Как сделать сюжет
Сюжет книги – система событий и взаимоотношений между литературными героями, развивающимися в пространстве и времени. Он состоит из различных элементов, каждому из которых отведена своя роль в произведении.
Интересный сюжет делает книгу захватывающей и увлекательной для читателя. Благодаря происходящим в повести или романе событиям удаётся полнее раскрыть наиболее важные черты характера литературных персонажей. Он включает в себя такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.
Что такое сюжет
Он встречается далеко не во всех художественных текстах и, зачастую, отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение проникновенно передаёт чувства героев, а не повествует о их поступках и действиях.
Существуют разнообразные виды сюжетов:
Характерная черта концентрического сюжета – единство времени и места действия. Он чаще всего встречается в повестях, разнообразных рассказах.
Обратите внимание! Более подробную информацию об основных нюансах построения сюжета можно прочесть в статье по ссылке.
Многие начинающие писатели пребывают в розовых очках, думая, что главное в их работе – вдохновение. На самом деле это слишком неустойчивая материя, и полагаясь только на нее, – вы мало чего добьетесь. Со временем каждый автор понимает, что ему нужны простые и рабочие методы генерирования идей, ведь ему приходится делать это ежедневно. Вы можете пользоваться любыми креативными техниками, однако есть и некоторые специфические писательские методики.
Что будет, если.
А теперь попробуйте применить это вопрос к указанным темам. Что, если блэк-аут продлится не запланированные несколько часов, а продолжится пару суток? Что, если астероид это на самом деле инопланетный корабль? Что, если пожарный вдруг столкнется с какой-то непривычной для него стихией, например, потерпит кораблекрушение? Развивайте цепочку вопросов дальше, тем самым выстраивая сюжет.
Почему?
Используйте свои сны
Используйте инверсию
Мозговой штурм, майнд-карты и все-все-все
Мы описали довольно специфичные техники, которые применяются для конкретной цели – создания сюжета. Но, конечно же, в своей работе вы можете использовать и более общие методы, помогающие в генерировании новых идей. Больше об этом читайте в статьях нашего сайта, посвященным креативности.
Резюме
Можно ли создать интересный сюжет? Есть ли способы?
Почему люди читают те или иные книги или смотрят фильмы с увлечением? Отчего другие книги и фильмы у публики вызывают зевоту?
Как создать книжную историю, от которой читающая публика не сможет оторваться? Существуют ли способы производства увлекательных сюжетов?
Ответ: да, существуют.
Сюжет создаёт герой. Характер рисуют поступки
Главному герою — главное внимание читателя. По воле автора (творца, создателя!) герой обладает точно очерченным характером, проявляющимся в деле, и конкретными способностями, применяемыми на практике.
Коснитесь карандашика: он живой! Олег Чувакин выправит, обработает и допишет ваши рассказы, сказки, повести, романы; робкие наброски превратит в совершенный текст. Четверть века практики.
Бесцветный герой читателя не увлечёт. Необходим выпуклый запоминающийся характер. Классический пример: белая ворона, герой-аутсайдер, который не желает быть объектом насмешек, жертвой людей и обстоятельств, неудачник, который бунтует, борется, идёт наперекор судьбе и в конце концов побеждает. Победа даётся ему нелегко; поначалу кажется, что он вот-вот проиграет, ибо весь мир против него. Упрямого героя будут любить многие. Упрямство, воля, стремление к свободе, к цели и счастью — они заразительны.
Три кита хорошего сюжета. Увлекательность, оригинальность, достоверность
Увлекательность. Содержательно её производят: 1) воображение, рождающее частые сюжетные повороты; 2) стиль, т. е. узнаваемый авторский язык, воплощающий в тексте авторское воображение; 3) умение держать ровный темп повествования на протяжении всей книги. Замедление темпа, где читатель погружается в скуку, а равно и ускорение, где читатель станет ругать автора за пренебрежение психологизмами, недопустимы.
Формально увлекательность, с головой погружающая в книгу, производится единственным описательным элементом — действием. Именно оно стимулирует запойное чтение. Уже рассвет за окошком, спина болит, глаза болят, а человек всё читает роман.
Фильм — это кадры, одномоментные сцены-картинки; книга — это поток слов, заключённый в рамки глав. Повествование — атрибут книги; этим литература богаче кино. Действие в романе может подаваться в темпе аллегро, подаваться рублеными фразами, а может описываться в неспешной манере, в медленно-детализированном стиле. Это искусство, и вот тут как раз никаких схем нет. Но при любом стиле действие остаётся действием — актом. Наскучивают читателю те авторы, которые, не умея выписать действие сцена за сценой, подменяют его болтовнёй, многословными диалогами персонажей. Вместо описания непосредственного участия героев в событиях автор-халтурщик подсовывает читателю пересказ действия в диалогах. Диалоги — необходимый инструмент литератора, однако главным инструментом в повествовании служат описания действий. Автору, заметившему, что у него на его страницах вместо прямой передачи действий разрастается, ветвится бесконечный диалог, нужно зачеркнуть написанное и пересмотреть композицию главы. Возникла угроза скуки!
Оригинальность. К ней как к таковой стремиться не нужно, ибо оригинальный сюжет к XXI веку стал в мире литературы зверем редким. Кроме того, неизбитым сюжетам, к которым приходится привыкать или адаптироваться, публика предпочитает сюжеты знакомые. Поэтому намерение создать оригинальный сюжет не вступает в противоречие с общим заимствованием обкатанных идей. Ортега-и-Гассет ещё когда говорил о выработанных сюжетных каменоломнях!
Очень хорошо, когда в сюжете проступают контуры сказки, мифа или чего-то известного, публике знакомого.
Очень хорошо, когда сюжет строится на вечных мотивах. Пружиной увлекательных сюжетов тысячелетиями служит конфликт: противостояние, борьба. Вот горючее, питающее бесперебойно работающий мотор фабулы: месть. Книга наполнена непрерывным сражением справедливости с несправедливостью? На её страницах насилие получает отпор? Её главный герой от глухой обороны переходит к атаке, одолевает мерзавцев-врагов и торжествует, обретя величие и любовь, а попутно добыв и деньги? Ура, вместе с автором дойдёт до финала и читатель!
Писатель, обходящий стороною тему денег, рискует потерять читателей. Деньги непременно должны крутиться где-то возле героя. Если они не достанутся ему в первой книге дилогии, пусть достанутся во второй.
Деньги — формальное (знаковое) выражение почти всех потребностей человека. Писателю следует приклеить на кабинетную стену картинку с пирамидой Маслоу. Если в начале романа герою не хватало каких-то уровней этой пирамиды, то в конце он должен овладеть всеми пятью.
Минуточку! Деньги, месть и другие мотивы. Вечные.
Тогда откуда же берётся оригинальность?
Подлинную оригинальность (точнее, литературную уникальность) даёт произведению авторский стиль. Стиль есть марка писателя; стилист узнаётся по тому, как он подбирает и расставляет слова. Вопрос не в том, что писать, но в том, как писать. (Ахтунг! Кто глумится над языком, кто оригинальность фабрикует, кто от содержания скатывается к голой форме, кто вместо увлечённости пробуждает у читателя недоумение, тот от писательства далёк.)
Достоверность. Последний кит захватывающего сюжета. Достоверность — продукт великолепного знания описываемого предметного мира, тщательной художественной детализации, выверенных диалогов, по каковым персонаж опознаётся без слов автора, искусства точки зрения с её эффектом присутствия.
Достоверное повествование вызывает у читателя доверие. Читатель, не доверяющий автору, не станет его покупателем.
Упаковка для сюжета. С композицией не шутят
По какой схеме создаётся интересный сюжет?
Ответ: по игровой.
Выстраивается игра: история с уровнями, снабжёнными всем, что перечислено выше (перечитайте). Читатель втягивается.
Шаблон формы: цепь эпизодов, состоящих из промежуточных конфликтов и их разрешений. Глава — уровень, эпизод — подуровень. Конфликтность идёт волнами, поднимаясь и опадая; высота волн постепенно нарастает. Читатель волнуется — погружается в книгу, не спит. К девятому валу кульминации сводятся основные линии предыдущих конфликтов; за ударом вала открывается гладь развязки.
Лучше всего обрисовать конфликт прямо в завязке. Подать прямым действием, запечатлеть событие в движении, как бы серией кадров-снимков. Представить главного героя в первой же строчке — отличная идея.
Семейная жизнь не удалась, и я решила уйти от мужа. Я пошла в банк взять денег на дорогу. В среду, дождливым мартовским днём. Улицы были почти пустынны, и в банке тоже всего несколько клиентов — ни одного знакомого лица.
Не разбрасывайтесь идеями
Стремитесь к идеальной завязке
Развивайте творческие способности
Творческие способности можно развивать. Больше практикуйтесь, критически перечитывайте написанное, шлифуйте тексты до состояния ограненного алмаза. Не огорчайтесь отсутствием видимого прогресса — путь этот долог, результаты проявляются не сразу. Весьма способствует развитию творческих способностей знакомство с творчеством мастеров, идет ли речь о литературе, театре или кинематографе.
Не усложняйте
Мир действия
Конец — делу венец
Говорят, количество базовых сюжетных линий и архетипов персонажей ограничено. Говорят, все происходящее в жизни и на страницах книг — лишь очередное комбинирование ограниченного набора основных инстинктов, чувств и эмоций, моделей поведения и типичных ситуаций и реакций. Говорят… но это то же самое, что впихивать все проявления любви в жесткие рамки гормональных процессов и базовых инстинктов. Тоже и с сюжетами. Пусть в каких-то деталях они повторяют заезженные темы, но всегда можно показать даже прописные истины с необычной стороны и придать сюжету оригинальности интересными описаниями и неординарными действиями действующих лиц.
Читайте также: