Архитекторы строят ли дома
Архитекторы без прав: кто и почему меняет проекты зданий
Архитектор в России ─ одинокий воин на поле битвы с заказчиками, девелоперами и государственным аппаратом. Административные барьеры, отсутствие авторского надзора за реализацией проекта и ограниченные возможности по защите интеллектуальных прав ослабляют креативный потенциал отрасли и тормозят ее развитие. Помимо гарантий прав архитектора, на законодательном уровне выходом из этой тупиковой ситуации может стать признание всеми игроками рынка архитектуры как креативной индустрии.
Сегодня стройкомплекс в России не гарантирует архитекторам реализации их идей в первоначальном виде. Практика показывает, что заказчики вполне могут менять проекты по своему усмотрению и смещать креативную составляющую на второй план. Таким правом их наделяет Градостроительный кодекс. Крайне редко первоначальный замысел ложится в основу архитектурного проекта. Ситуация усугубляется, если над проектом работает зарубежный архитектор: как и в любой стране мира, в России строительная отрасль весьма закрыта для иностранных специалистов. Так, известного голландского архитектора Эрика ван Эгерата, работающего в России с 1990-х годов, отстранили от проекта по строительству кампуса Корпоративного университета Сбербанка после того, как он направил Герману Грефу письмо с жалобой на раздувание сметы генподрядчика. Контракт с Эгератом был разорван, а архитектор, в свою очередь, отказался от авторских прав на объект.
Это не первый конфликт архитектора в России, ранее он судился по проекту в «Москва-Сити».
Желая поскорее получить прибыль, заказчики недооценивают роль художественно-инженерных решений, хотя именно инновационная составляющая зданий позволяет капитализировать строительный объект не хуже квадратных метров: как и любой результат интеллектуального труда, он всегда содержит добавочную стоимость. Эту ситуацию необходимо менять, ведь архитектура формирует облик городов, в которых мы живем, не говоря уже о том, что окружающее пространство способно влиять на наше самочувствие, поведение и настроение.
Сфера архитектуры в нашей стране подразумевает не просто оптимальную расстановку зданий и создание красивых форм, но еще и сложную регуляторную политику. Возьмем, например, практику государственных и муниципальных закупок. Поскольку архитекторы, как и креативные предприниматели, не выделены в отдельную категорию, им приходится мириться с процедурой госзакупок. Столь привычная для малого и среднего бизнеса, единая контрактная система абсолютно противоестественна для архитекторов. Дело в том, что приоритетной процедурой госзакупки в нашей стране по-прежнему остаются открытые торги, где побеждает проектировщик, предложивший самую низкую цену и наименьшие сроки проектирования. Такой подход неприемлем для сферы, направленной на улучшения качества городской среды. Получить высокое качество по низкой цене в сжатые сроки невозможно. А если в открытом конкурсе победил авторский коллектив? Действующее законодательство попросту не позволит ему заключить договор, что будет грубо противоречить международной практике и препятствовать выходу молодых специалистов на рынок.
В условиях несовершенства подзаконных и нормативных актов архитекторы совершенно не доверяют заказчикам и застройщикам. Последствия этой ситуации могут быть довольно плачевными: лучшие архитектурные решения так и не появятся на свет, города заполнят безликие общественные и жилые объекты, а отраслевое сообщество продолжит ощущать свою правовую беспомощность.
Напомню о подобном резонансном случае. В 2005 году архитектор Александр Великанов участвовал в строительстве нового здания театра Et Cetera. В процессе строительства к проекту привлекли нового исполнителя — Андрея Бокова. В итоге получилось, что каркас здания спроектировал и построил Великанов, а его фасад — Боков. Великанов был настолько шокирован тем, что в его проект вмешивается кто-то посторонний, что покинул рабочую группу и отказался от авторства.
Еще один камень преткновения — изоляционизм. Действующее законодательство не отражает необходимость признавать дипломы зарубежных архитектурных вузов, что уже привело к печальным последствиям: российские специалисты не могут работать за рубежом, а зарубежные — в России. Вместо того чтобы интегрироваться в международный контекст, отечественные архитекторы оказываются вычеркнуты из него. Эта ситуация препятствует рыночной конкуренции и, как следствие, мешает развитию отрасли в целом.
Укреплению позиции архитектора могли бы способствовать точечные поправки в законодательстве. Во-первых, важно закрепить за отраслью особый регуляторный режим, гарантирующий защиту исключительных прав. Формулировка из Гражданского кодекса об «исключительных правах на результаты своей деятельности» не регламентирует реальные взаимоотношения между заказчиком проекта и архитектором. Необходимо более точно определить, какими правами и обязанностями обладают стороны и как им следует разрешать спорные ситуации.
Во-вторых, необходимо гармонизировать положения и формулировки Градостроительного, Гражданского кодексов и федерального законопроекта об архитектурной деятельности, который с марта этого года находится в Минстрое и вызывает массу споров в профессиональном сообществе. Нужно устранить противоречия между тремя нормативными документами и ввести фигуру архитектора в правовое поле. Решением этой проблемы должно заниматься не только Минкультуры как ключевое представительство творцов в государственном аппарате, но и Минстрой.
Международный опыт показывает, что архитектор может работать напрямую с заказчиком и полностью сопровождать реализацию проекта. Так, в Германии и Голландии зона ответственности архитектора не ограничивается подготовкой чертежей, он от и до контролирует процесс возведения здания и может предотвращать неудачные изменения в проекте, которые снижают его эстетическую ценность. Представим, что российскому архитектору на законодательном уровне гарантировали соблюдение прав. Это совсем не означает, что его освободят от ответственности. Наоборот, в таком случае архитектор будет приходить в проект первым и уходить из него последним, причем не по завершении строительства, а через год-два после окончания, чтобы проверить качество реализации. При этом никто не будет препятствовать его праву на авторский надзор за строительством и участию в приемке построенных объектов.
ТОП-10 заблуждений по поводу архитекторов
Мы не строим объекты. Мы их проектируем. Думайте о нас, как о композиторе, сочиняющем музыку. Которую затем исполнит оркестр под управлением дирижера. Строят девелоперы. Если б мы строили, мы были б богатыми.
3. Архитекторы ответственны за конструкцию здания
Нет. Если здание рушится это, к вашему сведению, крайне редко происходит по вине архитектора. Роль архитектора в том, чтобы интегрировать строительные конструкции, разработанные инженером в общую проектную схему. Инженерия строительных конструкций это отдельная профессиональная сфера, фактически наука, о конструктивной безопасности сооружений. Продолжая аналогию: композитор же не несёт ответственности за исполнение своей симфонии, её несут дирижер и музыканты…
4. Архитекторы творческие натуры.
5. Архитекторы застенчивы.
Наиболее преуспевающие зодчие, мы зовем их стархитекторы, агрессивны как игроки американского футбола и шумливы как поп-звезды. Они стараются притянуть внимание СМИ любыми способами, они тусуются на показах мод и предпочитают видеть себя (не свои проекты) на обложках трендовых журналов. (Кстати стархитекторы – богаты… Хотя они ж не совсем архитекторы…)
6. Архитекторы много путешествуют
Конечно. Между приемной городских разрешительных инстанций и конторами технических консультантов, находящихся обычно в депрессивных индустриальных районах. Еще мы путешествуем по грязным стройплощадкам. Большинство Американских архитекторов бывало в Европе (Рим, Афины, Барселона – если уж мы говорим об архитектуре) намного реже чем средний программист. И это не только из-за низких доходов. Как я уже сказал у нас есть дела посерьезней, чем эта культурологическая хрень.
7. Архитекторы наивны.
Мы не можем позволить себе такой роскоши, стараясь выжить промеж высокомерных заказчиков, отталкивающих наши идеи, коррумпированных бюрократов, отвергающих наши чертежи и дешевок-строителей, отказывающихся строить в соответствии с нашим дизайном. Мы должны быть ушлыми бизнесменами-прохиндеями. Мы просто обязаны…
8. Архитекторы рисуют, пишут картины, лепят модели
9. Архитекторы носят экстравагантные очки.
Что ж… если вы верите в то, что каждый испанец – матадор и сражается с быками или, что у каждого француза две любовницы… тогда да… мы все носим экстравагантные очки а-ля Элтон Джон.
10. Архитекторы стильны и сексуальны.
О, это самое большое заблуждение из всех. Мы по меньшей мере супер-стильны и юбер-сексуальны.
Какого архитектора для проектирования дома нанимать не стоит: 4 фразы-маркера
Прежде чем приступать, собственно, к строительству, нужно сначала определиться с проектом дома. В зависимости от того, кто будет строить ваш дом — частная бригада или строительная компания, вы определитесь с тем, будет ли проект дома типовым или индивидуальным, будете ли вы вообще его заказывать или обойдетесь рисунками от руки. Специалисты рынка советуют все же не экономить на проекте и нанять архитектора для его разработки. Разбираемся, как выбрать этого ценного специалиста и какие внешние признаки помогут убедиться в его компетентности (или некомпетентности). А помогает нам в этом руководитель строительной компании KingDom Игорь Суслов.
Не лучше ли сэкономить на проекте и не нанимать архитектора?
Не секрет, что многие будущие домовладельцы не хотят заказывать отдельно проект и нанимать архитектора — на это жалко тратить деньги. Ведь формально составление архитектурного проекта дома сейчас не требуется законом.
Однако в таких соображениях экономии может крыться принципиальная ошибка: грамотно составленный проект дома примерно на 98% будет давать расчет материалоемкости дома. Архитектор и конструктор распишут большую часть тонкостей: какая будет марка перемычек, какие плиты перекрытия, сколько уйдет материалов — например, кубатура кирпича или количество тонн цемента. Таким образом, после работы с профессиональным и грамотным архитектором на площадке не будет оставаться лишних строительных материалов, потому что специалист оперирует четкими цифрами.
Игорь Суслов рассказывает:
— Возможно, вы замечали на участках, где только что завершилась стройка, горы досок, штабели кирпичей, пакеты с цементом? На «Авито» порой тоже попадаются объявления в духе «продам остатки материалов от строительства». При этом надо понимать, что излишки материалов — это лишние деньги, которые потратил заказчик. По нашему опыту, от строительства по «самопальным проектам» потери материалов в среднем составляют 150—200 тысяч рублей. При этом средняя стоимость проекта дома начинается от 400 рублей за квадратный метр. То есть, даже если за проект 100-метрового дома вы отдадите 40 000 рублей, то сэкономите порядка 100 тысяч на расчете материалов.
Так за счет чего же формируется экономия при грамотном проектировании? Это происходит, поскольку архитектор исходит из модульности материалов: стандартной ширины и высоты кирпича, объема газо- или пенобетонных блоков, типоразмеров плит перекрытий или стандартной длины деревянного бруса. Словом, каждый материал имеет свои геометрические стандарты, поэтому проектировать дом и помещения нужно так, чтобы нужно было менять эти стандарты (например, отпиливать) как можно меньше. Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Вся ведомость материалов, которые потребуется использовать на строительство, будет приложена проектировщиками к проекту.
Игорь Суслов приводит пример:
— Очень много в последнее время мы видим проектов, в которых много монолитных участков по перекрытиям. А ведь такие участки — дорогое удовольствие. И мы видим, что архитектор делает нестандартный расчет, который придется реализовывать за счет кошелька заказчика. Но можно это все рассчитать с учетом стандартных типоразмеров материала, ведь у каждого из них своя модульность.
Зачем нужны еще и конструктор и инженер?
Работы по проектированию не заканчиваются расчетом материалов и составлением детального плана дома. Если архитектор обладает компетенцией конструктора, он составляет и конструктивную часть проекта. Но лучше, если это будут два отдельных специалиста — все-таки это разные типы работ.
Конструктивная часть проекта — это все, что касается возведения дома: кладочный план, раскладка плит, конструирование фундамента, проработка узлов соединений, схем креплений, пролетов перекрытий. В идеале архитектор разрабатывает проект дома, после чего в работу включается конструктор, который рассчитывает и прорисовывает в проекте все технические моменты, рассчитывает распределение нагрузки, определяет толщину несущих стен. Именно конструктор проектирует фундамент — на основе расчетов, которые делает архитектор, снимая нагрузки. При конструировании дома по проекту должны учитываться и грамотно распределяться все виды нагрузок на все несущие конструкции дома.
И, наконец, третий специалист, который может входить в «идеальную» схему — инженер, который на основе документации, разработанной его двумя коллегами, осуществляет надзор за строительством и сопровождает проект. В его функции входит не присматривать за рабочими, чтобы они не пили и не создавали инцидентов, а последовательный контроль за их работой, выдача заданий и приемка их выполнения.
Наш эксперт объясняет:
— Человек думает: «Да я сам нарисую, и пусть бригада строит». А это может сказаться на долговечности. Чем больше мы вложим в дом на стадии строительства, тем меньше придется вложить впоследствии на стадии эксплуатации. Да и затраты-то на проект не так велики, как кажется. По минимальным расчетам, затраты на проект, разработку конструкции и надзор —около 2% от стоимости строительства дома. А надежности будет больше. Кроме того, архитекторы и конструкторы дают гарантию на свои проекты — в среднем по рынку гарантия составляет 5 лет, но есть и компании, которые увеличивают этот срок до 10.
Четыре фразы архитектора, после которых надо засомневаться
Выбор квалифицированного архитектора, который создаст проект дома вашей мечты, как утверждают специалисты строительного рынка, — дело непростое. Наш эксперт и вовсе заявляет, что найти хорошего архитектора сложнее, чем выбрать жену. Но мы все-таки попробуем составить некий список «маркеров», которые скажут, что перед вами, возможно, не самый квалифицированный специалист, и стоит насторожиться.
Фраза №1: «Не надо заказывать классическую «геологию», можно обойтись экспресс-вариантом»
Речь идет о геологических изысканиях на участке, которые определяют тип грунта, возможно, залегание подземных вод, расположение геологических слоев — словом, об изучении той информации, которая напрямую влияет на выбор типа и конструкции фундамента. Эта услуга заказывается в специализированных компаниях, выполняется профессиональными геологами. Есть услуга так называемой экспресс-геологии, когда изучается ограниченный набор параметров. Но чтобы дом простоял много десятков лет, надо перед проектированием иметь перед глазами полную картину. Поэтому если архитектор разрешает не заказывать «классику», а предлагает обойтись экспресс-геологией или даже, чего доброго, просто изучением колодца на участке и опросом соседей, — значит, он недостаточно скрупулезно подходит к делу.
Фраза №2: «Я сделаю все сам: и проект, и конструктивную часть, и внутренний дизайн дома, и разводку коммуникаций»
Конечно, нельзя исключать наличия на строительном рынке уникальных специалистов, которым по плечу абсолютно все проектировочные решения вашего дома — начиная от разводки электричества и проекта дизайна в стиле прованс и заканчивая конструкцией сложного фундамента и расчетом материалоемкости коттеджа. Но все-таки каждый должен заниматься своей работой. Дизайнер интерьера занимается внутренним убранством дома, конструктор создает конструктивную схему, инженер занимается коммуникациями, а архитектор создает общий проект дома.
— Это все равно, что прочесть объявление «Я строитель-универсал», — говорит нам Игорь Суслов. — Такой строитель, скорее всего, гениально делает что-то одно — например, кладет плитку, а двери ставит по остаточному принципу. Поэтому если ваш «архитектор» пытается взять на себя вообще весь проект, включая интерьер и надзор, — есть смысл задуматься.
Фраза №3: «Спроектируем все, как вы скажете. Желание заказчика — закон»
Излишне сговорчивый архитектор удобен заказчику, но подумайте сами: что, если заказчик настаивает на заведомо неверном решении? Ведь непрофессионал не всегда может оценить риски. Пример: тяжелый дом (скажем, из кирпича) планируется поставить на болотистом грунте, и архитектор с конструктором советуют использовать плитный фундамент. Заказчик считает, что это слишком дорого, и требует обойтись менее затратным и более стандартным вариантом. В этом случае правильным поведением архитектора будет всеми силами донести до заказчика опасность такого подхода.
Еще пример: к западу от дома открывается чудесный вид на лес, и заказчик хочет спроектировать гостиную с панорамными окнами на этот вид. При этом в наших краях холодные ветры дуют в основном с запада, поэтому крайне не рекомендуется ориентировать огромные пространства панорамных окон (которые и сами по себе не самый теплый элемент дома) в этом направлении. Лучше, если архитектор сообщит об этом факте будущему домовладельцу.
И так — во многих деталях. Если архитектор спорит с заказчиком и спокойно доносит до того его неправоту, — это нормально. Это не признак строптивого архитектора — это характеристика профессионала. Конечно, каждый раз при таком споре важна железная аргументация, подкрепленная цифрами и расчетами.
Фраза №4: «Я не вмешиваюсь в вашу личную жизнь, особенности вашего образа жизни меня не касаются»
Казалось бы, очень аккуратная, тактичная и бережная позиция. Однако особенности образа жизни заказчика — это, пожалуй, главная база технического задания. В этом доме вам жить всю жизнь. Поэтому дотошный архитектор выспросит все:
- сова вы или жаворонок (от этого будет зависеть ориентировка окон спальни);
- сколько у вас детей или сколько их планируется (от этого будет зависеть количество детских спален, желательно одинаковых по площади, чтоб никого не ущемить);
- будет ли с вами жить пожилой член семьи (чтоб запланировать комфортное пространство для него);
- какие у вас хобби (к примеру, если вы любите рисовать, то, возможно, в мансарде есть смысл оборудовать вашу мастерскую и т. д.);
- любите ли вы лежать в ванне или предпочитаете быстрый душ (от этого зависит разводка инженерных коммуникаций в санузлах)
и многое, многое другое. Внимательный архитектор на время работы над проектом станет другом вашей семьи и узнает о вас многое — только так он сможет спроектировать дом, который подойдет вам и только вам. Используя свои профессиональные знания, архитектор должен найти разумный компромисс между самыми экзотическими желаниями клиента и требованиями рациональности.
Коттедж на свою голову: как не надо строить собственный дом
Архитектор Артур Айтбагин в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает о том, что важно помнить, если вы решили построить себе дом. «Описанные моменты не новы, но тем более странно видеть многочисленные ошибки, из раза в раз повторяющиеся в частном домостроении», — утверждает специалист. Он объясняет, чем квартира лучше коттеджа и чем одноэтажное строение лучше двухэтажного. И советует еще раз подумать — нужен ли вам свой дом.
Строите без проекта? Будьте готовы к постоянным сюрпризам
Начинается строительный сезон, а значит, самое время напомнить о важности правильного подхода к строительству частного дома или его покупке. С одной стороны, что в этом может быть непонятного и стоит ли проговаривать многократно проговоренную, вроде бы, тему? С другой стороны, постоянно наблюдаем ошибки, которые допускают в этом деле наши сограждане, так что, полагаю, о некоторых моментах при проектировании коттеджа не мешает напомнить. Особо хочу подчеркнуть слово «проектирование», поскольку это самый важный шаг, от которого будет зависеть результат.
Иногда под проектом понимают карандашный рисунок на помятом листке из школьной тетрадки. Тоже, конечно, вариант, но в этом случае будьте готовы к сюрпризам, ожидающим вас при реализации этого «проекта» в реальном масштабе. Кроме того, если у вас нет проекта, вам трудно определить стоимость строительства, что в итоге выливается в нервотрепку с недобором или перебором материала, отвлечением по мелочам и т. п. Друзья, не экономьте на проекте, сейчас нетрудно найти недорогих специалистов, которые сделают неплохие варианты. Это поможет вам увидеть бюджет, избежать многих ошибок, а также построить не унылый объект, а красивое здание (если, конечно, повезет с архитектором). Важно также понимать, что дом с проектом имеет лучшую капитализацию, и, соответственно, его легче продать в случае необходимости.
Квартира предпочтительнее, чем дом
Да, именно так. Надо понимать, что дом — это другой образ жизни, и подумать об этом стоит заранее. Если ежедневный маршрут главы семейства — это зачастую дом — работа — дом, то у членов семьи поездок может быть гораздо больше. При том, что именно они часто не самостоятельны и требуют сопровождения. Школа, секции, магазины — это каждодневные пункты семейного маршрута. К тому же частные дома располагаются, как правило, на окраине города (а то и за его пределами), что также увеличивает время в пути. Если есть возможность каждый день ездить по всем необходимым местам самому или нанять личного водителя, то вопрос решен. Но если вы к этому не готовы, то подумайте хорошенько, нужен ли вам вообще дом. Можно, например, ограничиться сезонной дачей.
Также иногда приходится слышать неубедительный довод, что строительство дома дешевле, чем покупка квартиры. Но, послушайте, хороший дом требует хорошего участка и окружения, качественных материалов и хорошей планировки. А его обслуживание и описанные выше затраты на поездки сведут к нулю всю мнимую экономию. Страхование и налоги также не в пользу дома.
Одноэтажный дом лучше, чем двухэтажный
Если вы все же решили строить дом, то стройте одноэтажный. В большинстве случаев это оптимальный вариант, одноэтажный дом намного удобнее и дешевле. Рассуждения об удорожании в одноэтажном варианте за счет большей площади фундамента и кровли довольно наивны. Правильный одноэтажный дом всегда дешевле, чем двухэтажный. Даже беглый взгляд убедит вас в этом. Хороший дом должен иметь уже на первом этаже зону кухни со столовой, гостиную и как минимум одну спальную комнату. Никогда не соблазняйтесь предложением сделать на первом этаже только гостиную и кухню, а спальные комнаты расположить на втором. Экономии в этом либо нет, либо она незначительна, а неудобств масса. Такой вариант дома возможен в дачном варианте, но никогда — в основном жилье. Помните, что на первом этаже всегда должна быть хотя бы одна спальная комната. В течение жизни в семьях время от времени бывают люди, которым трудно постоянно перемещаться между этажами — это могут быть и пожилые родители, и жена с маленьким ребенком. Помимо прочего, это и довольно опасно, особенно для детей.
То есть мы понимаем, что минимальный набор помещений первого этажа, независимо от этажности дома, составит не менее 60 кв. м. При меньшей площади это будут уже явно некомфортные помещения. Повторюсь, что этими помещениями будут кухня, гостиная, спальная, коридоры и санузел. Теперь представьте, что у вас два этажа и добавьте сюда площадь лестницы. И получаем, что в двухэтажном варианте вы вынуждены жить на 130—140 кв. м, что зачастую просто не нужно. Есть, конечно, вариант сделать этажи разными по площади (например, второй меньше по площади, чем первый), но и это ведет к определенному удорожанию и также потребует лестницы. Если же остановиться на одноэтажном варианте, то к площади этажа достаточно добавить еще 10—20 кв. м, чтобы получить полноценное жилье, «равносильное» 3-4-комнатной квартире. Кроме того, дом, как правило, начинают строить в возрасте около 40 лет и строят 2-3 года. Получается, что хозяева заселяются в него, когда дети уже не маленькие и скоро начнут разъезжаться, а взрослым в силу возраста становится нелегко «сайгачить» по этажам. Соответственно, второй этаж вскоре начинает просто простаивать и лишь увеличивает затраты на отопление.
Двухэтажный дом начинается с лестницы
Повторю, одноэтажный дом лучше двухэтажного, но и двухэтажный дом тоже неплохо. Важно понимать, нужен ли такой дом. И если вы все же решились на два этажа, то начинайте проектировать с лестницы. Лестница — самый важный и ответственный узел в доме. От того, насколько удобной и безопасной она будет, зависит не только комфорт, но и зачастую ваше семейное счастье. Мне неприятно слышать многочисленные истории, когда дети, беременные женщины или старики оступались на лестницах в собственном доме. Непонятно почему к лестнице такое несерьезное отношение. Если вы сделали неправильные крутые марши, то у вас возрастает шанс не просто оступиться на них или споткнуться, но и получить тяжелые травмы. И потом, психологически некомфортно жить в постоянном стрессе героического преодоления идиотского марша. Есть проверенные веками размеры лестниц. Даже если вы умудритесь споткнуться на нормальном лестничном марше, то кубарем с него не покатитесь и сохраните здоровье. Мало кто оступается на лестнице в общественном здании — там они правильные, поскольку это путь эвакуации. Но даже если кто-то там и оступится, то ему всегда помогут другие люди. А вот если вы оступились в своем собственном доме и никого, кроме вас, в нем нет, то помощь вы можете прождать долго. Обидно, что у себя дома можно оказаться в большей опасности, чем в каком-либо другом здании.
Если вы не можете свободно и без напряжения спуститься (именно спуститься, не подняться) по лестнице вашего дома, держа в руках поднос с двумя чашками горячего чая, поставьте поднос, возьмите в руки топор и ломайте такую лестницу. Никогда не пытайтесь экономить на лестнице! Правильный двухэтажный дом — это в любом случае недешево. И если вы уж выбрали такой дом, значит, вам это надо и вам это по карману. И довольно странно при всем этом экономить на таком важном элементе, как лестница. Если нужно сэкономить, делайте на спальне (вы там только спите), но только не на лестнице. Она должна быть безопасной и удобной.
Ну и большая просьба: стройте, пожалуйста, красивые дома. Понимаю, что это ваше личное дело, но пощадите эстетические чувства людей, архитектурная среда у нас общая.
Артур Айтбагин: «Мы должны самим себе сделать глобальный заказ на перестройку»
Развитие технологий прямо на наших глазах меняет образ жизни человека, рабочие процессы, систему анализа и регулирования многих аспектов нашего существования. Целые отрасли должны будут переключиться на новые возможности для технологической перестройки. Чего только стоит технология блокчейна, о которой заговорили первые лица страны. Готова ли к этому наша строительная индустрия — об этом в своей колонке, написанной для «Реального времени», размышляет архитектор Артур Айтбагин.
«Дом на века» станет просто не нужен?
Новые технологии серьезно изменят жизнь людей, и города должны быть готовы к этому — и бизнес, и муниципальные власти. Новые инструменты позволяют совершать операции без участия человека, что значительно сокращает штат многих организаций. Есть вероятность, что ненужным станет и значительный процент офисных и административных помещений, а это, в свою очередь, меняет сферу обслуживания деловых зон. Все большее распространение будет получать фриланс. Возможно, в сторону уменьшения изменится и продолжительность рабочего дня.
Изменения затронут и рынок частного домостроительства — он может перейти на недорогие, но качественные домокомплекты. Выигрышные характеристики каменного дома с учетом нового образа жизни теряют свою привлекательность. Ну, например, правильный кирпичный дом стоит довольно дорого на всех этапах. Зачем человеку среднего достатка тратиться на его строительство, влезая в кредиты на полжизни и становясь его заложником? Проще и дешевле заказать по интернету дом-изделие и оградить себя от тройной переплаты. Тем более что дом-изделие — это не просто крыша над головой, а уже интеллект с кучей настроек и функций. Качественные характеристики и цена такого дома значительно выигрышнее, а его модульность позволяет при необходимости наращивать или сокращать объем. К тому же человек становится все менее привязан к своему региону — дом на века может стать просто не нужен.
В многоквартирном строительстве изменится философия придомовых пространств и мест общего пользования. Большой пласт работы будет связан с созданием и регулированием климатических зон в городах.
Перестройка 2.0
Мировая строительная отрасль уже давно использует новые программные продукты в проектировании. С одной стороны, есть обеспокоенность тем, что мы можем безнадежно отстать в этой области, но с другой, в нашей стране такая громадная потребность в перестройке жилого фонда, изношенных инженерных сетей и промышленных зон, что мы можем и должны сами себе сделать глобальный заказ на такую перестройку. И при этом выполнить его значительно быстрее, внедряя новые алгоритмы в строительную отрасль. Глобальная стройка задействует многие смежные производства, а это дополнительный экономический эффект.
Постараюсь объяснить на нашем примере. В Казани наша команда запроектировала главный фасад нового торгового центра в параметрической программе. Мы задали определенные параметры, а компьютер сам смонтировал в виртуальном пространстве модель части здания. При этом все детали модели автоматически сведены в спецификацию изделий, из которых эта конструкция соберется. То есть практически это можно передавать на завод. То, что раньше занимало месяцы и требовало труда нескольких человек, сейчас делается за секунды и при этом исключены ошибки, поскольку расчеты делает машина. Любое физическое изменение формы за те же секунды пересчитывает и всю спецификацию. А изменение формы — это не только уменьшение или увеличение объема, это также создание принципиально иного образа и изменение в характеристиках и размерах определенной ячейки — единицы, из которых состоит весь объем. То есть, меняя звено цепочки, ты автоматически меняешь всю цепочку.
Мы задали определенные параметры, а компьютер сам смонтировал в виртуальном пространстве модель части здания
Больше блокчейна!
Мне хочется сравнить это с алгоритмом блокчейн, который, вероятно, тоже в каком-то виде придет в строительную отрасль. Мы сейчас общаемся с разными специалистами, имеющими отношение к строительству (металлопроизводство, монтажные компании, девелоперы), и видим, что для нашей страны это еще большой неосвоенный рынок. Но важно продвигать эту тему на всех уровнях, нужна поддержка для этих инициатив. Проект того же торгового центра мы смогли сделать, потому что и заказчик, и генпроектировщик поверили, что это интересный опыт. Но нужны компании, которые могут это изготовить. А для этого нужно новое оборудование. Художники-то свою работу сделали — вот картинка, вот вся подробная спецификация деталей, дело за производством — а там не готовы. Приходится обращаться в иностранные компании.
Смотрите, как интересно: казалось бы, всего лишь какой-то новый дизайн, как говорят, красивая картинка — а она уже провоцирует целую революцию. При этом методы параметрического проектирования не ограничиваются только формой или плоскостью стен здания, они позволяют проектировать как конкретную постройку в целом, так и целые города с учетом всех потребностей и задач. Вам останется только «вбить» задание на проектирование в компьютер, и машина под наблюдением одного-двух специалистов сделает конечную модель с точной сметой за несколько минут. Времени на изготовление проектного продукта будет уходить меньше, чем на составление заказа.
Технология блокчейна будет, вероятно, использована и в сметных расчетах. База данных сможет учитывать точнее и бюджет, и спецификации, и расходование средств, увязывая между собой проектные и производственные вопросы. Новая методика также исключит и коррупционную составляющую. В инженерных разделах увеличатся скорость и точность разработок — во взаимодействии все с той же сметой. В градостроительном проектировании принципы блокчейна помогут в аналитической работе по планированию и регулированию городской матрицы, а также в документообороте. Эпизодически эту технологию можно применить в вопросах противоречивой нормативной документации и составлении техзадания.
У Татарстана неплохие возможности стать лидером в этой области. Хорошая научная база, новый наукоград, сильный административный ресурс и инвестиционные возможности могут обеспечить этот рывок.
Ну почему: 10 причин, по которым архитектор откажется от вашего проекта
Мы выбираем, нас выбирают — и, как поется в известной песне, довольно часто это не совпадает
1. Первое впечатление
Частенько бывает, что незнакомые люди звонят архитектору по телефону и, даже не представляясь, переходят к делу: пытаются узнать, сколько именно стоят его услуги. Первый мой вопрос вполне логичный — о том, что, собственно нужно проектировать. Ведь для того, чтобы назвать стоимость, лично мне нужно понять площадь, знать пожелания клиента и в обязательном порядке посетить объект. Временами, ответом мне бывает раздражение: якобы, совершенно не важно, что проектировать, поскольку «у всего есть своя цена».
Идеальный для этого случая звонок выглядит следующим образом: человек представляется, объясняет, что подыскивает архитектора для своей квартиры, называет улицу-серию дома или любую другую вводную информацию. Далее потенциальный клиент сообщает, что видел мои работы и нашел их хорошими (или что меня ему рекомендовали), и что ему хотелось бы пригласить меня посмотреть объект и обсудить условия взаимодействия.
Итак, первая причина отказа — неправильный подход клиента к знакомству с архитектором, в том числе не предоставление первоначальной информации для определения архитектором заинтересованности в конкретном проекте.
Mini Moderns Сохранить фото2. Личное знакомство
Допустим, первая стадия прошла гладко, и вы встретились на объекте. Второй причиной отказа может стать личная неприязнь к заказчику. Общение по телефону — это одно, совершенно другое — увидеться лично и понять, что этот конкретный человек по каким-то причинам неприятен.
Лично для меня фактор симпатии и понимания в отношениях с заказчиком — один из основных. Мне может не понравится взгляд человека, слишком жесткий или «замыленный» — в таком всегда чувствуется подвох и начинаешь думать про тотальный контроль и микроменеджмент над волей архитектора. Частенько понимаешь, что человек сам не знает, что ему нужно, а, когда ты будешь предлагать, все идеи будут ему не нравиться. То есть, второй причиной можно назвать несовместимость на психологическом уровне. Объяснить это достаточно трудно, но я называю это чутьем.
The Cultural Landscape Foundation Сохранить фото 3. Качество объектаСлучается, что мне не хочется работать с конкретным объектом по факту осмотра. Бывают очень сложные или наоборот слишком простые пространства. Мне как профессионалу важно личное восприятие места. Случается, что я, зная техническое задание, с первых минут могу предположить, какая картинка получится в конечном счете, а бывает, что смотришь и думаешь: помещение не нравится, лучше и не браться. Это мой субъективный опыт, но чаще всего, если стадия общения с заказчиком прошла хорошо, я берусь за проект. Heritage Wagons Сохранить фото
4. Не мой профиль
Обычно вопрос стилистических предпочтений обсуждается на этапе общения по телефону или при первой встрече. Я, к примеру, предпочитаю работать в достаточно современном стиле или в эклектике, а вот сделать классику мне будет сложно. Вполне возможно, я откажусь.
То есть, у каждого архитектора есть профиль деятельности: если вам нравится, как он делает квартиры, совершенно не значит, что так же хорошо он проектирует офисы (если это ему вообще интересно).
Steve Masley Consulting and Design Сохранить фото5. Бюджет
Фактор, который может свести на нет все сомнения либо повлиять на положительное решение, — это стоимость проектных работ и авторского надзора. Например, я могу за меньшие деньги сделать объект, который мне интересен. Или заложить двойную стоимость в более сложном, с учетом всех потенциальных рисков, которые, как я предполагаю, могут ожидать меня в процессе работы.
Архитектура — достаточно специфический род деятельности, где многое построено на личных ощущениях и деньги не всегда все решают. А вот финансовых проблем в проектах много и, хоть они разнообразны, но все они сводятся к теме бюджета.
Ryan Linnegar Photography Сохранить фото6. Не сошлись в понимании задачи
Первые эскизы могут быть восприняты клиентом адекватно, а может случиться, что вы как профессионал не справились с задачей и не поняли клиента, предложив ему не тот путь, который он себе представлял.
В данном случае не исключен ни тот, ни другой вариант развития событий, так же, как неприятие клиентом оптимально правильного на ваш взгляд варианта планировки. Необходимо помнить, что люди привыкли жить так, как они привыкли, и кардинальные предложения изменить привычный мир не всегда могут быть положительно и с радостью восприняты.
Тут очень много зависит от архитектора, насколько он хорошо умеет ладить с клиентом, настаивать на своих решениях, не ущемляя при этом пожелания заказчика. На этом этапе еще можно спокойно разойтись, при этом не имея друг к другу никаких претензий, — и это шестая причина.
Tamara Armstrong Сохранить фото7. Выбор исполнителя
Не так часто встречающаяся причина — это конфликтные взаимоотношения с подрядчиком. Сейчас я говорю не о психологической совместимости, а в основном, о разногласиях профессионального характера. Архитектор или дизайнер делает чертеж, отдает подрядчику и просит запустить в работу.
Подрядчик, к примеру, может видеть те или иные конструктивные узлы совершенно иным образом, а может и чего-то не уметь или счесть что-либо неосуществимым. У меня не было примеров расставания с проектом из-за подрядчика — обычно именно я становлюсь инициатором смены той или иной бригады, если вижу в этом необходимость. Не в ущерб, разумеется, качеству проекта. И клиент, как правило, прислушивается и следует моему совету.
Seldin Design Studios Сохранить фото8. Сотворчество с заказчиком
Это тема бесконечная, потому что конфликты могут возникать самые разные, на разных этапах проектирования. Я стараюсь предлагать клиентам оптимальное решение для всех этапов работ, но порой мне нужна их помощь, ведь не всегда знаешь, что именно человеку нравится.
Один из типов конфликта в таком случае, когда заказчик обвиняет архитектора в недостатке креатива, не предоставляя объективной информации о своих желаниях и предпочтениях.
Обратная сторона медали — это когда заказчик убивает желание делать что-то новое и настаивает на исполнении всех своих желаний, не считаясь с архитектором. Особенно часто этот конфликт возникает на этапе подбора отделочных материалов.
Wynne Taylor Ford Сохранить фото9. «Самостоятельные» покупки
Иногда заказчики без согласования с архитекторами приобретают те или иные материалы или предметы, ставя архитектора перед фактом, просто потому что «понравились». Архитектор держит финальную картину в голове, и подобное решение клиента может ее в корне погубить. Или придется сдавать товар обратно, или переделывать под него часть проекта, или заканчивать взаимоотношения.
Все зависит от заинтересованности архитектора и погруженности его в проект. Если подобное начинает происходить, это прямо говорит о том, что заказчик более не нуждается в услугах архитектора, ставя его в уязвимое положение. Как будто он уже и так все знает и собирается доделать за профессионала.
Нечто похожее происходит и когда клиента самостоятельно пересматривает детали проекта, как визуальные, так и функциональные.
Ryan Linnegar Photography Сохранить фото 10. Недоверие к архитекторуИ, пожалуй, последняя причина в списке, но не самая последняя по своему весу — это недоверие. Архитекторы, как известно, имеют достаточно большое количество контактов с поставщиками мебели, плитки, сантехники и т.д. Знание рынка — это часть работы, причем не самая маленькая, а контакты нарабатываются годами. Amberth Сохранить фото
Ни для кого не секрет, что архитекторы пользуются особыми условиями при работе с подобными компаниями, приводя туда клиентов. Не раз сталкивался с ситуацией, когда клиенты настойчиво требуют, чтобы все эти условия были применимы и к ним. Плата за проект часто бывает довольно не высока для клиентов, как раз в расчете на эти самые особые условия. Они начинают звонить поставщикам, выяснять, на каких условиях им предоставили тот или иной товар, скандалить, угрожая забрать заказ, а поставщик, которому нужно делать выручку, поддается на эти уговоры. Лично для меня это после таких ситуаций объект более не представляет интереса.
Читайте также: