Х файл истина где то рядом
Руководство американского телеканала Fox начало переговоры с создателем сериала «Секретные материалы» Крисом Картером о его возобновлении. Бигпикча вспоминает интересные факты об этом культовом сериале.
1. По словам одного из руководителей Fox TV Гэри Ньюмана, «кое-какие переговоры» о продолжении уже ведутся, однако окончательной ясности — когда и в какой форме «Секретные материалы» вернутся на ТВ, пока нет. Рассматриваются два варианта: съемки еще одного полнометражного фильма или возобновление X‑Files в формате мини-сериала. 2. Фоксом Малдером мог бы стать американский актер Кевин Сорбо. Тем более что первая встреча с Дэвидом Духовны не произвела на Криса Картера особого впечатления. Однако первые же пробы все изменили — стало понятно, что лучшего Фокса не найти. 3. Дэвид Духовны позже признавался: когда он прочитал сценарий впервые, то не поверил, что сериал про инопланетян способен кого-то по-настоящему заинтересовать. 4. Первым словом, которое произнес Фокс Малдер в возрасте 11 месяцев, было JFK — Джон Фицджеральд Кеннеди. 5. Большинство шуток Фокса Малдера в процессе съемок придумал Дэвид Духовны. 6. В 23 эпизоде третьего сезона Фокс Малдер признается, что является дальтоником. Интересно, как в таком случае он смог стать специальным агентом ФБР, где предъявляются весьма строгие требования к здоровью. 7. В десятом эпизоде шестого сезона рассказывается об Альфреде Феллиге, который фотографировал места преступлений раньше приезда полиции. В некоторой степени прототипом героя был американский криминальный фотограф Артур Феллиг (Arthur Fellig), известный как Уиджи. В его машине была оборудована настоящая фотолаборатория, поэтому его снимки попадали в прессу очень быстро. На фото — Артур Феллиг на месте преступления.
8. Телефон Малдера в сериале — 555‑0199. Этот же номер принадлежит семейству Берманов в фильме «Красота по-американски» (1999). Тот же самый номер телефона Аль Пачино оставляет на автоответчике Рассела Кроу в фильме «Свой человек» (1999). 9. Сериал упоминается в книгах Стивена Кинга «Девочка, которая любила Тома Гордона» и «Ловец снов». 10. Второй эпизод девятого сезона посвящен ученому Чаду Келлеру (Chad Keller) — близкому другу Криса Картера. Чад Келлер погиб 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. 11. Фокс Малдер пользуется пистолетами Glock 17, SIG-Sauer P226 и SIG-Sauer P228. Дана Скалли использует только Walther PPK/S. 12. «Секретные материалы» стал первым американским сериалом, выпущенным на DVD. 13. По некоторым данным, показ одного эпизода сериала стоил российскому ТВ 25 тысяч долларов. 14. Малдер — девичья фамилия матери Криса Картера, Фокс — имя его друга детства. Скалли — фамилия автора первой американской книги по уфологии. Дана, по словам Криса Картера, просто красивое женское имя. 15. Не менее трех процентов американцев уверены, что были похищены инопланетянами.Недавно вернулся на экраны после пятнадцатилетнего перерыва один из самых знаковых фантастических сериалов девяностых годов — «Секретные материалы». Он прославился увлекательными, запутанными сюжетами, харизматичными персонажами и ощущением того, что истина действительно где-то рядом, но все время ускользает от нас.
На протяжении девяти сезонов он развивал богатую внутреннюю мифологию, построенную вокруг истории с готовящимся вторжением пришельцев и крупным правительственным заговором, направленным на сокрытие этой информации. «Мифологические» эпизоды, как правило, появлялись в начале, середине и конце каждого сезона, а остальное время публику развлекали «монстры недели». Пока все вокруг ругают новый сезон (и, кажется, вполне оправданно), давайте освежим в памяти краткое содержание предыдущих серий.
Неопознанный летающий объект терпит крушение в пустыне неподалеку от городка Розуэлл. Американские военные оцепляют место крушения и находят доказательства существования внеземной жизни, тела погибших инопланетян, образцы инопланетных технологий и ДНК. Они узнают, что могущественная раса пришельцев (они же «серые») планирует захватить и колонизировать Землю, поработив человечество с помощью особого вируса. Вторжение назначено на 22 декабря 2012 года.
Некоторые чиновники и исследователи теории заговоров подозревают, что инцидент в Розуэлле был инсценировкой, дымовой завесой, призванной отвлечь внимание публики от других катастроф, связанных с НЛО.
Группа правительственных агентов, вступивших в контакт с пришельцами, образует Синдикат — тайную организацию, готовящуюся к неминуемому вторжению. Пришельцы предоставляют своим земным союзникам образцы инопланетного ДНК и инопланетных зародышей для генетических экспериментов, а коллаборационисты в ответ отдают «серым» членов своих семей. Единственным членом Синдиката, возражавшим против подобных условий сделки, был Уильям Малдер.
Союз Синдиката и пришельцев выглядит довольно странно. Выгода коллаборационистов понятна — они отсрочили вторжение (хотя пришельцы вроде изначально собирались атаковать в 2012 году) и получили страховку для себя и своих семей и генетический материал, необходимый для создания вакцины от инопланетного вируса. Синдикат же взамен скрывает любую информацию о существовании пришельцев и неминуемой угрозе инопланетного вторжения и помогает «серым» с распространением вируса, существенно облегчая задачу по захвату Земли.
Саманту Малдер похищают из родного дома прямо на глазах у ее брата Фокса. Пропажа сестры сильно влияет на психику юного Малдера, а ее поиски становятся одной из главных целей в жизни будущего агента ФБР.
Агент ФБР Фокс Малдер получает назначение в отдел «секретных материалов». Первым же делом он открывает досье с делом своей пропавшей сестры.
Помощник директора Блевинс переводит молодого агента ФБР Дану Скалли в отдел «секретных материалов». Блевинс просит Скалли составлять подробные отчеты обо всех делах, которые ей предстоит расследовать, и оценивать все с научной, скептической, точки зрения. Малдер с порога заявляет, что Скалли отправили шпионить за ним, но, похоже, не против компании.
Первое дело заводит Малдера и Скалли в глубь орегонских лесов, где при загадочных обстоятельствах пропадают и погибают подростки. Агенты ФБР приходят к выводу, что здесь замешаны пришельцы, и Скалли прилагает к отчету загадочные металлические фрагменты инопланетного происхождения, найденные в теле одной из жертв. Однако вещественные доказательства очень быстро пропадают и оказываются в руках таинственного Курильщика, который почти все время не вылезал из офиса Блевинса. Курильщик помещает изъятые им образцы в коробку с похожими металлическими фрагментами и оставляет в секретном хранилище Пентагона.
Он же — С. Дж. Б. Спендер, один из главных антагонистов сериала и настоящий отец Фокса Малдера. Умирал на экране по меньшей мере трижды, но жив до сих пор.
В уборной одного из вашингтонских отелей Малдер встречается с загадочным человеком, называющим себя «Глубокая Глотка».
За свою карьеру Малдер обзавелся множеством полезных знакомств и связей. В разные времена ему помогали несколько информаторов. Первым стал высокопоставленный сотрудник Синдиката, называвший себя Глубокой Глоткой. Это был очень сложный человек: он занимал видный пост в Синдикате и в то же время испытывал угрызения совести по поводу своей работы, хотел, чтобы скрываемая Синдикатом информация стала известна общественности, но полагал, что общество к этому еще не готово. Глотка старался предельно обезопасить себя, но в конце концов забота о Малдере свела его в могилу.
На смену Глотке пришел Икс. В отличие от своего предшественника Икс был куда менее благороден и более эгоистичен, он даже не стеснялся убивать свидетелей, видевших его рядом с Малдером. Мотивы Икса частенько оставались скрытыми, но он несколько раз спасал Фоксу жизнь.
Перед смертью Икс успел сообщить Малдеру, где искать следующего информатора. Это оказалась уполномоченная представительница генерального секретаря ООН — Марита Коваррубиас. Синдикат использовал дипломатические связи Мариты для разработки вакцины против инопланетного вируса, но дама не разделяла стремлений организации и стала помогать Малдеру разоблачать деятельность Синдиката.
Когда руководители организации узнали о предательстве госпожи Коваррубиас, Мариту заразили черной жидкостью, а ученые Синдиката взялись тестировать на женщине вакцину от вируса. Марите удалось остаться в живых, и в финале сериала она выступает свидетелем на судебном процессе над Фоксом Малдером.
Малдер знакомит Скалли с «одинокими стрелками» — троицей хакеров, параноиков и журналистов, верящих во всевозможные теории заговора. С годами «стрелки» превратятся в преданных союзников Малдера и Скалли и даже удостоятся собственного сериала, который, как и почти все остальные проекты Криса Картера, не протянул дольше одного сезона.
Малдер попадает в руки загадочных «людей в черном» — хладнокровных убийц, связанных с Синдикатом. Глубокая Глотка предлагает обменять его на инопланетный эмбрион, но во время обмена «люди в черном» убивают информатора. Спустя несколько дней руководство ФБР приказывает закрыть отдел «секретных материалов».
После закрытия «секретных материалов» Малдер начинает работать с молодым агентом Алексом Крайчеком. Один из похищенных инопланетянами, Дуэйн Барри, захватывает Скалли и отдает ее пришельцам вместо себя. Скиннер заново открывает «секретные материалы».
Алекс Крайчек — один из самых популярных второстепенных персонажей «Секретных материалов». С Малдером его связывали весьма непростые отношения: Алекс мог быть как врагом, так и союзником, притом иногда одновременно.
Крайчек — выходец из семьи русских эмигрантов, один из ближайших подручных Курильщика, убийца Уильяма Малдера. Пытался шантажировать Скиннера, убить Курильщика, избавиться от нерожденного ребенка Скалли, в общем, действовал по ситуации. Убит Скиннером. Призрак Крайчека явился Малдеру во время побега с военной базы в финале сериала и указал правильную дорогу.
Скалли неожиданно появляется в больнице, но мало что помнит о своем отсутствии. Вскоре она узнает, что после экспериментов, которым она подвергалась, больше не сможет иметь детей. А затем находит у себя в шее вживленный микрочип.
Дана Скалли узнает, что у нее рак. Она мужественно встречает это известие и возвращается на работу, надеясь, что это поможет ей найти истину внутри самой себя.
Малдер застает у себя дома оперативника Синдиката и, защищаясь, убивает его. Взяв документы убитого, он проникает в Пентагон, где видит материалы с делом Даны Скалли и находит пузырек с непонятной прозрачной жидкостью. Малдер верит, что в пузырьке лекарство от болезни Скалли, и оказывается прав. Болезнь отступает.
Руководство ФБР вторично закрывает «секретные материалы». Курильщик пробирается в кабинет Малдера и забирает оттуда дело Саманты. После его ухода в помещении разгорается пожар. Все остальные материалы гибнут в огне.
Руководство Синдиката приходит к ужасающему открытию. Все это время члены организации считали, что разработанный пришельцами вирус просто поработит человечество. Теперь же они получают доказательства того, что вирус способен уничтожить людскую расу, поскольку внутри зараженных людей будет расти и развиваться инопланетный организм.
Отстраненные от «секретных материалов» Малдер и Скалли все равно совершенно случайно выходят на след сотрудников Синдиката, уничтожающих доказательства о готовящемся вторжении. След приводит их на кукурузную плантацию в Техасе, где агенты выясняют, каким образом будет распространяться вирус: он вживлен в ДНК кукурузы, а потом специально выведенные пчелы, опыляющие растения, разнесут его по миру.
Малдеру и Скалли в последний момент удается сбежать с плантации, но одна из пчел прячется в одежде Даны и жалит ее в самый ответственный момент, когда та хочет поцеловаться с Малдером. Фокс звонит в 911, но приехавшие санитары стреляют Малдеру в лицо из пистолета и увозят Скалли в неизвестном направлении.
Малдер отделывается легким испугом и отправляется на поиски Скалли. В конечном итоге он оказывается в Антарктиде, в секретной подпольной лаборатории. Найдя Скалли, Малдер ненароком уничтожает лабораторию, и агенты едва-едва успевают спастись. Оказавшись снаружи, они понимают, что лаборатория была частью огромного инопланетного корабля, который взлетает и исчезает в голубом небе.
ФБР заново открывает «секретные материалы», но назначает в отдел других агентов, в том числе Джеффри Спендера — сына Курильщика.
Синдикату удается создать первый успешный гибрид человека и пришельца. Подопытной оказывается Кассандра Спендер, бывшая жена Курильщика и мать Джеффри Спендера. Члены Синдиката хотят отдать Кассандру «серым», хотя многие из них подозревают, что появление первого гибрида приведет к немедленному началу вторжения.
Однако Кассандре не суждено попасть в руки «серых». У пришельцев появился противник — одна из захваченных ими инопланетных рас восстала и активно вставляет палки в колеса своим поработителям. Мятежники первыми появляются в ангаре, где должна произойти встреча между Синдикатом и «серыми», и убивают всех, кроме Курильщика и агента Фоули.
Агент Спендер понимает, что он неполноценная замена Малдеру и Скалли, и просит руководство ФБР вернуть обоих в «секретные материалы». Курильщик, разочарованный поведением сына, стреляет тому в лицо.
Расследуя дело о пропаже маленькой девочки, Малдер узнает о существовании «переселенцев» — загадочных существ, призраков, живущих в сиянии звезд. Эти призраки скитаются по свету и забирают души детей, которым грозит страшная судьба, опасность или смерть.
Продолжая свои поиски, Малдер оказывается на поле, где в звездном свете играют призраки детей. Среди них оказывается и Саманта. Она узнает брата и обнимает его. Малдер смиряется со смертью сестры и понимает, что он впервые за долгие годы свободен.
Малдер и Скалли возвращаются в Орегон, на место своего первого совместного дела: кто-то снова похищает все тех же людей, что и семь лет назад. Малдер понимает, что с уничтожением Синдиката ничего не кончилось и пришельцы продолжают готовиться к вторжению. Скалли плохо себя чувствует, и агенты возвращаются в Вашингтон.
Но Фокс знает, что инопланетный корабль еще там. Заручившись поддержкой Скиннера, Малдер возвращается в Орегон и находит корабль и всех похищенных людей — они стоят в круге света, словно дожидаясь его. Малдер приходит к ним, а затем все люди попадают на борт корабля и улетают, оставляя растерянного Скиннера в одиночестве смотреть в небеса.
В Вашингтоне Скалли понимает, что беременна.
ФБР разворачивает крупномасштабную операцию по поиску Фокса Малдера. Поисками руководит агент Джон Доггетт. Поначалу отношения между Скалли и Доггеттом не ладятся, но со временем оба агента начинают ценить друг друга. Поиски терпят крах, а Доггетт получает официальное назначение в «секретные материалы».
В США начинают находить людей, похищенных одновременно с Малдером. Все они в очень плохом состоянии. В конце концов находят и Малдера, но он уже мертв. Его хоронят с почестями.
В море находят еще одного похищенного. Несмотря на явные призраки разложения, человек жив. Скиннер решается вскрыть могилу Малдера и обнаруживает, что Фокс тоже жив. Крайчек приходит к Скиннеру, заявляет, что Малдер жив только благодаря инопланетному вирусу, и предлагает вакцину, но в обмен на жизнь ребенка Скалли. Скиннер отказывается, но Скалли находит способ спасти Малдера.
За еще не родившимся ребенком Даны начинается настоящая охота. Знакомый Доггетта, сотрудник разведки, по имени Ноул Рорер, считает, что Скалли похитили не пришельцы, а американские военные. Рорер настаивает, что Скалли стала частью экспериментов по созданию идеального суперсолдата, но Доггетт не доверяет приятелю.
Другая знакомая Доггетта, агент ФБР Моника Рейес, помогает Скалли скрыться. Пришельцы все же находят их и присутствуют при родах, но затем просто покидают помещение. Скалли называет ребенка Уильямом в честь отца Малдера. Именно Малдер — биологический отец ребенка.
Скалли опасается, что рядом с ней Уильям всегда будет в опасности, и отдает ребенка на усыновление.
Малдер прокрадывается на территорию засекреченной военной базы и находит дополнительные доказательства того, что правительство знает о вторжении и планирует укрыться здесь во время атаки. При попытке сбежать Малдера ловят и обвиняют в убийстве. Несмотря на все старания Скалли и остальных, его приговаривают к смертной казни. Тогда Доггетт и Скиннер помогают Малдеру сбежать.
Малдер и Скалли встречаются с Курильщиком, который отошел от дел и скрывается в индейских пещерах в пустыне. Курильщик издевается над Малдером, а когда оба агента уезжают, на горизонте появляются черные вертолеты. Они взрывают все вокруг, убивая Курильщика на месте. Судьба околачивавшихся неподалеку агентов Доггетта и Рейес неясна.
Малдер и Скалли скрываются в захолустном мотеле. Малдер рассказывает Скалли, что вторжение неминуемо, но та уговаривает его бороться дальше. Малдер соглашается, что надежда еще есть, и парочка засыпает друг у друга в объятиях.
Скалли ушла из ФБР и работает врачом в католическом госпитале. Малдер живет неподалеку. ФБР связывается со Скалли и обещает снять с Малдера обвинения в обмен на помощь в некоем нелегком деле. Скалли и Малдер соглашаются.
На эту дату было назначено вторжение пришельцев. Не состоялось.
Скиннер снова связывается с Малдером и Скалли и просит встретиться с Тедом О’Мэйли, преуспевающим журналистом и владельцем сайта, посвященного теориям заговора. О’Мэйли легко убеждает Малдера, что все эти годы того водили за нос, и ставит события всего предыдущего сериала (а вместе с ним и вышеприведенную хронологию) с ног на голову.
Об остальных событиях нового сезона вы можете узнать непосредственно из шести новых серий. Но, предупреждаем вас, смотрите их на свой страх и риск, ибо никогда раньше истина не была такой пугающей. Возможно, ей и стоило остаться где-то рядом.
10 сентября 1993 года, ровно двадцать лет назад, на телеэкраны США вышел пилотный эпизод фантастического сериала, которому предсказывали не более одного сезона жизни. Сериал прожил девять пет, собрал могучий фэндом, намертво впечатался в массовую культуру — и подвёл итог чуть пи не всей фантастике и мифологии XX века.
В этой статье мы попытаемся найти если не истину, то хотя бы ответ на вопрос: за что мы так полюбили «Секретные материалы»? Если вы вдруг их не смотрели — берегитесь спойлеров!
ПРИШЕЛЬЦЫ И ПАРАНОЙЯ
Такими, какими мы их знаем, "Секретные материалы" сделал продюсер и сценарист Крис Картер - человек недюжинной фантазии и бронетанкового упорства. Это телешоу он рассматривал как свой шанс уйти со студии Walt Disney Pictures, где ему приходилось делать беззубые детские комедии. Он потратил не один килограмм нервных клеток, пытаясь убедить боссов телеканала fox в том, что новое шоу и его герои должны быть такими, какими он их видит, а не стандартными и привычными зрителям.
В Fox не хотели тратить деньги на сомнительный сюжет об инопланетянах и правительственном заговоре с вкраплением городских легенд, главные герои которого - в высшей степени (странная парочка агентов ФБР В конце концов упрямый Картер всё же получил свои два миллиона долларов на съёмку пилотного эпизода, карт-бланш в выборе актёров на главные роли. и самое неудобное время для пока - в пятницу вечером.
Однако случилось чудо; пилот "Секретных материалов" получил очень высокий рейтинг —15% зрительской аудитории. Телебоссы удивились и дали добро на целый сезон. А потом ещё один сезон. и ещё один. Остановить эту машину, исправно приносящую телеканалу деньги и "Золотые глобусы", через какое-то время стало невозможно. Картер пытался это сделать, понимал, что сюжетный потенциал сериала постепенно исчерпывается. Отчасти поэтому восьмой и девятый сезоны вышли и "какими-то скомканными".
Крис Картер и его герои пытались спрыгнуть с поезда на полном ходу, а такие прыжки бывают изящными только в кино. Успех «Секретных материалов», как любой успех, частично основан на удаче, а частично - на тонком расчёте.
Крис Картер стал набрасывать основную сюжетную канву сериала, прочитав исследование своего друга, доктора медицины и психиатра Джона Эдварда Мака, о том, что три процента американцев свято убеждены, будто их похищали пришельцы. Розуэлль-ский инцидент и последовавшая за ним НЛО-истерия оставили настолько глубокий след в коллективном бессознательном американцев, что сериал, посвященный животрепещущей теме «власти скрывают», уютно поместился в этом следе, как кот Саймона в коробке.
В «Секретных материалах» есть серия, представляющая собой прямой оммаж «Сумеречной зоне» и по сюжету, и по стилистике. Это шестой эпизод восьмого сезона - «Убийство». Его героя, прокурора Мартина Узллса (названного в честь Герберта Уэллса), обвиняют в убийстве собственной жены. А сам Мартин воспринимает время своей жизни идущим назад, день за днём, и эта странность никак не объясняется. Уэллса играет актёр Джо Мортон, некогда засветившийся в «Терминаторе 2» с Робертом Патриком, который в восьмом сезоне исполняет роль агента Джона Доггета, нового напарника Скалли.
Придать сборнику историй о сверхъестественном стройный вид и заставить зрителей следить за событиями не отрываясь "Секретным материалам" помогли главные герои, Фокс Уильям Малдер и Дана Кэтрин Скалли стали персонажами «ручной работы», не собранными из готовых сериальных штампов, но тем не менее в этих героях оказалось достаточно черт, которые позволяли зрителям сочувствовать им и отождествлять себя с ними.
МИСТЕР И МИССИС ИКС
Разнополая пара главных героев не бог весть Щ! какое новшество. Вспомните хотя бы комедийный сериал "Детективное агентство "Лунный свет"", бесконечно далекий от «Секретных материалов» по духу и содержанию, но похожий на них по форме. Обычно ведущую роль в такой паре отдавали мужчине, но и это было не железным правилом.
Однако Крис Картер не просто придумал двух разных по мировоззрению персонажей - он устроил «тендерную инверсию», придав им стереотипные черты противоположенных полов; Фокс Малдер — верящий во всякую чертовщину интуит, а Дана Окллли -непреклонный логик и скептик. Вдобавок Малдер по образованию психолог, в прошлом занимавшийся серийными убийцами (как агент Кларисса Стерлинг из «Молчания ягнят», хотя её внешность и характер достались Скалли). А Скалли, как выясняется, писала диссертацию по квантовой физике, на тему «парадокса близнецов». Просто попробуйте мысленно поменять героев местами — не правда ли, так логичнее, но при этом чего-то не хватает?
Крис Картер и его друзья-сценаристы не уставали играть стереотипами в пинг-понг. В сериях, посвященных религиозной мистике, Малдер и Скалли, как но мановению волшебной палочки, вновь меняются ролями, Малдер, еврей по происхождению и протестант по воспитанию, по жизни убеждённый атеист, хотя верит в пришельцев и прочую паранормалыцину А Скалли, несмотря на медицинское образование и опыт работы врачом (а может, и благодаря этому), - католичка.
Будучи во многом зеркальными отражениями друг друга, Малдер и Скалли с первой же серии совпадают, как части пазла. Они составляют отличную команду, и порой даже кажется, что они действуют как один человек, будто с самого начала были двумя половинками единого целого.
Любопытная деталь к этому пазлу: отцов Малджера и Склли зовут одинаково- Уильям и это же имя в финале восьмого сезона Скалли даёт новорождённому сыну. Впрочем, в сериале оба Уильяма-старших не играют значительной роли: отец Скалли умирает в первом сезоне, отца Малдера убивают во втором. Зато немало внимания уделено двум другим «отцам» героев - "хорошему" и "плохому".
Первый - конечно, заместитель директора ФБР Уолтер Скиннер, который стараниями прекрасного актёра Митча Пилегги постепенно превращается из статичной «говорящей мебели» в активно действующего персонажа, если не третьего главного, то уж точно «главного из второстепенных». Второй -загадочный Курильщик, который относится к Малдеру и Скалли странно и сложно, и к концу сериала выясняется почему: он биологический отец Малдера.
Скиннер и Курильщик тоже своеобразные половинки целого (что интересно, они весьма редко оказываются в одном кадре). Они кто-то вроде ангела-хранителя и демона-искусителя, общие для двух главных героев. «Секретные материалы» во многом построены на такой симметрии, магии зеркальных отражений, повторений и противостояний.
Зрители, привыкшие к типичным романтическим линиям в кино и сериалах, непрестанно задавались вопросом: "Когда же они, наконец, переспят или хотя бы поцелуются?" В то время как для Картера было очевидно: чем дальше герои будут держать дистанцию и сохранять то, что в английском языке называется труднопереводимым словом tension (притяжение, напряжение), тем жизнеспособнее будет шоу.
Он хорошо усвоил уроки, преподанные создателями "Детективного агентства "Лунный свет". Те сначала сделали ставку на романтические стюшення героев, а потом не знали, что с этими отношениями делать и каких разнообразить - то свадьбой, то разводом; расследования тем временем становились всё слабее и неинтереснее. Для Малдера и Скалли работа всегда на первом месте, и это чуть ли не единственная их общая черта. Коллекция порнографии в холостяцкой квартирке Малдера и тот факт, что Скалли не была на свидании с 1992 года, отлично вписываются в эту концепцию.
МИФОЛОГИЯ И МОНСТРЫ
У героев есть множество причин для того, чтобы вступать в отношения не друг с другом, а с окружающим миром — который ведёт себя очень странно. Знаменитые теглайны сериала - "Истина где-то там" (неправильно переведённый у нас как "истина где-то рядом" и в таком виде вошедший в фольклор) и «Не верь никому» - девизы этой неоднозначной, зыбкой, неустойчивой реальности.
Малдер и Скалли систематически имеют дело с вещами, которые «если есть, то их сразу нет». Это и паранормальные явления, которые можно объяснять то так, то эдак, - причём во многих сериях даётся два объяснения, «от Малдера» и "от Скалли", и зритель сам волен выбирать, какое ему больше нравится. Это и странные преступления, не оставляющие посте себя вещественных доказательств; фраза «Опять никаких улик?» повторяется на разные лады из эпизода в эпизод.
Со всем этим безумием главным героям приходится иметь дело только вдвоём, и доверять они могут только друг другу. Друзей, кроме верною Скиннера и троицы журналистов-параноиков, прозванных «Одинокими стрелками», у них нет, а связываться с двойными агентами вроде Крайчека чересчур опасно, пусть даже иногда без этого не обойтись.
Идею, что любая реальность зыбка и относительна, ставшую краеугольным намнем для философии "Секретных материалов", доводит до абсурда серия «Полевой выезд» (6. 21). В ней Малдера и Сналли чуть не переваривают гигантские грибы, которые вызывают безумные галлюцинации, спрятанные одна в другую, подобно матрёшке. Можно было бы поискать в этой серии влияние «Матрицы», если бы фильм Вачовски не вышел на экраны на несколько месяцев позже.
Путаницу в центральном сюжете «Секретных материалов», который фанаты называют «мифологией», можно объяснить внешними причинами. Когда сериал только начинался, Крис Картер совершенно не рассчитывал на девять сезонов и сочинял историю на ходу, в духе: «Так, у нас тут сестру главного героя якобы похитили якобы пришельцы. Что мы будем с этим делать?". Отсюда все странности и нестыковки этой сквозной истории. А вот игровую природу большинства остальных серий (так называемых «монстров недели», где каждый раз появляется новый враг) не объяснить ничем, кроме настроения создателей.
Среди «монстров недели» можно найти практически все темы и идеи, которые встречаюсь в фантастической и мистической литературе. Пожалуй, только в космосе Малдер и Скалли не успели побывать (хотя в первом сезоне и был эпизод «Космос», где герои столкнулись с призраком, мешавшим работе NASA). Можно назвать наугад практически любую тему или жанр — и для неё найдётся соответствующий эпизод, а то и больше одного.
Оборотни? Вот вам, например, чудесный эпизод "Секретные копы" (7. 12). Малдер и Скалли становятся героями документального телешоу о полицейских со всеми его атрибутами вроде трясущейся камеры и ловят на задворках Лос-Анджелеса зловещего ночного монстра.
Вампиры? На эту тему есть, например, забавный эпизод «Дурная кровь» (5.12), рассказанный с точки зрения Скалли и Малдера поочерёдно. Вампиры тут вполне классические, но совершенно неясно, реальны они или продукт галлюцинации. Или совершенно не смешной эпизод «3» (2.7), где за серией ритуальных убийств стоит группа самых настоящих вампиров.
Привидения? С ними Малдер и Скалли сталкивались десятки раз. Классическая история о доме с привидениями - «Как призраки украли Рождество» (6.8); история об офисном призраке босса, защищающего сотрудницу, к которую он был влюблён, — "Тени" (1.5); рассказ об убийствах, совершённых астральной проекцией солдата из военного госпиталя, — «Прогулка» (3.7).
Путешествия во времени? Их есть у нас: «Синхрония!» (4.19) — история об учёном, который, вернувшись назад во времени, пытается сделать так, чтобы путешествия во времени никогда не были изобретены (и таким образом попадает в неразрешимый парадокс — впрочем, в сюжетах о путешествиях во времени такое часто случается); "Треугольник" (6.З) - о временных аномалиях Бермудского треугольника; "Понедельник" (6.14) - классическая история о «петле времени», существование которой осознаёт лишь один её участник.
Киберпанк? И без него не обошлось: «Дух из машины» (1.6) — история о сбрендившем искусственном интеллекте "разумного дома"; «Код уничтожения» (5.11) — о компьютерной программе, убивающей своих создателей; «Стрелялка от первого лица" (7.13) — о реальных убийствах в виртуальной реальности. Вы ведь не очень удивитесь, когда узнаете, что сценарии двух последних эпизодов написал Уильям Гибсон?
КИНО И КОНТЕКСТ
Время от времени сценаристы «Секретных материалов» уставали от правительственных заговоров и уродливых монстров, устраивая себе и фанатам небольшие пост- модернистские каникулы. Одна из самых любимых фанатами серии «Голливуд нашей эры" (7.19) - история, в которой Малдер и Скалли становятся героями фильма о самих себе. Примечательна серия «Невероятный" (9.14). где появляется сам Господь Бог, которою играет Берт Рейналдс. А "Чудо» (6.18) — история писателя, герой которого» серийный убийца, обрёл плоть и даже смеет спорить с автором - смотрится как исповедь самого Криса Картера, автора, не справившегося со своими персонажами.
Немало поиграли создатели сериала и со стилистикой - многие эпизоды сняты в духе того или иного режиссёра либо «передают привет" известному сюжету. Уже упомянутый "Треугольник» снят в стиле Альфреда Хичкока, «Код уничтожения» сделан «под Дэвида Кроненберга" (на этом настоял автор сценария Уильям Гибсон), "Парад планет" (3.13) беззастенчиво эксплуатирует штампы школьных ужастиков, «Лёд" (1.8) явно вдохновлён фильмом Джона Карпентера «Нечто", а «Дурная кровь" и "Из открытого космоса" Хосе Чанга (3.20) заставляют вспомнить «Расёмон» Акиры Куросавы. Любимый эпизод самого Криса Картера «Постмодернистский Прометей" — «Франкенштейн» Мэри Шелли на новый лад с посвящением певице Шep.
ДЭВИД, ДЖИЛЛИАН И ДИКТАТУРА
Атмосфера на съемках «Секретных материалов» была далека от идиллических дружбы и братства, царивших на площадках «Звёздного пути2 и «Светлячка". Крис Картер, отвоевав у боссов телеканала право на абсолютную власть, установил на площадке железную диктатуру и не допускал пи шага в сторону от своих планов.
Отношения между актёрами клеились кое-как, Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон, вопреки сверхъестественной экранной «химии», прошли через массу сложных чувств друг к другу, прежде чем стали добрыми приятелями. Романа у них, похоже, 1 всё-таки не было, зато были периоды неприязни и ссоры : по поводу гонораров.
Именно из-за этого нервный Духовны хлопнул дверью в конце седьмою сезона, оставив Скалли отдуваться за двоих и появляясь с этих пор только в качестве "приглашённой звезды". Что до Джиллиан Андерсон, то её бунтарская натура не вынесла картеровского давления: в разгар второго сезона актриса завела роман с ассистентом режиссера (интимные отношения между членами съёмочной группы были под строжайшим запретом) и родила дочку.
Картер среагировал в духе «Мы ее на помойке подобрали, а она нам фигвамы рисует!» — ведь именно он настоял на том, чтобы на роль Даны Скалли взяли никому не известную миниатюрную Джиллиан, в то время как продюсеры хотели видеть грудастую длинноногую блондинку вроде Памелы Андерсон. Согласно букве контракта, актрису следовало немедленно уволить, но Картер поступил изощрённее. Он оставил Андерсон, но разрешил ей уйти в декретный отпуск ровно на один день — аккурат на время родов. По сюжету Скалли как раз в это время похищали то ли пришельцы, то ли вездесущее правительство.
В общем, страсти кипели - и оказали, немалое влияние на свойственную ««Секретным материалам» атмосферу гнетущей паранойи и недоверия, вопреки всем попыткам сценаристов развеселить зрителей и оживить шоу Блёклые тона, зловещая музыка Марка Сноу, мрачная заставка - всё работало на этот депрессивный эффект.
Сериал можно было бы назвать каким угодно, только не жизнеутверждающим, - если бы не запредельная живучесть главных героев и их чувства к друг другу. Если у всей этой длинной девятилетней истории и есть какая-то мораль, то, кажется, её стоит искать где-то здесь. Где-то рядом.
Ядром «Секретных материалов" были крепкие взаимоотношения главных героев. "Мы должны признать, что это было честью для нас, и старались не стесняться сентиментальности фанатов или самих этих отношений. Когда мы с Джиллиан играли это, то здорово уставали и хотели оказаться подальше от съемочной площадки. Помню, как мы воевали. Но теперь я думаю: "Боже, мы сделали великую историю любви». Интервью Дэвида Духовны для Los Angeles Times, 2008 год
Вынужденные иметь дело с опасным, неустойчивым, параноидальным, рассыпающимся в руках миром, в котором истина всегда где-то рядом, но всегда ускользает в последний момент, герои сделали единственно возможный выбор — в пользу простой человеческой привязанности, верности и чести. Это и есть главный подарок зрителям, своеобразное завещание девяти сезонов «Секретных материалов».
Мы не знаем, где сейчас Малдер и Скалли, и не хотим знать, планирует ли Крис Картер сделать с ними что-нибудь еще, но если и сделает, то наверняка поставит в их истории не точку, а очередную затейливую запятую. Мы же, как гласит тэглайн сериала, "хотим верить", что Малдер и Скалли, подобно булгаковскому Мастеру, не заслужили света, но заслужили покой.
Благо вторжение пришельцев, запланированное, если верить Курильщику, на 2012 год, мы уже все равно проспали.
Mindfuck: на этой картинке есть Истина. Найди её!
«Истина где-то рядом», она же «Истина где-то там» (англ. the truth is out there , фаш. die Wahrheit ist irgendwo da draußen , букв. истина где-то есть) — заглавная фраза когда-то доставлявшего американского телесериала X-files (они же Документы-крестик, Ы-папки). Являлась универсальным ответом на все вопросы. Как правило, произносилась агентом Малдером, проебавшим очередное дело, реже — Скалли.
Содержание
Как ты помнишь, анон, сериал был посвящен вечной теме «А власти скрывают». Скрывали власти очень многое. Краткий список состоит из:
- инопланетян;
- вундервафлей;
- роботов;
- экстрасенсов;
- гуманоидов;
- других кошерных вещей вроде взбесившегося сиамского близнеца, человека-глиста и прочих неведомых зверушек;
- и иногда просто тян, которую никто не трахает.
Этому бесстрашно противостояли агент Малдер и агент Скалли, в конце каждой серии таки уже находя истину, но теряя все пруфы её существования. При подведении итогов произносилась сакраментальная фраза.
В итоге мем пошел в народ — сначала американский, а затем, в середине девяностых, успешно добрался и до этой страны (по мере перевода). Впрочем, сейчас фраза по большей части забыта — произносить некому, так как сериал давно уж мёртв. Чудовищный фэйл второй полнометражки добил идею, а на мини-ребут сериала образца 2016 года надежд нет. Но мы-то помним.
Фидошный мем, происходящий от следующего анекдота.
Машина Джеймса Бонда. Руль справа. Машина Штирлица. Руль слева. Машина агента Малдера. Руль где-то рядом.
Был широко распространен — и активно банился в ru.anekdot вариант и про машину Цоя.
Равно как и вариант с голосованием по машине модератора ru.anekdot с вариантом «зачем в танке руль» и неверной суммой процентов.
В мутных сериях про внутрифайловые интриги было по разу отмечено стопицот других эпиграфов:
Читайте также: