Дом который построил свифт пьеса год написания
"Дом, который построил Свифт" в Театре имени Пушкина
Московский драматический театр имени Пушкина показал премьеру спектакля "Дом, который построил Свифт" по пьесе Григория Горина в постановке худрука театра Евгения Писарева. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
В спектакле есть момент, когда полицейский, охраняющий тюрьму с заключенными в ней актерами, вспоминает свои прошлые жизни. У эпизода есть свой, важный смысл, но в эту минуту вдруг думаешь, что со времени сравнительно недавней премьеры Евгения Писарева "Женитьба Фигаро", похоже, тоже прошла целая жизнь. Во всяком случае, что наступила какая-то другая. Режиссер, едва ли не лучше всех на столичной сцене умеющий ставить жизнерадостные комедии — причем не только с юмором, но и со вкусом, сделал спектакль горький, наполненный не весельем, не счастьем прямого контакта со зрительным залом, но глубоким отчаянием и разочарованием.
Пьеса Григория Горина "Дом, который построил Свифт" была написана под самый финал брежневского застоя, писатель умер на рубеже веков, когда кончилась предыдущая эпоха и началось время, в котором мы и сейчас живем. С тех пор горинские пьесы исчезли из актуального репертуара (не поручусь за страну, но в Москве — точно), но очевидный социальный регресс, видимо, должен был вывести обратно к ним: и комедиограф Евгений Писарев оказался просто более чутким, чем другие режиссеры, в том числе и те из них, за кем закрепилась слава выразителей тревожного духа времени.
При этом Писарев вовсе не стремится убедить нас, что у Горина все написано "ну прямо как будто сейчас". Никакие запреты и угрозы, во всяком случае пока, не привели к возвращению эзопова языка — у авторов по-прежнему есть достаточно способов сказать свою правду напрямую. Кто знает, может быть, Писарев работает на опережение, но пьеса Горина пока выглядит-таки несовременной. Хотя многие из горинских иносказаний, относящихся к терминальной стадии развития советского общества, обретают печальную актуальность — вроде размышлений о том, что если в стране нельзя свободно жить, то умирать все-таки можно, как захочется, или объяснения того, что сам Свифт на протяжении почти всей пьесы молчит — а зачем говорить, когда и так всем все ясно?
Как тут не вспомнить о недавнем случае, когда в Москве были задержаны люди, "держащие" в руках воображаемые плакаты? Впрочем, Евгений Писарев в своем спектакле избегает каких-либо возбуждающих аллюзий, равно как и инъекций внешней театральности. Скорее наоборот: он сознательно сдерживает, замедляет ритмы, делает непростой выбор в пользу добротной сосредоточенности на характерах и диалогах. История, разворачивающаяся под аккомпанемент одинокого тапера, насыщена героями и событиями — приезд доктора Ричарда Симпсона (Антон Феоктистов) в дом декана дублинского собора Святого Патрика Джонатана Свифта, знакомство с населяющими его дом персонажами свифтовских сочинений (лилипуты считают, что они-то и есть нормальные люди, великан Глюм мечтает обрести средний рост, чтобы не обращать на себя внимания и т. д.) и представителями светской и духовной власти, которым очень удобно считать умолкнувшего писателя больным — иначе невозможно было бы простить сатирический запал его памфлетов. И над всем этим многообразием характеров и россыпями остроумных реплик вопросы — что считать нормой, а что безумием и как сделать достойный выбор между правдой жизни и иллюзией.
Нельзя сказать, что к премьере все роли сложились с равным успехом. Но важные работы уже видны: выразительный и в долгом молчании, и в финальной исповеди Андрей Заводюк — Свифт, приглашенный из "Сатирикона" Григорий Сиятвинда — великан Глюм, Александр Матросов — прозревающий охранник тюрьмы, Игорь Теплов и Алексей Рахманов — меняющиеся ростом мигранты-лилипуты. Ради последних художник Зиновий Марголин придумал эффектный переворот: стоящий в центре сцены купол собора Святого Патрика превращается в огромную перевернутую чашку, в которой гибнет один из лилипутов. Если в начале спектакля застекленный дом-купол зияет всего несколькими дырами, то в финале почти все окна оказываются разбитыми — и не потому, что изоляция декана-молчальника нарушена, а потому, что сама жизнь его истекает.
Собственно говоря, главной в спектакле Евгения Писарева и становится тема конца печальных забав и философских фантазий, тема прощания автора со своими странными героями, с театром земного социума. Часто инсценировавший свою смерть при жизни Свифт по-настоящему уходит совсем не театрально, как-то строго и мудро. И это уже по большому счету не зависит от того, позволяет ли общество говорить правду или вынуждает прибегать к хитроумным иносказаниям.
Григорий Горин «Дом, который построил Свифт»
Молодой доктор, назначенный опекунским советом, приезжает в дом, где живёт прославившийся сатирик Джонатан Свифт, с целью обследовать психическое состояние писателя. И ладно, если бы всё закончилось похоронами живого человека, да и принять постоянное молчание Свифта — вполне мыслимо. Но лилипуты? Человек, который прожил уже тысячи лет? Великан, жаждущий дуэли с Ланцелотом? Это уже выше всякой логики. А незадачливого доктора всё обвиняют и обвиняют в глупости.
Издания: ВСЕ (3) /языки: русский (3) /тип: книги (3) Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценкеСтругацкая, 28 марта 2020 г.
Несмотря на то, что темы иллюзорности мира и переплетения вымысла и реальности в последнее время разработаны и популярны как никогда, я ни разу не сталкивалась с книгой или фильмом, которые бы «взрывали мозг» так, как эта советская пьеса и фильм по ней. Творение Горина и Захарова настолько филигранно, настолько глубоко, а граница между явью и вымыслом в нём настолько неуловима, что Голливуду, при всём к нему уважении, и не снилось.
Самое сюрреалистичное произведение, которое я встречала.
Оценка: 9drugndrug, 29 апреля 2020 г.
Разумеется, эта киноповесть — не есть биографический очерк о последних днях великого сатирика и общественного деятеля Джонатана Свифта. И сам Свифт в этом произведении не совсем тот Свифт, который существовал в действительности. Впрочем, вдумчивый читатель поймёт, что его задача – вовсе не в том, чтобы подмечать исторические неточности и заниматься сравнениями. Его задача – совершить путешествие наподобие того, которое совершил его главный литературный герой — Гулливер. Хотя, путешествия Гулливера только с виду казались необычными – путешествия в неведомые края, населёнными фантастическими существами. На самом деле это экскурс по нашему обычному человеческому миру, в котором люди были представлены в виде лилипутов и великанов, йеху и гуигнгнмов, и прочих причудливых персонажей – в зависимости, кто как жил и к чему стремится.
Мне очень нравится образ Свифта в данном опусе. Как выражен этот образ?
1) Он молчит, ибо устал от человеческой речи, которая очень часто служит не для передачи информации, а для её искажения. Свифт устал слышать лживые голоса и отвечать на эти голоса. Он предпочитает довольствоваться мыслями собеседников и хочет, чтобы собеседники слышали его мысли – ведь мысли очень трудно заставить врать.
2) Он носит повязку на глазах. Но не потому, что слеп. В данном случае – слепы люди вокруг него, слепо общество, аудитория, к которой пытается обратиться Свифт. Но аудитории Свифт неудобен, он критикует и язвит, он действует, на больное пороками современное ему общество, как горькая пилюля. Больное общество пытается подсластить горькую пилюлю или же выплюнуть её.
3) Он способен на чудачества, он говорит с обществом на языке шутов и юродивых. Чего стоит его “смерть”, которую он разыгрывает на публике, как спектакль? Что пытается сказать Свифт? То, что будучи ещё живым человеком, духом он умер, живя в таком человеческом обществе.
4) Свифт под присмотром Опекунского совета. Это тоже спектакль, только его разыгрывает не только Свифт, но и общество тоже. Всем выгодно рассматривать Свифта роли душевнобольного, близкого к безумию. А раз так, то пусть пишет то, что писать запрещено. Безумцу это простительно, а для вменяемого человека – опасно.
Мотивы личного характера в сменяющихся образах двух женщин, с которым был связан Свифт практически на протяжении всей своей жизни – Стеллы и Ванессы – привносят в это произведение особый трагический оттенок. Это было испытание для него, и очень непростое.
В общем… оценка тут может быть только одна. Круглая десяточка!
Оценка: 10Witcher, 18 января 2012 г.
Жизнь и театр, человек и актер, слово и молчание. Играя на уровне абсурда неопределенным, Горин выстраивает безумный мир, на который можно посмотреть с разных сторон и, принимая идеи, прежде всего, как-то подсознательно, сделать еще один шаг к пониманию бытия.
Спектакль Дом, который построил Свифт
Драматург Григорий Горин написал свою пьесу в 1980 году, на самом пике эпохи застоя. Затем последовала экранизация Марка Захарова с участием его любимых актеров: Олега Янковского, Александра Абдулова, Евгения Леонова, Александра Збруева, Николая Караченцева. Спустя 35 лет история гениального сатирика, отвергнутого обществом, вновь становится актуальной. Режиссер спектакля в «Комедии» Вадим Данцигер говорит, что сделал спектакль о свободе внутреннего мира художника — и внешних силах, которые пытаются эту свободу разрушить.
Все отзывы о спектакле Дом, который построил Свифт
Давнее моё непосещение театра Пушкина наконец прервалось очень достойным событием. Недавней премьерой театра - Дом, который построил Свифт. Спектакль о жизни одного из самых загадочных авторов 17-18 веков- сатирика и публициста Джонатана Свифта. Который в своих произведениях высмеивал пороки общества. Был на стороне слабого, но достойного простого человека. Этим видимо и заслужил любовь и уважение на родине - в Ирландии.
Начну с конца - да, это пожалуй самая талантливая и самая успешная работа режиссёра Евгения Писарева (из увиденных мною), который уверенно и верно вывел театр на достойные художественные высоты, по крайней мере по наличию такого количества классики, театральных звёзд и даже не только театральных ;)
Наверное, даже могу охарактеризовать увиденное, как совершено полноценную отдельную визуальную работу - браво работе сценографа, художникам (свет, звук, оформление сцены. ) - можно даже не слушать (не понимать) текст, а наслаждаться воплощением, актёрами, которые даже не говоря текст, каждый в действии в игре, и полноценная картинка собирается из работ каждого героя, будь то сам Свифт, доктор или же один из обитателей сферического дома. Пазл! Вот наверное такое сравнение я бы применил - картинка начинает собираться с первым появлением и первыми похоронами Свифта. Далее - полнейшее погружение в мир безумия, сумасшествия, в странный мир декана Свифта, уводит зрителя, заставляя мыслить, работать извилинами, додумывая, переводя взгляд от персонажа к персонажу, от Дома, после к куску рафинада, далее в тюрьму, заседания глав города и губернатора. картинка сменяла другую. И каждая последующая сцена - увлекает, уводит, заставляет забыться среди лилипутян, жандармов, великана - все, буквально все мизансцены красивы, умны, закончены, ряд миниспектаклей.
Трансформации врача, Свифта, самого Дома, который совместно с героями стареет, лишаясь стёкол, жителей, ветшает. как разбитые идеалы, надежды, неоправданные ожидания.
Я увидел тонкую, умную, изящную работу о великом мыслителе, который не разменивался на слова, а "подтягивал" на свой уровень, заставлял трудиться, преодолевая себя, свои возможности. Также, в спектакле очень много героев, не персонажей, а именно живых людей с судьбой, историей, драмой жизни. Которые в определённые периоды спектакля раскрывая свою душу, сквозь боль, слёзы и лишения - констебль, который понял, что каждая его жизнь повторяет предыдущую, великан Глюм, который был лучше и выше всех, но таковым всегда трудно, а порой и просто невозможно, это и человек Некто - самый несчастный для меня - не помнит своего имени, живёт тысячи лет, не зная и забывая важного, главного. в его глазах вопрос, поиск, вера, он не опускает рук - настоящий азимут для заблудшего смертного. Но не могу не сказать про самого Свифта - это просто попадание сто из ста - Андрей Заводюк - 1,5 действия не проронил ни слова, но какая мимика, взгляды, стать. Но я увидел в нём человека. Живого человека, который любил, страдал, был счастлив, занимался любимым делом.
Я, как зритель, безумно рад, что в репертуаре Пушки появился умный, качественный, "вкусный" спектакль, который я знаю кому рекомендовать, кто поймёт, оценит, восхитится и будет благодарен за совет. Увы, это не такой большой круг лиц. Трудиться в театре зритель отвык. Но непременно такие спектакли, как Дом Свифта - должны, обязаны присутствовать в репертуаре театра, подтягивая зрителя, пытаясь разговаривать, мыслить - на равных.
6 июня 2016В самом здании театра Пушкина я была и раньше, но на антрепризных спектаклях. А вот на их "родном" спектакле вчера побывала впервые. И это был редкий случай, когда я была в театре с мужем, ибо смотрели мы нами обоими обожаемую вещь - "Дом, который построил Свифт". Муж ярый поклонник одноименного фильма, я предпочитаю пьесу Горина (хотя и фильм люблю, конечно). И вот довелось увидеть это на сцене!
Сразу скажу - нам понравилось. Причем обоим, что редко бывает :)
Спектакль невероятно атмосферный. С первый минуты погружаешься в мир Свифта - и тебя затягивает, как во сне. Реальность настолько сливается с выдуманным миром, что иногда кажется, что ты сам немножко сходишь с ума ) Все вроде бы идет правильно, но одновременно и явно противоречит здравому смыслу. а что вы хотите от дома, в котором собрались люди, считающие себя сумасшедшими - или героями книг Свифта.
Пара лилипутов, например. "Под ногами все время шмыгают лилипуты" (с) Прекрасные Рельб (Алексей Рахманов) и Флим (Игорь Теплов), друзья с детства, которые привязаны друг к другу не только дружбой, но чувствами к одной женщине. И не понятно - дружба ли позволяет им мириться с этой ситуацией или сложившийся треугольник заставляет продолжать дружить.
А великан Глюм? Опустившийся великан, ждущий своего рыцаря. Григорий Сиятвинда замечателен в этой роли.
А дамы, Ванесса (Э. Абдурахманова) и Эстер (Анастасия Панина)? Им же веришь каждую минуту. Женщины, которые любят, причем безответно, это так. обычно в этой жизни, мне кажется. Придумывают свой, параллельный мир, в котором их избранник отвечает им, испытывает какие-то чувства, в котором все имеет смысл - и на это тратят свою жизнь, почитая за счастье просто быть рядом, знать, что их помнят и пусть путают с кем-то из прошлых любовей . Ревнуют, заботятся, отстаивают свое место рядом с Ним. Это вообще отдельная тема - влюбленные женщины.
Очень понравилась сцена с Некто (Александр Дмитриев) и констеблей - практически комедийная и страшная одновременно.
Еще я практически влюбилась в доктора Симпсона (или Гулливера?) :) Ну очень хорош, очень. Даже не знаю, как слова подобрать - но это оказался абсолютно тот образ, который я видела, читая пьесу. Антону Феоктистову браво! Кстати, я его завтра увижу в спектакле "Мышеловка", интересно, как оно будет.
Как ни странно, мне не сказать, чтобы понравился сам Свифт. Вернее, пока он молчал, было очень даже чудесно, точно по тексту :) А вот потом. Я совершенно солидарна с доктором Симпсоном, сказавшим Свифту "И вообще, вам не идет болтовня, сэр. Молчащим вы, извините, казались умней." (с) Как-то не оценила я "говорящего" Свифта, к нему вместе с речью пришло такое внезапное оживление и нервная веселость, что совершенно разрушило очарование. На мой взгляд, недодержал слегка образ. Хотя, возможно, так и было задумано.
И отдельно хочу повосхищаться Патриком (Сергей Миллер) - иногда ощущение, что на нем, практически, все действие и держится. Невероятно шикарен!
Спектакль получился очень серьезным и при этом совершенно волшебным. Если честно, я очарована им. Возможно, как-нибудь соберусь и схожу еще раз - уж очень на душу лег. Оценка 5 из 5. Вот очень рекомендую, очень.
Очень много слышала об этой постановке и давно хотела сходить. Наконец-то оно свершилось.Спектакль понравился, действительно, заслуживает внимания. Очень интересная режиссерская работа, тонкий юмор, философский подтекст, элементы абсурда ( переплетение реальности и сказочных персонажей произведений Свифта). Интересные и необычные декорации. Смотрится спектакль легко, несмотря на замысловатый сюжет. Рекомендую к просмотру тем, кто любит не просто посмотреть и развлечься, а еще и подумать, и глубоко вникнуть. Любителям легких антреприз, скорее всего, будет скучно и неинтересно.
20 марта 2017Еще один шедевр от труппы театра. Нет, не зря все таки, на этой сцене существовал когда то Камерный театр! Что то витает в воздухе, оставшееся с тех времен, что будоражит, заставляет искать новые формы.
Джонатан Свифт известен нам всем. Мы читали его книжку и смотрели мультфильмы. Но знали ли мы что-то про него самого? А вот он , оказывается, знает про нас практически все. И, поэтому, Свифт, в исполнении Андрея Заводюка, молчит почти три часа. Заставляя нас внимательно прислушаться к себе.
Это очень глубокий, психологически неудобный спектакль. Неудобный, это значит, что легко не будет во время просмотра. Смотреть вглубь себя самого всегда непросто. Видеть то, что пытаешься каждый день скрыть от окружающих. Но, час придет, безумный декан заговорит.
Пьеса Григория Горина была написана более тридцати лет назад. Но и сейчас она актуальна. Все, что происходит на сцене, абсолютно все это жизненно и узнаваемо. И две женщины, борющиеся за внимание одного мужчины и не стесняющиеся никаких средств, и Опустившийся Великан (Георгий Сиятвинда), который стал таким как все, потому что его заставили! Ну нельзя выделяться из толпы, нельзя быть великаном в стране лилипутов, надо шагать в строю себе подобных! Но сатисфакция будет получена и в конце великан опять станет Великаном! Две соперницы поймут, что главное для каждой - счастье любимого мужчины!
Игра актеров восхитительна! Антон Феоктистов в роли доктора Симпсона, а на самом деле Гулливер, просто бесподобен!
Два лилипута, два закадычных друга, сбежавшие в Ирландию и пытающиеся обрести здесь почву под ногами. Но любая дружба проходит испытания. В эмиграции жить несладко. Этот огромный кусок рафинада, который они тащат по сцене и чашка в которой тонет один из них, это и есть жизнь. Мужская дружба рушится из-за женщины, из-за обмана.
Любовь, смерть, дружба, Родина, такие вечные и простые понятия проходят красной нитью через весь спектакль.
Еще раз браво художникам, придумавшим декорации. Перевернутый стеклянный купол многофункционален. Это и крыша дома Свифта, и оранжерея и купол собора и чашка в которой бесславно тонет лилипут-предатель.
На спектакль надо идти однозначно. Чтобы задуматься, стать лучше.
Спектакль начинается с глухих ударов колокола. Тревожно становится, но с последней сценой ты понимаешь : "не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе"
Спектакль несомненно очень и очень эстетский. Сцена и персонажи - выдержаны в лаконичном стиле: холодные (если не сказать мрачные) тона, выверенные движения, словно все вместе - это один огромный движущийся механизм. Поэтому даже первое заявление о том, что это случилось, "как обычно, в пять часов" не вызывает удивления. Это кажется нормальным. Единство созданного на сцене мира не нарушается даже появлением врача из Ноттингемшира. Все равно, механизм продолжает исправно работать, вот разве что теперь в нем есть еще и кукушка - немного не вписывающаяся в стильные очертания, но зато оживляющая процесс.
Вообще, мне показалось, что спектакль поставлен как ода Тексту и его Смыслу.
Есть ТЕКСТ. Именно так, с большой буквы, наполненный игрой слов и иносказаниями, и от Текста практически ничто не отвлекает зрителя. Даже актеры.
Есть ИЛЛЮСТРАЦИЯ (декорации и сценография). И краски ровно настолько сдержанные, чтобы не заслонять изысканность слов.
Необычным для меня стал тот факт, что актеры (за редким исключением) практически лишены индивидуальности. Нет, они конечно же все разные, но словно покрашены одной серой краской. Это нарисованные абстрактные фигуры, которые живут в невозможном и безумном мире. Однако, тем четче выделяются моменты, на которых (вероятно) хотел акцентировать внимание режиссер. Например, самой яркой сценой (и это две лучшие актерские работы на мой взгляд) стал разговор Констебля с Некто. Разговор о выходе за рамки, хотя бы и ценой собственной жизни.
Помню, как вывели Его, как орала толпа, . А я стоял рядом. Вооруженный. Смотрел.
А второй момент, который как-то особенно меня зацепил, это фраза Эстер:
Время изменилось, сэр. Кто сейчас реагирует на намеки и подтексты, которыми так славился декан. Все все давно понимают, и уже ничто никому не смешно. "
Мне так кажется, что это практически девиз нашего времени. Особенно ясно это чувствуешь, когда смотришь потом фильм. Там намеки и подтексты еще живы, интересны, узнаваемы, понятны большинству. За ними стоит многое, и поэтому ощущается многослойность.
В спектакле же почти нет акцентов - каждый волен выбирать свои слова, почти нет зацепок для сознания (и понятно, что это выбор режиссера - попытка вывести пьесу на более высокий, но одновременно и более абстрактный уровень). В итоге текст оказывается как бы вне спектакля, над ним - каждый находит свой сюжет, каждый добавляет свои аллюзии, и раскрашивает монохромный дом Свифта в лишь ему видимые цвета.
Сплошное торжество индивидуальности. Так свойственное современному миру.
Но, давайте с этим разберемся!
Итак. По сценам! Иначе, действительно, будет непонятно.
Прошу только не напрягать усиленно мозговые извилины.
Расслабьтесь! Приготовьтесь не понимать – и тогда всё поймёте. А может, и нет, конечно. Кто знает? А знает Свифт. Наверняка. Или дворецкий Патрик. А может и доктор Симпсон.
Что, путаю вас?
Ну так, давайте вернёмся к сценам.
ПРОЛОГ. Дублин. Площадь перед собором святого Патрика. Печальный перезвон колоколов. Несколько горожан остановились, опустили головы, мужчины сняли шляпы. Из кареты выглянул молодой человек в дорожном костюме. Это - Доктор Симпсон.
ГОСТИ ДОМА СВИФТА
Звон разбитого стекла. Камень, брошенный с улицы, влетел в одну из зал большого дома Джонатана Свифта. Множество окон и дверей, в глубине - крутая лестница, уходящая куда-то вверх. Появился дворецкий Патрик, человек средних лет, с бесстрастным лицом, стал сметать разбитое стекло. Следом в залу вошла сестра милосердия и домоправительница мисс Ванесса. Подошла к бюро, достала журнал.
ЛИЛИПУТЫ
ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
БОЙ С ВЕЛИКАНОМ
ЭТО ВСЕ - ТЕАТР
НЕКТО
ОПЕКУНСКИЙ СОВЕТ
ГУЛЛИВЕР
МОЛЧАНИЕ ДОКТОРА СИМПСОНА
ПОСЛЕДНЯЯ СМЕРТЬ ДЖОНАТАНА СВИФТА.
Почему я перечислила сцены? – Потому что каждая, это отдельная картина. И – яркий мазок в картине общей.
В каждой сцене свой смысл. А в каждом смысле - смысл общий. В смысле все разрозненные смыслы объединяются в один смысл…
С Лилипутами сцена.
Знаете, какое странное ощущение-контраст – большой/маленький. Лилипут по сравнению с чашкой. И – великан по сравнению с лилипутом, который ниже.
Прекрасная актерская игра и блистательный текст. Диалог лилипутов (Рельб и Флим) с выяснением кто из них выше, а кто ниже – уморителен.
Дом, который построил Свифт
Удивительно небольшое произведение! Какой гений все-таки был Григорий Горин, как умел столько смыслов утрамбовать в небольшой объем своих пьес. Один день из смерти Джонатана Свифта - писателя, сатирика и "безумца". И создал он свой дом, и населил этот дом любимыми персонажами, любимыми женщинами и поставил под окнами горстку горожан, чтобы было кому подглядывать в эти окна. И замолчал, но
Он нанял актеров, чтобы те несли людям его мысли: власти оказались хитрей - они наняли зрителей!
Мне показалась верной мысль Дмитрия Быкова, что Горин - это разочаровавшийся Шварц, точнее это такой автор, каким стал бы Евгений Шварц, проживи он дольше. Мир его пьес - это конечно сцена, но это и такой мир, где чудо уже не спасет, оно не невозможно, оно случается, но никто в него не верит, даже…
Григорий Горин Дом, который построил Свифт Григорий Горин 5-85-154-146-6 OlgaZadvornovaЗаметки о прочитанном
11 июня 2017 г. 19:09
5 Дом, в котором живёт Свифт
Блестящая абсурдистская пьеса сатирика Горина о.Блестящая абсурдистская пьеса сатирика Горина о сатирике Свифте, где в причудливой манере переплетаются черты личности Свифта, его идеи и созданные им образы, давно уже живущие своей жизнью.
В доме, построенном Свифтом, вместе с ним самим, безумным и гениальным, живут здесь и сейчас много других обитателей. Дорогие ему Стелла и Ванесса. Родная Ирландия и ирландцы, ценившие и уважавшие его за защиту правды и справедливости. И скромный доктор из Ноттингемшира Симпсон, который не побоялся стать Гулливером. И лилипуты со своими маленькими трагедиями. И великаны с колоссальным вИдением всех горизонтов мира, что приводит к умножению скорбей. И актёры, становящиеся йеху, и йеху, становящиеся актёрами. И бессмертный человек Некто, давно позабывший, какой нынче век и как его зовут, а по сути,…
Григорий Горин Дом, который построил Свифт Григорий Горин 5-85-154-146-6 LuckyUlysses LuckyUlysses написала рецензию27 декабря 2016 г. 01:18
Горин - один из самых любимых драматургов. Его.Дом, который построил Свифт Текст
Философская трагикомедия, на грани со сказкой. В 1745 году в Дублине живёт уже пожилой Свифт, знаменитый сатирик. Он признан официально недееспособным, благодаря усилиям ирландских властей, пытающихся уберечь своего гения от исков, которые ему в ином случае предъявят за его острейшую и правдивую сатиру. Свифт живёт в собственном мире, окружённый персонажами придуманными или скорее открытыми им. Прежде всего, конечно же, из его знаменитых «Приключений Гулливера». К нему регулярно присылают психиатров по указу из Лондона, дабы подтвердить его психическое расстройство. Но каждый из них не выдерживал всего того напора событий, что творится в доме Свифта. Наконец приезжает молодой и упёртый психиатр Ричард Симпсон…
Подробная информация Книга Григория Горина «Дом, который построил Свифт» — скачать в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.Можно убивать непониманием. Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона.
+27 Masha_Uralskaya_LiveLibМожно убивать непониманием. Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона.
Когда кого-то не уважаешь, можешь нарваться на ответное чувство.
+19 Masha_Uralskaya_LiveLibКогда кого-то не уважаешь, можешь нарваться на ответное чувство.
Сатирикам принято бить стекла! В этом специфика жанра! Поэтам бросают цветы, обличителям - булыжники! Это их слава и гонорар. Сатирик, который перестал возмущать, - кончился. Его жизнь потеряла смысл!
+16 Masha_Uralskaya_LiveLibСатирикам принято бить стекла! В этом специфика жанра! Поэтам бросают цветы, обличителям - булыжники! Это их слава и гонорар. Сатирик, который перестал возмущать, - кончился. Его жизнь потеряла смысл!
Всякий знает, как трудно взбираться наверх, но обратный путь всегда тяжелей.
+15 Masha_Uralskaya_LiveLibВсякий знает, как трудно взбираться наверх, но обратный путь всегда тяжелей.
Дом, который построил Свифт
Философская трагикомедия, на грани со сказкой. В 1745 году в Дублине живёт уже пожилой Свифт, знаменитый сатирик. Он признан официально недееспособным, благодаря усилиям ирландских властей, пытающихся уберечь своего гения от исков, которые ему в ином случае предъявят за его острейшую и правдивую сатиру. Свифт живёт в собственном мире, окружённый персонажами придуманными или скорее открытыми им. Прежде всего, конечно же, из его знаменитых «Приключений Гулливера». К нему регулярно присылают психиатров по указу из Лондона, дабы подтвердить его психическое расстройство. Но каждый из них не выдерживал всего того напора событий, что творится в доме Свифта. Наконец приезжает молодой и упёртый психиатр Ричард Симпсон…
Подробная информация Показать полностью ПравообладательОтзывы на книгу «Дом, который построил Свифт»
Из всех фильмов, снятых Марком Захаровым по сценариям Г. Горина, «Дом, который построил Свифт», пожалуй, наименее популярен у зрителей. Фильм запоминается чернильно-серым видеорядом, пронзительной музыкой и первоклассным актерским ансамблем, впрочем, последнее обычно для М. Захарова. Из множества советских трагикомедий, в том числе захаровских, «Дом» выделяется явным креном в сторону «траги-», что, в свою очередь, отвлекает внимание от комического, не позволяет зрителю смеяться легко и бездумно. Вероятно, поэтому фильм попал в категорию недооцененных, с формулировками «слишком мрачный», «слишком затянутый», даже «слишком скучный».
И если постановка Захарова, его режиссерские решения – вопрос кинокритиков, то о сценарии Григория Горина можно с уверенностью сказать: это самостоятельное литературное произведение, чрезвычайно глубокое и талантливое.
В отличие от «Формулы любви» или «Мюнхгаузена», где философия и политическая сатира надежно спрятаны под водевильной легкостью и суетой, в этот раз автор играет всерьез и не хочет щадить чувства почтенной публики; его смех горек, улыбки полны иронии, его актеры умирают на сцене, истекая всамделишной кровью. И вот зритель (читатель), застыв в недоумении, глядит внутрь балаганчика и не может понять, почему клоун больше не пляшет.
«Дом, который построит Свифт» - самое сильное, на мой взгляд, произведение Г. Горина. Оно так плотно набито мыслями, эмоциями и откровениями, что по крутизне превосходит многие «большие романы». Прежде всего, благодаря концентрированности — т. к. здесь нет проходных мест. Читатель волен сам домысливать необязательные подробности, а размазывать кашу тонким слоем автор не намерен: как говорится, умному достаточно, а глупому сколько ни объясняй.
Почему-то такой юмор принято называть английским (может, потому, что он так же условно понятен массам, как англ. язык): когда не гогочешь во все горло и не хихикаешь до колик в животе, а сначала удивленно поднимешь брови, потом лукаво улыбнешься и головой еще покачаешь, в смысле «ну надо же… ух ты, вот это да»… а потом загрустишь, когда мысль выкристаллизуется и соединится с личным. Как, например, в главе про Рыжего констебля, когда хочется взяться рукой за сердце и всплакнуть над судьбой человечества.
Апофеоз «Дома» - это, безусловно, сцена «обращения» доктора или, точнее, его прозрения, или причисления к лику святых, это разрыв шаблона, инсайт и катарсис, и еще черт знает что. Просто браво.
- Ну слава Богу! Наконец-то. - Патрик вытер пот и торжественно пошел к выходу, - Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!
Ну, в общем, чего и вам желаем…
19 октября 2013Можно убивать непониманием… Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона…
Мне понравилось! Светлая, местами смешная, а местами такая грустная пьеса.
По просьбе Опекунского совета, дабы избавить местного декана от душевного недуга, был «выписан» доктор Симпсон. Выписан за особые достоинства:
«Мы полагали, у этой кандидатуры есть масса достоинств: молод, глуп, необразован…»
Но власти совета не учли такой малости, как человеческий фактор.
Дублин встретил прибывшего – нерадостно. Печальный перезвон колоколов вещал о чьей-то смерти, как подсказали горожане – пациента, того, кого лечить приехал доктор.
«Ах, сударь, вы издалека, наверное?
Не знаете характера декана.
Он — очень пунктуальный человек,
Во всем порядок любит, аккуратность,
И если переходит в мир иной,
То ровно в пять, хоть проверяй часы…»
И дальше будет море каламбура, а потому друзья – не удивляйтесь.
Там Вам покажут шоу лилипутов
Грызущихся за сердце одной дамы…
Печаль. И снова шоу - великана.
Расскажет он про жизнь свою,
Как рос, как превзошел всех смертных,
Как пал он – спился по приказу короля.
Всё – сказки для народа.
Сатира – откровенно говоря.
По книге всё. Читал, кто Гулливера? Вот доктор не читал, но помогли… Друзья? (вопрос к читавшим. Да не Гулливера – пьесу, что читала я.)
"Дом, который построил Свифт" в Театре имени Пушкина
Московский драматический театр имени Пушкина показал премьеру спектакля "Дом, который построил Свифт" по пьесе Григория Горина в постановке худрука театра Евгения Писарева. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
В спектакле есть момент, когда полицейский, охраняющий тюрьму с заключенными в ней актерами, вспоминает свои прошлые жизни. У эпизода есть свой, важный смысл, но в эту минуту вдруг думаешь, что со времени сравнительно недавней премьеры Евгения Писарева "Женитьба Фигаро", похоже, тоже прошла целая жизнь. Во всяком случае, что наступила какая-то другая. Режиссер, едва ли не лучше всех на столичной сцене умеющий ставить жизнерадостные комедии — причем не только с юмором, но и со вкусом, сделал спектакль горький, наполненный не весельем, не счастьем прямого контакта со зрительным залом, но глубоким отчаянием и разочарованием.
Пьеса Григория Горина "Дом, который построил Свифт" была написана под самый финал брежневского застоя, писатель умер на рубеже веков, когда кончилась предыдущая эпоха и началось время, в котором мы и сейчас живем. С тех пор горинские пьесы исчезли из актуального репертуара (не поручусь за страну, но в Москве — точно), но очевидный социальный регресс, видимо, должен был вывести обратно к ним: и комедиограф Евгений Писарев оказался просто более чутким, чем другие режиссеры, в том числе и те из них, за кем закрепилась слава выразителей тревожного духа времени.
При этом Писарев вовсе не стремится убедить нас, что у Горина все написано "ну прямо как будто сейчас". Никакие запреты и угрозы, во всяком случае пока, не привели к возвращению эзопова языка — у авторов по-прежнему есть достаточно способов сказать свою правду напрямую. Кто знает, может быть, Писарев работает на опережение, но пьеса Горина пока выглядит-таки несовременной. Хотя многие из горинских иносказаний, относящихся к терминальной стадии развития советского общества, обретают печальную актуальность — вроде размышлений о том, что если в стране нельзя свободно жить, то умирать все-таки можно, как захочется, или объяснения того, что сам Свифт на протяжении почти всей пьесы молчит — а зачем говорить, когда и так всем все ясно?
Как тут не вспомнить о недавнем случае, когда в Москве были задержаны люди, "держащие" в руках воображаемые плакаты? Впрочем, Евгений Писарев в своем спектакле избегает каких-либо возбуждающих аллюзий, равно как и инъекций внешней театральности. Скорее наоборот: он сознательно сдерживает, замедляет ритмы, делает непростой выбор в пользу добротной сосредоточенности на характерах и диалогах. История, разворачивающаяся под аккомпанемент одинокого тапера, насыщена героями и событиями — приезд доктора Ричарда Симпсона (Антон Феоктистов) в дом декана дублинского собора Святого Патрика Джонатана Свифта, знакомство с населяющими его дом персонажами свифтовских сочинений (лилипуты считают, что они-то и есть нормальные люди, великан Глюм мечтает обрести средний рост, чтобы не обращать на себя внимания и т. д.) и представителями светской и духовной власти, которым очень удобно считать умолкнувшего писателя больным — иначе невозможно было бы простить сатирический запал его памфлетов. И над всем этим многообразием характеров и россыпями остроумных реплик вопросы — что считать нормой, а что безумием и как сделать достойный выбор между правдой жизни и иллюзией.
Нельзя сказать, что к премьере все роли сложились с равным успехом. Но важные работы уже видны: выразительный и в долгом молчании, и в финальной исповеди Андрей Заводюк — Свифт, приглашенный из "Сатирикона" Григорий Сиятвинда — великан Глюм, Александр Матросов — прозревающий охранник тюрьмы, Игорь Теплов и Алексей Рахманов — меняющиеся ростом мигранты-лилипуты. Ради последних художник Зиновий Марголин придумал эффектный переворот: стоящий в центре сцены купол собора Святого Патрика превращается в огромную перевернутую чашку, в которой гибнет один из лилипутов. Если в начале спектакля застекленный дом-купол зияет всего несколькими дырами, то в финале почти все окна оказываются разбитыми — и не потому, что изоляция декана-молчальника нарушена, а потому, что сама жизнь его истекает.
Собственно говоря, главной в спектакле Евгения Писарева и становится тема конца печальных забав и философских фантазий, тема прощания автора со своими странными героями, с театром земного социума. Часто инсценировавший свою смерть при жизни Свифт по-настоящему уходит совсем не театрально, как-то строго и мудро. И это уже по большому счету не зависит от того, позволяет ли общество говорить правду или вынуждает прибегать к хитроумным иносказаниям.
Дом, который построил Свифт
Философская трагикомедия, на грани со сказкой. В 1745 году в Дублине живёт уже пожилой Свифт, знаменитый сатирик. Он признан официально недееспособным, благодаря усилиям ирландских властей, пытающихся уберечь своего гения от исков, которые ему в ином случае предъявят за его острейшую и правдивую сатиру. Свифт живёт в собственном мире, окружённый персонажами придуманными или скорее открытыми им. Прежде всего, конечно же, из его знаменитых «Приключений Гулливера». К нему регулярно присылают психиатров по указу из Лондона, дабы подтвердить его психическое расстройство. Но каждый из них не выдерживал всего того напора событий, что творится в доме Свифта. Наконец приезжает молодой и упёртый психиатр Ричард Симпсон…
Подробная информация Показать полностью ПравообладательОтзывы на книгу «Дом, который построил Свифт»
Из всех фильмов, снятых Марком Захаровым по сценариям Г. Горина, «Дом, который построил Свифт», пожалуй, наименее популярен у зрителей. Фильм запоминается чернильно-серым видеорядом, пронзительной музыкой и первоклассным актерским ансамблем, впрочем, последнее обычно для М. Захарова. Из множества советских трагикомедий, в том числе захаровских, «Дом» выделяется явным креном в сторону «траги-», что, в свою очередь, отвлекает внимание от комического, не позволяет зрителю смеяться легко и бездумно. Вероятно, поэтому фильм попал в категорию недооцененных, с формулировками «слишком мрачный», «слишком затянутый», даже «слишком скучный».
И если постановка Захарова, его режиссерские решения – вопрос кинокритиков, то о сценарии Григория Горина можно с уверенностью сказать: это самостоятельное литературное произведение, чрезвычайно глубокое и талантливое.
В отличие от «Формулы любви» или «Мюнхгаузена», где философия и политическая сатира надежно спрятаны под водевильной легкостью и суетой, в этот раз автор играет всерьез и не хочет щадить чувства почтенной публики; его смех горек, улыбки полны иронии, его актеры умирают на сцене, истекая всамделишной кровью. И вот зритель (читатель), застыв в недоумении, глядит внутрь балаганчика и не может понять, почему клоун больше не пляшет.
«Дом, который построит Свифт» - самое сильное, на мой взгляд, произведение Г. Горина. Оно так плотно набито мыслями, эмоциями и откровениями, что по крутизне превосходит многие «большие романы». Прежде всего, благодаря концентрированности — т. к. здесь нет проходных мест. Читатель волен сам домысливать необязательные подробности, а размазывать кашу тонким слоем автор не намерен: как говорится, умному достаточно, а глупому сколько ни объясняй.
Почему-то такой юмор принято называть английским (может, потому, что он так же условно понятен массам, как англ. язык): когда не гогочешь во все горло и не хихикаешь до колик в животе, а сначала удивленно поднимешь брови, потом лукаво улыбнешься и головой еще покачаешь, в смысле «ну надо же… ух ты, вот это да»… а потом загрустишь, когда мысль выкристаллизуется и соединится с личным. Как, например, в главе про Рыжего констебля, когда хочется взяться рукой за сердце и всплакнуть над судьбой человечества.
Апофеоз «Дома» - это, безусловно, сцена «обращения» доктора или, точнее, его прозрения, или причисления к лику святых, это разрыв шаблона, инсайт и катарсис, и еще черт знает что. Просто браво.
- Ну слава Богу! Наконец-то. - Патрик вытер пот и торжественно пошел к выходу, - Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!
Ну, в общем, чего и вам желаем…
19 октября 2013Можно убивать непониманием… Ежесекундно, планомерно, не нарушая закона…
Мне понравилось! Светлая, местами смешная, а местами такая грустная пьеса.
По просьбе Опекунского совета, дабы избавить местного декана от душевного недуга, был «выписан» доктор Симпсон. Выписан за особые достоинства:
«Мы полагали, у этой кандидатуры есть масса достоинств: молод, глуп, необразован…»
Но власти совета не учли такой малости, как человеческий фактор.
Дублин встретил прибывшего – нерадостно. Печальный перезвон колоколов вещал о чьей-то смерти, как подсказали горожане – пациента, того, кого лечить приехал доктор.
«Ах, сударь, вы издалека, наверное?
Не знаете характера декана.
Он — очень пунктуальный человек,
Во всем порядок любит, аккуратность,
И если переходит в мир иной,
То ровно в пять, хоть проверяй часы…»
И дальше будет море каламбура, а потому друзья – не удивляйтесь.
Там Вам покажут шоу лилипутов
Грызущихся за сердце одной дамы…
Печаль. И снова шоу - великана.
Расскажет он про жизнь свою,
Как рос, как превзошел всех смертных,
Как пал он – спился по приказу короля.
Всё – сказки для народа.
Сатира – откровенно говоря.
По книге всё. Читал, кто Гулливера? Вот доктор не читал, но помогли… Друзья? (вопрос к читавшим. Да не Гулливера – пьесу, что читала я.)
Читайте также: