Дом который построил фредди
"Кошмар на улице Вязов": как Фредди Крюгер помог фильму "Хоббит"
В чём сила, брат? Сила не в деньгах, а в правде.
Каждый раз, когда речь заходит об убогости отечественного кино и тв, его защитники начинают рассказывать о голливудских деньгах и технологиях.
Но правда состоит не в них, а в мотивации тех людей, которые делают кино.
В одной системе люди получают свои деньги независимо от результатов своего труда, а в другом варианте авторы, если облажаются, могут остаться буквально без штанов.
Конечно, кино и тв это, прежде всего - бизнес, и авторы хотят заработать в обоих случаях, но зритель остаётся в выигрыше лишь тогда, когда он может финансово наказывать автора за халтуру.
Проиллюстрировать эту нехитрую мысль я бы хотел на примере фильма про Фредди Крюгера, который спас от банкротства студию New Line Cinema, которая создала фильм "Хоббит".
One, two,
Freddy's coming for you…
Начало
Эту студию основал в 1967 году Роберт Шей. Сначала она занималась лишь прокатом дешёвых фильмов, на которые истекли авторские права. Причём, принцип этого проката был в чём-то похож на работу советской кинопередвижки – доставлять фильмы туда, куда крупные компании просто не могут добраться - тюрьмы, армейские базы и колледжи.
Возможно, что толчком к развитию студии послужил успех фильма «Зловещие мертвецы», прокатом которого занималась New Line Cinema.
Студия решила, что она и сама может сделать что-то подобное, несмотря на отсутствие традиций и опыта. Ей удалось снять несколько фильмов, которые позволили ей хотя бы не потерять деньги.
Больших денег фирма не заработала, но получила уверенность в своих силах и понимание того, что молодёжь хочет чего-то острого про секс и насилие.
Обычно подросткам мешают заниматься сексом родители, но если такому молодёжному досугу помешает маньяк, расчленяющий любовников разными способами, то про это можно снять фильм и жанр такого фильма называется слэшер (англ. slash — удар сплеча, рубить).
Кстати, фильмом который послужил толчком к появлению жанра слэшер был «Психо» Альфреда Хичкока снятый ещё в 1960-м году.
В общем, тогда многие студии расчленяли тинэйджеров на экране, но особенного успеха в этом бизнесе добился Джон Карпентер.
Огромные кассовые сборы его «Хэллоуина» в 1978 году (почти $50 млн. при $325 тыс.) заставили
New Line Cinema позеленеть от зависти.
И вот к Роберту Шею пришёл некий Уэс Крейвен со сценарием «Кошмар на Улице Вязов». Крейвен знал чего хочет и боится молодёжь – до этого он был университетским профессором словесности и создателем сценариев для порнофильмов.
Уэс Крэйвен был мальчиком из консервативной баптистской семьи, в которой фильмы были под запретом. Наверно, именно поэтому Шону Каннингему, который позже поставил «Пятницу 13-е», удалось соблазнить Уэса и втянуть его в пучину греха – мир малобюджетного эротического кино.
Как и для всякого приличного мальчика, сбившегося с пути, всё это кончилось кокаином.
Сначала казалось, что дело пошло в гору – с порно Уэс переключился на ужастики, но после пары малобюджетных фильмов для него наступила чёрная полоса.
Крэйвен потерял работу и жену, а приобрёл кокаиновую зависимость.
Кое-как разобравшись с наркотической депрессией, Уэс начал работать над сценарием, который вернул бы его в профессию.
Этот сценарий был «Кошмар на улице Вязов» и Крэйвен стал его предлагать разным студиям.
До того, как идеей заинтересовалась New Line Cinema, многие всерьёз предлагали сделать из него детский фильм.
В частности студия Дисней готова была купить его, если бы он был соответствующим образом переделан.
А друг сценариста Шон Каннингем (режиссёр «Пятница 13-е») считал, что ночными кошмарам современных подростков никак не впечатлить. Мол, только хардкор – пилы, топоры и другой инструмент для обработки деревянных изделий типа Буратино.
В общем, сценарий был явно сырой, но автор верил в идею и он не ошибся.
В идею поверил и глава New Line Cinema - Роберт Шей.
Шей купил у Крэйвена права на Крюгера на тех же условиях, на каких Гэйл Энн Херд купила у Кэмерона права на Терминатора -
символическая сумма, но с правом ставить фильм.
Потом Роберт заложил свой дом и производство началось.
Теперь им обоим отступать было некуда.
Three, four,
better lock the door…
Производство
Когда я изучал факты о «Кошмаре на улице Вязов», я был сильно удивлён хаосом, из которого родился этот фильм.
Особенно откровенно об этом говорят сами создатели серии в документальном фильме «Never Sleep Again.The Elm Street Legacy.2010»
Возможно, что всё это были ошибки начинающей структуры, которая ещё только осваивала культуру производства.
В любом случае, если бы не высочайшая мотивация людей, участвующих в производстве, то фильм не получился бы.
Обычно американские сценаристы стараются создать в подробностях мир своего героя, прежде чем описывать события фильма. Очевидно Крэйвен, увлечённый самой идеей, этого не сделал. Отсюда возникла масса нестыковок, искажающих смысл фильма.
Самый яркий пример недоработок изначального сценария – появление второй части фильма.
Вторая часть фильма стала худшей частью серии по целому ряду причин.
Это и гомосексуальный подтекст, случайно просочившийся в фильм и неудачная постановка, но мне кажется, что корни основных проблем этой части находятся в недоработках изначального сценария.
Расхождение в мотивах, целях, методах Крюгера и нелогичность многих событий – всё это явилось следствием нарушения цельности исходной концепции.
О производстве фильма написано довольно много, поэтому я хотел бы обратить внимание лишь на специфические проблемы, которые редко возникают на хорошо отлаженной американской кинофабрике.
Удивительно, но внешний вид главного героя долго оставался загадкой даже для его создателя.
Скажем, Кэмерон, будучи художником, нарисовал всех героев фильма «Терминатор» задолго до начала съёмок, а также он создал почти полную раскадровку. Но для «Кошмара на улице Вязов» не было сделано ничего подобного.
Предполагалось, что Крюгер - обожжённый человек. Но как именно выглядит сгоревший человек, Крэйвена особо не интересовало. Те немногие идеи, что у него возникли, реализовать было нельзя, и Дэвид Миллер был вынужден делать лицо Фредди Крюгера вдохновляясь образом пиццы с пепперони.
Фредди Крюгер должен был носить плащ, но его где-то потеряли или забыли прямо перед самими съёмками.
Перчатку Фредди сделали так, что её нельзя было сжимать в кулак. Но так как это естественное рефлекторное движение, то актёр постоянно резался. Поэтому смастерили пару запасных перчаток с тупыми лезвиями.
Основную же перчатку потом кто-то украл и пришлось делать новую.
Five, six,
grab a crucifix…
Кастинг
По изначальной мысли Крэйвена убийца детей был немым, как и большинство маньяков того времени.
И так как им нечего было сказать, их обычно играл каскадёр.
Это было дёшево и сердито, но режиссёр вовремя передумал и нанял профессионального актёра – Роберта Инглунда.
Роберт, как и Крэйвен с Шеем, тоже пытался в то время «порвать шаблон».
Он был известен по роли доброго пришельца из фантастического сериала «V», а в других фильмах играл, в основном, застенчивых ботаников, вроде героев сериала «Теория большого взрыва». Этот образ ему надоел и он хотел избавиться от амплуа жанрового актёра. Например, до Крюгера он хотел стать Ханом Соло в «Звездных войнах».
В общем, на кастинге он был убедителен и остальную часть образа Крюгера доделал сам, проявив искренний энтузиазм.
Так появилась шляпа, искривлённые плечи с фирменным движением когтями и свитер, который актёр одолжил у осветителя.
Свитер осветителю подарила невеста, но Инглунд уверял окружающих, что зелёный и красный цвет олицетворяют грехи Крюгера, а потому лучше свитера не найти.
По другой версии, свитер подобрали специально из-за плохого восприятия человеческим глазом зелёного и красного цвета, если они стоят рядом.
Кстати, забавно, что New Line Cinema пыталась безуспешно избавиться от Роберта Инглунда, когда он запросил солидный гонорар после успеха первой части.
Но у студии ничего не вышло, так как Фредди Крюгер уже нёс в себе слишком много характерных черт актёра.
С кастингом остальных актёров тоже было много странного.
Был открытый кастинг, но студия принципиально отбирала лишь начинающих актёров и неопытных дебютантов.
Скажем, Чарли Шин был отвергнут лишь из-за того, что запросил за роль Глена три тысячи долларов.
Джонни Депп пришёл на кастинг за компанию со своим другом Джеки Эрлом Хейли. Хейли не получил роль, но спустя много лет спустя сыграл самого Фредди Крюгера в ремейке «Кошмара на улице Вязов» 2010 года.
Сам Джонни приглянулся дочери режиссёра и поэтому Крэйвен предложил ему роль Глена. Депп хотел быть музыкантом, но послушал приятеля – Николаса Кейджа, который уговаривал его рискнуть.
Наверное, Кейдж говорил, что стать плохим музыкантом можно в любой момент, а шанс сыграть парня, которого засасывает в кровать, выпадает раз в жизни.
Исполнителем роли бойфренда подруги Нэнси по имени Тина стал бездомный выходец из семьи кубинских беженцев. Он выдавал себя за итальянца, снимался под псевдонимом Ник Корри и часто снимался под кайфом.
Сейчас он об этом сильно жалеет, когда вспоминает, например, сцены в тюрьме.
Seven, eight,
try to stay up late…
Съёмки
Совершенно непонятно, как при всех проблемах съёмки уложились в ударные 26 дней.
А проблемы были нешуточные.
Прежде всего - бюджет.
Когда нет денег - плохо, но хуже, когда есть долги.
Всё это порождало очень нервную обстановку на съёмках и продюсер часто ругался с режиссёром, что едва не привело к полном разрыву всяких отношений.
Несколько сцен снимал другой режиссёр, а однажды ссора привела к тому, что продюсеру пришлось самому снимать сцену, где ноги главной героини увязают в лестничных ступеньках.
Спустя много времени Роберт Шей пожалел о случившемся и сказал в интервью, что это был, конечно, уже перебор и так работать неправильно и непрофессионально.
Но нервозность продюсера можно было понять.
Своих денег, взятых в долг, всё равно не хватало и к финансированию были привлечены очень сомнительные инвесторы, часть из которых отказалась от своих обязательств прямо во время съёмок.
Кроме этого, бюджет фильма по ходу производства вырос почти в два раза.
Если вы снимаете патриотическое российское кино при поддержке Фонда кино, то можно позволить себе быть в состоянии позитивного расслабленного зайки.
Однако если вы видите перерасход средств, зная, что залогом в банке служит не только ваша компания, но и собственный дом, то это оправдывает некоторую вашу нервозность.
Пару недель съёмочная группа не могла получить зарплату, но никто не бросил площадку.
Забегая немного вперёд, надо сказать, что из заработанных фильмом 25 миллионов долларов, после выплаты долгов, студии Роберта Шея досталось лишь несколько миллионов.
Съёмки проходили в режиме жёсткой экономии – всё старались снимать с одного дубля и максимально быстро.
Особенно тяжело в таком режиме было делать спецэффекты.
В бюджете в графе «Спецэффекты» гордо стояла сумма в двадцать тысяч долларов, поэтому в ход шло всё – смекалка, воображение и то, что валяется под рукой.
Из-за такого подхода часто возникали ситуации, которые не позволяли снять сцены так, как планировалось.
Самое серьёзное происшествие случилось при съёмке во вращающейся комнате.
Камеру и все предметы прибивали к полу, а потом комнату вращали, позволяя незакреплённому актеру сползти на потолок.
Сначала сняли сцену с убийством девушки Тины, а потом решили сэкономить и снять в этой же комнате гибель героя Джонни Деппа – очень уж эффектны были все эти фокусы с гравитацией.
Но всё сразу пошло не по плану – комнату начали вращать не в ту сторону, а подкрашенная вода разлилась по комнате и устроила короткое замыкание на всей площадке.
Человек, выливавший воду, получил удар током, а оператор, пристёгнутый к креслу, двадцать минут висел вверх ногами в полной темноте.
Переснять было нельзя и материал пришлось спасать монтажом.
Nine, ten,
never sleep again.
Прокат
Фильм, снятый таким героическо-партизанским способом, надо было как-то прокатывать.
Роберт Шей не хотел этим сам заниматься, но у него не было другого выхода.
Он попробовал договориться о прокате с Paramount Pictures, которая прокатывала «Пятница, 13-е». Однако Фрэнк Манкузо мл., недавно занявший пост председателя совета директоров компании, отказался иметь дело с фильмом про ночные кошмары.
Он, как и многие другие, тоже считал, что напугать сном никого нельзя.
Денег на рекламу у Шея не было, что ещё больше уменьшило шансы на успех фильма.
Однако идея и её талантливая реализация сделали своё дело.
Фильм вытащил компанию из финансовой дыры и позволил ей продолжать создавать фильмы.
Напомню, что в их числе трилогия «Властелин колец», «Хоббит», «Остин Пауэрс», «Блэйд», франшиза «Пункт назначения», «Тупой и ещё тупее», франшиза «Час пик», «Техасская резня бензопилой», «Эффект бабочки», «Пристрели их».
Иногда в шутку New Line Cinema называют «Домом который построил Фредди», но после такого послужного списка кто сможет сказать, что ужастики это что-то плохое?
Заключение
Недавно я смотрел передачу «Hollywood Secrets Revealed» (2006), где несколько американских кинокритиков в стиле унисекс рассказывали о чёрных пятнах в фильмографии звёзд.
Кто-то в молодости снялся в скверной рекламе, кто-то неудачно разделся, а кто-то снялся в малобюджетном ужастике.
Несмотря на общий пафосный тон, в передаче всё же проскользнула мысль, что многие звёзды стыдятся таких съёмок, потому что в них хорошо видно, прежде всего, отсутствие таланта.
Ведь играть самого себя гораздо проще, чем сыграть человека, за которым гонится лепрекон.
Трудности перевода
Поэтому все время думал: почему Кошмар на улице Вязов, а не на улице Вязова?
Да и как-то не принято у нас называть улицы именно таким словосочетанием - улица Вязов. Это перевод с англ. Elm Street. Для русского языка скорее более корректно говорить Вязовая улица, Березовая улица, Каштановая улица, нежели улица Берёз или улица Каштанов.
Как там пел Юрий Антонов?
"Пройдусь по Абрикосовой, сверну на Виноградную. "
А какие, не совсем корректные переводы, ломали вашу голову?)))
Дубликаты не найдены
Перевод и переводчики
1K постов 7.5K подписчиков
Подписаться Добавить постПравила сообщества
- Делиться интересными статьями, переводами
- Просить о помощи с переводами
- Презентовать свою критику и предложения по исправлению перевода в постах
- Оскорблять членов сообщества
- Создавать посты рекламного характера
- Создавать посты не относящиеся к тематике
1 год назад У группы „Звери” есть песня „Для тебя”(вроде такое название, могу ошибаться). Было время часто звучала ото всюду. Там была строчка:„На тебя глядят витрины”. Но то ли у меня с восприятием вокала что-то, то ли у вокалиста с речью, но мне всегда слышалось :„На тебя летят пингвины”. Я просто недоумевал от этого. Дошло до того, что пришлось смотреть в интернете текст песни. 1 год назад У меня дома был проигрыватель с пластинками. Много советской эстрады. Пластинки старенькие и заезженные. Поэтому в песне "У солдата выходной" я слышал все время в первом куплете:у солдата выходной, пукает земля.
И не скоро узнал настоящий текст:
у солдата выходной, пуговицы в ряд 1 год назад СкрипкаЛисаааа ^) 1 год назад Даааа. Травма из детства)) показать ответы 1 год назад Из условно недавнего фильм "война миров z", оригинал "World war Z". Странно, что название книги перевели корректно "Мировая война Z". 1 год назад Ещё в конце 80-х тетя рассказывала мне про фильм, который смотрела в кинотеатре. Он шел под названием Киборг-убийца. Только потом, спустя годы, я понял, что это был Терминатор показать ещё 0 комментариев Похожие посты 7 месяцев назад
Пеннивайз и Фредди
Не забудьте включить субтитры.
1 год назадПостеры культовых фильмов-ужасов 90-х в едином стиле
Дружба - это чудо
Художник Евгений Кунгур
Показать полностью 3 2 года назадДом, который построил Фредди. Все о фильме Кошмар на улице Вязов, кадры со съемок
"Дом, который построил Фредди", именно так, позднее, стали называть известную ныне компанию "Нью Лайн Синема", заставку которой мы все помним по старым VHS, и с которой и начиналась любимая для многих, и для меня в том числе, история о Фредди Крюгере.
Именно история о Фредди, спасла компанию от разорения на грани которого она находилась уже на момент съемок своего первого, серьезного проекта, собственно - "Кошмара на улице Вязов".
И кто бы подумал, что при бюджете в 1,8 млн. долларов, фильм собрал более 25 миллионов, в первые же премьерный уикенд окупив всю сумму потраченного на него бюджета, и став в последствии настоящей классикой фильмов ужасов.
С чего же все началось?
По "легенде", Уэс Крэйвен прочитал в одной из газет статью, рассказывающую о подростках из Камбоджи, которые отказывались спать из-за преследующих их ночных кошмаров.
Крейвен придумал сюжет, в котором подростков будет во снах мучить некий Маньяк, вроде Майкла Маерса или Джейсона Вурхиса, популярных на тот момент. Но в итоге, Крюгера наделили качествами немного иными, он остроумен, бросает едкие шуточки.
Прототипом Фредди, вроде как являлся некий бездомный, который когда-то пугал маленького Крейвена. А само имя, режиссер дал своему персонажу благодаря мальчишке, который терроризировал его в младших классах.
Сперва, Крюгер был не просто маньяком, но и педофилом, но т.к. в то время в Калифорнии как раз бушевал реальный скандал по подобной тематике, эту идею пришлось припрятать, хотя и далее в продолжениях истории Фредди, эта тематика упоминается.
Ну а выбор самого названия "Кошмар на улице Вязов", связано с Джоном Кеннеди, которого 22 ноября 1963 года убили как раз на улице под названием "Вязов" (Элм-Стрит)
Крэйвен стал предлагать свою идею нескольким студиям, но получал отказы.
Это был первый серьёзный проект для компании. Но в разгар съёмок студия оказалась в финансовом кризисе. Дистрибьюторы отказались от финансирования картины, в итоге, актёрский состав и съёмочная группа почти две недели снимались не получая ничего, однако никто не покинул съёмочную площадку, и фильм был снят.
Кто же такой Фредди Крюгер?
Вот что мне удалось о нем найти.
Мать Фредди Крюгера — монахиня Аманда Крюгер, будучи молодой девушкой работала в больнице для душевнобольных. Однажды её случайно заперли в башне, где содержались сотни сумасшедших маньяков, кои ее и изнасиловали, и от них же она далее благополучно родила Фредди. Аманда сходит с ума, и мальчика сначала отдают в приют, а затем находят приёмную семью, где он терпел побои от своего отчима-алкоголика.
В возрасте 18 лет мальчик убивает отчима, но из-за недостатка улик Фред не несёт ответственности за его смерть. Отношения с одноклассниками также не сложились — Фредди был изгоем. О том, как зародились садистские наклонности Крюгера, ничего точно не известно, кроме эпизода из школьной жизни, в котором Фредди достаёт грызуна из клетки школьного зооуголка и убивает.
Фредди вырос и женился на женщине по имени Лоретта, у него родилась дочь Кэтрин.
Вскоре Крюгер начинает похищать и убивать детей на улице Вязов. Лоретта понимает, что её муж и есть маньяк, и женщина становится следующей его жертвой.
В итоге Фредди арестовывают, но из-за формальной ошибки следствия его отпускают.
Тогда, разъярённые родители убитых им детей нашли его в котельной, где он работал сторожем, и заживо сожгли.
Перед смертью Фредди явились Демоны снов (англ. Dream Demons). Они предложили ему сделку — Крюгер отдаст им свою душу, а они взамен даруют Фредди новую жизнь.
В общем, с того момента Фредди начал являться своим жертвам во снах. Он неуязвим, и остановить его практически невозможно. Крюгер питается страхом, поэтому, прежде чем убить жертву, Крюгер причиняет ей страдания, воплощая в жизнь её индивидуальные фобии.
Основным претендентом на роль Фредди Крюгера был некий Дэвид Уорнер, он уже прошел кастинг и на нем опробовали грим, однако в итоге график съемок ему не подошел и он отказался от роли.
Изначально внешность Фредди Крюгера задумывалось еще более отвратительной.
Например, его зубы можно было видеть через тонкую кожу челюсти, должны были быть видны кости черепа… Но от идеи пришлось отказаться, т. к. такую внешность невозможно было создать с помощью грима, а технологии того времени не позволяли использовать правдоподобные спецэффекты.
Съёмки сцены, где Нэнси принимает ванну, продолжались двенадцать часов. В этих 12 часовых съемках вместе с актрисой в ванне пребывал актёр Джим Дойл — дублёр правой руки Фредди.
Ванна была герметично установлена сверху специального резервуара, встроенного в пол, с вырезанной частью для ванны.
На роль возлюбленного Нэнси, претендовали такие актеры как Чарли Шин, Джон Кьюсак, Кифер Сазерленд, и Николас Кейдж. Чарли Шина студия просто "не потянула" т.к. он запросил очень большой на тот момент гонорар.
По случайности роль Глена, парня Нэнси, получил тогда еще нигде не снимающийся Джонни Депп. Он пришёл на пробы за компанию со своим другом — актёром Джеком Эрлом Хэйли, который кстати, сыграет Фредди Крюгера в ремейке 2010 года.
Уэс Крэйвен рискнул доверить одну из главных ролей парню, не имеющему никакого актёрского опыта, и был удивлен тем, насколько свободно тот держался перед камерой.
Кстати, в сцене в медицинской клинике, появляется медсестра — её сыграла вторая жена Крэйвена, Мими.
Интересное о фильме.
Для съёмок смерти Тины, в которой тело девушки летает по комнате и движется по стенам и потолку, построили специальную вращающуюся декорацию — когда комната вращалась, актриса переползала на следующую стену. Камера была закреплена на одной стене и следовала за актрисой по мере её движения вместе с комнатой. Оператор был привязан к креслу, что позволяло ему управлять камерой во время вращения декорации. Интересно, что в сцене, когда Тина тянется с потолка к Роду, сидящему на полу, на самом деле актёр Хсу Гарсия висел вверх ногами, а его волосы были специально уложены, чтобы они не свисали.
Кровавый фонтан из кровати Глена снимали в той же вращающейся декорации, что и смерть Тины. Однако здесь группа столкнулась с куда большими трудностями — снять сцену необходимо было с одного раза. Декорации перевернули вверх ногами так, что кровать оказалась на потолке. Затем включили сильный насос, с помощью которого окрашенная вода не просто выливалась, а била под напором — как и показано в фильме. Однако в конце концов воды оказалось так много, что съёмочная группа, сохранявшая равновесие декорации, не смогла более удерживать её, как надо: в итоге часть воды вылилась через окно на членов съёмочной группы. Вода намочила провода и человека, управляющего насосом, ударило током.
Во время съёмок было использовано 500 галлонов (примерно 2273,05 литра) заменителя крови.
Сам Крейвен снялся в роли школьного уборщика по имени Фред, который носил такую же шляпу и полосатый свитер, как Крюгер.
Татум Райли — героиня Роуз МакГоуэн — носит в одной из сцен футболку с цифрой 10, какая была у Глена Ланца, персонажа Джонни Деппа.
Благодаря успеху первой части, фильм имел множество продолжений.
Именно с этой части о Фредди, началось мое знакомство с данным кинофильмом, на тот момент я еще не видела первую часть, а 4 и 5 части попались нам на VHS, в переводе Гаврилова, разумеется.
История видоизменилась, однако римейк вышел не таким уж и ужасным, а довольно терпимым.
Возвращаясь к первой части, надо заметить что первоначально Крэйвен хотел, чтобы фильм закончился хорошо — Нэнси осознаёт, что всё, произошедшее с ней, всего лишь сон.
В итоге, было снято несколько версий финала:
Альтернативные финалы:
Нэнси садится в машину к друзьям, они уезжают, Мардж видит детей, поющих считалочку и фильм заканчивается.
Ржавая перчатка Фредди Крюгера. Часть 2. Дом, который построил Фред.
Само свое имя, знаменитый Крюгер получил не случайно. Оно ему досталось в наследство от мальчика, с которым будущий режиссер частенько не ладил в школе. Доходило и до драк. А так как Крейвэн был физически слабее этого мальчика, то ничего удивительного в том, что маленький Уэс его побаивался и недолюбливал. Звали мальчишку Фред Крюгер. Да, видимо крепко насолил ему этот негодный мальчишка. Кстати изначально, в титрах первой части имя Крюгера писалось, как Фред, а ставшее уже привычным более ласковое (да-да, я пишу про маньяков) Фредди появилось позже.
Многие из вас знают, что роль в Кошмаре на улице Вязов –дебютная роль того, кто создал образы нервического констебля Икабода Крейна и отвязного Капитана Джека Воробья. Да. «Кошмары…» первая роль Джонни Деппа в кино.
Кстати попал он на сьемки в общем то случайно. Ни кто иной, как Николас Кейдж, был приглашен на кастинг в «Кошмары», однако, что-то его не устроило и он послал вместо себя своего младшего друга Джонни Деппа. Сам Джонни Депп снялся во множестве прекрасных фильмов – это и «Сонная лощина» и «Чарли и шоколадная фабрика» и «Дон Жуан де Марко» и конечно бесконечная эпопея о Пиратах Карибского моря. Но для одной из своих ролей он не удержался и свистнул реквизит – любимую перчатку Фредди, поколдовал над ней пару дней и создал себе новый грим, а вернее сказать новый аксессуар для фильма «Эдвард – руки-ножницы»
И раз уж мы заговорили о перчатке, то не могу не упомянуть, что оригинальная перчатка Фредди, верой и правдой прослужила две первых части, а потом была утеряна. Ну вы поняли. Пришлось Фредди клепать себе новую.
Главная сложность была в том, что к тому времени, когда Крейвэн приступил к съемкам «Кошмаров…», фильмы такого рода (кстати, называются они слэшеры) уже сходили на нет и становились все менее популярными.
Здесь я считаю своим долгом пояснить, что это за зверь такой «слэшер»? Это поджанр фильма ужасов, где жертвами становятся подростки, несовершеннолетние или молодые люди, не достигшие 21 года. (Ощущение, что я пишу статью Уголовного Кодекса, правда?). А убийца, как правило маньяк, с лицом скрытым маской или вовсе изуродованным по принципу: «убил меньше десяти человек в день – прожил день зря» и «Даешь пятилетку в четыре года!»
Этот поджанр, (хотя я бы выделил его в отдельный жанр, однако кинематографисты со мной не согласны) подарил множество замечательных картин любителям ужастиков такого рода. Зато Крейвэн подарил своего Крюгера всему миру. Трудно, согласитесь найти человека, который ни разу в жизни хотя бы не слышал о Фредди Крюгере
Дом, который построил Фред
Про фильм Кошмары на улице Вязов нельзя сказать, что он просто попал в струю. Скорее наолборот – он оживил затухающий жанр, а заодно и в прямом смысле спас знаменитую киностудию New Line Cinema, у которой на тот момент были финансовые проблемы, она переживала кризис и готова уже была закрываться. Но, тут вмешался случай.
Режиссер Уэс Крейвэн задумал свой фильм еще в 1981 году, однако подготовка к нему растянулась на три года. И вот когда, в 1984 Режиссер был готов к съемкам, выяснилось, то многие киностудии не готовы принимать его сценарий и уж тем более давать ему деньги, несмотря на его статус культового режиссера. Его проект посчитали бесперспективным и лишенным «изюминки»,.
Однако, как это бывает в жизни, культовость не означала, что перед тобой распахнуты все двери. Так же как не обозначала и огромных доходов.
Несмотря ни на что Крейвэн не унывал . он шел все дальше в своем желании поставить фильм про маньяка, киношная биография которого затмила любую настоящую. И после десятого отказа Крейвэн плюнул и пошел на киностудию New Line Cinema. Здесь его приняли гораздо ласковее и режиссер, воспряв духом в красках расписал идею будущего шедевра. Руководство киностудии приняло решение дать финансирование, но не очень большое, всего 1, 8 млн долларов. Больше дать киностудия не могла. Однако Крейвэн удовольствовался и этим. И впоследствии гордился тем фактом, что несмотря на низкое финансирование, нехватку денег, а три недели артисты вынуждены были работать бесплатно ни один из них не ушел со съемочной площадки.
Этот фильм не только подарил нам харизматичного и обаятельного злодея, но и спас от разорения замечательную студию New Line Cinema. Ведь несмотря на низкий бюджет только первая часть фильма принесла прокатчикам и компании свыше 250 млн долларов.
С тех самых пор, сотрудники New Line Cinema полушутя-полусерьезно называют свою студию «Дом, который построил Фред»
Сам исполнитель главной роли – Роберт Инглунд не всегда радуется прославившей его роли, хотя и с теплотой относится к своему зловещему герою. Фредди надежно вцепился в актера и несмотря на множество актерских и режиссерских работ, многие его воспринимают исключительно по роли Крюгера.
Сам он грустно улыбается: «Когда я умру в газетах напишут – Умер Роберт Инглунд – Фредди Крюгер. Я должен с этим смириться».
ФРЕДДИ КРЮГЕР: КАК РОЖДАЛСЯ КОШМАР
На момент выхода фильма в молодом жанре «слэшер» уже успел укорениться канон: антагонист неизменно молчалив и напрочь лишён чувства юмора. Кожаное Лицо из «ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ»; Майкл МАЙЕРС из «ХЭЛЛОУИНА» и Джейсон ВУРХИЗ из «ПЯТНИЦА, 13» – все они не отличались особой разговорчивостью, а про самоиронию, наверняка, и вовсе не слыхали.
Тем и бесконечно ценен Фредди наш КРЮГЕР: этот модник-балагур безудержно ворвался в святая святых и бессовестно разогнал могильную скуку, воцарившуюся в жанре.
По случаю тридцать первой годовщины триумфального появления моего самого любимого киноманьяка давайте вспомним кoе-какие интересные моменты создания КОШМАРА на УЛИЦЕ ВЯЗОВ.
ФРЕДДИ ВЕРСИИ 1.0
По первоначальному замыслу Уэса КРЭЙВЕНА – автора сценария и режиссёра фильма – Фредди КРЮГЕР должен был получить куда более отталкивающую внешность (как будто полностью обгоревшего лица было мало). Так вот. Предполагалось, что у маньяка не будет губы (все зубы наружу) и части скальпа (череп тоже наружу); лицо собирались усыпать отвратительными болячками, через которые бы сочился, простите, гной. Увы (или к счастью), гадкие замыслы КРЭЙВЕНА похоронил мастер по гриму Дэвид МИЛЛЕР. С его слов, задуманное требовало больших затрат, актёр смотрелся бы неубедительно, а про аниматронную куклу и речи не шло. Прислушавшись к советам, Уэс пошёл на попятную и переработал образ.
Кстати, несмотря на радикальное упрощение внешности Фредди , на нанесение грима уходило до 4 часов!
ИМЯ и ПРИКИД
По воспоминаниям Уэса КРЭЙВЕНА, своё зычное имя и фирменный стиль в одежде КРЮГЕР получил благодаря детским переживаниям самого режиссёра. В течение нескольких лет Уэса задирал школьный хулиган по имени… Фредди. Что касается одежды. Грязные вещи и мятая шляпа появились благодаря бродяге, который глазел на юного КРЭЙВЕНА через окно его дома именно в таком одеянии.
Кстати, красный и зелёный цвета свитера были выбраны неслучайно: как выяснил Уэс из статьи в издании American Scientific – сочетание именно этих цветов наиболее неприятно для человеческого глаза.
ПОИСК ОРУДИЯ УБИЙСТВА
Идея с перчаткой КРЮГЕРА принадлежит Уэсу КРЭЙВЕНУ: выходит, именно ему мы обязаны появлением не только культового маньяка, но и не мене культового, самобытного орудия смерти. Но Уэс придумал перчатку не сразу. Он хотел, чтобы это не было чем-то дорогим или громоздким. В поисках вариантов, режиссёр (вы не поверите) погрузился в изучение первобытных страхов людей, где и обнаружил нехитрое: помимо холода и голода наши предки люто боялись зубастых пастей и когтистых лап. А когда домашний кот КРЭЙВЕНА в его присутствии выпустил из подушечек коготки – оба понятия сошлись воедино: итоговый вариант был готов.
Кстати, оригинальная перчатка из первой части «засветилась» в сиквеле «ЗЛОВЕЩИХ МЕРТВЕЦОВ». В ней же ИНГЛУНД снялся во второй части «КОШМАРА…». Увы, после этого она была утеряна и так и не найдена.
ИСТОКИ ЗЛА и ВДОХНОВЕНИЯ
В течение трёх лет в газете ЭлЭй ТАЙМС публиковались заметки о камбоджийский беженцах, бежавших в Штаты от людоедского режима Пол Пота. После прибытия в США, многие из молодых и здоровых людей стали умирать при загадочных обстоятельствах. Их начинали мучить кошмары; они отказывались от сна; в итоге, измождённые, всё равно засыпали, а просыпались уже мёртвыми. Вскрытие показывало, что ни один из них не умер от сердечного приступа – они просто… умирали. Шокирующие происшествия даже получили спецмедтермин. По признанию КРЭЙВЕНА, идею фильма он почерпнул именно из этих статей.
КРЮГЕР-РАСТЛИТЕЛЬ
Да-да, в первоначальном варианте сценария, КРЮГЕРА хотели сделать растлителем малолетних. Но в период производства картины в Калифорнии разразился скандал, связанный с домогательством к детям. Дабы избежать обвинений в эксплуатации острой темы, от этой идеи отказались.
КАНДИДАТЫ НА РОЛЬ ФОНТАНА
Бойфренда главной героини могли сыграть такие молодые и невинные Бред ПИТТ, Чарли ШИН, Кифер САЗЕРЛЭНД, Си Томас ХАУЭЛЛ, Николас КЕЙДЖ и Джон КЬЮСАК. Ещё одним претендентом был Джеки Эрл ХЕЙЛИ (Роршах в «ХРАНИТЕЛЯХ»), который пришёл на пробы со своим другом – Джонни ДЕППОМ. Именно ДЕПП и получил роль, которая стала его кинодебютом! И всё благодаря дочке Уэса УРЭЙВЕНА, которая заявила: «девчонки будут от него без ума».
Кстати, Джеки Эрл ХЕЙЛИ, который с ролью убивателя пролетел, всё же «поквитался»: спустя 25 лет именно он сыграл КРЮГЕРА в отвратительном ремейке «КОШМАРА на УЛИЦЕ ВЯЗОВ».
ЗА КАДРОМ
Убийство первой жертвы – Тины – снимали в специальной вращающейся комнате.
В той же самой комнате позже отсняли превращение ДЕППА в фонтан, на который ушло более 1.000 литров бутафорской крови.
Не менее знаменитую сцену с банными процедурами снимали не в ванной комнате, а в павильоне, где соорудили помещение с резервуаром, в котором находились главная героиня и член съёмочной команды.
ИНГЛУНД
Изначально КРЭЙВЕН собирался отдать роль маньяка с перчаткой статисту или каскадёру. Но после пары-тройки тестовых прогонов режиссёр всё же решил пригласить профессионального актёра. Т.о. роль КРЮГЕРА досталась Роберту ИНГЛУНДУ – выпускнику двух актёрских школ драматического искусства. Солидная подготовка довольно быстро пригодилась: ну кто ещё из актёров-«маньяков», работая над образом, изучал ныне классические ленты, такие как «НОСФЕРАТУ» Вернера ХЕРЦОГА и свой собственный опыт детства. Нет, ничего крамольного в школьных годах Роберта не было: просто с ним учился очень нелюдимый малец, который, как фантазировал ИНГЛУНД, и мог вырасти в парня, наподобие Фредди.
Кстати, в первой сцене, где появляется КРЮГЕР и собирает на станке свою перчатку, его сыграл не ИНГЛУНД, а специалист по визуальным эффектам Чарльз БЕЛАРДИНЕЛЛИ: только он знал, в какой последовательности соединять детали перчатки.
ДЕВУШКА с ХАРАКТЕРОМ
На роль главной героини – Нэнси – претендовали более 200 (!!) актрис. Конечно, никаких громких имён среди них не было. Но лишь на тот момент. Ведь среди этих двух сотен девушек были Кортни КОКС и Дэми МУР. Но их обошла Хэзер ЛЭНГЕНКЭМП, которая двумя годами ранее дебютировала в знаменитых «ИЗГОЯХ» Ф. Ф. КОППОЛЫ.
Кстати, фильм, который смотрит Нэнси по телевизору – уже упоминавшиеся выше «ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ».
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ФРЕДДИ
Фильм снят на студии Нью Лайн Синема, которая до «КОШМАРА…» выпустила всего одну картину: ужастик «ОДИН В ТЕМНОТЕ» (нет, с серией видеоигр он никак не связан). Встретили его довольно «тухленько» и он был отправлен «direct to video». Зато феноменальный успех «КОШМАРА…» буквально спас студию от закрытия. Именно поэтому её и поныне называют домом, который построил Фредди.
Кстати, именно Нью Лайн Синема сняла трилогии «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ» и «ХОББИТ» .
КАК МОГ ЗАКОНЧИТСЯ «КОШМАР…»
Да, франшиза могла буквальным образом закончиться, едва начавшись. Дело в том, что фильм завершается совсем не так, как сочинил КРЭЙВЕН: у картины кошмарная, тревожная концовка, снятая потрясающе стильно; а жестокий твист лишь усиливает этот эффект. В оригинальном же сценарии история завершалась на возвышенной ноте: Нэнси убивает КРЮГЕРА, просыпается и оказывается, что все её близкие и друзья живы – весь фильм представал затянувшимся сном. Но продюсер фильма убедил КРЭЙВЕНА завершить фильм таким образом, чтобы открывалось окошечко для сиквелов. И правильно сделал.
Кстати, сам режиссёр и по сей день уверяет: будь его воля – сделал бы зрителю хэппи-энд.
Снятый за маленькие деньги с актёрами-дебютантами; переживший немало изменений прямо во время съёмок; находившийся на грани закрытия, фильм добрался до экранов и стал поп-культурным феноменом, чья звезда находится в зените уже 30 лет. Как это удалось малобюджетному ужастику? Если кого-то из вас хоть раз мучили кошмары – у вас есть ответ. Never Sleep Again!
ПС: в августе приключился грустный день для каждого ценителя похождений Фредди. Не стало Уэса Крэйвена – родного "папки" одного из самых ярких киногероев современной массовой культуры. По странному совпадению именно в августе, накануне печального известия, я посмотрел потрясную документалку «Never Sleep Again: Наследие Улицы Вязов» (2010).
Четырёхчасовой (!) фильм, созданный с участием, пожалуй, всех причастных к серии фильмов, представляет из себя скрупулёзнейшее исследование мира Крюгера, под завязку забит ценнейшим контентом и станет настоящим подарком как для фанатов Фредди, так и для любителей слэшеров. Поверьте, 4 часа хронометража вы не просто не заметите. Вам будет мало!
А чтобы подогреть интерес – посмотрите великолепный HD-remastered fan trailer, сделанный руками и талантом joker29 . Его работа просто рвёт вхлам тот безделушный ролик, который сейчас крутят в наших кинотеатрах в преддверии ре-релиза «Кошмара на Улице Вязов»:
«Кошмар на улице Вязов». О зарождении культового слэшера, дебютной роли Джонни Деппа и перезапуске фрашизы
Первый фильм о похождениях одного из самых злобных киноманьяков прошлого века Фредди Крюгера, вышедший в 1984 году был чем-то новым в набирающем популярность жанре слэшеров. Оригинальность идеи заключалась в том, что он приходил к своим жертвам во сне, и убивая их пока они спали, они умирали и в реальном мире. Сама идея жутковатая, и хотя сейчас всё это выглядит смешно, я до сих пор не понимаю успеха данного творения. Как же создавался этот "шедевр" кинематографа.
Режиссёр Уэйс Крэйвен Режиссёр Уэйс КрэйвенРежиссёр фильма сам писал сценарий, используя различные факты из жизни, а так же собственные воспоминания. Так прототипом Фредди стал знакомый мужчина с обезображенным лицом из детства режиссёра, от которого у него мурашки бежали по коже, а название улицы было взято из истории президента Джона Кеннеди, убитого на улице Вязов.
Саму же идея со смертью во сне, режиссёр позаимствовал из опубликованных в то время статей, рассказывающих о беженцах из Лаоса и Камбоджи, которые были настолько напуганы гражданской войной, что боялись засыпать. Некоторые из них умирали во сне.
"Кошмар на улице Вязов" стал дебютным для актёра Джонни Деппа , которого Уэйс Крэйвен не хотел брать из-за отсутствия опыта, но ему понравилось как парень держался перед камерой. К тому же дочь режиссёра замолвила а него словечко, посмотрев видео Джонни с кинопроб
Кадр из фильма Кадр из фильмаНа роль также претендовали Джон Кьюсак, Кифер Сазерленд и Николас Кейдж. Чарли Шин отказался от роли, так как студия "New Line Cinema" не смогла заплатить ему заявленный гонорар, находясь в затруднительном финансовом положении. Кинокомпания возлагала на фильм большие надежды. Несмотря на небольшой бюджет в 1,8 млн. долларов фильм практически полностью окупился уже в первые выходные, собрав в общем более 25 млн. долларов.
Тем самым "Кошмар на улице Вязов" спас кинокомпанию "New Line Cinema" от банкротства. Многие в шутку называли её "домом, который построил Фредди". Фильм стал настолько успешным, что позже сняли ещё 6 частей, ремейк 2010 года, а так же кроссовер "Фредди против Джейсона" 2013 года. К тому же фильм показал на весь мир Джонни Деппа, одного из самых известных актёров современности.
В настоящее время идёт работа по перезапуску франшизы, и судя по всему она выйдет скорее всего в виде сериала. Актёр Роберт Инглунд сыгравший Фредди во всех фильмах серии, кроме ремейка 2010 года, официально отказался от роли ещё в 2003 году. Позже он не раз заявлял, что не прочь сыграть своего персонажа в последний раз, но сомневается, что потянет сериальную версию. Актёру недавно исполнилось 73 года. Вопрос в том нужны ли сейчас фильмы такого рода, ведь страшными их уже не назовёшь.
Читайте также: