Программа дополнительного образования по программированию для младших школьников
Игры, справочники, мобильные редакторы кода — собрали лучшие приложения по программированию для детей и подростков от 4 до 17 лет.
Самый увлекательный способ изучать программирование — через игры! Так прокачать свои цифровые навыки могут даже дошкольники: игры помогут им развить логику и научат думать как программисты. Чтобы изучать визуальное программирование в 5 лет, не нужно даже уметь читать и писать.
А подростки уже могут взяться за текстовый код и создавать свои проекты. Игры, элементы геймификации и поощрения — все это поможет удержать внимание детей и вовлечь в процесс.
У многих детей нет своего компьютера, только мобильный телефон или планшет. Это мы поняли, когда под нашими видеоуроками на YouTube все чаще стали появляться такие комментарии:
Поэтому мы подготовили подборку мобильных приложений, которые помогут освоить азы программирования. Большая часть приложений бесплатны и доступны на iOS и Android. Начнем с игр для самых маленьких и затем перейдем к приложениям для подростков.
Возраст: 4-8 лет.
Доступно: iOS (бесплатно), Android (бесплатно)
В приложении есть отдельная область программирования, где дети собирают блочный код. В этой версии игры доступно 20 уровней: чем дальше, тем дольше нужно раздумывать над решением задачи. Игра предназначена для детей, но интересна будет даже взрослым.
Есть платное продолжение Lightbot: Programming Puzzles, в котором доступны еще 50 уровней игры. Стоимость: $2.99 или 169 рублей.
Возраст: 4-8 лет
Доступно: iOS (бесплатно), Android (бесплатно)
Эта игра очень похожа на Lightbot: здесь тоже есть робот, которым нужно управлять с помощью блочного кода. Блоки управления называются пиктограммами, из них нужно собрать программу. В этом приложении тоже не нужно читать или писать текст, поэтому оно идеально подойдет дошкольникам и младшим школьникам.
Игра «Пиктомир» была разработана РАН именно для того, чтобы обучить маленьких детей программировать. Есть даже научная статья о том, как ребят в детских садах обучали программированию в этой игре еще в 2010-11 годах.
Возраст: 5-7 лет
Доступно: iOS (бесплатно), Android (бесплатно)
Scratch Jr — это младший брат популярной визуальной среды программирования Scratch. Но в Скретч Джуниор блоки обозначены яркими картинками, а не словами, что упрощает работу детям. Все просто и интуитивно понятно: перед нами сцена, а снизу категории блоков и область программирования. Здесь дети могут создавать свои игры, анимации, небольшие мультфильмы, знакомиться с основными понятиями в программировании: циклами, условными операторами и др.
Приложение доступно на планшетах и электронных книгах Kindle. Подробнее о Scratch Jr и других программах для создания игр мы рассказывали здесь.
Возраст: 5-10 лет
Доступно: iOS (бесплатно доступны 10 уровней, за 90 следующих плата $7.99)
Box Island — одна из самых известных игр для юных программистов, успевшая завоевать большое число наград. В начале игры нам рассказывают небольшую историю: наши персонажи потерпели крушение на воздушном шаре и оказались на необитаемом острове, где их поджидает много опасностей. По ходу игры нам предстоит проходить испытания на острове и получать звезды.
В челленджах дети тренируют логическое мышление, знакомятся с циклами и последовательностями, учатся распознавать образы. Все эти знания пригодятся юным программистам в будущем.
Возраст: 6-11 лет
Доступно: iOS (ограниченная версия бесплатна, полная версия по подписке $95.99 в год, пробный период 7 дней)
Эта игра тоже увлекает сторителлингом, но на этот раз ребенок может выбрать, какая игровая вселенная ему нравится больше. Мы можем оказаться в будущем и летать на дронах, управлять роботами, попасть во вселенную Майнкрафта или программировать вместе с Барби.
В приложении есть интегрированная визуальная среда для программировании. Кирпичики кода похожи на блоки в популярной визуальной среде Scratch. Они так же примагничиваются друг к другу и собираются в длинную ветвь. Детям предстоит составлять код, чтобы помочь персонажам продвинуться дальше в их истории. Ребята начинают с визуального языка, а потом могут перейти к JavaScript, Swift или Python, создавая свои мини-игры и приложения. Пока дети пишут программы в приложении, они применяют критическое мышление, занимаются решением проблем, отладкой и др. Изучают такие концепты, как переменные, функции, повторения и др.
Есть также версия для самых маленьких Tynker Junior.
Еще одна визуальная среда программирования прямо в телефоне! Дети могут добавлять персонажей и программировать их действия с помощью блочного редактора, который адаптирован под мобильное устройство («когда я нажимаю на телефон, то»). В приложении доступна своя библиотека спрайтов, Paint-редактор и подробные инструкции, которые подскажут, как сделать проекты еще круче. А еще можно публиковать свои работы прямо в приложении, чтобы в них сыграли другие пользователи.
Возраст: от 13 лет
Доступно: iOS (бесплатно)
Эта игра предназначена для изучения Swift — языка программирования, на котором написаны приложения Apple. Мы встречаем персонажа Байт, который живет на своем летающем острове. Нам нужно управлять его жизнью и решать небольшие задачи, следуя текстовым инструкциям. Внизу страницы умная система подсказывает, какую команду лучше использовать.
Также в приложении есть яркие видеоинструкции, которые подскажут, за что отвечают теги и как написать небольшие программы.
Этот вариант идеален для подростков, которые мечтают заняться разработкой приложений. Игра не доступна на смартфонах, но есть на планшетах iPad.
Возраст: от 13 лет
Доступно: iOS (бесплатно), Android (бесплатно)
Игра Grasshopper была создана Google, чтобы познакомить новичков с языком программирования JavaScript в веселом игровом формате. В этом приложении нам предстоит проходить задания и писать текстовый код в мобильном редакторе. Все задачи визуальные, поэтому мы наглядно увидим, что же мы запрограммировали. Интерактивное «дерево» покажет, как далеко мы продвинулись по уровням. А тесты и квизы помогут проверить полученные знания.
Сопровождать нас будет фирменный персонаж — кузнечик. Собственно, в честь него и названо приложение: пользователям предстоит так же весело и активно перепрыгивать с одного задания на другое.
Играть могут как начинающие программисты, так и более опытные. Приложение задает наводящие вопросы и подбирает план обучения под каждого пользователя. Подойдет подросткам, которые хотят заняться веб-разработкой.
Мы живем в век информатизации общества. Информационные технологии проникают в нашу жизнь с разных сторон. Одно из самых удивительных и увлекательных занятий настоящего времени - программирование. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
Обучение основам программирования младших школьников должно осуществляться на специальном языке программирования, который будет понятен ребенку, легок для освоения и соответствовать современным направлениям в программировании. Для обучения структурному, объектно-ориентированному, событийному, параллельному (многопоточному) программированию оптимально подходит среда Scratch. Анимационная мультимедийная среда программирования Scratch выбрана не случайно. Она сочетает в себе и программирование, и графику, и моделирование. Scratch - инструмент создания разнообразных программных проектов: мультфильмов, игр, рекламных роликов, музыки, “живых” рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ для решения проблем: обучения, обработки и отображения данных, моделирования, управления устройствами и развлечения.
Педагогический потенциал среды программирования Scratch позволяет рассматривать ее как перспективный инструмент (способ) организации междисциплинарной внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника, направленной на его личностное и творческое развитие.
Поскольку изучение программирования в среде Scratch не пользуется популярностью в России, то необходимо привлечение внимания к самой среде разработки и возможности ее использования в образовательных целях через реализацию кружковых занятий в системе дополнительного образования детей и в школах в будущем.
Программа курса «Учимся программировать в Scratch» реализует информационно-технологическое направление во внеурочной деятельности во 2-4-х классах в форме кружка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Курс «Учимся программировать в Scratch» для младших школьников 2-4-х классов вводится как пропедевтика программирования в основной школе. Основа курса – проектная научно-познавательная деятельность школьников на занятиях. Именно в этой деятельности наиболее полно раскрывается личностный потенциал школьника. Развиваются ценные качества и умения, необходимые современному человеку: критическое, системное, алгоритмическое и творческое мышление; умение находить решение проблем; умение работать самостоятельно и в команде.
При работе в среде программирования Scratch учащиеся:
увидят практическое применение алгоритмов и программ;
научатся самостоятельно составлять алгоритмы;
изучат функциональность работы алгоритмических конструкций;
научатся принимать решения;
научатся создавать личностно значимые проекты.
По типу организации деятельности учащихся курс относится к типу «человек – машина».
Изучение Scratch может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, создавать и исследовать компьютерные модели, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования. Scratch – это начало, основа, с изучения которой ребенок входит в мир профессионального программирования как будущий инженер-программист, разработчик приложений, технический дизайнер. Создавая свои собственные интерактивные истории и игры, дети учатся разрабатывать проекты, ставить цели и задачи. Кроме того, эта среда подходит для обучения детей как с абстрактно-логическим мышлением, так и с преобладающим наглядно-образным мышлением.
Благодаря специально подобранной системе упражнений, курс позволяет выявить скрытую одаренность в области программирования у детей и развивать их способности с раннего возраста.
Предложенная программа является «точкой входа» во внеучебную научно-познавательную проектную деятельность. Обучение событийному, объектно-ориентированному, параллельному программированию позволяет постепенно направлять школьника в русло научно-познавательного исследования.
Все вышесказанное позволяет сделать выводы об актуальности программы «Учимся программировать в Scratch».
Двухгодичная программа пропедевтического обучения программированию во 2-4-х классах. Является программой внеурочной деятельности. Апробирована и применяется в начальной школе ГБОУ СОШ №4 г.Сызрани. Имеет две внешние рецензии и признана авторской на уровне Самарской области. Дипломант 1 степени Всероссийского конкурса "Современный урок в начальной школе".
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа объединения "Юный программист"»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Данная программа базового уровня ориентирована на развитие технических и творческих способностей и умений обучающихся. Программа технической направленности
Нормативно-правовое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный программист»:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПин 2.4.4.3172-14 от 4 июля 2014 г № 41;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Устав МБОУ ДОД ДДТ г. Бикина.
Актуальность программы:
Развитие навыков программирования в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года». Важным условием успешной подготовки инженерно-технических кадров в рамках обозначенной стратегии развития является внедрение инженерно-технического образования в систему воспитания школьников и даже дошкольников. Развитие программирования в России сегодня идет в двух направлениях: в рамках общей и дополнительной системы образования. Программирование позволяет развить алгоритмические и креативные способности учащихся, творческое самовыражение в проектной деятельности в области программирования, заложить основы успешного освоения профессии программиста в будущем.
В настоящее время в образовании изучают различные языки программирования, одним из которых является Scratch.
Scratch — визуальная событийно-ориентированная среда программирования, созданная для детей и подростков, позволяет детям программировать игры, мультфильмы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является целостной и непрерывной в течении всего процесса обучения, и позволяет ребёнку шаг за шагом раскрывать в себе творческие возможности и само реализоваться в с современном мире. В процессе программирования дети получат дополнительные начальные знания в области алгоритмики, программирования, информатики.
Чтобы научить ребёнка основам программирования, ему должно быть не просто понятно, но и интересно. Мы собрали 10 увлекательных приложений-игр, которые подойдут для детей всех возрастов.
Программирование для дошкольников
Box Island
Максимально понятная мобильная игра, в которой нужно бродить по острову, преодолевать препятствия и собирать звёзды. Обучение детей основам программирования через последовательности и циклы — это отличное начало. Box Island развивает логическое мышление, распознавание образов и память.
Поддерживается русский язык.
ScratchJr
Скретч известен как лучший вводный язык программирования, а ScratchJr — это адаптированный вариант для детей от 5 лет. С ним можно оживлять персонажей, создавать свои игры и сценарии. Развивает не только алгоритмическое, но и творческое мышление.
Почти всё приложение состоит из картинок, поэтому язык интерфейса значения не имеет.
Ну а если вы переросли Scratch, но тоже хотели бы обучаться программированию в увлекательной форме, держите 20 бесплатных онлайн-игр для программистов.
Lightbot
Ещё одно мобильное приложение, в котором ребёнку предстоит управлять роботом, направлять его и включать свет в нужных точках. Каждый новый этап игры сложнее предыдущего, повторяющихся команд всё больше, вследствие чего появляются своеобразные циклы.
3–5 декабря, Онлайн, Беcплатно
Можно выбрать русский язык.
ПиктоМир
Но обучение детей программированию не ограничивается иностранными приложениями. ПиктоМир от российских разработчиков очень похож на Lightbot, только вместо включения света нужно закрашивать пройденные роботом квадратики.
По умолчанию на русском языке, но также можно переключиться на английский.
SpriteBox
Игра чем-то напоминает старого доброго Марио, но с более яркой картинкой и квестами-головоломками, которые знакомят детей с последовательностями, циклами и базовыми программными операциями.
Все задания на английском языке.
Программирование для школьников
Scratch
Также есть визуальный язык программирования Scratch — для детей от 10 лет и старше. От ScratchJr программа отличается более продвинутым графическим редактором и редактором проектов. Так, Скретч обучает детей не только написанию программ, но и основам дизайна.
Поддерживается русский язык интерфейса.
Minecraft
Программирование с Майнкрафт — лучшее решение для современных детей. Мало того, что ребёнок уже может интересоваться столь популярной игрой, так в ней ещё можно реализовывать задачи в рамках 3D-мира. Кроме наличия головоломок, Minecraft также развивает воображение и позволяет выстраивать причинно-следственные связи.
Примечание В Майнкрафте можно создавать для ребёнка уникальные сценарии и задачи.
В настройках можно выбрать русский язык.
Kodu Game Lab
Программирование для детей, которые интересуются геймдевом, должно начинаться с этого приложения. Kodu — игра от Microsoft для визуального программирования. С ней ребёнок не просто научится программированию и дизайну, но также создаст настоящую 3D-игру, в которую можно поиграть на ПК или Xbox.
Только на английском языке.
Tynker
Это не игра, а целая платформа с обучающими приложениями для разных языков. Наиболее популярны игры для детей по изучению JavaScript, Python, HTML и CSS. Всего Tynker насчитывает около 2000 игр, включая темы по дополненной реальности и робототехнике.
Codecombat
Ещё одна платформа для детей по изучению программирования. Собранные здесь курсы и игры разрабатывались при поддержке педагогов. Платформа позволяет осваивать синтаксис и писать код с соблюдением лучших практик. Поддерживаются следующие языки программирования: JavaScript, Python, Java, CoffeeScript и Lua.
Читайте также: