Как сделать из железа меч ниндзя
Ниндзято ( 忍者刀 ), ниндзякен ( 忍者剣 ) или шинобигатана ( 忍刀 ), было, как утверждается предпочтительным оружием для ниндзя (диверсантов / наемных убийц) в феодальной Японии. Оно используется в современных практиках ниндзюцу (включая Масааки Хацуми и Стивена К. Хейса). Кроме того меч ниндзято широко известен в популярной культуре как оружие ниндзя. Реплики этого меча также были выставлены в "Музее ниндзя Ига-Уэно", который расположен в Ига, префектура Миэ, Япония. Эти образцы были изготовлены в середине 1960-х годов. Почетным директором музея является Каваками Дзинъити, японский мастер боевых искусств. Мечи также выставлены в музее деревни Кока-ниндзя в Кока, Сига и в музее-архиве замка Гифу в Гифу, префектура Гифу, Япония.
Исторически сложилось так, что нет никаких физических доказательств, что подобный "короткий меч наподобие катаны" использовался легендарными ниндзя до 20 - го века. При этом считается, что образцы, демонстрируемые якобы в виде реплик, основаны на конструкции вакидзаси, токуто или мечей, связанных с асигару (пехотой).
История ниндзято
Из-за отсутствия каких-либо вещественных доказательств или реплик старинных мечей, от периода Сэнгоку, до периода Эдо (16-19 века), соответствующих описанию ниндзято, история этого вида оружия может начинаться только с 20 века.
Внешний вид
Ниндзято обычно изображается как короткий меч, часто с прямым клинком (похожий на меч сикомидзуэ) и квадратной цубой. Обычно меч описывается как "имеющий длину меньше 60 см", с остальной часть меча "толстой, тяжелой и прямой". Несмотря на оспариваемое историческое существование ниндзято, Хейс утверждает, что описал его подробно, и предполагает, что типичное описание ниндзято может быть связано с тем, что ниндзя должны выковывать свои собственные клинки, с режущей кромкой, из стальных или железных брусков. В теории, этот меч затачивали с помощью камня. Клинки были прямыми, так как подобное строение было легче сформировать, в отличие от гораздо более утонченных изогнутых клинков традиционных японский мечей.
Другая возможная причина отношения подобных коротких мечей к ниндзя может заключаться в том, что ниндзя подражали одному из покровителей буддийских божеств, Ачала, который изображается размахивающим похожим на тёкуто коротким мечом с прямым лезвием. Стивен Тернбулл, историк, специализирующийся на военной истории Японии, указывает на исторического ниндзя: "Самым важным оружием ниндзя был его меч. Это был стандартный японский боевой меч или катана . для удобства ниндзя выбирал клинок, который был короче и прямее обычного"
Использование
Из-за отсутствия исторических данных о существовании ниндзято, методы использования в боевом контексте носят в основном умозрительный характер. При использовании в фильмах и на сцене ниндято изображается короче катаны с прямым клинком, однако подобные мечи используются почти идентично катане. В книгах и других письменных материалах описан ряд возможных способов использования меча, в том числе: "техник быстрого рисования" (основанная на извлечении меча и проведении одновременных манёвров защитного, либо атакующего действия), "техник огненного удара" или "техник работы обратным захватом".
Предполагается, что ножны зачастую использовались для различных прикладных целей, таких как: трансформация в дыхательную трубку в подводной деятельности или для тайного прослушивания разговоров. Кроме того есть мнение, что ножны были заметно длиннее клинка ниндзято, для того, чтобы в них можно было скрыть различные предметы, к примеру, химические вещества, используемые для ослепления преследователей. Цуба (гарда) ниндзято часто больше средней и имеет, вместо гораздо более распространенной круглой, квадратную форму. Одна из теорий о размере и форме цубы ниндзято заключается в том, что гарда так же использовалась в качестве инструмента. Меч прикреплялся к стене и ниндзя использовал цубу в качестве опоры для прыжка, после чего меч можно было извлечь, потянув за шнур, прикреплявшийся к рукояти.
Меч в разобранном виде и ножны в разрезе
Что же реально представлял собой этот загадочный меч синобигатана? Нава Юмио описывает его следующим образом (названия частей японского меча и ножа см. на рис. на с. 419). Рукоять меча (цука) ниндзя была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, в оплетку рукояти синобигатаны не вплеталось украшение мэнуки. Гарда у синобигатана была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лаком, либо сначала обтягивали кожей и лишь затем крыли лаком. Никаких украшений на них обычно не было. На конец ножен надевали конусовидную железную головку кодзири. Для прочности ножны охватывали металлическим кольцом. К куригата — специальному выступу с отверстием на ножнах крепился более длинный, чем обычно, шнур сагэо — около 3,6 м. Сам клинок обычно был относительно коротким.
Названия частей японского меча и ножен
Однако в действительности в работах наиболее авторитетных историков ниндзюцу и специалистов по традиционному японскому оружию мечи синобигатана с прямыми клинками либо вообще не упоминаются, либо ставится под сомнение сам факт их существования. Специалисты полагают, что синобигатана с прямыми клинками — выдумка режиссеров кинобоевиков, имевшая целью дополнительно заинтриговать публику и нашедшая живой отклик у фальсификаторов ниндзюцу и их не в меру экзальтированных последователей.
Разделяю эту точку зрения и я. И самым убедительным доказательством ее правоты считаю тот простой факт, что до сего дня не найдено ни одного меча синобигатана с прямым клинком, относительно которого были бы даны весомые доказательства того, что он действительно принадлежал реальному ниндзя, участвовавшему в феодальных войнах.
Выхватывание меча из положения за спиной
Главной особенностью шпионского меча авторы работ по истории ниндзюцу называют его функциональность. Так, чтобы ножны синобигатаны (сая) не привлекали к себе внимание, их делали очень простыми, лишенными всякой красивости, но прочными, чтобы их можно было использовать в качестве дубинки или подвесного насеста при длительном наблюдении за врагом. Нередко ножны делали сантиметров на десять длиннее клинка. В образовавшуюся пустоту помещали различные мелкие предметы: бо-сюрикэны, секретные документы, ослепляющий порошок и т. д. У некоторых образцов наконечник ножен (кодзири) снимался, благодаря чему ножны, как утверждают некоторые авторы, можно было использовать как духовое ружье для стрельбы отравленными иголками или как трубку для дыхания под водой.
Гарда (цуба) синобигатаны, как уже говорилось, часто была квадратной со стороной около 8–10 см и толщиной около 5 мм. Такая простая форма, как считают, лучше соответствовала специфике работы ниндзя, использовавших гарду как ступеньку при подъеме на стену. Кроме того, большой квадратной гардой с заточенными краями и углами можно было располосовать лицо противника в ближнем бою, а стальным наконечником ножен — кодзири — пробить ему грудную клетку или выбить глаз. Правда, такие необычные цуба и кодзири не могли не бросаться в глаза и должны были постоянно привлекать к себе внимание.
Нава Юмио указывает, что акулья кожа, которой отделывались рукояти японских мечей, при попадании на нее воды сильно разбухает, и мечом становится пользоваться неудобно. Поэтому для защиты от воды ниндзя покрывали акулью кожу лаком (катаны с такими рукоятями действительно встречаются в коллекциях), а сверху закрывали еще и оленьей кожей, которая от воды, наоборот, сжимается, и обматывали нитью.
Мечи ниндзя, как правило, были относительно короткими, так как длинный меч — обуза во время разведывательных операций, когда надо продираться сквозь буераки и буреломы, лазить по деревьям и стенам. Длина клинка синобигатаны, судя по сохранившимся описаниям, колебалась в пределах от 42,5 до 54,5 см. При этом клинок действительно был относительно толстым и широким, но обладал прекрасными рубяще-режущими качествами.
В отличие от стандартных мечей, которыми пользовались обычные самураи, на клинке синобигатаны, как правило, не было ни желоба для стока крови, ни гравировки, так как гравированный меч легче поддается ржавчине при попадании на него воды (а ниндзя, как известно, постоянно приходилось форсировать реки, рвы, действовать под проливным дождем), а меч со стоком при рубке издает характерный свист, который может выдать синоби врагу.
Хочется отметить один любопытный факт. В западной и отечественной литературе почему-то модно описывать синобигатану не по сохранившимся описаниям в источниках, а по тайваньским и испанским подделкам-имитациям. Вот как описывает синобигатану уже упоминавшийся в этой главе В. Момот: «Кроме того, синоби-сайа (правильнее сая. — А.Г.) часто оканчивается дополнительной заглушкой-пеналом с конусообразным кончиком, в котором имеется прорезь для универсального метательного ножа (хранящегося в нем же), который можно не только метать, но и, вставляя в прорезь и фиксируя его там, превратить ножны в короткое копье…
…В современных модификациях синобигатана под гардой очень часто имеется фиксатор для закрепления двух тонких сякэнов (метательных звезд) …
В кино мы то и дело видим ниндзя с заброшенным за спину мечом, с торчащей над правым плечом рукоятью и выступающим у левого бока наконечником ножен кодзири. Однако Нава Юмио считает, что таким способом ношения меча ниндзя в действительности не пользовались. Аргументы японского специалиста таковы.
Во-первых, торчащие рукоять и кодзири болтаются из стороны в сторону и беспрестанно задевают за ветки и кусты, производя совершенно ненужный шум. Во-вторых, такое положение меча не позволяет делать перекаты и кувырки, так как ножны при этом причиняют боль, а большая гарда грозит распороть лицо или пробить висок. В-третьих, выхватив меч, его практически невозможно вложить обратно в ножны. И, в-четвертых, относительно длинный меч в таком положении просто невозможно выхватить из ножен.
Читайте также: