Дворовая лестница дома архитектора
Наружные лестницы
Как архитектурный элемент входного пространства здания, наружная лестница является звеном его функциональной схемы, способствует акцентированию входа, служит композиционной связью между внешним (экстерьер) и внутренним (интерьер) пространством, осуществляет связь архитектурного объема с окружающим ландшафтом, и способна не только подчеркнуть общее стилевое решение дома, но и придать его художественному образу неповторимость и гармоничную завершенность.
При строительстве современного дома практически невозможно обойтись без сооружения наружной лестницы, особенно если территория, прилегающая к дому, имеет перепады по высоте. Да и вход в дом очень часто предполагает наличие лестничного марша (пусть и небольшого) вне дома. Такая наружная лестница с сопутствующими элементами (площадка перед входом в дом, козырек или навес над ней, перильное ограждение и т.д.) именуется также входной лестницей или крыльцом.
Наружные лестницы могут также соединять между собой и различные уровни (этажи) дома, например, в соответствии с архитектурным замыслом. А для утилитарных целей предназначаются располагаемые также снаружи здания пожарные, эвакуационные, хозяйственные лестницы.
Разделение наружных лестниц на группы может основываться на различии формы площадки, которую окружают ступени (в отличие от интерьерных лестниц, форму которых чаще всего обусловливают вертикальные плоскости, образующие лестничное пространство). Форма площадки обусловливает форму марша, и наоборот.
Различают следующие формы площадок: квадратные, прямоугольные, граненые, полукруглые или полуовальные, криволинейные.
Марши по своим очертаниям бывают прямолинейные и криволинейные. Лестницы с криволинейными маршами (с забежными ступенями) подразделяются на одномаршевые и двухмаршевые. Бывают также наружные лестницы с комбинацией маршей прямолинейных и криволинейных очертаний.
По взаимному расположению маршей наружные лестницы подразделяются на марши, идущие: по направлению один к другому; в противоположных направлениях; под прямым углом один к другому; под любыми углами один к другому; в параллельных направлениях.
По отношению к плоскости фасада классификация формообразования этих лестниц следующая: профильные; фронтальные; фронтально-профильные.
Наружная лестница - один из важнейших элементов внешнего вида здания, и кроме своего основного функционального назначения как звена коммуникаций, служит декоративным элементом, частично формирующим внешний облик здания. Удачно или неудачно задуманная и исполненная лестница способна в первом случае подчеркнуть талант архитектора, умение строителя, вкус и индивидуальность владельца, а во втором - отсутствие хотя бы одного из этих достоинств.
В зависимости от степени включения лестниц в композицию здания, определяется органичность их взаимосвязи. Эта органичность обусловлена единством общей композиционной идеи, положенной в основу архитектурного сооружения. В архитектурно-художественной композиции здания лестницы исполняют объемно-пластические или пространственные функции. Они либо принадлежат зданию как замкнутому организму, либо расширяют сферу пространственного воздействия здания.
При глубинной композиции лестницы приобретают признаки пространственной организации. При фронтальной композиции здания наружные лестницы должны быть двухмерными - плоскостными. Окружение естественной среды (рельеф, климат, растительность, окружающая застройка) диктует пространственный характер и композиционно-художественную тему всего сооружения.
В свою очередь, согласованность характера экстерьера и интерьера также обеспечивает органичность восприятия, и наружная лестница создает такое функционально композиционное единство, посредством разницы уровней обеспечивая входящему в дом постепенность перехода от одного пространства к другому (момент перехода обзора). Наружные лестницы, вплотную примыкающие к зданию, упрощают связи пространств.
Форма отдельных частей лестницы может и не выражать сущности стилевого решения, но совокупность, большинство этих деталей уже определяет стилевую направленность, к которой, как правило, тяготеет и все здание. Объемно-пространственная или декоративно-художественная концепция той или иной стилистической эпохи определяет систему построения наружных лестниц, а также характер их отдельных частей.
В лучших архитектурных образцах загородных домов, вилл и особняков - и в прошлом, и наши дни - значение центрального входа подчеркивалось и подчеркивается наружной парадной лестницей, размеры, форма и расположение которой придают плавность зрительного перехода от объема здания к окружающему пространству.
Наружные лестницы на заднем фасаде, обращенном в глубину приусадебного участка (в сад), выглядят менее парадно и торжественно; ведь их основная функция - служить связующим путем между жилым объемом дома и окружающей природой, объединять дом и сад в гармоничное и целостное архитектурно-декоративное единообразие, образуя в целом ряде случаев функциональное и стилевое единство с садовыми лестницами, пандусами, террасами, подпорными стенками, парапетами, сходами к водоемам и садовыми дорожками. Все перечисленные архитектурные формы относятся к элементам архитектурной обработки рельефа; плоскому ландшафту недостает человеческого масштаба, поэтому такой масштаб может быть создан и искусственно.
По пропорциям наружные лестницы для малоэтажного строительства, в отличие от монументальных, имеющих иную сомасштабность по отношению к человеку, практически не отличаются от лестниц внутренних. Соотношение ширины проступи и высоты подступенка наружной лестницы так же определяется общепринятыми формулами (все они рассчитываются исходя из средней величины шага человека). Отличия наружной лестницы от внутренней определяются в основном внешними условиями, в которых эти лестницы находятся. Основной особенностью наружных лестниц является подверженность неблагоприятным атмосферным воздействиям, таким как перепады температур, осадки в виде дождя и снега, солнечное излучение, а также сезонным механическим колебаниям грунта. Эти воздействия могут привести к деформациям, а в крайних случаях - и к разрушению основных конструктивных элементов лестницы.
В связи с этим в необходимых случаях требуется применение защитных покрытий, устройство дополнительной гидроизоляции и конструктивное усиление лестницы.
Наружные лестницы - это строительные конструкции. Они должны отвечать не только эстетическим требованиям, но и определенным техническим нормативам, быть удобными и надежными, обеспечивать безопасность передвижения по ним. Современный рынок строительных услуг способен удовлетворить самые взыскательные запросы и позволяет качественно и экономично воплощать в реальность любой, даже самый смелый, строительный замысел: от небольшого загородного коттеджа до внушительных размеров особняка. Это в полной мере относится и к лестницам.
Выбор материала для их строительства и варианта оформления может быть довольно разнообразным и зависит от многих факторов, начиная от желания и финансовых возможностей заказчиков (владельцев) дома и до степени фантазии исполнителя. Лестницы могут изготавливаться из любого материала, включая железобетон, натуральный и искусственный камень, кирпич, металл, или с применением комбинации двух или нескольких материалов. Дерево используется реже: для предотвращения загнивания древесина, применяемая при изготовлении наружных лестниц, должна быть обработана антисептиками; вдобавок к этому наружные лестницы из дерева рекомендуется окрашивать водостойкими красками, а учитывая пожароопасность - и пропитывать огнезащитными составами (антипиренами).
Поверхность ступеней может быть покрыта отделочными декоративными материалами. При выборе материала облицовки следует подумать о безопасности ступеней в холодное или дождливое время года, отдав предпочтение материалам с шероховатой, противоскользящей поверхностью. В противном случае лед или вода на поверхности ступеней делают их скользкими, снижая безопасность пользования и повышая вероятность падения и получения травмы. Для гранитных, мраморных, иных каменных ступеней имеются способы механического или термического нанесения микрошероховатостей, существуют также полоски из специального противоскользящего (фрикционного) материала, крепящиеся на край ступени, а некоторые наружные лестницы оборудуются устройством подогрева для стаивания льда.
В простых случаях, когда входная лестница невелика, расположена около стены и имеет не более двух ступеней, достаточно выпустить из стены несколько рядов кирпичей или камней в виде консолей, для поддерживания этих ступеней; если же входная лестница состоит более чем из двух ступеней и, кроме того, имеет площадку, то обязательно устройство отдельного фундамента для нее. Такие фундаменты делают в виде самостоятельной опорной стены, параллельной стенам здания, или же в виде отдельных перпендикулярных к зданию фундаментов, на которые опирают ступени и площадки.
Ограждение наружных лестниц обычно делают либо в виде сплошной массивной стенки, нередко из камня, обработанного соответственно цоколю здания, либо в виде фигурных перил и балюстрады.
Со всех ступеней должен быть предусмотрен отвод воды. В простейшем случае, при небольшом размере лестницы и малом количестве ступеней, допустимо укладывать ступени с небольшим уклоном наружу от дома, отводя воду непосредственно по ним. Более рационально отводить воду по специальным лоткам, которые устраивают около боковых ограждений лестницы. Такие лотки устраиваются в виде открытых или закрытых решетками углублений в ступенях. Для сбора воды со ступеней в лотки ступени должны быть уложены с соответствующими уклонами по направлению к лотку. Вода по лоткам отводится в ливневую канализацию.
В процессе эксплуатации наружных лестниц как строительных конструкций необходимо принимать меры по их сохранению, ремонту, устранению дефектов и профилактике их появления. В зависимости от конструкций лестниц эти меры могут быть разные.
В лестницах из сборных косоуров и ступеней может происходить расстройство мест сопряжения этих элементов: мест опирания концов косоуров на подкосоурные балки, ступеней на косоуры, повышенная деформативность косоуров, разрушение ступеней; в монолитных конструкциях - трещины вследствие внутренних напряжений, внешних перегрузок, или пустот (каверн), образовавшихся в процессе изготовления. Как правило, дефекты такого рода можно легко обнаружить при регулярном внешнем осмотре и устранить без промедления, чтобы не допустить дальнейшего развития повреждения.
Поручни лестниц должны быть надежно закреплены в ступени путем приваривания к закладным деталям или установкой стоек в углубления (гнезда) с бетонированием. Перила должны содержаться в исправном состоянии, на них не должно быть выбоин, сколов, могущих вызвать травмы. Если лестницей самостоятельно пользуется маленький ребенок, целесообразно устройство дополнительного вспомогательного поручня на удобной для него высоте.
Ремонт сколов и выбоин в ступенях, восстановление противоскользящих поверхностей также необходимо делать безотлагательно. Деревянные элементы лестниц должны проверяться на наличие гниения, рассыхания, истирания, и при необходимости заменяться.
Соблюдение таких простых, но полезных правил избавит в дальнейшем от хлопот по замене достаточно сложной конструкции, и позволит лестнице исправно служить долгие годы.
10 невероятных винтовых лестниц в домах и особняках старого Петербурга
Блогер, мобильный фотограф и знаток неформальных мест в Петербурге Влад Карпюк @vladislavkarpyuk специально для нашего сайта составил рейтинг и сфотографировал самые примечательные лестницы в сохранившихся домах Петербурга.
Доходный дом Ш. З. Иоффа
1913-1914 года
архитектор: Лишневский Александр Львович
История дома в том виде, к которому мы привыкли, берет своего начало в 1913 году, когда богатый комиссионер и торговец антиквариатом и мебелью Ш. З. Иоффе приобретает трехэтажный дом купцов Лапиных. В новом здании, очевидно, ориентированном на обеспеченных людей, всего две квартиры на один этаж, а нижний занимают магазины.
Фронтоны эркеров украшены рельефной лепкой, а арочные окна третьего этажа — пилястрами, на которых установлены фигуры кариатид. Кстати, кариатидами украшено все здание по периметру, правда, они настолько небольшие, что это не сразу заметно. В то же время на фасаде их установлено четыре десятка. Форму дома часто сравнивают с утюгом, потому что она образует один из углов так называемого перекрестка «Пять углов».
Доходный дом Елисеевых
1891-1892 года
Архитектор: Барановский Гавриил Васильевич
Дом по проекту архитектора Гавриила Барановского был построен по заказу одной из богатейших купеческих семей России. По своему декоративному убранству лестница нисколько не уступает пышно оформленному фасаду. Лестница украшена массивной лепниной, резной балюстрадой и оранжевыми витражами. Исключительная по оригинальности спиральная лестница, опоясывая круглую шахту лифта, объединяет площадки центрального и дворового корпусов. Подробнее об этом и других уцелевших особняках императорского Петербурга мы писали тут.
Особняк на набережной Канала Грибоедова
Доходный дом Станового
Здание в стиле модерн на Мытнинской улице было построено в 1909 году по проекту архитектора Дмитрия Крыжановского и считается одним из лучших образцов жанра, правда, находится в весьма плачевном состоянии. Сейчас сложно представить, но изначально дом, в котором сочетаются как скандинавский романтизм, так и неорусский стиль, с парадного фасада имели резные деревянные двери, на которых сидели пары небольших сов. Эту деталь удалось сохранить и в советское время и лихие «девяностые» , а вот после, к сожалению, нет. Так сейчас осталось только две совы, но сидят они на разных подъездах, да и очертания птиц уже едва различимы за слоями строительной краски.
Дом Розенштейна — Белогруда
1913-1915 года
Архитектор: А. Е. Белогруд (по проекту К. И. Розенштейна)
В 1909-1910 году после продления Большого проспекта до реки Карповки этот доходный дом отошел советскому архитектору Константину Розенштейну. Константин Исаевич привлек к работе архитектора и реставратора Андрея Белогруда — именно благодаря ему зданию в стиле историзм были добавлены элементы неоготики.
Здание в палладианском стиле имеет симметричные шестигранные башни, которые как бы доминируют над основным зданием. Есть некоторая асимметрия в окнах третьего и пятого этажей по отношению к другим этажам. Углы башен облицованы камнями, а на фасаде со стороны улицы Льва Толстого выступают два эркера. Фронтон украшен скульптурами работы В. Ф. Разумовского, два нижних этажа облицованы гранитом, а парадная лестница выполнены в виде овала. Здание особенно эффектно выглядит в вечернее время — с 2010 года на нем установлена вечерняя подсветка.
Доходный дом на пр. Римского-Корсакова, 61
1851-1855 года
Архитектор: Николай Павлович Гребенка
Доходный дом на проспекте Римского-Корсакова в стиле эклектика, оснащен двумя лестницами, помимо основной, винтовой, имеется еще и «черная», потайная лестница — она очень узкая, там умещается буквально один человек.
Фабрика шелковых изделий А. И. Ниссена
1872-1873 года
Архитекторы: И.С. Китнера и В.А. Шретера
На набережной Фонтанки располагалась фабрика шелковых изделий, ставшая затем доходным домом. Английский кирпич желтого оттенка, из которого выполнено здание — вызов общественности по тем временам: это был один из первых фасадов такого стиля в городе. Предприимчивый Ниссен трудился управляющим на фабрике купца Бинарда, но в 1834 году захотел свой бизнес — дело пошло в гору и в 1872-1873 года была построен его фабрика и доходный дом. Примечательно, что здание отметилось не только внешним новаторством, но и внутренним — впервые была осуществлена изоляция (смешали известковый раствор и битое стекло) флигеля, чтобы отделить фабрику и жилой дом.
Доходный дом Ратькова-Рожнова
1886-1888 года
Архитектор: Сюзор Павел Юльевич
Ольга Владимировна Ратькова-Рожнова (Серебрякова), жена генерал-майора Французского полка Михаила Аполлоновича Серебрякова, владела десятком зданий в Петербурге — для дома на Канале Грибоедова, 71 она стала последней владелицей. Строение занимает целый треугольный квартал, на его фасадах расположены прямоугольные эркеры, поддерживаемые поясными скульптурами атлантов, помимо основной лестницы, есть и «черная» (именно она изображена на фото).
Примечательно, что со стороны Столярного переулка там находился трактир купца Свиридова 'Der Spieler' (Игрок) — культовое место, где бывала творческая интеллигенция, а Тургенев и Достоевский обедали национальными блюдами, которые готовил немецкий повар-переселенец Карл Эрнстман. Разумеется, писатели бывали там задолго до постройки — дом, в котором был трактир, встроен в здание.
Немецкая евангелическая лютеранская церковь Святого Петра
1833-1838 года
Архитектор: Брюллов Александр Павлович
В 1727 году на месте церкви была пустынная территория — именно ее Пётр II подарил немецкой лютеранской общине. В 1730 году там построили кирпичную церковь с деревянной башенкой на полторы тысячи человек, через два года пристроили еще два здания для церковных служителей и школы.
К 1832 году здание обветшало и Александру Брюллову, брату того самого художника Карла, был доверен проект новой церкви. Летом 1833 года старое здание снесли и началась стройка, продлившаяся до 1838 года. Новое здание примерило романский стиль с поздним классицизмом, фасад венчают две высокие прямоугольные башни. В 1863 году в западной башне появились колокола, а в 1864-м церкви были пожертвованы 2 витража.
Церковь была закрыта с 1837 года из-за репрессий советской власти, там построили бассейн, изменив планировку и интерьер, что привело к уничтожению настенных росписей и появлению больших трещин в фасаде.
Перестройка: Что делать с чёрными лестницами Читать книги, обедать с соседями, смотреть кино — молодой архитектор Алия Ишмухаметова придумала, как переоборудовать неиспользуемую чёрную лестницу в место, интересное всем жильцам.
Во многих домах Санкт-Петербурга сохранились чёрные лестницы. Спроектированы они были для прислуги, разносчиков, дворников, а сейчас почти все заброшены. Молодой архитектор Алия Ишмухаметова предлагает превратить их в пространство, которым могли бы вместе пользоваться жильцы разных возрастов и интересов.
Алия Ишмухаметова
Чёрные лестницы в бывших доходных домах Петербурга — необычное для других городов явление. Первую свою лестницу я нашла на Кронверкской, 1, ещё пару лестниц — на 4-й линии В. О. и на Большой Монетной улице. Мне бы хотелось, чтобы они стали своего рода добавочным «пространством-рюкзаком» для жильцов дома, которые могли бы использовать его так, как им хочется.
Проект
К идее этого проекта Алию подтолкнули вылазки на заброшенную водонапорную башню у Варшавского вокзала и проект использования гаражных массивов студии U:lab.spb.
Чёрные лестницы в доходных домах довольно широкие — около пяти метров. Это позволяет занять половину пролёта ещё одним лестничным маршем, перпендикулярно существующему, в 2–2,5 метра шириной. На них можно сидеть как напротив друг друга на новом и старом лестничных маршах, так и уединившись — под новым маршем. Так перекрещивание создаёт градацию приватности на лестнице, и в зависимости от неё делит пространство на функциональные зоны.
Как использовать уединённые и открытые участки, могут решать жильцы: на чёрной лестнице можно оборудовать барную стойку, проводить кинопоказы или лекции, ужинать с друзьями или поставить книжные полки для буккроссинга, можно заниматься репетиторством или даже спать. Для матрасов в проекте предусмотрено место в ячейках на лестничных площадках.
Основное условие для осуществления проекта — согласие на него всех жильцов дома и взаимное уважение. Проблему с шумом, как утверждает дизайнер, можно легко решить хорошей звукоизоляцией. Сами конструкции можно сделать из дерева или толстой фанеры с металлическими врезками, тогда они будут одновременно служить и мебелью, и перегородками. Теоретически построить их могут и сами жильцы. Стоимость проекта Алия оценивает примерно в миллион рублей.
«Я живу в доме эмира Бухарского» (Петербург) Жительница коммуналки в роскошном доме на Петроградской стороне — о соседстве с «авторитетным» бизнесменом и золоте эмира
Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 70-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях.
Дом эмира Бухарского
Архитектор: Степан Самойлович Кричинский
Адрес: Каменноостровский пр-т., 44Б
Постройка: 1913–1914 годы
Высота: четыре–шесть этажей
Стиль: неоклассицизм
Дом эмира Бухарского — заметное здание недалеко от реки Карповки с лицевым корпусом и двумя дворовыми — появился в начале XX века, когда активно застраивалась Петроградская сторона. Заказчиком был Сейид Алим-хан — последний эмир Бухарского эмирата (на его же деньги возвели Санкт-Петербургскую соборную мечеть). Проект здания разработал архитектор Степан Кричинский — в отличие от эмира, он успел пожить в этом доме.
В советское время здесь, как и в большинстве доходных домов Петербурга, появились коммуналки, многие из которых сохранились до сих пор. В 1994 году режиссер Владислав Виноградов выпустил фильм «Коммуналка», снятый в доме эмира Бухарского. А в начале 2000-х антрополог Илья Утехин издал книгу «Очерки коммунального быта» — она во многом основана как на личном опыте жизни в одной из квартир, так и на интервью с другими жильцами дома на Каменноостровском проспекте. Позже Илья запустил виртуальный этнографический музей «Коммунальная квартира» (к сожалению, он давно не обновлялся).
Как и в другом большом жилом комплексе на Каменноостровском проспекте — доме трех Бенуа, — здесь с коммунальными квартирами соседствует «богатая» охраняемая парадная с «частниками» (как их называют остальные жильцы). Раньше рядом с ней можно было увидеть Lamborghini и роллс-ройс «авторитетного» бизнесмена Сергея Васильева.
Мы поговорили со старожилом одной из коммунальных квартир (длина коридора в ней — 30 метров) в доме эмира Бухарского, художницей Соней Минаевой, — о соседях, быте и легендах. А искусствовед Иван Саблин рассказал о «беспринципном» архитекторе Кричинском и о самом доме, который имеет «вид итальянского палаццо эпохи маньеризма».
Иван Саблин
старший научный сотрудник Российского института истории искусств
Дом бухарского эмира поражает прежде всего абсолютным несоответствием своего облика названию, то есть личности заказчика (впрочем, как известно, не успевшего там пожить). Резиденция вассала русского императора, возглавлявшего государственное образование, все-таки далекая от стандартов вестернизации или модернизации, отчего-то должна была иметь вид итальянского палаццо эпохи маньеризма (XVI век) — вероятно, по прихоти самого эмира.
Об этом можно судить, зная личность автора, Степана Кричинского — архитектора абсолютно беспринципного и поистине на все готового. Так, для англомана Щербова он строит в Гатчине дом в духе движения «искусств и ремесел», для графа Воронцова-Дашкова — классическую русскую усадьбу в Шувалово, для императора — древнерусский сказочный городок (казармы у Александровского дворца в Царском Селе). Такая способность подстроиться под любой вкус гарантировала Кричинскому изрядную популярность, но зодчим первого ряда он, конечно, не был.
Эмир имел отношение к строительству петербургской мечети, одним из авторов которой выступил все тот же Кричинский, отвечавший в данном случае за достоверность цитат из мусульманской архитектуры (для лучшего знакомства с оригиналами зодчий даже совершил поездку в Бухару). Кричинский происходил из литовских татар, хотя, вероятно, семья приняла православие задолго до появления Степана Самойловича на свет. Неслучайно, однако, литовская мусульманская община обратилась именно к нему с просьбой спроектировать мечеть в Вильно; но эта упрощенная версия петербургской мечети так и осталась на бумаге.
При строительстве доходного дома, где, как обычно, жилище хозяина занимало не такое уж большое место — все же остальные квартиры сдавались, заказчик, видимо, не хотел акцентировать свое происхождение, наоборот, желая подчеркнуть просвещенность, европеизированность. Дом по своему стилю отлично согласован с временем и местом — неоклассической реакцией 1910-х годов и Петроградской стороной, бурно застраивавшейся как раз в этот период. Хотя соседние здания — в основном более поздние, в таком же классическом стиле могли что-нибудь построить и до революции (как Скейтинг-ринк по соседству). Только возможностей застроить целый квартал или обустроить площадь, как в советское время, у Кричинского не было. Он ограничился обустройством внутренней территории, создал парадные дворы — так называемые курдонеры, куда выходили окна большинства квартир. Курдонер — первоначально деталь как раз эпохи Ренессанса, но скорее французского, нежели итальянского (откуда детали дома): в самой Италии в ходу были замкнутые дворы. В остальном здание очень близко подходит к историческим прообразам (какой-то один назвать не получится, это все-таки смесь), разве что размеры его относятся однозначно к XX веку.
Доходный дом купца Д. М. Соболева (продолжение)
Дверь лицевой парадной
после реставрации.
Фото - Елена, 02.2018.
Фото - люблюпитер, 07. 2014
1924: Генеральное Консульство Персии, ул. комп. Чайковского (б. Сергиевская), 79, кв. 9. ("Весь Ленинград - 1924". С. 41)
1925: Персидское Генеральное Консульство, ул. Чайковского (б. Сергиевская), 79, кв. 9. ("Весь Ленинград - 1925". С. 44)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (2165)
Фасадная
парадная.
В холле находятся
два камина.
Западный камин
Дом арх. И. Е. Старова
Премацци Луиджи 1852
Симеоновский мост
(добавил - Сергей Г ).
Б. Патерсон."Набережная
Фонтанки у Симеоновского
моста".Между 1793 и 1797 гг.
(Вдали - Симеоновский мост,
дом Старова справа.)
Фото А. Лоренса
Дом до перестройки 1879 г.
Фасад по Симеоновской ул.
(ул. Белинского),
чертеж 1843 г. (листы 21-22)
ЦГИА СПб. Фонд 513.
Опись 102. Дело 4455.
Фасад по Фонтанке, чертеж 1839 г.
(фрагмент листов 9-12)
1846 г. А. И. Штакеншнейдер
проект особняка на наб.Фонтанки.
1852 г. Проект А.И.Штакеншнейдера
Фасады по Симеоновской ул.
1879 г. чертеж П.С.Купинского
Фасад по наб.Фонтанки
1879 г. чертеж П.С.Купинского
(добавил S.P. )
1903 г.
(добавил - Данелия)
1933; 1934 г.
ГИМ ФМЛ ФОЛ-6847
Собрание фондов музея В.И.Ленина
(добавил константин карасёв )
1939 г. ЦГАКФФД Вр 44272
Фасад дома №32 на наб. реки Фонтанки
(панорама из 2-х снимков).
(добавил S.P. )
Фото 1949 г.
(ЦГАКФФД, шифр Гр 71691)
(добавил S.P. )
П.Кончаловский. Ленинград.
Мост Белинского. Церковь
Симеона и Анны. 1931
(добавил люблюпитер )
Первоначальная история дома связана с именем арх. Ивана Егоровича Старова. Семья арх. жила неподалеку, на Симеоновской ул. ( ул.Белинского, 9 ).
Как и многие архитекторы, Старов спроектировал и построил собственный дом на углу той же Симеоновской ул. и наб. Фонтанки (ул. Белинского, 1).
Дом Старова возведен во второй половине 1780-х гг.
О нем мы можем судить по картине Б. Патерсена "Вид Фонтанки у Симеоновского моста". Композиция угловой части дома Старова с овальным залом и колоннадой ионического ордера пластично завершала панораму наб. Фонтанки от Невского пр. до Симеоновской ул. Плавный поворот на эту улицу широко раскрывает перспективу на церковь Симеона и Анны.
Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями. В доме на Фонтанке у Старовых родились две дочери.
Дом на Фонтанке, в котором прошли самые плодотворные годы деятельности Старова, наверняка был свидетелем творческих общений зодчего с коллегами и друзьями. Бывали здесь художник Ф. Д. Данилов, занятый росписями Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры, арх. Ф. И. Волков, которому мы обязаны созданием прекрасной ограды Таврического дворца, скульптор Ф. И. Шубин, много трудившийся в Троицком соборе.
Был творчески связан со Старовым арх. Е. Т. Соколов - строитель части здания Публичной библиотеки.
В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 г.
Дом начал перестраиваться еще в 1820-х гг. Свой нынешний облик он приобрел в 1879 г. Арх. П. С. Кучинский надстроил его до четырех этажей, объединив два верхних в закругленной части, восходящей к старовскому времени, единым ордером.
В 1804 г., уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П. Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом. Здание было сооружено во второй половине XVIII столетия. К концу XIX века его перестроили в доходный дом, сохранившийся и поныне ( ул. Восстания, 13 ). В этом доме 5 (17) апреля 1808 г. И. Е. Старов скончался.
(Д. А. Кючарианц - Иван Старов, Лениздат, 1982, добавил - Mary)
До перестройки бывшего дома Старова Купинским была еще одна перестройка по проекту А. И. Штакеншнейдера.
Для начала следует сказать, что этот дом и соседний дом по наб. Фонтанки, 32 исторически всегда составляли единое домовладение, и говоря об одном из этих домов, мы неизбежно коснемся и второго.
История строительства этих двух домов начиная с середины XIX в. отражена в деле: ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 4455.: Фасад по Симеоновской улице (ул. Белинского) , чертеж 1843 г. (листы 21-22); Фасад по Фонтанке , чертеж 1839 г. (фрагмент листов 9-12).
Здесь можно посмотреть эти листы полностью, вместе с генеральным планом. Из генерального плана и фасада видно, что на том месте, где позже был построен особняк Кушелева , стоял каменный сарай с двумя воротами по сторонам, а правее двухэтажный флигель. Эти постройки имели полноценные фасады в стиле строгого классицизма.
В 1846 г. для нового владельца - графа Г. Г. Кушелева - архитектор А. И. Штакеншнейдер составил проект особняка на набережной Фонтанки. Этот особняк рассмотрен в публикации по дому Кушелева, там же есть и проект фасада, отсканированный из книги и представляющий собой (как теперь ясно) фрагмент листов 30-32 рассматриваемого здесь дела. Помещаю всё изображение целиком, так как оно касается также и углового дома.
Особняк был построен на месте каменного сарая, над обоими воротами были надстроены новые помещения с эркерами. А по сторонам от нового здания в это время еще по-прежнему были постройки в стиле классицизма - слева бывший дом Старова, справа флигель, теперь надстроенный до трех этажей, с фасадом, повторяющим ризалит дома Старова (когда именно произошла надстройка, я не увидел в деле; о том, что флигель действительно был надстроен, свидетельствует акварель Премацци ).
Но классицизм в это время уже стремительно выходил из моды, и в 1852 г. А. И. Штакеншнейдер выполнил для Г. Г. Кушелева проект , по которому и угловой дом, и флигель справа от особняка получали новые фасады в стиле эклектики (листы 33-35). Подпись А. И. Штакеншнейдера на проекте датирована 1852 г., но высочайшее разрешение проект получил только в 1855 г., после чего он был осуществлен. О том, что эти новые фасады реально существовали, свидетельствуют помещенные в публикации старые фотографии: фотография А.Лоренса 1860-х гг. , фотография 1939 г.
Новая перестройка последовала в 1879 г. для коллежского асессора В. А. Дембицкого по проекту П. С. Купинского. Фасады по Симеоновской улице и по набережной Фонтанки , чертежи П. С. Купинского, 1879 (листы 86-94,95-106). На мой взгляд, эти новые фасады значительно уступают по достоинствам прежним фасадам Штакеншнейдера. Особенно плохо то, что со стороны Фонтанки предполагалось построить новый дом на месте бывшего особняка Кушелева и примыкающих к нему с обеих сторон построек; но, к счастью, хотя бы эта часть проекта не была осуществлена.
Как видим , в послевоенные годы угловой дом еще сохранялся в прежнем виде. Позже (не знаю, когда именно) были уничтожены башня и эркер на закругленном углу, а на месте уничтоженного эркера появились колонны, и теперь здание вновь украшает некое подобие портика, как когда-то в доме Старова.
Дворовая лестница дома архитектора
Екатерина, благодарю за уточнение. Интересно, ведь и двери квартир туда выходят. И даже объявление какое-то на стене висит. Впрочем, это вполне могут быть двери с кухни на чёрную лестницу.
Нравится Показать список оценивших
Ирина, в очень богатых домах прислуга была тоже разного уровня. Это не только прачки-кухарки, но и дворецкие, секретари, компаньоны, гувернеры и так далее, т.е. люди которые по черным лестницам вообщем-то не ходили.
Дворовая лестница дома архитектора
Особняк А.А.Половцова (Дом архитектора)
вернуться к странице
Архитектору Лишневскому, создателю печально известного дома с Мефистофелем, удалось невероятное: он построил здание, которые уже больше века сохраняет свою изначальную функцию. Возможно, спасибо за это стоит сказать совам.
Чтобы увидеть орков, гоблинов, вурдалаков и чудовищных сов высотой в человеческий рост, петербуржцу не обязательно находиться в состоянии изменённого сознания. Достаточно просто погулять по Вознесенскому проспекту. Здесь, на углу с Садовой улицей, уже больше века стоит потрясающий Дом городских учреждений, на фасаде и в интерьерах которого обильно представлены сказочные чудовища.
Башни с духом инквизиции
Впрочем, дом этот так красив, что обращал бы на себя внимание и без монстров. Его башня стала доминантой всего Адмиралтейского района, красную крышу и шпиль хорошо видно даже на фотографиях, сделанных с высоты птичьего полёта.
Современники вспоминают, что автор постоянно наведывался на строящийся объект с проверками и был весьма строг: стоило Лишневскому обнаружить небрежно сделанную кладку, как вспыльчивый архитектор разбивал кирпичи ногой, заставляя строителей работать более качественно.
Братья Мефистофеля с Лахтинской
Несмотря на скучноватое казённое назначение здания, архитектор дал разгуляться своей бурной фантазии: оно прямо-таки напичкано вампирами, троллями, гоблинами и прочей нечистью. Вписанные в затейливый орнамент сооружения, они не сразу бросаются в глаза. Тем более, что здание высокое, и прохожие зачастую даже не замечают дьявольского великолепия, так и не поднимая головы. Но стоит всмотреться – и покажется настоящий бестиарий.
Будете смотреть дом — обязательно зайдите во двор (арка с Садовой обычно открыта). На первый взгляд, это обычный петербургский двор-колодец с грязновато-жёлтыми стенами, хотя и необычной овальной формы (Лишневский очень гордился этой формой — благодаря ей кабинеты в здании стали гораздо светлее и удалось сэкономить на электричестве).
Небольшой лайфхак: для ближайшего рассмотрения дворовых монстров зайдите внутрь здания. Поскольку в нём по сей день располагаются городские учреждения, оно открыто по будним дням в рабочее время — например, здесь жители Адмиралтейского района получают СНИЛС и ИНН. Поднявшись по лестнице на второй, третий, четвёртый этаж, из окон вы сможете детально рассмотреть всех горгулий Лишневского, жутковато заглядывающих в большие трёхстворчатые окна.
Других гоблинов автор здания разместил внутри: их побелённые морды спрятались под потолком, между высокими стрельчатыми окнами холла, потолок которого тоже очень своеобразной формы и напоминает драконье крыло. В узоре лестничных перил вы тоже обнаружите маленьких дракончиков, словно сошедших со страниц фэнтезийных книг Урсулы Ле Гуин.
Редкий случай — функционал Дома городских учреждений по большому счёту оставался неизменен. И в его первые, дореволюционные годы, и в советский период, и в наши дни изрядную часть помещений здания занимали те или иные правительственные учреждения. На первом же этаже, как сто лет назад, так и сейчас, располагались кафе и магазины.
Злые языки говорят, что всяческой бесовщиной в духе Гоголя и Брэма Стокера Лишневский выразил своё отношение к нерадивым госслужащим. Надо сказать, любой столкнувшийся с отечественной бюрократической машиной охотно в это поверит. Когда по ерундовому поводу стоишь несколько часов в очереди за бумажкой с печатью, гоблины и орки — это ещё самое мягкое, что ты подумаешь о дяденьках и тётеньках в кабинетах, где эти бумажки выдают.
Но на самом деле это, конечно, домыслы. Просто Лишневский любил всякую такую милую и романтическую бесовщину — нечто подобное можно найти на многих его зданиях эпохи северного модерна (а в первые годы ХХ века он спроектировал 20 сооружений только в Петербурге, в основном доходных домов). Так, в 2015 году один из героев архитектора получил посмертную славу — это Мефистофель доходного дома на Лахтинской улице, которого сбил с фасада то ли бомж, то ли православный активист.
Прошло два года — а Мефистофель не восстановлен до сих пор. Грустная история.
К счастью, Дому городских учреждений повезло гораздо больше — почти все демонические скульптуры на нём благополучно пережили непростой ХХ век и сегодня отмечают свой вот уже 110-летний юбилей. Хотя утраты есть и тут: например, гербы Петербурга с двуглавыми орлами на имперском скипетре в советские годы были сознательно уничтожены. Хорошо хоть догадались не заменять их на большевистскую символику — серпы и молоты в окружении химер и вампиров смотрелись бы, как иллюстрации к демоническим книгам писателя Ильи Масодова.
А вот красный флаг на центральной башне здания развевался постоянно, в прежние времена тут располагались Исполком Октябрьского района и местный райком КПСС. Алое знамя было отлично видно с любой точки Вознесенского и Измайловского проспектов, части Садовой улицы (в те годы все они носили иные названия). Интересно, что российский триколор на опустевшем после снятия советского флага шпиле так ни разу и не появился.
(Здесь видно, что совы хорошо закреплены)
В Петербурге много изваяний сов: как на скульптурах (например, в Летнем саду), так и в архитектуре. Особенно эти ночные птицы стали популярны в эпоху модерна. И когда культурологи пишут о Доме городских учреждений, они обычно объясняют наличие на нём сов их символизмом: сова — спутница Афины и символ мудрости. Мол, пусть же и госслужащие в здании будут мудры.
Но вполне возможно, что как раз совы Александра Лишневского — не то, чем они кажутся. Дело в том, что с глубокой древности сова остаётся одним из любимых маскотов евреев.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте также: