Программа кружка компьютер для начинающих
Примерная программа внеурочной деятельности: начальное и основное образование (стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011 и авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011, авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка «Компьютерная азбука», несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint
Текстовый редактор MS Word 2010
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
Редактор Power Point 2010
Основное направление – обще интеллектуальное.
Основной вид деятельности – познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели :
формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Задачи :
развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формы организации учебной деятельности :
Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Темы, рассматриваемые в курсе «Компьютерная азбука»
Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)
Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)
Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)
Программа « Power Point » (7 ч)
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий.
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
В процессе изучения выпускник научится:
- ставить учебные цели ;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
В процессе изучения курса выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (34 часа)
Раздел 1.Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой
Содержание материала: Операционная система Windows . Клавиатура. Компьютерные игры.
Формы занятий: игра
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.3 Получение навыков работы с мышью.
Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер
Раздел 2. Компьютерная графика
Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)
Содержание материала: Итоговая работаСоздание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Раздел 3. Текстовый редактор
Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.2Отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.3 Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста
Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.4 Текстовый редактор Word : вставка рисунков, надписи WordArt
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписи WordArt .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.5 Текстовый редактор Word : поздравительная открытка
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.6 Текстовый редактор Word : титульная страница книги
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.7 Текстовый редактор Word : копирование текста
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты
Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.9 Текстовый редактор Word : построение таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word . Структура таблицы. Построение таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word . Построение и редактирование таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.11 Текстовый редактор Word : работа с таблицами
Содержание материала: Таблицы в Word . Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.12 Текстовый редактор Word : вставка символов
Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt
Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.14 Текстовый редактор Word :работа с фигурами
Содержание материала: Фигуры в Word . Вставка и изменение фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word .
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр
Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление
Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Раздел 5. Компьютеры в океане информации
Тема 5.1 Информация. Количество информации
Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации
Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы
Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Раздел 6. Алгоритмы
Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.
Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Формы занятий: теоретическое занятие - игра
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.
Тема 1. Здравствуй, класс компьютерный.
Занятие 1. Вводное занятие.
Введение в программу. Определение степени знакомства детей с компьютером. Индивидуальные беседы о назначении компьютера, его роли в жизни человека. Выяснить, у кого из детей есть компьютер дома. Разрешают ли родители проводить за ним время? Экскурсия в компьютерный класс.
Занятие 2. Адаптация к компьютерному классу. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Способствование развитию интереса к занятиям. Развивающая игра «Найди 10 отличий».
Тема 2. Устройство компьютера.
Занятие 1. Составные части компьютера.
Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Расширение кругозора и развитие интеллектуальных способностей. Развивающая игра «Определи признаки осени».
Занятие 2. Устройство «монитор».
Знакомство с устройством «монитор». Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Дни недели. Развивающая игра «Составь картинку «Часы».
Занятие 3. «Рабочий стол».
Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие умений соблюдать последовательность действий, заданных устно. Развивающая игра «Одень куклу по сезону»
Занятие 4. Манипулятор «мышь».
Знакомство с манипулятором «мышь». Объяснение принципа работы. Развитие навыка управления компьютерной мышкой. Развитие внимания, быстроты реакции. Развивающая игра «Найди лишнее».
Занятие 5. Клавиатура.
Знакомство с клавиатурой. Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Тренировочные упражнения.
Тема 3. Компьютерные игры.
Занятие 1. Дидактические игры.
Знакомство с некоторыми разновидностями компьютерных игр. Дидактические игры. Совершенствование навыков владения компьютерной мышкой и умения использовать ярлыки программ. Развитие абстрактно – логического мышления, быстроты реакции. Компьютерная игра «Пазлы».
Занятие 2. Занятие-игра. Знакомство с развивающей игрой «Лото» для повышения мотивации в обучении работе с компьютерной техникой. Закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки.
Занятие 3. Математические компьютерные игры.
Знакомство с математическими компьютерными играми. Развивающая игра «10 обезьянок». Развитие зрительного и слухового восприятия.
Занятие 4. Лингвистические игры.
Коммуникативная игра «Опиши картину и придумай продолжение». Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.
Тема 4. Текстовый редактор «Word».
Занятие 1. Знакомство с текстовым редактором.
Названия и функции основных клавиш. Совершенствование работы с мышью. Буквенный ряд. Развивающая игра «Буквы». Развитие комплексного мышления, памяти.
Занятие 2. Путешествие по клавиатуре.
Знакомство с клавишей «Shift», понятием «строчные» и «заглавные» буквы. Развитие умения использовать «Enter», «Пробел», «Стрелка». Совершенствование навыка работы с клавиатурой и мышью. Развивающая игра «Составь слово».
Занятие 3. Закрепление полученных знаний.
Закрепить знания основных клавиш. Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста. Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 4. Маленькие наборщики.
Закрепить знания о клавиатуре. Развитие навыка набора отдельных слов. Совершенствование языковых компетенций. Лингвистические игры.
Занятие 5. Цифровой ряд клавиатуры.
Знакомство с цифровым рядом клавиатуры. Формирование умения использовать цифровой ряд при наборе задач и примеров. Закрепление элементарных математических навыков. Математическая игра «Волшебные цифры».
Тема 5. Практическая работа «Создание и редактирование текста».
Обобщение темы «Текстовый редактор «Word».Способствование развитию устной и письменной речи. Определение степени усвоения детьми данной темы.
Тема 6. Графический редактор «Paint». Работа с инструментами.
Занятие 1. Веселая «рисовалка». Инструменты «Карандаш», «Кисть».
Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть». Развитие эстетического вкуса, творческого воображения. Формирование наглядно – образного мышления, творческого рисования. Рисунок «Волшебная палочка». Развивающая игра «Раскрась картинку».
Занятие 2. Инструмент «Ластик».
Развитие навыка работы с инструментом «Ластик»,с панелью команд: «Файл» - «Создать». Рисунок «Фоторобот».
Занятие 3. Палитра. Инструмент «Заливка».
Познакомить с палитрой цветов, понятием «замкнутый контур» и инструментом «Заливка». Создание простого рисунка, используя графические примитивы и встроенные инструменты графического редактора. Развитие творческих способностей. Рисунок «Бабочка и цветы». Игра «Составь картинку».
Занятие 4. Закрепление полученных навыков.
Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Раскрашивание замкнутого контура. Развитие обобщающих категорий. Игра «Раскрась картинку».
Занятие 5. Основной цвет кисти и фона.
Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона. Развитие творческого воображения. Рисунок «Облака».
Занятие 6. Инструмент «Распылитель».
Знакомство с инструментом «Распылитель». Закрепление навыков работы в среде графического редактора. Рисунок «Зимний пейзаж».
Занятие 7. Создание компьютерного рисунка «Снеговик».
Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с зимними играми и забавами. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Развивающая игра «Составь картинку «Снеговик».
Занятие 8. Знакомство с панелью команд и инструментом «Пипетка».
Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних животных. Сохранение рисунка «Дикие и домашние животные». Игра «Звуковое лото»
Тема 7. Творческая мастерская.
Обобщение знаний по программе «Paint», панель инструментов; определение уровня усвоения программного материала. Развитие самостоятельности, фантазии. Рисунок по выбору.
Тема 8. Графический редактор «Paint». Построение линий и фигур.
Занятие 1. Классификация геометрических фигур. Понятие «орнамент».
Виды геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Формирование умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие навыков конструирования и моделирования. Рисунок «Коврик для мышки». Игра «Мозаика».
Занятие 2. Инструмент «Овал».
Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Развитие фантазии, творческих способностей. Рисунок «Воздушные шары».
Занятие 3. Инструменты «Линия» и «Прямоугольник».
Знакомство с инструментами «Линия», «Прямоугольник». Развитие навыков геометрического моделирования и конструирования. Символика России. Рисунок «Российский флаг».
Занятие 4. Закрепление умений в использовании инструментов.
Закрепление умения использовать инструменты графического редактора. Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Логическая задача «Найди домик Круга». Инсценировка «Геометрические фигуры».
Занятие 5. Инструмент «Кривая линия».
Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия. Рисунок «Морской пейзаж».
Занятие 6. Закрепление навыка работы с инструментом «Кривая линия».
Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений. Рисунок «Ночной пейзаж».
Тема 9. Устройство «Принтер».
Знакомство с принтером, его назначением и возможностями. Составление компьютерной игры для печати «Лабиринт».
Тема 10. Викторина «Компьютер – мой новый друг».
Закрепление материала по данному курсу. Загадки, дидактические, математические, лингвистические игры.
Методическое обеспечение программы.
Формы проведения занятий: беседа, практическое задание, занятие-игра, игры, тренировочные упражнения, викторина, экскурсия, творческая мастерская.
Важнейшая функция компьютера - обучающая. Игры тщательно подобраны с учетом возраста и учебной направленности. Специально созданные компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может не только представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Такой подход позволяет развивать у детей важные операции мышления – обобщение и классификацию.
Методы организации учебно – воспитательного процесса.
При обучении используются следующие методы организации учебно –воспитательного процесса: словесные, наглядные и практические. Выбор методов обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Перечень дидактических материалов.
Дидактическое обеспечение курса: книги, стенды, иллюстрации, слайды, обучающие прикладные программы в электронном виде.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме, возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Материально – технические средства.
- компьютерный класс,оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
- компьютеры, состоящие из монитора, системного блока, клавиатуры и «мышки».
- учитель математики и информатики МБОУ Тургеневской СОШ Соколова О. М. ;
- воспитатель МБДОУ детский сад № 34 Ярова О. В.
Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. : ВЛАДОС, 2004
2. Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддьяков. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
3. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О. Е. Лебедева. — М. : ВЛАДОС, 2000.
4. Дошколенок + компьютер: перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5 – 7 лет/ авт. –сост. Л. А. Коч, Ю. А. Бревнова. –Волгоград: Учитель, 2011. – 179 с.
5. Электронные ресурсы.
ФИЗО характеристика программ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ДЕТСТВО[cut=Читать далее. ] Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Раздел ФИЗО В ПРОГРАММЕ РАДУГА Раздел ФИЗО В.
Презентация работы кружка «Творим, выдумываем, сочиняем» Презентация работы кружка "Творим, выдумываем, сочиняем"Недавно,в своем блоге, я знакомила с программой кружка "Творим, выдумываем, сочиняем".
Основное планирование материала ведется в соответствии с программой дополнительного образования по внеучебной деятельности для учащихся начальной школы Луповой Т.А. «Компьютер и я» Торжок 2010 ББК 74.202 УДК Л – 82, а также программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.
Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011 «Информатика в играх и задачах»), дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого «Изучение информатики в начальной школе».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КРУЖКА «Компьютер и я» (модифицированная) »
Директор МКОУ НОШ №17
_______________________
«____» __________ 2013 г.
Согласовано:
Зам. директора по ВР
Ковалёва С.В.
_______________________
«____» __________ 2013 г.
Рассмотрено:
На педагогическом совете, №__
_______________________
«____» __________ 2013 г.
«Компьютер и я»
учителя информатики высшей категории
МКОУ НОШ №17
Швец Владимира Ивановича
Основное планирование материала ведется в соответствии с программой дополнительного образования по внеучебной деятельности для учащихся начальной школы Луповой Т.А. «Компьютер и я» Торжок 2010 ББК 74.202 УДК Л – 82, а также программой общеобразовательных учреждений по курсу «Информатика», рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и авторской программой «Информатика» 1-11 классы, в частности программой курса «Информатики для 2-4 классов начальной школы» под редакцией Н.В. Матвеевой и М.С Цветковой издательства БИНОМ, Лаборатория знаний, М. 2012.
Занятия в рамках данного курса предполагают также использование в работе учебно-методического комплекта (УМК) под редакцией Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2011 «Информатика в играх и задачах»), дополнительный компонент курса составлен на основе авторской программы курса информатики Тур С.Н., Бокучава Т.П. для 1-4 классов, допущенной Министерством образования и науки к изучению в общеобразовательных школах, является частью целевого «Изучение информатики в начальной школе».
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ………………………………….…….5
1.2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины……………….…….5
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………..………………………………………7
2.1. 1-й год обучения.
Тематический план …………………………. 7
2.3. 2-й год обучения.
Тематический план …………………………. 11
Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….……………………………….………..….16
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.
Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.
Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.
Характеристика программы:
Программа «Компьютер и я» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для учащихся 3-4 классов.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Занятия проводятся со всем составом группы, по 1 часу 2 раза в неделю. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для глаз.
Срок освоения программы – 2 года.
Объем курса – 144 часа. Каждый год обучения рассчитан на 72 часа.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы на компьютере и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Увеличение количества участников дистанционной игры-конкурса по информатике «Инфознайка».
Создание банка данных детских работ (статей, рисунков, презентаций) для использования в учебно-воспитательном процессе.
Совершенствование материально-технической базы.
Формы контроля.
Анкетирование, тестирование, написание и иллюстрирование статей (WORD, POINT), редактирование текстов, создание презентаций POWER POINT, конкурсы работ учащихся, выставки, конференции, презентации и т.д. Теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы после изучения каждого раздела и в конце учебного года.
Данный курс рассчитан на обучающихся 1-х курсов, содержит теоретическую и практическую части. Программа рассчитана на 1 год обучения. Всего 34 час.
На занятиях кружка обучающиеся познакомятся с различными технологиями обработки изображений, методами создания компьютерных рисунков с помощью графических редакторов Paint , Gimp , Painter Net и Photoshop , решениями логических задач.
Необходимость широкого использования графических программных средств стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и, в первую очередь, благодаря службе World Wide Web, связавшей в единую “паутину” миллионы отдельных домашних компьютеров. С каждым годом количество учащихся активно используемых ресурсы Интернет растет. Даже беглого путешествия по Web -страницам достаточно, чтобы понять, что страница, оформленная без компьютерной графики, не имеет шансов выделиться на фоне широчайшего круга конкурентов и привлечь к себе массовое внимание.
Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессионалы, но и обычные пользователи.
Данные технологии играют важнейшую роль в создании компьютерных игр, современной мультипликации, мультимедийных учебников, самостоятельных графических произведений, иллюстраций для разного типа книг, как научных, так и художественных, наглядных пособий, рекламных плакатов, открыток и т.д. В последнее время у молодежи возникает устойчивый интерес к данным видам деятельности.
Цели кружка:
Развить творческие способности учащихся.
Повысить учебную мотивацию учащихся и проверить их способности к информатике
расширять знания полученные на уроках информатики и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области компьютерной графики и обработки фотографий
познакомить учащихся в технологиями видеообработки.
Развивающие:
развивать стремление к самообразованию, обеспечить в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
раскрыть креативные способности, подготовить к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
развивать композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
развивать творческое воображение;
развивать моторику руки, зрительную память, глазомер.
Воспитательные:
формировать информационную культуру учащихся;
воспитывать толерантное отношение в группе.
добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
воспитывать собранность, аккуратность при подготовке к занятию;
воспитывать умение планировать свою работу;
воспитывать умственные и волевые усилия, концентрацию внимания, логичность и развитого воображения;
Актуальность программы в том, что в нашем информационно-компьютерном мире возникла необходимость укрепления связей ребёнка с природой, трудом и искусством.
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию экологической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при изготовлении поделок в технике флористики. А компьютер помогает увидеть необычную форму листочка, травинки, обратить внимание на лепестки неприметного полевого цветка, красоту крыльев бабочки. А педагог с помощью данных технологий учит ребёнка увидеть неброскую красоту родного края, старается разбудить в нем художника, развивает собственное видение мира.
Содержание программы “Компьютерная графика ” не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это переплетение истоков общих знаний о мире, законах бытия, о своем внутреннем мире с умением творчески представить свое видение, понимание, чувствование, осмысление. Содержание программы построено по спирали и на каждом витке усложняется и расширяется рассматриваемые вопросы, понятия, проблемы.
Отличительной особенностью данной программы является явная предметность наших образовательных отношений – это искусство мысли, образа, цвета, чувство знания.
Блок «Компьютерная графика»
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.
заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств для обработки графических изображений;
освоить основные технические приемы работы с растровыми графическими редакторами на примере русскоязычной версии программы Adobe Photoshop, MSPaint др.
Задачи кружка:
Познакомить учащихся с видами и основными понятиями компьютерной графики.
Исследовать достоинства и недостатки растрового изображения.
Познакомить учащихся с основными инструментами растровых графических редакторов на примере русскоязычной версии программы Adobe Photoshop, MSPaint и CorelDraw .
Рассмотреть форматы файлов растровой графики.
Изучить методику сканирования изображений.
Исследовать приемы обработки изображений.
Познакомить учащихся с некоторыми правилами компьютерного дизайна.
Развивать способности учащихся к информатике.
Предоставить учащимся возможность проанализировать их способности в области информатики и информационных технологий.
Место блока.
Блок ориентирован на подготовку обучающиеся к конкурсу и рассчитан на 16 академических часа. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает обучающиеся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.
Раздел «Paint, Gimp, Painter Net»
Содержание раздела:
Занятие 1. Введение в компьютерную графику. Редакторы.
Занятие 2. Графический редактор Paint , , Painter Net .
Занятие 3. Выбор цвета. Палитры цветов. Способы определения цвета. Инструменты.
Занятие 4. Инструмент графические объекты.
Занятие 5. Инструменты Кисть, Заливка.
Занятие 6. Копирование и вставка, поворот объекта
Занятие 7.Работа с фрагментами рисунка.
Занятие 8. Рисование орнаментов. Подписывание рисунков.
Занятие 9. Особенности редактора Gimp
Занятие 10. Инструменты.
Занятие 11 - 16. Разработка и выполнение творческих работ.
Раздел «Adobe Photoshop»
Содержание раздела:
Занятие 1. Введение в компьютерную графику. Сканирование.
Занятие 2. Графический редактор Adobe Photoshop.
Занятие 3. Выбор цвета. Палитры цветов. Способы определения цвета. Инструменты сплошной заливки.
Занятие 4. Приемы обработки изображений. Инструменты ретуши.
Занятие 5. Изобразительные слои. Работа со “слоистыми” изображениями.
Занятие 6. Основные виды фильтров и способы их применения.
Занятие 7. Основные средства и принципы композиции. Фотомонтаж.
Занятие 8. Некоторые эффекты в Adobe Photoshop.
Занятие 9. Создание проекта.
Занятие 10-16. Разработка и защита собственных индивидуальных или групповых проектов.
Темы проектов:
1. Разработка рекламной листовки.
2. Разработка логотипа.
3. Создание визитки.
4. Разработка макета газетной рекламы.
5. Создание статического баннера.
Обучающиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение программы Photoshop, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической частикурса обучающиеся должны уметь:
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др-);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
работать с контурами объектов;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
выполнять обмен файлами между графическими программами.
использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.);
работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений;
применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов;
создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.
Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике М. Лаборатория Базовых Знаний 2001
Леготина С.Н. Элективный курс "Графический редактор Photoshop" (информатика). 10-11 классы. 1-2 часть, - Волгоград, 2005
Блок Создание презентаций PowerPoint (10 часов)
Блок предназначен не только для того, чтобы научить обучающегося средствам и методам создания собственно презентаций, но, в первую очередь, творчески подойти к содержанию работы, научиться работать с литературными источниками и источниками информации, обрести новые знания, повысить свой интеллектуальный уровень. Ознакомить обучающегося с принципами организации и работы в PowerPoint .
Блок включает в себя практическое освоение техники создания мультимедиа презентаций. Его задачей является подготовка обучающиеся к правильному оформлению и защите исследовательских работ и докладов.
знакомство учащихся с общими требованиями к созданию современной презентации
развить у учащихся умения создавать мультимедиа презентации;
развить навыки работы с программным обеспечением;
воспитание усидчивости, выдержки, внимания, аккуратности;
воспитание бережного отношения к оборудованию.
Обучающиеся должны:
знать возможности программы PowerPoint ;
знать и уметь применять различные виды спецэффектов PowerPoint ;
уметь найти, сохранить и систематизировать и представить необходимую информацию;
уметь планировать результаты своей деятельности по созданию презентаций;
владеть необходимыми способами проектирования;
владеть приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению презентаций;
иметь опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного продукта;
осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по созданию презентаций.
Содержание раздела:
Занятие 1. Назначение и основные элементы программы PowerPoint
Занятие 2. Слайд и его оформление. Шаблоны
Занятие 3. Выбор и вставка объектов в слайд
Занятие 4. Настройка анимации
занятие 5. Триггеры
Занятие 6. Создание анимации с триггерами
Занятие 7. Переходы и их настройка
Занятие 8. Требования к оформлению и демонстрации презентаций
Занятие 9-10. Создание собственной презентации
Блок «Создание видеороликов» (8 часов)
Место блока.
Блок ориентирован на ознакомление учащихся возможностью создания видеороликов и рассчитан на 8 академических часов.
Цель : создание, монтирование и распространение любительских фильмов с помощью цифровой видеокамеры
•научить импортировать видеозаписи, сделанные с помощью цифровой видеокамеры.
• научить сохранять все любительские видеоматериалы на компьютере.
•научить упорядочивать выбранные видеоклипы по любому из свойств.
•рассмотреть видеопереходы между клипами.
•познакомить с импортированием музыкального сопровождения, звуковых эффектов и закадрового комментария.
Читайте также: