Рабочая программа внеурочная деятельность 3д моделирование для 5 класса
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 02.07.2013).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
Нормативно-правовая база образовательной программы системы внеурочной деятельности. ФГОС НОО.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (от 29.08.2013 г.).
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер- конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Повышать интерес молодежи к инженерному образованию.
Показать возможности современных программных средств для обработки трёхмерных изображений.
Познакомить с принципами и инструментарием работы в трехмерных графических редакторах, возможностями 3D печати.
Развитие творческого мышления при создании 3D моделей.
Формирование интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
Формирование навыков моделирования через создание виртуальных объектов в предложенной среде конструирования.
Углубление и практическое применение знаний по математике (геометрии).
Расширение области знаний о профессиях.
Участие в олимпиадах, фестивалях и конкурсах технической направленности с индивидуальными и групповыми проектами.
Общая характеристика
Место в учебном плане
Результаты освоения личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам при работе с графической информацией;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
умение использовать терминологию моделирования;
умение работать в среде графических 3D редакторов;
умение создавать новые примитивные модели из имеющихся заготовок путем разгруппировки-группировки частей моделей и их модификации;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников;
владение устной и письменной речью.
Формы организации учебных занятий:
проектная деятельность самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
индивидуальная и групповая исследовательская работа;
знакомство с научно-популярной литературой.
практические работы;
мини-проекты.
Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов).
Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей).
Систематизирующий (беседа по теме, составление систематизирующих таблиц, графиков, схем и т.д.).
Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).
Групповая работа.
Инструктаж по технике безопасности.
2D и 3D. Тела, поверхности, кривые, полигоны. Камеры. Навигация, проекции.
Базовые инструменты (2 часа)
Интерфейс Google Sketchup. Основные инструменты. Выбор. Компонент. Ластик. Палитра. Инструменты рисования: Линия, Дуга, От руки, Прямоугольник, Окружность, Многоугольник.
Навигация в сцене (2 часа)
Камера. Вращение. Панорамирование. Лупа. Окно увеличения. Показать все. Предыдущий вид. Следующий вид. Виды.
Инструменты и опции редактирования (6 часов)
Вдавить и Вытянуть. Следуй за мной. Контур. Перемещение. Вращение. Масштабирование. Плоские и Криволинейные поверхности. Смягчение и сглаживание ребер.
Построение моделей (13 часов)
Группа. Выбор в быстрой последовательности. Выбор и создание группы через контекстное меню. Фиксация группы. Инфо по элементу. Редактирование внутри группы.
Измерения. Инфо по модели. Единицы измерения.
Строим точно. Управление инструментами рисования. Линия. Дуга. Прямоугольник. Поменять стороны поверхности. Окружность. Многоугольник. Управление фокусным расстоянием объектива. Управление инструментами модификаций. Вдавить / Вытянуть. Следуй за мной. Контур. Перемещение. Вращение. Масштабирование. Конструкционные инструменты. Рулетка. Транспортир. Оси. Строим модель в размерах.
Рабочая визуализация (5 часов)
Настройки видеокарты. скрыть/показать. Стили отображения поверхностей и ребер. Стили поверхностей. Стили ребер. Тени.
Материалы. Палитра. Диалоговое окно Материалы.
Текстурирование. Позиция текстуры. Создать уникальную текстуру. Комбинировать текстуры. Назначить фототекстуру.
Диалоговые окна Слои. Сцены. Стили.
Печать 3D моделей (3 часа)
Технологии 3D печати. Экструзия. 3D принтер «Альфа» особенности подготовки к печати. Приложение Netfabb Basic. Интерфейс приложения Repetier-Host.
Творческие проекты (4 часа)
Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в редакторе трехмерной графики Google Sketchup.
7. Требования к уровню подготовки выпускников
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
Осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
Основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Устанавливать аналогии;
Строить логическую цепь рассуждений;
Осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Осознанно владеть общими приёмами решения задач;
Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
-Роботехника, 3- D моделирование и прототипирование на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 класс.: методическое пособие/ Е.Ю.Оганевская,И.В.Князева,С.В.Гайсина .- Каро,2017.
-3- D моделирование и прототипирование. 7 класс.: учебное пособие/ Д.Г.Копосов.- Бином. Лаборатория знаний,2019.
Формы контроля:
Проект (индивидуальный или групповой)
Темы проектов для 5 класса
1.Герои русских народных сказок (на выбор)
При помощи технологии объемного рисования создать модель по теме проекта (на выбор). В дополнение к главным героям необходимо создать модель общей композиции. Обязательно наличие эскиза общей модели и модели главного героя на отдельном листе выполненного материалом на выбор (карандаш, цветные карандаши, краски).
Темы проектов для 6 класса
Герои мультфильмов (на выбор)
При помощи технологии объемного рисования создать модель по теме проекта (на выбор). В дополнение к главным героям необходимо создать модель общей композиции. Обязательно наличие эскиза общей модели и модели главного героя на отдельном листе выполненного материалом на выбор (карандаш, цветные карандаши, краски).
Темы проектов для 7 класса
1.Архитектурные элементы
2.Предметы быта
3.Космические корабли
4. Свободная тема
При помощи технологий объемного моделирования создать трехмерную модель. Смоделировать необходимые элементы, выполнить печать с максимальным качеством. Сохранить созданные файлы, скриншоты с поэтапным выполнением модели. Выполнить двухмерный чертеж полученного изделия на формате А4 в соответствии с ЕСКД.
Содержимое разработки
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67»
ПРИЛОЖЕНИЕ № __ к ООП ООО
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«3 D моделирование»
срок реализации: 3 года
Составители рабочей программы:
Шаповалова А.Л., учитель ИЗО
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учетом устойчивых познавательных интересов. Освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учѐбе и повседневной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные результаты :
Выпускник научится
Выпускник получит возможность научиться
основным приемам работы с 3D ручкой;
использовать понятия и термины компьютерного 3D-моделирования;
основным навыкам построения простейших чертежей в среде 3D моделирования;
самостоятельно создавать простые модели реальных объектов.
основным приемам и навыкам создания и редактирования чертежа с помощью инструментов 3D-среды;
печатать с помощью 3D-принтера базовые элементы и по чертежам готовые модели.
приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования;
освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.
2.Содержание курса
Программа данного внеурочного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу 3 D моделирования. Практические задания, выполняемые в ходе изучения материала курса, готовят учеников к решению ряда задач, связанных с построением объектов геометрии и изобразительного искусства.
Курс с одной стороны призван развить умения использовать трехмерные графические представления информации в процессе обучения в образовательном учреждении общего среднего образования, а с другой – предназначен для прикладного использования обучающимися в их дальнейшей учебной или производственной деятельности.
Раздел 1.Основы работы с 3D ручкой (20ч).
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.
Техника безопасности при работе с 3D ручкой.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой.
Общие понятия и представления о форме.
Геометрическая основа строения формы предметов.
Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства.
Практическая работа « Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит)
Раздел 2. Простое моделирование (20 ч).
Практическая работа « Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые»
Раздел 3.Моделирование ( 20 ч).
Создание трѐхмерных объектов.
Практическая работа «Велосипед».
Практическая работа «Ажурный зонтик».
Раздел 4. Проектирование (8 ч).
Создание и защита проекта. «В мире сказок».
Раздел 1. Основы работы с 3D ручкой (20 ч).
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.
Техника безопасности при работе с 3D ручкой.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой.
Общие понятия и представления о форме.
Геометрическая основа строения формы предметов.
Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства.
Практическая работа « Создание плоской фигуры по трафарету»
Раздел 2. Простое моделирование (20 ч).
Практическая работа « Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Украшение для мамы»
Раздел 3. Моделирование (20 ч).
Создание трѐхмерных объектов.
Практическая работа «Качели»
Практическая работа «Самолет».
Раздел 4. Проектирование (8 ч).
Создание и защита проекта. «Любимые мультяшки»
Раздел 1. Основы 3D-моделирования (20 ч).
Основы 3D технологий: история и перспективы.
Что такое моделирование. Виды моделирования.
Модель объекта: материальная и информационная,
виртуальная модель; цели моделирования.
Модель отношений между понятиями: текстовая и графическая модель отношений.
Алгоритм: последовательность действий и алгоритм; известные
алгоритмы; алгоритм и сохранённая информация.
Раздел 2 . Знакомство и работа в программе « T inkercad» (20 ч).
Что нужно сделать, чтобы начать печатать?
Программное обеспечение программы « T inkercad»
Ознакомление с библиотекой программы « T inkercad»
Изучение программы tinkercad..
Создание модели по заданию учителя.
Раздел 3. Архитектура 3D-принтера (10 ч).
3D-принтер — устройство, использующее метод послойного
создания физического объекта по цифровой 3D-модели
Знакомство с моделью 3D принтера «PrintBox3D One»;
Основные компоненты 3D принтера и их функции
(экструдер, платформа, механизм подачи пластика).
Гигиенические, эргономические и технические
условия безопасной эксплуатации 3D принтера.
Знакомство с работой 3D принтера «PrintBox3D One»;
Раздел 4.Моделирование (18 ч).
Моделирование и печать 3D объектов.
Самостоятельное проектирование моделей на заданную тему.
Создание собственного проекта. Настройка принтера. Печать своих проектов.
Особенности курса «3 D моделирование»
содержание образовательной программы реализуется поэтапно с постепенным усложнением заданий. В начале обучения у ребят формируются начальные знания, умения и навыки, обучающиеся работают по образцу. На основном этапе обучения продолжается работа по усвоению нового и закреплению полученных знаний умений и навыков. На завершающем этапе обучения воспитанники могут работать по собственному замыслу над созданием собственного проекта и его реализации. Таким образом, процесс обучения осуществляется от репродуктивного к частично-продуктивному уровню и к творческой деятельности.
Успешное проведение занятий достигается с соблюдением основных дидактических принципов: систематичности, последовательности, наглядности и доступности, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
По мере накопления знаний и практических умений по моделированию педагог привлекает воспитанников самостоятельно проводить анализ моделей, участвовать в проектной деятельности и защите своих проектов.
В процессе обучения важным является проведение различных ролевых игр, небольших соревнований по мере изготовления движущихся и летающих моделей, работа по устранению недочетов и ошибок, ремонт моделей. Все это позволяет закрепить и повторить пройденный материал.
Свобода выбора технического объекта по заданной теме в процессе обучения способствует развитию творчества, фантазии.
Формы организации учебных занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
Внеурочная деятельность может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить три основных вида:
Индивидуальная работа – работа с целью руководства подготовкой докладов, математических сочинений; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиадах.
Групповая работа – систематическая работа с постоянным коллективом учащихся.
Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы.
На практике все эти три вида тесно связаны друг с другом, и только все вместе они дают возможность применения индивидуального подхода к наиболее одарённым обучающимся, вовлечения в группы учащихся разного уровня подготовки с целью оказания помощи. При проведении занятий предусматриваются приёмы парной, групповой деятельности для осуществления элементов самооценки, взаимооценки, умение работать со справочной литературой для нахождения способа выхода из конкретной затруднительной ситуации, сформулированной в условии задания.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
Формы контроля:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий на занятиях. В конце курса каждый обучающийся выполняет индивидуальный или групповой проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится защита проектов, на которой обучающиеся представляют свои проекты и обсуждают их.
Тематическое планирование
Раздел 1.Основы работы с 3D ручкой (20 ч).
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки. Техника безопасности при работе с 3D ручкой
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой.
Геометрическая основа строения формы предметов.
Практическая работа « Создание плоской фигуры по трафарету» (алфавит)
Раздел 2. Простое моделирование (18 ч.)
Выполнение плоских рисунков
Создание плоских элементов для последующей сборки
Выполнение эскиза объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые»
Практическая работа « Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей «Насекомые»
Раздел 3. Моделирование (22 ч.)
Создание трѐхмерных объектов. Выполнение эскиза объёмной фигуры
Практическая работа «Велосипед»
Выполнение эскиза объёмной фигуры
Практическая работа «Ажурный зонтик».
Раздел 4. Проектирование (20 ч.)
Создание проекта «В мире сказок». Разработка эскиза.
Создание проекта. «В мире сказок».
Защита проекта «В мире сказок».
Тематическое планирование
Раздел 1. Основы работы с 3D ручкой (20 ч).
3D ручка. Демонстрация возможностей, устройство 3D ручки.
Техника безопасности при работе с 3D ручкой.
Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой.
Общие понятия и представления о форме.
Геометрическая основа строения формы предметов.
Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства.
разработана на основе «Программы для основной школы: 5-6 классы.
7-9 классы» / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Составитель: Фоминых Кирилл Валерьевич, учитель информатики
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности», создание различных информационных объектов с помощью компьютера. Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых – сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение?» Использование в курсе «Информатика специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
Система заданий, иллюстрирующих место информационных технологий в современном обществе, профессиональное использование информационных технологий, способствующих осознанию их практической значимости.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели, с формированием самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов с целью выделения необходимой информации.
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия
Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, Интернет-сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации;
составление знаково-символических моделей, пространственно-графических моделей реальных объектов;
использование готовых графических моделей процессов для решения задач;
опорные конспекты – знаково-символические модели.
анализ коротких литературных текстов и графических объектов, отбор необходимой текстовой и графической информации;
работа с различными справочными информационными источниками.
Постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности для решения проблем творческого характера: создание различных информационных объектов с использованием свободного программного обеспечения.
Коммуникативные УУД:
Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Учащийся научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебниках, энциклопедиях, справочниках, в том числе гипертекстовых;
Осуществлять сбор информации с помощью наблюдения, опроса, эксперимента и фиксировать собранную информацию, организуя её в виде списков, таблиц, деревьев;
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
Основам смыслового чтения с выделением информации, необходимой для решения учебной задачи из текстов, таблиц, схем;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
Строить логическую цепь рассуждений;
Осуществлять подведение под понятия, на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Обобщать, то есть осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Учащийся получит возможность научиться:
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Осознанно владеть общими приёмами решения задач;
Формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Формы организации внеурочной деятельности
Виды учебной деятельности учащихся
Введение. Основные понятия компьютерной графики.
Рассмотрение видов программного обеспечения для 3D моделирования
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Двухмерное рабочее поле. Трехмерное пространство проекта-сцены.
Основные понятия о координатной плоскости, и расположении объектов на ней.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Цветовое кодирование осей
Перемещение объектов вдоль осей координат
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Камеры, навигация в сцене, ортогональные проекции (виды).
Способы изучения объектов
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Три типа трехмерных моделей. Составные модели
Способы группировки примитивов в единое целое.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Плоские и криволинейные поверхности. Сплайны и полигоны
Создание различных типов поверхностей.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Интерфейс программы. Главное меню. Панели инструментов.
Изучение сочетаний клавиш, и основных инструментов проектирования
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Базовые инструменты рисования.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Логический механизм интерфейса. Привязки курсора.
Типы точек привязки (прилипания)
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Построение плоских фигур в координатных плоскостях.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Стандартные виды (проекции).
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Инструменты и опции модификации
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Измерения объектов. Точные построения.
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Материалы и текстурирование.
Использование текстур для изменения внешнего вида объектов
Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы внеурочной деятельности
Класс (количество часов)
Вводные занятия. Правила поведения и ТБ. Установка программного обеспечения. Интерфейс, особенности ПО. Вхождение в 3D моделирование. Настройка принтера.
Обзор возможностей создания трехмерных моделей. Знакомство с программой печати, правила управления моделями (выбор из каталога).
Преобразование цифровой модели. Настройка печати, обзор параметров. Печать.
Изучение настроек с расширенными параметрами. Выбор пластика для принтера. Создание трехмерной модели.
Правила поведения и ТБ. Этап нарезки. Настройка принтера. Замена сопла.
Настройка печати, установка параметров. Печать трехмерной модели.
Установка более сложных параметров. Разработка и подготовка проектной модели.
Изготовление контрольной детали.
Вращение, масштабирование и выравнивание. Трёхмерная визуализация.
Инструменты для обслуживания. Печать
Подведение итогов. Заключительное занятие. Фотоотчет. Перспективное планирование.
Календарно-тематического планирование внеурочной деятельности
Дата по плану
Дата по факту
Тема занятия
Введение в моделирование. Техника безопасности и правила поведения. Распределение по компьютерам.
Разновидности трехмерных редакторов. Обзор программы SketchUp. Выбор шаблона.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «З D моделирование» составлена:
на основе федерального закона "Об образовании, ФГОС ООО, ООП ООО и Учебного плана МОУ «Новохоперская СОШ №2»;
в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования;
Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности как отражение требований ФГОС.
Работа с 3D графикой - одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры, но и любители. Данное направление ориентирует подростков на рабочие специальности, воспитывают буду щи х инженеров-разработчиков, технарей, способных к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производительной деятельности.
Занятия по 3D моделированию помогают приобрести глубокие знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки, воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Знания, полученные при изучении программы «3D моделирование», учащиеся могут применить для подготовки мультимедийных разработок по различным предметам: математике, физике, химии, биологии и др. Трехмерное моделирование служит основой для изучения систем виртуальной реальности.
Сферой применения 3D графики является моделирование сложных трехмерных объектов в архитектуре, строительстве, энергосетях, инженерии, дизайне интерьеров, ландшафтной архитектуре, градостроительстве, дизайне игр, кинематографе и телевидении, деревообработке, 3d печати, образовании и др.
Актуальность данного курса состоит в том, что она направлена на овладение знаниями в области компьютерной трехмерной графики, конструирования и технологий на основе методов активизации творческого воображения, и тем самым способствует развитию конструкторских, изобретательских, научно-технических компетентностей и нацеливает детей на осознанный выбор необходимых обществу профессий, как инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик, дизайнер и т.д.
Программа нацелена на организацию внеурочной деятельности учащихся среднего и старшего звена основной школы. Для занятий по общеразвивающей программе технической направленности рекомендуются дети, имеющие знания, умения и навыки в области информатики, математики, физики, моделирования.
В курсе рассматриваются задачи по созданию 3D моделей с помощью специализированного программного обеспечения Autodesk 123 D Design и их печати на 3Б-
принтере. Освоение данного направления позволяет решить проблемы связанные с недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации.
Деятельность по моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.
Поддержка и развитие детского технического творчества соответствуют актуальным и перспективным потребностям личности и стратегическим национальным приоритетам Российской Федерации.
Цели курса «3D моделирование»:
научить решению задач моделирования объемных объектов средствами информационных технологий;
познакомить с принципами работы 3D графического редактора « Autodesk 123 D Design » и 3D принтера.
Исходя из поставленных целей, можно выделить ряд образовательных задач , которые решает данный курс:
формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
способствование развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям;
развитие творческого, логического и алгоритмического мышления при создании 3D моделей.
привитие навыков моделирования через разработку моделей в предложенной среде конструирования;
построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам;
анализ результатов и поиск новых решений, экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
Основным методом обучения в курсе «3D моделирование» является метод проектов. Проектно-исследовательские технологии обеспечивают системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения нового знания и позволяют проводить разноуровневое обучение. Проектно-исследовательская деятельность позволяет развивать исследовательские и творческие способности обучающихся.
Основными, характерными при реализации данной программы, формами проведения занятий являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
При проведении занятий трад ици онно используются три формы работы :
демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;
фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением
самостоятельная , когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Также используются практические работы, проектные работы, лекции, видео-лекции, практикумы . Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Данная программа ориентирована на детей среднего шк ольного возраста (10-11 лет).
Срок реализации программы - 1 год. Программа предусматривает 35 учебных часов: по 1 часу в неделю.
Творческое объединение «Основы 3D-моделирования» представляет собой начальный курс по компьютерной 3D-графике, дающий представление о базовых понятиях 3D-моделирования в специализированной для этих целей программе. В качестве программной среды выбрано программное обеспечение Blender (свободно распространяемая среда для создания трехмерной графики и анимации).
Работа с 3D графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не, только профессиональные художники и дизайнеры.
Практические задания, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто непросты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и развитие творческих способностей.
Технологии, используемые в организации предпрофильной подготовки по информатике, должны быть деятельностно-ориентированными. Основой проведения занятий служат проектно-исследовательские технологии.
Данный курс Дополнительная образовательная программа курса «Основы 3 D - моделирования» рассчитана на 0,5 часа в неделю, 17 часов в год; предназначена для учащихся 5 класса и направлена на создание условий для развития личности ребенка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, способствует развитию творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих наук.
Целью программы является знакомство с принципами работы 3D графического редактора Blender , формирование понятия возможности современных программных средств для обработки графических изображений.
Основные задачи программы:
- дать представление об основных возможностях создания и обработки изображения в программе Blender ;
- научить создавать примитивные трёхмерные картинки, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
- ознакомить с основными операциями в 3D - среде;
- способствовать развитию алгоритмического мышления;
- формирование навыков работы в проектных технологиях;
- продолжить формирование информационной культуры учащихся;
Программа обучения рассчитана на учащихся, владеющих основными приемами работы в операционной среде Microsoft Windows.
Личностные и метапредметные
результаты освоения курса внеурочной деятельности
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
· готовность и способность к самостоятельному обучению на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования с учётом устойчивых познавательных интересов.
· освоение материала курса как одного из инструментов информационных технологий в дальнейшей учёбе и повседневной жизни.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
· освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
· формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы;
· оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
· строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям, строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки.
· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Содержание курса внеурочной деятельности
- История трех мерной графики. Знакомство с программами для 3D моделирования.
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. Программы для 3 D -моделирования: Blender , Autodesk , 3 D - max . Правила техники безопасности.
- Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними
Основные понятия 3-хмерной графики. Blender . Начало. Создание и восстановление последней сессии. Трансформация. Создание снеговика. Моделирование. Быстрое дублирование объектов. Создание счетов, стола и стульев. Жонглирование объектами в Blender . Примитивы в Blender . Изучаем горячие клавиши Blender одной мышью. Камера. Знакомство с камерой Blender . Посмотрим глазами камеры. Красота в пространстве. Учимся правильно видеть при 3 D моделировании в Blender . Реальное ускорение моделирования в Blender . Работа с массивами. Создаем шахматы и шахматную доску. Тела вращения. Создание самого популярного бриллианта КР-57. Инструменты нарезки и удаления.
Выполнение тематических проектов: «Фрукты и овощи», «Животные», «Школа будущего».
Тематическое планирование
с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
История трех мерной графики. Знакомство с программами для 3 D моделирования
Соотносить этапы создания 3 D – модели (моделирование, текстурирование, освещение, анимация, визуализация) и возможности программ для создания трехмерной графики по их реализации;
определять инструменты программ для 3 D - моделирования для выполнения базовых операций по созданию 3 D - моделей
Области использования 3-хмерной графики и ее назначение. Демонстрация возможностей 3-хмерной графики. ТБ.
Программы для 3 D -моделирования: Blender , Autodesk , 3 D - max
Введение в трёхмерную графику. Создание объектов и работа с ними.
Выбирать и запускать нужную программу;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с объектами (изменять размеры, дублировать, жонглировать);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ
Основные понятия 3-хмерной графики
Blender . Начало. Создание и восстановление последней сессии
Трансформация. Создание снеговика.
Моделирование. Быстрое дублирование объектов. Создание счетов, стола и стульев.
Жонглирование объектами в Blender .
Примитивы в Blender . Изучаем горячие клавиши Blender одной мышью.
Камера. Знакомство с камерой Blender . Посмотрим глазами камеры.
Красота в пространстве. Учимся правильно видеть при 3 D моделировании в Blender
Реальное ускорение моделирования в Blender . Работа с массивами.
Создаем шахматы и шахматную доску. Тела вращения
Создание самого популярного бриллианта КР-57. Инструменты нарезки и удаления
Проектные работы
Выполнение тематических проектов«Фрукты и овощи», «Животные», «Школа будущего»
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
2. Мортье Шамс. 3 ds max для чайников. Диалектика. Москва – Санкт-Петербург - Киев, 2006
3. Прахов Андрей. Blender. 3D-моделирование и анимация. Руководство для начинающих-СП.: БХВ, 2009.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897.
Читайте также: