Шкаф для икон в церкви
Все варианты
Не каждый религиозный человек может похвастаться просторным жильем с большим числом комнат. По этой причине выделить для размещения икон отдельную комнату удается далеко не всем. Но выход из данной ситуации все же есть: можно приобрести специальный шкафчик для икон, который позволит удобно расположить все религиозные предметы.
Назначение и особенности
Шкаф для икон представляет собой специальную мебель, которая позволяет на минимуме свободного пространства организовать уголок для обращения к Всевышнему. Можно просто разместить иконы на открытых полках стеллажа или поместить их внутри шкафа серванта со стеклянными фасадами. Это решение не всегда удобно. На открытых полках накапливается пыль, а часто доставать иконки из закрытого шкафа может оказаться неудобным. К тому же, многие люди стараются хранить иконы вместе со свечами, лампадкой, молитвенниками. Сделать это можно, если подобрать в дом застекленный шкафчик для икон.
Такая мебель зачастую имеет пару отсеков, первый из которого представлен полками и предназначается для образов, а второй закрывается на дверку. Такой ящик используют, чтобы хранить особо важные церковные святыни, аксессуары церковной тематики (свечи, лампадки, литературу о Христе). Фасад внизу ящичка может декорироваться различными способами, но чаще остальных наносят рисунки в виде креста или других православных украшений.
Иными словами, изделие такого рода позволяет на маленьком пространстве организовать удобное, обособленное пространство для молитвы.
Разновидности конструкций
Сегодня покупатель может подобрать в дом удобный застекленный шкафчик для икон разной конфигурации. Опишем наиболее популярные варианты:
- если в комнате присутствует свободный от другой мебели угол, для него можно приобрести угловой шкафчик. Он будет иметь форму треугольника, если посмотреть на модель сверху. Такая мебель вместительна, позволяет скорректировать форму помещения, но не смотрится громоздко, не отягощает пространство;
- если шкафчик планируется установить в комнате вдоль одной из стен, то лучше выбрать стандартную прямоугольную модель. Такие конструкции отличаются вместительностью, практичны в использовании, привлекательны на вид.
Где правильно размещать
Так как молитву принято произносить, стоя лицом к востоку, располагать шкаф с иконками в доме стоит тоже «лицом к востоку». При отсутствии возможности сориентировать иконы на восток, изделие устанавливают в любом имеющемся для этого месте. Зачастую шкафчики для икон устанавливают в углу помещения. Если же свободного от другой мебели угла нет, можно поставить его непосредственно вдоль стены.
Главное правило: перед иконами должно быть достаточно свободного места для человека, желающего помолиться.
Советы по выбору
При выборе шкафчика для икон важно обращать внимание на детали. Это позволит сделать правильный выбор и не потратить больших денег на приобретение некачественного изделия.
Не стоит стараться найти наиболее дешевую конструкцию, так как, скорее всего, низкая стоимость достигнута путем экономии на качестве.
Видео
Иконостас
Иконостас – это один из главных предметов убранства православного храма. Конструктивно он представляет собой перегородку между алтарем и основной частью храмового помещения, украшенную иконами. Облик иконостаса формировался и видоизменялся на протяжении практически всей истории христианства. В разных христианских странах иконостас может иметь различный облик и конструкцию, но есть и общие принципы.
Будучи значимым объектом в архитектуре храма, иконостас, как правило, благолепно украшается. Основное его назначение – способствовать молитве верующих во время богослужения.
Материалы изготовления
Наиболее распространены деревянные и каменные (мраморные) иконостасы с иконами, написанными темперными красками на досках. Встречаются также иконостасы из металла, от чугуна до серебра, а также из керамики, хрусталя, и даже витражные иконостасы. Иконы в таких иконостасах могут быть как писаными, так и выполненными из тех же материалов, что «тело» алтарной преграды.
Варианты изготовления
Помимо традиционных методов, в наши дни иконостасы нередко создают с помощью современных технологий: изображение наносится на фанеру или пластик методом печати, так что и резьба, и сами иконы оказываются напечатанными на основе.
Встречаются храмы, в которых алтарь отделен от основной части глухой стеной, на которой написан иконостас. Такие иконостасы именуются фресковыми.
Особенности конструкции
Иконостас представляет собой сложное сооружение. Иконы в нем располагаются рядами. Число этих рядов может составлять от 1 до 8. Наиболее распространены сегодня четырехъярусные иконостасы.
В центре иконостаса находятся двустворчатые Царские врата. По сторонам – две дьяконские двери.
Как правило, иконостас, сколько бы ни было в нем рядов, делается выше человеческого роста. В наши дни все чаще появляются исключения из этого правила. Они восходят к самым древним образцам алтарных преград, которые создавались в то время, когда иконостас еще не нес функции закрывать от мирян происходящее в алтаре. Низкие алтарные преграды, создаваемые сегодня, вызывают серьезные дискуссии. Одни говорят, что они помогают лучшему восприятию молящимися богослужения, другие опасаются профанации службы, исчезновения благоговения.
По стилистике убранства иконостасы подразделяются на 2 главных типа: тябловые и рамочные.
Тябловый иконостас состоит из ровных балок, на которых и стоят иконы, иногда разделенные между собой столбиками. Балки эти именуются тяблами. Они могут быть украшены резьбой – как правило, низкорельефной, или росписью. В тябловом иконостасе декор алтарной преграды имеет вспомогательное значение, основное внимание уделяется иконам. Именно тябловыми были иконостасы древней Византии и Руси вплоть до XVII столетия, а также самобытные иконостасы Русского Севера.
Рамочный иконостас обычно бывает украшен значительно более пышно, нежели тябловый. Он представляет собой великолепную раму, в которую вправлены образы. Встречаются иконостасы, в которых основной акцент и вовсе сделан не на иконы, а на декор: объемную резьбу. Иногда в таких иконостасах встречаются скульптуры, что в целом не свойственно убранству православного храма. Эти иконостасы относятся к некоторым ответвлениям стиля барокко, а также к классицизму. Впрочем, в соответствии с назначением иконостаса предпочтительно, чтобы иконы в нем занимали основное место, а декор играл вспомогательную роль. В большинстве храмов сегодня иконостасы имеют рамочную конструкцию, но иконы в них достаточно крупные, что способствует молитвенному сосредоточению внимания. Их можно отнести к стилям нарышкинского барокко, умеренного классицизма, русского модерна, историзма, эклектики.
Размещение икон в иконостасе
В зависимости от размеров и стилистики, в иконостасе может быть различное число икон. Но есть практически обязательные образы.
В первую очередь, это иконы Христа и Богоматери, которые находятся в нижнем ряду алтарной преграды, по сторонам от Царских врат. Они именуются местными иконами, а нижний ряд иконостаса – местным рядом.
Справа от образа Спасителя в местном ряду традиционно помещают икону святого или события, которому посвящен храм.
На Царских вратах мы, как правило, видим образы четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна Богослова). Также на Царских вратах обычно помещают икону Благовещения. Над Царскими вратами – образ Тайной Вечери. Эта икона входит в пространство Царских врат, то есть относится к нижнему ряду иконостаса. Нередко Царские врата украшают фигуркой голубя, который символически указывает на Третье Лицо Пресвятой Троицы – Святого Духа, Которым совершаются церковные Таинства.
Второй снизу ряд иконостаса именуют деисусным. В его центре, над Царскими вратами, находится икона Христа-Пантократора, восседающего на престоле. Спаситель изображен во славе – как Бог, Царь Небесный. По сторонам от Него располагаются фигуры Богоматери и Иоанна Предтечи, как правило, написанные в полный рост. Они изображены в ¾, обращенными ко Христу в молитве. Поэтому вся композиция называется деисус (деисис), что в переводе с греческого языка означает «моление». Далее по сторонам от этих икон могут размещаться образы архангелов, апостолов и других святых.
Над деисусным рядом располагается ряд двунадесятых праздников. Иконы в нем, как правило, имеют меньший размер, нежели в других рядах. Помимо изображений главных праздников Православия, в нем могут находиться иконы Страстей Христовых. Впрочем, существуют иконостасы, в которых выделен особый страстной ряд.
Еще выше мы видим пророческий и праотеческий ряды, в которых расположены образы ветхозаветных угодников Божиих. Во многих иконостасах эти ряды соединены в один.
В центре иконостаса, венчая его вершину, устанавливается крест. В русских храмах этот крест, как правило, не велик. В греческих же, сербских и болгарских церквях высота креста на иконостасе может быть сопоставима с размером самых крупных из икон. На иконостасах Греции и Балкан нередко можно увидеть необычную для нашего взора композицию: крест, установленный на змее или драконе, попирающий его. Этим зримо выражается идея победы Христа над грехом, смертью и адом.
На боковых – дьяконских вратах иконостаса обычно изображают древних святых дьяконов: Стефана и Лаврентия. Встречаются иконостасы, на одной из боковых дверей которых изображен благоразумный разбойник, введенный Спасителем в рай.
Полезный совет
Облик иконостаса определяет восприятие храмового убранства. Поэтому особенно важно, чтобы он соответствовал архитектуре храма. В старинных церквях иконостасы, как правило, воссоздают в соответствии с тем, как они выглядели до разрушения. Впрочем, не всегда. Как известно, в XVIII – XIX веках церковное искусство находилось под серьезным влиянием искусства светского. Поэтому нередко настоятели храмов принимают решение сделать новый иконостас более соответствующим традиции церковного благочестия: с крупными, написанными в каноничной стилистике иконами. В любом случае, если храм является памятником архитектуры, при воссоздании его убранства следует быть очень внимательными, чтобы не вступить в противоречие с действующим законодательством.
Первые алтарные преграды, известные нам, появились в IV веке по Р.Х. Они представляли собой невысокий парапет, решетку. Нечто подобное было в античных общественных учреждениях, где места судей и писарей были отделены решеткой от помещения для посетителей. Со временем на этот парапет в храме стали устанавливать иконы. Он делался все выше и декоративнее.
Появление иконостаса, скрывающего происходящее в алтаре от мирян, связывают с именем святителя Василия Великого. Житие святителя сообщает: «Имел святой Василий Великий и такой благодатный дар. Когда он во время Литургии возносил Святые Дары, то золотой голубь с Божественными Дарами, висевший над святым престолом, движимый силою Божией, сотрясался три раза. Однажды, когда Василий служил и возносил Святые Дары, обычного знамения с голубем, который своим сотрясением указывал сошествие Святого Духа, не было. Когда Василий размышлял о причине сего, то увидел, что один из дьяконов, державших рипиды, смотрел на женщину, стоявшую в церкви. Василий повелел тому диакону отступить от святого жертвенника и назначил ему епитимию <. >. С того времени святой Василий повелел устроить в церкви пред алтарем завесу и перегородку » (Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых, т. 1). Из этой цитаты следует, что по указанию свт. Василия на иконостасе появилась завеса – катапетасма. Мы видим ее и сегодня над Царскими вратами.
С течением столетий формировалась общая для разных стран схема размещения основных образов в иконостасе. Увеличивалось количество рядов. Усложнялся декор. К XVII веку в России повсеместно распространились пятиярусные тябловые иконостасы.
После Петровских преобразований, когда Церковь в России была фактически подчинена государству, храмовое зодчество в большинстве случаев стало следовать в фарватере модных в то время в светской архитектуре стилей. Появились иконостасы, выполненные в стилистике барокко, затем – классицизма, готики, модерна. В наши дни создаются иконостасы в самых разных стилях, начиная с византийского.
Духовно-символическое значение
Иконостас православного храма является частью Предания Церкви. Скрывая от взоров мирян происходящее в алтаре, духовным образом он являет им Небесную Церковь, Горнее Царствие. Таким образом, главное его назначение – напоминать молящимся, что в храме следует смотреть не столько на временное и человеческое (личность священника, отношения между людьми), сколько на вечное, Небесное. Иконостас являет нам тайну попечения Божия о спасении человечества. Мы видим праотцев, пророков, ангелов, главные события Священной истории, новозаветных святых. И, конечно, иконостас показывает нам Царствие Божие: Пресвятую Троицу, восседающего на престоле Господа, предстоящих Ему Богоматерь и Иоанна Богослова.
Декор иконостаса, обрамляя иконы, напоминает о красоте Горнего мира. Элементы этого декора глубоко символичны. Это крест в различных его формах, орнаменты в виде трав и цветов – знаки христианских добродетелей и рая, а также символические изображения. Особенно распространены изображения, напоминающие о Таинстве Евхаристии – главном, что совершается в храме. Это виноградная лоза и грозди, колосья пшеницы и т.п. На некоторых иконостасах можно увидеть древние христианские символы: якорь – тайное изображение креста, знак верность и стойкости; рыбы – зашифрованное имя Спасителя.
Киот
Слово «киот» происходит от греческого κῑβωτός — «ящик, ковчег». Это шкафчик или застекленная рама для хранения иконы. Его основное назначение – обеспечить максимальную сохранность иконы, защитив ее от непосредственных прикосновений, пыли, влаги, а также перепадов температуры. Не менее важна декоративная функция.
Особенности декора
Киот – значимый элемент убранства храма или домашнего святого уголка. Храмовый киот может быть самостоятельным произведением церковного искусства или повторять художественное решение иконостаса.
Обрамляя икону, киот служит ее украшением. В соответствии с этим киоты обычно тщательно декорируют: покрывают резьбой, иногда – росписью, нередко дополняют басменными вставками.
Если икона это «окно в Горний мир», то киот – ее рама. Поэтому очень многие киоты по своему строению и облику напоминают затейливо украшенные наличники окон. Другое значение киота – дом для иконы. Поэтому у значительной части киотов мы можем увидеть «крышу», «стены», «основание». Нередко киот составлял общую композицию с ризой иконы.
Варианты конструкции
Киоты могут быть домашними и храмовыми, настенными, напольными, аналойными и настольными. В них может находиться одна или несколько икон. Иногда киот бывает встроен в иконостас. Пристолпными называются киоты, устроенные у колонн храма.
В зависимости от размера образа и его местоположения (дома или в храме), киот может быть как совсем небольшим, так и грандиозным, превышающим человеческий рост.
В храмах можно увидеть киоты с сенью – особым козырьком или декоративной крышей, с ведущими к ним ступенями – по сути, такой киот становится своеобразной часовней внутри храма, он создает для заключенного в нем образа (образов) особое молитвенное пространство. Столь основательными конструкциями обычно выделяют чтимые, чудотворные иконы.
В наши дни создаются киоты, в которых поддерживается особый влажностно-температурный режим, обеспечивающий сохранность иконы. Как правило, в такие киоты помещают образы, являющиеся произведениями искусства. Встречаются и киоты с пуленепробиваемыми стеклами.
Приобретая киот, следует озаботиться тем, чтобы он способствовал сохранности иконы и ни в коем случае не вредил ей. Для этого следует предусмотреть ряд параметров.
• Икона в киоте должна быть надежно зафиксирована. При этом образ должен стоять достаточно свободно, чтобы его ничто не деформировало.
• Между стеклом киота и поверхностью иконы должно оставаться достаточное пространство.
• Крышка киота должна надежно закрываться. Если киот будет находиться в храме или другом общественном помещении, вероятно, следует предусмотреть качественный замок.
Из истории
Как и иконостасы, киоты создавались в художественных стилях, предпочитавшихся в обществе в различные эпохи. До нас дошло немало киотов в стиле барокко, есть образцы классицизма, радуют взор и удивляют свежими решениями киоты, созданные мастерами русского модерна. Впрочем, все они имеют некие общие черты, переходившие из века в век.
Особым явлением можно назвать киоты, создававшиеся на Русском Севере. Они представляли собой единую композицию, состоящую из образа и его обрамления. Это могла быть не только икона, но и, к примеру, вырезанная на дереве полуобъемная фигура свт. Николая Чудотворца. Бытовали киоты-триптихи, складни: центральный образ дополнен закрывающимися створками, на которых написаны образы святых. Наконец, в киот могла быть встроена резная композиция, состоящая из орудий Страстей Христовых: Крест, копие, губка, терновый венец и т.п.
Символика
В богослужебных текстах «кивотом Божества» именуется Пресвятая Богородица. Киот – это некое вместилище, хранитель святыни, принимающий на себя часть ее сакрального значения. В славянском переводе Библии кивотом назван древний Ковчег Завета. Воздавая почитание иконе, благочестивые люди обрамляют ее красивым, тщательно украшенным и нередко дорогим киотом.
Читайте также: