Городецкая роспись лошадь на доске для 5 класса
Урок ИЗО. "Конь городецкий"
Цель: Изучение языка декоративно-прикладного искусства, развивать любовь и интерес к народному творчеству, знакомство с декоративной композицией, развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений
Основное содержание темы: Актуализация знаний о городецкой росписи, значение символа коня в росписи. Оставление композиции с городецким конём.
Планируемые результаты
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
- Умение компоновать рисунок;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- развивать стремление к познанию нового материала;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
- развивать интерес к декоративно - прикладной деятельности;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- уважительное отношение к культуре и искусству своей страны;
- коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;
- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
Ресурсы урока : интерактивная доска, презентация к уроку, дидактическая таблица, альбом, гуашь, кисти, вода
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Подготовка к уроку
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Что за узоры вы видите?
Чем была она примечательна?
Какие основы городецкой росписи вы помните?
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Создаёт проблемную ситуацию.
Встречались ли вам животные в росписи?
Почему именно они? Обсудите это в группе.
Напоминает правила работы в группе.
Не спеши, не перебивай.
Работай дружно.
Помогай, если тебя просят.
Не кричи и не шуми.
Говори внятно.
Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать?
Что нам понадобится?
Проговаривают по цепочке.
Отвечают на вопросы преподавателя.
Определяют причины выбора животных для росписи.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
3. Актуализация необходимых знаний
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Вы слышали такое слово — "безлошадный"? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят "безлошадник".
В старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить.
Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
Конь в городецкой росписи - символ богатства.
Определите этапы работы.
Этапы рисования городецкого коня.
Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.
Составляют план работы.
Сначала готовят цветной фон
На фонт наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен.
Этот этап называют «подмалевка», т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
Следующий этап называют «теневка», т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки.
Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской.
4.Закрепление изученных способ действий.
Рисует декоративную композицию с конём на доске.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Работают с декоративной композицией с конём.
5 . Физкультминутка
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной…
Постепенно заменяют последнее слово хлопком.
6. Рефлексия деятельности
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я справился, благодаря…
Мы сегодня разобрались….
6) В следующий раз я хочу на уроке…
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Учимся поэтапному рисованию городецкой росписи – почему это просто, интересно и доступно. Мастер-класс с объяснением каждого этапа росписи
Возникший в городе Городец Нижегородской губернии промысел, стал одним из главных достояний народного искусства 19 столетия. Творчество, зародившееся от декорирования резных прялок, стало ярким и запоминающимся, а его самобытность и сегодня привлекает любителей рисования. Городецкая роспись – поэтапное рисование, подробное объяснение каждого шага в традиционном алгоритме росписи вы найдете здесь.
Особенности городецкой росписи
Основное отличие этого промысла – содержательность. Каждый элемент изображения служит рассказчиком, рисуя не только визуально привлекательный ряд, но и целую историю. Апофеоз содержательности городецкой росписи – жанровые сцены. Они вольные и достаточно условные по своему характеру, иногда даже граничат с шаржем. Но при этом их очень интересно рассматривать, «читать».
В городецкой росписи нередко реалистичные мотивы соседствуют с идеализированными. Образы животных и птиц очень декоративны. На расписных изделиях можно увидеть львов и барсов, которые для России, естественно, были экзотическими животными. Но даже привычный конь предстает на расписной доске горячим, сильным, и при этом изящным животным, поза его горда и воинственна, и сам он предстает не тягловой силой, а царственным животным.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы.
Не редкость для городецкой росписи – парные изображения, обращенные друг к другу элементы. Где сюжет того требует, художник пользуется мотивом пышного занавеса. Самые предпочитаемые цвета: ярко-красный, выразительный зеленый, глубокий синий, черный. Роспись ведется кистью, предварительный рисунок не наносится. Техника предполагает и широкие мазки, и тончайшие линии, виртуозность прорисовки которых требует навыков и опыта.
Необходимые материалы
Если вы только начинаете рисовать в технике городецкой росписи, потребуется вам основной набор новичка: кисти разных размеров и разных материалов (главное требование – вашей руке должно быть комфортно работать данным инструментом), краски гуашевые или акриловые.
На самом изделии, которое будет расписано, прорисовывать эскиз не нужно. Но для начинающих такой этап лишним не будет, если рука пока не работает достаточно уверенно сразу краской. Потому понадобится и карандаш, и ластик. Потребуется вода для смачивания кисти, палитра для пробы цвета.
Стандартный метод – начинать с эскиза на акварельной бумаге, когда на листе в деталях прорисовывается картинка, которая затем будет украшать деревянное изделие. Это «набивает руку», придает уверенности художника, снижает риски ошибок.
Мастер-класс городецкой росписи
Элементы городецкой росписи поэтапно – этому обязательно нужно учиться, потому что последовательность выполнения очень важна в традиционном творчестве. Авторские включения должны быть минимальны.
Подмалевок
Если говорить проще, подмалевок – это грубая основа будущего изображения. Это главные элементы, которые станут центром картинки. Если вы решили расписать, например, деревянную разделочную доску, то первым цветовым пятном на ней будет именно подмалевок. Если, конечно, вы не задумали сделать на доске цветной фон. Тогда сначала работаете над фоном, даете ему хорошенько просохнуть, а потом уже начинает рисовать подмалевок.
Допустим, главными элементами первой работы будут купавки – цветки, часто встречающиеся в городецкой росписи. Ниже центра вы, соблюдая композиционное равновесие, рисуете три круга. Два – насыщенно-голубых, один (центральный) – розовый. Далее вы берете синий и красный цвета, и рисуете на вершинах этих кругов кружки поменьше, которые будут немного заходить на основной круг.
На этом выполнение первого этапа завершено. С подмалевком (иногда говорят – замалевок, это тоже правильно) справится даже ребенок, но не всегда это очень просто. Дело именно в том, что круги должны быть ровные, что рисовать их нужно научиться сразу краской по фону и что, самое важное, они должны стать композиционным центром работы. Если баланса не случается, любой последующий декор будет напрасным.
Теневка
На этом этапе городецкой росписи художник наводит лепестки. К моменту прорисовки лепестков круги, выполненные на этапе подмалевка, должны просохнуть. Когда краска просохла, яркой контрастной краской наводите лепестки.
Прорисовывайте их без спешки – хоть они и не должны быть математически точны и ровны, сильные отклонения в прорисовке лепестков нарушают композиционную стройность изображения. Лепестки цветово могут совпадать с малым кругом на подмалевке. Это не обязательно, но обычно такое сочетание хорошо воспринимается на общем фоне.
Настало время выполнить листочки и веточки. И здесь тоже нужно помнить о симметрии: она делает работу красивой, она свойственна городецкому промыслу, потому любые прочие эксперименты здесь не будут уместны. Новичкам не стоит браться за сложные украшательства зеленью: начните с малого, с пары листочков по бокам голубых купавок, и с небольших стебельков, усыпанных листиками, у вершины этих цветков.
Когда писать будете увереннее, узоры можно усложнять. Но сначала следует научиться рисовать точно, симметрично, хорошо управляясь с цветом и формой. Двойного мазка в этой росписи нет, потому даже в детских руках основные приемы промысла оживают и покоряются начинающим художникам.Разживка
Другое название этого этапа – оживка. Без него картинка не будет яркой, динамичной, не будет и законченной. Для разживки нужно взять самую тонкую кисточку, и легким касанием «оживить» изображение капельками, штришками, дугами, точками. Выполняется оживка белой краской. Типичная ошибка начинающих – слишком много внимания уделяют они этому этапу. Работа обретает грузность, узор кажется слишком «кудрявым», избыточным, чрезмерным. Потому постарайтесь остановиться вовремя.
Как нарисовать оживку в городецкой росписи, можно посмотреть на примерах классических работ. Там прослеживается и геометричность узоров, и их частота, и самые типичные приемы. Если не уверены, что сразу справитесь с этим этапом на расписном изделии, оттачивайте их на бумаге. Это укрепит умения, и, работая на дереве, рука не будет дрожать.
Когда и с разживкой вы справились, нужно дождаться высыхания краски и закрепить результат. Обычно деревянное изделие покрывают несколькими слоями лака, чтобы работа выглядела эстетично, а краски долгое время не выцветали. Не обязательно начинать с росписи деревянных досок: в ход могут идти птички-свистульки, ложки, шкатулки, другие деревянные заготовки. Но на плоской и ровной поверхности работать, безусловно, удобнее.
Данный видео-урок подробно рассказывает об этапах в городецкой росписи.
Городецкая роспись, приемы которой известны даже дошколятам, это возможность попробовать силы в изобразительном искусстве, познакомиться с народными промыслами, сделать нечто, не требующее особой подготовки, серьезных художественных навыков и дорогостоящих материалов и инструментов.
Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей
Интуитивное ощущение прекрасного, тяга к нему отличает народное творчество и объясняет само его возникновение. Не исключение и городецкая роспись, знаменитый русский промысел, взявший свое начало с декорирования прялок. О том, с чего началась и чем продолжилась история городецкой росписи, какие элементы и мотивы отличают ее и чем интересна городецкая игрушка, мы спешим вам рассказать.
История городецкой росписи
Нижегородчина – лесной край, а еще это край талантливых людей, где целыми деревнями производили товар, о котором говорят и пишут даже сегодня. Правда, не всегда такие хвалебные отзывы собирал промысел. Было время, когда писали, что только неплодородие местных земель привело к тому, что люди стали заниматься росписью. Называли городецкий промысел кустарщиной, грубыми работами, и ставили его в ряд «многочисленных», «не особо значимых».
А между тем, прозорливыми оказались те специалисты, что понимали – перед ними важный культурный пласт. Важный для изучения и сохранения, и с исторической, и с культурологической, и искусствоведческой точки зрения. Репин, Васнецов, Мамонтов, Забелин, Морозов – фамилии, известные если не всем, то многим, и именно эти люди интересовались городецким искусством. Но по-настоящему разглядели его только в прошлом веке, во время подготовки одной крупной выставки.
Конечно, сравнивают городецкое творчество с хохломским. Они родились по соседству, но отличаются существенно. Хохломское искусство с точки зрения художественности более совершенно, но богатство красок и мотивов, яркость и сказочность – этого не отнять у городчан. Городецкой роспись назвали примерно 100 лет назад, до этого же местных мастеров именовали «курцевскими красильщиками» или же просто называли их творчество «нижегородской росписью».
Да и сам город интересен для изучения, его более чем 800-летняя история во многом объясняет мотивы росписи. Первую славу промыслу принес декор женских изделий – прялочных донцев, ткацких станков, шкатулок. От местных резчиков живописцы взяли конкретность и точность деталей изображения. К примеру, народный мастер рисует не просто карету, а рессорный экипаж, соответствующий своему времени. Вот почему так интересно погружаться в самобытное творчество.
Цвета
В описании городецкой росписи обязательно указывается ее красочность, отсутствие строгой цветовой доминантности, использование «разбеленных», а не строго «чистых» цветов. Рисунок высоко информативен, детализирован, его можно «читать».
Основные элементы и мотивы
Условное деление на виды городецкой росписи – это и относительно простая цветочная, и изображения с присутствием мотивов «конь» и «птица», а еще сюжетная. Хотя это деление можно считать условным, потому как без цветочных элементов не строится ни одна композиция. Даже если мастера используют одну и ту же схему организации композиции, но задействуют различные цвета, работы получаются такими, что подобие не сразу и уловишь.
Особенностью городецкой росписи считают щедрое изображение цветов (ромашек, розанов): мастер не жалеет на них ни места, ни краски.
Основные элементы орнамента:
Техника выполнения
По технологии использовать нужно темперу, но если вы учитесь ремеслу, то подойдет и гуашь, разбавленная клеем ПВА. Из всякого основного цвета следует выделить два оттенка – один будет «разбеленным», второй – выраженным.
- Роспись ведется на дереве, оно либо остается «чистым», либо оформляется желтым, красным, глубоким синим или черным.
- Тонкими карандашными линиями прорисовывается композиция. Самые яркие пятна, цветы, будут композиционными узлами. Средние, бутоны, свяжут детали друг с другом. Мелкие элементы, веточки и листья, дополнят, организуют композицию.
- Вся роспись будет представлена составляющими – кругами-подмалевками, скобками и капельками, дужками и точками, штрихами и спиралями.
- Завершит изображение элементов выполнение белым и черным точек и штрихов. Так мастер делает «оживку», которая приводит работу к завершенному виду. Выполняется оживкой тончайшей кистью.
- После того, как краска высохла, изделие можете покрыть для блеска и защиты бесцветным лаком.
Пробовать нужно на бумаге, и когда там уровень рисования станет приемлемым, можно переходить к росписи по дереву.
Городецкая игрушка
Городецкая роспись для детей интересна, прежде всего, яркими игрушками. Особенно популярными в своем время были фигурки коней с возками и коней-каталок. Лошадки-качалки большой спрос имели после революции, и изделия эти не были простыми. Сохранились подробные описания изготовления таких лошадок: на одну игрушку уходило 30 деталей и 40 отверстий. При этом лошадку делали без единого гвоздя и клея.
В 60-х, 70-х годах прошлого века в игрушечном деле Городца возникли механические игрушки (вроде шарманки), Полька, Развод солдат, перепляс. И многие, конечно, помнят кукольные расписные деревянные гарнитуры, которые часто родители оставляли в наследство уже своим детям. Такие маленькие шкафчики и кроватки до сих пор многие скупают на специальных сайтах.
Ремесло не просто не забыто, оно находит переосмысление, которое невозможно без влияния технического прогресса и запроса общества. Яркая и жизнерадостная городецкая роспись увлекает и детей, и взрослых.
Данное видео рассказывает об истории и традициях городецкой росписи.
Желание самостоятельно нарисовать нарядных петушков в цветочном великолепии, украсив разделочную доску, может проснуться в любом возрасте. В этом особая прелесть народного творчества – зачастую оно действительно доступно народу.
Мастер-класс рисования коня по мотивам городецкой росписи
Доброго времени суток, коллеги! Думаю, многие со мной согласятся, что конь, одно из самых красивых, благородных и грациозных земных созданий. И нарисовать его не всем под силу. Сама долгое время так думала! Сегодня, попытаюсь вас убедить, что это не так.
Это конь - образец, нарисованный мной по ходу ведения занятия.
А эти чудесные табуны - творения рук моих шестилетних воспитанников!
Вы уже заметили, что конь нарисован по мотивам Городецкой росписи. Вот уже четыре года беру эту тему для рисования с ребятами подготовительной к школе группы. И, представляете, дети ни разу меня не подвели! Справляются все, как один!
Нынче мне даже удалось пофотографировать их за работой! Эти снимки и представляю вам.
Ход работы:
Продолжаем знакомство с Городецкой росписью. Просматриваем видеоряд.
Ребята отгадывают загадку про коня.
Грациозный и ретивый,
Он трясёт красивой гривой.
Любит он в росе купаться,
Кушать сено и брыкаться:
Дали прозвище – Огонь –
Это самый лучший (конь).
Затем приступаем к рисованию по показу. Я выполняю элемент на мольберте, а ребята на листах бумаги.
Показываю, как нарисовать голову.
Ребята легко повторяют.
Приступаем к ногам.
Конь Яночки рысцой бежит.
Правда? У мальчиков не хуже получается!
Показываю, как изобразить гриву и хвост.
Далее рисуем седло.
Цвет его дети выбирают по своему желанию.
Затем дети берут тонкую кисть и белой краской прорисовывают глаз, уздечку, украшают седло.
Работа над конём окончена.
На следующем занятии будем рисовать растительный узор вокруг него.
Все детские рисунки сфотографировала, а чей конь лучше, не могу выбрать!
Родители были очень удивлены, когда пришли вечером за ребятами!
P.S. С каждой подгруппой детей рисую сама нового коня! Потому, представленный вам образец, несколько небрежен) Приношу вам искренние извинения за это)
Публикации по теме:Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное азвитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных.
«Красота России». Мастер-класс росписи кухонной доски по мотивам городецкой росписи В нашем ДОУ в числе мероприятий, посвященных Дню России,значится конкурс совместного творчества родителей и детей "Красота России",в котором.
Мастер-класс аппликация из природного материала с элементами городецкой росписи. Предлагаю вашему вниманию нетрадиционный подход в создании аппликации из природного материала с элементами городецкой росписи. Цель работы:.
Мастер-класс росписи по ткани «Нарциссы» Близится лето - пора ярких красок, хорошего настроения! Добавить яркости в свою жизнь можно и самим, украсив свою одежду, предметы быта.
Мастер-класс по росписи скворечников. В марте в нашем детском саду проходил конкурс скворечников. Семьям детей было предложено смастерить скворечники по мере возможности и желания.
НОД в подгот. Группе по рисованию. Ознакомление детей с приемами выполнения элементов цветочного узора в Городецкой росписи Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством Городецкой росписи. Учить детей составлять композицию из последовательно-чередующих элементов.
Роспись разделочной доски «По мотивам городецкой росписи» Цель: изготовление творческой работы для мастер класса в подготовительной группе. целью изготовления данной работы послужило наблюдения.
Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи Рисование пластилином. Мастер-класс по изготовлению подноса по мотивам жостовской росписи. Издавна русская земля славилась народными промыслами.
Фотоотчёт о поэтапном рисовании по теме «Лошадь» по мотивам Городецкой росписи
В детском саду мы уделяем большое внимание художественно - эстетическому воспитанию детей, воспитываем вкус, приобщаем детей к миру прекрасного. В этих целях знакомим дошкольников с народно - прикладным творчеством и промыслами русского народа. В подготовительной группе дети уже хорошо осведомлены и легко различают Дымковскую и Абашевскую игрушки, Хохломскую, Городецкую росписи, Гжель и другие.
Недавно мы продолжили знакомство с Городецкой росписью, рассмотрели основные элементы и цвета росписи, познакомились с названиями растительного орнамента.
Я загадала детям загадку:
Скачет по полю красиво.
Разлетелась в беге грива,
Не догнать никак его,
Ржёт задорно:- Иго-го!
Дети легко отгадали загадку. Я предложила детям побеседовать, рассказать о том, что они знают о лошади. Дети рассказали, что лошади - очень умные, красивые и грациозные животные. С давних пор они верные помощники и друзья человека.
Ребята вспомнили лошадь из рассказа К. Ушинского "Слепая лошадь", с которым мы недавно познакомились. Этот рассказ очень понравился детям и произвёл на них неизгладимое впечатление.
Я рассказала, что в Городецкой росписи существует традиция рисовать лошадей и предложила детям попробовать нарисовать лошадь по мотивам Городецкой росписи. Дети сначала сомневались, смогут ли они нарисовать. Но я успокоила их и показала как надо поэтапно рисовать лошадь.
Для этого необходимо сначала нарисовать большую каплю чёрного цвета - это будет грациозная шея и грудь лошади, затем провести от неё линию спины вправо и нарисовать каплю поменьше, острием вниз - задняя часть лошади. Затем прорисовываем небольшую голову на первой капле и дорисовываем ещё две капли поменьше у основания первых двух капель, от них рисуем ноги изящные тонкие ноги. Затем уже рисуем гриву и седло.
Дети внимательно прослушали и познакомились с этапами рисования и принялись за работу, в помощь им был альбом с изображением поэтапного рисования лошади. Ребята приложили максимум старания, терпения и усердия и у них получились замечательные работы.
Дети и я даже не ожидали такого результата, когда в конце занятия устроили выставку работ и оценили их. Но, конечно, больше всех нас удивил Тимур.
Его лошадь выделяется на фоне всех работ. У мальчика природный дар и уже в этом возрасте своё особое видение мира. Его работы отличаются от других детских работ зрелостью и своеобразием. Вечером родители были удивлены работами детей, так здорово у них всё получилось.
«Букет для мамы по мотивам городецкой росписи» (фотоотчет) Доброе утро, мои друзья и все гости сайта! От души поздравляю женщин с теплым и светлым наступающим праздником – День Матери! В нашей.
«По мотивам городецкой росписи». Конспект НОД по рисованию в старшей группе «По мотивам городецкой росписи" Конспект НОД по рисованию в старшей группеПрограммное содержание: Продолжать развивать детское изобразительное.
«Праздничный букет». Рисунок по мотивам городецкой росписи. Мастер-класс Вчера опубликовала образцы поэтапного рисования городецких цветов, а сегодня хочу Вас порадовать своим мастер-классом "Праздничный букет".
Фотоотчет о декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи «Нарисуем красивое платье» с детьми средней группы Цель: формировать у детей средней группы умение рисовать красками дымковский узор, заполняя силуэт платья. Задачи: - учить детей средней.
Ко Дню городецкой росписи на МAAM. Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью» Цель: познакомить детей с городецкой росписью. Образовательные задачи: учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья,.
Конспект НООД в старшей группе по декоративному рисованию «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи» Конспект НООД в старшей группе по декоративному рисованию. «Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи». Алёшина Елена Леонидовна.
Мастер-класс «Роспись деревянной лошадки в характере «Городец»
Ведущий: Загорулько Татьяна Юрьевна – воспитатель группы «Солнышко» СП МАОУ Богандинская СОШ №1.
Цель мастер-класса: познакомить родителей с особенностями росписи деревянной лошадки.
1. Представить теоретические основы работы красками по деревянной поверхности, последовательность выполнения работ.
2. Познакомить с инструментом, необходимым для росписи изделия.
3. Познакомить с последовательностью росписи деревянной лошадки.Ожидаемый результат:
Знание участниками мастер-класса особенностей росписи изделия на деревянной поверхности и последовательности росписи изделия.
Этапы мастер-класса
1. Организационный момент
2. Сбор участников, размещение, решение организационных вопросов.
3. Представление ведущего.
5. Представление теоретического материала по росписи деревянной лошадки.
6. Используемый инструмент и материалы при росписи изделия.
7. Наглядное пособие расписной деревянной лошадки-качалки.
8. Образцы с элементами росписи.
9. Комментируемая демонстрационная беседа по росписи изделия из дерева.
10. Практическая работа по росписи деревянной лошадки. Роспись изделия: показательная демонстрация последовательности росписи деревянной лошадки, помощь участникам при расписывании изделия.
11. Ведущий отвечает на вопросы.
12. Обмен впечатлениями
13. Беседа, обсуждение, дискуссия.
14. Подведение итогов мастер-класса
Выводы, обобщения, отзывы.
Дидактические материалы предоставляются участникам мастер-классав качестве раздаточного материала:
-деревянные изделия, покрытые белой краской;
-инструменты и материалы для росписи изделия (кисти беличьи круглые №1,2, тычковая кисть, плоская щетинная кисть, деревянные доски, акриловые краски, баночка для воды, тряпочка х/б, бумажная палитра, простой карандаш, ластик;
- наглядное пособие – расписная лошадка-качалка;
-технологическая карта городецкой росписи, где показано поэтапное выполнение росписи изделия.
Вот,что у нас получилось:
Публикации по теме:Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись деревянной доски» для детей 5–6 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №3» «Чулпан».
Конспект занятия «Роспись дымковской лошадки» по рисованию в старшей группе Задачи: • Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кружок, точка, полоски, сетка, кольцо) • Продолжать учить детей.
Мастер-класс для детей и родителей «Украшение деревянной досочки в технике «декупаж» в старшей логопедической группе» Мастер – класс для детей и родителей «Украшение деревянной досочки в технике «декупаж» в старшей логопедической группе» ГБДОУ детский сад.
Мастер-класс для педагогов «Роспись по камню» Мастер-класс для педагогов Тема: «Роспись по камню» Цель: Создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития.
Мастер-класс по изготовлению новогодней ёлки из деревянной заготовки (старшая группа) Не для кого не секрет, что предновогодняя суета и изготовление поделок с детьми, дарят всем предпраздничное настроение и положительные эмоции.
Мастер-класс «Роспись деревянной ложки» Однажды копаясь на чердаке старого бабушкиного дома я наткнулась на деревянный ящик. В ящике лежали деревянные ложки. Они были все в пыли,.
Мастер-класс «Роспись деревянных матрёшек» Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя.
Мастер-класс «Роспись на морских камнях» Мастер класс роспись на морских камнях Добрый вечер коллеги! Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер класс по росписи на морских.
Мастер-класс с родителями «Роспись ёлочной деревянной игрушки» Конспект мастера-класса с родителями: роспись ёлочной деревянной игрушки. Актуальность: Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник.
разработка занятия по художественной росписи (городецкая роспись))
методическая разработка (5 класс) по теме
Тема занятия:
" Сказочные мотивы. Городецкий конь".
1.Формировать художественно-творческую активность.
2.Формировать интерес к истокам культуры, интерес к русскому народному творчеству.
3.Создать атмосферу увлекательного эстетического познания народных промыслов.
4.Развить художественный вкус, правильное восприятие цвета, подарить радость творчества, научить работать.
5.Развивать навыки создания образа коня через выполнение городецкой композиции.
6.Обучить нескольким приемам городецкой росписи, на примере «городецкого коня», познакомить с основными этапами росписи.
Оборудование и материалы:
-таблица «Поэтапная прорисовка городецкого коня»;
-образцы элементов росписи;
-бумага для выполнения проверочных упражнений по постановке руки;
-заготовка для выполнения композиции;
-кисточки белка № 1, №2, №3 (или пони)
-баночка с водой;
-альбом с образцами выполнения последовательности прорисовки «Городецкого коня» и основных элементов (капелька, спираль, точка);
Русские народные песни (попури) в современной обработке.
-видеоматериал «Прорисовка коня»
Используемые методы и технологии:
1.Метод интеграции искусств.
2.Метод сравнений (ассоциации).
3. Технологии сотрудничества.
4. ИКТ – технологии.
5. Игровые технологии, ролевые и учебно-деловые игры.
1.Организационный момент. Вводное слово учителя.
2. Экскурс в историю городецкого промысла.
2.1.Когда и где возникло искусство Городца.
2.2. Основные сюжеты.
2.3.Технология росписи и основные ее этапы.
3. Выполнение практического задания.
1.Организационный момент. Вводное слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня я познакомлю вас с одним из видов народных промыслов – городецкой росписью. Но прежде чем мы окунемся с вами в мир рисунка, разрешите представиться - Маргарита Алексеевна учитель технологии и педагог дополнительного образования ЦО 1423.
А как зовут Вас?
Ребята, а Вы хотели бы научиться писать как городецкие мастера картины, расписывать предметы быта? А может быть кто-то из вас уже знаком с ней?
2. Экскурс в историю городецкого промысла.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец . Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Первоначально мастера расписывали деревянные донца прялок , слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Роспись выполняли на деревянной поверхности, предварительно ее подготовив.
Посмотрите на работы мастеров, что они в основном писали?
Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят фон, на него наносят главные фигуры, букеты. Основной цвет городецких росписей ярко -красный.
Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для напи-сания узора, черный и белый – для проработки деталей. Мастера прорисовывали свою работу в несколько этапов:
Первый — подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового
пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью — флейц или беличья № 3. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
(6 слайд)
необычная,
Композиция здесь
симметричная.
В букеты собраны цветы
необычной красоты.
Рисунки яркие мерцают,
Оживка белая их оживляет.
Ребята, а что Вы видите в центре этих композиции?
Интересно, а Вы бы хотели научиться писать такого коня?
3. Выполнение практического задания.
Посмотрите, как мы будем это делать.
В основу рисунка положена обыкновенная капелька, А кто помнит, как она выглядит? (Нарисуйте мне капельку рукой в воздухе.)
А теперь давайте возьмем в руки кисточку и попробуем повторить то, что сейчас увидели.
А помогать нам будет наша помощница – рука:
Кисточка в руках у нас словно птица падающая вниз,
ничто не может удержать ее только наша кисть.
Посмотрите на основное положение кисточки в городецкой росписи:
в росписи участвует только кончик кисточки, он тонкий, словно перышко, кисточка легкими движениями двух пальцев совершает узор, слегка касаясь поверхности… Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.
Ролик с музыкой.
Прорисуем основные детали лошадки только черной краской – основа туловища состоит из « капельки ».
Городецкий конь — символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи. К ним прорисовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой
Подскажите мне, сможем ли мы дальше рисовать коня?
Отложим работы, дадим просохнуть краске.
А сами поучимся оживлять детали
на простом листе бумаги.
И начнем мы с капельки.
А прежде попробуем нарисовать точку, кисть слегка касается бумаги, прочерчивает тонкую линию и припадает к листу, как будто слегка присела, но не до конца, она лишь слегка прижимается к листу.
Посмотрите на доску, здесь показано, как может выглядеть наша капелька: она как заборчик или как кустик, а прием написания один и тот же. Пробуем?
(выполнение практической части работы)
А теперь выполним спираль, не отрывая руки от стола, вращается только кисточка в наших пальцах.
(образцы у вас на столе в альбоме и на доске)
После тренировочных упражнений возвращаемся к нашей работе.
Возьмем кисточку, окунем ее в воду и наберем на нее красную краску, лишнюю краску слегка снимем о края баночки и прорисуем гриву нашего коня, не забудем о хохолке и перейдем к седлу и сбруе.
Перед вами лежат инструкционные карты, посмотрите, как это можно выполнить.
Сравните с образцами в ваших альбомах и проверьте, все ли детали прорисованы?
Пока краска будет просыхать, давайте поиграем. Попробуем составить на доске справочник слов, которые мы сегодня услышали на занятиях. Все они уже расположены на нашей доске: сюжет, оживка, яркий цвет краски, подмалевок, капелька, прялка, Городец. А чтобы мы не заблудились в них, я приготовила слово-подсказку. Я буду задавать вам вопрос, а вы постараетесь найти на него ответ.
Кто знает ответ, поднимает руку.
Начинаем? Первый вопрос:
1.Как называется город, в котором зародилась Городецкая роспись? Городец
2.Объекты изображения в рисунке, картине, которые изображены в определенной последовательности называется …. сюжетом
Последовательность или связь событий в предмете изображения называется…. сюжет
3.Продолжите предложение: Городецкие мастера в своих работах использовали …… краски. Яркие.
4.Как называются первоначальные цветовые пятна, выполненные кистью, мы с вами их уже нанесли? Подмалевали! подмалевок.
5.Какой инструмент для прядения первоначально расписывали городецкие мастера? прялка
6.Как называется основной элемент росписи, который мы сегодня использовали? капелька.
Молодцы мы, справились с заданием, ну а теперь давайте оживим нашего коня!
Берем в руки самую тонкую кисточку, окунаем ее в воду и набираем на нее белую краску. Лишнюю краску аккуратно убираем.
Оживку начинаем с глаза – он рисуется в виде запятой, все помнят, как она выглядит? (образцы в альбомах, на доске, видеосюжет). Затем прорисовываем удила, уздечку и переходим к гриве. Справились?
Хорошо, а теперь прорисуем седло, можете сами придумать, как оно будет выглядеть, образцы лежат перед вами.
Осталась сбруя на груди коня и хвост. Хотите прорисовать их сами?
Но не забываем, что композиция должна быть красивой, правильно составленной, белая краска лишь вносит оттенок - оживляет сюжет.
Вот и получился наш конь богатырский, но что-то не хватает в композиции, подскажите чего…не закончена…
Жаль, что сегодня наше занятие подошло уже к концу, хочется добавить в нашу композицию цветов, бутонов, листьев, чтобы она заиграла, расцвела, ну как эта (представить образец законченной композиции)
Хочу вас поблагодарить за сегодняшнее занятие, вы все молодцы, а в следующий раз мы продолжим роспись городецкого коня. Жду вас у себя на занятиях! До свидания!
Городец. Элементы росписи. Городецкий конь.
картотека (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Комплекс карточек по изобразительному искусству на тему:Городецкая роспись. Панно. Последовательность росписи. Городецкий конь.
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_kartochek_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_na_temu.docx | 1.29 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Городецкий коньГородецкая роспись — уникальное в своем - роде явление. Ей свойственно переплетение символики с жанровыми изображениями, своеобразное воспроизведение быта. Большую известность Городецкому промыс.
разработка занятия по художественной росписи (городецкая роспись))Данная разработка может быть использована на занятиях по декоративно-прикладному творчеству. Тема занятия: "Городецкий конь".
Курсовые работыучащихся 4-го курса«Выполнение росписи по собственным эскизам,используя народные мотивы и нетрадиционныеэлементы росписи» по профессии "Художник".
Комплекс карточек по изобразительному искусству на тему:Городецкая роспись. Городецкий фазан. Разделочная доска. Последовательность росписи.
Мастер-класс "Роспись деревянной кухонной доски Городецкий конь " для педагогов и детей,которые занимаются росписью по дереву.Мастер-класс содержит поэтапное описание процесса росписи изделия.
Мастер-класс "Роспись деревянной кухонной доски в стиле Городецкие кони".
Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности, обеспечивают формирование целостной научной картины мира. Данный урок помогает развивать у детей интерес к истории и культуре .
Читайте также: