Для чего служат резные деревянные доски
Домовая резьба: какие существуют разновидности разберём
Она выделяется абсолютной выборкой фона, выпиленной лобзиком или ножовкой. Такое название эта резьба получила благодаря кружевному профилю сквозных частей. Прорезные детали были украшением наличников, входных дверей, перил, фронтонов домов, карнизов.
- Это красивые узоры, которые выглядят совсем фантастически, но при этом не утяжеляют фасад. Для его создания не нужно обладать какими-то сверхспособностями, достаточно просто уметь более-менее обращаться с лобзиком. Существует великое множество ажурных орнаментов специально для этого типа домовой резьбы, но наиболее выделяются растительные и геометрические детали.
Скульптурная резьба – главная особенность конька крыши древнерусского дома .
Головы оленей, лошадей, птиц украшали жилища наших предков. Это самый сложный вид домовой резьбы, который требует от мастера исключительных навыков в работе. Зато такая работа и ценится куда дороже, чем все остальные варианты резьбы. Подобными скульптурными деревянными фигурками часто украшают кровельные коньки, перила крыльца, опорные навесные столбы.
Резьба по дереву. Основные виды.
Фоном является плоская поверхность изделия. Рисунок образуют различной формы выемки.
В зависимости от выемок и характера рисунка плосковыемчатая резьба может быть:
Геометрической или контурной.
- Геометрическая резьба.
Выполняется в виде клинорезных выемок, образующих узор из геометрических фигур - треугольников, квадратов, окружностей. Выемки отличаются по размеру,глубине.геометрии углов, под которыми они производятся. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки - их может быть две, три, или четыре. Наиболее распространенны двух и трехгранные выемки.
- Контурная резьба.
Резьба представляте собой рисунок, выполненный выемками в виде сплошных линий различной геометрии и глубины. Ее можно сравнить с рисунком, который выполнен прутом на влажном песке, - линии резки ,жестки, игры светотени почти нет.
Плоскорельефная резьба
Узор формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае рисунок будет иметь одну и туже высоту по всей площади композиции. Плоскорельефная резьба - один из наиболее распространенных видов резьбы по древу.
- Заоваленная резьба
Выполняется в виде двугранных выемок по контуру рисунка. Выемки режзут более глубокими, чем в контурной резьбе, а их грани закругляют (Заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режут и заоваливают круче, а со стороны фона - более отлого. Иногда фон заоваливают так, что он нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Такой фон называют подушечным, а резьбу - заоваленной с подушечным фоном.
- Резьба с подобранным фоном (выбранным фоном)
Вполняется так же , как и заоваленная резьба. Формы орнамента остаются плоскими, а края заоваливают. ННо вокруг рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту. Промежуточная резьба между прослкорельефоной и рельефной.
Рельефная резьба
Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты. Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм.
- Барельефная резьба
Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними елементами орнамента до половины собственного объема.
- Горельефная резьба
Имеет более высокий рельеф. Фигуры рельефа выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более чем на половину собственного объема.
- Резьба "татьянка"
Резьба имеет вид плетеного кружева и подразумевает полное заполнение обрабатываемой поверхности рисунком. В узоре один элемент переходит в другой, фон представляет собой живую картину. В основном в данной резьбе используется растительный орнамент, который наносится на поверхность изделий обычными инструментами - ножа-косяка и полукруглых стамесок.
Прорезная резьба
Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной, так и рельефной резьбы. Фон удаляют долотом или пилкой. В последнем случае резьбу называют пропильной.
Прорезная резьба получила широкое распространение в украшении мебели. Резьбой с рисунком более крупного масштаба украшают отдельные части здания: наличники, торцевые доски, карнизы, ограждения балкона. Такие детали получили собственное наименование - "домовая резьба".
Прорезная резьба с рельефным орнаментом. Края такой резьбы дополнительно обработаны, а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо.
- Накладная, или наклейная резьба
Состоит из отдельных элементов - резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность подобна ажурной резьбе.
Скульптурная резьба
Скульптурная резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру.
Домовая резьба
Крупномасштабная резьба, выполняется в основном на древесине хвойных пород с помощью топора, пилы, долота и применяется для украшения деревянных построек.
Больше спасибо за внимание!
Материал собран из книги "Резьба по дереву.Техники, приемы, изделия." Юрий Федорович Подольский. Издательство Книжный Клуб "Клуб Семейного Досуга"
Народное искусство: резные пряничные доски
Резные доски для приготовления печатных пряников издавна имелись во многих русских семьях. С распространением в XIX в. массового производства пряников на продажу печатные доски стали необходимым приспособлением и на пряничных заводах.
Доски всевозможных размеров и разной сложности декоративного узора вырезались искусными мастерами из дерева березы, груши, ивы или липы.
Выделяется пять типов пряничных досок: фигурные, штучные, наборные, почетные и городские. Наиболее ранними считаются фигурные и штучные, возникшие до XVIII в. Эти небольшие по размеру доски служили для формования отдельных пряников.
Фигурные пряничные доски имеют как правило прямоугольную форму. На их лицевой стороне имеются крупные фигурные изображения. Это птицы (петух, птица-пава, птица-лебедь, птица-сирин), конь (часто изображается оседланным), лев, рыба. Со временем круг мотивов расширяется, на фигурных досках появляются изображения овцы, барана, коровы, гуся, курицы, всадников, военных персонажей, кавалера с дамой.
Доска пряничная. XIX в. Размер 24х21,5 см.
Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 15х20,5 см.
Формовочная сторона штучных пряничных досок украшалась исключительно орнаментальными узорами, отличавшимися большим разнообразием.
Доска пряничная. XIX в. Размер 16,3х23 см.
Доска пряничная. XVIII в. Размер 14х12 см.
Наборная пряничная доска представляет собой форму для набора небольших пряников, прямоугольных, квадратных или трапецеобразных, схожих по размеру, резной технике и декоративному узору. Доски такого типа применялись в массовом производстве пряников и получили распространение в те времена, когда пряничные заводы стали главными поставщиками печатных пряников.
Доска пряничная. XIX в. Размер 22х29 см.
Доска пряничная. Конец XIX в. Размер 28,3х13,7 см.
Доска пряничная. Вторая половина XIX в. Размер 25,5х33 см. Доска пряничная. XIX в. 28х39,5 см.
На узорах наборных досок изображались зооморфные и геометрические узоры, растительные мотивы (цветы, листья, плоды) и отдельные бытовые предметы (нож и вилка, стол с самоваром, пирог, кувшин, корона, пушка, часы, сапоги). Среди изображений человека можно отметить пряху, охотника, сеятеля, пастуха, солдата.
Наиболее сложным декоративным убранством, монументальными размерами досок, сложностью композиции резного узора отличаются почетные доски (также назывались подносные, заздравные, или поздравительные), имевшие особенно широкое распространение на протяжении всего XVIII в.
Почетные доски обычно имеют форму удлиненного прямоугольника, реже встречаются круглые или многоугольные. Изготовление доски для почетного пряника требовало от рисовальщиков и резчиков большого мастерства. Знаменовать (рисовать, «проектировать») и резать такую доску являлось ответственной задачей; поэтому, вероятно, некоторые из сохранившихся почетных досок донесли до нас имена резчиков-художников.
По типу резного узора можно выделить орленые почетные доски (центральным мотивом узора было изображение двуглавого орла), хоромные (с изображением архитектурной композиции) и сложноузорные (с растительным орнаментом).
Доска пряничная. XVIII-первая половина XIX в. Размер 37,5х25 см. Доска пряничная. XVIII в. Размер 71х46 см.
Доска пряничная. 1778 г. Автор Ворошин Матвей. Размер 25х39 см.
Общей характерной чертой декоративного узора почетных досок были резные надписи, содержащие имя мастера, название города, иногда сопутствуемое цифровой датой, приветственное пожелание или качественное обозначение данного пряника. «1778 1 д месяца марта пятого дня си доску рисовал матвеи вороши», «се пряник кушать здобрыми людми в бесъеде на здрав», «ково люблю того дарю». Встречаются надписи, подтверждающие изготовление почетных досок по специальному заказу для подношения пряника определенным лицам.
Тип городских пряничных досок – самый простой как с технической, так и с художественной точки зрения – сформировался позже других (в начале XIX в). К тому времени пряники утратили свое традиционное обрядовое значение и стали просто доступным лакомством, широко распространенным в деревенском быту и у городского населения.
Городские пряничные доски небольшие по размеру, как правило имели форму удлиненного прямоугольника. Их формовочную сторону украшала крупная резная надпись с названием города (например, «сия ковришка верейская», «ковришка костромская», «тула», «москва», «вологда») и несложный орнамент.
Доска пряничная. XIX в. Размер 10,5х20,5 см.
Доска пряничная. XIX в. Размер 13,5х19,8 см.
Наиболее значительные коллекции пряничных досок хранятся в Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Рыбинском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Украшение дома резными деревянными элементами: карнизы, наличники, причелины, балясины, фризы
Домовая резьба известна на Руси еще с языческих времен. Она не только служила оберегом и украшала дом, но и решала практические задачи: наличники закрывали щели между оконными рамами и бревенчатой стеной, а причелины не давали крыше обрастать сосульками
С течением лет культовое значение утратилось, для теплоизоляции стали использовать менее трудоемкие приемы, и, казалось бы, «деревянному кружеву» пора уйти в небытие, но и по сей день оно пользуется спросом.
Сегодня для строительства загородных домов довольно часто используют профилированный брус и оцилиндрованное бревно. Однообразные, как по линейке расчерченные стены обезличивают дом, делают его невыразительным и скучным. Резные карнизы, наличники, балясины и фризы, как ничто другое, способны придать ему индивидуальность и стиль. Более того, рука мастера может превратить непритязательную деревянную «коробку» в настоящее произведение искусства. Конечно, эту разновидность декора нельзя назвать массовой. Резьбу может позволить себе не каждый, особенно если речь идет об эксклюзивной работе, выполняемой на заказ. Но тем не менее фасады, украшенные причудливым деревянными узорами, отнюдь не редки.
Разновидностей резьбы существует великое множество, поэтому можно найти вариант на любой вкус. Самой древней считают плоскую, или глухую, резьбу, при которой на деревянной поверхности делают углубления и канавки, составляющие геометрический рисунок. Так в старину украшали торцы бревен, наличники и ставни.
Более сложной, а потому и более выразительной является рельефная резьба c выпуклым, объемным изображением.
Скульптурная резьба, как ясно из названия, предполагает создание самостоятельных, отделенных от фона фигур. В качестве примера можно привести традиционную голову коня, венчающую крышу избы. Ну а самая поздняя, притом и самая популярная в настоящее время — сквозная (ажурная, прорезная) резьба, выполняемая путем прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. По сравнению с другими видами деревянного декора она наиболее проста в исполнении, да и стоит дешевле. Но ее популярность объясняется не только этим. Сквозная резьба удивительно красива. Эффект от тонкого ажурного плетения многократно усиливается кружевной тенью, рисунок которой меняется в зависимости от угла падения солнечных лучей. А если украшения многоярусные (то есть доски наличников, причелин и подзоров накладываются друг на друга) да еще и окрашены в контрастные цвета, декоративный эффект усиливается еще больше.
Наличники, причелины и балясины не должны ни «проваливаться» в фасад, ни выпячиваться, а органично вписываться в общую композицию, создавая единое целое с другими элементами декора
Словарь терминов
Балясина – небольшой объемный или плоский столбик, поддерживающий перила ограждения.
Доска торцевая – орнаментальная доска, прикрывающая торцы выпусков бревен сруба.
Доска лобовая (красная доска, платок) – резной фриз на главном фасаде, помещенный над окнами. При каркасной конструкции фронтона она закрывала переход от бревен стены к его дощатой обшивке.
Дымник – деревянная труба для выхода дыма в курной избе, обычно резная.
Кисть – ажурная конечная часть причелины или полотенца.
Конек – верхний стык скатов кровли, прикрываемый охлупнем, а также фигурка, украшающая торец охлупня.
Курица (кокора) – искривленный ствол ели или ствол, вырубленный вместе с одним из корневищ, растущих перпендикулярно стволу. Крепится к слегам самцовой крыши и несет поток-водотечник.
Наличник – обрамление оконного или дверного проема, закрывающее щель между стеной и оконной или дверной коробкой. Зрительно выделял и подчеркивал проем.
Охлупень (охлоп, шелом) – выдолбленное бревно, прикрывающее конек кровли.
Подзор – резная доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца.
Поток (водотечник) – брус с выдолбленным продольным пазом для водостока; в него же упираются нижние концы покрывающего кровлю теса.
Полотенце – резная доска, закрывающая стык причелин.
Причелина – доска, прикрывающая торцы слег.
Самец (щипец) – самонесущий треугольный фронтон. Верхняя часть этого фронтона называлась чело (очелье).
Серьга– резная доска, прикрывающая торцы бревен повала.
Слега – горизонтальное бревно, врезанное во фронтон.
Сорока – шпонка, скрепляющая коневую слегу и охлупень.
Ставни – одно- или двустворчатые резные затворы для косящатых окон.
Материальный вопрос
Очевидно, что материалом для резьбы служит прежде всего древесина. Преимуществ у нее множество — она красива, поддается обработке, пластична и прочна. Все это позволяет создавать сложные скульптурные фигуры довольно больших размеров. Но и недостатков хватает — пожароопасность, восприимчивость к атмосферным воздействиям, подверженность атакам грибка и насекомых. Памятники древнего зодчества дошли до нас лишь потому, что дерево, прежде чем пустить в дело, несколько лет сушили естественным образом и породы брали только те, что способны противостоять гниению. Но сейчас, с развитием химической промышленности, на фасадах можно использовать едва ли не все виды древесины. Вот наиболее популярные:
Осина и липа. Эти породы лучше других поддаются обработке, прочны и устойчивы к сколам. Осина, кроме того, почти невосприимчива к влаге, и изделия из нее пригодны для окрашивания водорастворимыми красками.
Клен и дуб устойчивые к сколам и вмятинам, твердые, а потому сложные в проработке деталей. Еще один недостаток — высокая цена. Плюсы — прочность и респектабельный вид.
Лиственница очень твердая и трудная в обработке, подвержена образованию сколов и отслаиванию. Но зато она устойчива к воздействию влаги, а потому долговечна. Со временем древесина приобретает очень красивый серебристый оттенок.
Ель и сосна — смолистые породы, при сушке подверженные растрескиванию. Работа с ними требует навыков и крайней аккуратности. Плюсом является ценовая доступность. Древесина ели и сосны наиболее распространена в центральной части России, и потому пользуется популярностью. При грамотном уходе украшения из нее могут служить долгие годы.
Для домовой резьбы подходят только качественные доски из массива (клеевые швы в первую очередь подвержены растрескиванию при использовании изделий вне помещений). Влажность древесины — не более 8–12%, геометрические параметры доски: толщина 18–20 мм, ширина до 190 мм. Не рекомендуется брать очень длинные ламели, 1,5–3 м — вполне достаточно, чтобы было удобно работать как при выполнении резьбы, так и при монтаже изделий. Нужно помнить, что чем короче доска, тем меньше вероятность поломки резных декоров при установке. Да и заменить такой элемент проще.
Пиломатериал отбирают с минимумом сучков на лицевой части будущих изделий. Причем все они должны быть живыми и не выпадать
Защиту древесины от агрессивных воздействий сейчас обеспечивают грунтовки и пропитки. Предотвратить возгорание способны антипирены, которые дают долговременный огнезащитный эффект. В качестве «лекарств» от грибка, плесени и насекомых-древоточцев выступают антисептические пропитки. Наносить их нужно как минимум в два слоя, на сухую и чистую поверхность. Как правило, мастера делают это при помощи кисти, валика или распылителя, а мелкие детали окунают в раствор. Особое внимание следует обращать на торцы, которые наиболее интенсивно впитывают влагу. Обрабатывать резные изделия желательно до установки, иначе места стыков не будут защищены антисептиками. Обновление защитного покрытия рекомендуют производить каждые 3–4 года.
Ну а после того, как резные украшения установлены на свои места, их следует окрасить, защитив от ультрафиолетовых лучей. Если этого не сделать, древесина очень быстро постареет, растрескается и приобретет некрасивый серый оттенок. Специальные краски для дерева в огромном количестве предлагает рынок. Существуют лессирующие составы, которые оставляют видимой естественную фактуру древесных волокон, и кроющие, образующие плотный декоративно-защитный слой. Обычно для рельефной резьбы берут прозрачные краски, а для ажурной — непрозрачные.
Экономить на защитных и декоративных составах, по меньшей мере, неразумно. Обидно будет видеть, как дорогостоящее деревянное «кружево» рассыхается лишь потому, что были выбраны некачественные дешевые ЛКМ
Альтернативой древесине может стать деревянный композит — листовой материал, изготавливаемый из древесной стружки методом горячего прессования. В качестве связующего выступает вещество природного происхождения — лигнин. Готовые изделия обрабатывают эвкалиптовой смолой.
Данный материал менее восприимчив к капризам погоды, нежели древесина, да и стоит заметно дешевле. Среди очевидных плюсов также отметим тот факт, что из композита, поставляемого в довольно больших листах, можно изготовлять крупногабаритные предметы декора — ажурные стенки беседок, украшения для крыльца, элементы садового дизайна и т. д. Но главное преимущество материала в том, что прочность его позволяет вырезать очень тонкие рисунки. Правда, это могут быть только прорезные украшения. Рельефную или скульптурную резьбу выполнить не получится — лист композита тонок, так что резцу мастера просто негде разгуляться. Обрабатывают материал вручную или на станках с цифровым управлением.
Украшая дом резьбой, очень важно соблюдать меру. Переборщив с декорами, можно превратить респектабельный особняк в пряничный домик
Цена изделий из древесного композита зависит от сложности резьбы — чем более ажурный вариант вы выбираете, тем выше будет стоимость. И конечно, изделия, в которых несколько слоев, будут дороже однослойных. Скажем, наличник стандартного размера может обойтись в сумму от 18 000 до 27 000 руб. Декоративные элементы поставляют полностью готовыми к установке, с прилагаемой схемой сборки, но можно заказать и фирменный монтаж.
Процесс заказа и монтаж
Услуги по украшению фасадов предлагают как частные мастера, так и ряд небольших компаний. Художники по дереву, работающие индивидуально, могут сотворить не только резное «кружево», по старинке выпиленное лобзиком из тонких, от 15 до 30 мм, дощечек, но и рельефные и скульптурные предметы декора. А вот фирмы, как правило, специализируются на ажурных изделиях, изготавливаемых машинным способом — при помощи лазерной установки и станков с цифровым управлением.
Выбор декоров зависит от множества факторов. Это и геометрия здания, и его этажность, и конструкция крыши, и, конечно же, форма оконных и дверных проемов. Очевидно, что универсальных украшений, подходящих к любому строению, крайне мало. Обычно домовую резьбу изготавливают на заказ, и цена определяется в каждом конкретном случае в зависимости от сложности изделий. Рисунок может быть выдержан в любом из традиционных стилей или сделан по предоставленным эскизам.
После того как определена общая концепция, на объект выезжает замерщик. На основе полученных данных специалисты компании разрабатывают подробный дизайн-проект, и заказ отправляется в работу. На изготовление домовой резьбы уходит в среднем от одного месяца до трех.
Крепят элементы домовой резьбы сухим способом — гвоздями или, что предпочтительнее, саморезами с цинковым покрытием, которое обезопасит от появления потеков ржавчины. Ажурные предметы декора в местах крепления рекомендуют предварительно засверливать, чтобы тонкие дощечки не растрескивались в процессе монтажа. В некоторых местах, особенно при установке легких внешних планок, возможна фиксация с помощью клея для наружных работ. При грамотном монтаже и пост-обработке резные украшения будут служить многие десятилетия.
Как деревянная резьба может преобразить дом и окружающую территорию? 50 потрясающих примеров
Согласитесь, что деревянный дом будто сам просится быть одетым в резной декор. Конечно, можно оформить фасады и в лаконичной современной стилистике, но все же традиционные ажурные украшения, способные превратить даже самую скромную постройку в настоящее произведение искусства, — это, как говорится, классика жанра
В стародавние времена любые художественные элементы в наружном и внутреннем убранстве дома носили сакральный характер. Они были призваны служить оберегами и защищать само жилище и живущих под этим кровом людей от грозных явлений природы и нечистой силы, привлекать достаток и благополучие. Все изображения — силуэты зверей, птиц, рыб и мифологических существ, деревья, цветы, Солнце и Луна, вода, орудия труда — несли в себе глубокий смысл. Символика рисунков сегодня уже не играет былой роли, но они по-прежнему сохраняют для нас свою эстетико-культурную ценность. Именно потому современные мастера используют в резьбе те же мотивы, что и наши далекие предки. В основном это растительные орнаменты, узоры из геометрических фигур, «ленты» из антропоморфных, анималистических или предметных раппортов.
Фасад считается лицом дома, и его оформлению уделяют особое внимание. Декоративными досками-накладками отделывают углы сруба, обрамляют наличниками оконные и дверные проемы, делают резными перила и ограждения крыльца, конек, ставни, опорные столбы, козырьки и пр. Если фасад — это лицо, то фронтон здания логично назвать его челом. Как и у старинных женских головных уборов было очелье — богато расшитая лента, охватывающая лоб, так и у деревянного дома традиционно имелся такой элемент декора, как причелины. Это торцевые планки, которые прикрывают края кровельного ската и, в сочетании с фризовой доской, служат украшению и фронтона, и крыши. В месте стыка планок под коньком, а также на их концах, как правило, располагают короткие вертикальные дощечки-«полотенца» (или, иначе, прибоины, рушники, сережки), придающие композиции завершенный вид. А по центру фронтона, если там нет чердачного окна, нередко можно видеть резную розетку или панно: этот элемент по традиции должен быть круглым либо заключать в себе строго симметричный рисунок — как образ гармонии бытия.
Помимо эстетической, причелина выполняет и чисто практическую функцию, выступая в качестве ветровой доски и предотвращая проникновение атмосферной влаги в конструкцию кровли. Вообще же, любые накладные детали декора призваны были не только украшать постройку, но и дополнительно защищать от продувания и промерзания соединительные узлы: угловые перерубы, линию стыковки стеновых бревен с дощатыми фронтонами, компенсационные зазоры между оконными проемами и окосячкой и др.
С помощью элементов фасадного декора можно подкорректировать архитектурные «несовершенства» постройки, например, визуально прибавить ей высоты или сделать ее отдельные части более соразмерными друг другу
Деревянные изделия – бесценный подарок из глубины веков
Деревянные изделия уже много веков сопровождают человека в повседневной жизни. Нет, пожалуй, более универсального материала, чем дерево. Что только не изготавливали из древесины, начиная со времён первобытного общества и до наших дней. В давние времена дерево обрабатывалось с помощью простых камней или самих кусков дерева. В последствии оно подвергалось обрабоке металлическими или абразивными материалами, сначала примитивными, потом более совершенными. Из дерева изготавливалось почти все: дома, посуда, предметы интерьера, лодки, хозяйственная утварь и даже обувь. Человек всегда зависел от леса.
История и древние поверья.
С самого зарождения человеческой цивилизации дерево играет особую роль. Многие народы считали его объектом поклонения, дерево обожествляли. Ведь это и стоительный материал, и крыша над головой, и тепло, и мебель, и многое другое.
Древние люди верили в то, что лес обладает могущественной силой, он является живым организмом, сыном Матери Природы. Он тоже может испытывать радость и боль. Именно поэтому считалось, что лес можно рубить только поздней осенью и зимой, когда он спит и не так сильно чувствует причиняемую боль.
У природы просили разрешения на вырубку деревьев. Существовал целый обряд: приносили в лес угощения, подходили к растению, низко кланялись и только потом приступали к вырубке. Не всякое дерево можно было срубить. Слишком молодые – это ещё детки, они были неприкосновенны. Старые деревья хранили в себе души предков, поэтому к ним относились с уважением и почётом. Конечно, их тоже не вырубали.
Раньше это был самый легкодоступный материал, самый чистый, простой в обработке. Деревянные изделия и предметы быта сочетали в себе красоту и пользу. Это всевозможные резные наличники, подзоры, коньки на крышах; декоративные элементы в интерьере — мозаичные паркетные полы, резные украшения дверей, потолков, стенных панелей и др.; мебель и светильники; домашняя утварь — посуда, разделочные доски; деревянные игрушки и сувениры (точеные, резные, расписные); украшения одежды и др. Сейчас ничего не изменилось, а лишь появились альтернативы. Но дерево своей популярности не утратило.
Многие деревянные предметы имели особое, символическое значение. История деревянной шкатулки наполнена мифами и легендами. Великий Бог древнегреческих мифов – Зевс, прятал в ней все беды и надежды, а египетская Клеопатра – оружие и яды. Считалась, что открыв шкатулку можно перенестись в другой мир и другое время. Не зря, многие мастера-умельцы старались изготовить секретный замок, который может открыть только владелец.Старинные поверья частично дошли и до наших дней. Например, мы знаем, что на вершине дома устанавливались деревянные лошадки. И не просто так. Лошадь была главным помощником на деревне. Там, где лошадь, там достаток. Солоница (солонка) считалась символом женщины в доме, а ковш – символом мужчины. В сундуки девушки складывали приданое. Они были больших размеров – под ткани, одежду, и совсем маленькие – под украшения. Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и региона, где находилось их производство.
Деревянные изделия в современном мире.
Современные художники декоративно-прикладного искусства — народные, профессиональные, самодеятельные — в поисках форм и средств художественной выразительности опираются на вековые традиции национального и мирового искусства.
Современные же люди стараются выбрать для себя предметы, сделанные из натуральных материалов. Можно даже сказать, что пришла мода на натуральность. В связи с этим, деревянные изделия снова стали пользоваться огромной популярностью.
В современном интерьере с лёгкостью разместятся деревянные шкатулки, часы, зеркала в деревянной оправе, всевозможные журнальные столики, светильники, подсвечники…
На кухне дерево будет особенно хорошо смотреться: тарелки, блюда, доски, скалки, чаши, чайные домики и даже ложки, которыми пользовались наши предки ещё совсем недавно. Сейчас всё это изготавливают не только как декоративные элементы, но и как предметы, которыми можно смело пользоваться в быту.
Что немаловажно, деревянный предмет уникален. Дерево, обработанное вручную, или же заготовка, оформленная в определённом стиле (расписана, состарена, обработана резьбой), всегда будут неповторимы. И сам материал имеет свои особенности. Цвет дерева, его рисунок, узор созданы природой. А у неё нет повторов.
Способы украшение дерева.
Способы внешнего оформления деревянных изделий уходят своими корнями в глубокую древность. Однако, ими до сих пор активно пользуются мастера. Сейчас такие способы совмещаются друг с другом, дополняются, но в основе своей остаются неизменными. Вот некоторые из них:
Роспись — самый простой способ. Всевозможные цветочные орнаменты, бутоны, схематичные вазоны. Всё это элементы традиционных народных росписей, которые бытовали в каждой деревне. Элементы таких росписей и в наши дни могут великолепно украсить деревянное изделие, сделать его неповторимым. Это будет совершенно новый предмет декора, но уже имеющий в своей основе вековую историю. Такие изделия создают исключительный комфорт в жизни человека, несут особое тепло и богатство творческих решений. Ими можно украшать стены помещений, например, в виде тарелок или разделочной столовой доски. Изделия из дерева с художественной росписью являются прекрасными сувенирами и подарками.
Резьба — способ более сложный. Различают немало видов резьбы: контурная, сквозная, ногтевидна. Всеми этими разновидностями владели наши предки, владели искусно, умело. Украшение дерева резьбой способно превратить даже самый простой, незначительный предмет в произведение искусства. Резьба была основным средством украшения интерьеров как в дворцовых помещениях, так и в храмах. Резной декор использовали в оформлении стен, окон, падуг, дверей, зеркал, мебели. Среди многочисленных объектов художественной резьбы выделяли статуэтки, шкатулки, иконы, различные сувениры, посуда, рамы для картин и гобеленов. Изделие с резьбой — ажурное, лёгкое, изысканное.
Инкрустация. Это вкрапление в деревянный предмет кусочков, элементов из другого материала. Наиболее ранний способ инкрустации — сквозная вставка (например, каменных шариков, бусин). Такой способ требует навыка и умения совмещать материалы и цвета. Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Благодаря раскопкам удалось обнаружить, что техника инкрустирования мебели бронзой, золотом, слоновой костью и цветным стеклом была широко распространена в Ассирии и Вавилоне. О расцвете этого искусства рассказывают поэты древности: Гомер, Павсаний, Аристофан, Еврипид и др.
Используя различные способы художественной обработки древесины, можно получить предметы в стиле ретро, винтаж, шебби-шик, в стиле народного искусства и модерна… Ограничений практически нет.
Плюсы деревянных изделий.
Дерево — экологически чистый материал. Изделия из него точно не нанесут вреда вашему здоровью, не будут выделять токсичные вещества.
Хорошая теплоизоляция. Пища в деревянной посуде медленнее остывает и дольше хранится. Такая посуда обладает «свойством холодильника». Не зря охотники раньше брали с собой в лес продукты в деревянной и берестяной ёмкости.
Благоприятно влияет на самочувствие. Существует даже отдельный метод лечения деревом — дендротерапия. На Руси всегда знали: прижмись щекой к осине — перестанут ныть зубы, прислонись к черемухе ушибленным местом — исчезнет синяк, подойди к дубу — сразу почувствуешь прилив сил.
Деревянные изделия водонепроницаемые. Но лучше не злоупотреблять контактом дерева с водой.
Удобство использования: почти не бьётся, не выскальзывает из рук, легко моется.
И немножко минусов:
если пролить на дерево что-то цветное, то быстро образуется пятно;
не жароустойчивый материал. Конечно же, нельзя использовать в духовке и на огне.
При длительном контакте с водой может разбухнуть;
Особенности ухода за деревянными изделиями.
1. Дерево хорошо впитывает жидкости, поэтому, если поверхность деревянного изделия загрязнилась, то загрязнение нужно удалять сразу, чтобы не появилось разводов и пятен.
2. Вытирать изделия следует сначала слегка влажной мягкой тряпкой, а следом за ней – сухой.
3. Если это посуда, то мыть её нужно сразу после использования. Не замачивать в воде, чтобы дерево не впитало влагу и не разбухло. Каждый предмет моется отдельно, вытирается насухо.
4. Хранить в сухом месте.
5. Запрещается мыть в посудомоечной машине. Предметы могут стать шершавыми.
6. Если изделие не покрыто лаком, то рекомендуется один раз в месяц протирать поверхность спиртом, чтобы уничтожить вредную микрофлору и предотвратить появление неприятного запаха.
Не обходите стороной деревянные изделия. Они станут настоящим украшением, изюминкой любого интерьера. Не зря наши предки отдавали предпочтение деревянным предметам. Люди заботились о здоровье своего рода и умели ценить прекрасное.
Красивые деревянные вещи с резным орнаментом: старинные и современные
Что только не изготавливали из древесины, начиная с древних времён и до наших дней. Наши далекие предки умели заготавливать и обрабатывать древесину. Поэтому дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Деревянные изделия и предметы быта сочетали в себе красоту и пользу. Из дерева изготавливалось почти все: дома, посуда, предметы интерьера, лодки, хозяйственная утварь.
Издревле на Руси и в России все традиционные предметы быта, сделанные из дерева, имели выразительную декоративную форму и оформлялись богатым резным орнаментом. Резьба по дереву – ремесло сложное. Различают немало видов резьбы, и всеми ими владели наши предки, владели искусно, умело. Украшение дерева резьбой способно превратить даже самый простой, незначительный предмет в произведение искусства.
СТАРИННЫЙ КОВШ СТАРИННЫЙ КОВШБогато украшалась резьбой разнообразная деревянная посуда. Свое мастерство, безграничную фантазию и талант мастера резного дела проявляли в резных ковшах для меда и пива, стопкарях, блюдах, ендовах, черпаках и жбанах.
ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА ПРЯНИЧНАЯ ДОСКАИнтересным направлением в резьбе по дереву было изготовление пряничных досок. Русские резчики вкладывали много выдумки, художественного вкуса, мастерства, теплоты души в оформление этих предметов. Пряничные доски удивляют разнообразием форм и украшений. Они могли быть огромных размеров и совсем маленькие, с надписями и узорами, с реальными, взятыми из жизни образами и оформленными сказочным сюжетом.
СОЛОНИЦА (СОЛОНКА) СОЛОНИЦА (СОЛОНКА)В резном украшении прялок, ковшей, веретен, солониц, швеек, вальков, блюд и ложек имели свое отражение наблюдения людей за окружающей их живой природой. Солонка (солоница) считалась символом женщины в доме, а ковш – символом мужчины.
ДОМОВАЯ РЕЗЬБА ДОМОВАЯ РЕЗЬБАВ XIX веке возникло целое направление в резном народном творчестве – домовая резьба. Крестьянские дома украшали ажурной прорезной резьбой. Это всевозможные резные наличники, подзоры, красивые коньки на крышах. Такие дома напоминали сказочные теремки.
Как видим, резьба по дереву издревле использовалась для украшения жилищ. Сейчас ничего не изменилось, а лишь появились альтернативы. Но дерево своей популярности не утратило. Ведь древесина легко поддается обработке, а также в отличие от многих современных материалов не содержит вредных веществ.
Резьба и в наши дни может великолепно украсить деревянные изделия, сделать их уникальными. Хотя это будут совершенно новые предметы декора, но уже имеющие в своей основе вековую историю. Современные художники декоративно-прикладного искусства опираются на традиции национального и мирового искусства. Сейчас многие архитекторы и дизайнеры часто обращаются к теме резьбы по дереву. Ведь деревянные предметы или вещи, обработанные вручную и оформленные резьбой, всегда будут смотреться неповторимо.
Люди сейчас стараются выбрать для себя вещи, сделанные из натуральных материалов. Поэтому деревянные изделия пользуются огромным спросом. Предпочтение резной мебели - это отличный вариант создать в доме уникальную атмосферу красоты, изысканности и роскоши. А при правильном уходе такие вещи прослужат много лет. В интерьерах современных квартир и домов резной деревянный декор можно оформить во многих вариантах.
Читайте также: