Kz aptx hd bluetooth обзор
Как известно, на рынке сейчас немало недорогих, но при этом вполне качественных беспроводных наушников. Многие из них уже поддерживают кодек aptX (а если взять немного подороже, то они уже могут и aptX HD поддерживать), а это означает, что в таких наушниках, как правило, уже можно слушать качественную музыку, потому что, начиная от кодека aptX и выше (aptX HD, LDAC, HWA), обеспечивается достаточный уровень качества при передаче по беспроводной связи.
Кроме того, начиная с восьмой версии Android уже в самой системе поддерживается весь набор кодеков и пользователь может выбирать предпочитаемый (разумеется, при условии наличия поддержки этого кодека беспроводными наушниками).
А дальше там в чем отличия? Качество воспроизведения, определяемое наушниками, дизайн и внешний вид, вид посадки в ушной раковине (комфорт, надежность), управление и время автономной работы, вид влагозащиты.
Наушники, о которых пойдет речь в обзоре, меня заинтересовали прежде всего временем автономной работы и новым вариантом крепления. (Кроме того, их неоднократно хвалили в обзорах.) А когда с ними познакомился поближе, то выяснилось, что у них и качество воспроизведения - очень и очень хорошее. И так как при этом они еще и стоят 1500 рублей ($22), то я подумал, что данные наушники вполне заслуживают подробного обзора.
Называется наш сегодняшний герой KZ BTE. Это внутриканальные гибридные наушники.
Технические характеристики
Кодеки: aptX, SBC, AAC
Bluetooth: 4.1
Bluetooth chip: CSR8645
Шумоподавление: CVC
Аккумулятор: 130 мА·ч
Импеданс: 18 Ом
Использование в качестве гарнитуры: есть
Время прослушивания: до 8 часов
Время в режиме ожидания: до 100 часов
Время зарядки: около 2 часов
Порт зарядки: microUSB
Пылевлагозащищенность: стандарт IPX6
Язык общения: английский
Диапазон частот: 7 - 40 000 Гц
Размеры: 88 × 7 × 2,50 см
Вес: 20 г
Цена: 1500 рублей ($22) на Aliexpress
Комплект поставки
Черно-белая коробочка со штриховым изображением наушников и указанием на то, что они поддерживают aptX, - уж вы, мамочка, не сомневайтесь.
Внутри все уложено аккуратно и красиво.
Комплект: наушники с амбушюрами среднего размера, два комплекта дополнительных амбушюр (большие и маленькие), кабель для зарядки, инструкция, гарантийный талон.
Внешний вид и особенности
При первом же взгляде на эти наушники обращает на себя внимание тот факт, что на соединяющем два наушника проводе есть два утолщения, а не одно, как обычно.
Объясняется все очень просто: второе утолщение - аккумулятор на 130 мА·ч (обычно у таких беспроводных наушников аккумулятор порядка 70-80 мА·ч), что позволяет им работать без подзарядки до восьми часов.
Форма у наушников несколько необычная.
Обычно они вставляются корпусом вбок, а к уху крепятся или заушником сверху, как у QCY QY31, или крючком внутри ушной раковины, как у QCY QY19.
Здесь же сам корпус имеет специальный выступ для крепления в ушной раковине, поэтому корпус наушника должен располагаться в ухе выступом вверх. И там важно, где левый, а где правый наушник, поэтому и в комплекте прилагается карточка с рисунком того, как наушники надо правильно надевать (поначалу хочется их всунуть выступом вниз), и на проводе у каждого уха есть маркировка - где левый, а где правый.
Правильная посадка - выступом вверх, наружным треугольничком вниз.
Пульт управления имеет традиционные три кнопки: плюс, минус, воспроизведение. Поддерживаются короткие, длинные и одновременные нажатия. Клавиша воспроизведения - воспроизведение/пауза, включение и выключение (длинное нажатие), прием/сброс звонка. Плюс и минус регулируют звук, переключают треки вперед и назад, включают-выключают режим расширенного баса.
Сопряжение со смартфоном делается как обычно: длинное нажатие при включении и дальше не отпускать кнопку, пока не войдет в режим сопряжения, - индикатор на пульте станет попеременно мигать красным и синим.
Порт для зарядки находится с торца пульта. Заглушка открывается сбоку, и там надо действовать аккуратно, чтобы не оторвать ее тонкую ножку, которой она крепится к корпусу.
Светодиодный индикатор находится на пульте управления: в момент зарядки он горит красным, когда зарядка закончена - синим.
По поводу самих кнопок имею сказать, что они не слишком удобные: из корпуса торчат невысоко, нащупывать непросто, да и нажатия очень невнятные - приходится привыкать. Впрочем, когда привыкнешь, уже проблем не вызывает.
Также не понравилось, что пульт находится аж в 23 сантиметрах от правого наушника: если провод опускать под подбородок - это проблем не создает. Однако когда провод забрасываешь на спину, потом не слишком удобно нащупывать пульт.
Работа устройства
Строение излучателя и драйвера.
Ну и теперь о самом главном - о звучании этих наушников.
Но прежде чем мы об этом поговорим, я бы хотел заметить одну простую и даже вполне банальную вещь, которую учитывают далеко не все пользователи. При использовании внутриканальных наушников крайне важно правильно подобрать амбушюры. Потому что это разительно влияет на качество.
Лучше всего, конечно, подобрать для себя наиболее комфортный вариант известного производителя - те же Dunu SpinFit, например. (Я использую модель CP100-M.) Но они недешевые, так что можно не брать в голову, а просто перебирать комплектные варианты (если они есть) или купить комплект недорогих силиконовых амбушюр разных размеров.
Когда я послушал эти наушники с амбушюрами, установленными по умолчанию, то был слегка разочарован и не понял, почему столько восторгов в обзорах: да, звук чистый, но слегка глуховатый, объем так себе. Потом поменял на самые маленькие амбушюры из комплекта - это уже другое дело.
Ну и когда поставил свои Dunu SpinFit, подобранные по размеру для внутриканальных наушников, - вот тут-то мне, Петька, карта и поперла. Потому что это уже совершенно другой звук и другой объем!
С нормальными амбушюрами звук действительно более чем интересный. Поразительная для таких недорогих наушников детализация, отличные объем и ширина сцены. Высокие поначалу показались чуть резковатыми, но они имеют классную детализацию, и я быстро привык. На фоне этих наушников высокие у других наушников похожей ценовой категории казались заметно более бледными. Басы были тем насыщеннее, чем плотнее наушники сидели в ушном канале (что, конечно, неудивительно), ну и при соответствующих амбушюрах я получал прямо-таки удивительные объем и глубину баса для "ушей" подобного класса.
Пробовал разные виды музыки, везде инструменты очень четко разделялись и даже в насыщенных жестких композициях инструменты не сливались и не смазывались: ударные, бас, соло-гитара - все было хорошо слышно по отдельности.
А в традиционной для таких тестов Spanish Harlem отчетливо были слышны мельчайшие нюансы игры контрабасиста и пианиста, прям создавался эффект присутствия.
Кстати, замечу, что при одновременном нажатии с задержкой "плюс" и "минус" в этих наушниках включается режим расширенного баса. Обычно такие вещи плохо работают: при попытке вытянуть низы звук становится глуховатым. Но здесь этот режим просто добавлял общей детальности и звук явно улучшил, так что я его как включил, так больше и не выключал.
Еще здесь очень хороший запас по громкости. В домашних условиях я выставлял где-то 50-60%, но и даже на улице в очень громком окружении слушал на уровне 70-80%, до максимального уровня ни разу не дошел, потому что - НУ ОЧЕНЬ громко (при этом без хрипов и без перегруза).
Проверил синхронизацию при воспроизведении видеороликов. У беспроводных наушников с этим бывают проблемы: изображение может обгонять звук. Здесь никаких проблем не наблюдал, если какой-то мельчайший рассинхрон и был, то чисто практически заметить его было невозможно.
Погонял наушники в режиме гарнитуры. Вот тут сразу скажу - не тот случай, чтобы через них подолгу разговаривать. Абонента слышно достаточно хорошо, но мой голос звучал глуховато, причем, когда я подносил пульт управления, в котором расположен микрофон, ближе ко рту, мне говорили, что слышимость становилась громче, но при этом добавлялись значительные искажения.
Здесь заявлено активное шумоподавление по стандарту Qualcomm cVc - и даже есть по одному микрофону в каждом наушнике, - однако на практике оно толком ничего не дало: в шумном окружении никакого улучшения качества голоса толком не наблюдалось.
Кстати, в тех обзорах, где люди действительно тестировали работу наушников в режиме гарнитуры, а не пересказывали рекламные заявления, отмечались подобные проблемы.
Но, впрочем, насколько я помню, все беспроводные наушники подобного типа в качестве гарнитуры работают очень так себе: их можно использовать разве что для коротких переговоров из серии: "Что ты будешь на обед - седло барана с трюфелями или фаршированную куропатку?" Ты коротко отвечаешь, а когда приходишь домой, то выясняешь, что тебе сварили сосиски с макаронами, потому что именно это было слышно при ответе.
Время автономной работы
Заявленные восемь часов автономной работы - очень похоже на правду: мои пара замеров времени работы до полной разрядки показали один раз 7 часов 40 минут, другой раз - 7 часов 50 минут. Нормально.
С другой стороны, не очень понятно, почему при аккумуляторе в 130 мА·ч здесь восемь часов, а у наушников с аккумулятором в 75 мА·ч - пять-шесть часов, но не будем придираться, ведь время автономной работы для беспроводных наушников такого типа действительно отличное.
Наблюдения при использовании и выводы
Честно говоря, я не сильно верил, что такой вариант крепления будет и надежным, и комфортным. Я вообще обычно с недоверием отношусь к внутриканальным наушникам, которые не снабжаются дополнительно заушинами или специальными резиновыми крючками.
Однако выяснилось, что здесь все продумали очень хорошо: после того как я подобрал соответствующие амбушюры, наушники вообще не выпадали ни во время интенсивных прогулок, ни во время интенсивных покатушек на велосипеде. При этом сидели комфортно, не давили. Единственное, что здесь следует учитывать, - наушники хорошо изолируют внешний шум. Это означает, что на улице желательно использовать не слишком высокий уровень громкости, чтобы вы могли все же слышать, что происходит вокруг, и не пропустили гудок машины или звонок велосипедиста.
Какие выводы? Мне они очень понравились и по дизайну (что малосущественно), и по комфортности посадки (что очень существенно), и по качеству звука (что тоже очень существенно). Ну и цена для такого качества 1500 рублей ($22) - по-моему, очень интересно.
Минусы, конечно, тоже есть, и я их уже отметил: пульт расположен далековато, кнопки на пульте не слишком удобные, в режиме гарнитуры владельца наушников слышно не очень хорошо.
Но в остальном - очень даже впечатлило, я их сейчас для прогулок и использую, особенно когда хочется именно музычку послушать, а не аудиокасты. На велосипеде - нет, там для безопасности только Aftershokz Trekz Titanium с костной проводимостью, чтобы уши были открыты, потому что безопасность - превыше всего.
С какими аналогами я могу сравнить данные наушники? Ну, например, почти полный аналог по характеристикам Xiaomi Mi Collar. Двухдрайверные, с воспроизведением до восьми часов, с поддержкой aptX. Не очень, правда, понятно, насколько хорошо будут сидеть в ушах, это надо тестировать, равно как и звучание. При этом цена - 3200 рублей. В два раза дороже. Я закажу, хочется сравнить.
Ну и еще, например, Sony WI-1000X. До десяти часов работы, поддерживают и aptX, и aptX HD. Наверняка отлично работают в качестве гарнитуры. Но при этом - 14 450 рублей. Совершенно другая ценовая категория.
Всем привет. Предупреждаю сразу, этот обзор будет коротким(относительно остальных) и без расчлененки. Многие наверное слышали об KZ(Knowledge Zenith), а учитывая цену, еще и имеют несколько моделей их наушников. Мне понравились ZST за мягкий бас, хорошую середину и высокие частоты — слушал их в поездках и дома, но провода не всегда удобны и их иногда, в частности во время занятий спортом, заменяли QCY Q7 — более глубокий бас лучше задает темп и никаких болтающихся проводов. В каком-то обзоре один пользователь (прости, я забыл твой ник) кинул ссылку на сабж и я не раздумывая его купил. Модуль подходит для ZS3/ZST/ED12. Подробнее под катом.
Характеристики от производителя:
Brand: KZПодтверждение покупки:
Type: In-Ear
Function: Bluetooth,Noise Cancelling,Song Switching,Voice control,Voice Prompt
Language: Chinese,English
Material: ABS
Connectivity: Wireless
Connecting interface: Micro USB
Working Time: 3-4h
Standby time: 175h
Charging Time.: 1h
Bluetooth Version: V4.2
Bluetooth distance: W/O obstacles 10m
Bluetooth protocol: A2DP,Apt-X,AVRCP,HFP,HSP
Battery Capacity(mAh): 60mAh Li-ion battery
Product weight: 0.0190 kg
Доставка заняла около месяца:
Обычный серый пакет
Внутри аккуратная коробочка, запаянная в термопленку. На фото уже без нее, т.к. изначально по привычке начал писать видео.
Корпус склеен, поэтому сзади отрывная лента
В коробке пластиковый контейнер и макулатура
Модуль и microUSB шнур для зарядки расфасованы каждый в свой «софттач» пакетик
Кабель правого наушника короче левого. Это сделано для того, чтобы элементы управления всегда были в одном месте — около плеча.
Внешний вид модуля
На лицевой стороне расположены 3 кнопки:
— круглая отвечает за включение/выключение/воспроизведение/паузу/прием/отклонение вызова.
— две плоских отвечают за увеличение/уменьшение громкости и переключение треков в плеере.
На одной из граней находится разъем зарядки, прикрытый заглушкой, второй чистый.
Сзади видим наименование производителя, в номере модели указан — беспроводной, хотя могли и маркировку придумать, т.к. уже есть версия под другой разъем. Корпус без люфта, скрипов, даже сначала подумал, что металлический, но нет, просто хорошо собран и набит электроникой. Вес без наушников — 20 грамм.
У основания шнура есть область с «эффектом памяти». Я возненавидел подобные вставки с тех пор как они появились. Не знаю, может у меня уши такие, но гораздо удобнее с обычным кабелем который идет в стоке с ZST.
Вот таким, на этих наушниках и будем испытывать сабж, пользуюсь давно, поэтому замечу отличия от привычного звука.
Просто отсоединяем родной шнур и подключаем наш модуль, все, у нас эксклюзивная беспроводная версия KZ ZST =)
Зажимаем круглую кнопку на 2 секунды — загорается синий индикатор. Так же женский голос сообщает нам на английском, что «Питание включено». Так и не понял где микрофон, ведь обычно их располагают вплотную к отверстию, но при использовании гарнитуры собеседник слышит меня хорошо.
Аналогично происходит и выключение — держим кнопку, пока голос не скажет «Питание выключено» и не загорится красный индикатор.
В режим сопряжения входит после удержания кнопки включения больше 5 секунд, система сообщает о готовности подключения и поочередно загорается синий и красный индикаторы. Так же голос оповещает об успешном подключении и синий индикатор начинает моргать раз в 5 секунд. Если соединение терется, модуль входит в режим поиска и синий светодиод мигает 2 раза в секунду.
Производителем заявлен аккумулятор в 60 мАч и работа в течении 3-4 часов. После распаковки гарнитура продержалась полтора часа на 80% громкости. Ставим на зарядку. Потребляемый ток 90мА.
Через 40 минут модуль скушал 62 маха, ложку отложил в сторону, но красный индикатор так и не погасил. Даже подумал, что косяк первой партии, но оставил полежать еще.
И через 15 минут все же увидел синий «огонек».
Сегодня сопряжен весь день с 7:30. Музыку слушал пол часа в дороге на работу на 80% громкости и с 9 до 11:45 на разных уровнях, от среднего до почти максимального, так что эксперимент с автономностью получился немножко неправильный.
Итого: 3 часа 15 минут работы в режиме прослушивания музыки. Попал в указанный производителем диапазон, на средней громкости возможно дотянул бы до 4 часов. О том что батарея разряжена голос уведомляет всего 2 раза с перерывом в одну минуту, после чего питание выключается. Модуль можно повторно включить, у меня проработал еще 3 минуты до выключения. Но лучше так не делать чтобы не насиловать аккумулятор.
Итоги:
Лично я могу выделить два минуса:
— Кусок шнурка с «эффектом памяти», ну не знаю что я делаю не так, в итоге кажется постоянно, что неудобно завернул кабель, когда двигаюсь чувствую его и злюсь, а это отвлекает от музыки. Если не получится привыкнуть, разберу корпус и впаяю обрубки от родного кабеля ZST.
— Маленький аккумулятор. При длительном переезде придется брать замену на время заряда или пользоваться проводами.
Плюсы конечно перевешивают:
+ Отличный звук, если Вы как и я слушаете музыку, пользуясь телефоном — разницу заметите однозначно.
+ Симпатичный дизайн вкупе с хорошей сборкой, устройство кажется дороже чем есть на самом деле.
+ Голосовой помощник озвучивает все важные события, в том числе номер входящего вызова. Неплохой микрофон, шумодав работает адекватно. Заявлен еще и китайский язык озвучивания, но я не проверял переключение — все равно никому из нас это не пригодится.
+ Цена — с поинтами я приобрел сабж за 4,99$(288 рублей), но и 7$ не пожалел бы. Так что если у кого есть поинты — смело покупайте, они стоят каждого цента. Ну или дайте мне данные аккаунтов, я закажу еще парочку =)
По сути можно переделать под «3,5мм джек» и подключать любые наушники, но это уже «костыли» и испортит изначальный дизайн.
О технологии Bluetooth, в частности, в аудиоприменениях более или менее обстоятельно мы писали: общие сведения и профили HSP, HFP и A2DP и уже более аудиофильский aptX HD. Немало гораздо более громких проектов в области потребительской электроники за это время, вспыхнув ярким маркетингом, канули в Лету. А Bluetooth — жив и процветает! Технология, развиваясь с далекого 1993 года, берет новые вершины. Пора бы посмотреть, каковы ее последние достижения.
Один из секретов популярности Bluetooth (а к следующему году в мире прогнозируется наличие 14 миллиардов устройств с этой технологией) — в обратной совместимости. То есть если ваш смартфон поддерживает, скажем, Bluetooth 5.0, а наушники — только Bluetooth 4.2, это значит, что в случае их взаимодействия все будет работать. Правда, в рамках младшей из двух возможных версий Bluetooth. И это не может не радовать. Ведь зачастую выход новой версии чего-либо полностью исключал совместимость со всем, что выпускалось раньше, как бы намекая: вот этот рабочий и практически новый девайс теперь пора выбросить. Такое происходит, например, со многими интерфейсами кабельного подключения.
Bluetooth, уже во многом сумевший заменить кабель, оказался гораздо более лоялен к пользователям. При этом обновления происходят с похвальной регулярностью. За время, прошедшее с нашей публикации, появился Bluetooth 4.2, отличавшийся от принятого в конце 2013 года Bluetooth 4.1 повышенной конфиденциальностью и увеличением скорости передачи данных. И вот уже больше трех лет мир наслаждается Bluetooth 5.0. Радиус действия и скорость передачи данных увеличились в разы. К этому добавилась улучшенная помехозащищенность. Все вместе дало возможность обновить технологии передачи аудиосигнала.
Меньше тока, больше метров
Прежде всего, отметим развитие спецификации Bluetooth Low Energy. Начиная с пятой версии, она наконец-то может использоваться аудиоустройствами. Это значит, что ваши новые наушники и подключенный к ним смартфон могут дольше работать по Bluetooth от одной зарядки аккумулятора. Кроме того, функция Dual Audio, реализованная в Bluetooth 5.0, позволила воспроизводить звук на двух подключенных устройствах одновременно. Например, слушать один и тот же трек вдвоем с одного смартфона — так гораздо романтичнее. Мало того, на два разных устройства, в принципе, можно даже передавать два разных сигнала с одного гаджета.
Другое дело, реализованы ли эти возможности (и если реализованы — то как) в каждом конкретном случае. Ведь для этого, кроме готовности встроенного Bluetooth-модуля, необходимо аппаратное и программное соответствие остальных систем гаджета, где он установлен.
Отдельная тема — задокументированная возможность Bluetooth 5.0 работать на дистанциях до 240 метров. Эти возможности уже понемногу начинают использоваться. Правда, о задокументированной функции разработчики говорят, как о достижении, возможном «после многолетних исследований и повторных тестов» — но это останется уже на их совести.
Важнейшее преимущество Bluetooth 5.0 — возможность использовать скорость передачи данных до 2 Мбит/с, а это вдвое больше, чем поддерживает Bluetooth 4.2. Какие реальные улучшения следуют из этого? Самый простой ответ напрашивается сразу: возможность слушать некомпрессированный Hi-Res! Ведь на скорости 1 Мбит/с, доступной с Bluetooth 4.2, уже был реализован стандарт сжатия aptX, обеспечивший передачу цифрового аудио практически в качестве CD.
Семейство aptX: Adaptive, Low Latency и аудиофильский HD
И вот с этого места — литавры и фанфары (естественно, в НD-качестве) — на сцену выходит Qualcomm aptX HD, специально разработанный для удовлетворения растущего спроса на аудио высокого разрешения. Этот расширенный кодек поддерживает 24-битное качество музыки по Bluetooth на частоте до 48 кГц. И еще одно достижение — соотношение сигнал-шум, достигающее 129 дБ, а это уже величина, доступная не на всех современных ЦАПах референсного уровня.
На сайте разработчика приводится цитата из результатов независимых тестов Солфордского университета: «Из анализа результатов 24 человек, проходивших тест, сделан вывод о том, что участники не смогли последовательно обнаружить разницу между звуком 24 бит/96 кГц и кодированным и декодированным звуком 24 бит/48 кГц aptX HD».
Разберем пример реализации aptX HD на аудиочипсете Qualcomm SOC CSR8675. Он не только может обрабатывать сквозное 24-битное аудио, но также обеспечивает более глубокую обработку цифрового сигнала, чем его предшественники. Понижение соотношения сигнал/шум достигается, в частности, благодаря последовательному кодированию и декодированию при передаче/приеме. Также заявлено уменьшение искажений — особенно в диапазоне 10–20 кГц.
Чипсет работает под управлением программируемого 80-МГц RISC-процессора. Аудиосигнал обрабатывает встроенный 24-битный процессор Kalimba DSP. На борту, между прочим, стерео 24-битный АЦП с частотой дискретизации до 96 кГц, а встроенный стерео 24-битный ЦАП реализует частоту дискретизации до 192 кГц — параметры заданы с запасом.
На этом разработчики из Qualcomm не остановились, предложив кодек aptX Adaptive Audio. При низкой задержке в динамическом режиме, что отлично подойдет для геймерских гарнитур, он обеспечивает адаптивный битрейт, регулируя скорость передачи данных для бесперебойной связи. В своем релизе Qualcomm говорит о aptX Adaptive Audio, как о динамически настраиваемом аудиокодеке нового поколения, обратно совместимом с aptX и aptX HD.
Компания заявляет, что кодек спроектирован так, чтобы «автоматически настраиваться для обеспечения оптимального качества звука или задержки в зависимости от того, какой контент воспроизводится на устройстве, а также с учетом внешней радиочастотной среды, для обеспечения надежности». aptX Adaptive может работать на двух битрейтах: 276 и 420 Кбит/сек. Во втором варианте, благодаря более совершенным алгоритмам кодирования, по некоторым параметрам вроде сигнал-шум он даже превосходит aptX HD, хотя и не намного.
И еще один кодек от Qualcomm — aptX Low Latency, использующий скорость Bluetooth 5.0 для передачи аудио с низкой задержкой. Технология обеспечивает сквозную задержку при передаче по Bluetooth не более 32 мс. Задержка стандартного стерео Bluetooth сильно варьируется в зависимости от реализации системы и буферизации, но обычно она на порядок выше. И это ощутимо.
В частности, применение устройств Bluetooth для реализации беспроводных наушников к телевизору было практически невозможно. Ведь рекомендуемая задержка для синхронизации аудио и видео в вещательном телевидении составляет от +40 мс до -60 мс. Лучшие технические решения (концертные и студийные мониторные системы) должны соответствовать уровню 20–30 мс. aptX Low Latency приближается к ним, обеспечивая новые возможности, в частности, для игровых приложений. Задержку в 32 мс мы уже не можем заметить (или, скажем так, можем и не заметить).
Видео и MIDI
Таким образом, возможности Bluetooth 5.0 в еще большей степени, чем раньше, стали достоянием любителей качественного аудио. И это не значит, что развитие Bluetooth не проникает в другие направления мультимедийных развлечений.
Если заглянуть в раздел существующих спецификаций на сайте организации Bluetooth SIG, занимающейся развитием технологии, то, кроме расширенного профиля распространения аудио A2DP версии 1.3.2, можно найти профиль дистанционного управления A/V – AVRCP, общий профиль распределения аудио/видео GAVDP (существующий, кстати, с 2012 года), HID, профиль устройства интерфейса пользователя и другие перспективные возможности.
Отдельно стоит обратить внимание на технологию BLE MIDI (также называемую Bluetooth SMART), распространяемую для MIDI-сообщества, к которому имеют отношение не только профессиональные музыканты. Речь идет о воспроизведении по Bluetooth MIDI-записей или формируемых интерфейсами MIDI-последовательностей (даже рост растений). Эти Bluetooth-технологии создают новую свободу для творчества и получения новых впечатлений. Что дальше предоставит нам Bluetooth в своем развитии — станет известно очень скоро. Выход новой версии прогнозируется в ближайшее время.
После того, как Apple решила официально убить аудиоразъем в айфонах и айпадах начался настоящий бум на беспроводные наушники. Сейчас AirPods приносит компании сумасшедшие деньги и в будущем может стать отдельным брендом, а у каждой мало-мальски серьезной компании в арсенале имеется с десяток крутых моделей. Но был в этом беспроводном раю один нюанс, который серьезно портил впечатление и отворачивал аудиофилов от беспроводного звука. Речь идет о посредственном качестве пережатого по Bluetooth звука. Сейчас все вроде как выровнялось, появилось несколько Hi-Res аудиокодеков, но споры о звучании беспроводных наушников продолжают бурлить. Поэтому сегодня мы разберемся с тем, как работает передача звука по воздуху, чем отличаются популярные кодеки aptX, LDAC, AAC и на что действительно нужно обращать внимание при покупке беспроводных наушников.
Как работают кодеки и зачем они нужны?
Это наводит нас на вопрос, зачем вообще нужны кодеки? Из-за принципов работы протокола Bluetooth, наушники физически не могут использовать всю ширину его пропускного канала. Плюс к смартфону могут быть подключены другие беспроводные гаджеты вроде фитнес-браслета, которым тоже нужно время на передачу данных. Поэтому даже Bluetooth пятой версии, который имеет предельную пропускную способность в 6.25 Мб/с на деле с трудом передает аудиопоток в 990 кбит/с.
Основной список Bluetooth кодеков довольно большой (свои решения есть у Samsung и Huawei), поэтому чтобы упростить материал, мы пройдемся лишь по самым основным:
- SBC — стандартный bluetooth-кодек, который поддерживается всеми устройствами
- aptX — наиболее распространенные кодеки от Qulacomm, которые часто встречаются в смартфонах на Android
- aptX HD — обновленная версия aptX, которая плотно забивает Bluetooth-канал, и с оговорками способна передавать аудио в СD-качестве
- AAC — если упростить, то это альтернатива aptX, которая в основном используется в технике Apple
- LDAC — новый Hi-Res кодек от Sony способный передавать аудио c битрейтом 990 кбит/с
Основным показателем качества кодека как правило выступает битрейт, то есть качество передаваемого аудиосигнала. Проблема в том, что высокий битрейт напрямую не гарантирует, что кодек А окажется лучше, чем кодек Б. Скорее это похоже на мегапиксели в смартфонах, которыми обожают оперировать маркетологи. Поэтому дальше мы разберем, как пятерка популярных кодеков ведет себя в реальности и какие параметры работы кодека важны помимо битрейта. Но для начала нам нужен небольшой ликбез, как вообще работает компрессия аудио и что означает его битрейт.
Как работает сжатие звука
Битрейт — скорость передачи или обработки цифровых данных по каналу. В аудио это обычно количество означает килобит в секунду. Чем выше битрейт трека, тем больше места он займет на вашем компьютере. Как правило, аудио CD занимает довольно много места, поэтому стало обычной практикой сжимать эти файлы. К примеру, у файлов MP3 при конвертации из WAV срезаются края звукового спектра, которые мы плохо воспринимаем и которые сложно воспроизводить аудиотехнике. Как правило это самый глубокий бас в районе 20 Гц и самый верх от 20 000 Гц. И чем сильнее степень сжатия/ниже битрейт, тем сильнее подрезаны эти края. Если MP3 c битрейтом 320 кбит/с зачастую сложно отличить от оригинала, то сильно порезанный файл с битрейтом 128 кбит/с может звучать так же паршиво, как песня, записанная с радио на старенькую кассету.
А теперь из виртуального кабинета по физике давайте перенесемся в виртуальную студию Atlantic и посмотрим, как работает современная индустрия звукозаписи. Сейчас почти всю музыку пишут с расчетом на стриминги, портитивные колонки и эйрподсы. Рынок диктует правила, поэтому в современной поп-музыке архиважно, плотность и максимальная громкость звука, чтобы «качало» из любого корыта. Поэтому уезжать на необитаемый остров, чтобы записать условный «Dark Side Of The Moon» сейчас мало кто захочет. Это и экономически невыгодно, и смысла мало: многочисленные детали, отсылки и малозаметные эффекты попросту утонут в ритмичной каше, которую воспроизводят дешевые портативные колонки и наушники.
Не откроем Америку сказав, что смысл в высоком битрейте есть только в том случае, если вы слушаете что-то заковыристое. Например сложные оркестровки, витиеватые джазовые пассаж или богатый на детали рок. При этом у вас должны быть качественные наушники, способные воспроизвести нюансы композиции, и хороший плеер с качественным ЦАП, который все это дело грамотно конвертирует. Именно поэтому аудиофильская техника такая дорогая.
Подробное знакомство с кодеками
SBC — стандартный bluetooth-кодек с примитивной психоакустической моделью и адаптивной импульсно-кодовой модуляцией. С одной стороны это очень гибкий кодек, который позволяет настроить оптимальное соотношение между качеством звука и величиной задержки передаваемого сигнала. Он показывает отличное качество аудио на высоких битрейтах (450 кбит/с и выше) и выдает 328 кбит/с с пределом в 19 кГц в режиме «высокое качество». Этого хватит для большинства слушателей, которые не причисляют себя к аудиофилам. Тогда почему на SBC так часто жалуются?
Он поддерживает динамическое изменение параметра Bitpool, который напрямую влияет на битрейт. Изначально он был создан для передачи речи, поэтому его гибкая природа позволяла не прерывать связь, если увеличивалось расстояние между устройствами или эфир был забит. Сейчас производители беспроводных наушников как правило устанавливают лимит Bitpool на значении 53, чтобы получить на выходе битрейт 328 кбит/с. Однако из-за установленного внутреннего ограничения Bluetooth-стеков и отсутствия фиксированных профилей, разработчики могут играть с параметром Bitpool как душе угодно. И никак не указывать это в характеристиках устройства. В результате одни качественные наушники с SBC играют отлично, другие подешевле звучат плоско, мутно и при этом ощутимо шумят. Как показал тест замечательного усилителя FiiO BTR1K с наушниками JBL Everest Elite 750NC Цена от 13 990 до 14 343 р. , качество звука между SBC, AAC и AptX едва различимо, если они находятся в равных условиях.
aptX и aptX HD
Придуманный в 1988 году кодек, главная прелесть которого заключается в простоте. Фактически у нас есть только параметр частоты дискретизации (16, 32, 44.1, 48 кГц), который напрямую влияет на значение битрейта. В отличие от SBC, aptX не будет «обрезать» частоты, а будет добавлять в них шумы квантования, уменьшая динамический диапазон аудио. При создании кодека, авторы рассчитывали коэффициенты ADPCM на наборе музыкальных аудиофайлов, поэтому в реальности (т. е. при прослушивании музыки) он показывает себя лучше, чем в синтетических тестах.
Читайте также: