Сталкер дезертир сюжет
С тех пор как переводная фантастика впервые появилась в открытой продаже, тиражи в этом жанре начали катастрофически падать. Причин тому много, и одну из них можно проследить на примере очередного романа «сталкеровской» серии, хотя он и написан отечественным автором.
Дело в том, что если 10-15 лет назад в массовом сознании фантастика была литературой не только с большой буквы, но и оптимистичной, заставлявшей верить в силу науки и человека, призывавшей к новым открытиям и подвигам, то теперь ее воспринимают только как развлекательное чтиво для подростков. Более того, все чаще фантастические романы превращаются лишь в кривое зеркало пороков современного человеческого общества, а для веры в светлое будущее или попыток изменить мир к лучшему, которыми так славна классическая фантастика, не остается места. К сожалению, не вписались эти достоинства и в роман Алексея Степанова «Дезертир». Он вообще не богат на плюсы.
Начинается книга в лучших традициях бандитских боевиков. Перед читателем предстает забитый солдат-срочник Никита Нефедов, которого так усердно шпыняют злобные «деды», что сразу становится очевидно — это и послужит причиной дезертирства. Дальнейшее развитие событий опять же просчитывается без малейшего труда — парня ждут огонь, вода и многочисленные уроки жизни «по понятиям». Разница лишь в том, что вместо «реальных пацанов» наставлять дезертира будут сталкеры, и попадет он не в тюремную зону, а в хорошо знакомую всем нам Зону. Именно она-то и превратит обычного юношу в. впрочем, нет, вопреки законам жанра, стать самым крутым сталкером ему не светит. Хотя Никита и переживет почти всех, кто встретится ему в странствиях по Зоне, но не благодаря своим способностям, а лишь по прихоти автора, желающего протащить своего персонажа целехоньким через все переделки.
Кстати, для нас так и осталось загадкой, почему написать «Дезертира» наняли именно таинственного Алексея Степанова, прежде не отметившегося ни единой книгой. Открыть новый талант издательству «Эксмо» и фирме GSC Game World, похоже, не удалось — никакими стилевыми изысками автор не блеснул, разве что попытка сыграть на постоянной смене имен главного героя выглядит более-менее интересной: в каждой новой главе у Никиты появляется новое прозвище, соответственно меняются характер и поведение. Учитывая, что основная часть событийного ряда романа умещается всего в несколько дней, регулярные кардинальные перемены в характере главного героя не вызывают ничего, кроме пресловутого «не верю!». Хотя это кажется мелочью по сравнению с другим серьезным недостатком — скучностью сюжета, который проработан гораздо хуже, чем в первом романе серии — «Зоне поражения» (за авторством Василия Орехова).
Кстати, когда серия книг по мотивам S.T.A.L.K.E.R. была только анонсирована, сразу же подумалось, что ее перспективы будут весьма велики, если отечественные авторы воспользуются опытом западных коллег по созданию межавторских миров. Книжные серии по мотивам фильмов или игр были изначально придуманы, чтобы дать поклонникам возможность вновь и вновь возвращаться в атмосферу полюбившегося мира. А когда читаешь романы с логотипом S.T.A.L.K.E.R. на обложке, невозможно отделаться от ощущения, что у каждого из писателей существует собственная Зона, не слишком похожая на те, о которых пишут их коллеги. Напрашивается вывод, что ни малейшей координации между авторами не было.
Судите сами: у Василия Орехова Зона весьма неплохо обжита сталкерами, большинство из них достаточно крутые и неплохо подготовленные бойцы, существует некий аналог интернета для местного пользования — в общем, жить можно, если не зевать и держать оружие наготове. А кое-кто даже отваживается бороться с самими Хозяевами Зоны, стремясь изжить эту гниющую рану на теле Земли. А что увидит читатель в книге Степанова? Полную разруху, где о цивилизации напоминает лишь современное оружие. Здешние персонажи — это опустившиеся и живущие по законам джунглей мерзавцы, а сюжет ограничивается ежестраничными попытками главного героя дотянуть хотя бы до следующей главы. Да и героем-то сталкера по имени Дезертир назвать можно лишь с большой натяжкой — недаром его то и дело называют крысой и предателем даже не отягощенные строгими моральными принципами старожилы Зоны.
Подвигу, героизму, самоотверженности, чести, дружбе — всему этому места здесь не нашлось. Эта книга стала очередной, причем далеко не самой талантливой, иллюстрацией древнего и достаточно мерзкого принципа «с волками жить — по-волчьи выть». Что, кроме авторского произвола, заставляет всех обитателей Чернобыля опускаться на дно и превращаться в зверей в человеческом обличье, так и остается неясным. Ведь сколько персонажи «Дезертира» не ссылаются на волю и законы Зоны, в книге они никак не проявляются.
Резюме: Ценителям литературы не привыкать к так называемым романам взросления, рассказывающим о превращении героя из мальчишки в мужчину. Но «Дезертир» — это не роман взросления, это роман деградации. К чему такая фантастика, если подобного и в реальности достаточно?
Роль в игре
Рядовой расcкажет обо всех выходах и входах в подземелья, они отметятся кружочком на карте в КПК, правда он не знает, что один из них завален, а 2 других недоступны. Также военный обеспечит нас информацией о схеме охраны НИИ и распорядке смен патрулей. После этого он пожалуется на «козла капитана», который реквизировал починенный рядовым Запорожец и покатавшись, бросил его возле базы. Рядовому жалко брошенную под дождем технику и он хочет по-тихому забрать автомобиль, мол, «на колесах оно вернее». Кстати, искомый запорожец белого цвета действительно можно обнаружить возле восточного входа на базу, правда машина помята со столкновением с бульдозером.
Народная Солянка
В этой модификации Дезертиру посвящено несколько второстепенных квестов. А именно: рядовой сбежал с Агропрома на Болота и спрятался в пещере под разрушенным мостом севернее Лодочного Привала. Торговец Скряга выдаёт квест Меченому: забрать дипломат с информацией в обмен на еду для дезертира. Отдав дипломат, дезертир попросит сталкера принести приказ с базы военных на Агропроме. Принеся его, выдаёт Меченому артефакт Рубиновая батарейка.
С тех пор как переводная фантастика впервые появилась в открытой продаже, тиражи в этом жанре начали катастрофически падать. Причин тому много, и одну из них можно проследить на примере очередного романа «сталкеровской» серии, хотя он и написан отечественным автором.
Дело в том, что если 10-15 лет назад в массовом сознании фантастика была литературой не только с большой буквы, но и оптимистичной, заставлявшей верить в силу науки и человека, призывавшей к новым открытиям и подвигам, то теперь ее воспринимают только как развлекательное чтиво для подростков. Более того, все чаще фантастические романы превращаются лишь в кривое зеркало пороков современного человеческого общества, а для веры в светлое будущее или попыток изменить мир к лучшему, которыми так славна классическая фантастика, не остается места. К сожалению, не вписались эти достоинства и в роман Алексея Степанова «Дезертир». Он вообще не богат на плюсы.
Начинается книга в лучших традициях бандитских боевиков. Перед читателем предстает забитый солдат-срочник Никита Нефедов, которого так усердно шпыняют злобные «деды», что сразу становится очевидно — это и послужит причиной дезертирства. Дальнейшее развитие событий опять же просчитывается без малейшего труда — парня ждут огонь, вода и многочисленные уроки жизни «по понятиям». Разница лишь в том, что вместо «реальных пацанов» наставлять дезертира будут сталкеры, и попадет он не в тюремную зону, а в хорошо знакомую всем нам Зону. Именно она-то и превратит обычного юношу в. впрочем, нет, вопреки законам жанра, стать самым крутым сталкером ему не светит. Хотя Никита и переживет почти всех, кто встретится ему в странствиях по Зоне, но не благодаря своим способностям, а лишь по прихоти автора, желающего протащить своего персонажа целехоньким через все переделки.
Кстати, для нас так и осталось загадкой, почему написать «Дезертира» наняли именно таинственного Алексея Степанова, прежде не отметившегося ни единой книгой. Открыть новый талант издательству «Эксмо» и фирме GSC Game World, похоже, не удалось — никакими стилевыми изысками автор не блеснул, разве что попытка сыграть на постоянной смене имен главного героя выглядит более-менее интересной: в каждой новой главе у Никиты появляется новое прозвище, соответственно меняются характер и поведение. Учитывая, что основная часть событийного ряда романа умещается всего в несколько дней, регулярные кардинальные перемены в характере главного героя не вызывают ничего, кроме пресловутого «не верю!». Хотя это кажется мелочью по сравнению с другим серьезным недостатком — скучностью сюжета, который проработан гораздо хуже, чем в первом романе серии — «Зоне поражения» (за авторством Василия Орехова).
Кстати, когда серия книг по мотивам S.T.A.L.K.E.R. была только анонсирована, сразу же подумалось, что ее перспективы будут весьма велики, если отечественные авторы воспользуются опытом западных коллег по созданию межавторских миров. Книжные серии по мотивам фильмов или игр были изначально придуманы, чтобы дать поклонникам возможность вновь и вновь возвращаться в атмосферу полюбившегося мира. А когда читаешь романы с логотипом S.T.A.L.K.E.R. на обложке, невозможно отделаться от ощущения, что у каждого из писателей существует собственная Зона, не слишком похожая на те, о которых пишут их коллеги. Напрашивается вывод, что ни малейшей координации между авторами не было.
Судите сами: у Василия Орехова Зона весьма неплохо обжита сталкерами, большинство из них достаточно крутые и неплохо подготовленные бойцы, существует некий аналог интернета для местного пользования — в общем, жить можно, если не зевать и держать оружие наготове. А кое-кто даже отваживается бороться с самими Хозяевами Зоны, стремясь изжить эту гниющую рану на теле Земли. А что увидит читатель в книге Степанова? Полную разруху, где о цивилизации напоминает лишь современное оружие. Здешние персонажи — это опустившиеся и живущие по законам джунглей мерзавцы, а сюжет ограничивается ежестраничными попытками главного героя дотянуть хотя бы до следующей главы. Да и героем-то сталкера по имени Дезертир назвать можно лишь с большой натяжкой — недаром его то и дело называют крысой и предателем даже не отягощенные строгими моральными принципами старожилы Зоны.
Подвигу, героизму, самоотверженности, чести, дружбе — всему этому места здесь не нашлось. Эта книга стала очередной, причем далеко не самой талантливой, иллюстрацией древнего и достаточно мерзкого принципа «с волками жить — по-волчьи выть». Что, кроме авторского произвола, заставляет всех обитателей Чернобыля опускаться на дно и превращаться в зверей в человеческом обличье, так и остается неясным. Ведь сколько персонажи «Дезертира» не ссылаются на волю и законы Зоны, в книге они никак не проявляются.
Резюме: Ценителям литературы не привыкать к так называемым романам взросления, рассказывающим о превращении героя из мальчишки в мужчину. Но «Дезертир» — это не роман взросления, это роман деградации. К чему такая фантастика, если подобного и в реальности достаточно?
За более чем сорокалетний срок существования повести «Пикник на обочине» фантасты Борис и Аркадий Стругацкие всего раз приложили руку к её экранизации: фильм-притча «Сталкер» Тарковского вышел в 1979 году. А вот поклонники игровой вселенной S.T.A.L.K.E.R. снимают свои видеоверсии этой истории и просто сюжеты о таинственной Зоне вот уже десять лет. Мы решили выбрать лучшие из них.
Выбор GSC
Телесериал «S.T.A.L.K.E.R», в котором планировал сниматься Гоша Куценко, должен был представить киноверсию вселенной от лица GSC Game World. Но проект заморозили в 2012 году, когда поползли слухи о продаже бренда S.T.A.L.K.E.R. Пока всё, что можно найти о сериале, — это многообещающий трейлер и фотографии со съёмок на устаревшем сайте-визитке. Ещё по сети ходят копии псевдопилотной серии; на самом деле это «Джокер» от студии «Киносталкер».
Любительский полный метр в «Киносталкере» собрали из нескольких короткометражек
В пору своего расцвета GSC баловали фанатов конкурсами: предлагали присылать свои комиксы, игровые костюмы, квесты, фото. На втором видеоконкурсе в 2009-м разработчики предложили игрокам показать свои видеоверсии Зоны — и собрали под сотню роликов.
Первая часть S.T.A.L.K.E.R. Spirit. Остальные выпуски легко найти на YouTube
Ещё среди призёров выделяются мультфильмы «Заложник» и «S.V.A.L.K.E.R. Бесславные придурки».
Первый — пятиминутная пластилиновая анимация с субтитрами, сделанная в классическом школьном стиле: реплики написаны с ошибками, титры кричащих цветов, а саундтрек отвлекает от сюжета. Если вам тоже трудно на нём сосредоточиться, перескажу: двое героев получают задание спасти похищенного в Лиманске военного. По пути они кормят зомби тушёнкой, прячутся вместе с ним от Выброса, отбиваются от снорка и попадают в разные переделки. Работа обрывается на смерти одного из персонажей — очевидно, ради сиквела. Очень на любителя.
А вот эпизоды мультфильма про свалкеров способны выдержать некоторую критику: это чистая пародия с объёмной анимацией. Всего до 2011 года создатели опубликовали четыре серии, посвящённые сталкерам, которые то встречают гиганта в Рыжем лесу, то знакомятся с самой игрой S.T.A.L.K.E.R, то удирают от вояк. Обилие шуток про водку способно испортить всё впечатление, но в копилке фан-видео по вселенной это далеко не самая плохая работа.
Даёшь азарт
Специалист по связям с общественностью Антон Горшунов: В 2010 году, на заре популярности S.T.A.L.K.E.R., мы уже занимались любительской съёмкой. Будучи поклонниками игры, загорелись идеей что-то создавать. Нашли на чердаке старую жёлтую куртку-«энцефалитку», схожую с игровой, литой алюминиевый АК-47 и кассетный Panasonic — и с ними сняли первую работу «Лунный свет». Видео набрало неплохие просмотры, что вдохновило нас продолжать. Мы принялись снимать первые «Байки у костра», и сериал людям тоже понравился.
Осознавая, что актёрскую игру и техническое оснащение к сильным сторонам проекта отнести нельзя, мы старались работать и развиваться в других стезях. Загнанные в строгие финансовые рамки, без возможности вырваться, решили сделать упор на атмосферу. Из тех работ, что видели, самыми яркими были «Тёмная душа» и «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» — это те проекты, на которые стоит равняться. Идеальная форма? Это отнюдь не боевик уровня Counter-Strike, а своя уникальная атмосфера. Ощущение азарта «Зоны отчуждения», где за каждым новым поворотом тебя может ждать как кровожадный мутант, так и богатый хабар.
Увидеть прогресс студии можно в прошлогодней короткометражке «Красная нить». Описание сюжета от создателей звучит так: «Обычный сталкер по кличке Феликс берётся за простое, на первый взгляд, дело — обнаружение и доставку артефакта. Но мечты о лёгких деньгах оборачиваются крупными неприятностями: оказывается, за голову сталкера назначена награда. Как Феликс выпутается из ситуации, когда за ним гонятся профессиональные наёмники? На кону не просто будущая жизнь, но и прошлое сталкера».
Хотя сцены драк оставляют желать лучшего, а сюжет слабоват, фильм атмосферный и достоверный: даже ругательства в сценарии к месту.
Экшен и философия
Интернет-сериал «A.N.T.I.S.T.A.L.K.E.R», выходивший в 2011—2014 годах, тоже заработал хорошую репутацию у фанатов — во многом благодаря тому, что трюковая киностудия Stuntmen Film позаботилась о впечатляющих визуальных моментах. Каждая из пятнадцати динамичных серий посвящена конкретной миссии: вынести КПК бандитов, провести новичка, добыть артефакт и т.д.
Бонус — в конце показывают, как снимали трюки. Некоторые зрители ругали проект за недостоверность: противогазы ради противогазов, слишком опрятные снорки, шквал выстрелов без смены магазина и вообще обилие перестрелок. Однако любителям экшена и чёрного юмора понравится. Особенно рекомендую вторую серию: там вас ждут антуражный песок, много драйва и напряжённая сцена погони.
Примерно в тот же период студия выпустила 20-минутный фильм «S.T.A.L.K.E.R.», в котором отметился снявшийся по дружбе актёр Владимир Епифанцев (позднее появился в сериале «Чернобыль 2: Зона Отчуждения»). Он играет бандита, пронюхавшего про ценные документы из лаборатории, — но, чтобы добыть бумаги, надо сначала поймать сталкера, который их вынес. Бóльшая часть фильма построена на их неторопливой философской беседе о Монолите, желаниях и Большой Земле.
Картина должна была продемонстрировать Григоровичу все творческие возможности студии: никаких съёмок на телефон — только Canon 5D markII и высокий уровень качества. И хотя к фильму можно предъявить претензии как минимум за актёрскую игру и «синдром штурмовика», подача сюжета с элементами мокьюментари оригинальная, сюжет развивается динамично, а от картинки не воротит. Правда, звуковые эффекты подкачали (послушайте сцены драк).
Что прощает зритель
В августе режиссёр Максим Фащенко («Интерпретация», «Трансформация») выложил в открытый доступ фильм «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» по одноименному сюжетному моду — это уже после того, как картина поучаствовала в закрытых показах и съездила на фестивали. По сюжету агент миротворческих сил, по кличке Фотограф, прибывает в зону заражения, где ему придётся встретиться с зомби и предотвратить катастрофу.
Режиссёр и сценарист фильма Максим Фащенко: Когда учился в военном институте, с удовольствием играл в S.T.A.L.K.E.R. А уволившись из вооружённых сил, решил вернуться к своей мечте и начать со съёмок первого фильма по мотивам игры. Когда смотрю работы других фанатов, не оцениваю операторскую работу, сценарий, актёрскую игру. Для меня важнее, чтобы фильм был интересным, — тогда зритель закрывает глаза на недочёты сюжета, компьютерной графики, монтажа и т.д.
«Трансформация» тоже снималась по мотивам игры, но очень уж отдалённо: я выдумывал несуществующие аномалии и локации, в то время как «Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.» уже снят строго по игре с соответствующей ей атмосферой. Это самый качественный наш фильм: специально для него мы шили костюмы, строили декорации (бункер) и делали много других непростых вещей.
Душевно
Любительский многосерийный фильм «Тёмная душа» от творческого объединения «Квадрифойл» выходил с 2013 по 2016 годы. Работа настолько затягивает в свою историю и увлекает судьбами хорошо прописанных персонажей, что не обращаешь внимания на огрехи в виде неуверенной игры, излишней стерильности и не всегда ровных спецэффектов. Отдельный минус — излишнее спокойствие участников действа: кажется, что Зона вдруг стала летним лагерем.
Все три серии местная группировка и новичок-дезертир с окраины будет преследовать снайпера Векселя, попутно обходя мясорубку, сражаясь с мутантами и сталкиваясь с аномалиями, одна из которых — та самая Тёмная душа. Если вам приятно думать, что Зона — больше чем клочок земли, однозначно рекомендую к просмотру.
Новое прочтение «Дезертира»
В мае анонсировали продолжение культовой игры: согласно обещаниям GSC, она должна выйти в 2021 году. Большинство фанатов вселенной пока счастью не верит и ожидает подвоха, а вот к авторам любительских видео пришло второе дыхание.
Автор свежего проекта «F.A.D.E», который снимается прямо сейчас, — Юрий Томашевский, настоящий сталкер, который сам побывал в Припяти и в 2016 году зажёг вывеску ДК «Энергетик». Особые преимущества проекту даёт его опыт ВГИКовских съемок и работы на телевидении.
Юрий Томашевский: Идея F.A.D.E. возникла как демонстрация наших съёмочных возможностей для создателя GSC Сергея Григоровича, о чём я ему и написал. Предоставив тизер, я получил хорошую оценку картинки. Историю придумали загодя, однако на данный момент я решил от неё отказаться в пользу «Дезертира» — любимой книги серии. Именно её экранизацию я и собираюсь демонстрировать Григоровичу.
По сюжету главный герой Константин теряет товарища, столкнувшись с регулярными частями, и скрывается от преследователей по ту сторону Периметра. Развлекать его там будут местная фауна, другие сталкеры и собственная психика, которую так любит терроризировать Зона. В оригинальной книге Алексея Степанова центральным конфликтом было закаление хилого миротворца Никиты, и, если фильм будет придерживаться заданной атмосферы реалистичности и безысходности, есть шанс поднять общую планку качества фан-видео.
Москвичи планируют удивлять качественными съёмками, актёрской игрой и апелляцией к знакомому сюжету. Снимают прямо в столице: во Внуково, Лесодолгоруково, на Белокаменной и Щёлковской. Какие будут отсылки к игре, пока не известно, но должны быть ненавязчивыми. За осень уже отсняли в полном метре первую треть романа, а сейчас идёт подготовка реквизита для последующих сцен и работа с актёрами.
Читайте также: