Бэнкси повесил картину в музее
Казус Бэнкси: почему художник едва не уничтожил свою собственную работу
Арт-рынок оживился: едва закончились торги на аукционе Sothebyʼs в Лондоне, где была частично порезана и продана картина Бэнкси, а весь мир уже гадает, насколько она выросла в цене и за сколько ее теперь можно будет перепродать. В тот момент, когда молоток аукциониста ударил в третий раз, означая, что покупатель найден и сделка закрыта, изображение поехало вниз и, пройдя сквозь шредер, встроенный в массивную золоченую раму, оказалось наполовину превращенным в бумажную вермишель. Но покупатель, говорят специалисты, не отказался от своего приобретения.
Британский уличный художник неоднократно повторял свою «Девочку с воздушным шаром». Первоначально, в 2002 году, это было два граффити в разных районах Лондона, одно из которых было подписано «Thereʼs always hope» («Всегда есть надежда»). Другое в 2014 году вырезали из стены и, оценив примерно в 500 000 фунтов, выставили на торги. Тогда же «Девочка с воздушным шаром» стала символом антивоенной сирийской кампании: Бэнкси дополнил изображение платком и спроецировал его на Эйфелеву башню и на Колонну Нельсона в Лондоне. И, разойдясь миллионными тиражами в форме принтов и сувенирной продукции, к 2017 году граффити стало настолько узнаваемым, что британцы признали его главным национальным изображением в опросе, проведенном компанией Samsung.
Фото Getty ImagesПараллельно этому в 2006 году Бэнкси создал вариант работы на холсте, поместив «Девочку» в массивную золотую раму, который долго — 12 лет! — ждал своего часа, чтобы стать новым символом современного искусства.
«Бэнкси совершил переворот, превратив у всех на глазах картину в перформанс, — говорит руководитель аукционного агентства BALTZER Григорий Бальцер. — Если бы он порезал ее до конца, это была бы уже инсталляция, совершенно иная форма искусства. Тогда объект продажи полностью сменил бы статус: продавалось бы уже не само изображение, а куча изрезанной шредером бумаги».
Никогда еще границы форм искусства не были более гибкими! Бэнкси вряд ли ставил своей целью записаться в перформеры, но он всегда был главным поборником борьбы за границы жанров. Человек, впервые сделавший граффити объектом аукционных торгов, всегда сопротивлялся правилам и нормам арт-мира. Более того, главной целью его нападок был и остается арт-истеблишмент, назначающий баснословные цены за его же искусство, но при этом не допускающий уличное искусство в музеи.
Имя покупателя, как и имя продавца, остаются неизвестными, что наводит на подозрение о хорошо срежиссированном шоу. Лот был выставлен на торги последним 67-м номером, что для работы с высоким эстимейтом довольно странно: обычно известные и потенциально очень дорогие произведения искусства продаются в начале аукциона, а потом уже выставляются работы попроще. Массивная золоченая рама обозначена в аукционном каталоге как «неотъемлемая часть произведения», которая превращает работу в «китчевую эмблему пафосного высказывания».
Реклама на ForbesТрудно представить, что в современном мире служба безопасности аукциона не проверила эту работу перед торгами, что наводит на подозрение о том, что Sothebyʼs знали, что они продают, хотя представители аукционного дома это, разумеется, отрицают. По мнению Бальцера, порядок продажи лота последним и неприкосновенность рамы могли быть условием продавца. Sothebyʼs мог пойти на такие условия, чтобы продавец не ушел к прямым конкурентам в Christie’s. Но этот прецедент сильно изменит представление о безопасности на аукционах.
Уничтожая работу, художник поступает гуманно по отношению к людям, но в такую раму могло быть вмонтировано что угодно.
Незадолго до торгов сам Бэнкси должен был проверять работу: ни одна батарейка не могла бы ждать своего часа 12 лет и сработать в нужный момент. Более того, сам Бэнкси даже мог находиться в этот момент в зале: СМИ пишут, что в зале находился некий мужчина, который сначала снимал видео, а потом препирался с охраной на выходе из здания. Чуть позже в Instagram-аккаунте, который приписывают художнику, появилось видео с аукциона и установки шредера в раму, подписанное словами Пабло Пикассо о том, что уничтожение искусства тоже является актом искусства. И по законам жанра Бэнкси вряд ли передал бы кому-нибудь право «завершить» этот постмодернистский акт уничтожения вместо него. Жест художника получился невероятно красивым.
Бесценное
Это не первый случай продажи перформативного искусства. Просто Бэнкси никогда перформансами в чистом виде не занимался, лидером этого движения была Марина Абрамович. Для Бэнкси это стало новым жанром.
Станет ли покупатель работы перепродавать ее в ближайшее время, зависит от того, с какой целью он ее приобретал: если для него это была инвестиция, то мы увидим «Девочку» на торгах в самое ближайшее время. Парадокс в том, что стоимость работе добавил акт ее частичного уничтожения, потому что именно после него она стала стоить дороже, чем до его совершения. По предварительным оценкам, стоимость работы уже выросла в два раза. Григорий Бальцер считает, что в ближайшие пять лет работа может дважды появиться на торгах: пока в памяти у всех жив этот инцидент, работа будет дорожать. А забудут его не скоро.
В парадигме Бэнкси золоченая рама всегда была тем непреодолимым барьером, что отделяло его уличное искусство от музеев.
Но, как оказалось, все границы проникаемы и то, что только что было в раме, вдруг оказывается за ее пределами. И если еще вчера музеи вроде Лувра и Эрмитажа с высоты своего пафоса игнорировали современное искусство, то сегодня они активно сотрудничают с художниками, включая актуальные произведения в экспозиции классических мастеров. У работ Бэнкси есть другая проблема — он практически никогда их не признает и не подписывает. Но в данном случае в его авторстве нет никаких сомнений. Конечно, маловероятно, что Лувр пойдет на такой эксперимент, но «Девочка с воздушным шаром» Бэнкси составила бы «Джоконде» самую достойную пару.
5 пранков Бэнкси, вышедших из-под контроля
Впервые художник решился «потроллить» общественность в британской Галерее Тейт. Замаскировавшись под сотрудника музея, Бэнкси повесил одну из своих работ в выставочном зале. На картине был изображен пейзаж, перемотанный полицейской лентой. Прежде, чем музейные работники заметили что-то неладное, картина успела стать частью экспозиции на несколько часов. Своим перфомансов Бэнкси хотел сказать, что население Великобритании потеряло чувствительность к преступлениям из-за постоянного муссирования криминальных тем в прессе.
В Музее естествознания в Лондоне Бэнкси разместил чучело мыши с рюкзаком и микрофоном в лапках и подписал экспонат следующей фразой: «Наше время придет». Гениальному Бэнкси снова удалось идеально вписать свою работу в обстановку музея. Очевидцы сообщают, что видели, как персонал музея подходили к экспонату, проверяли, правильно ли он установлен, и, не заметив ничего странного, уходили.
Однажды Бэнкси решил подшутить над Пэрис Хилтон. Он собственноручно подменил несколько сотен дисков ее нового альбома «Paris». К голове певицы художник-хулиган приклеил собачью, а треки заменил примитивными битами, периодически прерывающимися фразой Пэрис «Это круто!».
Фото: Autre Magazine
Один раз репутации Бэнкси угрожала серьезная опасность. На художника ополчилась армия гринписовцев. Дело в том, что на одну из своих первых выставок в Лос-Анджелесе Бэнкси привез настоящего индийского слона и раскрасил его в цвет обоев в выставочном зале. Перфоманс назывался «Слон в комнате». В английском языке существует созвучная идиома, означающая очевидную проблему, которую все стараются избегать. Защитники животных возмутились жестокостью художника по отношению к животному и начали требовать от правительства принятия серьезных мер. Но пока гринписовцы оформляли необходимые бумаги, пытаясь доказать вину Бэнкси, выставка подошла к концу.
В этом году работы легендарного уличного художника были выставлены в Москве. Но и здесь не обошлось без скандалов – ведь сам Бэнкси об этом не знал. За просмотр своих работ художник никогда не берет деньги. О том, чем закончилась эта история, мы подробно писали этим летом.
Бэнкси показал картину о протестах в США
Английский художник Бэнкси показал свою новую работу, которая посвящена протестам в США из-за убийства полицейским задержанного афроамериканца Джорджа Флойда. Картина опубликована в Instagram Бэнкси.
На кадре виден траурный портрет с темной фигурой. Американский флаг, висящий над изображением, постепенно начинает гореть, подожженный пламенем от свечи.
Посмотреть эту публикацию в InstagramХудожник написал, что изначально не хотел высказываться на данную тему, но потом понял, что это в первую очередь проблема белых людей. По мнению Бэнкси, система заставляет страдать людей с другим цветом кожи и у них нет возможностей изменить ситуацию. Он предупредил, что белые люди должны разобраться с этим, «иначе кто-то будет вынужден подняться наверх и выбить дверь».
Протесты в США начались после убийства Джорджа Флойда, задержанного в Миннеаполисе. Полицейский давил мужчине коленом на горло, хотя Флойд говорил, что не может дышать. Из-за этого в городе начались волнения, после чего люди вышли на улицы и в других штатах. Во многих местах акции протеста вылились в столкновения с органами правопорядка, погромы и поджоги.
Художник тайно дополнил экспозицию 4 музеев Нью-Йорка своими картинами (ФОТО)
Британский художник, творящий в стиле граффити, известный под псевдонимом Бэнкси, тайно пронес в четыре крупнейших музея Нью-Йорка и развесил по стенам собственные работы.
Одна из картин висела в экспозиции Метрополитен-музея в течение трех дней, прежде чем ее заметили. Другая картина, на которой была изображена женщина в противогазе, провисела в музее целый день. Все свои работы художник вешал на стену при помощи суперсильного клея.
Самая большая картина, которую Бэнкси пронес в музей Бруклина, оказалась размером 61 на 46 см. На ней был изображен адмирал эпохи колонизации. В руку адмирала Бэнкси вложил баллончик с краской, а на стене на заднем плане написал антивоенный лозунг.
В Музее естествознания художник разместил жука в стеклянной коробке с крыльями реактивного истребителя и ракетами на них. По его словам, это еще один взгляд на Америку, напичканную военной техникой и подслушивающими устройствами.
Бэнкси сообщил Reuters, что свою акцию он осуществил всего за один день 13 марта. Он рассказал, что ему помогали несколько сообщников, которые снимали все, что происходило в музее, на пленку и отвлекали посетителей в нужные моменты, чтобы никто ничего не заметил.
Это не первая художественная диверсия Бэнкси. В прошлом году он так же тайно развесил свои работы в Лувре в Париже и галерее Tate в Лондоне, чем привлек внимание британских СМИ.
Частично уничтоженную картину Бэнкси выставили в музее в Баден-Бадене
ЛОНДОН, 5 февраля. /ТАСС/. Сотрудники музея в Баден-Бадене (федеральная земля Баден-Вюртемберг), где во вторник выставили частично уничтоженную работу художника Бэнкси "Девочка с воздушным шаром", обезвредили встроенный в раму шредер, чтобы избежать полного уничтожения полотна. Об этом сообщает вещательная корпорация Би-би-си.
Выставка продлится до 3 марта.
На эту тему 4 Материала"Девочка с шаром" была продана в октябре 2018 года за £1,04 млн ($1,36 млн) и сразу же после удара молотка попала под спрятанные в нижней части картинной рамы ножи, которые разрезали ее на мелкие ленточки. Две трети картины превратились в тонкие полоски. Покупательница картины не стала отменять сделку, но изрезанное полотно получило новое название - "Любовь в мусорном баке". Сейчас оно находится в долгосрочной аренде в музее Штутгарта, который и предоставил его для экспозиции в Баден-Бадене.
Шредер был приведен на аукционе в действие дистанционно, и немецкий музей решил обезвредить механизм, чтобы кто-либо из посетителей не привел его в действие. В присутствии представителей СМИ сотрудники музея в белых перчатках осторожно вынули холст для деактивации вмонтированного в раму устройства.
Как признался Бэнкси после "самоуничтожения" картины на аукционе, он еще несколько лет назад тайно встроил в раму шредер.
Изрезанный шредером рисунок Бэнкси выставлен на аукцион за £4-6 млн
Оценочная стоимость работы с новым названием "Любовь в мусорном баке" составляет от £4 до 6 млн ($5,5-8,2 млн). Даже по самым скромным подсчетам это в четыре раза больше, чем нынешний владелец заплатил за практически полностью уничтоженный лот.
"Печально известная, смелая и общедоступная в культурном отношении "Любовь в мусорном баке" - это высшая ступень творчества Бэнкси и настоящая икона новейшей истории искусства", - добавил Бранчик.
О Бэнкси
Загадочному художнику до сих пор удается сохранять в тайне свою личность - никому, кроме его ближайших помощников, не известно, как он выглядит и как его на самом деле зовут. Существуют лишь немногочисленные фотографии и видео, на которых бристольский мастер граффити неизменно предстает с закрытым лицом.
Граффити Бэнкси, который поднимает в своем творчестве вопросы социального неравенства, лицемерия властей или самые злободневные темы вроде пандемии COVID-19, принесли ему всемирную славу и пользуются большой популярностью, а цены на его работы достигают новых высот. В марте этого года картина художника на тему коронавируса, подаренная им английской больнице, ушла с молотка за рекордные £16,76 млн ($23,17 млн).
В 2018 году в Центральном доме художника (ЦДХ) в Москве прошла первая в России выставка работ Бэнкси. За три месяца работы - со 2 июня по 2 сентября - ее посетило более 300 тыс. человек. В 2010 году Бэнкси представил публике документальный фильм "Выход через сувенирную лавку" (Exit Through the Gift Shop), который впоследствии был номинирован на премию "Оскар".
Бэнкси повесил картину в музее
Мировая живопись запись закреплена
Бэнкси "У тебя красивые глаза" (2005)
Бэнкси атаковал Нью-Йоркский музей «Метрополитен» в марте 2005, где незаконно поместил свою работу на знаменитых музейных стенах. Бэнкси выбрал простой портрет, изображающий женщину, только художник одел ей противогаз. Это не единственная проделка акциониста того дня, другие произведения разместил в Нью-Йоркском MOMA и Американском музее естественной истории. Тогда Banksy сказал агентству Рейтер: «Сестра вдохновила меня сделать такой поступок. Однажды она выкинула мои картины, и я спросил ее, почему? Она ответила: «Не похоже, что Лувр повесит такие картины».
Должностные лица музея проявили недовольство такой акцией художника, который повесил «новые» работы, использовав простой клей. Elyse Topalian, пресс-секретарь Метрополитена, объяснила корреспонденту Нью-Йорк Таймс: «Думаю, будет справедливо сказать, что надо больше, чем кусок скотча, дабы попасть художественному произведению в Метрополитен».
без спроса развесил свои картины в музеях 16+
Британский художник, который умудрился написать картину на живом слоне в Лондонском зоопарке, совершает новый подвиг. 16+
Поделитесь этой новостьюСотрудники четырех крупнейших музеев не дают комментариев. Они и сами не понимают, как такое могло случиться. Свои «черные деяния» художник, который называет себя Бэнкси, проделывал среди бела дня, в обычные часы работы музеев. Картины он прикреплял к стене при помощи суперсильного клея.
«Художественную диверсию» Бэнкси осуществил всего за один день. Но не без посторонней помощи. Его «сообщники» снимали происходящее на видео, а заодно отвлекали посетителей. Идя «на дело», Бэнкси маскировался: надвигал на глаза шляпу и наклеивал фальшивую бороду. Разместить отчет о смелой акции в Интернете художнику помогли единомышленники.
Марк Шиллер, автор : «Все, кто связан с современным искусством, знают, какой конфликт существует между процветающим миром музеев и независимыми творцами. И дело вовсе не в недостаточности точек соприкосновения. Я думаю, многие люди, которые узнали о Бэнкси, тоже захотели стать художниками. Мы получаем электронные письма со всего мира. Люди видят, что он сделал, и открывают творца в себе. Бэнкси сделал очень важную вещь. Он доказал, что можно не зависеть от галерей».
В Музее естественной истории художник разместил жука в стеклянной коробке с крыльями реактивного истребителя и ракетами. Именно такой художник видит Америку, напичканную военной техникой и подслушивающими устройствами.
Самоуничтожившуюся картину Бэнкси выставили в музее
Картину стрит-арт художника Бэнкси «Девочка с воздушным шаром» выставили в музее современного искусства Фридера Бурды в немецком городе Баден-Баден.
Бэнкси заявлял, что по его задумке картина должна была быть уничтожена целиком, но механизм дал сбой, поэтому работа была разрезана только до середины. Сотрудники музея предусмотрительно деактивировали шредер, чтобы полотно не самоуничтожилось до конца.
Посетители музея смогут увидеть картину бесплатно. По словам организаторов, Бэнкси не одобрил бы идею брать деньги за просмотр его работ. Впрочем, и сам директор музея Фридера Бурды сообщил, что хочет сделать произведение доступным для как можно более широкой аудитории.
К слову, изначально работа назвалась «Девочка с воздушным шаром», но после инцидента вновь прошла сертификацию и была названа автором «Любовь в мусорном бак».
Напомним, что 5 октября нашумевший экспонат «самоуничтожился» сразу после продажи на аукционе Sotheby’s в Лондоне – сразу после удара молотка картина сползла в шредер прямо на глазах у публики.
Изображение девочки с воздушным шаром будет экспонироваться на протяжении месяца – с 5 февраля по 3 марта.
Читайте также: