Дом на гороховой с винтовой лестницей
Парадная Ромашка на Ломоносова 14 (Санкт-Петербург)
Расположенная на улице Ломоносова, недалеко от Фонтанки, эта парадная стала символом роскоши, богатства, изящества в оформлении и образцом великолепия величественного Петербурга. Этот парадный вход в доходный дом купца Г.Г. Елисеева поражает великолепием своего архитектурного оформления выполненного в жёлто-белых тонах (другие считают, что это персиковый цвет).
Я мало здесь расскажу об архитектуре и истории этого места, это часть дома Елисеева на Ломоносова и эту информацию читайте там (пруфлинк — Дом Елисеева). А здесь посмотрите фотографии этого петербургского чуда, шедевра архитектуры, да почитайте о её современном состоянии и, конечно, как туда попасть.
Вообще, своё народное название она получила из-за жёлто-белой палитры, а также потому, что купол шахты открытого лифта, действительно чем-то напоминает распустившейся цветок ромашки.
Винтовые лестницы напоминающие закоулки древних замков, роскошный холл с камином и гранитной мозаикой пола, пилястры с капителью коринфского ордера — всё это роскошное убранство надо посмотреть обязательно.
Парадная Ромашка — история
Постепенно, примерно с середины 90-х, между жильцами старых домов и посетителями жаждущими попасть во внутрь с целью «позырить, а чё там есть» возникла война. Как ни странно правы были обе стороны. Жильцы не хотели видеть посторонних, потому, что посещение это шум, идиотские росписи на старых питерских лестницах, зачастую открытый вандализм, курение в подъезде, и плохо скрытое распитие бухла. С другой стороны нельзя ограничивать тех, кто действительно хочет полюбоваться уникальным оформлением старого дома, полюбоваться легендарными местами Петербурга и ощутить гениус локи, дух места живущий в каждой городской достопримечательности. Жильцы начали отгораживаться металлическими дверями и кодовыми замками. Страждущие начали эти замки ломать, проникать через чердаки и подвалы, а владеющие городской магией, попросту, проходить сквозь стены…
Та же участь постигла и знаменитый парадный подъезд доходного дома купца Елисеева на Ломоносова. Ещё со времён советской власти эта парадная находилась не в лучшем состоянии. А с приходом новых времён дело только ухудшилось — уникальная лепнина оказалась фактически уничтоженной, были украдены витражи, стены покрылись густой сеткой трёхэтажных пожеланий, ну и прочие радости в виде устойчивого запаха мочи и свежих экскрементов которые жителей радовали мало.
Поначалу жители пошли по проторенному пути — железная дверь, домофон, злая собака во дворе. Помогло, но не очень. И тогда жильцы пошли по не конфронтационному пути — наняли консьержа, поставили систему видеонаблюдения, замок и железную дверь оставили, но стали пускать всех желающих, а за вход брать плату. И вы знаете — помогло. За свои кровные никому не захотелось шуметь и хулиганить. В парадную стали водить экскурсии, консьержка обзавелась кассой, а постоянные поступления от жителей города и туристов интересующихся историей Питера позволили поддерживать парадную в прекрасном состоянии делая своевременный ремонт и накапливать деньги, чтобы восстанавливать аутентичную обстановку дома Елисеева. Например, восстановление оригинальных люстр, заказанных в Италии обошлось в 250000 рублей за штуку. Сейчас, на очереди восстановление камина.
Парадная Ромашка — адрес, как попасть, сколько стоит?
Адрес я уже называл это улица Ломоносова, дом №14. Ближайшая станция метро это Владимирская (красная ветка) или Достоевская (оранжевая ветка). Обе они выходят на Владимирскую площадь. С Владимирской площади с сворачиваете на Загородный проспект, по нему проходите до Пяти углов (ориентир — дом с башней). От него и начинается улица Ломоносова. Проходите по ней практически до Фонтанки. Всё вы на месте вот вам снимок дома для ориентира. Далее подходите к парадной (она в нём одна, ни с чем не спутаете) и набираете на домофоне «5» и «Вызов» вам ответит консьерж. Говорите — «Добрый день, я хочу сделать несколько снимков в парадной, съёмка не профессиональная, об оплате извещён и согласен(на)». Всё, вам откроют, заходите платите деньги. Цена съёмки/входа — 100 руб. В выходные дни дороже, вроде, — 160 рублей, для иностранцев ещё дороже. Дальше можете побродить по парадной и поснимать. Только помните — здесь живут люди, поэтому не нарушайте их покой. Ведите себя как можно корректнее. А посмотреть там есть на что…
Доходный дом купца Елисеева
Парадная Ромашка на карте
Фотографии парадной Ромашка
Фотографии парадной Ромашка — снимки которые я сделал во время очередной прогулки, обозревая неформальный Петербург. Посмотрите на эти фото и я уверен, что вы и сами обязательно захотите побывать в этом чудном месте.
Интерьер парадной Ромашка. Панорама внутреннего объёма первого этажа доходного жома купца Елисеева. Вид от помещения консьержки к входной двери.
Двери квартир в парадной Ромашка. Роскошные, надо сказать, двери. Квартиры шестикомнатные. На каждом этаже расположено по две квартиры. Здесь применён интересный архитектурный приём — каждая квартира на этаже сдвинута по вертикали относительно другой. А это создаёт впечатление, что одна квартира занимает весь этаж. В каждой квартире по две печки и один камин, окна выходят на обе стороны. Но, большинство квартир — это коммунальное жилище.
Расположенные по спирали окна подъезда. Вытянутые световые проёмы вдоль лестницы с полукруглым завершением.
Оригинальное оформление шахты лифта фигурными чугунными элементами и обвивающая её винтовая лестница. Арка прохода на втором этаже обрамлённая художественными элементами декора. Такой вид сохранился только на втором этаже парадной.
Опорная балка винтовой лестницы. Изящное оформление несущей лестничной консоли. Потолочная розетка и люстра на площадке второго этажа.
Винтовая лестница вокруг лифта. Здесь лифтовые двери и элементы шахты заменены современными, эпохи исторического материализма. Оригинальная дверь лифта и его чугунное обрамление сохранены только на втором этаже.
Окна питерской парадной выходящие во двор дома.
Шахта лифта в парадной Ромашка с защитной сеткой уходящей под купол подъезда.
Лепестки купола и шахта лифта. Благодаря этому элементу декора которым Ромашка и получила своё народное название. Фасции на расходящихся радиусах, геральдические щитодержатели и растительный орнамент по окружности.
Спиральная лестница слева от лифта. Белые лепные розетки в её оформлении. Аутентичные перила с чугунными балясинами.
Окна купола подъезда Ромашка. Световые проёмы с полуциркульным завершением, расположенные по периметру барабана. В полуциркульной части окон вставлены оригинальные стекла жёлтого цвета, которые, по замыслу архитектора Барановского, должны создавать тёплое освещение, имитировать солнечный свет в объёме винтовой лестницы. Раньше здесь были витражи, со временем они исчезли. Может восстановят когда-нибудь…
Трёхпалый светильник в подъезде. Так вот выглядят итальянские люстры в старой петербургской парадной, в розетке обрамлённой лепниной с растительным орнаментом.
Экскурсия в парадной Ромашка. Это для меня проводят мини-экскурсию по первому этажу, рассказывая, что сделано и что ещё предполагается сделать в этом чудном месте. Спасибо было интересно, интересно и приятно видеть такое интеллигентное обращение с посетителем забрёдшим полюбоваться этой архитектурной жемчужиной дореволюционного Петербурга. Здесь, кстати, хорошо видна шикарная лепнина в оформлении всего помещения.
Отцы-основатели дома Елисеева. Уголок с портретами купцов Григория Петровича и его сына, заказчика проекта, Григория Григорьевича Елисеева. А также, старые чертежи здания, дореволюционные фото дома и его окрестностей.
Камин в парадной Ромашка. Сейчас не работает, закрыт фиктивной заглушкой — за предыдущие годы запустения пришёл в полную негодность. Говорят, что скоро восстановят. Вот соберём ещё немного денег и восстановим.
Люстры в самой красивой парадной Петербурга. Аутентичные светильники изготовленные в Италии, как и было при создании дома. Цена каждой — 250 тыс. руб.
Пол парадной Ромашка — холодная и простая красота гранита. Общий вид подъезда. Женщина в красном это, как раз консьерж, которая мне открывала и принимал оплату. Воспитанный человек, приятный собеседник. Она же, кстати, рассказала мне интересные факты о сём удивительном месте. Справа схема дома в разрезе и уголок с портретами отцов-основателей.
Всё, краткая экскурсия по самой красивой парадной Петербурга завершена. А вас ждут многие другие чудеса и красоты города.
Ротонда на Гороховой: лестница Сатаны
В Санкт-Петербурге немало мест с необычным происхождением, необъяснимыми явлениями и преданиями. Среди них — небольшой трехэтажный дом в стиле раннего классицизма, с восьмиколонным портиком на главном фасаде. В этом угловом доме с двойным адресом (Гороховая улица, 57 — набережная Фонтанки, 81) находится Ротонда — очень известное и, пожалуй, самое мистическое место Петербурга.
За обычной дверью парадной в обычном доме находится помещение с шестью колоннами, поддерживающими площадку верхнего этажа, винтовой металлической лестницей и куполом, служащим антитезой куполам христианских храмов. Лестница, названная Ротондой, явно не вписывается в облик обычного жилого дома, она пропитана мистикой и легендами. Говорят, что из Ротонды можно уйти в 4-е измерение, пообщаться с Сатаной и услышать свой голос у себя за спиной.
Подворотня во двор Ротонды на Гороховой
Дом Ротонды на Гороховой улице был построен по заказу Саввы Яковлева, семейство которого владело им до 1863 года. Происхождение Ротонды неизвестно. Дом, в котором она находится, построили в XVIII веке и много раз перестраивали. Случайный прохожий никогда не догадается, что в доме на набережной находится такая красота. Единственное окно Ротонды выходит во двор, а купол спрятан под высоким чердаком.
С точки зрения архитектуры, Ротонда — это всего лишь подъезд дома, но зачем он здесь нужен? На первом этаже нет квартир, второго этажа не существует, на третьем этаже — всего три квартиры. Сам внешний вид подчёркивает её предназначение для некоего ритуала. Это чувство усиливается левой винтовой лестницей, которая ведёт в никуда — начинаясь от прямого марша первого этажа, она доходит до уровня несуществующего второго этажа и просто заканчивается.
Необычно и то, что при советской власти, когда все здания перестраивались под нужды нового времени, переделывались, а то и просто сносились, зданию с Ротондой был возвращён его первоначальный вид согласно проекту по окончанию строительства.
План дома с Ротондой
Ещё один интересный артефакт Ротонды на Гороховой — огромный железный люк на первом этаже, расположенный как раз посередине лестницы. Уже в наше время в одну из ночей он сам по себе раскололся от коррозии, вызванной временем. Когда расколовшийся люк обследовали, то в нём обнаружили искусственные каверны расположенные в виде пентаграммы по которым и произошёл раскол. Зачем они были сделаны — загадка, как загадкой является и то, зачем здесь находится этот люк. Штольня под ним залита бетоном, возможно, чтобы любопытствующие не лазили или, чтобы закрыть вход в другое измерение. По одной из версий, изначально, эта шахта служила тайным спуском к Фонтанке, по другой — это был колодец для забора воды, как в средневековом замке.
Стоит упомянуть, что в Санкт-Петербурге есть несколько зданий-ротонд. Если взять карту и соединить все ротонды Петербурга прямыми линиями, то получится истинная пентаграмма — знак огромной магической силы, сродни магическому символу, который образуют стены Петропавловской крепости. Истинной пентаграммой считается не просто пятиугольник, а пятиугольник, пересечённый внутри от углов прямыми линиями. Эти линии образуют пятиугольную звезду, то есть пентаграмма, вложенная в пентаграмму.
Но если основная цель Петропавловской крепости — защита сакрального артефакта — сокровища, сокрытого за её стенами, то магический щит, создаваемый ротондами, защищает весь город (в границах того времени, конечно). Речь идет о зданиях-ротондах, а вот центром пересечения всех этих линий будет лестница Ротонда на Гороховой, именно поэтому она является ключевой Ротондой — сосредоточением сил. Отсюда и неофициальное название Ротонды на Гороховой — Центр Мироздания.
Чугунное ограждение кольцевой площадки верхнего этажа Ротонды
В конце XVIII — начале XIX вв. этот дом принадлежал графу Андрею Зубову, известному масону. Именно в нем, в подвальном помещении ротонды принимали посвященных в известную ложу. Интересный факт — раньше, сразу после строительства, стены Ротонды были расписаны масонскими символами, но сейчас они полностью утрачены.
Ещё одной особенностью этого места являются акустические эффекты. Если, находясь наверху, что-то прошептать, то голос пролетит по своду и вернется к произносившему со спины. Он как будто прошепчет сам себе на ухо. А другой человек, находящейся в любой точке Ротонды, услышит всё настолько отчётливо и ясно, как будто это ему шепнули прямо в ухо.
Само здание Ротонды обладает особыми, необъяснимыми физическими свойствами. Считается, что его конструкция способна преобразовывать пространство, и Ротонда работает как портал в четвёртое измерение. Случай с молодым человеком ставшим за 15 минут стариком подтверждает это.
Кроме того, есть легенда о том, что если подниматься по лестнице Ротонды с закрытыми глазами, то никогда не дойдёшь до конца. Если подняться не по правой, а по левой лестнице, которая ведёт вникуда, то дойдя до тупика, можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны. В народе конечная площадка на левой лестнице называется Башлачёвка из-за нарисованного там портрета Александра Башлачёва. Говорят, что лестница Башлачёвки должна была быть достроена до конца, но когда строительство было в заключительной стадии, выяснилось, что она ведет в пятое измерение, строители испугались и её не стали достраивать. Но в определённые моменты окончание этой лестницы возникает само собой и уводит людей в неведомое.
У Ротонды на Гороховой есть ещё одно неофициальное название — лестница Дьявола или лестница Сатаны. По одной из легенд, Дьявол спускается в Петербург как раз по лестнице Ротонды и, если прийти сюда с какой-нибудь просьбой к нему в полночь, то Сатана обязательно откликнется на неё.
И тому есть реальные подтверждения. Так, например, один из петербургских краеведов XIX века описал такой случай: «Некая молодая девица в конце 40-х годов XIX века обратилась в Ротонде к Антихристу с просьбой наказать мужчину, которого она любила, но который не отвечал ей взаимностью. И Сатана ответил жертве несчастной любви — на следующее утро после разговора с Лукавым её возлюбленный мужчина, отвергнувший её любовь, был найден в постели мёртвым без каких-либо признаков насильственной смерти».
Существует и такая история: в конце 80-х годов ХХ столетия, студент экономического факультета Ленинградского Университета Сушков, несмотря на уговоры своих товарищей, коротавших очередной вечер в Ротонде, остался там до полуночи, так как захотел обзавестись долларовым капиталом. Больше его никто не видел.
Основной же легендой на Гороховой является легенда об исполнении желаний — если написать желание на стене Ротонды, то оно непременно сбудется. На стенах писали последние лет 30. Каждые четыре года надписи закрашивали, а они появлялись снова. Процесс бесконечен: сначала люди просто что-то пишут, потом, когда на стенах нет свободного места, пишут всё более крупными буквами. Затем — используют баллончики с краской. И, когда на стенах полный хаос, начинают царапать гвоздем.
Несколько лет назад всё окончательно закрасили. В настоящий момент записывать желания можно только на специальном стенде.
От Мефистофеля до «Крестов»: Карта самых интересных мифов Петербурга Белая дама, грифоны, семимостье, подземный тоннель через Неву, дух быков и другие шедевры городского фольклора
В центре Петербурга и в его исторических пригородах с почти каждым домом и памятником связаны многочисленные мифы и легенды. Многим из них уже несколько сотен лет, другие сформировались уже в 20 веке. Городской фольклор много лет последовательно и подробно систематизирует историк Наум Синдаловский. The Village изучил его книги «Легенды и мифы Санкт-Петербурга», «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах», «Призраки Северной столицы. Легенды и мифы питерского зазеркалья» и отобрал из них самые интересные мистические истории (смотрите также карту самых интересных мифов Москвы).
Дом Пиковой дамы
Литейный проспект, 42
В Петербурге несколько домов Пиковой дамы. Исторически это особняк на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Наталья Голицына, ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Однако городская мифология связала с Пиковой дамой барочный особняк Юсуповой на Литейном проспекте, 42: по легенде, которая стала распространяться ещё в XVIII века, княгиня Юсупова, которую в молодости за необыкновенную красоту прозвали «Московской Венерой», в старости стала прообразом героини пушкинской повести. По легенде, если долго и внимательно всматриваться в окна второго, господского, этажа особняка на Литейном, то можно разглядеть на фоне старинных оконных переплётов стройную старуху, которая встретится с вами взглядом, а тем, кто не верит в её существование, погрозит костлявым пальцем. Например, петербургскому поэту Николаю Агнивцеву, автору «Блистательного Санкт-Петербурга», в эмиграции грезилось:
На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!
Ксения Петербургская и Мефистофель
Лахтинская ул., 19
В то время как возникновение культа официального святого покровителя Петербурга князя Александра Невского напрямую связано с волей и желанием одного-единственного человека — Петра Первого, который приложил к этому немало личных и общественных сил, почитание Блаженной Ксении Петербургской изначально возникло стихийно, в самых низовых слоях общества, и только затем распространилось и окрепло во всём городе. «Житие» Ксении Блаженной в фольклоре началось с драматической легенды о молодой паре, некогда жившей на одной из небогатых улиц Петербургской стороны. Улица сначала называлась Петровской, а в 1877 году ее переименовали в Лахтинскую. Именно здесь больше 10 лет назад решили построить церковь Святой Блаженной Ксении Петербургской, и именно на эту стройку смотрел ухмыляющийся Мефистофель с дома Лишневского, которого, по одной из версий, снесли как раз за то, что из-за его дьявольского сглаза церковь имени петербургской святой превратилась в долгострой.
Михайловский замок. Дух Павла I
Садовая улица, дом 2
Здесь витает дух самого загадочного российского императора. «1 февраля 1801 года Павел вместе со всем своим многочисленным семейством въехал в новую резиденцию — Михайловский замок. «Самый мистический русский император вселился в самый таинственный и загадочный средневековый замок. Границы между реальным и ирреальным начали окончательно размываться», — пишет Наум Синдаловский.
Павел был злодейски убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. За несколько мгновений до этого, как утверждают предания, «со страшным криком взлетела в воздух с крыши замка огромная стая ворон». С тех пор «взъерошенные вороны, испугавшие некогда убийц императора Павла», будто бы ежегодно в ночь того страшного убийства, оглашая своим криком окрестности, срываются с деревьев Летнего сада и совершают несколько мистических кругов над Михайловским замком.
Многие современные обитатели замка, пишет Синдаловский, до сих пор утверждают, что неоднократно видели призрак императора, играющего на флажолете — старинном музыкальном инструменте наподобие флейты.
Призрак Распутина
Гороховая улица, 64
По сохранившемся городским легендам, призрак непогребенного и непризнанного православной церковью «святого черта» до сих пор неприкаянно бродит по коридорам тесной современной коммунальной квартиры на Гороховой улице, 64, где Распутин жил в начале прошлого века. Тут после его гибели в небольших апартаментах в дворовом флигеле неутешная императрица Александра Фёдоровна, говорят, даже собиралась открыть мемориальный музей. Сегодня привидение некогда всесильного старца никому не вредит. Напротив, как утверждают современные обитатели дома, он «следит за порядком» в квартире.
Дух быков
Московское шоссе, 13
Бронзовые изваяния двух мощных быков для Скотопригонного двора на Обводном канале создал один из крупнейших петербургских скульпторов первой половины XIX века Василий Иванович Демут-Малиновский (известный как автор скульптур Горного института, Казанского собора, арки Главного штаба). «Они поражали современников естественной мощью и производили впечатление двух живых разъярённых гигантов, в ужасе выбегающих из ворот скотобойни. Эффект подлинности происходящего усиливался тем, что скульптуры животных были установлены на низких пьедесталах и казалось, что ноги быков отталкиваются от земли», — пишет Наум Синдаловский. В 1933–1934 году по проекту Ноя Троцкого на Московском шоссе был построен мясокомбинат, и в 1936 году быки перекочевали на Среднюю Рогатку.
По городской легенде, однажды Демут-Малиновскому приснилось, будто изваянные им могучие животные пришли к своему создателю. А когда в 1941 году фронт подошёл к стенам города, быков буквально под огнём с помощью трактора перевезли в Александро-Невскую лавру. Здесь, у ворот Некрополя, они и простояли всю войну, не подозревая, что «пришли», как это и было предсказано легендой, к скульптору, могила которого находилась в нескольких метрах от них.
Строгановский дворец. Призрак первостроителя
Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46
Строгановский дворец, как и многие другие петербургские здания, в буквальном смысле построен на костях: здесь, у Мойки, как полагают историки, в начале XVIII века располагалось одно из городских кладбищ. При каждом очередном расширении границ города кладбища уничтожались, но память места сохранялась. Рождались таинственные легенды и мрачные предания. Вот одна из легенд о призраке пригнанного на строительство Петербурга мужика, который, судя по тексту стихотворения известного поэта XIX века Якова Полонского «Миазм», был тут погребён и через много лет появился в Строгановском дворце, что был построен на том месте и который до сих пор стоит на углу Мойки и Невского проспекта.
Дом стоит близ Мойки — вензеля в коронках
Скрасили балкон.
В доме роскошь — мрамор — хоры на колонках,
Расписной балкон.
Шумно было в доме: гости приезжали —
Вечера — балы;
Вдруг всё стало тихо — даже перестали
Натирать полы.
Няня в кухне плачет, повар снял передник,
Перевязь — швейцар:
Заболел внезапно маленький наследник — и так далее.
Дом Гоголя с привидениями
Казанская ул. 39
Зданию на Казанской улице 39, в котором недолгое время в 1829 году жил Николай Гоголь, история петербургского городского фольклора приписывает славу дома с привидениями. Скорее всего, как утверждают городские исследователи, это можно объяснить тем, что сама улица в начале XIX века заселялась в основном ремесленниками-немцами. Здесь постоянно слышалась немецкая речь, из уст в уста передавались средневековые немецкие легенды, некогда вывезенные с родины, детям читались немецкие сказки, в повседневном быту бережно сохранялись традиции далёкой Германии. И мысль о привидениях именно здесь могла оказаться вполне естественной и привычной. Таким образом, почва для сюжета с мёртвыми душами, подаренного, как известно, Гоголю Пушкиным, была хорошо подготовлена.
Аничков дворец. Белая дама
Невский проспект, 39
В своё время дворец, принадлежавший до того различным частным лицам, был куплен в казну и долгое время находился в собственности русских императоров. При Николае I петербуржцы впервые услышали легенду о призраке Белой Дамы Аничкова дворца. Поговаривали, что по дворцу бродит неприкаянная душа некой юной смолянки, которую совратил и бросил не то какой-то император, не то великий князь. Будто бы бедная девушка с горя кинулась в Фонтанку и утонула. Если верить городскому фольклору, с призраком несчастной смолянки так или иначе встречались все русские императоры, хотя, по одной из легенд, она покинула дворец ещё в начале XIX столетия. Во время пожара Аничкова дворца в 1812 году обыватели будто бы видели, как «из пламени взметнулась огромная фигура в балахоне и растворилась в дыму».
Жуковский, часто бывавший в Аничковом дворце на правах гувернёра Александра, сына Николая I, хотел написать балладу о Белой Даме. Император пресёк это и наложил на любое упоминание о призраке строжайший запрет.
Живые сфинксы
Университетская наб., 17
Сфинксы у Академии художеств, которым больше 3,5 тысячи лет, — главные мистические символы Петербурге. По городской легенде, когда Адмиралтейская игла, её кораблик, коснётся балтийских волн, одни только сфинксы во время наводнений «оставляют свои пьедесталы и плавают по Неве, причиняя немалые беды судам». Вспоминают также о проклятии Древнего Египта, связанном с тем, что если простой смертный потревожит покой каменного сфинкса, то ему грозит неминуемая гибель. Особенно опасно, если сфинкс оторван от родной земли и находится в руках иноземцев. Прогулки к сфинксам, как утверждали многие, не раз приводили людей к душевным расстройствам, смятению и даже к «повреждению психики» («Санкт-Петербург — история в преданиях и легендах»).
Ротонда и параллельный мир
Памятник классицизма на Гороховой известен своей ротондой — круглое по планировке помещение трёхэтажной парадной винтовой каменной лестницы, украшенное шестью колоннами на первом этаже и пилястрами — на третьем. В 70-80-х годах место стало популярным среди представителей андеграунда и неформальной молодёжи и постепенно обросло не только надписями на стенах, но и многочисленными мифами и легендами. Согласно неофициальной версии, дом принадлежал графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. У подножия лестницы находится небольшая дверь, ведущая в подвал, в котором якобы новообращённые братья проходили обряд посвящения.
Легенды гласят, что лестница ротонды ведёт в никуда: мол, если с закрытыми глазами попытаться по ней пройти, то добраться до конца никогда не удастся. Также говорят, что человек, спустившийся в подвал, неизбежно сойдёт с ума. «Знатоки» могут указать особую ступеньку лестницы, сидя на которой в определённом положении можно увидеть тень от седьмой невидимой колонны.
Дом Раскольникова
Гражданская ул., 19
Миф о Раскольникове так прочно укоренился в городской культуре, что персонаж Достоевского часто кажется реальным героем, который действительно жил в Петербурге на конкретной улице в конкретном доме. Действие романа, как известно, происходит в конкретном районе Петербурга и предельно сжато по времени: с начала произведения до признания Раскольниковым в убийстве проходит около двух недель. С самого первого своего абзаца книга даёт точные топографические привязки. И хотя автор сокращает названия, но они легко угадываются читателям: так, по версии литературоведов, именно здесь, на Гражданской, улице Родион Раскольников и жил.
«Кресты». Тысячная камера
Арсенальная набережная, 7
«Кресты» — комплекс зданий краткосрочной тюрьмы на Арсенальной набережной. Здесь, в самом центре рабочего Петербурга, рядом с Финляндской железной дорогой, на территории, ограниченной Невой и Симбирской улицей, в конце XIX века был выстроен мрачный, из красного кирпича, изолятор специального назначения. В комплекс зданий, кроме собственно тюремных помещений, входила церковь и специальные службы. Все строения были объединены закрытыми переходами и в плане имели форму наложенных друг на друга и пересекающихся крестов, за что изолятор и получил своё широко и печально известное прозвище — «Кресты». В центре каждого креста возвышалась сторожевая башня. От города тюрьму отделяла глухая кирпичная стена. Неудивительно, что мрачное место с такой символической структурой обросло многочисленными городскими мифами. Например, автором и строителем тюремного комплекса был широко известный в Петербурге зодчий А. О. Томишко. Согласно расхожей фантастической легенде, проект предполагал строительство тысячи одиночных тюремных камер. На самом деле их оказалось 999, так как в последней, тысячной, как раз и томится дух Томишко: несчастный архитектор был якобы замурован в одной из камер, дабы секрет постройки умер вместе с ним.
Доходный дом и аптека А. В. Пеля. Грифоны
7-я линия Васильевского острова, 18
Легендарная «Башня грифонов» — на самом деле лишь остаток кирпичной трубы котельной, расположенный на 7-й линии Васильевского острова во дворе одной из старейших аптек Санкт-Петербурга. Но мифы, связанные с ней, уже давно задавили своим напором реальность. Согласно городской легенде, секреты аптекаря Пеля охраняли грифоны, ютившиеся на башне: специалист якобы держал в башне тайную лабораторию, в которой пытался преобразовать ртуть в золото, и не только преуспел в этом, но заодно нашёл и «формулу счастья». Бытует мнение, что башня радикально меняет судьбы людей в лучшую сторону, так как некоторые жители соседних домов якобы внезапно становились богатыми и успешными. Наконец, по ещё одной легенде, под башней — подвал-бомбоубежище для жителей соседних домов, а сама башня — это выход из него, на случай, если дома сложатся и накроют двор. Жители дома не раз требовали трубу снести, чтобы освободить место под парковку и избавиться от навязчивых туристов. Общественность «Башню грифонов» отстояла, её признали выявленным памятником культурного наследия
Литейный мост. Камень «Атакан»
Легенда о кровавом камне «Атакан» — самый безумный петербургский миф. Строительство моста началось в 70-х годах XIX века. Уже старые петербуржцы предупреждали строителей: «Остерегайтесь! Где-то поблизости на дне затаился кровавый валун, прозванный древними „Атакан“». Знатоки старинных легенд утверждали, что этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы неизвестные племена, обитавшие в устье Невы много веков назад.
Особняк Матильды Кшесинской.
Подземный тоннель через Неву
Улица Куйбышева, 2-4 / Кронверкский проспект, 1
Мифы вокруг памятника модерна на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы в первую очередь связаны с выдуманными и реальными любовными историями балерины Матильды Кшесинской. Самая распространённая легенда: невероятные утверждения о якобы существовавшем тайном подземном переходе, соединявшем особняк под Невой с Зимним дворцом (по нему, согласно мифу, Николай II часто перебирался на другой берег, чтобы навестить свою возлюбленную).
Семимостье
Пикалов мост через канал Грибоедова
Популярная у художников и фотографов точка: если встать на Пикалов мост так, чтобы Никольский собор был по левую руку, открывается прекрасный вид сразу на несколько мостов: Красногвардейский мост, за ним по каналу Грибоедова Ново-Никольский, по часовой стрелке — Старо-Никольский, Смежный, Могилёвский, Кашин и Торговый мосты. И, конечно же, существует легенда, что желание, загаданное в момент, когда человек смотрит на мосты, непременно сбудется во всех деталях и с математической точностью.
Адмиралтейство. Шкатулка Петра I
Дворцовый проезд, 1
«Медный всадник». Призрак Петра
О «Медном всаднике» создавали стихи и поэмы, романы и балеты, художественные полотна и бесконечные народные легенды. Сегодня, по свидетельству Наума Синадовского, петербургский городской фольклор утверждает, что каждый раз накануне крупных наводнений бронзовый Пётр вновь оживает, съезжает со своей дикой скалы и скачет по городу, предупреждая о надвигающейся опасности. Это перекликается с другой легендой, смысл которой ещё более широк и гораздо более многозначен. Если верить фольклору, «Медный всадник» до сих пор время от времени поворачивается на своём гранитном пьедестале как флюгер, указывая направление ветра Истории.
Петропавловский собор. Ангел-хранитель
Шпиль собора венчает фигура Ангела — «Летящего ангела», или «Летящей девы», как называют его иногда в Петербурге, памятуя о бесполом характере небесного воинства. Ангел в его современном виде изготовлен только при Екатерине II по рисунку архитектора Антонио Ринальди, хотя, если верить мифам, он парил над городом ещё при Петре I. Одна легенда даже утверждает, что «нечестивый» и практичный Пётр заставил его вертеться, совмещая одновременно две функции — декоративную и метеорологическую. Будто бы уже тогда Ангел стал флюгером. На самом деле вращающимся его сделали гораздо позже, после того как закреплённый неподвижно, он несколько раз сгибался под напором ураганных ветров.
«Большой дом». Подземные этажи
Литейный проспект, 4
За 70 лет советской власти, несмотря на непрерывный количественный рост арестованных и заключённых, в Ленинграде не было построено ни одного нового тюремного здания. Зато в самом центре города появился так называемый «Большой дом», который в глазах ленинградцев сразу стал мрачным олицетворением всего политического сыска и всей тюремной системы Советского Союза. Этот мрачный институт советской власти породил множество мифов. Согласно одной из легенд, «Большой дом» под землёй имеет столько же этажей, сколько над ней. В фольклоре это легендарное обстоятельство превратилось в расхожий символ: «Какой самый высокий дом в Ленинграде?» — «Административное здание на Литейном. Из его подвалов видна Сибирь».
Я живу в Доме с ротондой на Гороховой (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Модерновые доходные дома, шедевры классицизма, сталинские высотки и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали, как устроена жизнь в знаменитой Ротонде, — необычной парадной обычного с виду дома на Гороховой улице, которая считается чуть ли не самым мистическим местом в Петербурге.
Архитектор: Евгений Ипполитович Ферри де Пиньи
Дом купца Саввы Яковлева — дом купца Евментьева (Ротонда)
Памятник архитектуры классицизма федерального значения
Адрес: Гороховая улица, 57; набережная Реки Фонтанки, 81
Постройка: 1780–1790 годы
(далее неоднократно перестраивался)
Высота: три этажа
архитектор, генеральный директор
Simmetria Architectural Bureau
Общая площадь — 86 кв. м
Высота потолков — 3 метра
председатель совета дома
Цена трёхкомнатной квартиры
8,5 миллиона рублей
Аренда однокомнатной квартиры
28 тысяч рублей
в месяц
Перед тем как всё окончательно закрасить пару лет назад, мы произвели полную фотофиксацию всех записей. Теперь 118 фотографий в хорошем разрешении можно посмотреть в нашей группе во «ВКонтакте».
Согласно теории разбитых окон, в грязных, замусоренных местах хочется вести себя непотребно. Там же, где чисто и красиво, люди стараются вести себя прилично. Ротонда — подтверждение этой теории. С того момента, как здесь покрасили стены, мы тщательно следим, чтобы появившиеся надписи — увы, такое до сих пор бывает — как можно быстрее были закрашены, чтобы их вид не провоцировал посетителей продолжать писать на стенах (записывать желания теперь можно на специальном стенде, а также просто пальцем по стенам, не оставляя следов. — Прим. ред.). Вандализм сведён к минимуму.
Консьержами трудятся молодые и физически крепкие ребята: всё-таки надо постоянно передвигаться между первым и третьим этажами, а лифта нет. Кроме того, здесь нет специального места, где можно было бы прилечь, посмотреть телевизор: то есть это не та работа, где консьерж сидит в удобной будочке.
Пожертвования идут на работу консьержей, печать информационных брошюр о Ротонде на русском и английском языках, а также на минимальные ремонты. Скажем, сейчас мы будем ремонтировать знак «стоп» на воротах. За первый год (после введения пожертвований. — Прим. ред.) у нас накопилось около 100 тысяч рублей. Это не такие бешеные деньги, чтобы кто-то мог зарабатывать. С другой стороны, не было проблем с украшением Ротонды на Новый год. Сам я всё делаю на общественных началах: никаких денег за свою работу не беру, сам себя не награждаю. Для меня это социальная нагрузка: я хочу сделать более комфортным то место, в котором живу.
Рекорд по посещаемости мы побили, когда только-только «открылись»: я тогда дал целый ряд интервью в СМИ, и был вал — в один из выходных дней пришло около 300 человек. Сейчас посетителей гораздо меньше, и меня как жильца это совершенно не расстраивает (впрочем, за 20 минут, что мы стояли во дворе дома на Гороховой, мимо прошли не менее восьми желающих попасть в Ротонду. — Прим. ред.). Зимой здесь вообще почти никого не бывает.
Со мной регулярно связываются желающие организовать в Ротонде то или иное мероприятие, мы время от времени что-то реализовываем. Например, для множества городских квестов мы являемся одной из точек маршрута. У нас проводят тематические экскурсии. Бывают съёмки телепрограмм, эпизодов фильмов. Вот покемонов ловить здесь не пробовали.
Всего парадных, где живут жильцы, в доме шесть (но в остальных нет никаких особенностей). Также со стороны двора есть три входа в нежилые помещения плюс несколько входов в различные заведения со стороны Гороховой. Подвалов под парадной с ротондой сейчас нет (по одной из легенд, дверь в подвал в Ротонде якобы ведёт в четвёртое измерение, и некий юноша, войдя туда, вышел через 15 минут состарившимся на 70 лет. — Прим. ред.). За железной дверью, которая теоретически могла бы вести в подвал, находятся коммуникации — ничего интересного. Известно, впрочем, что когда-то в том направлении была сапожная мастерская. Сейчас та часть дома относится к территории ресторана.
На первом этаже одна из жительниц хранит детские коляски, сейчас это вполне безопасно. В какой-то момент одному из консьержей показалось, что неплохо было бы установить тут же вешалку для верхней одежды, — я принёс, но не знаю, востребована ли она.
На втором этаже парадной — вход только в одну квартиру. С другой стороны проход заложен: дверь в соседнюю квартиру расположена на другой лестнице.
Лет 10 назад меня заинтересовал вопрос о том, как вообще появилась ротонда, я даже заказывал искусствоведческое исследование на эту тему. Выяснилось, что, поскольку дом был частным, никаких документов о перепланировках в архивах нет. Сейчас можно только догадываться о том, какой парадная была раньше. Вот одно из размышлений: в парадной угадываются контуры арки — возможно, когда-то здесь был проход во двор со стороны набережной Фонтанки.
Само же пространство ротонды — оригинальное: например, я нигде больше не видел такую конструкцию лестницы. Мы знаем много примеров чугунных круговых лестниц вокруг столбов — но тут совсем другая, удивительная конструкция.
С пространством Дома с ротондой много чего связано. Например, не все знают, что тут рядом есть памятник Ольге Берггольц (установлен во дворе дома в конце 1980-х годов. — Прим. ред.). Сам я недавно как председатель совета дома вешал на фасад табличку «Последнего адреса» — в 1937 году отсюда забрали жителя Фёдора Александровича Муравьёва. Его расстреляли, а потом реабилитировали.
А в благотворительном магазине «Спасибо» через дорогу от нас сделали памятник поребрику. Подобные вещи интересны для самих горожан.
Куда сходить в Петербурге: мистическая Ротонда на Гороховой
Есть в Петербурге одна парадная - "неформальная" мистическая достопримечательность, обросшая городскими легендами.
Находится она в не особо приметном здании конца XVIII века, находящегося на берегу реки Фонтанки по адресу ул. Гороховая, дом №57 . Его парадная представляет из себя трехъярусную ротонду с куполом и винтовой лестницей. Она считается одним из самых таинственных и мистических мест Санкт-Петербурга.
Ротонда на Гороховой Ротонда на ГороховойЯкобы, раньше в этом месте проводились тайные собрания масонов, именно здесь было одно из любимейших мест Григория Распутина, а в полночь можно встретить Сатану. Некоторые считают, что если подниматься по винтовой лестнице с закрытыми глазами, то ты никогда не дойдешь до ее конца. Оставшиеся в ротонде на ночь могут сойти с ума, а если сесть на лестничной площадке, то под определенным углом можно увидеть тень седьмой колонны, а ведь их всего шесть) Написанные на ее стенах желания сбываются и прошептав что-то, приложив одно ухо к стене, в другое ухо можно услышать свой собственный шепот, словно ты сам у себя за спиной. И ещё много потусторонних явлений💀
Много мистики поговаривают и о подвале, но он заложен еще с советских времен - ведь именно там проводились масонские ритуалы и даже жертвоприношения. )
Так же, именно в ротонде Цой, Кинчев и Бутусов собирали свои неформальные концерты, что сделало ее культовым местом для представителей различных субкультур.
⠀
Тогда Ротонда и приобрела тот вид, который всем известен по многочисленным фото - исписанные стены, автографы, символы и надпись «Забудь надежды всяк сюда входящий» на кромке купола.
⠀
Сейчас Ротонда мало напоминает то культовое советское пристанище молодежи, но от этого она не стала менее интересной для посещения. В парадной были проведены ремонтные работы и реставрация, попасть в неё можно только в определённые часы и вход «почти» платный - можно оставить смотрителю столько, сколько посчитаете нужным. Все деньги идут на текущее содержание этого места.
Из собственных ощущений могу сказать, что выглядит Ротонда действительно впечатляюще. И не скажешь, что это парадная обычного дома, в котором живут обычные люди - из-за одной двери слышался заливистый лай собаки, из-за другой - громкий детский смех. На стенах висят фотографии, напоминающие о том, каким это место было сорок лет назад - прокуренным, мрачным, но таким атмосферным. Сейчас эта атмосфера совсем уже не чувствуется. Это и радостно, и грустно)
Ротонда на Гороховой Ротонда на ГороховойИнформация для желающих посетить: пускают вечером, часов с 17-00, группами по 5-6 человек, вести себя нужно предельно тихо и ловить момент - на разглядывание и фотографирование отводится не больше 7-10 минут. Как уже отмечала выше, деньги можете оставлять на свое усмотрение.
Надеюсь, было интересно! Подписывайтесь и ставьте свои лайки) Спасибо за внимание, всем котов)
Читайте также: