Дом корабль на тульской год постройки
Увидеть «дом-корабль», самое длинное здание в Москве и монетный двор можно в Южном округе
Не секрет, что спальные районы Москвы представляют собой однотипную жилую застройку с минимальным количеством достопримечательностей. Однако и среди них можно отыскать здания, заслуживающие внимания. Сегодня в рубрике «Гид по ЮАО» мы расскажем, куда стоит поехать, чтобы посмотреть на самые необычные строения в Южном округе.
Даниловская мануфактура (Варшавское шоссе, д. 9)
Ее история относится к началу развития легкой промышленности на территории России, когда в городах одни за одним стали открываться первые мануфактуры, переросшие впоследствии в фабрики. После отмены крепостного права в 1861 году, бывшие крестьяне стали производить до 70% всех полотняных изделий. Для объема таких масштабов нужны были новые здания, поэтому в крупных городах центральной России возводили промышленные предприятия. В то время в Москве появилась Даниловская мануфактура, основанная купцом Василием Мещериным.
После революции мануфактура была превращена в хлопчатобумажную фабрику имени Фрунзе, а после фактической остановки производства легкой промышленности России и вывода заводов за город, ее территория стала использоваться под жилые апартаменты и всевозможные лофты (прим. ред. – открытые офисы с прозрачными стенами).
«Дом-корабль» (ул. Большая Тульская, д. 2)
У этого строения возле станции метро «Тульская» имеется сразу несколько народных названий. Кроме «корабль», данного из-за необычной формы и балконов, благодаря чему оно похоже на круизный лайнер, его также называют «домом холостяков» (прим. ред. – однокомнатные квартиры в нем часто выдавались неженатым мужчинам). Есть и еще пару определений – «дом атомщиков» (прим. ред. – по легенде, один из прорабов стройки ранее работал в атомной отрасли и внес в проект изменения «на случай войны») и «длинный дом». Последнее наглядно отражает размеры, длина строения 400 метров, а высота — 50 метров.
Идея построить дом необычной формы принадлежит финским архитекторам и датируется второй половиной 1970-х годов. Возведение здания под кодовым названием «Титаник» продолжалось десять лет, причем заказчиком работ выступило Министерство атомной промышленности. В связи с этим оно имеет повышенную прочность бетонных стен и окна толщиной 6 миллиметров. Среди прочих особенностей здания – сейсмологическая устойчивость, сложная система водоснабжения и наличие «лишних комнат», т.е. помещений, имеющих окна, но без входа. Хотя визуально дом выглядит 16-ти этажным, но по официальным документам в нем их 14. При этом в здании 9 подъездов и 1 тысяча квартир.
Самая интересная история дома связана с его проектом. На согласовании в правительстве было заявлено, что в таких роскошных квартирах не может жить законопослушный советский человек, поэтому два верхних этажа предписали убрать. Однако тот самый прораб, работавший ранее в атомной отрасли, пошел на хитрость: формально приняв приказ, он дал указание сделать квартиры 14-го этажа двухэтажными. К сожалению, сегодня «дом-корабль» совсем не похож на украшение столицы.
Московский монетный двор (ул. Даниловский Вал, д. 1)
Напротив «дома-корабля» располагается еще одно необычное строение Южного округа — здание Московского монетного двора. Этот огромный параллелепипед был введен в эксплуатацию в 1983 году, в связи с увеличением спроса на разменные монеты. На сегодняшний день он является одним из двух подобных дворов России (прим. ред. – второй находится в Санкт-Петербурге), где изготавливаются медали, ордена, чеканятся по заказу монеты иностранных государств.
«Лежачий небоскреб» (Варшавское шоссе, д. 125)
Это строение гордо носит звание самого длинного дома Москвы, общая протяженность которого 736 метров. В народе его называют «километром бездельников» или «лежачим небоскребом», который сверху похож на высотку, уложенную набок. Здание было построено в 1972 году для центра электронно-вычислительной техники, который занимает большую часть площади, и по сей день. Сегодня здесь трудятся над разработкой суперкомпьютерных технологий, средств промышленной автоматизации, медицинских приборов, производством печатных плат и электронных модулей.
Дом-коммуна (2-й Донской проезд, д. 9)
На пересечении Ленинского проспекта и улицы Орджоникидзе находится известный памятник конструктивизма, в проекте которого архитектором Иваном Николаевым была ярко выражена идея домов-коммун. Здание было построено в 1929-1931 годах для студентов текстильного института, причем оно настолько строго соответствовало правилу «дома-машины для жилья», что вошло во все классические труды по истории архитектуры ХХ века.
В 1968 г. его реконструировали под общежитие МИСиС (Московского института стали и сплавов), но уже к концу 1980-х строение находилось в плохом техническом состоянии. После расселения в 1996 году дом долгое время пустовал и стал убежищем для бомжей, в результате чего в 2010-м здесь произошел пожар на площади 2 тыс. кв. м. Недавно здание дома-коммуны было реконструировано в соответствии с первоначальным проектом. Торжественное открытие памятника архитектуры состоится во втором квартале 2016 года.
Галереи вместо подъездов. История самого старого жилого дома Москвы Дом Ярошенко, куда писатели и художники приходили вдохновиться атмосферой упадка
Дому Ярошенко около 350 лет. Это старейшее жилое здание Москвы и одно из четырех, где сохранились галереи вместо подъездов. Благодаря этому, а еще близости некогда криминальной Хитровской площади, дом полюбился режиссерам. До революции тут находился трактир, который якобы посещал Станиславский, чтобы зарисовать атмосферу ночлежного дома для «бывших людей» в пьесе «На дне». Через 100 лет после этого из дома Ярошенко исчезла ночлежка, но дух неустроенности остался: з десь, например, снимали сцену продажи оружия в фильме «Брат 2». Сейчас в доме расположены квартиры, иконописные и реставрационные мастерские. Местные жители сами занимаются реставрацией дома, организовав для этого фонд «Хитровка» .
The Village рассказывает самое интересное из почти четырехвековой истории здания.
Автор
Илья Поляков
Адрес
Подколокольный
пер., 11/11/1, стр. 2
Постройка
После 1657
Архитектор
неизвестен
СТИЛЬ
эклектика
Николай Аввакумов
местный житель, идеолог реставрации дома Ярошенко и соучредитель фонда «Хитровка»
Чем интересен дом?
До того как мы привели в порядок фасады, прохожие часто сочувственно спрашивали у жителей дома, есть ли у них туалет, горячая вода, дадут ли им квартиру после отселения. Постепенно отношение меняется. К примеру, несколько лет назад в доме купил квартиру американский журналист. Сейчас он живет здесь с женой и тремя детьми. Я надеюсь, что будут появляться новые люди, которые искренне полюбят наш дом и захотят о нем заботиться.
В это время я сильно увлекался допетровской архитектурой. Я мечтал, что когда-нибудь построю идеальный дом именно в этом стиле. Вскоре я узнал, что уже в нем нахожусь.
Я стал работать в этом доме после окончания института в 90-х. Здесь находилась мастерская моего отца. Дом был очень запущен: разбитые стекла, все забито фанерой, картонками. Здесь жило несколько пьющих мужиков в вечной депрессии. Они постоянно говорили, что Хитровка (исторический район около Хитровской площади, известный своим неблагополучием. — Прим. ред.) — гиблое место и здесь никогда ничего не будет хорошего. Вскоре они один за другим умерли .
Художник не отрабатывает часы в мастерской, он воспринимает ее как дом. Я сразу начал за всем ухаживать: вставил стекла в окна, покрасил стены. При этом я никогда не задумывался о том, насколько древний наш дом. Все изменилось в 2004 году, когда над моим окном отвалился кусок штукатурки.
В это время я сильно увлекался допетровской архитектурой. Я мечтал, что когда-нибудь построю идеальный дом именно в этом стиле. Вскоре я узнал, что уже в нем нахожусь. Наиболее древние свидетельства о нашем доме относятся ко второй половине XVII века. По моим данным, это самый старый жилой дом Москвы. Есть и другие здания того же возраста, но в них нет квартир.
Павел Гнилорыбов
историк, автор проекта «Архитектурные излишества»
— Действительно ли дом Ярошенко можно назвать самым старым жилым домом в Москве?
Звание самого старого жилого дома Москвы очень почетно, но максимально точно это определить нельзя. Можно сказать, что дом Ярошенко приобрел статус самого старого жилого дома Москвы, когда коллеги по веку выбыли из списка.
Несколько лет назад этот титул принадлежал палатам Гурьевых в Потаповском переулке. Они построены в последней трети XVII века. После пожара их расселили, и звание самого старого дома перебралось к палатам Голицыных в Кривоколенном переулке примерно того же времени. Там можно было нелегально снять квартиру за 25 тысяч рублей и каждый день ходить по замечательной витой чугунной лестнице. Сейчас там тоже никто не живет.
Палаты Ярошенко сейчас в относительно хорошем состоянии, у них есть рачительный хозяин, и детали XVII века можно увидеть непосредственно на фасаде.
Жители дома достаточно близко общаются между собой. Раньше мы организовывали субботники, а теперь выносим столы и пьем чай из самовара.
Первым владельцем дома по документам был Лукьян Голосов, дьяк различных приказов — это аналог должности министра. Он лично переводил для царя лечебник с латыни и был близок с патриархом Никоном. Возможно, изразцы с львиными головами, идентичные новоиерусалимским (Новоиерусалимский монастырь, основанный патриархом Никоном. — Прим. ред.), появились на нашем доме именно по этой причине .
Дом делился на мужскую и женскую половины. Целый этаж отдали под материальное богатство хозяина, которое показывали гостям. О статусе Голосова еще говорит то, что в честь него назвали соседний переулок. Для той эпохи это было редкое исключение.
Первая галерея в доме появилась как раз в XVII веке. Она находилась на женской половине и, как мы можем предполагать, использовалась для того, что наблюдать за городом. Отсюда был виден Кремль, каскад церквей. В то время наслаждение видами было популярной практикой. В городе для этого устраивали специальные смотрильни .
Что такое галереи, или «галдарейки», и почему их почти не осталось?
В конце XVIII века жители сельской местности стремились в крупные города. Им требовалось жилье. Тогда владельцы капитала стали строить доходные дома, то есть предназначенные для сдачи квартир в аренду. В таком доме нужно было разместить много квартир — компактных и одинаковых. Для упрощения и экономии в доходных домах проектировали общий коридор, вынесенный за основной объем здания .
Эти коридоры называли галереи, или «галдарейки» (от просторечия «галдарея»). «С одной стороны, галереи позволяли более рационально использовать внутреннее пространство — его не нужно было тратить на лестницы. С другой, галереи — это снижение затрат. Чаще всего они строились из дерева», — рассказывает москвовед Алексей Дедушкин.
У галерей в доме было сразу несколько функций. Отсюда вывозили нечистоты до создания проточной канализации. Их использовали как свободное пространство, где ставили столики, пили чай и курили.
Иногда галереи добавляли к уже возведенному дому — к бывшим усадьбам. Идеолог реставрации дома Ярошенко скульптор Николай Аввакумов описывает этот процесс так: «Большие помещения разбивали на отдельные маленькие квартиры. В них нужно было обеспечить вход. Для этого на этажах строились вынесенные за периметр дома площадки с лестницами. На каждой из них в новые квартиры прорубали двери» .
C приходом советской эпохи галереи стали массово застраивать. Город уплотнялся в разы. Если в 20-е норма жилой площади на человека была пять квадратных метров, то в 30-е во время индустриализации она уменьшилась до двух-трех квадратных метров. В таких условиях все имеющееся пространство было необходимо превратить в комнаты, в том числе и галереи.
Около половины домов с галереями, по информации моквоведа Алексея Дедушкина, находились в районе Зарядья. Но в 40-е годы для строительства восьмой сталинской высотки историческую застройку Зарядья снесли. Например, дом-корабль в Псковском переулке. В нем Сергей Эйзенштейн снимал «Стачку». Галереи использовались для съемок сцены противостояния рабочих и полиции. В доме-корабле галереи были связаны между собой мостиками, что добавляло зрелищности.
На юге — в Тбилиси, в Одессе — дома с галереями в основном приобрели благоприятный вид, а в более крупных городах они уже давно перестроены или снесены
Фильм Эйзенштейна не единственное художественное произведение, в котором фигурирует дом с галереями. В нем живет один из второстепенных героев романа «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. По описанию дома можно понять, почему в советское время от галерей избавлялись без особого сожаления:
«Дом был каменный с деревянными галереями. Они с четырех сторон окружали грязный немощеный двор. Вверх по галереям шли грязные и скользкие деревянные лестницы. На них пахло кошками и квашеной капустой. По площадкам лепились отхожие будки и кладовые под висячими замками» .
Сейчас подобную картину уже не встретишь. На юге — в Тбилиси, в Одессе — дома с галереями в основном приобрели благоприятный вид, а в более крупных городах они уже давно перестроены или снесены. По информации Алексея Дедушкина, в Москве сейчас осталось четыре дома с галереями: один на Малой Полянке и три в районе Ивановской горки (историческая территория в районе Китай-города. — Прим. ред.). Дом Ярошенко находится в их числе .
Как менялся дом
Примерно через 100 лет после постройки в доме случился большой пожар, после помещение перестроили в стиле барокко — добавили еще один объем и новую галерею. Но в этом виде он простоял недолго: вскоре случилась наполеоновская оккупация, и Москва полностью сгорела .
Через 12 лет после этого генерал-майор в отставке Николай Хитрово, проезжая тут, задумался о восстановлении района. Уже имея опыт благотворительности (во время войны он собирал деньги на ополчение), Хитрово решил сделать здесь торговую площадь и подарить ее городу. Он скупил большую часть владений неподалеку, в том числе и наш дом. Под его началом здесь построили торговые ряды, а здания оформили фасадами. Район стал торговым. Состоятельные владельцы перестали здесь жить. Многие дома перестроили в доходные .
Дом Ярошенко также сильно изменился: ему добавили колонны и портик на фасад и переориентировали на бульвар. Буквально через два года после начала перестройки района генерал-майор умер. На доме сохранился его герб. Последующие владельцы уважали память Хитрово и герб не трогали .
Как формировался район Хитровки
В XVII веке наш район был элитарным, после вложений Хитрово превратился в торговый. А пресловутой Хитровкой стал после отмены крепостного права — 50 лет спустя. Торговая площадь превратилась в биржу труда. Бывшие крестьяне приезжали сюда на поиски работы. Многие ждали найма не один день. В это время выходцам из деревни надо было где-то спать и есть. Тогда в районе появились дешевые гостиницы — ночлежки, открылись трактиры и харчевни. Усадьбы перестроили в ночлежные дома. К ним добавили галереи в их современном виде .
По словам знаменитого москвоведа Гиляровского, в доме была ночлежка, а на первом этаже один из самых злачных хитровских трактиров — «Каторга». К слову, мы не обнаружили никаких подтверждающих это документов. На мой взгляд, Гиляровский сгущает краски, старается показать Хитровку как бандитское место, чтобы читателям было интереснее .
Тем не менее в этот дом писатель водил Станиславского и театрального художника Симова, чтобы вдохновиться атмосферой упадка. Они готовили постановку пьесы Максима Горького «На дне».
Ночлежная функция дома сохранялась до революции. Его последняя владелица Елизавета Ярошенко до этих событий успела уехать в Италию, а ее муж и вовсе не дожил до 1917-го. В раннее советское время домом никто не занимался. Рассказывают, что здесь обвалилась галерея, и людям приходилось подниматься по приставной лестнице. В те годы, как и во всей стране, в дом подселили большое количество новых людей. В годы СССР у нас жил изобретатель лазера Николай Басов, актер Савелий Крамаров и театральная художница Елена Архангельская .
Наш дом — палаты XVII века. Палаты — от слова «палаццо»
Район постепенно менялся. Сначала сделали благоустройство на площади, а в 50-х дошли и до нашего дома — отремонтировали его и построили новую галерею. Уже после перестройки чиновники наконец заметили, что наш дом древний, и рекомендовали поставить его под государственную охрану. Чуть позже в нашем дворе и подвале снимали сцену из фильма «Брат 2». Данила Багров приходил сюда, чтобы купить оружие у Фашиста .
Во дворе дома Ярошенко торговали оружием в «Брате 2»
Наш дом — палаты XVII века. Палаты — от слова «палаццо». В середине 2000-х выяснилось, что нашему дому около 350 лет, и мы начали его исследовать. В истории дома осталось очень много неизвестных деталей, поэтому на данный момент наша главная цель — не реставрация, а консервация находок. Самое крутое, что мы обнаружили, — это те самые изразцы со львиными головами. Они практически не встречаются в жилой архитектуре той эпохи .
Сначала мы думали, что нам будет помогать государство, но потом увидели, какой некачественный ремонт они планируют. Я еле смог его остановить.
Сначала мы думали, что нам будет помогать государство, но потом увидели, какой некачественный ремонт они планируют. Я еле смог его остановить. По проекту исторический фасад, который мы открыли, должен был быть заштукатурен цементным раствором. В других работах, которые бы учитывали историческую составляющую, нам отказывали .
Инструменты, которыми государство работает в городе, не годятся для домов, которые представляют историческую ценность. На обсуждении реставрации чиновник все никак не мог понять, почему у дома столько разных исторических периодов. Он говорил, что это мы просто точно не смогли определить его возраст .
Я понял, что остается только взять судьбу дома в свои руки. Мы создали фонд, чтобы на законодательном уровне самим стать заказчиками работ, и продолжили заниматься тем же, но уже на деньги жильцов и пожертвования. Мы отремонтировали цоколь и фасад, а сейчас продолжаем диалог с Москомнаследием. Оно поручило нам составить проект реставрации. Если все пройдет успешно, после реставрации мы сделаем макет дома и выпустим о нем книжку.
Экскурсии и праздники во дворе
В доме изменился климат после того, как в него въехала церковь. Здесь расположены курсы церковного пения. В Пасху в нашем дворе собираются церковные музыканты и поют.
Еще на атмосферу влияла семья кинооператора Кочубея — она, правда, уже съехала. Когда сыновья Кочубея учились во ВГИКе, здесь постоянно собиралась молодежь из кинотусовки. Они ставили небольшие сценки по группам, смотрели кино на проекторе во дворе. Еще я помню их необычную свадьбу на велосипедах. Мы надели ретрокостюмы и поехали праздновать вместе с ними .
Жители дома достаточно близко общаются между собой. Раньше мы организовывали субботники, а теперь выносим столы и вместе пьем чай из самовара. Еще устраиваем праздники. Например, фестиваль «Хитровская осень», где играет джаз. Это камерное, более-менее закрытое мероприятие.
Галереями в доме мы пользуемся мало — только для входа в квартиру. Разве что можем там иногда постоять и полюбоваться садом. Проблем с ними тоже не возникает. Протекала крыша, но после одного звонка соседки ту починили.
К нам приходят бывшие жильцы, делятся воспоминаниями о доме и приносят старые фотографии. После начала реставрации тут стали чаще останавливаться экскурсионные группы. Я отношусь к этому спокойно, но, когда экскурсоводы включают мегафоны, становится невыносимо. У меня под окном в кладке два клейма царского кирпичного завода. Иногда я просыпаюсь в два часа ночи из-за того, что кто-то на улице обсуждает их возраст .
фотографии: обложка, 1 – 20, 22 – 29 – Анастасия Пожидаева, 21 – Первая кинофабрика « Госкино », Пролеткульт
Дом-корабль в Москве: Легендарное здание, которое якобы способно выдержать ядерный удар
Этот гигантский серый дом, мрачно возвышающийся напротив метро Тульская и современного торгового центра, похож на суровый военный корабль из далекого прошлого, плывущий среди зданий, машин и людей. С первых дней строительства местные жители так и окрестили его – «дом-корабль». Здание, выстроенное в стиле советского конструктивизма, сразу породило множество легенд, однако мало кто знает подлинную его историю и имеет представление обо всех его удивительных особенностях.
Гигантские размеры впечатляют
Длина дома – 400 метров, и по протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда. Это вам не привычные этажи советских жилых домов, на каждом из которых всего по 3 или, максимум, по 6 квартир. В доме-корабле коридоры на этажах сделали настолько длинными, что можно запросто совершать утреннюю пробежку или заезд на велосипеде! Причем, иногда по этим коридорам гуляет ветер.
При такой невероятной длине в высоту здание тоже внушительное – 14 (а по сути все 16) этажей. И если сейчас такими размерами здания мало кого удивишь, то в советские годы, когда все дома в этом районе были гораздо мельче, этот дом выглядел настолько устрашающе-внушительно, что у местных жителей и приезжих вызывал не только ассоциации с кораблем, но и тревожные мысли о том, что построили его здесь неспроста. И прежде всего это было связано с тем, что возводили его атомщики.
Дом на случай апокалипсиса?
Здание действительно строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Надо сказать, народная молва на пустом месте не рождается, и даже в самых невероятных байках всегда присутствует доля правды. Например, известно, что в доме действительно часть квартир выделили атомщикам и что один из руководителей строительства до того, как взяться за данный проект, работал исключительно на постройке советских АЭС.
В любом случае, дом действительно получился сейсмически устойчивым и был спроектирован так, что при сильной вибрации земли не сложился бы, как это случается с обычными жилыми постройками.
Интересно, что в конструкции здания присутствуют и крепчайший железобетон, отлитый на оборонных заводах, и монолит, и кирпичная кладка, которую использовали в основном для внутренних перегородок.
Как строили дом
Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский спроектировали здание по западному проекту, но внеся в него свои изменения.
Здание строили два десятка лет, отдельными отрезками (постепенно, по мере возведения его частей, заселяя в них жильцов) и полностью завершили только в начале 1990-х. Поскольку работа шла так долго и на протяжении возведения дома менялись как начальники, так и реализаторы проекта, в течение этих 20 лет в строительство постоянно вносились изменения.
В итоге дом получился несколько несуразным, неоднородным по качеству, с запутанной системой водоснабжения, а планировка квартир оказалась не одинаковой.
Более того, известно, что в здании есть странные пустоты: во время строительства рабочие рассказывали, что некоторые уже имеющиеся помещения по приказу вышестоящего начальства приходилось замуровывать. Говорят, это было связано с тем, что изначально спроектированные большие квартиры уже в процессе подготовки к сдаче было решено уменьшить.
Легенды и страшилки
Кстати, с этими пустыми помещениями связано немало городских легенд. В доме ходили слухи, что это тайные комнаты сотрудников КГБ (а позже – ФСБ), специально оборудованные для слежки за жильцами-атомщиками. По другой, еще более страшной легенде, это камеры пыток для политических заключенных.
Немало слухов породили и подвальные помещения этого здания. Поскольку первые два этажа дома-корабля с самого начала были спроектированы под нежилые помещения (магазины, аптеки, предприятия сферы услуг), подвал представлял собой склады. Так вот ходили разговоры, что на самом деле это подземелье было создано как бункер для укрытия от ядерного удара, и площадь его настолько велика, что там могут запросто ездить огромные грузовики.
И плюсы, и минусы
Несмотря на то, что внешне дом получился очень странным, и некоторые жители считают, что он уродует облик города, с бытовой точки зрения у него оказалось много плюсов. Например, во всех квартирах с самого начала была предусмотрена пожарная сигнализация (которую в последующие годы почему-то отключили), окна поставили с толстыми рамами и стеклами – для шумоизоляции, а на последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай пожара и других ЧП.
Внизу здания между попарно соединенными подъездами и по краям сделаны высокие пролеты с большими колоннами, чтобы люди могли проходить сквозь дом, а не идти в обход.
А еще на верхних этажах «корабля» архитекторы спроектировали двухэтажные четырехкомнатные квартиры. В каждой из них – обязательно по два туалета (на нижнем и верхнем этаже) и встроенные гардеробные. По советским меркам это было очень необычно и современно. Как правило, такие квартиры давали многодетным семьям или привилегированным жильцам.
Говорят, после возведения этого дома городские власти планировали построить еще один такой же «корабль» – напротив. Однако уже на стадии строительства первого здания это решение отменили.
Кстати, в лихие девяностые была идея надстроить «дому-кораблю» еще пару этажей и открыть в новых помещениях ночные клубы и казино. К счастью, ее не реализовали.
Сейчас дом изрядно постарел и, как внутри, так и снаружи претерпел изменения. Например, некоторые жильцы объединили квартиры общими тамбурами, таким образом укоротив коридоры. Балконы стали застеклять кто во что горазд, и поэтому здание стало еще более несуразным, потеряв единый стиль. На первом этаже появилось много красочных вывесок разных банков, закусочных, магазинов. Но в общем и целом «корабль» остался таким же мрачно-величественным.
Дом «Корабль» в Москве. Устройство дома и планировка двухуровневых квартир.
Дом №2 на Большой Тульской был построен для Министерства среднего машиностроения архитекторами - В. Д. Бабада, В. Л. Воскресенским, Л. В. Смирновой, В. Ш. Барамидзе.
Министерство занималось управлением атомной отраслью, разработкой и производством ядерного оружия. В связи с чем, дом был известен как «Дом Атомщиков».
Однако, местные жители называют его «Корабль», из-за его формы и балконов, похожих на палубы.
Длина здания - 400 метров, высота более 50 метров.
«Лежачий небоскрёб» строили более 20 лет. Когда въезжали первые жильцы в один конец дома, другой еще только строился. В целом, это была нормальная практика, практически все длинные дома заселяли таким же образом.
Дом начали возводить в начале 70-х и лишь в 1993 году заселили последний подъезд.
Всего в доме 9 подъездов и 980 квартир. В каждом подъезде более 100 квартир и по два лифта (маленький пассажирский и большой грузовой).
В лифте доступны: 1-й, с 4-го по 13-й и 15-й этажи (т.е. пропущены 2-й, 3-й , 14-й и 16-й).
Некоторые подъезды объединены общим коридором, в связи с чем жильцы могут пользоваться разными входами в дом.
Квартиры нижних этажей ничем не примечательны. Невысокие окна, стандартные для того времени новостроек площади и планировки. Средняя площадь однокомнатной квартиры 35 кв.м., а двухкомнатной немногим больше 50 кв.м. Кухни – чуть более 9 кв.м. Балконов до 9 этажа ни у кого нет.
Планировка двухкомнатной квартиры. 4 этаж Планировка двухкомнатной квартиры. 4 этажПоистине интересные квартиры, в особенности для советских времен, расположены на верхних этажах дома. Квартиры там четырёхкомнатные двухуровневые с двумя санузлами, площадью около 90 кв.м.
На 15-ом и 16-ом этажах двухэтажные квартиры имеют по два балкона (6-ти метровый на первом уровне и большой, 9-ти метровый - на втором).
Планировка двухуровневой квартиры Планировка двухуровневой квартирыНа нижнем этаже квартиры расположены – санузел (унитаз и раковина), кухня и гостиная с выходом на 6-метровый балкон. На втором этаже - три изолированные комнаты (из двух можно выйти на 9-ти метровый балкон), второй санузел и ванная комната. Ванная большая – 3,5 кв.м.
На 13 и 14 этаже двухуровневая квартира имеет балкон только на первом этаже. Во всём остальном планировка идентичная.
Гостиная в двухуровневой квартире Гостиная в двухуровневой квартиреСтоит отметить, что все двухуровневые квартиры имеют небольшие отличия планировки второго этажа – метраж, наличие или отсутствие кладовки, разные коридоры).
По изначальному проекту между кухней и гостиной первого уровня должна была быть раздвижная перегородка, с помощью которой можно было разделять или объединять пространство. Однако в ходе строительства, в планировку внесли изменения – между кухней и комнатой поставили некапитальную перегородку с двухстворчатой дверью.
Так как второй этаж 4-комнатных квартир существенно больше первого, то соседями двухуровневых квартир стали однокомнатные одноэтажные квартиры. То есть на 13 и 15 этаже есть обычные одноэтажные однокомнатные квартиры (но с большими балконами).
"Лежачий небоскреб" Москвы – дом длиною в эпоху
Порождение эпохи застоя — знаменитый московский Дом-корабль на Большой Тульской улице, некоторые называют самым уродливым зданием российской столицы. Тем не менее в текущем году его включили в список самых необычных строений города.
По проекту дом должен был выглядеть как белоснежный огромный корабль, рассекающий поток городской жизни, но с течением времени он превратился в серую и унылую стену с разномастными оконными проемами.
Длина здания чуть меньше полукилометра, оно занимает половину улицы, вдоль которой расположено. Архитекторы заложили в конструкцию 9 подъездов и огромный первый этаж, предназначенный для общественных нужд. Подъезды попарно соединены длинными «коммунальными» коридорами, со сквозными пролетами между ними. Одна из пар превращена в «подъездное трио».
Квартиры в коридорах расположены по гостиничному типу, вдоль дверей можно прокладывать пешие маршруты — они длинны настолько, что на фото выглядят бесконечными. У здания 14 жилых этажей, 2 технических и нижний уровень высотой в целых три этажа ( официально 15 ). Высота потолков в квартирах обычная для того времени – 265 см. Для людей, привыкших к стандартам старых московских зданий, они кажутся низкими и давящими.
© Lesless / CC BY-SA 3.0 (фото середины 2000-х) © Lesless / CC BY-SA 3.0 (фото середины 2000-х)Авторы проекта — В. Бабад и В. Воскресенский в соавторстве с Л. Смирновой и В. Барамидзе. Они взяли за основу финский образец и внесли в него свои коррективы. Здание возводилось двадцать лет, и было завершено только в эпоху перестройки, к 1990 году.
Поскольку за это время менялась не только жизнь страны, но и власть, руководили возведением объекта самые разные люди. Это оставило свой отпечаток на здании. Начинали стройку профессионалы, а заканчивали военнослужащие-срочники из строительного батальона. Проект также претерпел некоторые изменения.
По проекту, кроме квартир разного размера, задумывалось создание собственной инфраструктуры – прачечной, детсада, гастронома, кафе и тому подобное. Поэтому помещения имеют разнокалиберную планировку, от одной до четырех комнат на двух уровнях. В восьмидесятых годах первые жильцы получили квартиры в новом, качественно построенном доме, а спустя еще двадцать лет последние хозяева дома в полной мере «насладились» перестроечными строительными технологиями.
Поскольку планировка дома была далека от стандартов, а техническая документация утеряна, при этом сами помещения переделывались, здание обладает уникальными инженерными свойствами. Жильцов некоторых квартир вводят в недоумение лишние стояки непонятного направления или дополнительные призрачные комнаты, о которых ходят легенды. Согласно одним источникам информации, они принадлежали КГБ и предназначались для слежки за жильцами будущей гостиницы.
Когда было принято решение сделать здание жилым, в этих каморках отпала необходимость, а ситуация требовала соблюдения секретности. Поэтому их замуровали, возможно, вместе с аппаратурой. Согласно другим источникам, советским людям не полагались слишком большие квартиры ( на этот счет существовали строгие нормативы ) и их просто лишили части жилплощади таким нестандартным способом.
© Артем Светлов / CC BY 2.0 © Артем Светлов / CC BY 2.0Строительство дома было инициировано Министерством среднего машиностроения, ответственного за атомную промышленность. Именно поэтому его еще называют «Домом атомщиков». По замыслу здание должно было стать символом надежности и устойчивости. Его конструкция спроектирована с учетом сейсмических колебаний, поэтому в доме нет прямых углов. Все они имеют отклонения в три градуса ( по 87 и 93 градуса ). Так было задумано из-за угрозы третьей мировой и возможных бомбардировок.
Материалы, которые использовались при строительстве, соответствуют данной задаче. Дом-корабль вероятно способен не только выдержать сейсмические колебания, атомную бомбардировку, но и простоять несколько столетий без видимого ущерба, порождая своим обликом множество городских легенд. По крайней мере, та его часть, которая была построена еще в восьмидесятых годах прошлого века.
Дом-корабль на Тульской (Дом атомщиков), Большая Тульская, 2
Шестнадцатиэтажный девятиподъездный панельный жилой дом. Модернизированная вариация на тему дома-коммуны — неоконструктивизм 1970-х годов. Построен по индивидуальному проекту в 1986 г. Количество квартир: 980.
«Дом-корабль», «Дом атомщика», «Титаник», «Большой дом», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб» — только часть народных названий гигантского здания на Большой Тульской улице. Дом длиной 400 м и высотой 50 м строили почти два десятилетия.
Cтроительство дома, 1981-1983.
По протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда.
Строительство дома под кодовым названием «Титаник» было закончено в 1986 году группой архитекторов под руководством Владимира Бабата, однако задуман он был существенно раньше, ещё в 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера, автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бул. (1936 г.).
Здание строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Руководителем строительства дома-корабля был известный в Советском Союзе архитектор Владимир Давидович Бабад, который помимо жилищного строительства занимался проектированием объектов для атомных реакторов. Последнее и стало одним из факторов того, что здание проектировали с высокой сейсмоустойчивостью, а прямым, обычно, углам фасадов зданий задали величины в 87 и 93 градуса, что препятствовало бы складыванию здания при сильном землетрясении.
Все квартиры оборудовали противопожарной сигнализацией, а также смонтировали легко выбиваемые перегородки на балконах верхних этажей, что должно было способствовать быстрой эвакуации жильцов в экстренных случаях.
На полах в квартирах был уложен паркет. Окна застеклили 6-ти миллиметровым стеклом для лучшей звукоизоляции, а со стороны Большой Тульской улицы дополнительно смонтировали еще и фрамуги, для усиления этого эффекта.
Что касается планировки, в доме-корабле на Большой Тульской, 2 имелись 1-2-3 и 4-комнатные квартиры. Последние даже размещались на двух уровнях, что для того времени было весьма редким случаем.
Читайте также: