Дом юсуповых у красных ворот
Юсуповский дворец на Мойке
В Юсуповском дворце на Мойке я была дважды с разницей в двадцать лет, мне очень нравится этот дворец, где прекрасно сохранились не только изысканные интерьеры, но и мебель, предметы быта и личные вещи владельцев. Кажется, что хозяева покинули его совсем недавно.
Юсуповский дворец — уникальный архитектурный ансамбль XVIII—XX вв., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера.
С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Род Юсуповых ведет свое начало из ногайской орды. Впервые в России Юсуповы появились при царе Иване Грозном, в конце XVII в. крестились в православие. С тех пор, в течение почти трех веков, вся жизнь князей Юсуповых была неразрывно связана с Россией.
Это была одна из богатейших семей в России, они имели усадьбы не только в Санкт-Петербурге и его окрестностях, но и по всей стране. До наших дней на территории Санкт-Петербурга сохранились четыре особняка, которыми владели представители рода Юсуповых. Самый известный Юсуповский дворец находится по Набережной реки Мойки, 94. Дворцово-усадебный комплекс создавался на протяжении почти двух столетий, здесь работали выдающиеся русские и иноземные архитекторы.
Посещение Юсуповского дворца возможно только в сопровождении экскурсовода или аудиогида:
Самый сказочный дворец Москвы: палаты Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке
В Большом Харитоньевском переулке, в глубине заросшего парка прячутся старинные палаты, словно сошедшие с полотен Билибина или Васнецова. Они представляют собой сложный конгломерат построек XVII-XIX веков.
Палаты Волковых-Юсуповых Планы первого и второго этажей палат Волковых-Юсуповых. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Земляной город
Наиболее древняя часть комплекса, включающая два объема палат, была построена в XVII веке, однако точная дата возведения и их первые владельцы неизвестны. До конца XVIII века они существовали раздельно как главные дома смежных владений и представляли собой компактные строения со сводчатыми парадными помещениями на подклетах, с сенями и наружными крыльцами.
Восточные палаты, являющиеся центром обширной усадьбы, были наиболее представительными. Их первым подтвержденным владельцем был дипломат и вице-канцлер Пётр Павлович Шафиров (1669-1739), которому Пётр I пожаловал их в конце XVII века. На рубеже XVII-XVIII веков к северо-восточному углу восточных палат был пристроен объем с Крестовой палатой, с проездом в подклете. В результате достройки Красное крыльцо с лестницей, расположенное вдоль восточной стены палат, обслуживало и новый объем. Над сенями был устроен теремок, что подчеркнуло богатый силуэт палат.
Согласно легенде, правда, ничем не подтвержденной, в XVI веке на этом месте стоял охотничий дворец Ивана Грозного, из которого шел подземный ход в Кремль. В память об этом одно из старых помещений первого этажа в конце XIX века было расписано сюжетами на тему соколиной царской охоты.
Охотничий зал на первом этаже с росписями конца XIX века со сценами соколиной царской охоты Росписи на тему соколиной царской охоты Росписи на тему соколиной царской охоты Дверная створка между Красным и Охотничьим залами
Крестовая палата, появившаяся на рубеже XVII-XVIII веков, также носит название Столовой, или Большой. По легенде, на этом месте в прошлом находился тронный зал Ивана Грозного, где царь пировал со своими опричниками. Поэтому это помещение при Юсуповых называли Тронным залом. Росписи зала обновлены в конце XIX века в стилистике XVII века, как её тогда представляли.
Крестовая палата (Большая, Тронный зал)
Портреты Петра Первого и Петра Второго (подлинные) в Крестовой палате Печь из голландских изразцов в Крестовой палате Венецианское зеркало в Крестовой палате
Свод Крестовой палаты украшают узорные росписи, а также медальоны со знаками зодиака и изображениями фантастических существ, имеющих символическое значение.
Свод Крестовой палаты Медальон с изображением единорога
Владел палатами он недолго: Пётр Андреевич разошелся во мнениях со всесильным Меншиковым в вопросе преемника Екатерины, настаивая, что наследницей престола должна стать одна из дочерей Петра Великого, а не Пётр II, которому Александр Данилович прочил в жены свою дочь. Припомнили Петру Андреевичу и историю с царевичем Алексеем. 82-летний царедворец был приговорен к казни, которую заменили ссылкой в Соловецкий монастырь.
В 1727 году Петр II пожаловал дворец подполковнику Преображенского полка князю и генерал-аншефу Григорию Дмитриевичу Юсупову-Княжево (1676-1730). В собственности Юсуповых он оставался до 1917 года. Вероятно, к 1770 году Юсуповы присоединили к своим владениям второй участок, расположенный с запада. Рядом с домом был разбит фруктовый сад, построены оранжерея и театр. На рубеже XVIII-XIX веков был присоединен третий участок, расположенный с западной стороны, принадлежащий в то время купцу К.И.Чирьеву, с одноэтажным каменным домом. Таким образом, в собственности Юсуповых оказались три каменных здания.
Фасад палат Юсуповых со стороны Большого Харитоньевского переулка
Портреты представителей рода Юсуповых в Портретной Портретная. Хан Едигей и Сююмбике
Правнук Юсуфа-бея Абдул-мурза принял православие, взяв при крещении имя Дмитрий Сеюшевич Юсупов. За это он жестоко поплатился. В одну из ночей ему было послано пророчество, что за предательство истинной веры его род будет наказан: в каждом поколении достигнет зрелости только один наследник, остальные дети проживут не более 26 лет. Так оно и случилось. Вследствие этого род Юсуповых постоянно находился под угрозой угасания, но при этом смог сохранить и приумножить состояние.
Княжна Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939) была одной из самых красивых женщин России и наследницей огромного состояния. Её руки просили многие, в том числе, наследники правящих династий Европы, но она предпочла Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона (1856-1928), который после женитьбы на ней особым императорским указом получил право именоваться князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном.
Зинаида Николаевна Юсупова на последнем костюмированном балу, 1903 год
Их старший сын Николай был убит на дуэли в 1908 году в возрасте 25 лет, еще раз подтвердив страшное семейное проклятье. Младший сын, князь Феликс Феликсович Юсупов (1887-1967), вошел в историю как один из организаторов убийства старца Григория Распутина.
Князь Феликс Феликсович Юсупов в молодости
В 1860-1870-е годы интерьеры Юсуповского дома были отделаны заново. С того времени дошли росписи Китайской, Гербовой и Портретной комнат.
Палаты Юсуповых: пристройка с верандой, восточные палаты и пристройка с Крестовой палатой
В 1892-1895 годах по инициативе Зинаиды Николаевны Юсуповой восточные палаты были отреставрированы по проекту Н.В.Султанова. Он сохранил богатый наружный декор палат, восстановил высокие крыши с флюгерами и дымниками, вставил в окна переплеты, имитирующие слюдяные оконницы XVII века. Со стороны двора к зданию было пристроено нарядное высокое крыльцо и объем Парадной лестницы.
Объем Парадной лестницы Парадная лестница XIX века. Её украшают статуи львов, держащие в лапах герб Юсуповых. Львы, как считалось, охраняют хозяев от всякого зла и сглаза, являются символами власти и богатства Парадная лестница. Лев с гербом Юсуповых
Росписи интерьеров были выполнены по эскизам Ф.Ф.Солнцева в русском стиле с восточными мотивами, подчеркивая, тем самым, восточное происхождение рода Юсуповых. Все эти помещения, как и предыдущие, выполняли представительскую функцию.
Малая прихожая между Крестовой палатой и Трапезной Малая прихожая Трапезная Изразцовая печь в Трапезной Трапезная, медальон в виде стилизованной свечи с изображением фрагмента герба рода Юсуповых Кабинет князя Изразцовая печь и двери в Кабинете Роспись потолка Кабинета: вращение Земли вокруг Солнца Роспись потолка Кабинета: движение небесных светил вокруг Солнца
В 1895 году задний двор был превращен в парадный и отделен пышной оградой от остальной территории. Там были возведены низкие служебные корпуса, стилизованные под XVII век. Въезд в усадьбу находился со стороны Хоромного тупика.
Парадный двор Вид из окна на служебные постройки
В 1913 году вдоль Большого Харитоньевского переулка была поставлена ограда, выполненная по образцу ярославских решеток XVII века в мастерских Строгановского училища.
Ограда, фрагмент
Результат реставрации 1928 года
Повреждение стен в Зале со звездами на первом этаже Следы сырости на стенах Охотничьего зала
Все фотографии палат Волковых-Юсуповых вы можете посмотреть в моем фотальбоме на Flickr.
Юсуповский дворец в Москве
- Юсуповский дворец в Москве. История
- Интерьер дома с фотографиями комнат,
- История рода Юсуповых,
- Юсуповский дворец в Москве. Легенды
- Воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
- Истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой
Вестибюль
Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в XIX веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В XVII веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.
Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.
Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.
В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.
Юсуповский дворец в Москве. Парадная лестница
Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют
Юсуповский дворец в Москве. Китайская комната
В декорации этой небольшой комнаты использована китайская символика.
Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.
В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.
У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.
Помимо росписей свод украшен фарфоровыми тарелками. Их использование в декоре дворца также вполне объяснимо. В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.
Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.
Юсуповский дворец в Москве. Тронный зал
Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя.
Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.
Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.
Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.
В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.
Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.
Пеликан – символ родительской любви и самопожертвования. Прежде считалось что пеликан вырывает из собственной груди куски плоти, чтобы насытить своих птенцов.
Единорог означает чистоту помыслов, благородство. Исторически сложилось, что изображение единорога могла держать невеста, девственница и монах, которые являются чистыми, непорочными. Белый цвет также означает чистоту и непорочность. Недаром единорога изображали в виде белого коня.
Три недостающих знака Зодиака помещаются в больших медальонах, это ещё и образы, несущие бОльшую символическую нагрузку.
Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.
Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.
Украшением зала служат портреты представителей императорского дома Романовых. Отпрыски рода Юсуповых были в родстве с императорской фамилией. Последний рода Юсуповых по мужской линии Феликс Феликсович был женат на Великой княжне Ирине Александровне Романовой.
Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание – в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.
Юсуповский дворец в Москве. Маленькая прихожая, соединяющая тронный зал и трапезную
Это совсем крохотное помещение появилось во дворце лишь в XIX веке. В XVII веке, да и позже, лестницы ведущие на верхний этаж палат всегда строили снаружи. Внутренние лестницы появляются позже с распространением среди знати европейских обычаев и привычек. Первоначально в интерьерах дворца лестниц не было. Но в XIX веке стиль жизни изменился и появилась потребность соединить помещения изнутри. Стоит обратить внимание на дверь. Прежде она служила выходом на наружную лестницу, по ней можно было подняться на второй парадный этаж дворца.
Юсуповский дворец в Москве. Трапезная
Этот зал служил для торжественных обедов и приёмов. Он перекрыт традиционным для позднего русского средневековья коробовым безопорным сводом.
Светлые изразцы – подлинные, относящиеся к XVIII веку. Тёмные – современные, выполенные по образцу старинных во время реставрации. Печи в старых русских домах несли не только обогревали дом, но и украшали его. Печные изразцы были сюжетными и орнаментальными. Орнаментальные изразцы поражают богатством и прихотливостью узора, а сюжетные представляют всевозможные истории – не только библейские, но, чаще всего, житейские сцены или поучительные притчи.
Из окна трапезной открывается вид во двор.
Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Сергей Львович и Надежда Осиповна своего дома в Москве не имели и некоторое время снимали флигель у Юсуповых. Маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Б.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».
Узкая лестница ведёт наверх в
Домовый храм. Юсуповский дворец в Москве
Лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, её сложно заметить.
Домовый храм находится на третьем этаже, в надстройке возведённой в XIX веке. Первоначально дворец был двухэтажным. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. Сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке здесь были росписи, их остатки обнаружили при смывке стен. Росписи решено было восстановить по остаткам прежних.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.
Юсуповский дворец в Москве. В голубой комнате
В настенной росписи представлены новозаветные сюжеты –
1.Господь с предстоящими святыми – Деисусный чин иконостаса – с обеих сторон Спасителя – Богоматерь и Иоанн Предтеча.
2.Вознесение Господнее.
3. Преображение
4. Тайная Вечеря.
Свод голубой комнаты окрашен в небесный цвет со звёздами, в центре – изображение Святого Духа в виде голубя.
Иконостас в домовом храме был, но литургии здесь не служили. Проводились поминовения усопших, приходили помолиться.
Патриарх Алексий Второй высказывал желание освятить помещение церкви с тем, чтобы здесь, может быть, проводить венчания и литургии, но пока это осталось пожеланием предыдущего Патриарха.
Юсуповский дворец в Москве. Красная комната
На своде в медальонах изображены святой Феликс. Это одно из мужских родовых имён Юсуповых.
Святая Татьяна, поскольку это было родовое женское имя
и святой Николай, покровитель многих Юсуповых, носивших это родовое имя.
Святая Зинаида – покровительница последней владелицы этого дома.
Святая Зинаида была прославлена в лике святых вместе со своей сестрой. На одной из стен изображено их краткое житие.
На росписях видно, как сёстры первоначально жили в пещере, лечили больных, совершали чудеса.
И приняли мученическую смерть от рук язычников. Те побили их камнями.
Здесь также стоит русская печь, на её изразцах изображены многочисленные сюжеты и орнаменты. Хорошо заметно, что в нижней части печи было очень много утрат, утраты заменены современной плиткой с более сочным и тёмным голубым цветом.
Юсуповский дворец в Москве. Зелёная комната
В тон росписям изразцы на печи тоже зелёные. В медальонах на стены изображения святых – покровителей рода Юсуповых – святой Димитрий Солунский,
священномученик князь Борис
святой Григорий
и святая Ирина.
Последний образ вряд ли мог здесь появиться ранее 1914 года. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича, тоже Феликс сочетался браком с Ириной Александровной лишь в 1914 году.
По периметру комнаты отчётливо читается надпись – имена последних представителей Юсуповых.
Гербовый зал. Юсуповский дворец в Москве
В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, она приобретала мебель либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей, поскольку приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое, но предметов того времени просто не сохранилось.
Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость принадлежавшего ей только недвижимого имущества в Москве и Санкт-Петербурге оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.
Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.
Ирина и Феликс
Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли сделать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.
Юсуповский дворец в Москве. Портретная
В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с X века. Пращур князей Юсуповых был выходцем из Багдадского халифата. В свою очередь он происходит из рода тестя самого пророка Мухаммеда.
Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода.
Известный в русской истории основатель Ногайской Орды хан Едигей также является одним из предков Юсуповых.
Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – это Ногайский хан Юсуф, он жил в XVI веке (1480-1555).
Его дочь, казанская царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.
Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой.
Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это случилось после известного конфуза, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.
Когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в его роду лишь один наследник будет доживать до 26 лет. Так оно впоследствии и вышло.
Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.
На другой стене представлен портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининского вельможи. По некоторым сведениям одно время он даже был любовником императрицы. Во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». Закупая картины для императорской коллекции, Николай Борисович и себя не забывал. Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном в Париже.
В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты.
Сын Бориса Николаевича Николай Борисович (его портрета здесь нет) был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора.
Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но в придачу имя, титул и герб семьи Юсуповых.
Юсуповский дворец в Москве. Кабинет
И движение Земли с Луной вокруг Солнца.
Подвал. Красная комната. Юсуповский дворец в Москве
Эта самая старая часть дома, по некоторым данным она датируется концом XVI века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Существует гипотеза, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет.
Домом некоторое время владел Пётр Шафиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома.
Затем, домом владел Пётр Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меншикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй.
Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.
Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, помещения очень часто расписывали таким узором.
Если оглянуться на дверной проём, ведущий в этот покой, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.
Хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось буквально проползать в комнату. на самом деле проём был достаточно высоким. Просто за три века нарос культурный слой и уровень пола заметно поднялся.
Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один тренированный охотничий сокол стоил цену шести лошадей.
Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать их следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, первого венчанного царя Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.
Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду.
Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.
Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.
Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда наступало время охоты, то шапочку, закрывающую соколу глаза, снимали и он стразу же бросался на добычу.
На соколиную охоту обязательно брали собак. Но не затем, чтобы они приносили добычу. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А нужны они, чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей. Ведь пернатые могли затаиться и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. Во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее.
У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За утрату сокола сокольничий платил своей головой.
На последней картине вдалеке изображен ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом.
Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки и штукатурки.
В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения о сотрудничестве князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстон, которые он с негодованием отвергал. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году.
Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.
О современниках Юсупоых, барских усадьбах и старинных храмах мы рассказываем на пешеходных экскурсиях по Москве.
Палаты Волковых - Юсуповых в Москве (Фотоотчет)
Памятник архитектуры «Палаты Волковых – Юсуповых» построен еще при Иване Грозном. Во времена его царствования от Сокольников до нынешних Красных ворот простирался лес, в котором самодержец любил охотиться. Сокольничий дворец служил местом пребывания царя в период охоты.
В годы правления Петра I в Юсуповских палатах сменилось несколько хозяев. Одним из них был Алексей Волков, обер-секретарь Военной коллегии и ближайший помощник Меншикова. Он был владельцем особняка недолго, но название «Волковы палаты» сохранилось до сих пор.
В руки княжеского рода Юсуповых усадьба перешла в 1727 году. Именно тогда Петр II передал дворец сподвижнику своего деда князю Григорию Дмитриевичу Юсупово-Княжево (Юсупову).
Эпоха Юсуповых во дворце на Большом Харитоньевском длилась 190 лет и завершилась вместе с революцией 1917 года, когда семья Юсуповых уехала в Европу. Но история усадьбы продолжилась, он зажил новой жизнью.
С 1929 года в здании Юсуповского дворца размещался президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). В 1992 году на базе ВАСХНИЛ была создана Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).
К концу ХХ века памятник архитектуры пришел в довольно ветхое состояние. Требовался серьезный ремонт. В начале столетия новые владельцы задумали полную реставрацию усадьбы. С помощью современной аппаратуры были проведены архитектурные, инженерные и технологические исследования. Удалось выявить целый комплекс причин, грозящих разрушению здания, были составлены детальные рекомендации по их устранению.
На сегодняшний день основные работы по восстановлению усадьбы завершены. С мая 2010 года Юсуповский дворец в Москве принимает посетителей, которые воочию могут увидеть эти уникальные палаты.
Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском
Юсуповский дворец в городе Москве, расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21, в непосредственной близости от Садового кольца, является одним из самых древних архитектурных памятников в Первопрестольной.
Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулке Юсуповский дворец в Большом Харитоньевском переулкеБольшая часть палат была построена на этом месте в XVI-XVIII столетиях. Московские легенды гласят, что первоначально главный дом возвели в качестве Охотничьего дворца самодержца Иоанна Грозного. Соответственно, предполагают наличие подземных ходов, ведущих непосредственно на территорию Кремля.
Исходя из архивных документов, нынешний Юсуповский дворец был построен в 1698 году. Император Петр Первый своим указом даровал его Петру Шафирову в дни празднования победы над своей сестрой - царицей Софьей Алексеевной.
Петр Павлович оставался владельцем вплоть до 1723 года, пока не был осужден за казнокрадство. Его недвижимость конфисковали в пользу государства, а самого барона сослали в Сибирь.
Палаты Волковых-Юсуповых в Москве Палаты Волковых-Юсуповых в МосквеВ 1727 году владение переходит в собственность Алексея Волкова. Хотя владельцем князь оставался меньше года, но в исторической летописи Москвы этот дом упоминается, как «палаты Волковых-Юсуповых».
Непосредственно к роду Юсуповых владения в Большом Харитоньевском переулке, 21, которыми они владели на протяжении последующих двух веков, перешли в 1728 году, когда Петр Второй пожаловал их Григорию Дмитриевичу Юсупову.
Интерьеры палат в Харитоньевском переулке Интерьеры палат в Харитоньевском переулкеФундаментальная реставрация Юсуповского дворца в Москве была проведена в период с 1892 по 1894 годы.
В то время владение занимала семья назначенного на пост генерал-губернатора Первопрестольной Феликса Феликсовича Юсупова-Сумарокова-Эльстона. Инициатором преобразований и заказчицей стала его жена - Зинаида Николаевна Юсупова.
К работам были привлечены известные архитекторы Александр Никанорович Померанцев и Николай Владимирович Султанов. Для стеновой росписи использовали иллюстрации художника Константина Андреевича Сомова.
Парадный зал дворца Юсуповых в Москве Парадный зал дворца Юсуповых в МосквеИстория этого архитектурного памятника связана, наверняка, с одним из самых богатых найденных московских кладов.
Дело в том, что часть драгоценностей рода Юсуповых, помимо Санкт-Петербургских владений, была спрятана именно в этом доме. Последний из рода - Юсупов-Младший - спрятал их после Октябрьского переворота 1917 года и со временем намеревался перевезти за границу. Но задуманное дело не удалось: клад был найден и изъят большевиками в 1925 году.
Палаты Волковых-Юсуповых
История дворца Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке наполнена легендами: здесь останавливался Иван Грозный по пути в Сокольники на охоту, здесь был подземный ход, ведущий прямо в Кремль, здесь был найден большой клад с драгоценностями, в этом доме снимала квартиру семья Пушкиных, здесь держали голландского механического кота на цепи, в кабинете князя Юсупова в советское время был кабинет Николая Вавилова. Бесспорно лишь то, что дом 190 лет принадлежал семье Юсуповых и был известен своими роскошными интерьерами. На протяжении долгого времени, уже в XXI веке, дворец стоял без отопления и разрушался, в 2021 году его передали музею-усадьбе «Архангельское», а в начале 2022 года, наконец, начнется реставрация.
Дом князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке после реконструкции 1890-х годов. Юго-восточный фасад. Отто Ренар. Государственный музей-усадьба «Архангельское».
Дом князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке после реконструкции 1890-х годов. Юго-восточный фасад. Отто Ренар. Государственный музей-усадьба «Архангельское».
Юсуповский дворец. Вид на палаты с Большого Харитоньевского переулка. Александр Живаго, 1900-е. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Юсуповский дворец. Вид на палаты с Большого Харитоньевского переулка. Александр Живаго, 1900-е. ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Изысканная роскошь Дворца на Мойке.
С другой стороны не раз убеждалась: всему свое время. Ведь сказочно повезло, что не случилось аж до 2020-го… Ну не счастье ли гулять по великолепному дворцу сколько хочешь и почти в полном одиночестве? В отзывах читала, что обычно там очень много народа, да и записи экскурсий, просмотренные на ютубе, это подтверждали: группа за группой, постоянный гул голосов… И длятся экскурсии от силы час с небольшим. Я уж молчу про их «содержательность», что, вообще говоря, странно. Мне казалось, в Петербурге такого быть не может. Диво-дивное, но аудиогид, как выяснилось, дает в разы больше информации! Надеюсь, это не особенность ковидного года и возможность вместе с покупкой билета скачать на телефон аудиогид сохранится и дальше. К тому же там не только аудио, но и печатный текст доступен. Не нравится слушать — читай.
По случаю «особого режима» билеты приобретались он-лайн и на конкретное время, но абсолютно никто за этим не следил. Я пришла минут на 15 раньше, пустили без проблем. Да и смысл не пускать, ежели народа практически нет?
Между прочим, самым первым дворцом в моей жизни тоже стал когда-то Юсуповский, в Архангельском. Было мне тогда лет восемь, и больше всего потрясла, помнится, парадная спальня, вся такая «принцессина», в шелках и с пологом. Повторить Архангельское однажды попыталась, но вышло это крайне неудачно. Дворец был закрыт, причем не ради реставрации или еще по какой достойной причине: ликвидировали последствия свадьбы сына Надежды Кадышевой. Слов нет… То есть понятно, что музеи у нас зачастую живут сложно, денежки нужны, но… Так и хочется короля из «Золушки» процитировать: «Связи-связями, но надо же и совесть иметь!»
Дворец на Мойке, кстати, тоже свои помещения для различных мероприятий предоставляет. Надеюсь, не столь разгульно-многолюдных, и к счастью, мне ни с чем подобным там пересечься не пришлось. В холле царила тишина, я даже немного оробела возле мраморной лестницы, ведущей к анфиладе залов второго этажа: мой удобно-пешеходный вид явно ее великолепию не соответствовал…
14Лестница эта появилась во дворце как раз при Юсуповых. В первоначальном здании, проект которого был разработан Жаном-Батистом Валлен-Деламотом по заказу графов Шуваловых, на этом месте располагалась арка, через которую кареты гостей въезжали с набережной Мойки во внутренний двор. После Шуваловых усадьба была выкуплена Екатериной II в. казну, а затем пожалована ею своей любимице графине Александре Браницкой, племяннице Григория Потемкина. Случилось это незадолго до смерти Екатерины, после чего по понятным причинам графине пришлось удалиться от двора; не вернулась она в Петербург и после воцарения Александра I. 5 марта 1830 года усадьба была продана за 250 тысяч рублей князю Борису Николаевичу Юсупову, племяннику Александры Браницкой.
Новый владелец начинает во дворце грандиозную реконструкцию, длившуюся семь лет (автор проекта Андрей Алексеевич Михайлов (Михайлов 2-й), бывший в то время ректором Императорской академии художеств). Кто-кто, а Юсуповы могли себе позволить многое, если не всё. Семья была одной из богатейших в России, притом имели князья репутацию весьма рачительных хозяев. «Давал три бала ежегодно и промотался наконец» — это не о Юсуповых. Хотя их балы по пышности ничем не уступали императорским, иной раз за вечер принимали здесь до двух тысяч гостей.
Которые, так же, как и мы сейчас, сразу попадали в мир изысканной роскоши. Не знаю, прилично ли было в прежние времена надолго задерживаться возле чего-либо, рассматривая детали, вполне вероятно, что нет… Хорошо, что мне об этом думать не надо — изумительными сфинксами с женскими головками у подножия лестницы любуюсь вволю, никто не торопит и никто не мешает… А дальше и вовсе «ошеломиссимо»: дивные фарфоровые канделябры с бронзовым дракончиками, мраморные статуи в нишах, огромная (самая большая во дворце) люстра и лепнина затейливости невероятной.
Читайте также: