Как сделать семиотический анализ картины
1. Косова Г.Р. Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР. М.: Просвещение, 1987. 256 с.
2. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. № 4. С. 28–32.
3. Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании Мировой художественной культуры. М.: Айрис-пресс, 2001. 55 с.
4. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Исток художественного творчества: значимое переживание и/или освоение культурной формы? // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 29–39.
5. Тихомирова Е.Е., Дремова Л.И. Коммуникативные функции культуры: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 273 с.
7. Тихомирова Е.Е., Чапля Т.В. Модели коммуникации. В 2 т. Т. 2. Вербальная коммуникация. Новосибирск: НГПУ, 2013. 205 с.
9. Видеркер В.В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 138–142.
10. Кондаков И.В. Духовность по ту сторону науки и религии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2 (88). С. 30–39.
На уроках мировой художественной культуры (МХК) до сих пор остается актуальным вопрос об адекватном анализе визуального текста – произведения живописи. Существует множество методик, методов и приемов, которые предназначены для данной работы. В первую очередь нужно помнить, что анализ произведения живописи не должен сводиться только к краткому изложению биографии автора и пересказу сюжета. Необходимо проникнуть по крайней мере в четыре уровня смысла картины, приобщиться не только к эмоциональному, предметному уровню, но и к символическому, семиотическому, метафорическому, гуманистическому. Очень часто узнаваемость реалий, сюжетность произведения создают неправильное, ложное впечатление легкой доступности, расшифровки идеи, которую хотел передать художник. Художник всегда работает с образами, которые интерпретируют реальность и являются результатом материализации его мировоззрения в композиции, красках, линиях, сюжете.
Цель исследования состоит в семиотическом подходе к изучению специфики произведений живописи на уроках МХК в средней школе.
Материалом для исследования являются живописные произведения, изучаемые в курсе МХК, и методы их анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Данный алгоритм предполагал, что на основе приобретения теоретических знаний о явлениях художественной культуры учащийся сможет самостоятельно оценивать, осмысливать, интерпретировать явления искусства. По мнению Г.Р. Косовой, такая работа с произведениями искусства показывает эстетическую сторону жизни общества, человека как субъекта и объекта культуры, учит эстетически видеть природные явления прошлого и настоящего, актуального искусства, чувствовать прекрасное в мире, стремиться избегать безобразного и низменного.
Г.И. Данилова, автор учебников по МХК и искусству, не только включает в алгоритм анализа историю создания произведения, сведения об авторе, но и затрагивает эмоциональный уровень.
Знакомясь с методикой анализа произведения живописи, предложенной Г.И. Даниловой, можно заметить, что этапы работы касаются многих аспектов: исторического (временного): кем, когда и где было создано произведение; художественного: вид живописи, жанра; сюжетного; технического; композиционного; эмоционального. На наш взгляд, анализ картины был бы наиболее полным, если предложить расширенно изучить символический уровень произведения, поскольку картина – это не сама реальность, а ее преображенный (закодированный) образ, который следует расшифровать.
Данная методика анализа не является универсальной для всех классов общеобразовательной школы. Приведенный алгоритм больше подходит для учащихся среднего и старшего звена, поскольку эмоциональный план выводится в последнюю очередь. При изучении произведения живописи в начальной школе эмоциональный план необходимо ставить на первое место.
С.А. Ивлев считает, что смысл картины выражается через внешнюю форму, то есть в произведении художник нам дает не смысл, а лишь некую форму, декодируя которую, мы сможем понять этот самый смысл. По мнению автора методики, анализ картины мы должны проводить в несколько уровней, поскольку анализ – это процесс многоступенчатый.
Эмоциональный уровень. Вопрос о первом впечатлении, которое произвела картина, является достаточно важным. Эмоциональную остроту первого впечатления необходимо иметь в виду и возвращаться к нему во время всей коммуникации с картиной. Итоги исследования тоже должны быть эмоционально окрашены, поскольку это способствует присвоению и освоению художественного текста. На последнем этапе работы над картиной важно вновь обратиться к созданию целостного эмоционального впечатления. Теперь оно будет соотноситься со знанием смысла и пониманием формы.
Предложенная С.А. Ивлевым методика достаточно информативно подходит к изучению произведения живописи. Благодаря данному алгоритму мы можем точно определить свои ощущения от произведения, понять композицию работы, ее сюжет и, наконец, осмыслить символику всего произведения или же отдельных его частей. С помощью разделения на уровни предоставляется возможность отследить работу ученика на каждом из уровней, оценить и при затруднениях помочь ему. Но при таком подходе мы забываем о включении в процесс анализа сведений об авторе: к какой исторической и философской среде он принадлежал, какого художественного стиля придерживался, какое пространство и время не только изображено в данном произведении, но и повлияло на его создание.
Алгоритм анализа произведения искусства Франсуазы Барб-Галль, в отличие от методики Г.И. Даниловой, рассчитан на учащихся начального и среднего звена и предлагает только начальные знания о произведениях живописи через эмоциональную сферу.
А.А. Мелик-Пашаев при работе с картиной дает волю размышлениям, задавая учащимся вопросы, которые пробуждают интерес к искусству, мотивируют к исследовательской деятельности и самостоятельной работе, формируют эстетическое отношение человека к действительности. На практике художественное развитие детей может идти двумя встречными путями: от личного опыта значимых эстетических переживаний – к постепенному овладению художественной формой их выражения и от опережающего овладения художественной формой как таковой – к постепенному ее наполнению личным эстетическим опытом. Дети, идущие этими разными путями, нуждаются в разнонаправленном педагогическом руководстве [4, с. 30].
На кафедре теории, истории культуры и музеологии выработаны подходы к аналитике текстов культуры, в том числе визуальных, с точки зрения семиотического подхода, который представляется чрезвычайно продуктивным. Здесь следует отметить работы Л.И. Дремовой о методах работы с культурным наследием древнерусской культуры [5, 6], труды Т.В. Чапли, посвященные выявлению взаимовлияния визуальных текстов культуры и их функционирования в обществе [7], методам и приемам выявления и адекватной интерпретации смыслов визуального текста [8]. Несомненную методологическую ценность представляют работы В.В. Видеркера по культурологической интерпретации живописных произведений [9]. Основным положением этих работ является положение о том, что символ раскрывает предмет через образ и подобие, указывающее на нечто, превышающее сам образ; подразумевает большее, чем его очевидное и непосредственное значение, выходящее за его границы. При помощи ясной и вполне известной формы символ дает возможность приблизиться к неизвестному, неосознанному, непонятному. В удобной для чувственного восприятия форме он выражает абстрактные духовные истины; через конечное дает возможность приобщиться к бесконечному, преодолев ограниченность чувственных форм, подняться до полного знания, до конкретного восприятия целого. В целом содержание подлинного символа всякий раз соотнесено с самым главным, с идеей мировой целокупности, с полнотой космического и человеческого универсума, поэтому этапы понимания визуального текста связаны с осознанием следующих закономерностей.
1. В визуальном тексте внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу.
2. Визуальный текст содержит семантическую (смысловую), эстетическую и этическую информацию.
3. Визуальный текст представляет собой художественную систему, в которой существует свой код, который приходится дешифровать, чтобы понять его.
4. Визуальный текст полисемантичен, это значит, что возможны различные уровни, стадии, модели интерпретации смысла в зависимости от фоновых знаний, личных предпочтений, времени, в котором ученик знакомится с текстом.
Элементы, образующие художественную систему живописного текста, внутри этой частной эстетической системы дают приращение смысла. Так материализуется целостность картины как текста культуры.
7. Элементы визуального текста взаимосвязаны семантически и формально.
8. Визуальные тексты обнаруживают последовательные интертекстуальные связи, различным способом отсылая зрителя к другим текстам культуры различной природы.
Выводы
Читайте также: