Деталь кровли старинных домов
Конструкция и элементы крыши: названия и назначения
Крыша - верхняя изолирующая и ограждающая часть здания, которая служит для защиты здания от неблагоприятных воздействий окружающей среды.Состоит из водоизолирующего слоя и основания (обрешетки, сплошного настила), укладываемого по несущим конструкциям крыши.
Крыша состоит из несущей и ограждающей конструкций. Огораживающие конструкции - это кровля и фронтон/щипец. Несущая конструкция - стропильная система.
Чердак - это пространство между поверхностью покрытия (крыши), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа.
Конструкционные характеристики
По конструкционным характеристикам:
- крыша может иметь чердак или может быть безчердачной (такую крышу называют - покрытие);
- по уклону крыша может быть плоской или скатной;
- крыша может иметь надстройки (мезонин, слуховые окна и т.п.);
- самые распространенные крыши по геометрии бывают следующие: плоские, двухскатные, двухскатные ломаные, двухскатные со слуховым окном, складная (конверт), многощипцовая, шатровые, вальмовые, полувальмовые.
Скат - грань, наклонная поверхность крыши.
Уклон - показатель крутизны крыши, определяется тремя способами: в градусах угла между скатом крыши и перекрытием верхнего этажа; в процентах - отношение высоты крыши (H) к проекции ската крыши на перекрытие верхнего этажа (L), умноженное на 100 = (H/L)⋅100; в пропорциях (H:L).
Скатная крыша - крыша, имеющая уклон более 6° (10%). С меньшим уклоном называют - плоская крыша.
Мезонин - надстройка небольшой высоты над частью, обычно центральной, малоэтажного жилого дома, имеющая собственную крышу, возвышающуюся над общей.
Слуховые окна - проемы для освещения и проветривания чердачных помещений, а также для выхода на крышу.
Типы крыш по геометрии
Эксплуатационные характеристики
По эксплуатационным характеристикам:
- крыша может иметь нежилой чердак и жилой (мансарда);
- эксплуатируемую кровлю и не эксплуатируемую.
Мансарда (этаж мансардный) - жилой чердак. Мансарда может быть не утеплённой (утепляется только перекрытие верхнего этажа) и утепленной (утепляются скаты крыши).
Кровля эксплуатируемая - плоская кровля, используемая как по прямому назначению, так и в других эксплуатационных целях: зона отдыха, спортивная площадка, газон и т.п.
Ограждающие конструкции крыши
Кровля - верхнее ограждение (оболочка) крыши, непосредственно подвергающееся атмосферным воздействиям. Предохраняет здание от проникновения атмосферных осадков.
Фронтон - торцевая часть крыши, часть фасада здания, ограждающая конструкция между скатами крыши. Служит для создания замкнутого помещения под крышей (чердака) и для его защиты от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Фронтон отделен от от нижней части стены карнизами и, как правило, изготовлен из другого материала, чем стена, например, стена из бруса или кирпича, фронтон из досок.
Щипец (вимперг) - верх торцовой стены строения, имеющий остроугольную форму и находящийся между двумя скатами крыши, но, в отличие от фронтона, щипец не отделён от стены карнизом и образует с фасадом единую плоскость и изготовлен из одного материала. Если сравнивать щипец с фронтоном, то отличие будет, в отсутствии карниза, визуально разделяющего стену и фронтон, и материал фронтона может отличаться от материала стены.
Козырёк - мини крыша, которая располагается над торцевыми стенами под фронтонами и служит для предохранения стен от атмосферной влаги.
Свес крыши - наружная полоса ската крыши, выступающая за линию стены. Служит для предотвращения попадания атмосферных осадков на стены и составляет не менее 75-80 см. Свес крыши разделяют на фронтонный и карнизный.
Карниз крыши - это конструкция состоящая из свеса крыши и её закрывающей части снизу и сбоку. Карниз отличается от свеса тем, что полностью закрывает все элементы стропильной конструкции выходящие за линию стен. Карниз оберегает не только от атмосферных осадков, но и препятствует проникновению сырости и разной живности на чердак и в подкровельное пространство. Карнизы могут быть не только полностью частью крыши, но и частью стены. Карниз опоясывающий весь периметр стены называют - венчающий карниз. Например, когда карниз крыши переходит в козырек, отделяющий фронтон от стены. Софит - подшивная карнизная доска.
Элементы кровли
Конёк - самый верхний элемент кровли в виде уголка, служащий для закрытия стыка скатов крыши.
Вальма - треугольный скат 4-х скатной крыши, расположенный с торца дома, крытый сверху упирается острым концом.
Полувальма - вальма, длина которой по уклону укорочена со стороны конька крыши или со стороны торца здания.
Ендова (разжелобок) - внутренний угол крыши в виде желоба, образованный соединением двух скатов.
Хребет (ребро) - линия пересечения двух скатов, образующих внешний угол.
Продухи - вентиляционные отверстия в скатной кровле.
Аэраторы - продухи плоских кровель, механические приспособления для вентиляции в слоях полного пирога плоских кровель. Обязательно использовать при устройстве нового ковра по старому.
Выкружка - переходной бортик от основания плоской крыши к примыканию, обычно устраивается под углом 45° для сглаживания углов сопряжений.
Разуклонка - устройство стяжки на плоской кровле с приданием кровле малых уклонов и образованием коньков и ендов.
Подкровельные пленки - применяются для защиты теплоизоляции и несущих конструкций крыши от попадания влаги.
Основной гидроизоляционный (или кровельный) ковер - слои рулонных материалов или слои мастик, армированных стекло- или синтетическими материалами, последовательно выполняемые и по основанию под кровлю.
Балластная система - система крепления мягкой кровли на плоских крышах с высокой несущей способностью, а также в эксплуатируемых крышах. Доступна, проста в устройстве и не повреждает основной гидроизоляционный ковер, а кроме того, обеспечивает его дополнительную защиту от механических повреждений и ультрафиолетовых лучей.
Воротник - защитная окантовка кровельным железом выступающих элементов кровли.
Капельник - элемент стального покрытия парапетов, брандмауэрных стен в виде загнутого вниз края.
Водосборный желоб - элемент скатной кровли с наружным водостоком, предназначенный для сбора воды и принудительного сброса в водосточную трубу атмосферной воды.
Водосточная труба - труба, служащая для стока воды.
Несущие конструкции крыши
Стропильная система - конструкция, состоящая из стропил и других элементов, воспринимающая и противостоящая всем видам нагрузок и передающая их на стены строения. Состоит из стропильных ферм.
Ферма - конструкция из скрепленных между собой брусьев или стержней.
Стропило (стропильная нога) - элемент стропильной фермы, воспринимающий, все виды нагрузок и передающий их на стены, и верхнее перекрытие строения, служат опорой для кровли. Нижним концом упирается в стену, а верхним соединяется под углом с противоположной стропильной ногой.
Стропила наклонные - имеют упор на концах и средней частью (в одной или нескольких точках).
Стропила висячие - опирающиеся в нижней части на затяжку или мауэрлат и в верхней коньковой части опираются друг на друга или на подконьковый прогон (без промежуточных опор).
Конёк - верхнее горизонтальное ребро крыши, соединяющее стропильные фермы.
Коньковая схватка - кусок доски/фанеры или металлической накладки соединяющий стропила в коньке.
Мауэрлат - брус, расположенный по периметру стены, на который опираются нижние концы наклонных стропил. Мауэлат позволяет распределить сосредоточенную нагрузку от стропил на весь участок стены.
Стойка - отрезок доски/бруса опирающийся на затяжку и поддерживающий стропильную ногу, служит для разгрузки стропил и для организации стен мансарды.
Бабка - центральная стойка, которая упирается в конёк.
Подкос - стойка под углом.
Ригель - отрезок доски, соединяющий стропильные ноги между собой. Служит для увеличения жёсткости стропильной фермы и препятствует разъезжанию стропильных ног.
Затяжка - бревно/брус/доска соединяет стропильные ноги между собой. Отличается от ригеля тем, что затяжка опирается на мауэрлат и лежни.
Кобылка - отрезок доски, удлиняющий стропильную ногу для организации свеса крыши.
Слега - направляющая под натуральную черепицу.
Основание кровли - поверхность, на которую укладывается кровельное покрытие. Обычно выполняется в виде обрешетки или сплошного настила.
Обрешётка - подкровельный настил из досок или брусков, прикрепляемые к стропилам и служащие основанием для кровельного покрытия. Обрешётка воспринимает всю весовую нагрузку от кровли и через контробрешётку и черновой настил передаёт её на стропильную систему.
Контробрешётка - бруски минимальным сечением 30x50 мм, располагающиеся под обрешёткой, перпендикулярно ей и обеспечивающие вентиляцию подкровельного пространства и служащие для закрепления гидроизоляционной пленки.
Черновой настил - настил из досок, ДСП, ДВП или других видов плит, которые прибиваются непосредственно к стропильной системе и служит основой для гидроизоляционного материала и основанием для крепления контробрешётки.
Обрешётина - элемент обрешетки, который изготовляется из деревянных брусков, реек или планок из хвойных пород (без обзола и проходных сучков) не ниже второго сорта, на который укладывается черепица. Минимальное сечение бруска - 30x50 мм.
Все материалы, представленные на сайте, носят исключительно справочный и ознакомительный характер и не могут считаться прямой инструкцией к применению. Каждая ситуация является индивидуальной и требует своих расчетов, после которых нужно выбирать нужные технологии.
Не принимайте необдуманных решений. Имейте ввиду, что то что сработало у других, в ваших условиях может не сработать.
Администрация сайта и авторы статей не несут ответственности за любые убытки и последствия, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Крыша русской избы или терема: охлупень, слега, курица, причелина и прочее
При описании старинных русских домов - от изб до дворцов - мы часто встречаем слова, которые кажутся странными и не всегда понятными. Давайте немного разберемся в терминологии старых построек. Поскольку терминов очень много, начнем с крыши.
Если пояснять значения приведенных на иллюстрации терминов, то в первую очередь хочется выделить названия из "животного мира" - курица, бык, а также конек (на рисунке не указан). Под курицей в данном случае понимается отнюдь не птица, а нижняя часть длинной жерди с естественным загибом на конце. Этот загиб подтесывали, добиваясь примерно одинаковой формы для всех элементов. "Курицы" поддерживали водосточный желоб - долбленое бревно, уложенное с небольшим уклоном в одну сторону, оно называлось поток или водоточник. Фактически, курицы с водоточником - это аналог современной водосточной системы.
"Быками" называли - и называют до сих пор массивные опоры мостов, других поднятых над уровнем земли сооружений. Фактически само слово "бык" ассоциируется с мощью, незыблемостью, силой. Вполне понятно, что опоры крыши (стропильные ноги), на которых и держался весь достаточно тяжелый настил - тесовый, а часто и дерновой - также именовались быками.
Конек в современной строительной терминологии - это линия пересечения скатов крыши, верхняя ее линия. Также коньком называют специальную фигурную планку, закрывающую стык между двумя покрытыми кровельным материалом плоскостями. В этом понимании современному термину "конек" соответствует старинное "охлупень", то есть выдолбленное бревно, развернутое выпуклой стороной вверх, а желобом ложащееся на стык скатов крыши.
Для охлупня старались выбирать самые ровные, прямые стволы - чтобы меньше пришлось подтесывать Для охлупня старались выбирать самые ровные, прямые стволы - чтобы меньше пришлось подтесыватьЕсли получалось найти ровное бревно с массивным комлем (прикорневой частью дерева), украшающая конек фигурка коня, петуха или другого животного вытесывалась из одного с охлупнем массива. Если нет - ее делали отдельно и крепили на охлупень, как показано на фото выше. Охлупень еще именовали черепом, шеломом, иногда утицей - если фигурка на конце изображала утку.
Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил Цельная фигура. Кстати, одна из версий происхождения слова "конек" связана именно с тем, что фигурка очень часто изображала именно коня. Скорее всего, потому, что кони были спутниками славянских богов, они же везли по небу Солнце и служили символом добрых сил Варианты концевых фигур из цельного бревна Варианты концевых фигур из цельного бревнаТермин "стамик" относится к стяжке верхней, "коневой" слеги крыши и охлупня. Стамик (сорока, лебедь) представлял собой деревянный стержень, часто с фигуркой на верхнем конце. Стамиков могло быть два для небольшой длины охлупня или больше.
Схема хорошо показывает, как именно соединялись элементы самцовой крыши Схема хорошо показывает, как именно соединялись элементы самцовой крышиТермины "слега", "самец" (или "посом") относятся к так называемой "безгвоздевой" или "самцовой" конструкции крыши. Поскольку угловое соединение бревен прямоугольного сруба заканчивалось на уровне верхнего венца, а скатам крыши нужно было придать достаточный угол наклона, устраивали то, что сейчас мы называем фронтоном (старорусское "чело") - треугольная часть стены, наращенная поверх узких сторон сруба из отдельных бревен. Сюда же относится еще одно название - переводы. Это балки, расположенные параллельно фронтону и дополнительно стягивающие стены сруба. Они также служат опорами для стропильных ног (быков) и элементами, к которым крепятся плахи потолка изнутри (разумеется, если потолок есть).
Каждый следующий самец был короче предыдущего, образуя сходящийся кверху треугольник. Если планировалась другая форма крыши, конфигурация фронтона могла быть иной.
Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольный Обратите внимание на луковичную (при виде спереди или в сечении) форму крыши. Вот здесь как раз фронтон не треугольныйСлеги врубаются между самцами и опираются на быки (стропильные ноги). Нижние слеги ("повальные") ложились на верхний венец сруба, верхняя - князевая ("князьковая", "коньковая") скрепляла вверху стропильные ноги и связывала в единое целое оба ската крыши. Все слеги могли также называться решетиной - вполне логично, вместе с быками они образовывали решетку, на которую укладывался тес.
Тесовый настил (дощатый) мог выполняться в несколько слоев, для гидроизоляции между слоями или под единственный слой теса укладывались большие листы бересты. Доски не обязательными были обрезными (в сегодняшнем понимании слова), могли укладываться вплотную или вразбежку (как на фото). Нижний слой теса называли "подтесок", верхний - "красный тес". Разумеется, красный - в данном случае указание не на цвет, красный в понимании "красивый" (красна девица, красное окно).
Русская изба: что и как называлось, продолжение
В предыдущей статье уже писалось о том, что бревно, которым накрывали сверху крышу (так же, как сейчас закрывают стык откосов доборными элементами), называлось коньком или охлупнем. Название «конек» ему, как считается, дала вырезаемая на конце бревна голова коня. Но почему именно коня? Раскопки древних жилищ наших предков неоднократно обнаруживали кости крупных животных, чаще всего лошадей, под основанием домов. Предположение о том, что при закладке дома приносили в жертву коня и закапывали его кости под домом, а череп ставили на крышу, вполне логично – ведь «добрая душа» этого животного становилась «домовым духом» и должна была охранять жилье. Однако череп – вещь не слишком удобная, да и верования постепенно менялись. Осталась традиция изображать голову коня на охлупне. При этом вырезать крупную фигуру можно было только при наличии утолщения на бревне, поэтому к «челу» дома конек часто разворачивали утолщенной комлевой частью.
Древнерусские виды устройства крыши
Крыша (в традиционном понимании) — часть конструкции здания, которая обеспечивает его защиту от всех типов атмосферных осадков, сохраняет тепло либо защищает от перегрева. То есть это вся верхняя конструкция сооружения.
Вообще-то, с точки зрения советской строительной науки, крыша — понятие дореволюционное и безграмотное, и должен применяться исключительно прогрессивный термин «покрытие». Но в жизни даже профессиональные проектировщики и строители нечасто его используют. Возможно, ввиду вероятности двойственного толкования. Отчасти определение «покрытие» прижилось в отношении конструкций с несущей железобетонной либо металлической основой, главным образом плоских. А назвать «покрытием» верхнюю часть собора Василия Блаженного или крышу деревенской избы не придет в голову ни одному архитектору, хоть и учили их «правильно».
Устройство крыши Бочкой
БОЧКА в архитектуре, крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон. Бочка встречается в русской архитектуре 17-18 веков, чаще в деревянной (церкви Русского Севера; несохранившийся дворец в Коломенском и др.), реже в каменной (церковь в посёлке Тайнинское Московской области).
Устройство крыши Бочкой применялась в основном в строительстве хором или деревянных храмов. Идеальным покрытием для криволинейной поверхности бочки служил лемех - небольшие дощечки с фигурным краем, уложенные по принципу черепицы.
Кубаватая крыша-это крыша с четырьмя выпуклыми скатами, имеющая килевидное сечение с расширением над основанием.
Кубоватые церкви строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.
На большей части территории России крыши жилых хозяйственных построек были двускатными. Самая древняя конструкция крыши - на самцах (продолжение бревенчатой стены образовывало треугольник фронтона крыши). Крыли крышу тесом (долгой дранью), на западе и юге Европейской части - соломой. Короткая дранка - щепа - распространяется в конце XIX - начале XX века (она крепилась уже с помощью гвоздей). Теснины укладывались на продольные жерди - слеги и поперечные - курицы, названные так за то, что завершались крючкообразными выступами, похожими на птицу. На этих крючках укреплялись потоки - деревянные желоба для стока воды. На коньке крыши стыки тесни, прикрывались массивным бревном - охлупнем.
Двускатная крыша на стропилах получает широкое распространение лишь в XIX веке (и по сей день это наиболее популярная конструкция). Кровля при этом держится на поставленных под углом балках - стропилах, которые, в свою очередь, опираются на переводины потолка.
Настоящий простор для творчества предоставляет проектирование крыши дома, венчающей постройку. Пожалуй, это важнейшая деталь всего проекта. Неудачное решение верхней части здания может перечеркнуть все архитектурные находки фасадной или торцовой части дома.
Особую архитектурную выразительность имеют самые сложные в практическом исполнении многощипцовые крыши.
Крыша этого типа - результат соединения двух или более крыш разной формы (двухскатных, четырехскатных, наклонных), пересекающихся между собой в коньках и ендовах. Плоскости скатов имеют форму трапеций и треугольников, редко - прямоугольников. Как правило, они образуют крыши домов с развитой пространственной формой. Стилевое разнообразие. Наиболее популярны многощипцовые крыши, возникающие при соединении двухскатных крыш, пересекающихся между собой под прямым углом. Их коньки могут находиться на одной и той же высоте (если оба крыла дома представляют собой жилые части с эксплуатируемыми мансардными этажами), или же на разных (если одну часть занимает, например, гараж без эксплуатируемой мансарды). Такие крыши имеют также Г-образные и Т-образные формы в плане дома.
Многощипцовая крыша - это сложная архитектурная форма, поэтому ее вид должен быть продуман до мелочей. Созданию гармонии и единства композиции служит равенство углов наклона всех скатов, высоты коньков или же сохранение одного уровня линии карнизного свеса. Учитывая то, что функции отдельных частей дома различны, высота соответствующих им участков крыши отличается; таким образом, сложно сохранить единую линию. В этом случае важно ввести другой организующий элемент, например, расположить участки крыши под прямым углом. Коньки, находящиеся на разной высоте, не портят общего вида, но для создания конечного эффекта имеет значение выбор места, где крыша, расположенная ниже, заходит под крышу, находящуюся уровнем выше. Сохранение принципа симметрии помогает сделать форму здания целостной. Аналогичные принципы упорядоченности обязательны также в случае, если плоскость ската прерывается люкарной или ризалитом лестничной клетки. В традиционных домах эти элементы расположены, как правило, на поверхности ската по центру, а если их несколько, - то симметрично.
Храмы в Древней Руси строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга - сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранялся и в более сложных сооружениях - теремах, дворцах, крепостных башнях.
Нередко клетские церкви перестраивались в шатровые. Как известно, в дереве трудно передать форму купола – необходимого элемента храма византийского типа, и, предположительно, это определило замену в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Такой храм с пирамидальным покрытием известен по летописям уже с ХI–ХII вв. На Севере, богатом строевым лесом, этот тип церкви, называемый также в летописях и актах «древяна вверх», получил наибольшее распространение. Церкви эти обыкновенно очень велики по объему и достигают нередко чрезвычайной высоты. Сущность этого строительного приема заключается в устройстве главного помещения для молящихся в виде башни, кровельное покрытие такой башни устроено «кругло», то есть гранником, и образовало форму гранника, имеющего почти всегда вид восьмискатной пирамиды, увенчанной главой. Такая форма получила название «шатра». Высокий подъем шатра, подобно клинчатому перекрытию, также требовал повалов и полицы для отвода влаги.
Шатровый храм значительно отличался от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Эта глубоко национальная форма храма очень красива, проста и рациональна. Сохраняя традиционные три части – алтарь, главное помещение и трапезу, – планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие от планов клетских, а именно – главная часть храма образует восьмиугольник. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма – восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика, и не имеющие четверика. Редко, но встречаются храмы с большим числом граней и многошатровые храмы, в которых помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы. В целом в шатровом стиле храмового зодчества за долгие столетия было накоплено большое многообразие архитектурных форм и вариаций, которые пытаются классифицировать по ряду признаков: «ярусные шатровые церкви типа «восьмерик на восьмерике», «шатровые церкви ярусного типа «два восьмерика на четверике», «ярусные церкви типа «три восьмерика на четверике», «церкви типа «восьмерик на четверике» с многоглавием и др.
Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нт
Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
Каннелюра
В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Русская изба. Чем крыли крыши.
Кору, шкуры и другие подручные материалы совсем уж древних строений рассматривать не будем – желающие могут посмотреть сооружения современных примитивных народов, жилища наших предков отличались не так уж сильно 😊Первые жилища шатрового типа - жерди, солома, кора и шкуры
Земляная или дерновая крыша
Этот вариант считается наиболее древним. Устроив навес из бревен или прочных жердей, накрыв их полосами коры или шкурами, навалив сверху земли, человек мог быть уверен – на голову ему вот так сразу капать не начнет и тепло в доме сохранится. Интересно, что если у нас изба «вышла из земли» и приобрела кровлю другой конструкции, то в Скандинавии «долгие дома», заглубленные в землю чуть ли по потолок и имеющие дерновую крышу, существовали дольше, до 14…15 века в некоторых областях.
Особенность земляной крыши – мощная стропильная система. Часто она делалась в виде шалаша, то есть бревна или жерди связывались вместе в одной точке. Были и двух- четырехскатные крыши, где общая схема стропил и конька близка к современной.Дерновая крыша в разрезе
Но общий принцип – мощные опоры, настил из коры или другого, относительно водонепроницаемого материала и толстый слой земли с травянистыми растениями для утепления – остается единым для домов из очень удаленных друг от друга стран.Дерновая крыша шатровой конструкции
Солома или тростник
Эти варианты чаще использовали в южных районах, где климат был не слишком дождливым и холодным. Впрочем, «курные» избы под соломенными кровлями были своего рода «визитной карточкой» многих бедных деревень. В самом деле – материал, по большому счету, бесплатный, заменить не слишком сложно, служит при правильной укладке не один год.
Интересно, что и солома, и тростник (камыш, очерет) имели свои нюансы укладки, но общая концепция сохранялась – массивные стропила, поперечно им уложенные балки и латы – жерди или брус, прижимающие вязанки.
На коньке материал укладывали либо продольными снопами (солома) или с перекрутом (камыш). В обоих случаях толщина слоя была большой – иногда до метра.Процесс укладки новой соломенной кровли. Изба с соломенной крышей
"Перекрут" вязанок камыша для улучшения гидроизоляции крышиЗа счет того, что материал легкий и с хорошими способностями к сохранению тепла, крыша получалась очень теплой. Ну а вода отлично скатывалась по расположенным под наклоном стеблям и не проникала внутрь.Подготовленные к укладке вязанки тростника-очерета
А так сейчас кроют крыши соломой и тростником в просвещенной и высокотехнологичной Великобритании.Конечно, со временем покрытие сгнивало, и его надо было менять. Считается, что два-три человека, работая согласованно, перекрывали соломенную/тростниковую крышу на доме площадью 25…50 метров за два-три дня.
Кстати, в современной Англии соломенные крыши – модный тренд 😊
Так назывались длинные, относительно тонкие доски. Вы спросите – откуда же доски, если пилы в России получили распространение уже после царствования Петра Первого? Но ведь «распустить» бревно на доски можно и с помощью клиньев, как и делали наши предки. Конечно, выход доски был существенно меньше, чем при обработке на пилораме – две-три вместо 5…12. Зато такие доски, расколотые четко вдоль волокон и подтесанные топором – откуда и название «тёс», «тесать» - не впитывали влагу так, как пиленые, и успешно использовались в качестве кровельного материала.Тёсовая кровля не обязательно должна быть плоской - изогнутые конструкции тоже удобно крыть этим материалом
Длина тёса – 4…6 метров, редко больше, ширина около 100…150 мм, толщина редко превышает 25 мм, поскольку более массивные доски сильно утяжеляют конструкцию, и не меньше 19 мм – чтобы не прогибались под собственным весом.Очень старая тёсовая крыша в одной из заброшенных русских деревень
Гонта, лемех, дранка, шиндель
Изготавливалась дранка/гонта только топором, пиленые дощечки из-за разлохмаченных волокон впитывали в себя много влаги и быстро разрушались. Колотые же дощечки «сглаживались» топором и спокойно выдерживали до 20…25 лет эксплуатации.Конструкция крыши была схожей с обычной, используемой для черепицы. Стропила, поперечные балки/жерди – одним словом, полноценная обрешетка. Для жилых помещений гонт клали в три слоя, для нежилых – в два.Оформление пересечений скатов крыши
Интересно, что такой кровельный материал позволял делать настил даже на самых сложных по форме крышах – в том числе луковичных, что и подтверждает гонтовая крыша на куполах знаменитого собора в Кижах и сохранившихся богатых домах.Купола с "чешуйчатой" кровлей Сложные криволинейные крыши в современных домах
Большим плюсом лемеха была возможность частичной замены кровли – только в тех местах, где она прохудилась и начала протекать. Ну а самым большим минусом считалась пожароопасность. Одна искра на хорошо высохшую на солнышке дранку – и пожалуйте в погорельцы. Впрочем, соломенные и тростниковые крыши горели ничуть не хуже. Конечно, минусом была и трудоемкость изготовления – на большие объекты требовались даже не сотни, а тысячи плашек. Да и древесина должна была быть качественной, и руки у мастера – растущими из нужного места.Вполне современная крыша из дранки
Современная технология укладки - поверх полос гидроизоляционного материалаВ этом видео показана реплика старинного механизма для изготовления лемеха, а вот здесь – более современное оборудование.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: