Дом революции 6 год постройки
Анкета дома г. Пермь, ул. Революции, д. 6
Многоквартирный дом находящийся по адресу край. Пермский, г. Пермь, ул. Революции, д. 6 общей площадью 7265,00 кв.м построен в 1993 году. Здание состоит из 10 этажей. Имеет железобетонные перекрытия. На нашем сайте Вы можете оценить дом, посмотреть расположение дома на карте и узнать к какой управляющей компании относится дом.
Адрес: г. Пермь, ул. Революции, д. 6
Год постройки: 1993
Год ввода в эксплуатацию:
Тип дома: Многоквартирный дом
Почтовый индекс: 614007
Аварийное состояние: Нет
Управляющая компания: ООО УК ЭксКом
Основные параметры дома
Максимальное количество этажей: 10
Минимальное количество этажей: 10
Количество подъездов: 3 шт.
Количество лифтов:
Количество жилых помещений: 108 шт.
Количество нежилых помещений: 4 шт.
Общая площадь дома: 7265,00 кв.м
Жилая площадь дома: 6110,70 кв.м
Нежилая площадь дома: 1146,20 кв.м
Площадь, входящая в состав общего имущества:
Площадь земельного участка в составе общего имущества: 4170,13 кв.м
Класс энергетической эффективности:
Не присвоен
Посмотреть фото
Инженерные решения
Тип системы электроснабжения: Центральное
Количество вводов в дом: 1 шт.
Тип системы теплоснабжения:
Центральное
Тип системы горячего водоснабжения: Закрытая с приготовлением горячей воды на ЦТП
Тип системы холодного водоснабжения: Центральное
Тип системы водоотведения: Центральное
Объем выгребных ям: 0,00 куб.м
Тип системы газоснабжения: Центральное
Тип системы вентиляции: Вытяжная вентиляция
Тип системы пожаротушения: Отсутствует
Тип системы водостоков: Наружные водостоки
Конструктивные элементы дома
Тип фундамента:
Материал несущих стен: Кирпич
Перекрытия: Железобетонные
Тип мусоропровода: На лестничной клетке
Количество мусоропроводов: 3
Благоустройство дома
Спортивная площадка: Имеется
Детская площадка: Имеется
Похожие дома в Перми
Оценить дом по параметрам
Пройдите опрос о вашем доме и расскажите другим людям о его преимуществах и недостатках. Оценка производится по пятибальной шкале: чем больше звезд, тем лучше оценка.
Доходный дом страхового общества «Россия»
Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал эти здания самыми красивыми в Москве. А Михаил Булгаков увековечил размещавшиеся здесь структуры в своих произведениях.
В 1899-1902 годах в квартале между Милютинским и Фроловым переулками появились два огромных дома страхового общества «Россия». Их соединила кованая решетка с вензелем владельца «СОР» (отлита О.В. Дессином).
Доминанта дома — стилизованная готическая башня. Очертаниями она напоминает Спасскую башню Кремля. Там даже есть колокол, но звонил он лишь однажды — в 2011 году, по случаю юбилея дома. А все потому, что его не снабдили языком.
Фасады дома страхового общества «Россия» украсили зооморфный декор и всевозможные божества. Каждое из них имеет свой сакральный смысл, а все вместе означают счастливую жизнь квартирантов этого дома. А так как суеверные люди стараются избегать числа 13, здесь нет квартиры под этим номером.
До революции здание было красного цвета, а на крыше стояли изысканные статуи. Но во время войны многие из них пострадали. В дом неоднократно попадали авиабомбы, и в результате он частично лишился декора.
В доме страхового общества «Россия» устроили 148 элитных квартир площадью до 400 м 2 . На момент постройки здание оборудовали самыми современными инженерными системами — там был водопровод с собственной артезианской скважиной, электрические лифты и освещение, собственные паровые котлы. Работала прогрессивная система вентиляции — прообраз современного климат-контроля. В квартирах были телефоны, камины, фонтаны. В мансарде работала мастерская художников, а на чердаке собственная прачечная. Работали также синематограф, атлетический зал и стоянка для экипажей и автомобилей. А целый штат персонала выполнял любые поручения жильцов.
Дом страхового общества «Россия» строили на века, так как московская дума требовала гарантий, что паровые котлы не взорвутся, а камины и газовые плиты не приведут к пожару. В результате он стал настоящей крепостью, которая могла существовать автономно от города. А подвалы дома оказались так велики, что в 1941 году в них устроили бомбоубежище.
После 1917 года в доме разместились многочисленные конторы, редакции газет, РОСТА. В 1921 сюда переехал Народный Комиссариат Просвещения под руководством А.В. Луначарского.
В Наркомпрос входил Главполитпросвет, бессменным председателем которого была Н.К. Крупская. Она, например, ратовала за большевизацию отечественного образования и составляла списки запрещенных книг. Туда, к слову, попали Платон, Кант, Достоевский, Карамзин, Лесков, Гоголь, Пушкин, Аксаков и даже детские стихи Чуковского. И здесь в 1921 году начал работать Михаил Булгаков. Не удивительно, что Главполитпросвет стал местом действия нескольких его произведений.
А через 2 месяца Булгакова уволили по причине расформирования ЛИТО. Полученный им опыт лег в основу повести «Дьяволиада», где бюрократический ад сводит с ума делопроизводителя Короткова. А еще Главполитпросвет вдохновил Маяковского на создание «Прозаседавшихся».
В начале 1990-х квартиры дома «России» перепродали и отреставрировали. Дом вернул себе славу элитного жилья, но в народе появилась горькая шутка: «Россия не для бедных».
Административное здание в Газетном переулке
По проекту дом 6 в Газетном переулке должен был занимать целый квартал, а венчать здание должна была колесница Славы. Но построили лишь небольшой фрагмент.
Адрес этого здания стал названием фильма «Огарёва, 6». Построил его в 1946 году архитектор И.И. Ловейко.
Сначала в доме разместилось МВД СССР. Сейчас здание занимают Следственный комитет при МВД России и Департамент Кадрового Обеспечения МВД. В 1970 году на территории установили мемориал воинам-чекистам работы П.С. Добровольского.
В 2001 году прошла информация, что город выкупит у МВД дом 6 в Газетном переулке за 18 миллионов долларов. Там планировали устроить элитные квартиры. Но дальше проекта дело не пошло.
Справка о недвижимости
Определите год постройки дома в Новосибирске, процент износа дома по данным БТИ, управляющую компанию, дату планируемого капитального ремонта (собственники квартир уплачивают обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома с 2014 года).
Поиск жилых домов по году постройки
Сервис для поиска многоквартирных домов в Новосибирске, когда есть требования или пожелания к году постройки жилого здания
Хотите купить квартиру в доме, которому не более 10-15 лет (или готовите список домов для показов, в соответствии с пожеланиями клиента)
Банк рассматривает для ипотеки жилые дома не старше определенного года
Участвуете в программе расселения или присматриваете квартиру для военной ипотеки, а условия программ накладывают ограничения по году постройки жилого здания
Подыскиваете не слишком дорогое жилье, и готовы рассмотреть квартиры в домах советского периода
Ограниченный бюджет диктует выбор жилого дома, который построен 20-30 лет назад
Или наоборот, пришла пора улучшить жилищные условия, и вас интересует совсем свежий объект, которому нет и пяти лет
Эти и другие проблемы теперь могут решиться быстрее. Чтобы увидеть перечень домов, подходящих под ваши критерии, выберите необходимый диапазон дат и укажите район города.
Найти жилые дома
Статьи о недвижимости
Четыре способа сдавать квартиру "по-честному"
При сдаче внаем объектов недвижимости можно заплатить налоги на основе патента
Что выгоднее: сдавать жилье внаем или продать квартиру и положить деньги на банковский вклад - подсчитаем
Советы, помогающие сделать эффективным объявление в интернете
Перечень нарушений рекламного законодательства, встречающихся при продаже недвижимости
Чем примечателен первый небоскрёб Москвы: Малоизвестные факты о Доме Нирнзее
Отписаться можно в любой момент.Среди шедевров московской архитектуры здание со странным и сложнопроизносимым названием «Дом Нирнзее» по праву считается одним из самых интересных, легендарных и таинственных. И чтобы рассказать обо всех его особенностях, пожалуй, не хватит целой книги. Приведем лишь некоторые интересные факты об этом доме.
Кто такой Нирнзее
До постройки знаменитого дома в Большом Гнездниковском переулке по этому адресу располагалась дворянская усадьба, включавшая как каменные, так и деревянные строения. В 1873-м его очередные владельцы, Кайсаровы, приспособили постройки под комнаты для сдачи внаём, а в мае 1912 года, когда участком владела уже помещица Быстрова, она продала его под застройку архитектору-немцу, обосновавшемуся в России – Эрнсту-Рихарду Нирнзее. Инженер-строитель по образованию, он пробовал себя в разных стилях (эклектика, модерн, неоклассицизм и т.д.). Архитектор пользовался популярностью у заказчиков – в общей сложности он выстроил около сорока зданий доходных домов в центре Москвы.
Однако дом в Большом Гнездниковском оказался заметнее всех остальных его работ. Нирнзее решил построить такое здание, которое по высоте превосходило бы все остальные дома Москвы и в то же время имело бы компактные и очень функциональные квартиры для жильцов-холостяков и молодых семей.
Дом даже считается прототипом советских домов-коммун.
Городская управа выдала разрешение на постройку девятиэтажного здания с центральным водяным отоплением, архитектор оперативно разработал и предоставил властям проект, и уже летом 1913-го дом высотой более 40 метров был почти готов. Сам архитектор в дальнейшем поселился здесь же.
Знаменитые жильцы
Известно, что в этом доме произошло историческое знакомство Михаила Булгакова с его будущей супругой Еленой Шиловской, ставшей впоследствии прототипом возлюбленной Мастера – Маргариты. Именно с крыши Дома Нирнзее Булгаков обозревал столицу в своем произведении «Сорок сороков». Кроме того, в этом здании жил Владимир Маяковский.
Также легенда гласит, что этот дом посещал Грирогий Распутин, причем, при мистических обстоятельствах. Якобы вскоре после постройки жильцы стали слышать в помещениях странные голоса, кроме того, с крыши «небоскреба» часто сбрасывались самоубийцы – таким же способом покончил с жизнью и один из сыновей архитектора Нирнзее. Народ стал поговаривать о присутствии в доме нечистой силы, и для её изгнания сюда и был приглашен знаменитый целитель и мистик Григорий Распутин (на тот момент домом уже владел не Нирнзее, а Дмитрий Рубинштейн). Согласно преданию, после неких манипуляций, проведенных Распутиным, странные вещи в доме уже больше не происходили.
В подвале дома какое-то время располагалось кабаре «Летучая мышь», жили здесь известные актеры МХАТа.
А после революции, в 1930-х годах, тут жил знаменитый гособвинитель московских судебных процессов Андрей Вышинский. Могущественный сосед наводил страх на всех жильцов, впрочем, и сам он после нашумевших процессов не чувствовал себя в безопасности – имел в доме личную охрану и даже пользовался отдельным лифтом.
Самый высокий и современный
Вплоть до 1931 года Дом Нирнзее был в столице самым высоким зданием. Валентин Катаев отмечал, что этот дом служил вертикальной доминантой всего Тверского района, и сравнивал его с американским небоскребом.
Смотровая площадка на крыше привлекала любопытных со всей Москвы, к тому же, на крыше располагались театр миниатюр, и, конечно, ресторан. А в первые годы после революции здесь крутили кино. Кстати, смотровая площадка одно время даже была платной – вход стоил 20 копеек.
После революции
В 1930-е в Москве появились более эффектные на вид сталинки-высотки, и на их фоне дом стал казаться старомодным и не таким величественным, несмотря на то, что с архитектурной точки зрения был очень интересен.
После революции дом, с одной стороны, оставался все тем же мещанским «тучерезом» (так его называли горожане по аналогу со словом «небоскреб») со скульптурами на фасаде и вазами. С другой стороны – изменился контингент. Старые жильцы либо по своей, либо по чужой воле покинули свои квартиры. Среди новых обитателей дома стали преобладать сотрудники органов госбезопансости и партработники. Кстати, в 1930-е в этом доме нескончаемым потоком шли репрессии.
Во время войны
Интересно, что в годы Великой Отечественной столь высокое здание почти не пострадало от авианалетов – в том числе по причине того, что на его крыше размещалась батарея ПВО. По воспоминаниям старожилов, когда советские войска стали поочередно освобождать от врага наши города, в честь каждого такого события с крыши дома бил салют, сопровождаемый светом прожекторов. В такие моменты, жильцов наверх, конечно, не пускали военные – наблюдать салют можно было с нижней крыши здания.
В мае 1945-го Салют Победы с крыши Дома Нирнзее насчитывал три десятка залпов из тысячи орудий.
Крыша как двор
После войны жизнь в доме оставалась такой же уникальной – у его обитателей был свой собственный мир. Например, вместо стандартного московского двора – крыша. Дети здесь и уроки делали, и катались на велосипедах, и играли в мяч (правда, если он улетал за пределы крыши, приходилось бежать вниз по лестнице на его поиски). Здесь росла сирень, стояли кадки с цветами, для отдыха имелась плетеная мебель. А еще крышу использовали как пляж – в солнечные летние деньки здесь можно было загорать.
В доме Нирнзее располагались и три детских сада, причем один из них – несмотря на советские годы, частный (в него своих детей водила культурная элита).
Здесь снимали фильм «Служебный роман»
Именно на крыше этого легендарного дома состоялся откровенный разговор киногероев «Служебного романа» – Новосельцева и его «начальницы-мымры» Калугиной. Этот момент фильма – один из ключевых, поэтому было очень важно, чтобы сцена происходила в визуально запоминающемся, знаковом месте, хотя, по сюжету, это была обычная крыша, на которую суровая начальница выходила из своего кабинета поплакать в одиночестве.
Во время разговора главных героев на заднем плане, помимо панорамы Москвы, можно отлично разглядеть характерную ограду крыши Дома Нирнзее.
Дореволюционные дома в Москве: сколько стоит история
История вовсе не бесценна, как вы можете подумать. Особенно в Москве, где ее стоимость рассчитывают в долларах за метры: дореволюционные дома знаменитых русских архитекторов XIX-XX вв., расположенные на Патриарших прудах, Пречистенке, в Замоскворечье, на Арбате или Остоженке, продаются в среднем за 10-12 тыс. долл. (400-480 тыс. руб. по курсу на 8.10.2014) за квадратный метр. Но есть нюансы - цена метра в зависимости от расположения дома, видовых характеристик квартиры и качества ремонта может достигать 25 тыс. долл. (1 млн руб.).
Речь идет о московских домах, построенных в конце XIX - начале XX в.
Цены в бывших коммуналках сегодня могут достигать 1 млн руб. за метр Век назад в этих домах селились богатые москвичи. В центре Москвы в начале XX в., к примеру, аренда шикарной многокомнатной квартиры с обстановкой и ремонтом обходилась в 100-150 руб. в месяц. Позволить себе такие квартиры могли не все: жалование младших чинов государственных служащих (современный аналог менеджеров) в дореволюционной России составляло всего 20 руб. Такие апартаменты снимали лишь купцы, промышленники и госслужащие высокого ранга (как, впрочем, и сегодня): начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций с окладами от 150 до 300 руб. в месяц.В чем привлекательность домов с историей
"Дореволюционные доходные дома конца XIX - начала XX в. интересны современным покупателям дорогого жилья в первую очередь из-за своего расположения, - отвечает генеральный директор агентства элитной недвижимости Troika Estate Татьяна Крючкова. - Такие дома, как правило, расположены в самом центре Москвы, внутри Садового кольца, в тихих переулках. Основное отличие дореволюционных домов - их грандиозность, изящество и большие жилые пространства. Площади квартир в таких домах - около 300 кв. м и более".
Управляющий партнер Contact Real Estate Денис Попов добавляет: "Хороший дореволюционный дом, прежде всего, построен известным архитектором. Творения Ф. О. Шехтеля, Л. Н. Кекушева, Г. А. Гельриха и многих других мастеров московского модерна отличаются просторными вестибюлями, широкими лестницами, красиво оформленными высокими потолками под четыре метра. В элитном дореволюционном доме наличие внутреннего лифта, предусмотренного проектом, говорило о высоком уровне здания, на этажах размещалось не больше двух квартир".
"Сегодня наибольшую ценность представляют дома с реконструкцией, в результате которой сделаны железобетонные перекрытия, подземные паркинги, дома оснащены современными инженерными коммуникациями: приточно-вытяжной вентиляцией, системой кондиционирования, современными лифтами, охранной и пожарной сигнализацией, видеонаблюдением и т. д.", - продолжает Татьяна Крючкова и уточняет: - Во многих домах владельцы квартир своими силами провели ремонт в квартирах с усилением деревянных перекрытий".
Денис Попов,
управляющий партнер
Contact Real Estate
- Из минусов дореволюционных домов можно отметить ветхие деревянные перекрытия, частичную поквартирную реконструкцию некоторых зданий, что вовсе не подразумевало ремонт общественных зон и мест общего пользования, плачевное состояние домовых коммуникаций, протекающие кровли, затопленные подвалы и захламленные чердаки.
В число минусов входит также отсутствие подземных паркингов, а придомовая территория в лучшем случае едва располагает местом для одной машины на квартиру.
Также можно отметить, что, несмотря на то, что большинство бывших коммунальных квартир в дореволюционных домах уже расселено, кое-где еще остаются помещения с прежними владельцами. Это сказывается на разношерстном социальном составе и может отпугнуть потенциальных покупателей.
Портрет покупателя
"Можно смело заявить, что покупка квартиры в дореволюционном доме - это большей частью эмоциональная покупка, - комментирует управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев. - Кто покупает? Питерцы, для которых это привычный формат, либо коренные москвичи, во-первых, привязанные к конкретной улице, к конкретному переулку исторического центра столицы, во-вторых, желающие жить именно в историческом доме. В любом случае квартиры в дореволюционных домах занимают особую нишу на рынке недвижимости, и покупатель на них всегда есть".
"В таких домах очень часто приобретают квартиры покупатели из западных стран, для них это неповторимый московский колорит", - добавляет штрихи к портрету покупателя региональный директор департамента элитной жилой недвижимости Knight Frank Russia & CIS Елена Юргенева.
Дома советской элиты: где поселились большевики в Москве после революции
В современном Романовом переулке комплекс старых монументальных дореволюционных домов под номером 3 (на фото выше) привлекает внимание множеством мемориальных досок, которые установлены на высоком цоколе двух жилых корпусов, выходящих в переулок. Этот адрес в советское время был известен под двумя названиями: «5-й Дом Советов» и «Грановского, 3» (так как в советское время современный Романов переулок был улицей и носил имя известного русского историка). Так чем же знаменит этот дом?
В марте 1918 года советское правительство переезжает из Петрограда в Москву. Сразу встает вопрос о том, где размещать рабочие кабинеты правительства и куда заселять работников. Москва в 1918 году была перенаселенным городом, и в улучшении жилья нуждалось около 1 млн человек, а здесь появляется еще и целая армия государственных работников с семьями — примерно около 100 тыс. человек. Кремль серьезно пострадал в период осенних событий 1917 года и находился в процессе ремонта. Да и переселить всех чиновников в самое сердце новой советской столицы было невозможно — в Кремле не хватало места.
Весной 1918 года под нужды жилья для государственных работников отводят гостиницы и дома с удобствами (водопроводом, канализацией, центральным отоплением) и комфортабельные гостиницы. Так, гостиница «Националь» становится «1-м Домом Советов». Здесь в марте 1918 года жил Владимир Ильич Ленин с супругой и сестрой и вся верхушка новой власти, так как в Кремле в то время еще шли восстановительные работы. Также под «2-й Дом Советов» приспособят гостиницу «Метрополь», а бывшую Духовную семинарию в Божедомском переулке отдадут под «3-й Дом Советов». Монументальный доходный дом с гостиницей «Петергоф», расположенный на углу Моховой и Воздвиженки, приспособят под «4-й Дом Советов». А для «5-го Дома» выберут располагавшийся неподалеку комплекс бывших доходных домов, которыми до 1918 года владел Александр Дмитриевич Шереметев.
Текущее состояние дома
«По нашим оценкам, квартиры в доме по адресу Романов переулок, д. 3 в настоящее время стоят от $15 тыс. до $20 тыс. за 1 кв. м в зависимости от состояния квартиры, этажа, на котором она расположена, и ее метража», — говорит руководитель отдела продаж городской недвижимости IntermarkSavills Кристина Томилина.
Фасады всех трех корпусов выполнялись в едином стиле и сочетали в себе стилистику необарокко и неоренессанса. Самым нарядным по оформлению оказался первый корпус с массивными порталами парадных подъездов и эркерами лестничных клеток. Все три корпуса Мейснер увенчал мансардными крышами с башеннообразными завершениями по углам. Охристая и терракотовая окраска фасадов всего жилого комплекса придавала ему помпезную монументальность и величественность. Этот жилой комплекс сразу же облюбовали артисты Большого театра и музыканты Московской консерватории, которых опекал А. Д. Шереметев. В этом доме с 1890 по 1895 год жил композитор Антон Степанович Аренский.
Москва в 1918 году
А в 1918–1919 годах, когда квартиры были национализированы, все три корпуса доходного дома переименовали в «5-й Дом Советов». Последний, мансардный этаж так и оставили коммуналкой, и здесь еще долгое время жили уплотненные коренные жители и их потомки. А цокольный этаж отдали персоналу, обслуживающему домовое хозяйство, — слесарям, электрикам и малярам.
Остальные квартиры были распределены между советскими военачальниками Гражданской войны, служащими государственных организаций и академиками. В разное время здесь жили С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, А. А. Жданов, Г. К. Жуков, Л. М. Каганович, А. Н. Косыгин, Г. М. Маленков, В. М. Молотов, А. Я. Вышинский, К. К. Рокоссовский, Л. Д. Троцкий, Н. С. Хрущев и др. Ряд мемориальных досок, повествующий о жителях этого дома, тянется вдоль всего современного переулка.
Как и любые другие дома, «5-й Дом Советов» не обошли репрессии конца 1930-х — середины 1950-х годов, и состав жильцов здесь неоднократно менялся. Членов семей «врагов народа» выселяли из этого дома, в квартиры въезжали новые жильцы. Для обстановки выделялась казенная мебель, так как достать ее, чтобы полностью обставить большие многокомнатные квартиры «5-го Дома», было сложно.
Сталинки, хрущевки, брежневки: гид по сериям московских типовых домов
Жилищное строительство в Москве уже с первых лет советской власти было приоритетным направлением в развитии города, но финансовых, технических и материальных ресурсов не было.
Жилищный вопрос в самом начале стали решать методом уплотнения и создания коммунальных квартир. Лишь в 1920-е годы были предприняты первые попытки строительства жилых массивов с кооперативными и муниципальными домами, однако прирост городского населения обгонял эти темпы. Генеральный план реконструкции и развития города 1935 года предусматривал комплексную застройку и реконструкцию городских кварталов. Но смена идеологии в архитектуре и архаичность в возведении жилых зданий не позволили в первые пять лет реализовать даже малую часть этого плана.
В 1938–1940-х годах были предприняты первые попытки индустриального домостроения — возведения крупноблочных домов и домов с использованием готовых элементов. После Великой Отечественной войны в Москве в районе Новопесчаных улиц были построены кварталы с домами, в которых были использованы готовые элементы и впервые унифицированы изделия. А первые массовые секционные серии кирпичных домов появились в кварталах Ленинского и Ломоносовского проспектов, а также 1-й и 2-й улиц Строителей (современная улица Строителей и улица Крупской). Одновременно в Ленинграде и Москве в середине 1950-х годов начинаются первые эксперименты по индустриальному домостроению в кварталах Октябрьского поля, 1-й Хорошевской улицы. И лишь после постановления «О развитии жилищного строительства в СССР», принятого Советом Министров СССР в 1957 году, начинается массовое применение индустриального домостроения.
В качестве эксперимента создается 9-й квартал Черемушек с опытными сериями жилых домов, построенных из блоков, панелей, кирпича и кирпичных блоков. Некоторые из этих серий стали массовыми. Однако в условиях нехватки ресурсов еще долгое время в Москве одновременно с панельными и блочными строили жилые дома со стенами из кирпича — силикатного или красного, иногда применяя для облицовки фасада желтый кирпич.
Все проекты и типы жилых зданий этого периода различались между собой, но имели во многом схожие черты. В 1957 году были выпущены новые нормативы и правила. По этим нормативам в квартире обязательными были кладовая или встроенный шкаф, спальня (6 кв. м на одного человека, 8 кв. м на двоих), общая комната (не меньше 14 кв. м), которая могла быть проходной и вести в том числе на кухню. Жилая площадь однокомнатной квартиры составляла 16 кв. м, двухкомнатной — 22 кв. м, трехкомнатной — 30 кв. м, четырехкомнатной — 40 кв. м.
Рассмотрим некоторые распространенные серии, которые появились в Москве на рубеже 1950–1960-х годов.
Первые массовые серии возникли на юго-западе столицы. Это серии СМ-3, СМ-6 (СМ означает Секции Моспроекта) и II-08, которые были распространены во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов.
Дома этих серий имеют этажность от восьми до десяти этажей. Построены из красного или силикатного кирпича с железобетонными сборными перекрытиями и узнаваемы по стенам, которые облицованы желтым или силикатным кирпичом. Иногда встречается и отделка красным кирпичом, особенно в 14-м и 17-м кварталах юго-запада. Так как эти здания возводились из кирпича и при возведении не было строгого соблюдения исходного проекта, на местах в проекты часто вносили незначительные изменения, поэтому фасады этих трех серий имеют разнообразное оформление: часто меняется конфигурация балконов, оконных проемов, а в некоторых домах вместо балконов применялись эркеры треугольной формы. Также эти серии были удобны тем, что из секций можно было формировать квартальную периметральную застройку, фактически создавая дом-квартал. Особенность внутренней планировки данных трех серий состоит в том, что межэтажные перекрытия «держатся» на внешних несущих стенах и внутренней центральной продольной несущей стене. Все продольные стены, кроме стен лестничных клеток с лифтовыми шахтами и мусоропроводами, являются ненесущими (даже между квартирами). Высота потолков — от 2,8 до 3 м. Все комнаты изолированы и соединены длинными коридорами, так как планировка в этих сериях разрабатывалась с учетом как покомнатного расселения жильцов (в этих домах были коммунальные квартиры), так и полноценного заселения одной семьи в одну квартиру. Санитарные узлы раздельные. Такие серии массово возводились на юго-западе Москвы и в других районах города. Однако с появлением более дешевых серий строительство данных домов было прекращено в 1959–1960 годах.
В середине 1950-х годов на Хамовническом Валу, в Алексеевском районе, Марьиной Роще, 14-м квартале Юго-Западного района и 11-м квартале Черемушек появляются блочные серии II-04 и II-05. Отличаются эти две серии этажностью (восемь и пять этажей соответственно), планировкой и разной комбинацией одной номенклатуры блоков. Блоки выполнены из шлакобетона, трехслойные и толщиной в 50 см, что обеспечивает хорошую тепло- и шумоизоляцию. В первых сериях блоки были украшены объемным рисунком, что делало эти две серии более выразительными. Однако с началом борьбы с архитектурными излишествами фасады на новых домах уже не имели декора, часто использовалась контрастная геометрическая окраска фасадов, которая вскоре была утрачена. В результате в облике таких домов видно огромное количество невыразительно загерметизированных стыков.
Все комнаты в квартирах домов этих серий изолированные так же, как и в сериях СМ-3, СМ-6 и II-08. Санитарные узлы раздельные. Высота потолков — 2,95 м. В восьмиэтажных сериях везде присутствуют лифтовые шахты и мусоропроводы, но в пятиэтажных они есть не везде.
Следующие серии стали создаваться в период борьбы с архитектурными излишествами и имеют уже более экономичные параметры. Одной из таких серий стали кирпичные пятиэтажные дома серии II-14 — распространенной в Москве и во многих городах ближнего Подмосковья. В Москве кирпичные дома серии II-14 строились абсолютно во всех районах, где в конце 1950-х — начале 1960-х годов велось жилищное строительство. Квартальная застройка, как правило, не осуществлялась: в каждом микрорайоне можно встретить не более двух-трех домов данной серии. Внешний облик этих зданий разный из-за вида кирпича и кладки. Высота потолков 2,5–2,6 м в зависимости от кладки кирпича. Комнаты в большинстве случаев изолированные, так как частично осуществлялось покомнатное заселение, но встречаются и варианты со смежными комнатами. Санитарные узлы раздельные. Часто заселялись и цокольные этажи, которые впоследствии стали нежилыми. Лифты и мусоропроводы в этой серии отсутствуют.
В это же время появляется и массовая кирпичная серия I-511, которая также имеет пять этажей и отличается разнообразием внешнего облика. Высота потолков в ранних домах колебалась от 2,60 до 2,72 м. С 1960-х годов — 2,48 м. В ранних домах все санитарные узлы были совмещенными, а с 1960-х годов — только в однокомнатных квартирах.
У данной серии есть существенные недостатки — промерзание торцевых углов в первых домах данной серии, а также неравномерная осадка различных частей дома (так как фундаменты главных фасадов и остальных стен раздельные). Санитарные узлы везде совмещенные и с сидячими ваннами.
В 1957–1960-х годах возводятся пятиэтажные полукаркасные (неполный каркас и навесные панели) серии К-7 и 1605-АМ/5. Их облик узнаваем по облицовке панелей бело-серой и красной плиткой (иногда бежево-оранжевой). Редко — без отделки. Высота потолков — 2,48–2,55 м. В однокомнатных квартирах — совмещенные или раздельные санузлы, в двух- и трехкомнатных квартирах — раздельные. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Наружные стены — навесные железобетонные панели толщиной 300 мм, утеплены пенокералитом. Внутренние несущие стены — железобетонные балки-стенки, заполненные часторебристыми железобетонными или газобетонными панелями. Все это отразилось на состоянии этих серий в последующие десятилетия, а также на низкой шумоизоляции. Серия К-7 была признана сносимой еще в 1990-х годах и почти полностью ликвидирована в Москве. Дома серии 1605-АМ/5 также активно сносятся в городе. Их можно узнать по балконам на квадратных в сечениях колоннах или полулоджиям.
В некоторых районах Москвы можно встретить и общесоюзную серию I-335 — самую массовую пятиэтажную серию в СССР. Если все вышеперечисленные серии редко выходили за границы Москвы, то I-335 была распространена по всей стране. Для этой серии характерны удлиненные окна лестничных клеток и уменьшенные по сравнению с московскими сериями окна жилых помещений.
К схожему типу можно отнести и еще одну общесоюзную серию, которая также была распространена в Москве — КПД-4570. Панельная пятиэтажная серия строилась в течение большого промежутка времени — с 1957 по 1990-е годы (в последнее время уже в модифицированном виде), получив общесоюзное распространение и популярность. За пределами Москвы данная серия в основном строилась в военных городках (на территории бывшего СССР и в Восточной Европе). Вне Москвы такие дома обладают характерными особенностями — облицовкой панелей голубой плиткой и деревянными импостами с узкими форточками в оконных проемах. В Москве облицовка плиткой отсутствует, яркой особенностью на фасадах является специальное выделение мест стыков, которое выкрашивалось контрастными оттенками. Высота потолков — 2,5 м. Площадь кухни в данной серии одна из самых маленьких — 5 кв. м. Лифта и мусоропровода не предусмотрено.
Для Москвы же массовой в 1960-х годов стала серия I-515/5М, один из первых проектов (наряду с K-7) полукаркасной схемы (неполный каркас и навесные панели). Несущие стены — продольные (на что указывает I в названии серии). Высота потолков — 2,48 м. Часто центральная комната в двух и трехкомнатной квартирах проходная. Санузел почти во всех сериях совмещенный, даже в двушках и трешках. Лифт и мусоропровод отсутствуют. Особенностью этой серии является то, что батареи отопления шириной около 80 см спрятаны в межкомнатные перегородки (со стороны окон).
Все эти серии индустриального домостроения имели очень жесткую структуру, облик панельных и крупноблочных домов был однотипным. В 1960-х годах появился сборный железобетонный каркас с навесными панелями. Такие изделия были применены при строительстве административных и жилых зданий на Новом Арбате, а также при возведении зданий для НИИ. Это позволяло в условиях ограниченной номенклатуры изделий вносить разнообразие в облик и композицию фасадов. Решено было использовать данные изделия и для жилищного строительства — особенно для создания домов по индивидуальным проектам или малотиражных серий.
Но одна из серий стала массовой — 1МГ-600 и 1МГ-601 с различными буквенными индексами. Здания таких серий — панельно-каркасные дома, при этом каркас состоит из обыкновенных железобетонных элементов, а наружные стены — из керамзитобетонных блоков, облицованных плиткой. В сериях применена особая конструкция несущих стен: они идут с шагом в 6 м колонны (40 на 40 см) с шагом 4,5 м, что обеспечивало бо́льшую жилую площадь. Однако при такой каркасной структуре дома колонны выпирают из углов и «съедают» их. Недостатки многих вариаций этих серий — отсутствие балконов и лоджий, а также пары смежных комнат в некоторых трех- и четырехкомнатных квартирах.
В 1964–1968 годах началось строительство 10-го квартала Черемушек, в котором уже были спроектированы новые серии зданий. Одновременно мастерская архитектора З. Розенфельда выполнила и реализовала проект нового дома из вибропрокатных изделий. Все эти серии домов начнут новую эпоху индустриального домостроения второй половины 1960-х — конца 1970-х годов.
20 лет спустя: екатеринбурженку заставляют восстановить дом, который задним числом признали памятником
Екатеринбурженку заставляют восстановить памятник, статус которого признали задним числом. Речь идет о доме № 23в на улице 8 Марта с гриль-баром «50 Костей». Владелица здания — Ирина Кривенко — пыталась оспорить решение, но проиграла уже три суда подряд. При этом ее вынуждают вернуть фасад второй половины XIX века. Как это сделать, если в архивах ничего не сохранилось — остается большим вопросом.
Современная история этого небольшого здания началась 17 декабря 1992 года, когда наша героиня купила у мэрии помещение в нем. Когда площади приобретались, по словам Ирины Кривенко, физический износ дома составлял 71%, а по общему облику судить о времени его строительства и первоначальном виде было нельзя.
Справка из БТИ 1992 года, где указано, что здание изношено на 71%
Фото: Ирина Кривенко
Екатеринбурженка решила привести его в порядок и использовать под коммерцию. Одно время в здании располагался, например, книжный магазин «Раритет», а сейчас — гриль-бар «50 Костей».
После 2004 года здание продолжили обновлять: провели в него водопровод, электричество, теплоснабжение, полностью перестроили фундамент, заменили полы, потолки и внутренние стены.
Договор-купли продажи помещения в здании 8 Марта, 23в
Фото: Ирина Кривенко
— Когда пришло время оформлять участок под зданием в собственность, я обращалась в «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» с заявлением о составлении акта технического состояния на здание для оформления охранного обязательства, — подчеркнула наша собеседница. — Но это было сделано исключительно, чтобы подтвердить, что земля под зданием не имеет никаких особых статусов.
Более того, Ирина Кривенко отметила, что никаких действий, связанных с охраной здания, областными или городскими властями не проводились. Никаких проектов, чертежей, описаний, фотографий исходного вида этого здания екатеринбурженка не нашла и никаких обязательств по охране объекта она не подписывала.
В 2019 году наша героиня получила повестку в Ленинский районный суд, где она впервые узнала, что здание на 8 Марта, 23в является памятником. Объектом культурного наследия его признали 28 декабря 2001 года.
Речь в документе идет об усадьбе Николая Федоровича Сырейщикова, которую построили во второй половине XIX века, причем в усадебный комплекс также входили две лавки.
Николай Федорович Сырейщиков был екатеринбургским мещанином. Во второй половине XIX века среди его имущества появилась усадьба на Уктусской улице (ныне улица 8 Марта). В ее состав входили полукаменный оштукатуренный дом, службы, баня и крупчаточная лавка. После революции 1917 года постройки усадьбы использовались под коммунальные жилье. В 1986 году главное здание усадьбы перевели в нежилое и передали его Управлению бытового обслуживания, где расположилась мастерская электронных часов.
— У лавки не может быть какой-то отдельной истории, тут следует говорить об усадьбе в целом, — пояснил научный сотрудник музея Евгений Бурденков. — Раньше ведь люди не покупали отдельно дом, они покупали усадьбы. Здесь же по адресу 8 Марта, 23 располагается главный усадебный дом, а рядом по документам указаны «две лавки».
Согласно паспортам зданий начала 2000 годов, информация есть о домах на 8 Марта, 23 — главный дом, и 8 Марта, 23б — лавка. Документов на третье здание либо не сохранилось, либо вовсе не было.
Наша собеседница предположила, что конфликт происходит из-за того, что в документах указаны два объекта: непосредственно усадьба Сырейщикова и здание под названием «Две лавки». Как раз последний дом мог быть вытянутым по длине и иметь два входа, поэтому так и назывался. В то же время здание на 8 Марта 23в никогда не относилось к комплексу, подчеркнула екатеринбурженка.
Так в начале XX века выглядела улица Уктусская (ныне 8 Марта)
Фото: Музей истории Екатеринбурга
— В ходе дальнейшего разбирательства я выяснила, что управление охраны ОКН ошибочно либо намеренно распространила на здание действие постановления областного правительства от 28 декабря 2001 года № 859-ПП, — считает Ирина Кривенко. — При этом изначально в нем было только принадлежащее Свердловской области здание № 23б, которое является объектом культурного наследия.
Областное управление охраны памятников выиграло у нашей героини в Ленинском районном, Областном и Седьмом кассационном судах. Свою позицию суд строит на основании постановления от 2001 года, в котором как раз и утверждается, что здание Кривенко якобы входит в ансамбль «Две лавки». Теперь от екатеринбурженки требуют восстановить первоначальный облик здания, в то время как, по ее данным, нет никаких документов, позволяющих его установить.
— Более того, основная реконструкция прошла до 2000 года, то есть еще до признания здания памятником, — напомнила наша собеседница. — И таким образом, даже если признать его объектом культурного наследия, с чем я не согласна, на меня пытаются возложить ответственность за действия, которые на момент их совершения были правомерными и согласовывались с властью.
Однако екатеринбурженка не сдается. Вместе с адвокатом Сергеем Панасенко она оспаривает законность постановления областного правительства двадцатилетней давности.
Ювелирная мастерская располагалась по адресу 8 Марта 23а, а рядом, «прижавшись», стоит дом 23б
Читайте также: