Многие современные дети предпочитают компьютерные игры другим видам игр в чем вы видите преимущество
2.Преимущества и недостатки компьютерных игр…………………….
3. Рекомендации родителям по выбору и организации компьютерных игр…………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………
В современном мире дети любят повозиться с разнообразными гаджетами. Не является исключением и компьютер. Особый интерес для подрастающего поколения представляют игры, в которые можно поиграть с помощью такой вычислительной машины. Поэтому очень актуален вопрос выбора игровых программ, положительно влияющих на ребенка или хотя бы не наносящих вред его психике.
По жанрам наиболее оптимальными для маленьких детей представляются программные продукты в виде головоломок, всевозможных игр, направленных на обучение или музыкального направления. Приключения, а также компьютерные спортигры неплохо подходят для младших школьников, а стратегии – для среднего и старшего возраста.
Ни в коем случае нельзя позволять детям увлекаться онлайн-играми, связанных с «прокачкой» персонажей, и не имеющих логического конца. Подобные вещи затягивают и могут привести к игровой зависимости. Также необходимо наложить родительский запрет на игровые продукты с обилием сцен насилия и жестокими сюжетами, так как они могут негативно отразиться на несформировавшейся психике ребенка.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1. Рассмотреть виды компьютерных игр.
2. Охарактеризовать преимущества и недостатки компьютерных игр.
3. Разработать рекомендации родителям по выбору и организации компьютерных игр.
Реферат состоит из введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1. Виды компьютерных игр
Сейчас разработано множество разнообразных компьютерных игр, а их создатели выпускают в свет все новые. Так как создание компьютерных игр относится к поддержке сферы развлечений, то их классификация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Часто фирма-разработчик однозначно не может указать жанр новой игры, так как намеревается продать этот программный продукт большему количеству конечных пользователей, не сужая тематикой круг потенциальных покупателей.
Обычно компьютерные игры делятся на несколько типов: квесты, экшн, ролевые игры (РПГ), стратегии, симуляторы, логические и азартные.
Квесты – осуществляют путешествие одного или нескольких персонажей к поставленной цели путем преодоления разнообразных трудностей.
Экшн (action) - игры от первого лица – популярные бродилки-стрелялки.
Ролевые игры или РПГ – игрок исполняет роль определенного персонажа и выполняет поставленные перед ним задачи.
Стратегии и логические игры подражают деятельности управленца.
Симуляторы имитируют управление автомобилем, космическим кораблем, самолетом и т.п.
Азартные и логические хорошо развивают мыслительную деятельность.
Также компьютерные игры можно сгруппировать по следующим признакам: персонаж – есть или нет.
Существующие платные и бесплатные игры, в которых есть персонаж, разнообразны: это экшн, РПГ, некоторые виды стратегий, квесты и т.д. [2].
Игры без персонажа – логические, симуляторы. Они не имеют сюжета, не вызывают сильного привыкания и не влияют на психику. Часто предлагают интеллектуальные задания, что хорошо развивает мышление.
Стратегии - игры с отсутствием персонажа, где процессом игры управляет человек от своего лица. Отличительной особенностью стратегии является особая система внутриигровых факторов. Сначала игрок принимает определенные решения и наблюдает за их последствиями, а затем выстраивает логику последующих действий [1].
Выбор. Самые известные игры, в которых есть право выбора – это РПГ, иногда экшн и квесты. Игрок самостоятельно выбирает персонаж, одевает его, наделяет способностями. В игре предусмотрена свобода действий, которая влияет на процесс и результат игры. Данный тип игры вызывает стойкое привыкание, игрок отождествляет себя с персонажем, развивает его по своему образу и подобию. Игровой процесс воспринимается как реальность. Многим РПГ - игры напоминают фантастические книги с возможностью управления главным героем, что представляет особый интерес для читающих игроманов. Разумное увлечение подобными играми похоже на пристрастие к чтению книг, оно не вредно, наоборот, развивает фантазию, увлекает познанием истории, отражает реальность.
Игры с отсутствием выбора имеют линейный сюжет (экшн). Игрок отождествляет себя с готовым персонажем, уже наделенным характеристиками. Разветвления сюжета игры зависят не от выбора игрока, а от успеха или случайности. В некоторые экшн можно играть командой. Такие игры разряжают человека эмоционально, а успешное прохождение часто зависит от быстрой реакции игрока [1].
2. Преимущества и недостатки компьютерных игр
Современное образование активно использует информационные технологии. В школах, а где-то и в детских садах появляются интерактивные доски, дети учатся работе на компьютере с начальной школы. Нельзя поставить заслон между ребенком и виртуальной реальностью, не нужно к этому стремиться. Но можно использовать новые технологии с пользой для младшего поколения.
Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться. Во что бы ни играл малыш - «стрелялки», квесты, «Мемори», развивающие игры - ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете. Компьютерные игры - это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.
Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм). А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу. Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.
Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет [1].
Развитие физиологических навыков.
Мелкая моторика, зрительная координация - все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель - в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.
Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве. При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради. Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого - всем известная игра «Тетрис» [1].
Плюсы компьютерных игр:
1. Компьютерные игры помогают расслабиться и отдохнуть.
2. Компьютерные игры развивают фантазию и логическое мышление. RPG- игры зачастую содержат очень много вымысла и фантастики, что очень помогает развиваться воображению. Особенно полезны игры с головоломками и логическими задачами.
3. Компьютерные игры помогают людям, которые не умеют быстро принимать решения и выполнять какие-либо срочные поручения.
4. Игры для учебы помогают детям учиться считать, легко запоминать тексты и так далее, а главное, это будет для ребенка уже не скучной учебой, а игрой.
5. Игры расширяют мировоззрение, существует много игр, которые «основаны на реальных событиях», такие игры используют реальные факторы и основываются на настоящей истории
6. Играя в компьютерные игры, игрок развивает навык планирования своих действий, получая очередное задание, он изучает инструкции к нему и планирует свои дальнейшие действия.
7. Видеоигры развивают у человека такие качества как: лидерство, смелость, храбрость, эмоциональная устойчивость, решимость и т. д. [3].
Конечно же, плюсы компьютерных игр очень велики, из детей, которые играют в компьютерные игры, растут прирожденные лидеры. Но не стоит забывать и про минусы, которые также важны для тех, кто еще не знает об отрицательных воздействиях компьютерных игр.
Отрицательные стороны компьютерных игр:
1. В связи с тем, что в компьютерные игры в основном играют сидя, может возникнуть ряд физических проблем: ожирение, ухудшение зрения, может испортиться осанка, появиться головная боль и так далее.
2. Может ухудшиться учеба или карьера на работе, нарушение режима дня, отсутствие желания работать или учиться.
3. Может сильно пошатнуться психика, например, может возникнуть желание самоубийства, может проявиться домашнее насилие, агрессия.
4. Также из-за компьютерных игр могут появиться финансовые убытки, долги и непогашенные кредиты.
5. Игры в компьютер могут войти в привычку, а затем возможен исход в зависимость.
6. Человек может отвыкнуть от общения с реальными людьми и изолироваться от настоящего мира, а затем этот человек может начать бежать от реальности и закрыться в себе.
7. Если очень долго проводить время за компьютером, то могут возникнуть проблемы со сном, усталость и недостаток жизненных сил [3].
В заключение, можно сказать, что все компьютерные игры полезны, но только если играть в меру, не во вред своему физическому и психическому здоровью, но право решать плохо это или хорошо достается самим играющим в компьютерные игры, а также, людям, которые их окружают.
3. Рекомендации родителям по выбору и организации компьютерных игр
У персональных компьютеров есть возможность настройки родительского контроля. С помощью такой опции родители могут отфильтровывать сайты по тематикам, а также ограничить временной интервал пребывания своего ребенка за компьютером. Если же устанавливать игру непосредственно на компьютер, покупая диск, то необходимо обратить внимание на маркировку.
В России, например, это числа со знаком плюс, показывающие минимальный возраст ребенка, для которого рекомендуется та или иная и игра (0+, 6+, 12+, 16+, 18+).
Естественно, лучше выбирать так называемые обучающие или развивающие игры. Некоторые производители на коробках пишут «Обучающая игра», а есть компьютерные игры, имеющие сценарий, заставляющий в процессе «включать мозги». На игровых же сайтах искать детские игры стоит в разделах «Игры для детей» или подобных [2].
По жанрам наиболее оптимальными для маленьких детей представляются программные продукты в виде головоломок, всевозможных игр, направленных на обучение или музыкального направления. Приключения, а также компьютерные спортигры неплохо подходят для младших школьников, а стратегии – для среднего и старшего возраста.
Ни в коем случае нельзя позволять детям увлекаться онлайн-играми, связанных с «прокачкой» персонажей, и не имеющих логического конца. Подобные вещи затягивают и могут привести к игровой зависимости. Также необходимо наложить родительское табу на игровые продукты с обилием сцен насилия и жестокими сюжетами, так как они могут негативно отразиться на несформировавшейся психике ребенка.
Brave: The Video Game.
Компьютерная игра сделана на основе известного мультипликационного фильма, и кроме головоломок, имеет экшен-часть. По ходу сюжета игроку приходится не только разгадывать загадки, а также ему предоставляется возможность поучаствовать в так называемых медвежьих боях. В тоже время приходится много бегать и стрелять.
В данной игре-приключении есть возможность подбора персонажей. Она имеет очень увлекательный сюжет, а благодаря высококачественной графике способна погрузить ребенка в чудесный и магический мир. Немаловажно и то, что в ходе игры необходимо решать разные задачи, используя способности персонажей.
SpongeBob SquarePants: The Movie.
Красочный и необычный платформер-квест. Сюжет построен на базе известного мультика и заключается в расследовании похищения. Графический стиль соответствует мультипликационному прототипу, что позволяет ребенку погрузиться в атмосферу событий любимого мультика.
Sonic the Hedgehog.
Компьютерная игра из серии необычайных мест, хорошо знакомых героев и головоломок. Сценарий построен в виде увлекательного путешествия. Игра состоит из уровней, при прохождении которых улучшается счет. А суть заключается в совместной с друзьями борьбе против злодея.
Является довольно известной, но не потерявшей свою привлекательность игрушкой. Ребенку предоставляется возможность смоделировать необычное животное, а после его провести по эволюционному пути. Игровой продукт обладает дружественным и приятным оформлением. Развивает творческие навыки [2].
RUSH: A Disney – PIXAR Adventure.
Замечательная игра для детей, выполненная в духе тематического парка, который проведет юных игроков по мирам мультфильмов Pixar – «Вверх», «Тачки», «История игрушек», «Рататуй», «В поисках Немо» и «Суперсемейка». В каждом из миров их ждут забавные испытания, встречи с любимыми героями и захватывающие приключения. А локальный кооперативный режим позволит детям играть вместе за одним ПК.
LEGO – это популярный конструктор для детей. Он и лег в основу серии одноименных игр. Нет, там вам не придется строить – вместо этого вы примете роль различных персонажей и отправитесь в путешествие по кубическому миру. За основу игр взяты различные франшизы (Гарри Поттер, Властелин Колец, Звездные воины, Мстители, Пираты Карибского моря), а игроки переживут сюжеты одноименных фильмов. Старые игры серии не имеют открытого мира, у них несовременная графика, но они все равно остаются лучшими.
Приключенческая игра по «Миссии Дарвина» с отрядом морских свинок в главной роли. Миниатюрные размеры позволяют персонажам проникать на любые объекты, а набор высокотехнологических гаджетов дает возможность летать, замедлять время и устранять врагов [3].
Подойдя с ответственностью и вниманием к подбору игры для ребенка, родители не только смогут обезопасить его от вредных влияний, но и поспособствовать развитию интеллектуальных способностей.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Вопрос о том, как видеоигры влияют на детей и подростков, возник вскоре после широкого распространения данной технологии в 80-х годах прошлого столетия. В России бурное развитие индустрии компьютерных игр началось в 1990-х годах, чему, конечно же, способствовало распространение Интернета. XXI век стал для России этапным в интенсивном развитии браузерных многопользовательских видеоигровых систем и игр на социальных платформах.
Сейчас известно 7 типов компьютерных игр: квесты, экшн (action), ролевые игры (РПГ), стратегии, симуляторы, логические игры, азартные игры.
Школьники, умеренно играющие в онлайн-игры каждый день или почти каждый день, демонстрируют более высокие результаты по естественным наукам и математике. Ученые предполагают, что так может проявляться непосредственный эффект от самих видеоигр.
У большей части увлечение видеоиграми рассматривается не только как одна из форм проведения досуга, но и как возможность когнитивного и психологического развития. Ученые так или иначе приходят к выводу о том, что негативный или позитивный эффект видеоигры зависит от множества факторов, которые родителям необходимо учитывать, принимая решение о том, позволять ли ребенку играть и какой лимит времени будет наиболее безопасным. Среди них – особенности его психики, уже имеющиеся и формирующиеся привычки, место и социальное окружение (с кем он играет), характеристики игровой среды и ее контента и другие обстоятельства.
Список использованной литературы:
3. Солдатова Г. Игры: плюсы и минусы / Г. Солдатова // Дети в информационном обществе. – 2017. - № 12. – С. 22-35.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Когда мы были детьми и подростками, список наших игр с детьми был незамысловат: из подвижных – прятки, «казаки-разбойники», футбол во дворе, «вышибалы», из домашних –дочки-матери, игры в куклы или в машинки, домино, лото, пятнашки, «монополия», «морской бой», «крестики-нолики» и еще немногие из неназванных выше.
Конечно, нам и в голову не могло прийти, что в 21 веке наши дети не будут знать и половину этих игр. На смену пришли совсем другие – компьютерные игры, и чаще всего родителям сложно принять такой выбор детей. Быть может, оттого они так опасливо относятся к времяпровождению своих чад у компьютера, преувеличивая его вред, или, напротив, недооценивают его пагубное влияние?
Плюсы и минусы компьютерных игр
Недостатки
1. Компьютерные игры могут разрушить взаимодействия с людьми и социальную жизнь в целом, если увлечься ими не на шутку – реальная жизнь может в итоге представлять для подростка меньший интерес, чем компьютерная игра.
2. Есть много агрессивных игр – «стрелялок», излишне возбуждающих нервную систему и приучающих к легкому отношению к насилию и жестокости.
3. Длительное пребывание за компьютером плачевно сказывается на здоровье. Из-за неотрывного взгляда в монитор портится зрение, а из-за неподвижности тела – накапливается лишний вес.
4. Компьютерные игры однозначно нарушают сон ребенка, что сказывается и на его здоровье, и на успеваемости, и на настроении.
5. Повышенная увлеченность компьютерными играми приводит к потере времени и интереса к другим хобби и к учебе.
6. Самый опасный вред компьютерных игр – полный уход от реальности и психологическая зависимость.
Преимущества
1. Первое и самое главное преимущество – если поставить временные ограничения на компьютерные игры, любой из вышеперечисленных пунктов перестает иметь силу.
2. Даже в «стрелялках» можно найти и положительную сторону – подросток, переживая тяжелый возраст, избавляется от негатива и отрицательных эмоций посредством компьютера, а не реальной жизни. И это немалый плюс, согласитесь.
3. Многие компьютерные игры носят образовательный характер. Ведь ребенку куда удобней выучить иностранные слова, соотнося их с красивой анимацией, нежели зазубривать обычным образом.
4. Игры логического и стратегического характера учат просчитывать, планировать, ставить цели, развивают логику и воображение.
5. У подростка может расшириться круг общения благодаря данному интересу.
6. Компьютерная игра – это шанс сделать что-то невозможное или трудное для реальной жизни, но необходимое для удовлетворения психологических потребностей.
7. Увлечение компьютерными играми значительно безопаснее, чем увлечение улицей и «нехорошими компаниями».
8. Работа за компьютером 30 минут в день улучшает мелкую моторику, координацию рук и глаз.
9.Наказания в виде отлучения от компьютера совсем не опасны ни для физического, ни для психического здоровья ребенка, однако, зачастую, более действенны, чем обычные.
10. Быть может, прочитав это, кто-то вздохнет с облегчением, и позволит своему ребенку поиграть за компьютером? Или разрешит, но лишь 30 минут, да и то – только после безупречно выполненного домашнего задания? А может, решит, что в таких вопросах не стоит рисковать и надо стоять на своем, ограждая дорогу чада к компьютеру?
Безусловно, каждый родитель сам решает, как ему относиться к подобным увлечениям ребенка, однако всегда стоит взвесить все «за» и «против».
Компьютерные игры – сравнительно новый вид творческих игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
Развитие телевидения, а затем появление электронных игрушек и развлекательных компьютерных программ постепенно видоизменили формы детской игры.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста.
В этом возрасте у детей развивается воображение, которое в свою очередь развивает мышление. Однако бездумное применение компьютерных игр и игрушек может привести к тому, что вырастут люди, которые предпочитают не размышлять, а перебирать впечатления. Большинство детей дошкольного возраста, у которых дома есть компьютер, воспринимают его только как игрушку. Важно, чтобы компьютер стал помощником в обучении, а не только игрушкой.
Известно, что дети, а особенно малыши, когда им в руки попадает что-то новое, не размышляют о том, что там внутри, а просто нажимают на все существующие кнопки. То же и при игре на компьютере. Так специалисты считают, что яркая картинка на мониторе раздражает зрительный рефлекс, музыкальные заставки – рефлекс слуховой. И для кого-то это может стать замещением жизненных эмоций.
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.
Однако современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, дум-игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы
Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры,отличаются следующими качествами:
- мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;
- ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;
- на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;
- речь как способ общения остается примитивной;
- способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
- при устном общении тяжело побудить ребенка к созданию собственных фантазий, чаще у него появляются стандартные зрительные образы и ассоциации.
Рано или поздно перед взрослыми неизбежно встает вопрос выбора, какие компьютерные игры нужны дошкольнику? Если в семье есть компьютер и решено применять его с целью воспитания и развития ребенка, то родители должны быть в курсе игровых новинок и обсудить с ребенком содержание новой игры. Совместное обсуждение может стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Узнать, есть ли в игре элемент исследования, можно, внимательно присмотревшись к ее содержанию и пообщавшись с ребенком по теме текущих игровых проблем.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью,совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.
Правильно подобранные игровые программы, соответствующие возрасту, темпераменту, учебной направленности, учитывающие склонности ребенка помогут эффективно применить их с целью воспитания и развития. Наибольший интерес представляют игры с исследовательским содержанием.
В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.
Развивающие игры
Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
К программам развивающего типа относятся:
• разнообразные графические редакторы, "рисовалки", "раскрашки", конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
• текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
• "Конструкторы сред" с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания "режиссерских" компьютерных игр;
• Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
• "Конструкторы сказок", совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.
Обучающие игры
В этот класс входят игры,связанные:
• С формированием у детей начальных математических представлений;
• С обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
• С обучением родному и иностранному языкам;
• С формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
• С эстетическим, нравственным воспитанием;
• С основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Игры – эксперименты
В играх этого вида цель и правила не заданы явно: они скрыты в сюжете или способе управления игрой. Поэтому ребенок, прежде чем добиться успеха в решении игровой задачи, должен путем поисковых действий прийти к осознанию цели и способа действия. Это является ключом к достижению решения игровой задачи.
Логические игры
Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.
Игры – забавы
В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо "микромультика". Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.
Самое главное во всех компьютерных играх – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем.
Важно понимать, что компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой "видеоряд".
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом, условием при подготовке детей к обучению в школе.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития моторики. В любых играх детям необходимо управлять компьютером: нажимать пальцами на определенные клавиши, обращаться с "мышью". Это развивает мелкую мускулатуру руки и пальцев, координацию движений и ориентировку на плоскости, что в дальнейшем облегчит усвоение письма. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Развивается умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности. Так развивается произвольность в поведении дошкольников.
Компьютерные игры в дошкольном возрасте имеют особую направленность. Они не только стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал, но и являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению.
Много программ и все они разные… Большой выбор их мы видим на прилавках магазинов, киосков… Какой продукт выбрать каждый решает сам, но важно учесть возможности, которые предоставляет конкретная игра для развития ребенка.
- появляются головные боли;
- искривляется позвоночник, приобретается сколиоз;
- начинают беспокоить боли в спине, шее, плечах и пояснице;
- утомляются и начинают болеть пальцы рук;
- малоподвижность может привести к плохому самочувствию и даже ожирению;
- появляется нервозность, нарушается сон.
Все это возможно, если ребенок сидит за компьютером часами и не делает перерывов на отдых. Но, согласно исследованиям, если ребенок подходит к компьютеру на пятнадцать минут в день 2-3 раза в неделю, это нисколько не повредит его здоровью.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по организации занятий с применением компьютеров для дошкольников:
- продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 7 минут и для детей 6 лет – 10 минут;
- компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще двух раз в неделю;
- после занятий следует проводить гимнастику для глаз;
- стульчик, сиденье и подножка стола индивидуального места дошкольника должны быть отрегулированы и установлены так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экран.
Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника ЗЕРКАЛО. Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот,.
Консультация для родителей «Влияние пальчиковых игр на речевое развитие дошкольника» Введение. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость.
Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.
Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника» Консультация для воспитателей «Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника». Важное значение.
Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.
Влияние музыки на развитие личности дошкольника Сегодняшняя школа ожидает дошкольников с развитыми умом и восприятием, которые уже в состоянии решать сложные задачи аналитико-синтетического.
Нетрадиционная техника-квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника Нетрадиционная техника – квиллинг и ее влияние на развитие творчества у дошкольника. Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени.
Влияние игры на интеллектуальное развитие детей. Из опыта работы В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – огромное светлое окно, через которое в.
Влияние художественной литературы на развитие речи дошкольника Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания.
Консультация «Влияние книги на развитие детей» Книга, как птица, - Может весь мир облететь, Книга-царица: Может сердцам повелеть. Книга-богиня: Чудо свершает порой, Книга-рабыня: Часто.
Как сообщает издание Knowable Magazine, некоторые типы видеоигр могут улучшить работу мозга при выполнении узкого набора задач. Ряд исследований также показал их эффективность при освоении второго языка, изучении математики и естественных наук. Это потенциально хорошая новость для учеников и студентов, а также для миллионов людей, которые любят играть или не могут перестать это делать.
Последнее явление, кстати, давняя причина для беспокойства родителей, врачей и педагогов. Более половины россиян (58%) считают, что видеоигры приносят больше вреда, чем пользы (по данным ВЦИОМ на 15 августа 2019 года), отмечая при этом негативное влияние на психику и проявления агрессивного поведения. Также 54% граждан плохо относятся к увлечению играми близких.
По разным оценкам, в мире насчитывается более 2,3 млрд геймеров (по данным за 2018 год), а два года назад Всемирная организация здравоохранения в конце концов решила включить зависимость от онлайн- и видеоигр в список заболеваний (мкб-11 вступит в силу с 2022 года).
Люди (и не только молодежь) проводят много времени за играми, и это факт, в связи с которым встает задача превратить это увлечение во что-то более продуктивное, чем простое развлечение и вымещение негативных эмоций.
Что почитать/посмотреть по теме:
-
по версии «Медузы».
- Что такое неигры и зачем в них (не) играть?
- Зависимость от видеоигр признана психическим расстройством. Что с этим не так?
- Как игры могут помочь нам в решении реальных мировых проблем — выступление на TED гейм-дизайнера Джейн Макгонигал.
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
-
о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Максимальное вовлечение — преимущество игр, которое нужно использовать
И все же перспективы внедрения видеоигр в классах воодушевляют, несмотря на недостаток исследований о каких-либо преимуществах этого метода обучения по сравнению с существующими. Даже если предположить, что «тренажеры для мозга» переоценены, нельзя отбрасывать тот факт, что игры действительно сильно затягивают и вовлекают в процесс.
«Самая главная особенность игр — это их мотивационная сила, — говорит Майер. — И мы хотим использовать это». Ученые-исследователи функций мозга, специалисты в области образования и разработчики игр должны более тесно взаимодействовать друг с другом, чтобы создавать захватывающие игры, которые помогут отточить когнитивные навыки и развлечься. Как добавляет Бавельер, детский мозг способен запомнить сотни покемонов и их способности. Представьте, если они с таким же энтузиазмом приступят к изучению звезд на небе!
Писатель Грег Топпо в своей книге «Игра верит в тебя: как видеоигра может сделать наших детей умнее» (The Game Believes in You: How Digital Play Can Make Our Kids Smarter) соглашается: игры могут помочь скорректировать вовлеченность учащихся, оживить уроки, а также позволяют адаптировать их согласно потребностям каждого конкретного класса. С помощью игр можно также награждать учеников за постоянную практику, настойчивость и нестандартные решения.
Кроме того, игры могут помочь в «прокачке» «мягких навыков» (soft skills). «Есть много мягких навыков, которые геймеры могут использовать в профессиональной жизни: это командная работа, решение проблем и стратегическое планирование», — отметил региональный директор компании Hays Recruitment Райан Гарднер. Правда, если играть в игры, не задумываясь о навыках, которые можно из них извлечь и далее использовать, вряд ли получится использовать свое увлечение в будущем улучшении карьерных перспектив.
Компьютерные игры и киберспортивное образование: первые шаги в России
На данный момент онлайн- и видеоигры предлагают использовать (или, что реже — уже используют) как часть учебных занятий и в качестве самостоятельных уроков. Так, в июне 2019 года Минпросвещения России предложило внедрить в пятилетний период в школах и колледжах компьютерные игры и мобильные приложения в качестве средств обучения.
Летом также звучали идеи о выделении отдельных занятий по киберспортивным и другим играм. В августе эксперты АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) советовали включить в факультативы для школьников Dota 2, Hearthstone, Dota Underlords, FIFA 19, World of Tanks, Minecraft и CodinGame. Критериями отбора были популярность, обновляемость игр, их соответствие отечественным требованиям к киберспорту и возрастная маркировка 14+. Кроме этого, выбранные игры, по мнению экспертов ИРИ, должны развить у учеников навыки командной игры, стратегического мышления, логики и скорости реакции, а также раскрыть их креативный потенциал. В Минпросвещения от идеи включить такие предметы в школьную программу отказались: по мнению ведомства, они могут привести к переутомлению учащихся. Вместо этого школам было предложено вводить уроки по киберспорту на свое усмотрение.
Как заработать на киберспорте
Тем временем интерес к киберспорту в мире только растет. Мировой рынок в 2018 году достиг $775 млрд, и, согласно докладу PwC, с каждым годом его выручка будет увеличиваться в среднем на 18,3%. Киберспортивные трансляции в России посмотрели 22 млн человек — таким образом наша страна оказалась на третьем месте в мире по данному показателю.
Не так давно мысль о том, что на жизнь можно зарабатывать игрой, выглядела нереальной. Сейчас же некоторые игроки в состоянии материально поддерживать свою семью и видят в этом хорошие карьерные возможности.
Доходы спортсменов варьируются от $2 тыс. до $15 тыс. При этом помимо командного жалования солидную сумму геймеру могут приносить призовые за победу на турнирах, «донаты» (добровольные пожертвования от зрителей) на стримах (онлайн-трансляциях происходящего на компьютере или консоли), поддержка спонсора, а также реклама.
При этом обучиться на киберспортсмена россиянам сейчас не так-то просто: это образовательное направление только начинает набирать обороты, тогда как в ЕС, США и некоторых скандинавских странах подобные учебные заведения функционируют уже давно. Поучиться можно с помощью онлайн-сервисов, обучающих игровым навыкам, онлайн-курсов, кибер-школ, нескольких вузовских программ (такие есть, в частности, у ВШЭ и Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма). Также киберспортивный факультет есть в университете «Синергия». В целом, за массовое развитие киберспорта в России отвечает ФКС РФ, основанная в 2000 году.
По словам директора первой московской школы с классами интеллектуальных видов спорта Елена Авдеева, навыки, полученные с помощью компьютерных игр, помогут ребенку в любой профессии. «Более того, киберспорт и новые технологии открывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, киберспортивный журналист, кибертренер, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей, киберспортсмен и так далее», — отмечала она ранее в разговоре с «Вечерней Москвой».
Что еще почитать/посмотреть/послушать по теме:
- Кто такие «бустеры» и как они зарабатывают на помощи начинающим геймерам
- 15 самых влиятельных лиц киберспорта. Рейтинг Forbes
- Молодые геймеры по всему миру проводят более трех часов в неделю, наблюдая, как другие люди играют в видеоигры онлайн (по данным издания Inc. за 2018 год). Что заставляет их делать это: материал The Wired и подкаст The Verge : чем видеоигры в школах могут помочь учителям и родителям
Однако при введении новых киберспортивных направлений и внедрении видеоигр в классах возникает ряд непростых задач: во-первых, пока не до конца сформировано представление, как именно преподавать новые дисциплины и эффективно использовать игровые возможности на уроках. Во-вторых, не совсем ясно, как минимизировать риски, связанные с долгим пребыванием у компьютера: это проблемы со зрением, избыточным весом, осанкой, социальным, оффлайн-взаимодействием, возможная компьютерная зависимость. Несмотря на это, у онлайн- и видеоигр хорошие перспективы более прочно закрепиться в образовательном процессе, и, возможно, совсем скоро родители не будут ругать своих детей за долгое пребывание за компьютером, а начнут принимать участие в этих играх и помогать извлекать из процесса максимум пользы.
Читайте также: