Легенда о зеленом рыцаре сюжет
Король празднует Рождество в замке в окружении двора и верных рыцарей, куда вдруг заявляется загадочный Зелёный Рыцарь и предлагает принять его вызов. Любой из присутствующих может нанести ему удар, но через год и один день он должен будет встретится с Зелёным Рыцарем в зелёной часовне в девяти днях пути на север и принять удар в ответ. Молодой сэр Гавейн, племянник и единственный наследник короля, вызывается на поединок и отрубает странному гостю голову. Но тот, приставив голову на место, напоминает об уговоре и удаляется. Год спустя верный данному слову сэр Гавейн отправляется навстречу судьбе в полное опасностей путешествие.
Зеленого рыцаря тут лишили символизма, характера и его значимости, что была в первоисточнике. Всё это вам придется нарисовать в своей голове. Зеленого рыцаря тут лишили символизма, характера и его значимости, что была в первоисточнике. Всё это вам придется нарисовать в своей голове.Визуально всё замечательно. Отличные виды, панорамы, средневековые или в большей степени фэнтезийные красоты. Выверенная композиция моментов, скрытые аллюзии иногда помогающие отлично понять, что происходит. Визуальные намеки, порой выглядящие как ожившие гобелены или полотна запечатлевшие волнительные или очень важные моменты.
Присутствует неплохая атмосфера фэнтезийного как бы реалистичного средневековья, где магия само собой разумеющейся, честь – это все, а подвиги во имя чего-либо – основа этого самого всего.
Однако портит сей прекрасный портрет фэнтезийного мира, его пустота за пределами некоторых локаций и непродуманность данной пустоты. Вот там у нас Камелот, есть жизнь, а чуть дальше - пустые леса, бескрайние невспаханные поля и кто-то в мирное Артуровское время с кем-то воевал, внезапно.
Да ещё с обозначением локаций проблемы. Где герой бродит нам принципиально не говорят, как и имена некоторых важных персонажей. Почему? Потому-что.
Ещё сюда добавили мрачность, что только мешает фильму, и порой, ощутимо бьёт по его аспектам. Ну совсем здесь не подходят эти мрачные оттенки, картонные штрихи совсем не страшного кошмара и не менее пустые декорации как бы мрачного мира. Мрачность тут совсем не работает.
Некоторые символы фильма просто присутствуют без внятного дела. Неплохо бы намекнуть почему христианин Артур свободно носит пентаграмму? Почему под щитом Гавейна располагается тоже пентаграмма и всем пофиг? Если вы расположили нимбы позади короны Артура, то почему он святой?
Костюмы более-менее, учитывая то убожество, что любят напяливать на героев современного фэнтези. Тут встречаются грамотные сочетания наверно реально существовавших средневековых костюмов с примесью фэнтезийных элементов вроде короны Артура и его жены с нимбом.
Элементы хоррора необоснованно вставлены в фильм. На самом деле они просто создают чернушный фон. Очень слабенький чернушный фон, если ведут к визуальному навороту. Элементы хоррора необоснованно вставлены в фильм. На самом деле они просто создают чернушный фон. Очень слабенький чернушный фон, если ведут к визуальному навороту.Но опять тут носят рубахи на голое тело. За шапки в зимнюю погоду местное духовенство наверно сжигает заживо. Местные женские головные убранства, на мой дилетантский взгляд вообще взяты из чьей-то неумной головы. В реально жизни, дамы бы в них запутались или же сломали бы себе шею.
Порадовали доспехи. Неожиданно они тут отвечают требованиям условной эпохе к которой относиться эпоха Артура. Есть воины в кольчуге и шлемах, напоминающих боевое облачение типичных Англосаксов. Никаких вам убогих кожаных изделий из секс-шопов девочек дизайнеров. Правда иногда поддоспешник носят как обычную одежду. И подозреваю, что это именно в нем щеголяет в мирное время Гавейн, когда впоследствии не одевается в очень каноничные доспехи Саксов времен битвы при Гастингсе. Но это вольное наблюдение. Так, то лучше уточните относительно достоверности местных доспехов.
Фильм вроде бы и хочет следовать литературному канону. А вроде, как и не хочет вовсе. Тут авторов постоянно мотает то в новое прочтение, то в соблюдение классической линии истории Гавейна о его испытание себя и своих достоинств, и недостатков. И вроде как фильм идёт по пути классики. Однако никакого перерождения героя мы не увидим. Не увидим мы и заинтересованности фильма в такие идеи. Гавейн тут иногда просто страдает, просто получает. Нам не дают даже прозрачного намека (зачастую) о том, что с героем происходит какая-то трансформация, изменения. Нет.
Иногда фильм просто берет и рубит попытки показать влияние на Гавейна всего того, что он пережил. Для режиссера важнее показать полную недееспособность персонажа не то, что кандидата в рыцари и на секундочку так наследника Артура, а его полную неспособность быть адекватным человеком для жизни в те суровые времена.
Некоторые моменты очень странно изменили по сравнению с первоисточником. Лис ставший временным спутником Гавейна олицетворял не самые его лучшие черты. А здесь лис стал просто палочкой-выручалочкой. Он помог Гавейну преодолеть долины квотных великанш, не будучи размазанным в лепешку. Ближе к концу немного спойлерит финал истории. Это всё.
Очень важный момент, когда Гавейн гостил в замке лорда Бертилака превратился в бессмысленное нагромождение пустых никуда не ведущих диалогов, таких же пустых арт-хаусных приёмчиков, которые красивы, но ничего фильму не дают. Крупицы смысла данного отрезка истории под этим “добром” плотно утрамбовали. Смысл придется выкапывать, а потом ещё сшивать по кусочкам хирургической ниткой сопоставления ошметков идей.
Зато очень внятно пропихнули гомосексуальные мотивы. Ну, чтобы были. Просто так.
И не пытайтесь понять, почему жена лорда похожа на возлюбленную главного героя, и что символизировала её видимо теща без глаз. Смысл тут похоронили основательно. Будете копать – утонете в своих фантазиях.
В оригинале Зеленый рыцарь был заколдованным лордом Бертилаком которого подослала коварная сестра Артура Моргана. А здесь, тот чьё прозвище в заголовке данного фильма лишь деревяшка – оружие в руках матери Гавейна, с помощью которого она намеревалась помочь сыну добиться славы и трона. Хотя Гавейн и так наследник Артура, поскольку он его племянник.
От небольшого ума она не продумала…ничего. Фактически пытаясь помочь, сама вырыла никчёмному сынку могилу. Очень ему “помог” заговоренный зеленый пояс, защищающий от любых повреждений. Так помог, что он в любом случае был обречён носи он его или сними в нужный момент.
Зеленым цветом тут грамотно распорядились, слов не подобрать. Зеленым цветом тут грамотно распорядились, слов не подобрать.Дев Патель сыгравший тут Гавейна ну какой-то хилый и не солидный. И нет, дело не в том, что он Индус, которого ка-то по квотам пропихнули в несоответствующею эпоху. У нет совсем никакой рыцарской выправки, солидности, никаких признаков какого-либо отношения к высшему свету той эпохи. Это современная чушка миллениал в декорациях фэнтези. Ну какой он Гавейн?
Героя фильма конкретно попортили в рамках нынешней шизо-культуры борьбы с маскулинностью и белыми персонажами. И все, что гении Евгении придумали в рамках своего дебильного переосмысления, просто залить персонажа помоями и сделать никчемным дурачком.
Гавейн здесь настоящее ничтожество. Он пьяница и гуляка. Практически не самостоятельная личность с комплексами, ноющая своему королю и дяде, что у него нет своей истории. А он делал, что-то кроме посещения кабаков и борделей, чтобы история появилась? Разумеется, нет.
Походу о жизни за пределами Камелота он не знал, ибо ведет себя как отпетый дурак. Ничего не умеет. В одном моменте просто кубарем летит с холма оступившись на ровном месте, откуда даже не упадет маленький ребенок. Как личность о тут тоже несформированная рохля.
Он способен начистить лицо пьянчуге, который оскорбил его мать, когда ему прикрывают спину. Но столкнувшись в пути стремя разбойниками он плачет и стонет в их руках, и наверно ходит под себя даже не пытаясь сопротивляться или хотя бы достойно принять свой провал.
После этого момента фильм хочется выключить, ибо становиться ясно, какое-то тут помойное сопливое переосмысление нам подсунули.
Невзирая на его очевидную жалкую натуру, его тут вопреки всякому здравому смыслу накачивают суперважностью. Он тут особенный, потому что особенный. Ничего не сделал и не делал до момента появления Зеленого рыцаря, но он точно значимый герой. Просто так. Все так кажется кроме жены Бертилака у которой здравого смысла побольше чем у других героев, и она откровенно насмехается над ничтожеством Гавейном. За дело, надо сказать.
Как персонаж он здесь не меняется, поскольку авторы решили этого не делать, чтобы их замысле удался, не взирая на некоторые противоречия.
Все злоключения и как бы испытания, которые проходит Гавейн нужны были лишь для одного. Гавейн должен был признать свою ничтожность.
Весь фильм Гавейна как бы испытывали, он как бы переосмыслял некоторые вещи. Как бы получал за свою бездарную жизнь нужные тумаки. Как бы, снова как бы, его готовили к полному перерождению. Но всё кончилось тем, что он так и остался бездарным ничтожеством, обреченным с самого начала этой истории.
Он не исполнил своей клятвы данной Зеленому рыцарю. После этого он увидел последствия своей трусости. Он внезапно добился того чего хотел. Но последствия были катастрофичными для него и всего королевства. И после этого видения он принял свою судьбу. А судьба его как следовало ещё из его видения быть обезглавленным зеленым рыцарем. Он был обречён с того момента как нанес удар по рыцарю. Его голова не принадлежала ему, а топору рыцаря. Фактически весь путь Гавейна, был длинной дорогой на эшафот
Патель лишь в конце напоминает солидного человека того времени с гнилой натурой. Но это лишь видимость, созданная благодаря мощному монтажу, отличным саундтреком, подачей материала и контекстом. А уберите эти аспекты, и что останется от героя Пателя? Патель лишь в конце напоминает солидного человека того времени с гнилой натурой. Но это лишь видимость, созданная благодаря мощному монтажу, отличным саундтреком, подачей материала и контекстом. А уберите эти аспекты, и что останется от героя Пателя?Оставим в стороне выдумки дипломированных жуликов, которых почему-то называют критиками кино и трезво посмотрим на истинный смысл фильма. Фильм недвусмысленно намекает, что ничтожеству и трусу стоит принять свою судьбу. Если он посмеет перечить своей судьбе, захочет её изменить, ничего не выйдет. Ничтожество останется ничтожеством, чтобы он не делал. Ничего повернуть нельзя.
Все, что делал Гавейн на протяжение фильма было зря. Он не мог изменить ничего в своей жизни, ибо его в любом случае ждал топор, и его голова буквально висела на честном слове.
А почему? А потому что. Кино используя дутый арт-хаус просто вас ставит перед факт, что данный персонаж не может измениться, он ничтожество и это надо принять.
Здесь такую же подлую уловку использовали, что и в другом дутом фильме Прибытие. Дескать есть некая предопределенность в вакууме и как сова, натянутая на глобус. Ничего изменить нельзя, конец всегда один.
На самом деле данный нюанс позволяет сразу записать фильм в разряд банальной чернухи. Причем самой низкопробной чернухи. Мрак просто, чтобы вам было тягостно, и бессмысленные страдания, чтобы так же бессмысленно погибнуть в окружение безнадежности бытия, в котором ничего поменять нельзя, можно лишь смириться опустив голову.
Но можно по-иному взглянуть на сюжет. Можно было бы, если бы фильм вас прямо не склонял лишь к одной интерпретации этого сюжета. Но мы не видим это, если конечно не готовы поступиться совестью и прямо не соврать о наличие в сюжете подтекстов, касательно гнусной личности которую нельзя накачивать значимостью. Или иных подтекстов что фильм утопил в чернушном дерьме.
И вот спрашивается, а зачем этот фильм в таком виде нужен? Это не вопрос для бумажных критиков с дипломами и их не очень умной аудитории, тут мне лично понятно почему они побегут строчить свои претенциозные отзывы выдумывая то, чего в фильме нет или просто заливая вам в глаза ложь. Например, ложь о том, что Гавейн в конце почему-то выжил и после титров нам показали его дочь, которая почему должна унаследовать трон Камелота и якобы будет лучше всех.
Вопрос вам разумным людям. Вот интересно смотреть вам на неинтересного героя, даже труса, ничтожества и просто неуклюжего дурака? Интересно смотреть как он остается дураком несмотря ни, на что, а вам зрителю прямо говорят, что ничего изменить нельзя, был дураком и помрешь?
Зачем вообще такой фильм нужен? Зачем нам такой герой? Что фильм с таким героем и сюжетом может нам дать, кроме симпатичной картинки? Ну ещё обрезанных под корень героев чья мотивация вызывает вопросы об их адекватности. Выкинутую на помойку символику первоисточник и его действительно хорошую мораль, где провал Гавейна был не поводом для чернушного воя как все плохо будет и как надо голову под топор поставить. Полностью лишенную смысла арку с местной святой, которая никак не повлияла на героя.
Такие теперь времена. Сюжет о доблести, познание себя, чести и более тонких материях превратился в балладу о жалком недостойном человеке, который не может измениться, не может стать лучше, а может лишь принять свою ничтожность и грустную судьбу. Всё. Кино снятое ничтожествами для других ничтожеств. Да ещё походу мы должны были гордиться Гавейном в конце фильма.
26 августа в прокат вышел фильм «Легенда о Зеленом Рыцаре» Дэвида Лоури, основанный на средневековой поэме «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь». Фэнтези целиком состоит из иносказаний – чуть ли не в каждой сцене можно усмотреть скрытый смысл, размышления о жизни, смерти и чести. Мы уже рассказывали в рецензии, чем впечатляет эта захватывающая адаптация артуровской легенды. Теперь разберем увиденное и ответим на самый популярный вопрос зрителей: «Что это такое сейчас было?»
Объяснение концовки «Легенды о Зеленом Рыцаре»: что случилось с Гавейном на самом деле и почему в видении будущего он предал возлюбленную
«Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о приключениях Гавейна (Дев Патель), племянника предполагаемого короля Артура (Шон Харрис) – правителя не называют по имени. По сюжету парень после очередной пьянки заявляется в Камелот на празднование Рождества. Во время пира к Королю и Королеве (Кейт Дики) прибывает загадочный Зеленый рыцарь (Ральф Айнесон). Нежданный гость предлагает странную «сделку»: любой желающий может нанести ему удар и забрать его топор, но спустя год смельчак должен приехать к Рыцарю в зеленую часовню и получить ответный удар. Вызов принимает Гавейн – и отрубает гостю голову. Однако Зеленый рыцарь, пусть и без головы, остается жив. На следующее Рождество Гавейн отправляется за ответным ударом в зеленую часовню.
Во время своего путешествия Гавейн выдерживает суровые испытания. Он несколько раз почти готов был сдаться и повернуть домой, но тем не менее все же добрался до часовни. Зеленый рыцарь готовится нанести Гавейну удар, но тот вдруг отказывается его принять и сбегает. Парень возвращается домой, становится рыцарем, а после смерти Короля и Королевы занимает трон. Возлюбленная героя Эссель (Алисия Викандер) рожает ему мальчика. Гавейн отбирает у нее ребенка и бросает девушку, поскольку она простолюдинка и, судя по всему, проститутка. Герой женится на дворянке, которая рожает дочь. В итоге Гавейн оказывается плохим правителем, он умирает на троне – снимает защитный пояс, и его голова слетает с плеч.
Не конец! Гавейн пробуждается – это было видение возможного будущего. Герой все еще стоит на коленях перед Зеленым рыцарем в часовне. Гавейн решает играть честно, снимает пояс и принимает удар. Зеленый рыцарь хвалит юношу и говорит, что пора расстаться с головой.
Режиссер и сценарист Дэвид Лоури в интервью USA Today признался, что намеренно придумал такую неоднозначную концовку – нам так и не раскрыли, шутил Зеленый рыцарь или действительно отрубил Гавейну голову. Как подчеркнул Лоури, он надеялся, что зрители завершат просмотр фильма «с улыбкой на лице и ощущением, что это счастливый конец».
Так Лоури хотел показать, что Гавейн «прибыл в то место, в котором и должен оказаться», то есть завершил свой духовный путь самопознания и совершенствования:
«Я не хотел навязывать свою идею, потому что это не имеет значения. Он когда-нибудь умрет. Может быть, в тот же момент или позже от старости. Но он умрет. Мы все умираем… Важно то, что мы становимся лучше, насколько это возможно. Мы проживаем свою жизнь с добротой и честностью, с чувством праведности, которое определяется не величием или наследием, а нашим личным чувством ценности».
Возможно, Зеленый рыцарь отрубил голову Гавейну, чтобы тот ответил за свои действия. Или Рыцарь подшутил над юнцом перед тем, как расстаться с ним хорошими друзьями – о такой возможности Рыцарь говорил в начале фильма.
Что означает сцена после титров «Легенды о Зеленом Рыцаре» с девочкой в короне
В сцене после титров показали таинственную девочку – она надевает корону, которую носили Артур и Гавейн в видении возможного будущего. Никаких объяснений, что это за девочка, нет – нам предлагают самим подумать, кто она такая.
Возможно, перед нами дочь короля Артура – в разных источниках об артуровской мифологии упоминается, что у него была одна дочь, которую звали Арчфедд или Грега. Или это дочь самого Гавейна – в разных источниках пишут, что у него были сыновья, но в видении будущего показали дочь.
Если это будущая дочь Гавейна, то можно предположить, что это сцена после обезглавливания героя в видении – корона упала на пол, а девочка принялась с ней играть. Однако Гавейн все же принял удар Зеленого рыцаря, и это намекает, что герой выжил, вернулся в Камелот и стал королем. Гавейн не мог повторить свою судьбу из видения, ведь он больше не тот дерзкий глупец, каким был до путешествия к зеленой часовне. Возможно, у него не будет внебрачного ребенка от Эссель, и эта девочка – его первенец от другой женщины. А может, Гавейн отказался от короны ради Эссель или нашел возможность жениться на ней, не нарушая закон.
В чем смысл фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре»
Приключение Гавейна в «Легенде о Зеленом Рыцаре» олицетворяет личностный рост: только преодолев испытания человек познает себя, совершенствует навыки и обретает силу духа и достоинство. Иллюзия со скелетом Гавейна и акцент на перекрестке на дороге – метафоры сомнений и необходимости принимать решения. Еще странствие героя можно рассматривать как метафору жизненного пути с его трудностями и принятием неизбежности смерти.
В «Легенде о Зеленом Рыцаре» затрагивается проблема экологии. Леди (Алисия Викандер) рассуждает, почему Зеленый рыцарь именно зеленый. На ее взгляд, этот цвет олицетворяет как жизнь, так и смерть – растения и гниль. Отсюда и пояс у Гавейна именно зеленый – спасает его от гибели и в то же время подразумевает душевное гниение. К тому же пояс пропитан семенем Гавейна – напоминание о грехе, слабости и искушении.
Свою мысль Леди подвела к тому, что человек считает себя центром вселенной, оттого порой так высокомерно относится к Земле. Противоречивая суть человека заключается в том, что он не может жить без растений и окружает себя плодами природы, однако при любой прихоти – построить замок, например, – рубит деревья и ровняет лес с землей.
Ответы на вопросы после фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре»
Какие правила игры Зеленого рыцаря
Вызов Зеленого рыцаря в фильме называют игрой, которую Гавейн до поры до времени считал невинным «квестом». Согласно правилам игры, любой желающий может нанести Рыцарю удар. Однако смельчак должен принять удар того же достоинства. Гавейн мог поцарапать Рыцарю руку, но вместо этого отрубил страннику голову, так что и ответ должен был получить соответствующий.
Поскольку «Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о моральном пути героя, то сила нанесенного ему удара могла быть равна тому, чего он достоин теперь – после того, как Гавейн по-новому взглянул на жизнь. В начале путешествия Гавейн был глуп и недальновиден. В конце пути он осознал свои ошибки и обрел важный жизненный опыт. Можно сказать, во время странствия Гавейн «отработал» часть своего ответного удара, так что ранение, по идее, он должен получить легкое.
Зачем мать Гавейна вызвала Зеленого рыцаря
Из сцены с языческим ритуалом в начале фильма мы узнали, что мать Гавейна (Сарита Чоудхури) причастна к появлению Зеленого рыцаря. Вероятно, Мать собиралась доказать двору, что Гавейн достоин стать королем. Она не одобряла разгульный образ жизни сына, и таким образом хотела подтолкнуть Гавейна к тому, чтобы он взялся за ум, обрел силу духа и достоинство.
Однако из всех рыцарей Круглого стола любой мог принять вызов Зеленого рыцаря, даже сам король Артур хотел, но не смог из-за слабого здоровья. Это говорит о том, что Гавейн, возможно, случайно стал частью заговора Матери, как и было в поэме. Может, мать Гавейна просто хотела навредить братцу и его жене – напугать их и устроить беспорядок в Камелоте, а сын не был частью плана. Поэтому и дала Гавейну зеленый пояс.
В беседе с Vanity Fair Дэвид Лоури сказал, что «Легенда о Зеленом Рыцаре» рассказывает о запутанной драме матери и сына – во время работы режиссер даже вдохновлялся отношениями с собственной матерью. По словам режиссера, в отношениях Гавейна и Матери одни противоречия:
«Она дает ему пояс. Противоречит ли это тому, что она сделала в большом зале рождественским утром? Ответ заключается в том, что это просто беспорядок. Это запутанные отношения, и, вероятно, они такие не только у меня с мамой».
Почему Гавейн снял защитный пояс
В финале «Легенды о Зеленом Рыцаре» Гавейн решил честно принять удар Зеленого рыцаря, поэтому снял защитный пояс. Из видения будущего герой мог понять, что при ином исходе из него выйдет паршивый король. Гавейн решил, что лучше принять возможную смерть, чем такое будущее. Сюжетная линия с поясом еще говорит зрителям: будьте искренними с собой и прекратите искать оправдания бездействию.
Чье место занял Гавейн в Камелоте
В начале фильма Артур предлагает Гавейну занять пустующее место рядом с ним. Возможно, раньше здесь сидел предатель Мордред – незаконнорожденный сын Артура и его сестры Моргаузы. В некоторых источниках матерью рыцаря Мордреда называют другую сестру короля – Фею Моргану. А еще есть версия, что Мордред – сын Моргаузы от законного брака. Во вселенной «Легенды о Зеленом Рыцаре» кажется логичным, что Мордред – сын матери Гавейна и короля, раз возник конфликт, который привел к появлению Зеленого рыцаря. О ссоре Матери и Короля в фильме не говорится, но за кадром наверняка были семейные разборки.
Кто такие Леди и Лорд и чего они хотели от Гавейна
Ближе к концу своего пути Гавейн стал гостем странных жителей одного замка – супругов Лорда (Джоэл Эдгертон) и Леди, которую сыграла Алисия Викандер, она же исполнила роль Эссель. С ними живет таинственная пожилая женщина с повязкой на глазах. Перед визитом в замок у героя украли зеленый пояс. В замке ему подарили еще один.
События в замке – это, скорее, не часть испытания Гавейна, а искушение для него, устроенное его матерью и другой ведьмой из ее шабаша. В начале фильма нам показали ритуал, в котором мать Гавейна предстала с повязкой на глазах – это отсылает к старухе в замке. Одной из ее напарниц могла быть Леди.
Гавейна соблазнили, чтобы он ослаб, стал уязвимым и принял зеленый пояс, который защищает от любых ранений. С помощью заколдованного пояска Гавейн мог обмануть Зеленого рыцаря и избежать смерти, а затем – стать королем. Леди приняла облик его возлюбленной, Эссель, а когда он с позором не прошел испытание похотью, то заявила, что никакой он не рыцарь – не только поддался искушению, но и возжелал жену Лорда.
Лорд в одной из сцен сказал, что заберет у Гавейна то, что он обретет в замке. В сцене прощания Лорд целует Гавейна – вероятно, так герой хотел забрать страсть Леди. Еще Лорд таким образом пытался получить от Гавейна признание в любовной связи с Леди и зеленый пояс. Гавейн не признался Лорду, чем провалил финальное испытание в замке. В поэме Гавейн отдал Лорду поцелуи, полученные от Леди, но пояс так же оставил себе.
Кто такие лиса, девушка без головы, бандиты и титаны
В самом начале пути Гавейн столкнулся с бандитами, которые обокрали его. Хулиганы стали частью испытаний героя, помогли ему закалить характер. Благодаря бандитам зритель понял, что Гавейн пока только изображает рыцаря.
Лиса стала частью искушения Гавейна – ближе к развязке она пыталась отговорить его от посещения часовни. Если это снова мать Гавейна, то она наверняка пыталась так защитить сына.
Девушка без головы Уинифред (Эрин Келлиман) – часть проверки, способен ли Гавейн на рыцарские подвиги. Герой вернул ей голову, преодолев страх. Еще арка Уинифред говорит о том, что статус не всегда соответствует характеру человека – даже доблестный рыцарь может оказаться негодяем. Героиня сравнивает сэра Гавейна, племянника самого короля, с насильником, который вломился к ней в дом и отрубил ей голову. А ведь казался благородным товарищем. В другой сцене Эссель так и говорит, что лучше творить добро, чем слепо стремиться к величию.
Почему Гавейн сомневался в необходимости путешествия, считая его бессмысленным
Гавейн сам долгое время не мог понять, зачем он поехал в зеленую часовню – а Лорд в одной сцене заставил его еще больше усомниться в необходимости путешествия. Герой бездумно идет к цели, неуверенно твердя о чести и долге. Гавейн мог быть умнее и просто поцарапать Зеленого рыцаря – или вообще его не трогать, а поговорить с ним и выяснить, что вообще означает этот вызов. Вместо этого герой пафосно отрубил Рыцарю голову. К финалу Гавейн осознал, что может прервать путешествие – ведь никто не заставлял его идти в путь, – но этим он превратит себя в жалкое подобие человека. А Гавейн хотел сдержать слово и принять последствия глупого проступка.
«Легенда о Зеленом Рыцаре» поднимает проблемы токсичной маскулинности и устаревшей идеологии рыцарства. Бравые мужики соревнуются друг с другом, сверкая клинками и размахивая кулаками. Будто не знают, куда девать энергию и как доказать свою значимость. Бессмысленные потасовки оставляют кровавые следы и горы трупов.
Отличия фильма «Легенда о Зеленом Рыцаре» от поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь»
В одной сцене Леди говорит, что порой она изменяет истории из книг, которые хранятся в ее библиотеке, когда видит, что их можно улучшить. Дэвид Лоури изменил многие детали поэмы и переосмыслил ее. Режиссер хотел вырезать этот эпизод с Леди – боялся «неприятностей» из-за столь смелого заявления. Однако Алисия Викандер убедила Лоури оставить сцену.
Но знать о сюжете вам следует несколько фактов и деталей.
Начинается история с того, что глуповатый и наглый молодой человек - Гавейн - мечтает как можно быстрее стать рыцарем Круглого стола и восседать рядом со своим дядей - королём Артуром. Но проблема в том, что стать рыцарем и получить титул сэра можно только совершив подвиг или проявив различные добродетели. А с этим у Гавейна довольно плохо - он проводит время праздно, регулярно околачиваясь в публичном доме.
И вот во время празднования Нового года Гавейн отправляется ко двору короля Артура. Но во время торжества происходит странное: в обеденный зал на коне приезжает загадочный великан - Зелёный Рыцарь. И бросает вызов рыцарям Круглого стола: каждый, кто решит проучить наглеца, сможет первым нанести удар, но получит ответный ровно через год. Впрочем, можно свести наглый вызов к шутке и разойтись друзьями.
Рыцари Круглого стола не решаются принять вызов, а сам Артур уже слишком стар, чтобы размахивать мечом. Поэтому шанс проявить себя выпадает Гавейну: дядя вручает племяннику свой легендарный меч Экскалибур и даёт тому выбор - проявить себя или продемонстрировать выдержку. Как становится понятно позднее, Зелёный Рыцарь появился при дворе неслучайно - его призвала колдунья Леди Моргана (она же Моргана ле Фэй), мать Гавейна в фильме и мать злодея Мордреда в легендах.
В общем, Гавейн отвечает на брошенный вызов и сносит зеленокожему здоровяку голову одним ударом меча. Но смысл в том, что радоваться рано: Зелёный Рыцарь встаёт с пола, подбирает голову и требует, чтобы Гавейн предстал перед ним через год - ради ответного удара. И с хохотом уезжает на коне в неизвестном направлении.
Далее начинается почти психоделический трип, в процессе которого Гавейн становится жертвой лесных разбойников, встречает великанов, помогает деве-призраку, знакомится с говорящим лисом и даже гостит у лорда Бертилака и его жены, которая в отсутствие мужа пытается соблазнить будущего рыцаря.
В самом конце нам показывают, что совсем не рыцарь и тем более не сэр Гавейн неизбежно приближается к своему финалу - он встречается с мифическим древесным великаном Зелёным Рыцарем, которому задолжал удар, у Зелёной часовни. Очевидно, что бессмертное существо отрубит голову Гавейну - точно так же, как и он трубил ему голову в самом начале. Но, поддавшись панике и окончательно струсив перед лицом неизбежной смерти, Гавейн сбегает от судьбы - и неожиданно находит свою лошадь. Он с позором возвращается в Камелот, нарушив своё обещание.
Затем нам показывают череду событий из жизни предателя-Гавейна. Он бросает свою девушку-проститутку, которая искренне его любит и отнимает у неё их общего сына. Становится королём после смерти дяди - Артура. Женится на знатной даме-аристократке из другой страны, развязывает войну с соседним государством и проигрывает все сражения. В одном из боёв погибает его родной - и единственный - сын. Народ презирает и ненавидит короля Гавейна. В результате мы видим, что у Гавейна больше не было наследников по мужской линии, а народ в итоге сверг его с трона.
И затем нам показывают, что Гавейн снимает тот самый заколдованный пояс, сохранивший ему жизнь. Суть в том, что главный герой (и подлец) не просто в отчаянии - он больше не видит смысла жить. И когда зачарованный амулет падает на пол, у Гавейна отваливается голова. Вероятно, следует понимать это как иллюстрацию идеи того, что от судьбы убежать невозможно. И суть в том, что он всё равно лишился головы, просто заметно позже - и став ещё большим трусом и мерзавцем.
И неожиданно происходящее возвращается к началу. Точнее, к концу. Гавейн снова оказывается рядом с Зелёной часовней, вместе с Зелёным Рыцарем. Получается, что все предыдущие сцены из будущего - всего лишь фантазии Гавейна. Или пугающее видение возможного будущего. Он просто представил, как сложится его дальнейшая жизнь, если он позволит себе сдаться и нарушить слово, данное год назад.
Гавейн понимает, что это было просто видение - но он смирился со своей судьбой. В самом конце фильма он говорит Зелёному Рыцарю, что теперь готов (к дальнейшей расправе) и снимает защитный амулет - пояс.
Многих наверняка введёт в ступор произошедшее в фильме. Но как понимать концовку? Вероятно, всё путешествие Гавейна следует трактовать как один большой урок, который преподал древний воин Зелёный Рыцарь молодому наглецу и глупцу год назад. Если вы помните, то в самом начале фильма Гавейн был совсем уж неприятным типом, грезящим только побыстрее и максимально простым способом стать рыцарем и занять место рядом с дядей - королём Артуром - за Круглым столом.
Но все великие дела требуют усилий и усердного труда, поэтому поступок Зелёного Рыцаря можно трактовать и как попытку преподать урок порывистому юнцу. Он ведь с самого начала предлагал любому, решившему бросить ему вызов, разойтись с миром. И в самом конце истории, похоже - когда Гавейн смирился со своей участью и решил сдержать данное слово во что бы то ни стало, - простил молодого задиру. Скорее всего, Зелёный Рыцарь отпустит Гавейна живым.
В самом конце поэмы Гавейн возвращается в Камелот и до конца жизни клянётся носить зелёный пояс - в знак позора и невыполненного обещания. Рыцари Круглого Стола также наряжаются в зелёные пояса - в напоминание о приключениях Гавейна и как символ усвоенного урока. Например, такого урока: рыцарь всегда должен держать данное слово и быть образцом для подражания - независимо то того, как сложно это бы ни было.
Пояс, как становится ясно из контекста, олицетворяет собой моральное и духовное падение сэра Гавейна. В паническом страхе за свою жизнь Гавейн готов пойти на что угодно, чтобы сохранить жизнь - и согласиться на любую сделку. Поэтому он принимает дар у леди Бертилак, которая в отсутствие мужа пытается соблазнить гостя. Получается, что главный герой не просто идёт на сделку совестью - он не брезгует откровенно жульничать и прибегать к помощи явно аморальных людей.
Топор, наоборот, символизирует стремление к чести и добродетели. Обратите внимание, что топор возвращает Гавейну призрак - и только в тот момент, когда герой совершает свой первый бескорыстный поступок. И пускай сначала он требовал награды, но впоследствии помог нуждающейся девушке просто так.
Кроме того, топор также символизирует и неотвратимость смерти. Очевидно, что Гавейн сам принёс Зелёному Рыцарю - который, кажется, вообще едва не проспал их встречу, - орудие собственной погибели. Вероятно, следует трактовать показанное как проявление высшей доблести - исполнение долга перед лицом неминуемой гибели.
По поводу персонажа Зелёного Рыцаря можно сказать многое. В отдельных источниках утверждают, что в изначальной легенде он был явно списан с мифического существа Зелёного Человека, олицетворяющего собой силы природы. Но позднее образ стали трактовать как Дьявола, искушающего мятежные души и вынуждающего идти их на сделку. Но в фильме это персонаж явно неоднозначный: с одной стороны, он преподал Гавейну важный урок, а с другой, заставил его взяться за заведомо самоубийственную миссию.
Если завязку ещё можно попытаться уложить в привычную и знакомую сюжетную канву, то дальше уже Лоури даёт себе полную свободу в плане трактовок и акцентов. Гавейн в киноверсии оказывается не столько глуповатым и резким мальчишкой-наглецом, сколько подлым и абсолютно трусливым негодяем, желающим обрести славу максимально простым способом. На протяжении почти двух часов главный герой (или антигерой?) претерпевает различные лишения, которые в нормальной сказке наверняка послужили бы уроком любому персонажу, и много рефлексирует. Но заметную трансформацию характер персонажа если и претерпевает, то только в самом конце. Да и то не сказать, что радикальную.
Но когда Лоури пытается выстроить внятное повествование, кино начинает разваливаться на части. Сколько ни прикрывайся медитативным и неторопливым ритмом или необычным визуалом, а скрыть водянистые и зачастую бессмысленные диалоги, а также бесцельные блуждания главного героя от зрителя невозможно. Кроме того, с лёгкостью можно критиковать и основную мораль фильма: Гавейн почти все два часа не только не учится на своих ошибках, но и до самого конца остаётся всё тем же неприятным персонажем. Который если что-то и понимает, то только в последнюю минуту истории.
Роман «Сэр Гавэйн и Зелёный рыцарь» был написан неизвестным автором в XIV веке и дошёл до наших дней всего в одном экземпляре. Гавэйн – племянник мифического короля Артура и один из рыцарей Круглого стола, поэтому многим зрителям его имя может быть знакомо. В 1925 году роман заново популяризировал Дж. Р. Толкин, который перевёл его со среднеанглийского на современный английский язык. По легенде сэр Гавэйн принял вызов Зелёного рыцаря и через год пошёл на его поиски, чтобы выполнить условие его игры. Подробнее о содержании романа рассказано в ролике от компании-прокатчика «ВОЛЬГА».
Завязка фильма Дэвида Лоури, известного по камерным инди-фильмам вроде «Истории призрака», несколько отличается от оригинала. Гавэйн (Дэв Патель) – ещё не рыцарь, а просто племянник пожилого короля Артура (Шон Харрис). Гавэйн беспечно прожигает жизнь с девушкой-простолюдинкой Эссель (Алисия Викандер). Король приглашает его на ужин в честь Рождества, на который также заявляется загадочное мифическое существо – Зелёный рыцарь (Ралф Айнесон).
Зелёный рыцарь предлагает игру: любой из присутствующих может вступить с ним в бой и нанести удар. Но через год смельчаку придется прийти в зелёную часовню, где Рыцарь ответит ему таким же ударом. Гавэйн хочет впечатлить короля и отрубает Зелёному рыцарю голову, но тот не умирает, а просто уходит, забрав голову с собой. А значит, через год Гавэйну приходится сдержать своё слово: он едет к назначенному Рыцарем месту, чтобы подставить шею под его топор.
Плюсы
Уникальный сказочный стиль
По словам Дэвида Лоури, у него не было цели создать исторически достоверный фильм. Действие «Легенды о Зелёном рыцаре» происходит в фэнтези-мире, далеком от реального. Так называемый «слепой» кастинг (без оглядки на расу героев и актёров) позволил сделать Гавэйном Дэва Пателя, британца индийского происхождения, сестрой короля Артура – Сариту Чоудри, и так далее.
В фильме Лоури нет настоящего Средневековья. Есть сказочное измерение, так же слабо связанное с реальностью, как сами мифы о короле Артуре. Мерки историчности и соответствия Англии тех времен к нему не подходят. Так что Гавэйн видит звёздный атлас на дне озера, Леди (также в исполнении Алисии Викандер) делает его фотографический портрет и переводит книги, что невозможно в XIV веке, а за замок её мужа Лорда (Джоел Эгертон) вполне сойдет венгерская крепость.
Атмосфера мрачной и взрослой сказки не покидает на протяжении всего просмотра. Повествование разделено на главы: «Рождественская игра», «Слишком быстрый год», «Доброта» и так далее. Все страхи Гавэйна визуализируются, зритель погружается в воображение героя. Например, если Гавэйн связан на земле и не знает, как освободиться – он непременно увидит себя мёртвым, что тут же побуждает его действовать. При этом каждый момент нерешительности, сомнений, испуга героя не пересказывается вслух, а подкреплен картинкой: зрители могут его увидеть и прочувствовать. Визуальное повествование ведётся очень медленно, местами почти медитативно — хотя это можно отнести как к плюсам, так и к минусам картины.
«Легенда» наполнена деталями, из-за которых фильм хочется пересмотреть несколько раз. Некоторые символы заметны с первого взгляда: история о Зелёном рыцаре объединяет в себе языческие предания (например, похожий миф о Кухулине) и христианское толкование, поэтому корона Артура имеет сзади причудливый круг, напоминающий нимб. Год до встречи с Рыцарем проходит так быстро, что показан буквально несколькими кадрами: местные дети смотрят кукольный спектакль, пересказывающий прошлое и будущее Гавэйна.
Но есть и гораздо менее очевидные, захватывающие мелочи, которые Лоури с удовольствием раскрывает в интервью. Например, режиссёр вдохновлялся олдскульным фэнтези-кино, поэтому «Легенда» полна отсылок к трилогии «Властелин колец» Питера Джексона и к «Виллоу» Рона Ховарда. Но по-настоящему проработку каждого кадра можно осознать на примере мантии короля Артура: Лоури спрятал в ней отсылки к своим предыдущим фильмам.
Трактовка легенды и открытость для интерпретаций
Роман о сэре Гавэйне был типичной рыцарской историей, показывающей, что добродетель всегда побеждает, даже если по пути совершать ошибки и оступаться. Но Гавэйн в версии Лоури – гораздо более близкий любому зрителю герой. Он испытывает страх, недоверие и лень, лжёт и проявляет трусость, и несколько раз хочет бросить своё путешествие и повернуть назад. Это прекрасная история преодоления слабостей с непредсказуемым концом: может быть, в дело вмешается магия? А что, если главный герой просто струсит и действительно повернёт назад?
В основную легенду о Гавэйне Лоури вплетает много других историй – изменены даже испытания, через которые он проходит. Но все побочные сюжеты выбраны неслучайно. К примеру, легенда о святой Виннифред не относится к циклу о короле Артуре. Однако исследователи — например, профессор средневековой литературы из университета Итака Майкл Туми, полагают, что маршрут Гавэйна лежал через город Холивелл. По легенде, именно там безглавили Виннифреду. Отец Виннифреды приложил голову девушки к её шее, и та ожила, но до конца жизни ходила с белым шрамом на шее; такой же шрам получает Гавэйн в романе.
«Легенда» получилась многомерной, открытой для вольной интерпретации зрителями. История Гавэйна — это не только личный рыцарский квест: в ней спрятано и противостояние природы и человека, и размышления о настоящей природе рыцарства, и даже небольшая рефлексия на сложные отношения с матерью. В фильме, как и в легенде, постоянно фигурирует пояс – мать сплела, зачаровала и отдала его Гавэйну в дорогу, чтобы сохранить ему жизнь. В этом символе нет чёткого значения, его ищет и устанавливает сам зритель.
Минусы: обрывочное повествование и затянутость
Двухчасовая «Легенда» развивается настолько неспешно и вместе с тем неровно, что смотреть её придётся в пару подходов. Между разными приключениями Гавэйна действие сильно проседает. Чтобы несколько минут наблюдать за тем, как Дэв Патель несколько минут грустно едет на лошади или бредёт через леса и долины, нужна выдержка.
Лоури вроде бы показал законченную историю, но финал остался максимально открытым – и в конце фильма не покидает ощущение, что из него выкинули ещё пару кадров. Даже с учётом большого хронометража в «Легенде» хочется видеть больше рыцарских приключений (и меньше сцен-филлеров).
Мешает и то, что многие части фильма непонятны без предварительного знания легенды. С одной стороны, Лоури сделал историю Гавэйна своей, заменив многие элементы. С другой – фильму не хватает баланса между объяснением сюжета и уникальной интерпретацией режиссёра. О том, что мать Гавэйна – ведьма Моргана, зрители наверняка догадаются, но один из главных сюжетных поворотов от них точно ускользнёт.
В оригинальной легенде Зелёный рыцарь явился Гавэйну в виде Лорда. Лорд пригласил его погостить в замке и также предложил игру, но герой в итоге нарушил правила. Фильм вообще не объясняет, что Рыцарь и Лорд – одно и то же существо. Ближе к финалу говорящий лис, который путешествует с Гавэйном, даёт ему подсказку («Рыцарь – тот, кого ты знаешь»), но интерпретировать её можно по-разному; так происходит и в других частях картины.
Вердикт
«Легенда о Зелёном рыцаре» стоит настолько далеко от голливудских рыцарских и исторических фильмов, насколько это возможно. Её сюжет лишен масштаба, нет крупных баталий (кроме сцены в финале), всё повествование сжато до истории одного конкретного героя. Этим картина выгодно отличается от провального «Меча короля Артура» Гая Ричи, создатели которого пытались в одном фильме задать целую киновселенную Рыцарей круглого стола.
Читайте также: