Нужен ли фотографу фотошоп
У противников обработки фотографий в графических редакторах можно встретить следующие аргументы (привожу те, которые встречались мне):
- снимать нужно так, чтобы постобработка не понадобилась,
- в прежние времена фотографы не обрабатывали фотографии и получались достойные снимки,
- в результате обработки получается искусственная фотография, далекая от оригинала,
- если фотография выкладывается в интернет (в блог или на фотохостинг), она довольно сильно ужимается, и потому нет разницы, на какой фотоаппарат она была снята и была ли обработана.
1. Конечно, в идеале снимать нужно так, чтобы постобработка была минимальной. Но полностью отказаться от нее, как мне кажется, не получится, за редким исключением.
Практически любой объектив дает хроматические аберрации (при которых на контрастных участках снимка появляются цветные ореолы) и дисторсию (бочкообразную или подушковидную). И то, и другое искажает качество снимка. Убрать эти вещи можно только в графическом редакторе.
Отсюда вывод: снимать нужно вдумчиво, проверяя гистограмму, при необходимости делая дубли. Но, увы, далеко не всегда это возможно.
С помощью выбора фотопленки, изменений условий проявки, небольших хитростей при печати можно было усилить контрастность, изменить яркость и т.д. На этапе съемки также существовало немало хитростей: мастера для усиления эффекта использовали различные фотофильтры (поляризационные, градиентные, цветные; они используются и поныне), которые позволяли получить желаемый эффект. При съемке архитектуры использовали специальные объективы (кстати, очень дорогие), во время фотопечати фотобумагу клали на наклонную плоскость. Все это позволяло избавиться от завала вертикалей, неизбежно вносимых оптикой.
Кроме того, на наше восприятие реальности накладывает отпечаток наше настроение. Подчас именно обработка снимка в графическом редакторе позволяет передать его.
На исходном снимке небо было не таким темным. Но мне захотелось добавить чуть-чуть тревожности: гроза стремительно приближалась и мы боялись, что не успеем добежать до дома прежде чем она начнется.
4. Когда выкладываешь фотографии в интернет, особенно на свои блоги, то необходимо уменьшить размер и вес фотографии, чтобы страница с ней быстрее грузилась. При грамотной работе по уменьшению фотографии можно сохранить все ее качества. Кроме того, скорее всего, большинство фотографий все-таки хранятся в домашнем компютере или внешнем диске в полном размере. Так почему бы не любоваться яркими картинками?
Но, конечно, никто не отменял основное правило фотографии: снимает не фотокамера, а фотограф. Даже на самом простеньком фотоаппарате можно получить впечатляющие снимки. А это достигается годами практики, десятками тысяч кадров.
Необработанный и обработанный снимки жерла Красного конуса (Толбачик, Камчатка)
Необработанный и обработанный снимки Северного прорыва (Толбачик, Камчатка)
Сейчас, скорее всего, я несколько иначе обработала бы эти фотографии, добившись еще большей выразительности. Но, думаю, даже этих примеров достаточно для того, чтобы показать, что Фотошоп в данном случае помог значительно улучшить кадры.
Сейчас в моем арсенале три фотокамеры:
- зеркальная фотокамера Canon EOS 7D с набором сменных объективов,
- компактный фотоаппарат Canon IXUS 970 IS,
- камера телефона iPhone 4.
Эта фотография очень хорошо передает мое весеннее настроение. Чтобы добиться этого эффекта, я усилила насыщенность, контрастность, высветлила тени и чуть затемнила света.
Исключение составляют те снятые телефоном фотографии, которые я сразу же отправляю в интернет (как правило, в Фейсбук). Тогда я улучшаю фотографии встроенным в айфон простеньким редактором, который усиливает контрастность и насыщенность.
Здесь я решила немного похулиганить. Изначально это была фотография, снятая на мобильный телефон, когда машины притормозили перед светофором. При обработке в ФШ я добавила цветной фильтр, зерно, немного поиграла с кривыми и наложениями слоев, сделала затемнение по краям.
Конечно, все это отнимает много времени. Впрочем, это ведь хобби, которое доставляет удовольствие!
А вы обрабатываете свои фотографии в графическом редакторе, или предпочитаете выкладывать в интернет необработанные фотографии? Обсудим?
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"
Мария, почитала твой пост и поняла, что мне еще учиться, учиться и еще разу учиться 🙂
К обработке у меня двоякое отношение. Я бы сказала, что это как 2-ва разных направления, которые не мешают друг другу.
Я тоже все обрабатываю. Помню, одно время даже на зеркалке (еще старенькой, D350) снимала в JPEGе. А потом доводила до ума в ФШ. Пока не поняла, насколько RAW удобнее 🙂 Теперь мучаюсь, когда на компакте приходится довольствоваться JPEGом.
Да и правда ведь, для блога (во всяком случае, для моего) ужимается сильно.
А ты в каком редакторе уменьшаешь фотографии?
Paint Shop Pro X2.
А я переживаю повторно моменты путешествий, когда просто просматриваю фото и видео, и когда пишу рассказы о поездках. Ох, ещё столько не рассказанного осталось! Муж иногда меня пугает, что не поедем в новое путешествие, пока все старые не опишу. )) Но я же знаю, что он просто шутит. Он и сам уже в плену у магии путешествий. 🙂
Времени никогда много не бывает. Самый ценный ресурс в нашей жизни. 🙂
А ты, оказывается, поклонник Никона 🙂
А у меня волей-неволей почти все в обработку, т.к. конвертирую из РАВа. Правда, на этом этапе стараюсь удалить все неудачные снимки, чтобы не увеличивать себе работу.
Я сейчас основную работку в основном и провожу в РАВ-конверторе (у меня это кэноновская программа Digital Photo Professional). А на ФШ остается ретушь и выправление перспективы. Ну иногда еще могу чуть-чуть небо сделать более выразительным; может, когда-нибудь разорусь на новый поляризационный фильтр (старый под старый объектив, которым уже и не пользуюсь).
Наверное все слышали о программе Фотошоп. Это название уже стало нарицательным, как ксерокс. Для чего он нужен, и нужен ли вообще, я расскажу вам на своем примере использования.
Для начала поясню, фотошоп это профессиональная программа для работы с изображениями. Полное ее название Adobe Photoshop. Жутко злит когда юные дарования, а в частности молодые девочки, спрашивают "в каком фотошопе лучше накладывать фильтры на фоточки для инстаграма", подразумевая всякие приложения для телефона, ни как не связанные с фотошопом, от слова "совсем".
И так все таки перейдем непосредственно к теме. Многие "старые профессионалы" говорят что ретушь в фотошопе - это показатель не профессионализма, все нужно делать светом, а не дорисовывать в фотошопе. Я и соглашусь и нет. Я согласен с тем, что иногда из за неумелого использования люди не улучшают фото, а только делают хуже. Фото с замыленной кожей, ужасными цветами, жутко контрастные и прочие ужасы, думаю видели все. Однако, людей листающих рекламу в журнале, или смотрящих какой нибудь каталог и негодующих от использования в фотошопа при изготовлении этих фото я не встречал. Думаю намек понятен, что применять его можно по разному.
Думаю разница очевидна и наглядна. Что в рекламной фотографии без него просто нельзя обойтись. Или крупно плановом портрете девушек. Ну ни кому не нравятся глубокие морщины или прыщи. Такк же я очень часто использую фотошоп в предметной и фуд съемках. Убрать пыль или какое то огрехи, с цветом. Например фотографируем какой нибудь салат, должен быть сочный зеленый цвет, а он не такой, ну не было другой зелени у поставщика. И что, все бросить и не снимать? Ну такими темпами я ничего не заработаю.
Но когда за фотошоп садиться безграмотный "профессиональный фотограф", тут начинается полный ужас. Срабатывают все стереотипы, ужасный грязный цвет, замыленность и виньетки, которые ни к селу ни к городу.
Из этого все можно подвести такой итог. Фотошоп не может быть каким либо показателем компетентности, это лишь обособленный инструмент для фотографа. И что бы добиться каких либо приличных результатов в работе, им нужно научиться пользоваться, так же как и фотоаппаратом, студийным светом и пр. И там нет чудо кнопки "шедевр". Если снято плохо, то тут никакой фотошоп не поможет.
Думаю на этом можно закончить повествование. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и задавайте вопросы в комментариях.
Наверное, обработка фотографий - самая противоречивая тема, которую можно только придумать. В зависимости от своего отношения к компьютерной обработке, фотолюбители делятся на несколько групп, которые находятся между собой в постоянном противоречии. Одни категорически не приветствуют какую-бы то ни было обработку фотографий, вторые считают, что в умеренных количествах обработка все же нужна и третьи на могут жить без Фотошопа. В этой статье я выскажу свое видение вопроса обработки фотографий - нужна она или нет, и если нужна, то с какой целью и в каком количестве.
Не фотошопить вообще!
Безусловно, очень круто, если вы умеете фотографировать так, чтобы потом не приходилось "фотошопить". Этот навык действительно встречается в природе, правда, крайне редко и имеет много условностей. Во-первых, в наиболее выигрышном положении оказываются те фотографы, у кого в распоряжении техника высокого класса - профессиональная тушка и набор "топовых" светосильных фиксов. Представьте себе, как бы вы "развернулись", если бы у вас была камера с рабочим ISO 25600 и оптика со светосилой 1:1.2 и больше? Никаких шумов, красивое размытие, точная цветопередача, высокая контрастность и вообще, картинка будто живая! Не знаю как вы, но я бы точно нашел достойное применение этому набору - осталось только накопить пару миллионов, чтобы это все купить :) Во-вторых, даже если этот набор техники уже существует, этого недостаточно - надо знать возможности камеры и объективов от и до. К примеру, боке какой формы у того или иного объектива на открытой и прикрытой диафрагме, какой объектив наиболее устойчив к контровому свету, какой, наоборот, в контровом свете дает приятный эффект "вуали". Не говоря уже про свойства и особенности тушки (если она профессиональная, этих особенностей очень много!) То есть, чтобы фотографировать и "вообще не фотошопить", нужно иметь еще и огромный фотографический опыт. Фотография без обработки, сделанная при помощи любительской камеры в ручном режиме. Предположим, опыт у вас тоже есть и вы уже готовы стать "гуру, который не пользуется фотошопом", остался всего один шаг до просветления и тут непреодолимой преградой встает еще одна скала - внутрикамерная обработка! Да-да! В любом фотоаппарате есть свой "внутренний фотошоп", в котором есть точно такие же функции - яркость, контрастность, уровни, баланс белого, гамма-коррекция (экспокоррекция), HDR, подавление хроматических аберраций, шумоподавление и прочие "улучшалки". То есть, получается, что вы опять-таки обрабатываете свои фотографии, сами того не замечая! Причем, внутрикамерные алгоритмы обработки, зачастую, заметно уступают тому же Фотошопу или Лайтруму. Еще более обидно то, что у каждого фотоаппарата свои особенности внутрикамерной "проявки" изображений - помните, что "никон желтит", "кенон холодит", "олимпус краснит" и т.д. и повлиять на них если и можно, то в ограниченной степени. Механизм внутрикамерной обработки для пользователя остается неким "черным ящиком" и чтобы его заставить давать тот результат, который нам нужен, нужно иногда очень сильно постараться. Или менять тушки до тех пор, пока не найдете ту самую единственную и неповторимую модель с "правильными" по вашему мнению цветами. Если же при всем при этом у вас получаются действительно хорошие фотографии, которые побеждают в конкурсах и продаются в фотобанках, за вас можно только порадоваться и пожелать творческих успехов. Дальше можете не читать :)
Умеренная обработка не помешает!
- Подавление шумов
- Коррекция баланса белого, насыщенности
- Работа с кривыми (отдельная регулировка экспозиции в светах, тенях и средних тонах)
- Исправление дисторсии объектива, хроматических аберраций и виньетирования
- Повышение резкости
"Буйство Фотошопа"
Соблазн попробовать себя в роли "художника", наверное, возникает у любого начинающего фотолюбителя, впервые увидевшего Фотошоп или что-то подобное. Так как любитель начинающий, исходный материал не отличается высоким качеством. Причины разные - кто-то не накопил денег на приличный фотоаппарат и снимает телефоном, кто-то уже обзавелся зеркалкой, но банально не умеет ей пользоваться - фотографии получаются блеклые, техническое качество их невысоко. Но когда-то слышали, что в Фотошопе из всего можно сделать конфетку. Но конфетка не получается, а получается другое. Ниже я привожу примеры своих "шедевров", датированных примерно 2001-2002 годами. Тогда у меня была мыльница с 1.3 мегапикселями и Adobe Photoshop 3.0 (не CS3, а просто 3.0). Мне нравилось фотографировать (правда не умел), но еще больше нравилось смотреть работы опытных фотографов, снимавших пейзажи на хорошую слайдовую пленку, сканировавших ее на профессиональном сканере и выкладывавших в Интернет. Я пытался повторить их снимки, но учитывая то, какая у меня была техника, недостаток цвета и света компенсировался Фотошопом. И вот что получалось: Без комментариев Тем более без комментариев Да-да! Это мои "работы" 14-летней давности! Смешно выглядит, правда? :) А теперь зайдите в какой-нибудь Инстаграм и вы найдете тонны такого же, как бы помягче это назвать :) В соцсетях даже есть сообщества типа "я фотошоплю как идиот", в которых выкладываются подборки "шедевров". Причем, авторы этих "шедевров" уверены, что все круто и даже предлагают свои услуги в качестве "свадебных фотографов", работая при этом почему-то "за дешево". Результат примерно такой. фото из интернет А уж в детских садах подобное направление творчества цветет махровым цветом! Неумение фотографировать компенсируется фотошопными рамочками, голубками, сердечками, каким-то "туманным" размытием по краям - все это выглядит реально позорно и дешево. При виде таких изображений так и подмывает сказать "Ребята, куда вы лезете? Научитесь для начала фотографировать, а уж потом берите за свою работу деньги!" Я ни в коем случае не осуждаю желание "фотошопить" - если нравится, пожалуйста! Более того, нельзя не упомянуть действительно интересных авторов, работающих жанре "компьютерное искусство". Например, Александр Круглов (Шурэло) - www.shurelo.ru. Его творения нельзя назвать фотографиями, они больше похожи на работы Сальвадора Дали и иногда даже возникает закономерный вопрос "что курил автор". Этот человек определенно талантлив! С его творчеством я впервые познакомился очень давно, лет 10 назад, с тех пор иногда смотрю его работы и понимаю, что мне в "компьютернном искусстве" делать нечего - буду лучше просто фотографировать :) Что хочется пожелать любителям Фотошопа - это соблюдать чувство меры и уметь вовремя остановиться :) А уже если вдохновение так и прет, то не надо сразу выкладывать свои работы, дайте им "вылежаться" какое-то время - наверняка завтра у вас будет другое настроение и вы захотите сделать совершенно по-другому. И все же, научитесь сначала фотографировать - без этого навыка вы не фотохудожник, а худофотограф :)Поддержать проект
Вероятно, вы обратили внимание, что на сайте почти нет рекламных баннеров. Согласитесь, без них читать статьи гораздо приятнее. Но сайту надо на что-то существовать.
Профессиональные фотосеты сегодня уже часть жизни. Их делают по любому случаю и просто так. И каждый хоть раз думал задать такие вопросы фотографу. Но как-то неловко. Мы всё сделали за вас и спросили сами – у фотографа Марины Барера.
Как ты выбираешь из сотни дублей один? Они же одинаковые!
Бесконечно просматриваю одни и те же фото. Потом закрываю. Потом просматриваю заново. Самый главный критерий – это техническая сторона: четкость, правильный свет… Потом уже смотришь, как получилась модель. На обработку одного кадра уходит минимум шесть-семь минут. Но это редко. Максимум, бывает, минут сорок сидишь над одной фотографией.
Тогда откуда у фотографов берутся долгие сроки работы? Проще говоря, «что вы там так долго с моими фотками делаете?»
Каждый герой – особенный. Но он не один. В день может быть несколько съемок, так и накапливается очередь. И еще иногда случается личная жизнь :) Ни о какой лени и речи не идет, просто это такая же работа, как другие. Обычно сроки оговариваются заранее.
Почему один фотограф стоит 500 рублей, а другой – 5 тысяч? Даже если у них одинаковый фотоаппарат.
Самый простой ответ – разница в уровне мастерства. Но если очень честно, сегодня важно и сколько у тебя подписчиков, и в какой ты тусовке. Иногда люди готовы платить больше только за имя. На самом деле, дорого – не всегда значит хорошо, а дешево – не всегда значит плохо. Выбирать фотографа надо только по его работам.
Как насчет пофоткать бесплатно?
Тогда с вас – по-настоящему крутая идея, которая мне понравится, и активное участие в подготовке к съемке. Часто пишут: «Я молода, стройна и красива, можно мне бесплатных фото». Но фотосессия – это творческий процесс, для которого мало привлекательной внешности, идея – прежде всего.
Какие фразы людей, пришедших на фотосессию, расстраивают тебя больше всего? Давай топ-3…
«Я некрасивая, я толстая». Когда девушки не уверены в себе, недовольны своей внешностью и активно это демонстрируют. Кстати, сейчас этого гораздо меньше. Люди стали больше любить себя, чему я очень рада. Блеск в глазах фотошопом не сделаешь.
«Сделайте так же, как этот фотограф». Когда человек восторгается работами другого фотографа, мечтает о них, а идет ко мне и предлагает копировать чужой стиль.
«Извините, я немного приболел, но я все равно пришел». Зачем? Фотосессию всегда можно перенести – это же не экзамен.
Замазывать прыщи в фотошопе противно?
Нет, это приятно. На твоих глазах человек преображается. Единственное, когда я начала заниматься ретушью, стала в реальных людях замечать все до мелочей. Думаю, это со всеми фотографами так – сканируют, как Терминаторы.
Когда потом сделанное тобой фото фильтруют в «Инстаграме», в мире умирает один котик?
Определенно! Фильтры подходят для повседневных фото, но не для профессиональных. Никто не обрадуется, когда его работу сведут на «нет». Но с тем, что так теперь происходит сплошь и рядом, надо смириться. Хорошо, если с отфильтрованных фото убирают имя автора.
Зачем фотографу столько «приблуд» к камере? Все эти объективы, вспышка… Это, наверное, жутко дорого!
Камера без объектива называется тушка. Чем больше к ней дополнений, тем лучше. Это новые возможности. Тушка без объектива — 200 тысяч. Их у фотографа должно быть две как минимум. Одна может быть поскромнее, но тоже держать уровень качества фотографий. Что касается объективов — их в лучшем случае надо иметь несколько. У меня три — на 240 тысяч. Плюс вспышки, стойки, карты памяти, аккумуляторы. Общая стоимость может быть тысяч 500-700.
Сколько весит вся эта техника?
Килограммов пять-шесть. Этой сумкой убить можно!
Куда деваются фотографии после того, как работа закончена? У тебя есть архив?
Цифровой фотоаппарат доступен практически каждому. И сделанные им снимки не уступают по качеству студийным. Многие уверены, что профессия фотографа уходит в прошлое. Но это не так!
Еще свежи в памяти те времена, когда люди, желающие сделать солидное семейное фото, отправлялись в фотоателье. С приходом эры цифровой фотографии ситуация изменилась. Сегодня приличный цифровой фотоаппарат есть практически у каждого. И сделанные с его помощью снимки зачастую не уступают по качеству студийным. Многие уверены, что профессия фотографа уходит в прошлое. Но у Александра Веиновича (Alexander Veijnovic), владельца одного из фотоателье в Дюссельдорфе, от заказов нет отбоя!
От фотомоделей до беременных женщин
Фотограф с удовольствием показывает свои владения - просторные помещения фотоателье: "Вот место, где люди могут посмотреть готовые снимки. Конечно, фотографии мы немного обрабатываем, чтобы они выглядели лучше. А вот сама фотостудия. К услугам клиента - опытная визажистка. Она грамотно нанесет макияж, скроет недостатки, подчеркнет достоинства".
Фотограф с двадцатилетним стажем, Александр Веинович много фотографирует моду. Заказы такого рода поступают к нему со всего света, поэтому немало времени Александр проводит в поездках по разным странам. Но больше всего он любит снимать обычных людей. Собственно, свадебная фотосъемка, детские и семейные фото, фотоснимки на документы, фотосессии для беременных женщин - это и есть его основная работа.
Удачно поймать кадр
В фотостудии Александра Веиновича
Услуги Веиновича пользуются высоким спросом. Но в самом ли деле сделанные им фотографии разительно отличаются от любительских снимков? Когда Александру задают такой вопрос, он вспоминает о том времени, когда обучался профессии фотографа в Испании. Александра взял к себе ассистентом один известный фотограф, который как раз проводил фотосессию девушек-моделей. У мастера было мало времени, он опаздывал на самолет. И довести фотошутинг до конца было поручено ученику - Александру Веиновичу.
"Я стоял вместе с фотомоделями и командой фотографов на съемочной площадке и нисколько не сомневался, что смогу сделать достойные фотоснимки: ведь я вроде бы всему научился, в моем распоряжении - хорошая фотоаппаратура, условия для работы - отличные, - вспоминает Александр Веинович. - Но результаты были катастрофическими! Оказалось, хорошая техника - это далеко не все. Главное для фотографа - способность удачно поймать кадр".
Дилетант профессионалу не конкурент
Да, сегодня у иных фотографов-любителей такая же техника, как у профессионалов. Не говоря о том, что для обработки фотографий существует множество компьютерных программ. И все равно серьезными конкурентами для настоящих специалистов дилетанты не станут никогда, - считает Йорг Винде (Jörg Winde), преподаватель фотодизайна в Дортмундской высшей школе искусств.
Да, говорит он, технически фотографии стали более грамотными, "но ведь хороший фотоснимок - это не только техника. Это, прежде всего, идея. С другой стороны, настоящий фотограф должен уметь видеть, видеть то, что не способны рассмотреть даже продвинутые дилетанты. А чтобы этому научиться, нужно время", - уверен Йорг Винде.
Вместе с тем он вынужден признать, что фотографам сегодня приходится нелегко. Основная причина тому - растущая конкуренция. Специалистов в области фотографии сейчас куда больше, чем, к примеру, 20 лет назад. В среднем, около 300 человек в год подают заявления на поступление в Дортмундскую высшую школу искусств на факультет фотодизайна. Примерно треть из них попадают в число студентов. Но лишь горсточке выпускников удается затем устроиться на работу по специальности.
Принципы настоящего мастера
А спрос на качественную и интересную фотографию по-прежнему высокий. Ведь солидный журнал абы какие снимки на своих страницах - и тем более на обложке - не поместит. Да и уважающая себя фирма свой каталог или сайт в интернете любительскими фотографиями не украсит. Так что - мастера своего дела и в условиях жесткой конкуренции остаются на плаву.
Александр Веинович редко обрабатывает фотографии в фотошопе. "Я не против внесения незначительных изменений - скажем, удаления небольшого прыщика на лице, - говорит он. - Но ретушировать фотографию для того, чтобы из плохого снимка сделать хороший? Нет, так дело не пойдет. Впрочем, такое и невозможно. Хорошее фото должно производить впечатление. Если этого нет, никакая компьютерная программа не поможет".
Читайте также: