Дом который построил сюжет подробно
В чем смысл концовки фильма «Дом, который построил Джек»?
Все смыслы фильма знает, наверно, только сам Ларс фон Триер :) Но такую красочную и неожиданную концовку грех не пообсуждать.
Итак, в финале Джек неожиданно встречает в своем морозильнике старика по имени Вердж (Verge), который сопровождает его через девять кругов ада в самое пекло. По сути, это "ремейк" "Божественной комедии" Данте, в которой Вергилий устраивает герою экскурсию по загробному миру. Вердж - это сам Вергилий, а Джек - Данте. Диалог этих героев мы слышим в течение всего фильма.
Вердж-Вергилий проводит Джека через девять кругов ада - "Ад представляет собой колоссальную воронку из концентрических кругов, сужающийся конец которой примыкает к центру земли". Вот только мост, по которому Данте перешел в рай и вышел наружу, в версии Триера разрушен. Джек пытается перелезть через бездну и срывается, попадая в самый центр пекла (туда, где Дьявол терзает Иуду) - тем самым его участь еще хуже, чем ему полагалась: Вердж предлагал ему вернуться на положенный ему круг ада - седьмой.
При этом визуально картина фильма резко меняется - одетый в красный плащ Джек становится похож на героя западноевропейской живописи. Например, кадр, где Джек и Вердж плывут на лодке, полностью повторяют картину Эжена Делакруа "Ладья Данте", на которой Данте и Вергилий пересекают реку Стикс в восьмой песне "Божественной комедии"
Символично, что Верджа играет Бруно Ганц, самыми известными ролями которого являются роль ангеля в "Небе над Берлином" и роль Гитлера в фильме "Бункер", что добавляет фильму дополнительный символизм - слишком дорого обошлись фон Триеру высказывания о Гитлере на Каннском кинофестивале, после чего несколько лет он был объявлен персоной "нон грата".
Так что можно проинтерпретировать концовку фильма так - за преступления Джека утащили в ад и бросили дьяволу в самое пекло. Так что зло наказано: ура!
На зрительской премьере фильма "Дом, который построил Джек", состоялась интересная дискуссия с кинокритиком Антоном Долиным - из нее вы можете узнать о фильме много нового. Аудиозапись можно послушать тут.
Сюжет очередного достаточно скандального фильма, снятого признанным гением Ларсом фон Триером, вызвал сразу очень противоречивые чувства при просмотре. Картин о серийных убийцах и разных маньяках снято достаточно много. Но все равно каждый новый фильм открывает непознанные грани этого явления. Автор пытается подойти с новой стороны, пытается показать нераскрытые черты этих существ, понять философию их действий.
Содержание картины построено на воспоминаниях серийного убийцы по имени Джек, который промышлял довольно продолжительное время где-то в американском захолустье. Будучи инженером, но возомнив себя архитектором, он пытается спроектировать и построить себе дом. Но ему постоянно что-то мешает, что-то не нравится. Его уже «достали» постоянные переделки. И он все больше отдается более любимому и лучше получающемуся у него делу — убийству людей. Без всяких причин, зачастую спонтанно. Просто, потому, что у него это хорошо получается, потому что ему это нравится.
В фильме показаны только пять эпизодов убийств, совершенных за двенадцать лет. Он наслаждается этим процессом. И это только малая часть чудовищных свершений. Он наслаждается этим процессом. Но даже лишив жизни свою жертву, он продолжает упиваться властью над трупом. Считая себя чуть ли не художником, он с извращенным удовольствием делает из трупов чучела, фотографируется с ними, гранит их в специально снятой морозильной камере среди упаковок с пиццей. Со временем он стал терять границы, позволяя себе чуть ли не в открытую совершать преступления. Он демонстративно оставляет кровавые следы на дороге, позволяет своей жертве во весь голос звать на помощь. Он считает себя недосягаемым для полиции. Его это вдохновляет.
Но всему приходит конец. И у каждого он свой. В эпилоге, когда его почти настигает полиция, ему на помощь приходит хороший знакомый Вердж, с которым на протяжении всего повествования он ведет закадровый диалог. Он показал ему дорогу в Ад. И это был единственный для него путь. Ибо даже та иллюзия, которой он попробовал воспользоваться там, была для него несбыточной.
Смысл фильма «Дом который построил Джек»
Так в чем же тот смысл фильма «Дом который построил Джек», который решил раскрыть фон Триер? А он и в глубине действа, и на поверхности.
Пробуя представить себя архитектором, и не получая требуемого результата в постройке собственного дома, рядовой инженер Джек пробует себя в другой ипостаси. Там, где у него все прекрасно выходит — в убийствах людей. Постепенно он приходит к выводу, что творимое им, это тоже проявление своего рода совершенства. Себя же он называет мистер Изощренность. Убийство становится хобби.
Но в то же время, показывая этот садизм, режиссер делает это очень отталкивающе, страшно, жестоко. Человека убивать очень страшно.
Кульминацией фильма становятся заключительные пол час повествования. Заочный диалог героев перерастает в неожиданную встречу их в морозильной камере садиста. Джек пытается показать тот «дом», который он строил все эти годы. Это дом из трупов его жертв. Именно это он считает искусством архитектора Джека. И он этим гордится.
А что Вердж? Когда полиция почти настигает маньяка в его хранилище жертв, он приглашает его за собой, чтобы показать как и, чем награждают за подобные деяния. Он проводит его по всем кругам ада, при этом слушая его исповедь. Весь путь героев фон Триера — это аллегория на путь Данте и Вергилия по тем же местам. Только Данте сумел вернуться, а Джек — нет. Мост к выходу наверх разрушен. И никто из пытавшихся преодолеть этот барьер не сумел выжить. Осознавая себя чуть ли не мессией, Джек считает, что сумеет взять и эту преграду, перебравшись по отвесной стене, но … Отвечать за сотворенные поступки в своей жизни придется каждому. Но в разной мере. А уж Джеку! Поэтому фильм заканчивается весьма символично: падение в бездну преисподней под мелодию «Отправляйся в путь, Джек».
Так как фильмы фон Триера никогда не основываются на реализме, понимать этот кинофильм следует в разрезе его фильмов-размышлений, это приглашение к дикому путешествию в самое сердце тьмы, человечества вообще и человека в частности.
Удивительно и то, что режиссер хочет представить свою картину как комедию. Он делает на этом акцент, запуская веселый мотив песни Боуи. Даже сама улыбка главного героя располагает к одной мысли: если вам улыбается такой парень — хорошего не жди. А если приглядеться к самим жертвам — сразу бросается в глаза: их участь — быть жертвами на заклание.
Это кино, которое играет со зрителем и предлагает ему самому выбрать, о чем оно.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Дом который построил Джек . Мы с нетерпением будем ждать!
Краткое содержание фильма Дом который постороил Джек
Полный тайного философского смысла фильм «Дом, который построил Джек» повествует о жестоком серийном убийце. Он превратил каждое своё преступление в искусство. Страсть маньяка — архитектура. Он хочет построить идеальный дом. Дом из кошмарных преступлений, выверенный с геометрической точностью и педантичностью истинного серийного убийцы. В сложной для понимания истории 5 эпизодов.
Искусство убивать
В первом жестокий маньяк убивает женщину красным домкратом. Она слишком много говорила, и даже высказывала предположение, что человек, который согласился ей помочь и отвёз её в мастерскую Санни, чтобы отремонтировать тот самый домкрат. Свою жертву убийца спрятал в холодильнике, где хранились упаковки с пиццей.
После первого эпизода жестокий убийца разговаривает с кем-то невидимым, кто наблюдает за ним и обсуждает его действия. Странный голос не осуждает преступника, он словно пытается понять, что же движет человеком, выбравшим убийство смыслом жизни.
Во втором эпизоде убийца пытался втереться в доверие к женщине. Он представляется полицейским. Когда будущая жертва не впустила его в дом, он придумал новую легенду. Злодей представился страховым агентом и задушил несчастную женщину. Потом он добил умирающую. И тут его чуть не подвела страсть к чистоте. Он старательно вытер все кровавые следы в доме жертвы. И не забыл сделать фотографии. Страсть делать негативы была у маньяка с детства. По его мнению, тёмный свет идеален.
Полицейские, приехавшие к дому убитой женщины, не нашли ничего в машине убийцы. Тот спрятал тело под машиной, а потом тащил его за собой. А кровавый след смыл дождь. И убийца решил, что высшие силы защищают его.
Гений и злодейство
В третьем кровавом эксперименте убийца устроил настоящую охоту на женщину и её двух мальчиков. Морозильная камера пополнилась. Пополнилась и жуткая коллекция маньяка. Он снова делал ужасные фотографии. Убийца возомнил себя гением. Не случайно жестокие эпизоды перемежаются с кадрами, показывающими шедевры мирового искусства. А ещё в каждом эпизоде звучит классическая музыка.
Четвёртая жертва Джека — молодая девушка. Ей убийца рассказал, что уже отправил в мир иной 60 человек. Жаклин ему не верит, но сообщает об этом полицейскому. Жуткая коллекция в холодильнике пополнилась.
Похищенные Джеком 5 человек в ужасе ждут своей участи. Маньяк хочет убить их одним выстрелом, но пуля не цельнометаллическая. Джек педант, поэтому пулю решил заменить. Но у него не получилось. Жестокий маньяк не остановился на одних изощрённых убийствах. Он делал ужасающих кукол из своих жертв. Разгневанный Джек попадает в небольшую аварию, бросает свою красную как кровь машину и забегает в фургон. Там он находит человека с оружием, который сообщает Джеку, что полиция всё знает. Незнакомец вызывает полицию.
И опять отличительная деталь — на незнакомце кроваво-красный халат. Джек говорит, что даже рад тому, что его поймают. И снова убивает. У жертвы он находит те самые патроны, которые так нужны Джеку для создания идеальной картины убийства. В дом пожилого человека приезжает вызванная им полиция. Но поздно — хозяин мёртв, а на Джеке красный халат жертвы. Полицейского маньяк тоже убивает.
Добыв нужные пули, Джек хочет убить жертв, сидящих в жуткой комнате, наполненной мёртвыми телами в ужасающих позах.
Комната познания
Не успел маньяк убить очередных жёртв, как его назвали по имени. Открылась комната, в которую раньше не мог попасть Джек. Странный человек заявляет, что всегда был с Джеком рядом, во время каждого убийства. Загадочный гость пришёл не затем, чтобы остановит убийцу, он напомнил о доме, который хотел построить Джек. Он напоминает о том, что Джек хотел построить дом из нового материала. И в пустой комнате появляется жуткое подобие дома из человеческих тел.
А полиция тем временем разрезает стену жуткой комнаты.
Проводник из Ада
Странный человек увлекает убийцу за собой. Джек и его загадочный спутник спускаются вниз в двух странных шарах. Они попадают в тесный туннель, полный воды. Страшный гул, который слышит Джек, оказывается звуками Ада. Это стоны миллионов страдающих грешников.
Джек и его спутник спускаются всё ниже. Каждый уровень жуткого подземелья действительно похож на Чистилище и Ад. Перед глазами Джека со скоростью поезда проносится вся его жизнь. И вот спутники внизу, в самой глубине Ада.
Но Джека спутник должен доставить на два круга выше. Весь Ад он показал убийце из любезности. А вход на другой стороне ведёт в Рай. Но мост разрушен. Джек спрашивает, можно ли перебраться по кругу к выходу в Рай.
Спутник предупреждает Джека, что выбраться ещё никому не удавалось, но выбор оставляет за убийцей. Джек начинает подъём, а спутник его прощается и исчезает. Возможно, это был сам Дьявол, который наказывает жестокого убийцу. Когда Джек уже близок к цели, он срывается и летит вниз, в самое пекло.
5 уровней понимания «Дома, который построил Джек» — триллера Ларса фон Триера о серийном убийце
Как во всех фильмах Триера, у «Джека» (будем называть его так для краткости) несколько уровней понимания. Если многогранное творчество Фон Триера вам нравится и вы были в восторге от его предыдущих работ, то закрывайте этот текст и идите смотреть «Джека». Чем меньше вы будете знать о фильме до просмотра, тем лучше.
Но если вы не особо знакомы с Триером, либо видели какие-то его фильмы и не остались от них в восторге, то я попробую объяснить, чего стоит ждать от «Джека».
Первый уровень — что мы видим
«Джек» — это драма о жизни серийного убийцы (блестяще сыгранного Мэттом Диллоном), который исповедуется перед неизвестным, рассказывая о жестоких событиях, которые произошли в Америке в 70-х по его вине. Джек рассказывает о пяти случаях, которые показывают его путь от начинающего маньяка с обсессивно-компульсивным синдромом до широко известного серийного убийцы с громким именем «Мистер Утонченность» (Mr. Sophistication), которое он придумал себе сам.
Недаром в фильме лейтмотивом играет Fame Дэвида Боуи. Джек жаждет славы, ему нравится видеть, что он сделал, ему приятно, что люди знают о произошедшем. Но Джеку мало этого — он хочет приблизиться к истории, оставить какое-то наследие, как те люди, что восхищают его. Недаром одним из убийств в сцене становится «коллективная» казнь нескольких мужчин одной пулей — так делали на войне ради экономии боеприпасов. И Джек хочет повторить этот «шедевр».
Почему я ранее назвал фильм драмой, если он позиционируется как триллер? Через весь фильм проходит мысль о том, что Джеку чего-то не хватает. Он стремиться построить себе дом на приобретенном участке, но каждый раз оказывается недоволен результатом. И только убийства — его жуткое хобби — дают ему немного удовлетворения от жизни. Ровно столько, чтобы дожить до следующей «ломки», когда потребуется убить еще кого-то, чтобы снова почувствовать себя счастливым.
Второй уровень — что нам говорят
О своем новом фильме Ларс Фон Триер сказал: «Годами я снимал фильмы о добрых женщинах; настало время сделать кино о злом мужчине». Нам говорят, что Джек злой. Но на кого он зол? На женщин? В пяти показанных в фильме убийствах целями маньяка становятся женщины. Причем если в первых двух случаях это случайные женщины, то в двух других — это девушки, с которыми у Джека были какие-то отношения.
Не имея возможности чувствовать любовь, он выбирает их целью, потому что убивать их проще, чем мужчин. Герой Мэтта Диллона буквально говорит, что женщины охотнее сдаются, когда становятся жертвами — мужчины же держатся до конца. В 2018 году, когда тема феминизма звучит повсеместно, подобные мысли звучат как вызов Ларса фон Триера всему современному обществу.
В фильме есть потрясающий монолог Джека, в котором он задается вопросом, почему мужчина всегда виноват. Почему если ты родился не женщиной, ты априори зло. Ты можешь никогда не выпускать своих внутренних демонов, можешь их подавлять, можешь не знать об их существовании, но они в тебе есть. Потому что ты мужчина. Джек с этим не согласен, и потому в его стремлении выделять женщин среди других жертв определенно есть особый подтекст.
Третий уровень — что мы понимаем
«Джек» — это кино об искусстве. Джек годами пытается построить дом, но каждый раз он недоволен результатом. Он — творец-перфекционист, который стремится к недостижимому идеалу. Он вымеряет все детали, начинает заново при возникновении мельчайшей погрешности. Ведь только так он приближает себя к тому результату, который его устроит. И подобный подход Джек исповедует во всем. Даже в своем хобби.
После каждого убийства маньяк делает фото, и если оно его не устраивает, то Джек готов рискнуть всем ради того, чтобы этот кадр переснять. И в этом характер серийного убийцы — его обсессивно-компульсивное расстройство вынуждает быть осторожным, внимательным, чрезмерно дотошным. При этом Джек чертовски умен. Он понимает, что «творчество» — смысл его жизни. Он не хочет быть пойман за своим любимым занятием, поскольку тогда он никогда больше не сможет творить. Поэтому Джек делает все, чтобы остаться в стороне от любых подозрений.
Но почему именно дом? Он вынесен в название фильма, но самому дому в фильме уделяется не так много времени. Но что есть дом для человека? Это постройка? Здание? Или место, компания, действие, которое позволяет ощутить спокойствие и умиротворение? Нечто, что внушает человеку, что он может наконец отдохнуть. Потому что свой шедевр он потому что свой дом Джек уже сотворил, и дом этот вовсе не материальный.
Четвертый уровень — что остается за кадром
Джек совершает несколько десятков убийств — точного числа нам не называют, но абсолютно каждый раз ему везет. То дождь скрывает кровь, оставленную на дороге, то полицейский верит в выдуманную историю и отправляет назойливого незнакомца домой, то охотники решают не ходить в лес в тот день, когда Джек отправляется туда с несколькими жертвами. Но в везении ли дело или в безразличии людей?
Одним из самых показательных моментов фильма стал инцидент, когда очередная жертва Джека догадалась, что он — Мистер Утонченность, и начала звать на помощь, но никто из жителей многоквартирного дома не откликнулся. Джек и сам помогает девушке — тоже кричит в окно на всю улицу о том, что девушке нужна помощь. Но всем плевать. Никто не хочет влезать в чужие проблемы.
Идея безразличия проходит лейтмотивом через весь фильм. Настолько ли умен Джек или просто ему повезло, что абсолютно всем было совершенно плевать на происходящее вокруг? Их не трогает и ладно. И из-за нежелания помогать окружающим в обществе процветает зло во плоти. Не станет Джека — на его место придет другой человек, который будет пользоваться вседозволенностью и безразличием общества. И на нем это, к сожалению, не закончится.
Пятый уровень — во что мы верим
В фильме Джек говорит, что, по его мнению, Рай и Ад — это одно и то же. После смерти душа уходит в Рай, а тело — в Ад. С раннего детства Джек отличался от других детей. Он не боялся жестокости и спокойно относился к ней. Он не умел любить и всегда считал свои убийства творчеством.
Построение фильма и его эпилог, озаглавленный «Катабазис», подтверждают, что Фон Триер хотел провести зрителя через бытие сложного человека, жившего за пределами морали и этики. Джек прекрасно осознавал каждое убийство — они были не импульсивными, а обдуманными. Каждый раз, решая убить кого-то, Джек делал осознанный выбор.
И потому финал фильма — путешествие Джека вместе с загадочным незнакомцем, которому он рассказывал историю своей жизни, выглядит логичным. С юных лет Джек знал, куда в конечном счете приведет дорога. Он верил и знал, что для него иного пути нет. Поэтому маньяк был готов к своей судьбе. Был готов занять свое место среди таких же, как он, — вышедших за границы морали и погрязших в пороке.
Хороший ли это фильм?
Я не уверен, что к картинам Ларса фон Триера можно вообще применять такие понятия, как «хорошее» или «плохое». Этот фильм снят в духе его предыдущих картин со всеми их недостатками: с дергающейся от ручной съемки камерой, с долгими медленными планами, с затянутыми философскими беседами, с метафоричностью и вставками, которые порой сбивают с толку, с четким делением на акты или главы, а также с эпилогом.
Я слышал, что критики в Каннах уходили из зала, поскольку им было трудно выдержать жестокость фильма, и я в это не верю. Здесь меньше крови, чем в последней «Пиле», а смотреть на убийства Джека не противно и не мерзко — они воспринимаются как его осознанный путь, потому жертвы здесь — инструменты, необходимые для подачи образа.
Стоит ли смотреть «Дом, который построил Джек»? Если вас заинтересовал один из пластов смысла, приведенных выше, то можно дать ему шанс. Их в картине намного больше, я привел лишь самые главные. Но это кино далеко не для всех. Как и творчество Ларса фон Триера в целом.
«Дом, который построил Джек»: Ларс, который расстроил вас
Многие авторы с раздутым эго — а других и не бывает — в какой-то момент карьеры делали фильмы автобиографического, так или иначе, характера, но надо, конечно, быть Ларсом фон Триером, чтобы этот фильм оказался, во-первых, историей серийного убийцы, и во-вторых, натурально содержал небольшую нарезку из предыдущих работ режиссера.
«Дом, который построил Джек», как известно, рассказывает о маньяке по имени, действительно, Джек (Мэтт Диллон), который орудует где-то в американской глубинке где-то в 70-е. Джек — инженер, который хотел стать архитектором. Но даже тот единственный дом у озера, который он пытается спроектировать для самого себя, он снова и снова разрушает, поскольку в процессе постройки тот надоедает, оказывается несовершенным (можно начинать ловить метафоры). Поэтому Джек полностью отдается хобби — убийствам. То, что мы видим, — всего лишь сэмпл, пять наугад выбранных «случаев», как он их называет, из его 12-летней карьеры.
Подробности по теме Каннская премьера кровавого фильма Ларса фон Триера: все факты прямо сейчасВ качестве комментария за кадром весь фильм идет беседа героя с пожилым мужчиной по имени Вердж (Бруно Ганц): личность последнего и контекст этого разговора предельно очевидны с первых минут, но на всякий случай не будем углубляться (тут, по триеровскому примеру, подмигнем). Джек многословно рассказывает о себе, периодически отвлекаясь на посторонние сюжеты: в типичной для автора манере на экране начинает мелькать классическая живопись или, например, видеоклип с пианистом Гленном Гульдом, или фрагменты «Меланхолии» и «Антихриста». Среди предметов обсуждения также — секреты виноделия, архитектура готических соборов, особенности устройства боевых самолетов, преступления нацистов (спасибо, все оценили). Джек, разумеется, считает свои зверства искусством. Вердж подтрунивает над ним и, в частности, настаивает, что искусства без любви не бывает.
Но Джек не способен любить, не способен чувствовать ничего, кроме боли. У него нет единственного модуса операнди (хотя он больше склонен душить). Его преступления никак, насколько можно судить, не связаны с сексуальным влечением. Ему наплевать на пол и возраст жертв: женщины попадались чаще, потому что «ну, — комментирует он, — с ними попроще». Иначе говоря, он не частный случай серийного убийцы, а скорее коллекция клише о них: свозит трупы в морозильную комнату, где они валяются рядом со штабелями пицц, фотографирует мертвецов в художественных позах, ценит свой газетный псевдоним Mr. Sophistication, «мистер Утонченность». Водит под песню Дэвида Боуи «Fame» красный фургон.
Если бы Джека разыскивал детектив, он не смог бы составить его следующий психологический портрет: иногда он угрюм, иногда красноречив, иногда резок, иногда мягок. Но ирония ситуации в том, что его даже никто не ищет. Потому что люди — равнодушные идиоты. Джек дразнит полицейских, орет «помогите» посреди ночной улицы, однажды везет труп, привязав его тросом к машине и оставляя по пути кровавый след. Но всем все равно, более того, окружающие — женщины особенно — сами фактически умоляют их убить, как Ума Турман в первом эпизоде фильма: она почти вкладывает домкрат ему в руку и подставляет лоб.
Интерпретировать все это можно единственным образом — как пассивно-агрессивную исповедь, выяснение отношений с публикой и, хуже того, критикой. Иначе «Дом» был бы просто двух-с-половиной-часовой безвкусной черной комедией, провокацией ради провокации: вот утенок, вот ребенок, кто еще хочет выйти из зала? Но и в нашем случае то, что делает Триер, не вполне достойно его как большого художника: он сводит счеты, оправдывается, паясничает, давит на жалость, занимается самобичеванием, неизбежно граничащим с самолюбованием. Обида, даже справедливая (а скажем, история с изгнанием из Канн была, конечно, безобразно глупой), — не лучшая муза, и вообще, нашел на кого обижаться.
Помимо по-своему грандиозного эпилога и нескольких очень смешных моментов, в фильме есть один по-настоящему гениальный кусок с Райли Кио, играющей жертву Джека по имени Жаклин; он предпочитает звать ее Простушкой, поскольку она дура (как, впрочем, и все жертвы). В этом эпизоде все приемы режиссера работают на полную мощность: и провокация (разговоров о мизогинии, видимо, опять не оберешься), и шок, и саспенс (поскольку мы минут десять ждем неотвратимого), и чертова ручная камера. Если бы Триер захотел сделать таким весь фильм, хотя бы полфильма, — а он, конечно, мог бы — люди из зала не выходили бы, а выползали. Но датчанин — не настоящий садист, как эта садистская картина окончательно подтвердила. Хорошая новость для его близких и актеров, плохая — для тех, кто надеялся на финальных титрах не просто сочувственно пожать плечами.
10 фактов о «Доме, который построил Джек», которые вы могли не знать
Изначально «Дом, который построил Джек» задумывался как телесериал, но в процессе работы Ларса фон Триера со сценаристкой Йенли Халлунд эволюционировал в полный метр.
Ларс фон Триер подружился с Халлунд на съемках «Меланхолии», после чего Халлунд выпустила автобиографическую книгу «Мужчины несут мой гроб», где описала близкие отношения с неким мужчиной, в котором угадывался Триер. Это стало причиной развода Ларса фон Триера с женой, с которой он прожил 20 лет в браке. Сообщается, что Халлунд и Триер теперь живут вместе.
Джек в исполнении Мэтта Диллона отсылает сразу к нескольким реальным серийным убийцам помимо своего тезки Джека-потрошителя. В инциденте с героиней Райли Кио он обманывает свою жертву, притворяясь покалеченным, точно так же, как это делал Тед Банди, а потом делает сувенир из человеческой кожи, как это делал Эд Гейн. Кроме того, в фильме не случайно упоминается убийца по прозвищу Ледяной (про него есть отдельный фильм с Майклом Шенноном), ведь он, как и герой Диллона, замораживал трупы в рефрижераторах.
Сцены, где Джек показывает таблички с ключевыми словами своей жизни, это не шутка в сторону «Реальной любви» (а жаль), а прямая отсылка к документальному фильму Пеннебейкера про молодого Боба Дилана «Не оглядывайся».
Неутомимые косари с Елисейских полей в финале — отсылка к образу смерти из фильма «Вампир» Дрейера, который Ларс фон Триер обожает настолько, что даже делал косплей на этот кадр в рамках промо-кампании «Джека».
Помимо кадров из своих фильмов («Медеа», «Нимфоманка», «Догвиль», «Рассекая волны», «Королевство», «Антихрист», «Меланхолия») Ларс фон Триер цитирует свою короткометражку «Профессии», когда Джек на вопрос «Чем вы занимаетесь?» отвечает «Я убиваю».
В сцене схождения в ад нам показывают архивные кадры про русскую Кольскую сверхглубокую скважину, на которой, по легенде, были записаны крики из преисподней на глубине 12 000 метров.
«Он очень смешной, и добрый, и милый»: актеры рассказывают о Ларсе фон Триере
Гробель: Я определенно ждала, что он вызовет полярные реакции, конечно, как обычно с фильмами Ларса и бывает.
Феллон: Ты заранее знаешь, во что ввязываешься: он не боится идти туда, где еще не ступала нога человека, и это всегда испытание для зрителя. А вообще Триер-то не изменился, это климат изменился. Все стали чрезвычайно чувствительными, и ничего теперь нельзя, и женский вопрос такой болезненный. А в фильме же, например, много юмора, после команды «снято» мы заливались хохотом.
— Вы неоднократно работали с ним. Говорят, это бывает непросто?
Феллон: Да, это наш третий фильм, и сейчас, как и на «Догвиле», как и на «Танцующей в темноте», работать с Ларсом было одно удовольствие. С ним всегда чувствуешь себя расслабленно, доверяешь ему. Он не выключает камеру, пока ты не сыграешь так, как надо. И чем старше все мы становимся и чем больше его узнаешь, тем больше любишь и ценишь. Я всякий раз думаю: как же мне повезло! У него на площадке потрясающая атмосфера, и это чувствуют все, кто там находятся, независимо от профессии.
Ганц: Мы за несколько месяцев до съемок провели с Ларсом три дня, обсуждая сценарий строчку за строчкой. В Копенгагене, в его офисе — мы прежде не работали, так что это было в порядке знакомства.
— И каким было ваше впечатление?
Ганц: Репутация у Ларса не лучшая, и я видел его фильмы — так что был готов к сложным моментам, но вышло наоборот, все было очень мило. Причем первым делом он сказал: «Я сейчас бросил пить, но не знаю, насколько меня хватит и что будет во время съемок, так что предупреждаю, что я бываю очень неприятным». Но мне все равно, что у него там с алкоголем, и я не знаю, пил ли он на съемках, но я ни разу ничего такого не видел, не чувствовал, и он всегда был исключительно приятным.
— А как же все эти истории…
Феллон: Мой опыт был только положительным. Он очень смешной, и добрый, и милый со всеми в группе — как я уже сказала, независимо от их рода занятий. И каждый раз, когда я слышу это все, я просто… ну, это в буквальном смысле параллельные реальности: то, что ты читаешь, и то, что ты видишь своими глазами.
Гробель: Я тоже много всего слышала, и иногда мне кажется, что это миф, рожденный на пустом месте. Все эти рассказы про то, как он жесток с актерами, — по-моему, это просто неправда. Актеры обожают Ларса и в частности поэтому снова и снова возвращаются к нему. Он очень дружелюбный режиссер, ты становишься частью его семьи. Тот случай, что вы имеете в виду, — это, может быть, один его творческий союз, который сложился неудачно. Но опыт всех остальных совсем другой и крайне позитивный. Он доверяет людям, с которыми работает. Его собственное видение всегда очень ясное, продуманное до деталей, но при этом он готов им пожертвовать и предлагает тебе быть свободной творческой единицей, будь ты актер, оператор или кто угодно. Он удивительно щедр.
Подробности по теме Тест: какой подарок на Новый год вы заслужили от Ларса фон Триера?— Как это проявляется?
Гробель: Например, он не мучает репетициями, не хочет держать тебя слишком крепко. Он хочет, чтобы ты чувствовал себя свободно и в буквальном смысле шел, куда хочется, — а камера уже должна будет последовать за тобой. При этом оператору он тоже позволяет направлять камеру, куда тот считает нужным. Что меня, по крайней мере, немного смущало, потому что я люблю, чтобы все было под контролем, я хочу точно знать, что я делаю, и боюсь ошибиться. Но Ларс подталкивает и самого себя, и всех остальных идти вперед и ошибаться. Это и есть свобода.
— У вашего персонажа одна из самых жутких сцен в фильме, с участием детей: вы как-то колебались, когда прочли сценарий?
Гробель: Нет, напротив! У нас, актеров, почти садистские отношения с нашими персонажами. Чем хуже им, чем больше боли… я хочу сказать, кому интересно играть человека, у которого все неплохо? Мы так без работы останемся. И любая драма, будь то Шекспир или древнегреческая трагедия, ставит человека под максимальное давление и смотрит, как он будет себя вести.
— В зале некоторые смотреть отказываются.
Гробель: Да, я их понимаю, конечно: мир «Дома, который построил Джек» крайне беспокойный, и ты не понимаешь, смеяться тебе или ужасаться, и он заставляет зрителей задуматься о самих себе, и это выбивает из колеи.
Феллон: Я вот, например, вообще не люблю такого рода кино, я даже «Молчание ягнят» не видела, и это нормально. Но ты должен понимать, на что идешь. Если фильм про Джека-потрошителя, про серийного убийцу, то, конечно, некоторые зрители не смогут это смотреть, это входит в правила игры. Это совсем не значит, что Ларс — какой-то монстр.
Вообще, я ему всегда говорю: «Ларс, будь добр, держись за свою аэрофобию — в противном случае все узнают, какой ты отличный парень!»Ганц: Когда я прочел сценарий, у меня были вопросы по двум эпизодам. По сцене с грудью и по этой сцене с детьми. И в те три дня, которые я упоминал, я обсудил мои сомнения с Ларсом. Но он сказал: это моя проблема, все будут обвинять меня, но ты-то ни в чем не виноват, не ты это придумал.
— А в чем, на ваш взгляд, функция этих сцен?
Ганц: Функция? Мне кажется, вопрос не в этом, а в том, как далеко он готов зайти.
Феллон: У меня была проблема с этими же двумя сценами, но Ларс меня успокоил. Он знает, что я католичка, и он сказал — это же очень католический фильм, парень отправится в ад. Так что я вижу тут ясное послание. Как ты проживаешь жизнь, где оказываешься в итоге. В наше время люди не любят об этом говорить: все, мол, относительно. Но этот фильм утверждает, что все более чем определенно. Живешь так-то — идешь туда-то. Лично меня так и воспитывали.
Ганц: И потом, мы же все смотрим кино — например, то, что мы называем мейнстримовым хоррором, или гангстерские фильмы, — и там убивают людей, и мы не задаем никаких вопросов, мы просто смотрим и говорим, что это отлично и жестко и нам нравится. А тут — некоторым образом тот же материал, но иначе поданный и наталкивающий нас на размышления. Здесь убийство — нечто совсем другое, и это интересно. Мы имеем дело с такими темными, злыми материями, от которых нормальный человек в принципе старается отворачиваться: я не хочу этого касаться, даже смотреть на это. Ларс не идет на компромиссы, он просто делает то, что считает необходимым, и, вы знаете, это такая редкость. Он заслуживает немного уважения.
— Много говорится о том, что для Триера это очень личный фильм. Вы можете прокомментировать?
Ганц: Я? Я нет, не могу.
— Ну в том смысле, что это комментарий к его собственному творчеству.
Гробель: Мне это тоже приходило в голову. И это, наверное, одна из сильных сторон фильма — его можно воспринимать, и чувствовать, и понимать очень по-разному, в том числе и так, несомненно. Но это только один из слоев, не единственный, фильм гораздо значительнее. Мне не хочется сводить его к какой-то одной теме и одной мысли.
— Вы задумываетесь о том, что такое ад, как он выглядит?
Феллон: Многие очень стараются об этом не задумываться, мне кажется! Ха-ха-ха. Но на мой вкус, у Ларса он выглядит вполне правдоподобно. Как-то так, наверное.
Ганц: Ад! Ха-ха. Наверное, образ ада очень зависит от религии, от того, как ты его представлял ребенком. Что там обычно — огонь, тьма… Меня очень впечатлил Ларсов ад. Забавно. Забавная штука.
— У вас не было ощущения, что ваш персонаж иногда начинает слегка симпатизировать Джеку?
Ганц: Да, возможно, иногда он ему нравится. Иногда нет. Фильм не пытается проникнуть в душу главного героя, объяснить его психологическое развитие, плавно подвести нас к моменту, когда он взорвется или начнет сожалеть о чем-то. Никакой подготовки, один акт за другим. Нам остается только следовать за ним. Не знаю…
Не думаю, что Ларсу нравятся серийные убийцы. Его интересует их темная сторона — которую он находит и в себе.— Триера выгнали из Канн после того, как он сказал, что симпатизирует Гитлеру.
Гробель: Он этого не говорил! Он сказал, что понимает его. Вот Бруно играл Гитлера.
Ганц: Да, и я мог бы сказать то же самое, потому что нельзя сыграть Гитлера, не понимая его.
— Кажется, там все-таки было слово «симпатизировать».
Ганц: Ой, ну вы ж понимаете. Ты выходишь на пресс-конференцию, там двести журналистов, ты немного пьян, ты шутишь датскую шутку — и хоп, тебя выгнали. Мне кажется, пресса тоже виновата в этой истории, не только Ларс.
— Я к тому, что герой Мэтта Диллона в какой-то момент выражает восхищение некоторыми делами нацистов: это же явно неспроста?
Гробель: Ларс — он как… ракета с тепловым наведением, так это называется? Он находит болевые точки. Он не ходит вокруг да около, он бьет сразу в цель. Это его принцип как художника и в большой степени, мне кажется, как человека. Но надо же понимать разницу… Эта дурацкая история была чудовищно искажена. Я недавно где-то читала, что он объявил себя нацистом. Чего?! Впрочем, аплодисменты на каннской премьере — еще даже до начала фильма — я интерпретировала так, что все готовы забыть это досадное недоразумение и двигаться дальше.
В 2018 году вышел еще один скандальный фильм Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Триллер очень реалистичен и жесток, вызывает у зрителя неприязнь, дрожь, чувство безысходности. В чем смысл фильма «Дом, который построил Джек»? И почему так сложно досмотреть шедевр датского режиссера до конца?
Краткое содержание
Смысл фильма «Дом, который построил Джек» раскрывается по мере развития сюжета. Итак, вспомним, о чем триллер.
Джек пытается построить свой дом, параллельно убивает людей. На месте преступления главный герой делает фотографии убитых, которые вешает себе на зеркало. Трупы он складывает в морозильную камеру.
Проводнику по аду (Верджу) маньяк рассказывает 5 самых ярких случаев из 6 десятков совершенных преступлений.
1 инцидент
2 инцидент
Под видом страхового агента Джек заходит в дом пожилой женщины, у которой умер муж. Душит ее. Труп заворачивает в пакет, уносит в багажник. Мимо проезжает полиция. Маньяк прячет труп в кусты. Он рассказывает полицейскому о странных звуках в доме. Пока сержант осматривает жилье женщины, Джек привязывает труп к фургону и уезжает. На дороге остается след крови, но прошедший дождь смывает следы.
На заметку! Ларс фон Триер планировал снять сериал, рассказывающий истории разных убийц. Однако впоследствии объявил о выпуске последнего полнометражного проекта с одним главным героем.
3 инцидент
Женщина с двумя сыновьями и Джеком приехали на пикник. Для героя это охота по правилам: сначала нужно убить младшего детеныша, потом старшего, далее мать. Когда дети убиты, мать и Джек садятся есть. Маньяк предлагает матери покормить умерших сыновей. После обеда с вышки он стреляет в женщину . Всех троих выкладывает в виде жертвенного ритуала. Младшего-ворчуна он делает «весельчаком», вставив в глаза палки, а в рот железяку.
4 инцидент
Однажды Джек признается своей девушке Жаклин, что убил больше 60 людей. Героиня пытается сообщить эту информацию стоящей рядом с домом полиции, маньяк подтверждает сказанное. Но полицейский отправляет выпивших Жаклин и Джека домой выспаться. Дома «Мистер Изощренность» убивает зовущую на помощь девушку и отрезает ей груди. Одну кладет на стекло полицейского, из другой делает себе кошелек.
5 инцидент
В морозильной камере Джек собрал 5 мужчин. Привязал их к железной стойке так, чтобы головы лежали на одной горизонтали. Он проверял, прострелит ли одна цельнометаллическая пуля сразу 5 голов – так фашисты на войне экономили пули. В соседней комнате он встречает Верджа. Новый знакомый напоминает маньяку о его мечте – строительстве дома. Джек сооружает дом из убитых замороженных людей. Вердж хвалит его и зовет за собой в дыру под мертвым домом. В этот момент в помещение пытается пробраться полиция – герой прыгает в дыру.
Эпилог
Вместе с Верджем убийца путешествует по кругам ада. Мост для перехода в рай сломан. Пытаясь перебраться по стене на сторону света, маньяк падает в адскую лаву.
Объяснение сюжета
В чем смысл фильма «Дом который построил Джек»? Триллер заглядывает в душу одного из серийных маньяков с обсессивно-компульсивным расстройством психики.
Главный герой всегда мечтал быть архитектором, но мать уговорила его стать инженером. Несмотря на острый ум и способности к наукам, больше всего Джек все-таки любил искусство. Кто-то творит картины, музыку, скульптуры, архитектурные постройки. А герой фильма предпочитал творить ЗЛО. У него лучше всего получалось убивать – он делал это красиво, изощренно, каждый раз по-новому. Еще с детства герой любил издеваться, что показывает сцена с отрезанием лапы беззащитному утенку.
Сам Бог, казалось, помогает Джеку в его деяниях:
- Дождь смывает следы крови с дороги.
- Никто из соседей не реагирует на крики жертв.
- Полиция игнорирует все улики. Даже чистосердечное признание героя не имеет значения.
Поэтому со временем маньяк перестает быть осторожным. Он уже не считает нужным убирать следы преступления. По несколько раз возвращается, чтобы сделать фотографию своих шедевров удачнее. Герою кажется, что наказание никогда не придет к нему, ведь, он Всемогущий, Творец.
Весь ужас в том, что убийства, по мнению Джека, являются необходимостью. Он не сожалеет о случившемся. Герой сравнивает себя с творцом истории (Гитлером), музыки (Гленном Гульдом), создателями вин. Смерть людей он рассматривает, как благо для них, жертву во имя служения их тел искусству.
Покойники, как замороженный, вяленый или загнивший виноград при изготовлении вина, становятся материалом для производства чего-то божественного. В конце зритель, наконец, может лицезреть творение маньяка – дом из мертвецов. Отсюда смысл названия фильма «Дом, который построил Джек».
Герой никак не мог подобрать для своего проекта подходящий материал. Он 3 раза рушил свои первые постройки из дерева. Тела людей оказались лучшим материалом для его произведения искусства.
Вердж – это прообраз древнеримского поэта Вергилия из «Божественной комедии», который терпеливо выслушивает героя, спорит с ним, задает ему вопросы о детстве, семье, любви. Все убеждения Джека Вердж подвергает сомнению и даже осмеянию. Он пытается переубедить маньяка. Говорит Джеку, что истинное искусство создается с любовью. Зло не может способствовать появлению шедевров.
Вергилий проводит убийцу по 9 кругам ада. После всех разговоров с проводником Джек начинает сомневаться в своей правоте. Отсюда слезы на его глазах, когда он смотрит на косарей.
В чем суть концовки
Смысл концовки фильма «Дом, который построил Джек» в ответственности каждого за свои поступки и действия перед Богом. Если человек убивал подобных себе, он непременно попадет в ад. Как бы красиво, изощренно, уникально он ни творил зло, как бы убийце ни везло при жизни, после смерти он предстанет перед судом наравне со всеми грешниками. Кара неизбежно настигнет его.
Джек и здесь, в Преисподней, пытается схитрить. Он хочет пробраться к раю по стене над адской лавой. Но Бога не обманешь – он знает, кто заслужил покой, а кто должен мучиться после смерти за совершенные тяжкие грехи.
Смысл фильма «Дом, который построил Джек» в том, что за убийства преступник должен ответить, если не перед законом, то перед Богом. Никто не в праве лишать жизни другого, даже во благо искусства. Это урок от режиссера самопровозглашенным «вершителям судеб». Зрителей же Ларс фон Триер призывает быть бдительными и не соглашаться добровольно на роль жертвы маньяков.
Читайте также: