Дом старухи процентщицы год постройки
Дом старухи-процентщицы
На набережной канала Грибоедова распложился весьма любопытный дом. Литературный дух исходит из этого дома - и это не просто так.
Согласно свидетельству современников А. С. Грибоедова, в этом доме были написаны первые сцены комедии «Горе от ума», а по мнению исследователей творчества Ф. М. Достоевского, в нём проживала убитая Родионом Раскольниковым героиня романа «Преступление и наказание» Алёна Ивановна, занимавшаяся ростовщичеством.
После убийства старухи-процентщицы Раскольников вышел через арку в сырой темный двор, окна квартир в котором смотрят друг на друга и затем юноша последовал на Среднюю Подьяческую улицу.
Так писатель создал образ Петербурга – города участника драмы Раскольникова, где трагедии ежедневно происходили на улицах, а великолепие дворцов не могло заслонить убогость домов, улиц и судьбы простых людей.
Дом старухи процентщицы год постройки
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться Прогулки по Петербургу. Дом старухи-процентщицы.Если доехать в метро или на трамвае до Сенной площади и пройти несколько десятков метров до канала Грибоедова, в прошлом-Екатерининского или, в просторечии, «канавы», то можно выйти к той части города, которую можно назвать «Петербург Достоевского». Эти места я открыл для себя совсем недавно, в 2002 году. В сентябре этого года я снова прошелся по старом маршруту.
Идя от Сенной площади и перейдя канал по Кокушкину мосту, можно через несколько минут выйти к пересечению Столярного переулка и Малой Мещанской улицы. В 1864 году Достоевский жил здесь в доме №9. В августе этого же года он переселился в дом напротив (№7). Дом принадлежал купцу Алонкину (Олонкину), занимавшемуся продажей чая.
Именно в этот дом к Достоевскому в начале октября 1864 года пришла ученица стенографических курсов Анна Сниткина, которую Достоевский вынужден был пригласить, т.к. в соответствии с договором, который он заключил с книгоиздателем Стелловским, он должен был написать роман, и роман этот надо было написать в течение месяца. В этом доме был написан и надиктован «Игрок». После того, как «Игрок» был отдан книгоиздателю, Достоевский начал диктовать Сниткиной продолжение романа «Преступление и наказание». В 1866 году роман был закончен.
Неподалеку от дома, где жил Достоевский, находится дом, известный, как «дом Раскольникова». Петербургские писатели и литературоведы еще в 20-е годы сошлись во мнении, что именно этот дом более всего похож на тот, который описал Достоевский в своем романе. Описывать его я не буду, т.к. в 1970 году дом был частично перестроен и последний, пятый, мансардный этаж, где могла быть каморка Раскольникова, стал чердаком, а дом из пятиэтажного стал четырехэтажным. А самое главное, вход в подворотню, через которую я хотел пройти в 2002 году во двор, оказался закрыт воротами с кодовым замком. Видимо, здорово надоели жителям дома любопытствующие туристы. Так что не удалось мне посмотреть ни сторожку, в которой Раскольников взял топор, ни лестницу в подъезде, по которой он поднимался в свою каморку.
Неподалеку, на набережной канала стоит дом (№73), похожий по описаниям на дом, в котором жило семейство Мармеладовых. В 2002 году во двор этого дома еще можно было зайти. Но нам надо идти дальше.
Выйти к дому просто: по набережной канала до Львиного мостика, а от него можно идти по Средней Подъяческой, а можно идти дальше по набережной. В 2002 году во двор дома можно было зайти и через подворотню с набережной канала и со стороны улицы.
Стены подворотен были обшарпаны, асфальт во дворе разбит, но дверь подъезда, тяжелая старая дверь, казалось, сохранившаяся еще с 19 века, была открыта. Кодового замка на двери вообще не было! Войдя в подъезд, я очень удивился тому, что жильцы до сих пор не сменили двери и не установили кодовый замок.
Уроды-тинейджеры расписали все стены подъезда идиотскими надписями. А ведь все в подъезде осталось нетронутым со времен Достоевского.
Узкие каменные ступеньки с выемками, перила, на которых еще кое-где сохранились пустотелые металлические шары, грязноватые, плохо вымытые окна. «Дух эпохи» в этом подъезде я почувствовал лучше, нежели в последней квартире Достоевского, в которой он умер и из которой потом сделали квартиру-музей.
Двор в 2006 гг.
Подворотня, через которую Раскольников, совершив преступление, вышел на улицу (2006 г.)
Напротив подворотни дом, где находился трактир, в котором маляр, нашедший сережки, выпавшие из кармана Раскольникова, расплатился ими с трактирщиком.
Во время подготовки к 300-летию города и саммиту «Большой семерки» дом здорово изменился. Его покрасили, подворотню, выходящую на набережную канала, закрыли воротами и даже поставили рядом с ними мусорные контейнеры, чтобы уж намертво запечатать вход во двор.
Двор и выход на Среднюю Подъяческую закатали толстым слоем асфальта.
А самое главное, в подъезде наконец-то поставили металлическую дверь с кодовым замком и теперь в подъезд просто так не войдешь!
Естественно, и у дома, и у литературного героя, бывает несколько прототипов. Нельзя сказать, что вот именно этот дом описан в романе как дом Раскольникова, а этот как дом старухи-процентщицы. Писатель не военный топограф, но, побывав в этих местах «вживую», я перечитал роман с новыми чувствами. Нет, скорее не чувства, а ощущения были новые. Вид из грязного окна вниз во двор дома, запах немытости лестницы, прохлада и округлость шара на перилах…
А ведь и двор, где Раскольников прятал драгоценности под камень, сохранился. Место это совсем рядом с Исаакиевской площадью. Но там я был уже вечером, было темно, и снять ничего не удалось.
Прогулки по Петербургу: вдоль набережной канала Грибоедова до дома старухи-процентщицы
Продолжаю пешеходные прогулки по окрестностям Сенной площади. Сегодня наш маршрут идет вдоль канала Грибоедова к дому, где жила старуха-процентщица в романе "Преступление и наказание". В прошлой статье мы остановились около дома № 73 (дом Сони Мармеладовой).
Дом № 73 на набережной канала Грибоедова (фото автора) Дом № 73 на набережной канала Грибоедова (фото автора)Теперь направляемся к Вознесенскому мосту, который существовал еще с 1735 года и неоднократно менял свой облик. Сначала он был деревянный. К концу XVIII века мост имел гранитные устои. В 1930 г. его расширили для прокладки трамвайных путей по проспекту Майорова (Вознесенский проспект) . Во время Великой Отечественной войны мост получил повреждения от снарядов и авиабомб.
Вознесенский мост (фото автора) Вознесенский мост (фото автора)В 1957-1958 гг. произвели реконструкцию моста, сделав его конструкцию металлической. На въездах установили торшеры с фонарями и ограждения по типу Итальянского моста.
Вернемся во времена Ф. М. Достоевского и вспомним эпизоды из романа, происходившие на Вознесенском мосту:
Раскольников пошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. Здесь же, у -ского моста, произошла душераздирающая сцена сумасшествия Екатерины Ивановны, которую "глупый народ" воспринимал как забавное зрелище.Вознесенский мост (фото-коллаж автора) Вознесенский мост (фото-коллаж автора)
Следующая остановка на нашем маршруте-это Подьяческий мост. Гранитные обелиски, которые стоят на въездах, были перенесены в начале 70-х годов с разобранного Александровского чугунного моста при засыпке Введенского канала.
Подьяческий мост (фото автора) Подьяческий мост (фото автора)Мост соединяет Большую Подьяческую улицу с Фонарным переулком.
Подьяческий мост (фото автора) Подьяческий мост (фото автора)Заглянем на несколько минут в Фонарный переулок . Мысленно представляется, что в нем будет много фонарей. Почему ему дали такое наименование? Посмотрим, что написано по этому поводу в книге "Почему так названы?"
. название Фонарный произошло от так называемого Фонарного питейного дома в этом переулке. Возможно, название переулка и питейного дома были связаны с находившимися в этом районе фонарными мастерскими.
Забавные подробности о нём можно встретить в энциклопедии "Санкт-Петербург" Н. А. Синдаловского. В книге написано, что в переулке в конце XIX века стали появляться дома терпимости с эмблемами красных фонарей. В 1870-1871 гг. здесь построили популярные "Фонарные" бани или "Бани на Фонарях". Поговаривали, что будто бы люди там, часто придавались запретным утехам. Появилось выражение: "Дурочка с фонарного переулочка". Покидаем Фонарный переулок и идем дальше.
Экскурсия по местам романа "Преступление и наказание"
Во всем мире знают и читают психологическо-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского — "Преступление и наказание", который был впервые опубликован в 1866 году в журнале "Русский вестник".
Замысел романа созревал у писателя в течение многих лет, однако его главная идея об "обыкновенных" и "необыкновенных" людях сформировалась в 1863 году. К написанию произведения Достоевский приступил через 2 года.
Стоит отметить, что по прошествии свыше 150 лет, роман всё так же популярен. Более того, он привлекает все новых и новых читателей со всего света. И едут в Петербург, где долгое время жил и творил Фёдор Михайлович, в город, куда писатель погрузил своих героев, описывая вместе с тем реальные улицы, переулки, площади, мосты и набережные, а также здания и заведения тогдашней столицы.
Дом старухи-процентщицы
У исследователей романа "Преступление и наказание" нет единого мнения касательно адреса дома старухи-процентщицы. Существуют 3 версии, по одной из них — Алёна Ивановна жила на набережной канала Грибоедова, по второй — старуха обитала в доме на левом углу Садовой и Никольского рынка, по третьей — жилище процентщицы находилось недалеко от Гороховой улицы. Но первая версия оказалась убедительнее 2-х остальных. Дом старухи-процентщицы — это бывший Дом Ивана Вальха, жилое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу: набережная канала Грибоедова, 104/25.
"С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он (Раскольников) к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -- ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками -- портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.".
Раскольников не раз измерял шагами маршрут от своего дома к месту проживания старухи-процентщицы, которую Достоевский описывал как "крошечную, сухую старушонку, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосую". Её квартира располагалась во 2-ом узком дворе. Отсюда до дома, где жил Раскольников, по его подсчётам было всего 730 шагов.
Сюда главный герой в 1-ый раз отправился делать "пробу", во 2-ой — на "само дело", и в 3-ий — после убийства, когда "неотразимое и неизъяснимое желание повлекло его" к "тому дому". Писатель детально описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит "канаву" (Екатерининский канал), разделявшую 2 полицейские части.
Дом старухи-процентщицы еще примечателен тем, что в нем 2 года (в 1816 – 1818 гг.) проживал Александр Сергеевич Грибоедов. Согласно свидетельству современников писателя, в этом доме были написаны первые сцены комедии "Горе от ума".
Трактир "Хрустальный дворец" - угол Садовой и Большой Подъяческой, 33
"Он вышел в другую улицу: «Ба! «Хрустальный дворец»!" Работая над романом, в черновиках Достоевский пишет: "На углу Садовой и Вознесенского я набрел на одну гостиницу, и так как я знал, что в ней есть газеты, то и зашел туда, чтобы прочесть в газете, под рубрикой ежедневных событий, о том, что там написано об убийстве старухи".
Получается, "Хрустальный дворец", описанный в романе, это гостиница "Пале-де-Кристаль". Трактир писатель помещает в угловой дом Вонлярской, выходивший на Большую Садовую улицу и Вознесенский проспект, в дом, в котором находилась гостиница Миллера "Пале-де-Кристаль". Здесь Раскольников и выслушал исповедь Свидригайлова. Теперь это дом № 45/56, известный как “Дом со шпилем”, который находится на углу улицы Садовой и Вознесенского.
Юсуповский сад
Прямо перед совершением преступления, когда Раскольников направлялся к Дому старухи-процентщицы, ". Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только все ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. ".
В 1863 году по указу императора Александр II Юсуповский сад открыли для публичных посещений. Тогда в каждой из его частей установили по фонтану. Юсуповский сад пользовался популярностью у жителей столицы и окрестных районов Санкт-Петербурга.
Вознесенский мост
Вокруг Вознесенского моста через Екатерининский канал разворачиваются многие события "Преступления и наказания". На нём Раскольников предавался размышлениям, с этого же моста на его глазах мещанка Афросиньюшка бросилась в Екатерининский канал. У Вознесенского моста в романе описывается безумная сцена, когда Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих маленьких детей петь и танцевать ради подаяния.
"Канава", как называет Достоевский Екатерининский канал, наряду с переулками, улицами и площадями, является одним из главных мест действия романа. Это слово упоминается в романе свыше 2-х десятков раз — и каждый раз в весьма важном контексте. "Канава" встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую контору, куда он идет сознаваться в преступлении. На "канаву" выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой.
Дом Бакалеева
Отрывок из книги:
- С часу на час. Приискал им на первый случай квартиру.
- Где? - слабо выговорил Раскольников.
- Весьма недалеко отсюда, дом Бакалеева.
- Это на Вознесенском, - перебил Разумихин, - там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит; бывал.
- Да, нумера-с.
- Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!
Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая "Варваринская гостиница", где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.
20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. "Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою".
Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.
Дом Родиона Раскольникова
Действие романа начинается с того, что Раскольников выходит из своей каморки, которая расположена в С — м переулке, и направляется к К — му мосту. Почти что через 40 лет после выхода романа вдова Фёдора Михайловича Достоевского — Анна Григорьевна расшифровала некоторые сокращения и, в соответствии с ее версией, действие начинается в Столярном переулке.
Существует мнение некоторых исследователей топографии романа, согласно которому под С — м переулком писатель подразумевал, возможно, Спасский переулок. Но оно не нашло подтверждение. И литературоведы взяли за основу версию вдовы Достоевского о том, что каморка Родиона Романовича находилась в Столярном переулке в доходном доме Шиля, поскольку местожительство главного героя тесно связано с адресами самого писателя. В 1847-1849 гг. в этом доме (бывшей гостинице "Париж") Федор Достоевский снимал комнату.
Дом Раскольникова находится на улице Гражданской, 19 (Столярный переулок, 5). Квартира с его комнатушкой расположена на последнем этаже. "Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру". Так же, как и в романе, на чердак ведут 13 ступенек. В 1999 году на стене дома установили горельеф "Дом Раскольникова". Однако для посещения дом закрыт.
Дом Бакалеева
Отрывок из книги:
- С часу на час. Приискал им на первый случай квартиру.
- Где? - слабо выговорил Раскольников.
- Весьма недалеко отсюда, дом Бакалеева.
- Это на Вознесенском, - перебил Разумихин, - там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит; бывал.
- Да, нумера-с.
- Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!
Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая "Варваринская гостиница", где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.
20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. "Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою".
Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.
Столярный переулок, 14
Столярный переулок находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от Казанской улицы до набережной Канала Грибоедова. Он примечателен в аспекте нашей темы тем, что в по адресу: Столярный переулок, 5 находится литературный памятник, как уже было сказано выше, Дом Раскольникова.
Также по адресу Столярный переулок, 14, в одной из квартир доходного дома Алонкина с 1864 по 1867 гг. проживал сам Фёдор Михайлович. Здесь писатель и написал свой роман "Преступление и наказание".
Неподалёку в доходном доме Зверкова № 18 с 1829 по 1831 гг. жил писатель Николай Васильевич Гоголь, который в своей повести "Записки сумасшедшего" упоминает "Дом Зверкова у Кокушкина моста".
Кокушкин мост
"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту".
Итак, как уже стало понятно, главный герой нашел себе пристанище в Столярном переулке, а направлялся он в один из дней в начале июля к Кокушкину мосту. Это мост через канал Грибоедова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова.
Здание бывшей Казанской полицейской части
На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Его вызвали по поводу жалобы хозяйки, которой он задолжал за квартиру. Вечером у Раскольникова начался бред, который длился 4 дня. Полицейская контора находилась по адресу — набережная Екатерининского (Грибоедова) канала, 99. Сюда, в итоге, 20 июля с повинной явился главный герой романа.
"Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович (поручик) раскрыл рот. Со всех сторон сбежались. Раскольников повторил свое показание".
За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. В этом здании до революции размещался 3-й полицейский участок Казанской части. Здесь в полицейской конторе "Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова" по поводу убийства старухи-процентщицы.
Конный переулок - переулок Гривцова
Конным переулком раньше называли сегодняшний переулок Гривцова. Это то место, где "мещанин и баба, жена его, торговали с двух столов товаром…" и разговорились со знакомой Лизаветой Ивановной. Здесь Раскольников узнает о том, что на следующий день старуха-процентщица будет одна дома. Переулок Гривцова находится в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, проходит от набережной реки Мойки до Сенной площади.
Сенная площадь
Родион Раскольников часто бывал на Сенной площади. Отправляясь на убийство, он проходил мимо Юсуповского сада. "Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся". Достоевский отлично знал этот район, поэтому маршрут главного героя автор воспроизвёл очень точно и скрупулёзно.
"Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках, в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников".
На Сенной площади Раскольников замышляет убийство процентщицы — Алёны Ивановны, и на Сенную площадь он возвращается спустя несколько дней после убийства. На Сенной площади тогда стояла церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, или как храм в народе называли Спас-на-Сенной. С 1923 года — собор. Увы, в 1961 году в разгар очередной антирелигиозной кампании был взорван вместе с соседним доходным домом. Именно возле Спаса-на-Сенной Родиона Раскольникова постигло осознание ужаса своего преступления.
Вечером 20 июля Раскольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, и сразу же отправляется в полицейскую контору, где сознается в убийстве. "Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. ".
Петербург Достоевского: что и где смотреть?
Мы предлагаем свой вариант знакомства c Петербургом Достоевского. Совсем рядом с Невским проспектом и его парадными домами – совсем другой мир, о котором собственно и говорил великий русский писатель. Его имя с трудом и почтением выговаривается иностранцами. Ему в этом году исполнится 200 лет.
Ниже рассказ о наиболее важных точках этого очень своеобразного мира, а также небольшие комментарии для понимания их значения.
Начнем с того места, которое является альфой и омегой петербургского текста Федора Михайловича. Это Владимирская площадь и ее окрестности.
Памятник Ф.М. Достоевскому
В России Достоевскому установлено множество памятников, но, пожалуй, самый интересный, работы скульптора Любови Михайловны Холиной , был открыт 30 мая 1997 года в Санкт-Петербурге в створе Большой Московской улицы.
Писатель любил сидеть на скамеечке буквально на этом месте. Вследствие этого и памятник сразу «вписался» в местный колоритный пейзаж. С одной стороны от него – стихийный «блошиный» рынок у ограды Владимирского собора. С другой расположился цивилизованный Кузнечный рынок , существовавший и во времена писателя.
Фото Тара-Амингу Фото Тара-АмингуПожалуй, в России больше нет такого органично взаимодействующего со средой памятника великому человеку. Бурлящая вокруг него городская жизнь образуют лучший мемориал писателю, заглянувшему в самую глубину души человека. На этом пятачке всегда люди: они встречаются, отдыхают, торгуют, иногда пикетируют, отстаивая свои права. Любят собираться у памятника люди и совсем бесправные – бомжи . Достоевский – это тоже о них.
Музей Ф.М.Достоевского (Кузнечный пер., 5)
В этом угловом четырехэтажном доме зимой 1846 года снимал 2 комнаты Федор Михайлович Достоевский. Весной он съехал с квартиры и только через 32 года вернулся сюда . К этому времени дом был перестроен. Достоевский проживал в квартире № 10 на втором этаже.
Фото DIMSFIKAS Фото DIMSFIKASВ этом доме он написал роман «Братья Карамазовы» . Именно этому дому было суждено стать последним приютом писателя в Петербурге. Здесь 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался , а 13 ноября 1971 года, к 150-летию со дня его рождения, в квартире и примыкающих к ней помещениях был открыт Литературно-мемориальный музей.
Достоевский в Петербурге никогда не имел своей квартиры и сменил более 20 адресов . Практически всегда он отдавал предпочтение угловым квартирам , особенно выходящим на перекресток. Почему? В перекрестке писатель видел и сгусток жизни , место, где разворачиваются главные события городской жизни. В перекрестке Федор Михайлович видел и символ креста – искупления грехов.
Еще одно непременное условие выбора Достоевским квартиры – близость храма .
Владимирский собор
Владимирская площадь появилась в результате перепланировки всего близлежащего пространства во время постройки Владимирской церкви, начатой в 1745 году.
Квартира Достоевского в Графском переулке (Владимирский пр., 11)
Типичный переулок с соответствующим времени названием – Графский (здесь находилось домовладение графа Головина), и дом, чудом сохранившийся без изменений до наших дней. В нем будущий писатель почти четыре года, с 1842 по 1846 год, до переезда на Кузнечный переулок, снимал квартиру.
Фото Яндекс.Карты Фото Яндекс.КартыКвартира, выходящая окнами в переулок, находилась на втором этаже и состояла из трех комнат и просторной прихожей.
Любовь к угловым квартирам сформировалась у молодого Достоевского еще во время обучения в Инженерном училище . Его любимым помещением была небольшая комната углу Михайловского замка , где он допоздна читал книги. Как раз эту комнату он снял во время обучения в училище. Здесь в качестве компаньона с ним жил знакомый доктор Ризенкампф . Затем с ним поселился литератор Григорович . Как раз он и стал первым известным читателем рукописи «Белых ночей», побежал к Некрасову . Потом оба, восторженные побежали к Белинскому с известными всякому школьнику словами про «нового Гоголя».
Семёновский плац (Пионерская пл.)
В первое столетие существования Санкт-Петербурга в этом месте размещалось поселение лейб-гвардии Семеновского полка, и всю территорию называли в просторечии «Семенцы». Частью её был огромный Семеновский плац.
В жизнь Достоевского вошел как место, на котором при Николае I была совершена публичная расправа над революционерами-демократами – «петрашевцами» . В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года большинство членов кружка было арестовано и заключено в Петропавловскую крепость.
Несмотря на явную слабость улик, суд признал подсудимых виновными в «злоумышленном намерении произвести переворот в общественном быте России» и приговорил 15 человек к расстрелу и еще пятерых к разным срокам каторги. 22 декабря 1842 года петрашевцев доставили сюда, на Семеновский плац.
«Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год. «Обряд казни на Семёновском плацу», рисунок Б. Покровского, 1849 год.В последний момент казнь заменили каторгой . Это было одним из самых больших потрясений в жизни Достоевского. Пережив каторгу и солдатскую службу в Семипалатинске, в самом конце 1859 года, то есть почти через 10 лет , Достоевский возвращается в Петербург. Наблюдения и замыслы, накопленные в заключении, легли в основу его нового романа – «Записки из Мертвого дома» .
Гороховая улица и дом Рогожина (№38)
Дома на этой улице занимала довольно благополучная публика. Не случайно Достоевский в романе «Идиот» поселяет на этой улице потомственного гражданина Рогожина . Отыскивая его дом, князь Мышкин , так же, как и мы, шел со стороны Загородного проспекта по Гороховой по направлению к Садовой улице, не доходя до которой почувствовал близость к дому Рогожина. За три дома до Садовой по правую руку от князя мог оказаться дом № 38. Попробуем рассмотреть его, так ли это?
У Достоевского: «дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого…Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые».
Сенная площадь
Эта площадь и сегодня продолжает быть живой иллюстрацией к творчеству Ф.М. Повседневная бурная жизнь Сенной была для Федора Михайловича Достоевского богатым источником многих реалистичных сюжетов. В романе «Преступление и наказание» писатель показывает разнообразные петербургские типы, бытующие на площади: мелких чиновников, студентов, торговцев, ростовщиков, полицейских, ремесленников, пьяниц, проституток, нищих, жизнь которых протекает в закусочных, публичных домах, трактирах.
Фото Антон Ваганов Фото Антон ВагановНа этом фоне разворачивается основное действие романа. Сенная площадь таинственным образом притягивает Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно стал свидетелем разговора студента и офицера о процентщице.
Некоторое время спустя, Раскольников, проходя по Сенной площади, на углу Конного переулка, ныне Гривцова , неожиданно для себя услышал разговор мещанина, его жены и сестры процентщицы – Лизаветы, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта решающая для него встреча стала началом трагедии, описанной в романе «Преступление и наказание».
Кокушкин мост
Этот мост всегда притягивал русских писателей. Он упоминается в творчестве Пушкина, Лермонтова. А Николай Гоголь и вовсе жил рядом с ним в доме Зверкова.
Справа - дом Зверкова, где жил Н.В. Гоголь Справа - дом Зверкова, где жил Н.В. ГогольСобытия, описанные Федором Михайловичем Достоевским в романе «Преступление и наказание», начинаются у Кокушкина моста:
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С[толярн]ом переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушки]ну мосту». Названия переулка и моста писатель кокетливо зашифровывает, но любому петербуржцу уже тогда было понятно, о каком месте идет речь.
С Кокушкина моста открывается характерный вид в обе стороны на канал Грибоедова – это замкнутая перспектива – символ безысходности.
Казначейская улица
Жители этой улицы стали прототипами литературных героев Достоевского. Подлинность их изображения не вызывает сомнений, так как писатель имел возможность наблюдать жизнь простого люда этого района в течение почти 7 лет . С сентября 1861 года по февраль 1867 он сменил на этой улице три квартиры.
Первый его адрес – Малая Мещанская, дом 1 . В этом угловом доме, выходящем на канал Грибоедова, Достоевский поселился спустя год после возвращения из ссылки. Здесь же находилась редакция журнала «Время» в квартире ее издателя – брата Михаила Михайловича. Из-за недоразумения с цензурой весной 1863 года журнал «Время» был закрыт. Через год Достоевский приступил к изданию нового журнала – «Эпоха». И адрес его тогда уже был иным – Малая Мещанская, дом №9 , принадлежавший Евреинову. Он прожил в нем всего один апрельский месяц 1864 года. В этом году он потерял жену Марию Дмитрию и брата Михаила Михайловича.
«…стало мне просто страшно. Вся жизнь переломилась надвое».
К этому времени Достоевский снимал квартиру уже на другом углу Малой Мещанской и Столярного переулка, в доме под номером 7 .
Убивать не обязательно: маршрут по следам «Преступления и наказания»
Поиск теней романа «Преступление и наказание» в реальных домах Петербурга может показаться странным занятием. Однако трудно удержаться и не пройти маршрутами Родиона Раскольникова, когда автор так точно описывает существующие постройки, хоть и сокращает топонимы. К тому же и сам Раскольников как бы приглашает проследить его путь, отсчитывая на страницах количество шагов между пунктами назначения.
Дом Родиона Раскольникова
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».
Главный герой романа, Родион Романович Раскольников, живет на чердаке в квартире, похожей на шкаф, в пятиэтажном доме. По версии исследователей, прообраз его дома стоит на Гражданской улице, 19 («Дом И. Иохима»). На угловом фасаде здания установлена мемориальная доска с портретом писателя и надписью: «Дом Раскольникова. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».
Дом Сонечки Мармеладовой
От дома Раскольникова пройдем по Столярному переулку в сторону канала Грибоедова. На первом перекрестке с Казначейской улицей свернем направо. Здесь на берегу стоит здание Казенной палаты.
Советский культуролог Николай Анциферов отмечал, что постройка на набережной канала Грибоедова, 73 (Казначейской улице, 13) описана с топографической точностью в романе «Преступление и наказание». В губернском учреждении Достоевский разместил Соню Мармеладову.
«Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора».
Однако во времена Достоевского здание было двухэтажным. Казенная палата работала до своего упразднения в 1918 году. В середине XX века на здании выросла надстройка в два этажа с фасадом в стиле «сталинского» классицизма.
Вознесенский мост
Если у дома Сони, стоя лицом к каналу Грибоедова, посмотреть направо, мы увидим Вознесенский мост.
«Раскольников прошел прямо на -ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль. <…> Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду».
По Вознесенскому мосту Раскольников несколько раз ходил к старухе-процентщице, здесь же предавался размышлениям. С этой переправы в канаву (Грибоедова или Екатерининский канал) в воду бросилась мещанка Афросиньюшка, рядом с мостом Катерина Ивановна Мармеладова заставляла своих детей петь, танцевать и просить подаяния.
Дом старухи-процентщицы
До дома, где произошло главное событие романа, можно пройти вниз по течению канала Грибоедова (или канавы). Дойти нужно до Харламова моста. На пересечении набережной и Средней Подьяческой улицы стоит дом, в котором обитала книжная старуха-процентщица Алена Ивановна.
Среди исследователей меньше всего разногласий вызывает именно этот адрес. Сходятся и описания дворов, и сторон, на которые смотрят окна. Убийство Раскольников совершает в доме, прообразом которого стала постройка на набережной канала Грибоедова, 104 (Дом Ивана Вальха). Достоевский описывает обычный доходный дом, а сейчас его охраняют как памятник архитектуры.
За полвека до выхода «Преступления и наказания» в доме старухи-процентщицы жил Александр Сергеевич Грибоедов. Здесь же, по свидетельству его друга С. Н. Бегичева, он написал первые сцены комедии «Горе от ума».
«Хрустальный дворец»
От дома старухи-процентщицы пройдем по проспекту Римского-Корсакова. На Вознесенском проспекте свернем направо и пройдем до перекрестка с Садовой улицей. Напротив нас четырехэтажное здание с зелеными фасадами.
«Ба! „Хрустальный дворец“!
„Газеты есть?“ — спросил он, входя в весьма просторное и даже опрятное трактирное заведение о нескольких комнатах, впрочем довольно пустых».
В газете «Санкт-Петербургские ведомости» в 1862 году трижды (по правилам времени) дали объявление: «Вновь открыта гостиница „Пале-де-Кристаль“, по Садовой улице и Вознесенскому проспекту, в доме госпожи Вонлярлярской, где можно получать нумера для приезжающих, обеды и закуски из лучших блюд; вино по сходным ценам».
В ранней редакции романа Достоевский отмечал, что Раскольников зашел в эту гостиницу, так как знал, что в ней есть газеты. Там он хотел прочитать об убийстве старухи. В «чистовике» гостиница с названием на французский манер превратилась в хмельной трактир «Хрустальный дворец». Вводя его в роман, Достоевский с иронией намекал на труд Чернышевского «Что делать?» и констатировал — вместо «хрустальных дворцов» народ получил кабаки.
Местоположение реального «Хрустального дворца» не однозначно для исследователей романа. В разных источниках можно найти несколько адресов, по которым якобы располагался трактир. Путаницу в том числе внесли комментарии жены Федора Достоевского Анны Григорьевны. Согласно ее указаниям, тот самый трактир находится еще дальше по Садовой улице, аж на пересечении с нынешним Московским проспектом.
Исследователи предполагают, что Анна Достоевская назвала «Хрустальным дворцом» трактир, в котором в шестой части романа Раскольников встречается со Свидригайловым. К тому же на проспекте действительно открыли кабак «Хрустальный дворец», но уже после публикации романа, как бы по его следам. Впрочем, противоречие исследователи романтично объяснили «принципиальной двойственностью, призрачностью картины Петербурга в романе».
Полицейская контора
Завершить прогулку логично у дома, где в романе располагалась полицейская контора. Сюда Раскольников пришел с повинной. К конторе пройдем по Садовой улице, свернем к Кокушкину мосту, а перейдя через него — направо.
«„Что ж, это исход! – думал он [Раскольников], тихо и вяло идя по набережной канавы. – Все-таки кончу, потому что хочу…“
В контору [от его дома] надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была тут в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом, через две улицы, – может быть, безо всякой цели, а может быть, чтобы хоть минуту еще протянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг, как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидал, что стоит у того дома, у самых ворот».
Полицейскую контору разные исследователи «размещают» в разных частях описываемого квартала. Многие сходятся на том, что Достоевский взял за прототип реальный полицейский участок. Отделение блюстителей закона в середине 60-х годов XIX века находилось на набережной Екатерининского канала (Грибоедова), 67. Помещения в доме занимала полицейская контора 3-го квартала Казанской части. Интересно, что незадолго до начала работы Достоевского над романом реальная контора так же «переехала на новую квартиру», как и ее книжный прототип.
Однако в романе Раскольников направляется в полицию и проходит мимо «вчерашней улицы» и видит «тот дом». Исследователи уточняют, что это невозможно — в границах 3-го квартала Казанской части такой точки обзора не существует. Указания текста и реальное расположение здания снова списали на двойственность и призрачность города в романе.
Обнаружен новый адрес старухи-процентщицы
Уже 150 лет поклонники творчества Достоевского пытаются совместить литературную топографию романа "Преступление и наказание" с картой города, но до сих пор не все адреса бесспорны. Окрестности Сенной и маршруты героев описаны с документальной точностью, однако названия улиц, переулков и мостов зашифрованы.
Например, ещё с 20-х годов XX века, с лёгкой руки краеведа Н.П. Анциферова, принято считать, что старуха-процентщица жила на углу Екатерининского канала и Средней Подьяческой улицы, в доме, современный адрес которого: набережная канала Грибоедова, 104. Однако, если внимательно перечитать роман, становится ясно, что этого не могло быть.
По замыслу Достоевского, действие романа происходит летом 1865 года. Тогда основной административной единицей городской структуры была полицейская часть, а части, в свою очередь, делились на участки. Участок объединял всего несколько городских кварталов, за порядок в которых отвечала находившаяся здесь же полицейская контора с участковым приставом во главе.
В тексте романа содержатся прямые указания на то, что преступление было совершено в границах той же полицейской части, в которой проживал сам Раскольников. Благодаря свидетельству вдовы Достоевского, мы знаем, что писатель "поселил" Родиона Романовича в Столярном переулке, который тогда относился ко 2-му участку Казанской части. А дом 104 по Екатерининскому каналу – к 4-му участку Спасской части. Граница между частями проходила как раз по каналу, стало быть, дом старухи нужно искать на другом, нечётном, берегу.
кликабельно
Как сказано в романе, дом Алёны Ивановны выходил одной стороной на "канаву", а другой в "……ю улицу". Предельно точно описан путь Раскольникова после убийства. Со двора дома он вышел на …..ю улицу, повернул налево, дошел до некого переулка, повернул в него и по переулку вышел на канал. Из этого следует, что улица и набережная канала не пересекались, как ошибочно предположил Анциферов, а шли параллельно, и их связывал какой-то переулок. Кстати, вблизи пересечения канала и Средней Подьяческой вообще нет никаких переулков, а сама улица выходит на набережную, в какую сторону по ней ни пойди.
Описанному в романе месту преступления скорее соответствует положение дома, современный адрес которого: Казанская ул., 60 / Фонарный пер., 18 / наб. кан. Грибоедова, 83. Правда, в 1865 году адрес был немного другим: Большая Мещанская, 62 / Фонарный, 18 / Екатерининский кан., 85. Если предположить, что после убийства Раскольников вышел на Большую Мещанскую, то все описанные в романе повороты до набережной канала в точности получатся.
Как указал Достоевский, от дома Раскольникова (Столярный пер., 5) до дома старухи-процентщицы было ровно 730 шагов. От Столярного переулка до дома 104 по каналу Грибоедова чуть ли не в два раза больше. А вот от Казанской, 60 цифры получаются гораздо более близкие: 720 плюс-минус 10.
Доходный дом В. П. Лихачева, который мы видим сейчас на углу Казанской, Фонарного и Грибоедова, был построен в 1911-1912 гг. Однако в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранятся чертежи и документы, касающиеся всех построек, которые были на этом месте начиная с 1833 года. Вот что из них следует.
В середине 60-х годов XIX века здесь находился доходный дом Софьи Кузьминичны Пащенко, жены статского советника. Изначально дом был трехэтажным, но в 1859 году на той его части, что выходила одним торцом на канал, а другим – в Большую Мещанскую, был надстроен 4-й этаж. При доме был двор сложной конфигурации, в который вели два проезда – один с улицы, другой – с переулка. Окна четырехэтажной части дома, как и окна описанной в романе комнаты старухи-процентщицы, выходили на юго-запад.
Новая версия адреса Алёны Ивановны, несомненно, заслуживает внимания ценителей романа, 150-летие которого мы отмечаем в этом году. Данную точку можно нанести на карту популярных экскурсионных маршрутов по "Петербургу Достоевского".
Юлия Дунаева , младший научный сотрудник Библиотеки РАН
© Петербургский Дневник 2016
Читайте также: