимо Street у меня есть еще PSP-3000, которую мне дал мой друг (Вова, спасибо тебе), прошитая, с картой памяти и десятком игр.
Я залип на них. Пройти мимо таких проектов нельзя, потому что у них шикарный сюжет и самое главное — геймплей.
PSP идеальная замена мобильному геймингу
PSP невероятно лёгкая: всего 223 грамма.
Практически все эти игры в плане геймплея ничтожны: только успевай нажимать на нужную кнопку, а персонажи на экране все выполнят за тебя. И не забудь задонатить, да побольше! Во времена PSP такого не было.
Пока я прохожу God Of War, и для борьбы с врагами требуется не какой-то эксклюзивный меч, а скилл. В играх того времени именно он определяет успех тебя, как геймера. Без активной защиты и комбинации разных атак победить очередного монстра невозможно.
И что мне еще нравится: если вдруг одержать победу не удается, перепроходить все нужно с места сохранения. То есть, выходить к врагу придется с нуля. Это добавляет динамики процессу, и ты начинаешь уважительнее относиться к игре. Плюсик к атмосферности.
Аккумулятор отлично держит заряд даже спустя 10 лет
В PSP-3000 он подлежит горячей замене.
Несмотря на то, что приставке уже целых десять лет, в нее нечасто играли до меня, поэтому аккумулятор сохранился в идеальном состоянии. В течение трех дней я играл где-то по часу, и от полностью заряженного аккумулятора ушла только одна треть.
Если вы часто ездите или знаете, что ближайшие сутки, двое, трое, вы проведете в пути, то PSP может стать дешевым способом скоротать время и вспомнить игровую классику. Тем более, что Street в идеальном состоянии с коробкой можно найти за 2-3 тысячи рублей.
У PSP очень надежный корпус
Хотя потряхивания механических элементов у дисковода при переноске ощущается.
Приставка собрана выше всяких похвал. Корпус не скрипит, не проминается, несмотря на то, что он пластиковый, кнопки имеют очень четкий ход. Курки легко нажимать практически из любого положения.
Функциональные клавиши под экраном вызывают недоумение. Сначала я подумал, что они сенсорные, но нет, они физические, и чтобы нажать хоть одну из них, эту поверхность необходимо хорошенько так продавить.
Кстати, при покупке обратите внимание на ход крестовины. У моей PSP-3000, в которую играли очень активно, внутри собралась пыль, и она мешает. Выходит, что ход кнопок «вверх» и «вправо» уменьшается, и иногда происходят миссклики.
Если консолью действительно мало пользовались, таких проблем не возникнет.
Вечный вопрос: PSP Street или PSP-3000
Надеюсь на реинкарнацию PSP.
Тактильно Street мне нравится больше: чувствуешь, что держишь в руках добротную вещь. PSP-3000 создает ощущение элегантного, утонченного устройства, но мне почему-то это чуждо.
Обожаю по вечерам откидываться на диване и часик, другой уделять играм на PSP.
Еще 3000 лучше экран: если собираетесь играть на улице — обратите внимание. Есть Wi-Fi для кооперативной игры, о чем я упоминал в обзоре, и, по-сути, все. Железо у них идентичное, тем более, что в консолях этот вопрос не так актуален.
Если вы, как и я, относитесь к играм спокойно, и можете позалипать в приставку не больше часа — Street. Если собираетесь играть с друзьями и в других случаях — 3000. Но тут бы я посоветовал поискать варианты подороже с более качественным корпусом. Однако Street за те деньги, за которые она сейчас продается — мастхев.
Но есть минус. Стик натирает
У PSP-3000, кстати, резиновое покрытие есть.
Не знаю почему, но у PSP ужасный стик. Он здесь один, находится слева. За час игры подушечка пальца начинает ощутимо натираться. Почему его сделали из такого жесткого пластика— для меня загадка. Небольшое прорезиненное покрытие могло бы решить эту проблему.
О том же мне сказали и друзья, которые владели PSP в течение долгого времени. Один мой знакомый заработал себе мозоль от стика и неделю ходил с пластырем.
PSP была революцией в мире мобильных технологий
Нельзя отрицать влияние PSP на развитие игровой индустрии.
Sony удалось показать пользователям, какими могут быть портативные консоли. Это оказалось огромное влияние на рынок — в том числе и на мобильный гейминг, потому что 3D-игры на телефонах стали для нас некой нормой. В 2000-х, на мой взгляд, было 2 таких устройства, которая вышли на рынок громко — iPhone и PSP. Каждый из них оставил свой след в истории.
Пока PSP еще можно приобрести в хорошем состоянии — их нужно покупать. Во-первых, с годами они станут ценными раритетами, а во-вторых, они до сих пор могут радовать своих владельцев классными играми.
(49 голосов, общий рейтинг: 4.80 из 5)Sony PSP — приятный артефакт для коллекционирования. Уже достаточно древний, но вполне доступный и недорогой. Есть разные варианты исполнения самой консоли, много аксессуаров, которые еще можно найти новыми в упаковке. Приятный дизайн, множество фич, большой простор для модификации. Для многих именно PSP стала первым мобильным устройством, но не для меня: в середине нулевых, когда консоль появилась в продаже, я пользовался обычными карманными компьютерами.
Это еще и достаточно беспроблемное ретро. Именно на PSP компания Sony впервые отрабатывала методы цифровой дистрибуции игр. Как и на других древних устройствах, интернет (и магазин Sony) на PSP со временем работать перестал. Зато прекрасно живет изначальный метод офлайнового распространения на дисках. А это вообще интересно: помимо прочего, на Playstation Portable была сделана одна из последних попыток продвинуть в массы очередной проприетарный оптический носитель. Неудачная, конечно же, зато пользоваться просто: добываешь игры или фильмы на дисках UMD, вставляешь, работает! Не надо копаться в битых ссылках и веб-архиве. PSP хороша как во взломанном виде, так и в правильно-легитимном.
Есть одна проблема: я не то чтобы большой фанат игр. Поэтому данный обзор посвящен больше железу, что наверное не очень правильно. Впрочем, игровой план у меня тоже был: пройти на аутентичном железе бест-селлеры для PSP, игры вселенной GTA, Vice City и Liberty City Stories. Делюсь запоздалыми впечатлениями.
Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.
Playstation Portable была выпущена в самый подходящий для этого момент: когда технологии уже достаточно развились для создания мощной портативной консоли, но еще нет смартфонов, казуальных игр, быстрого интернета и прочих явлений второго десятилетия двадцать первого века. PSP задала параметры переносного игрового устройства, которые используются до сих пор, в устройствах типа Nintendo Switch или недавно анонсированной консоли Steam Deck, во множестве китайских портативных ПК с джойстиками. Тогдашний конкурент PSP — Nintendo DS — хоть и был более успешным «в штуках», имел свою уникальную конструкцию с двумя экранами, которая до наших времен не дожила. Говоря о смартфонах, нельзя не вспомнить этого странного конкурента PSP, Nokia N-Gage:
Это была комбинация из не очень удобного смартфона и довольно странной игровой консоли с вертикальным экраном, которая вообще не взлетела по сравнению со своими основными конкурентами — Sony PSP, Nintendo Game Boy Advance SP и DS. Из всех конкурентов PSP имела самое производительное железо, как было принято в те времена, полностью кастомизированное. Два процессора с архитектурой MIPS32 с частотой до 333 Мгц (против 67 Мгц для основного ARM-based CPU в Nintendo DS), 32 мегабайта памяти на старте продаж. В комплект к играм были добавлены обширные мультимедийные и сетевые возможности — воспроизведение видео с аппаратным декодированием, музыкальный плеер, интернет через Wi-Fi со встроенным браузером. Даже в стоковом виде это был не только игровой девайс, а уж с Homebrew-софтом и подавно.
PSP поступила в продажу в Японии в конце 2004 года, в США и Европе — соответственно весной и осенью 2005 года. Ближайшим аналогом PSP из моей коллекции устройств является КПК iPaq hx4700, также выпущенный в 2004 году, штука куда более производительная и дорогая, но с общими мотивами: Wi-Fi, мультимедийные фичи, большой экран. Стоил такой КПК на старте продаж 600 долларов, а PSP продавалась за 250. Экономика игровой консоли позволяла выставить куда более привлекательную цену на железо, в надежде отбить затраты на относительно дорогих играх.
Свою первую PSP я покупаю как обычно вовремя. Осенью 2020 года я навещаю родной город, слегка скучаю без своей обширной коллекции артефактов и решаю пополнить ее чем-нибудь нетяжелым, чтобы без проблем поместилось в чемодан. PSP первого поколения мне продает школьник, ему кажется столько же лет, сколько устройству. Цена за потрепанную жизнью, но бодрую консоль, со свежей батарейкой и приличным набором игр — 5000 рублей. Любой другой 15-летний девайс я бы долго настраивал: сразу возникли бы проблемы с синхронизацией с современным ПК, пришлось бы добывать карт-ридер, искать информацию на форумах. Игровая консоль — вещь в себе. Ввел дату и время, вставил диск с игрой, и вперед. По сравнению с моими более древними артефактами, требующими определенных археологических раскопок, PSP — удобное ретро.
Впрочем на этом я не останавливаюсь, и чуть позже покупаю консоль PSP-2000, модель второго поколения. По сравнению с первой версией (известной как PSP Fat) эта (логично именуемая PSP Slim) стала тоньше и легче, а также чуть производительнее. Выпущенная в 2007 ревизия имеет 64 мегабайта оперативной памяти, что позитивно сказывается на времени загрузки игрового контента с дисков UMD.
Следующий артефакт: консоль третьего поколения, PSP-3000. Приобретена в хорошем состоянии, но без батареи и аксессуаров, выбрана из-за приятного синего цвета корпуса. В этой ревизии 2008 года интересен более яркий дисплей, который, впрочем, имеет достаточно неприятную особенность — заметные артефакты чересстрочного отображения картинки.
Еще две ревизии PSP я не стал покупать. Это со всех сторон удешевленная версия PSP-E1000 (она же PSP Street), лишенная Wi-Fi, но с интересным черным корпусом в матовом исполнении. И PSP Go, финальная версия PSP 2009 года, в совершенно другом форм-факторе, без привода UMD (соответственно, только с цифровой дистрибуцией игр). И, на мой взгляд, с не самым удобным расположением управляющих элементов а-ля смартфон с раздвижным корпусом. Оригинальная PSP крупнее, и потому удобнее.
Аксессуары
Аксессуаров для PSP было выпущено невероятное количество, как оригинальных от Sony, так и сторонних. Пяток интересных допов добыл и я. Это спорная док-станция для PSP, удобная штука, но с ужасными неотключаемыми синими светодиодами. Новый в упаковке чехол Logitech:
Это тонкий, но очень крепкий кейс для консоли и дисков, позволяющий отбиваться от других желающих поиграть без последствий для приставки.
Кабель для подключения консоли к ТВ через компонентный выход. Через DVD-рекордер, конвертирующий компонентный сигнал в композитный, я смог подключить PSP (второго или третьего поколения) к моему телевизору-микроволновке. На верхнем торце у PSP есть слот для аппаратных расширений. Таких у меня два. Камера PSP-450x с разрешением 320x240, которая поставлялась с одной из ранних AR-игр Invizimals:
И GPS-модуль с картами дорог Западной Европы на UMD:
В машине комбинация из немаленькой PSP с модулем расширения выглядит… оригинально:
Пожалуй это самый непрактичный аксессуар, как и любой другой древний навигатор: тяжело, неудобно, и нет дорог, построенных за последние 15 лет.
Аппаратный Моддинг
Железных модификаций для PSP придумано много, от простой установки батареи потолще до прикручивания более качественного аналогового стика от PS Vita. Есть одна модификация, которую я обязательно хотел попробовать: замена дисплея на оригинальной PSP Fat на экран получше.
Экраны доступны на Алиэкспресс, и кажется они изначально предназначены для какого-то другого устройства, в комплекте с дисплеем прикладывается переходник на шлейф другой конфигурации. Для установки дисплея PSP придется разобрать почти полностью. Все достаточно просто, но нужен паяльник — закоротить перемычку для правильной работы подсветки. Картинка хоть и не приближает PSP к возможностям современных OLED-дисплеев, но становится значительно лучше. В моем случае на одной из двух PSP-1000 дисплей не взлетел — он работал, но изображение было сдвинуто на несколько пикселей вверх. Проблема присутствовала на европейской версии приставки. На той, что официально продавалась в России, все хорошо.
Сверху — модифицированный IPS-дисплей, снизу — сток. Из-за дисплея, а так же из-за более ухватистого толстого корпуса я регулярно использую самую первую ревизию PSP. Мне также попадались интересные моды с установкой большого (5000 мАч) аккумулятора путем удаления оптического привода UMD. А вот на это я пойти не мог: диски UMD стали одним из основных поводов добавить PSP в коллекцию.
Минидиск 2.0
Universal Media Disk — это такая традиционная попытка Sony принести на рынок носитель данных и сделать его стандартным. Из всех многочисленных носителей, разработанных Sony, абсолютный успех произошел, наверное, только у двух: у компакт-диска (созданного совместно с Philips) и у 3,5-дюймовой дискеты. Жизнь многих других форматов можно описать словами от «умеренный успех» до «полный провал». UMD относится скорее к первой категории. С одной стороны, эти диски использовались только в PSP и нигде больше. Так и не появилось возможности записи на этот носитель в домашних условиях. С другой — UMD успешно решил задачу защиты игр, пиратские диски этого формата не выпускал никто. Наконец, для достаточно объемных 3D-игр и фильмов с приличным качеством в начале нулевых оптический носитель действительно был необходим: цифровая дистрибуция еще не была развита, а игры на картах памяти получились бы золотыми.
В конце 2003 года максимальный объем карт Compact Flash составлял 4 гигабайта. Карта Memory Stick Pro объемом 512 мегабайт тогда же стоила 300 долларов (445 с учетом инфляции). UMD можно было штамповать с копеечной себестоимостью, а объем составлял 900 мегабайт в однослойном исполнении и 1800 в двуслойном. Этот формат имеет что-то общее с моим любимым проприетарным носителем Sony — минидиском:
Диаметр диска одинаковый — 64 миллиметра. Конструкция UMD упрощена, пропала защитная металлическая шторка (в оригинальной спецификации ее наличие предусматривалось). Технически это разные форматы. Минидиск — магнитооптический перезаписываемый носитель. UMD предназначен только для чтения, а по параметрам является близким родственником DVD. UMD прежде всего использовался для дистрибуции игр, но не только. В конце нулевых для PSP можно было приобретать кино. Вместе с одной из приставок я покупаю представительную коллекцию фильмов на UMD:
Хотя емкость UMD меньше, чем у DVD, используется более эффективный кодек H.264. На круг получается примерно то же самое, а на мелком экране PSP — вообще идеально.
Не то, чтобы этот довесок к играм был популярен, тем более в нашей стране, где локализованных релизов кажется и вовсе не было. Импортированные из Европы фильмы попадались мне в московском магазине «Пурпурный легион». И тогда, и сейчас это очень странная покупка, но интересная: смотреть «Матрицу» на игровом портативе, с носителя, который больше нигде не использовался — такая особая ретродисциплина.
С выпуском новых модификаций PSP оптический привод для дисков UMD серьезно упрощался. Если в первом релизе есть кнопка выброса диска, направляющие и прочее, то уже в PSP Slim остается только пластиковая крышка.
Диск просто закидывается в отсек, и выравнивается относительно механизма чтения сам по себе, после закрытия.
В стране с распространенным софтовым пиратством дистрибуция на UMD представляла определенную проблему, которую хотелось решить. Но дело не только в желании добыть игры нахаляву. UMD — медленный носитель. Взлом PSP с переносом игровых данных на карту памяти в некоторых случаях ускоряет загрузку в несколько раз. Поговорим о взломе.
Джейлбрейк
Игровые устройства привлекают максимум внимания со стороны взломщиков. Мотивация у них разная, кто-то говорит о свободе использования железа, которым ты владеешь, а другие просто хотят бесплатно играть в платные игры. Можно сказать, что одни из самых сложных хаков были применены именно к игровым устройствам — овчинка стоит выделки. История взлома Sony PSP представляет собой типичную борьбу хакеров и вендора. Первые ищут новые уязвимости, позволяющие устанавливать на устройство кастомные прошивки, второй закрывает найденные уязвимости с помощью обновлений.
В какой-то момент был актуален интересный метод взлома Playstation Portable при помощи модифицированной батарейки. В терминах, принятых в сфере информационной безопасности, «эксплуатировалась встроенная в PSP система отладки, которая активировалась, если к устройству подключена батарейка с определенным серийным номером». Аппаратную дыру закрыли в версии PSP Slim, но регулярно обнаруживались иные методы взлома.
Купленная мной в России приставка была взломана предыдущим владельцем, и кажется это типичная ситуация в нашей стране. Модификация позволяет устанавливать стороннее программное обеспечение, а также запускать образы игр (в формате .iso) прямо с карты памяти. Образы можно создавать с помощью прошитой PSP — при подключении к компьютеру вставленный в привод диск UMD сразу виден как ISO-файл. Хотя я не стремился взламывать PSP — у меня достаточно официальных релизов на UMD, и хотелось получить аутентичный экспириенс с жужжащим диском — нельзя не отметить, что взломанная PSP удобнее невзломанной.
В PSP используется проприетарная карта памяти Memory Stick Pro, для которой, впрочем, придуманы переходники на обычные карты MicroSD. Карты памяти сейчас стоят куда дешевле, чем 15 лет назад, и я без проблем расширяю хранилище PSP до 128 гигабайт. Пробовал и карту на 256 ГБ, но при обращении к ней приставка ощутимо тормозила. В результате появляется возможность хранить прямо на приставке сотни игр, которые загружаются гораздо быстрее, чем при использовании оригинального UMD.
Больше всего из всего ассортимента homebrew-софта меня заинтересовали эмуляторы более древних консолей. В результате получается весьма удобная портативная ретро-приставка с удобным управлением.
Пара слов про игры
Мне кажется, предпочтение игр определенной эпохи формируется в юности — в школьные годы я играл в DOS-игры, и мне они до сих пор кажутся прекрасными. А кому то они же могут показаться слишком примитивными. Это я к тому, что PSP появилась в моей жизни поздновато, когда представления о прекрасном уже были сформированы. Где-то в 2006 году я одолжил приставку у знакомых, и как-то совсем не понял ее преимуществ. Особенно после игры в GTA Vice City на компьютере. Схожая по графике GTA Vice City Stories показалась жутко неудобной в управлении.
Если честно, она и до сих пор мне кажется такой: аналоговый джойстик в PSP оставляет желать лучшего, если сравнивать его, например, с PS Vita или Nintendo Switch. Но это только мое восприятие. Уверен, для многих Playstation Portable была и остается любимым девайсом всех времен. А что касается неудобного джойстика и отсутствующего второго стика для управления камерой, как это было сделано на стационарной Playstation 2… Скажу так: компьютерная игра — это вообще симуляция альтернативной вселенной, с неизбежными костылями в процессе. Все зависит от вашего желания эти сложности обходить, потому что сюжет игры интересный, графика классная, потому что все одноклассники играют или просто нравится. GTA на PSP я в итоге прошел, но очень хотелось переключиться на эмулятор — там удобнее.
В результате больше всего времени за последний год я потратил не на GTA, а на прекрасную игру LocoRoco, которая для PSP (и для меня) подходит идеально. Возможно потому, что управляется двумя кнопками, а аналоговый джойстик не требуется вообще.
Закончить текст хочется словами сожаления, что в мои школьные годы у меня не было такого портатива. Ух как я бы в него играл. Увы, в девяностые что-то типа Nintendo Game Boy я себе позволить не мог, и единственной «приставкой» на батарейках был вездесущий тетрис «9999 в 1». Поэтому из 2021 года я смотрю на PSP глазами уставшего взрослого, у которого и без PSP есть чем себя развлечь, только нет времени. Несмотря на это, мои впечатления позитивные, Playstation Portable легко оказалась в списке регулярно используемого ретрожелеза. Для середины нулевых это был выдающийся девайс, пусть и со своими особенностями типа свежепридуманного, но стремительно устаревающего оптического носителя.
Я ,если честно, уже не очень люблю игры. Думаю, это возрастное. Но иногда не прочь повтыкать в какую-нибудь стратегию или стрелялку. Или просто поиграть в шахматы с компом или на приставках. Sony PSP - это универсальная игровая приставка с огромным потенциалом, появившаяся в 2004 году.
Сегодня я хочу вспомнить приставку с которой связана целая эпоха. НА которой обкатывались новые стандарты мультимедиа. Приставку которая была способна на всё! Да, это о Sony PSP. Сейчас мобильные игровые приставки вытеснили телефоны и планшеты, их железо уже не уступает возможностям приставок начала 2000-х, а то и превосходит его. Но, несмотря на то, что я люблю многофункциональные устройства - лучше всего устройство должно делать то, для чего создано.
Вот она, игровая приставка которая завоевала мир и людские сердца на долгие годы. Вот она, игровая приставка которая завоевала мир и людские сердца на долгие годы.Sony - компания-гигант никогда не боялась идти на эксперименты. Когда она не хотела бороться за конкуренцию в стандарте - она просто создавала свой, новый стандарт, на который впоследствии равнялись другие. Так произошло и с PSP. Портативные приставки существовали и до нее, но Sony сильно подняла планку. Из интересного - PSP могла подсоединяться к телевизору, чтобы игрок мог не только наслаждаться играми на большом экране, но и посмотреть кино в DVD качестве, для этого Sony не поленилась и вновь создала свой собственный стандарт UMD-video. Были выпущены насадка-камера и GPS модуль. Да, этим сейчас никого не удивишь,но напоминаю, это была ПОРТАТИВНАЯ ИГРОВАЯ ПРИСТАВКА!
А вот несколько фильмов для PSP. СТандарт UMD, разработанный Sony позволял вмещать на диск 1,8 гб информации. Этого достаточно для фильмов DVD качества со стерео звуком. и субтитрами на одном или двух языках. А вот несколько фильмов для PSP. СТандарт UMD, разработанный Sony позволял вмещать на диск 1,8 гб информации. Этого достаточно для фильмов DVD качества со стерео звуком. и субтитрами на одном или двух языках.ЧТО касается софта - даже официальными разработчиками было сделано много "недетских" программ - для изучения языка, разговорники для туристов, гиды по столицам скартами и достопримечательностями, много образовательных программ на многих языках мира, включая русский. Да, это не было основной задачей приставки, она все-таки создавалась для игр, но это открыло новую эру в мире игровых приставок. А сколько интересных программ было создано любителями! Помимо игр и просмотра фильмов на приставке можно было читать, смотреть комиксы, использовать приставку как навигатор. И даже покупать игры онлайн! Был свой интернет броузер и даже skype! Приставка давала возможность беспроводной игры с друзьями по сети!
Иными словами, планка была поднята очень высоко. Nintendo, вдохновивщись опытом Sony снабдила свои поздние модели камерами и интернет броузером, тысячи китайских клонов выпускаются в форме японского изделия не зависимо от того, что у них внутри! :) После взлома приставки, появилась возможность запускать игры с карты памяти, потом подоспели и архивы с играми - любители теперь могут переиграть во все игры sony psp, несмотря на то, что добрая их половина на японском :) Всё ещё можно купить новую приставку из старых запасов во всем мире и насладиться волшебством :) Вообщем.
Все консоли PSP абсолютно одинаковы функционально. Они отличаются лишь цветом корпуса. Однако в продаже можно встретить несколько разных версий комплектации консоли, отличающиеся ценой и набором прилагающихся к PSP аксессуаров.
В начале продаж PSP в Японии Sony представила две версии комплектации консоли PlayStation Portable. Эти базовые комплектации с небольшими вариациями позже появились в продаже и в остальных регионах:
PlayStation Portable Core Pack
Самая дешевая версия комплектации Sony PSP.
- консоль PlayStation Portable;
- аккумулятор для PlayStation Portable;
- зарядное устройство для PlayStation Portable.
PlayStation Portable Value Pack
Более дорогая версия комплектации Sony PSP.
- консоль PlayStation Portable;
- аккумулятор для PSP;
- зарядное устройство для PSP;
- карта памяти Memory Stick объемом 32 МБ;
- наушники с ПДУ;
- матерчатый чехол для консоли;
- ремешок для руки;
- UMD-диск с примерами (не во всех территориях).
Позже компания Sony представила еще две версии комплектации консоли:
PlayStation Portable Entertainment Pack
Эта версия комплектации Sony PSP заменила собой версию Value Pack в некоторых регионах.
- консоль PlayStation Portable;
- аккумулятор для PSP;
- зарядное устройство для PSP;
- карта памяти Memory Stick объемом 1 ГБ;
- игра ATV Offroad Fury: Blazin' Trails;
- UMD-диск с фильмом Lords of Dogtown.
PlayStation Portable Giga Pack
Наконец, осенью 2005 года во всех регионах в продажу поступила версия Giga Pack. Отметим, что с начала 2006 года эта версия исчезла из продажи в Северной Америке.
- консоль PlayStation Portable;
- аккумулятор для PSP;
- зарядное устройство для PSP;
- карта памяти Memory Stick объемом 1 ГБ;
- наушники с ПДУ;
- матерчатый чехол для консоли;
- ремешок для руки;
- кабель для подключения PSP к разъему USB;
- подставка для PSP;
- UMD-диск с примерами (не во всех территориях).
Таким образом, версия Giga Pack является самой дорогой и богатой розничной комплектацией Sony PSP на данный момент времени.
Отметим, что в продаже в отдельных регионах могут присутствовать и иные версии комплектации консоли, однако сами консоли по своей функциональности везде абсолютно одинаковы.
Дополнительное оборудование
Одновременно с началом продаж консолей PlayStation Portable, компания Sony представила ряд аксессуаров, продаваемых отдельно от двух основных комплектаций.
Продаваемые отдельно от самих консолей аксессуары от компании Sony можно условно поделить на:
- аксессуары, поставляемые в комплекте с самими консолями;
- аксессуары, предлагаемые отдельно от всех розничных версий комплектации консолей.
В приведенных далее списках аксессуары, включенные в какую-либо из комплектаций, отмечены курсивом.
Интерфейс
| PlayStation Portable Headphones with Remote Control Наушники с ПДУ. ПДУ позволяет управлять воспроизведением аудиофайлов. |
| PlayStation Portable Headset Наушники с микрофоном для PSP. Используются для голосового общения в некоторых играх. |
| PlayStation Portable Go! Camera Видеокамера для PSP разрешением 1,3 МП. Позволяет делать фотографии, записывать видео (оснащена микрофоном) и сохраняет их на Memory Stick. |
Питание
| PlayStation Portable Battery Pack Аккумулятор для PSP. |
| PlayStation Portable Extended Life Battery Аккумулятор повышенной ёмкости для PSP (до +20% увеличение времени работы консоли от аккумулятора). |
| PlayStation Portable AC Adaptor Зарядное устройство для PSP. |
| PlayStation Portable Car Adaptor Автомобильное зарядное устройство для PSP. |
| PlayStation Portable Battery Charger Зарядное устройство для аккумулятора PSP. Позволяет заряжать аккумулятор вне консоли. |
Сумки и чехлы
| PlayStation Portable System Pouch & Wrist Strap Чехол и ремешок для PSP. |
| PlayStation Portable Accessories Pouch & Cleaning Cloth Чехол для аксессуаров и тряпка для протирки экрана. |
| PlayStation Portable Carrying Case Сумка для переноски PSP, аксессуаров и UMD-дисков. |
Прочее
| PlayStation Portable GPS Attachment 1 GPS-приёмник для PSP. |
Фотографии консоли
Технические характеристики
Центральный процессор
CPU разработан Sony специально для PlayStation Portable и представляет собой высокоинтегрированный чип, в котором, помимо центрального процессора, находится дополнительное ядро для декодирования мультимедийного контента.
Видеосистема
GPU Graphics Engine разработан Sony специально для PlayStation Portable и содержит 2 МБ встроенной памяти для создания буфера кадра.
Системная память
Аудиосистема
Носители информации
- Специально разработанный Sony для PlayStation Portable оптический носитель информации — Universal Media Disc
- Предназначен для распространения игр и видеоконтента (в основном, фильмов) для PSP
- Объём: 1,8 ГБ (двухслойный диск)
- Диаметр диска: 6 см
- Стандарт: Memory Stick Duo / Pro Duo
- Предназначены для сохранения игр, пользовательских настроек и профилей, и переноса их на другие PlayStation Portable, а также для хранения и воспроизведения музыки, показа видео и фотографий
- Максимальный доступный объем: 8 ГБ (32 ГБ — теоретический максимум для стандарта Memory Stick Pro Duo)
Интерфейс и устройства связи
Экран консоли
Устройства ввода
Сетевые возможности
Порты и разъемы
Физические характеристики
Основные даты
Даты анонсов и прочие даты
Даты начала продаж
Стартовые линейки игр
Стартовые линейки приводятся для трёх основных регионов: Северная Америка, Европа и Япония. Курсивом отмечены эксклюзивные PlayStation Portable-проекты.
Отметим, что официально стартовая линейка игр для Европейского Союза не оглашалась, и приведенный нами список может быть неполным.
Наиболее успешные игры платформы
Общая десятка самых успешных проектов
Эксклюзивы помечены курсивом.
Десятка самых успешных эксклюзивов
Рекомендованные цены
Динамика изменений рекомендованной розничной цены отслеживается для четырёх регионов: Северной Америки, Европы, Японии и России.
Мы отслеживаем динамику изменения цены для вариантов комплектации Core Pack и Value Pack, однако хотим отметить, что даты начала продаж этих комплектаций в некоторых регионах могут отличаться, а в некоторых регионах по цене Value Pack продаются иные варианты комплектации.
Динамика продаж платформы
Динамика объемов продаж платформы отслеживается для трёх основных регионов: Северной Америки, Европы и Японии.
В качестве данных для этого раздела используются официальные сводки количества поставленных на те или иные рынки консолей.
Your browser sent a request that this server could not understand.
Читайте также: