Nintendo и sony в свое время не согласились делать игровую консоль вместе с microsoft
Несомненно, с развитием технологий наша жизнь поменялась к лучшему. Сегодня рынок электроники проник во все ее сферы. Особенно это коснулось развлечений. Благодаря современным консолям вы можете погрузиться в видеоигры как дома в уютном кресле, так и в долгой дороге. С недавних пор игровой рынок взорвали системы AR/VR, предоставляя геймерам невиданные ранее возможности. В этом списке вы увидите самые лучшие консоли за 2021 год.
Немного истории
Сегодня большинство из нас знает, что представляют собой консоли. Благодаря мощному «железу» и отличной цветопередаче игровые приставки позволяют с головой погрузиться в красочные миры и вселенные, в которых можно вдоволь насладиться красивой картинкой, хорошей историей и интересным геймплеем.
Забавно, но всего 50 лет назад, имея небольшие мощности, консоли все равно расходились как горячие пирожки, даже с высоким для тех времен ценником.
Далекие семидесятые
Именно с этого десятилетия берет начало история игровых консолей. Первой в мире приставкой считается детище Ральфа Баера, которое создатель назвал просто и незамысловато – Brown Box. Именно в названии и отражался дизайн самого устройства. Это была коричневая коробка, при помощи которой можно было подключиться к телевизору и играть в простейшие игры.
Увы, но популярности данное творение не сыскало. Данную модель можно считать скорее прототипом консоли, с которого берет свое начало более успешная Magnavox Odyssey. Разработчики настолько вдохновились изобретением Баера, что решили выпустить свою консоль, которая была более приветлива к пользователям. Постепенно люди начали обращать внимание на новинку, и Odyssey очень быстро окупилась. Естественно, наблюдая успех, компания начала выпускать более совершенные приставки, например Odyssey 100, Odyssey 200, 300, 400, 500, 2000 и т. д.
Если бы у Magnavox не появилось конкурентов – игровая индустрия так бы и осталось простым увлечением. Atari вступила борьбу за лидерство, после чего и другие компании начать выпускать свои консоли.
Интересным фактом является то, что популярнейшая ныне Nintendo также включилась в ожесточенную схватку за первенство в далеком 1980 году. Именно в этот год компания выпустила свой Game @ Watch, аналоги которого в СССР назывались «Ну, погоди!».
Восьмидесятые
«Золотой век» видеоигр. Постоянно развивающиеся технологии развязали разработчикам руки, позволяя модернизировать свои консоли и делать игры более красивыми и реалистичными. Одним из таких скачков является появление картриджей, на которых хранились игры. Это делало консоль более универсальной, ведь вместо вшитых нескольких игр можно было использовать различные картриджи, то есть играть в большее количество игр.
Именно в восьмидесятые появляются основные игровые жанры, такие как РПГ, файтинги и приключения. Настоящими легендами игровой индустрии, выпущенными в восьмидесятые, являются Mario, Pac-man, Final Fantasy и множество других.
На рынок быстро вышли Nintendo и Sega, которые отобрали первенство у Atari и Odyssey. В результате именно эти две компании в основном задавали моду последующим играм.
Девяностые
Один из переломных моментов в игровой индустрии, ведь именно в это десятилетие игры стали переводить в 3D. Это было обусловлено появлением CD-дисков, которые позволяли хранить больше информации. Несмотря на всеобщую тенденцию с переходом на CD, Nintendo остались верны своим принципам и продолжили выпускать игры на картриджах. Забавно, но даже так они все равно остались на плаву.
Вместе с технологиями росли и запросы игроков, поэтому компании задействовали свои лучшие ресурсы для развития консолей. Главным победителем все равно оставался потребитель, так как появлялось больше игр и качество выпускаемой продукции постоянно росло.
В 1994 году Sony сделала смелый шаг и выпустила свой легендарный PlayStation, который и ныне обожаем среди тех геймеров, кто успел застать эту эпоху. Изначально проект не хватал звезд с неба, но постепенно начал набирать своих поклонников и обретать заслуженную популярность.
Также в 1995 году Nintendo выпустила Virtual Boy, который является далеким предком всех современных шлемов виртуальной реальности.
Дальше, из-за стремительного развития интернета, многие компании перешли от хранения информации на CD/DVD к размещению ее на жестких дисках. Этот ход был весьма удачен, так как удешевлялось производство, а благодаря всемирной паутине можно достать все не выходя из дома.
Не стоит забывать и про Sega, которые весьма своевременно выпустили свою DreamCast с поддержкой доступа в интернет. Благодаря этому у игроков появилась возможность совместной игры в онлайн-режиме.
Нулевые
Данный промежуток времени запомнился всем несколькими важными событиями:
- Вышла долгожданная PlayStation 2, которая поражала своими техническими характеристиками. Благодаря этому игроки увидели невероятную для того времени графику, которая завоевала сердца миллионов геймеров по всему миру.
- В Nintendo волевым решением руководства все же перешли на диски, так как это было намного выгоднее, чем выпуск игр на картриджах.
- Microsoft решили не отставать от Sony и выпустили свою консоль под названием Xbox 15 ноября 2001 года. Данное решение было принято после совместной работы с Sega над операционной системой Windows CE для DreamCast.
Многие со слезами ностальгии вспоминают это время, ведь именно в этот промежуток времени появилось множество серий игр, которые существуют и по сегодня. Игровая индустрия претерпела множество изменений, тесно переплелась с множеством отраслей и получила широкую огласку, благодаря чему множество людей узнали про игры в целом.
Наши дни
Увы, кроме вышеописанных гигантов, хороших консолей от других производителей не выходило. Однако это вовсе не значит, что лидеры перестали радовать фанатов.
Сегодня почти все консоли перестали акцентировать внимание на дисках, так как намного выгоднее работать с цифровыми копиями. Любой желающий сможет приобрести игру в онлайн-магазине и сразу же загрузить ее. Также, благодаря технологическому прогрессу, геймеров уже не удивишь словами Full HD и 4К. Чаще всего новинки, которые обретают популярность у одного производителя, сразу же копируются и дорабатываются конкурентами. Например, так вышло с портативными консолями, которые и по сей день пользуются популярностью. На данный момент VR/AR сегмент все больше набирает популярность, поэтому шлемы виртуальной реальности можно встретить как у Sony, так и у Xbox и NES.
Плюсы и минусы по сравнению с компьютером
Среди геймерского комьюнити постоянно можно наблюдать жаркие споры между фанатами платформ, на которых они играют. Иногда это настолько же зрелищно, как противостояния в реальном спорте. Часто люди доходят до крайностей, которые сложно как-либо оправдать. И только настоящие, взрослые и адекватные геймеры уважительно относятся ко всем игровым платформам и не опускаются до оскорблений и бессмысленных споров. Однако все же у консолей есть как преимущества, так и недостатки по сравнению с ПК.
- Эксклюзивные игры
Естественно, существует множество вещей, в которых консоли не смогут быть лучше персональных компьютеров. Следует ознакомиться с ними перед покупкой, так как можно по неосторожности ошибиться с выбором.
Самым лучшим решением будет иметь под рукой и ПК, и консоль. Естественно, далеко не всем это по карману и приходится выбирать. В первую очередь ориентируйтесь на надобность. Если кроме игр вам необходима еще и работа, то лучше взять компьютер. Если же вы хотите именно играть без каких-либо беспокойств за комфорт и необходимость постоянных апгрейдов – берите консоль.
Однако трудность выбора между ПК и консолью – это только верхушка айсберга. Еще сложнее решить, какую именно консоль лучше всего приобрести.
Лучшие консоли
В этом списке присутствуют как портативные, так и стационарные консоли. Хорошенько подумайте, для чего вам нужна консоль, и выберите себе самый подходящий вариант.
Nintendo 3DS
Одна из самых популярных консолей от Nintendo, которая в свое время хорошо помогла обрести популярность компании. Для нее вышло большое количество разнообразных игр, эксклюзивов, в том числе. Поэтому даже сегодня, в 2021 году она достойна внимания.
Ещё до выхода первой (не Xbox One) консоли Xbox Microsoft попыталась вступить в партнёрские отношения с Nintendo и Sony, целью которых могло стать создание совместной игровой приставки. Слухи об этом ходят уже на протяжении многих лет, и сейчас мы узнали некоторые подробности того, как проходили эти переговоры.
В разговоре о неудавшейся сделке с Nintendo один из создателей Xbox Эд Фрайс (Ed Fries) заявил, что Microsoft предложила Nintendo заняться «начинкой» консоли, в то время как за программное обеспечение, в том числе и операционную систему, отвечала бы сама Microsoft.
«Когда мы только задумались о создании оригинальной Xbox, то встретились с Nintendo, – рассказал Фрайс в интервью IGN. – Мы сели за стол переговоров [с тогдашним президентом Nintendo Сатору Иватой (Satoru Iwata)] и сказали: 'Вот что мы хотим сделать, сможем ли мы стать партнёрами? Сможем ли поработать над этим вместе?' В общем, они отказались».
После этого Билл Гейтс (Bill Gates), глава Microsoft в то время, встретился с Sony, чтобы обсудить схожую сделку. Результат тоже мало чем отличался от предыдущего.
Наслушавшись отказов, в ноябре 2001 года Microsoft выпустила собственную консоль, Xbox, пытаясь остановить доминирование Sony. Чуда, однако, не произошло: по словам бывшего руководителя игрового подразделения MIcrosoft Робби Баха (Robby Bach), в результате неудач приставки компания потеряла порядка 5 миллиардов долларов.
Microsoft, тем не менее, была не единственной компанией, желающей поработать с консольными гигантами. Ещё до выхода оригинальной PlayStation Sony и Nintendo объединили свои усилия в работе над так называемой консолью Nintendo PlayStation, фотографии прототипа которой в середине прошлого года попали в Сеть.
А вы бы хотели увидеть совместную консоль от трёх главных игровых компаний современности?
Сегодня мы рассмотрим извечный холивар между монстрами консольного рынка – Sony и Microsoft, а также, нишевого конкурента — Nintendo. После разбора полётов, поговорим про сервис облачного гейминга, его перспективу и текущее положение дел. Речь будет идти в разрезе текущих поколений консолей с лёгким налётом истории и будущего.
Поскольку, на различных площадках и форумах идут ужесточённые бои и ПК-бояр, я не буду сюда их вмешивать. Это, скорее всего, требует отдельной темы, где мы столкнём лбами ПКшников и консольщиков.
Вступление
Впервые в руки я взял джойстик еще в далёком 1995 году. С тех пор я плотно подсел на гейминг. Да, с годами и взрослением, на первый план выходили более серьёзные вещи. Времени на игры становилось всё меньше. С появлением семьи, ребёнка и возрастной планки в 30+ начал утихать и сам интерес к игровому процессу. Несмотря на это все, я не спускаю глаз со всех новостей, слежу за основными игроками рынка. Да, серьёзные ААА проекты я не пропускаю (моя слабость – это FPS и слешеры), но в год я прохожу немного игр, всё чаще смотрю обзоры. Благо сын мотивирует с ним зарубиться во что-то. Чёртовы мобилки и планшеты всё больше меня затягиваю, наверное, старею.
Так вот. К фанатам консолей я себя отнести не могу, ибо тут паритет. FPS – это ПКшная тема, что бы мне не говорили, а слешеры – консольная. Да, можно подключать джойстики и т.п., но я за органику.
Из консолей у меня были/есть Dendy, PS1, PS2, PSP, Xbox360, PS3, PS4, Wii U. Как видно из списка, меня тянет к Sony. Далее я объясню, почему.
It’s a SONY
Моё первое знакомство с продукцией Sony началось с PS1. Купил я её далеко не на старте продаж, а где-то в 2002 году. После Dendy и Sega –это был новый уровень игрового опыта. На то время графика (про ПК не в этот раз) и библиотека игр поражала своим изобилием.
Поскольку в начале 2000х я был студентом, то не мог позволять покупать себе консоли на старте и брал их с опозданием в 2-3 года. К тому времени падала цена, и библиотека игр наполнялась. PS2 я купил себе в 2004 году. После первой «плойки» я даже не смотрел в сторону Xbox от «майков».
PS2 меня не разочаровала ни на минуту. Все те же любимые игры, только с улучшенной графикой. Раздражали только эти карты памяти для сохранения прогресса. Благо, была обратная совместимость.
И вот, из-за того, что новая версия консоли от Sony с планируемого 2005го, перенесли на 2007й, я решил вкусить детище «майков» — Xbox360. В 2008 я и взял их консоль.
Первое впечатление было двоякое. Долгое пребывание на Sony, их эксклюзивы, интерфейс, контроллеры – всё это требовало времени для привыкания. Вникая и привыкая, я не спускал глаз с PS3 и ждал пока она полноценно зарелизится в Европе и наберёт библиотеку игр.
К «Хуану» я привык, его эксклюзивы Gears of War, Alan Wake и много аркад из Xbox live мне очень зашли. Но сколько волка не корми, а в лес то он смотрит. Куда же я без God of War. И я в 2010 году не выдержал и «съехал» опять на Sony! Как же приятно было вернуться домой. Всё более привычное, старые и любимые игры в новом обличии. Красота!
PS4 брал у знакомых для прохождения ААА проектов, т.к. уже не видел целесообразности покупки ради пары игр и, как ранее писал, стал «остывать» к самому процессу.
В промежутках у меня была PSPшка, одна из первых ревизий, но как-то на то время такого рода гейминг мне не зашел. Я её продал через полгода. Хотя и сейчас, иногда, прохожу хиты на эмуляторах.
Расписывать отдельно про глубинное использование Xbox не буду, так же, как и про Nintendo Wii U. Консоли были у меня недолго, и я их продал. Wii U брал исключительно у знакомого ради Donkey Kong (считаю по сей день лучшим платформером).
Итого, у меня на руках старушка PS3, на которой мы с сыном изредка бегаем в не пройденные игры или 2 на 2
Что же выбрать?
Возможно, я вам покажусь сонибоем ибо подавляющее число моделей было от Sony, а может, это неспроста?
- Контроллеры PS куда эргономичнее;
- Библиотека игр разнообразнее;
- Sony первыми стали выводить игры в FHD, «майки» догнали, но позже;
- Когда Microsoft выпустила свой 1й Xbox, Sony уже выпустила PS2;
- Сколько было 3х красных огней на первых ревизиях Xbox360 – истинный пользователь не даст соврать. У Sony не было такого количества брака ни на одном из поколений;
- Sony кроме больших консолей, выпустила хитовую портативку – PSP (да, с Vita они промахнулись, согласен);
- По виртуальным примочкам PlayStation Move и Kinect – паритет, 2010 год;
- Если брать PS3 и Xbox360, то Sony куда удобнее в прошивке (чего только стоило прошить 360й, вынимая привод, подключаясь и зажимая на 3-4 секунды…тайминги на уровне Джеймса Бонда).
В серьёзные соперники Sony и Microsoft — консоли от Nintendo не годятся, но свою армию поклонников они имеют, как и долю рынка. Хоть и графики продаж иногда зашкаливают, в реальной жизни на просторах стран бывшего СНГ на 10 геймеров, я встречаю одного с девайсом от Nintendo. Видимо, Китай, Япония и Корея – делают кассу Nintendo.
Консоли (портатив и большие) – это казуальный гейминг. Библиотека игр куда скуднее, чем у гигантов рынка. Очень нишевый продукт за немалые деньги. Повторюсь, мне лишь единственная игра от Nintendo «заходит» — это Donkey Kong. Все эти Марио в различных интерпретациях, Зельда….такое, на любителя.
Хотя, у меня есть знакомые, довольно возрастные, которые обожают играть на девайсах от Nintendo. Так что, консоль как Lego, от 0-90.
Когда вышла Nintendo Switch, я стал по-другому смотреть на компанию. Портирование ПК игр значительно расширяет библиотеку и интерес, но это все в 720 да еще и на экране в 6”… Да, можно подключать к телевизору и выводит сигнал в FHD, но это не то. Фанов обидеть не хотел. Выбор – это хорошо.
Что мы получили с приходом PS4 и Xbox One
Переход на архитектуру на базе AMD на основе x86-64 – это огромный скачок для портирования и разработки игр. Теперь выпустить что-то одновременно для ПК и консолей стало куда проще, чем ранее.
Что получили геймеры? Да особо ничего. На старте графического прорыва не было. Из коробки FHD уже никого не удивить было в 2013 году. Поддержку 4к Sony завезли и того позже, в версии PS4 Pro, а «майки» в обновлённом Xbox One S. Частота кадров – больной мозоль. Обе компании обещали, но в итоге про 4к 60 кадров пока можно забыть. Если и выдают две консоли такую частоту, то либо в 720 или 1080 разрешении.
Консольный геймер стал нервным в последнее время ибо раньше было так: ты покупаешь консоль и забываешь на 4-5 лет про апгрейды. С появлением PS4 и Xbox One начались модификации внутри поколения. Тут как-то нечестно выходит по отношению к игрокам. Покупая консоль, человек не хочет заморачиваться с настройками, апгрейдом и прочим. Он хочет из коробки и максимум.
Девятое поколение консолей (PS5, Xbox Series X)
Уже в этом году нам обещают новое поколение от основных двух игровых монстров. Состоялись презентации и распил внутренностей. AMDшные процессоры, по 16 гб оперативки. У Sony будут в два раза быстрее SSD, что ускорит загрузку игр. Так же Sony уделит внимание выводу звука, по их словам, он выйдет на новый уровень качества.
Внешний вид, лично мне, больше нравится у Sony. Xbox Series X похожа на обычный mini-ATX системник.
По ценникам не сильно разница большая. Поговаривают, что Microsoft планирует продавать бюджетные версии и чуть ли не себе в убыток.
Еще у Sony всегда на старте больше библиотека игр. С больной темой 4к и 60 кадров – пока умалчивают. Слухи, да и только. Посмотрим.
Подводя итог между Sony и Microsoft с учётом прошлого и 9го поколения – майки всё еще глотают пыль от Sony.
Облачный гейминг. Заменит ли он коробочку под телевизором или нет?
Представьте, как вы лежите на диване, сидите в кресле, на улице или в любом месте и играете в любые любимые игры с любых устройств. Доигрываете на них не пройденные уровни. Да, это и есть концепция облачного гейминга. Вы удалённо присоединяетесь хоть с зубной щетки, только бы был экран, к мощным удалённым серверам и играете! Фантастика? В 2010 году была, сейчас это куда реальнее, ибо серьёзные компании взялись за эту нишу.
Минусы есть, но с каждым годом и увеличением скорости интернета, и безлимитных тарифов – они нивелируются. Нужен хороший канал, пинг. Всё.
Еще в далёком 2010 году первопроходец OnLive потерпел разгром. Ломовой ценник на то время, хилый менеджмент и всё заглохло.
За ним вышел на рынок монстр по производству видеокарт – Nvidia со своим GeForce Now. Можно играть на «любых» устройствах, в т.ч.на Windows, macOS.
PlayStation Now – Sony выкупили у Gaikai и запустили свой собственный стриминговый сервис. Правда, в России пока не поиграть без «костылей». И да, играть можно только с ПК.
Теперь бета сервисы, но от матёрых ребят
Project xCloud – стриминговый сервис от Microsoft. Обещают «шпилево» на любых девайсах. Пока тестируется и в России недоступен. Посмотрим, может и будет годнота.
Google Stadia – мои любимчики. Google есть Google. Зашли громко. Забабахали обалденную презентацию, но как пошло тестирование, посыпались нюансы. Плюс, не всё так просто, что бы использовать их сервис, надо прикупить дополнительное оборудование. Не знаю, пока они выглядят забавно, но я верю в Google.
Есть еще масса стриминговых сервисов, в т.ч. и российских, но они не стоят вашего внимания.
Что можно сказать в заключении. Всё сыро, амбициозно, но вполне реально. С учётом того, как мы все сейчас в сети зависаем сутками и «проходим» игры на YouTube, вполне себе альтернатива. Как вы считаете?
На правах рекламы
Поиграть — всегда хорошо, но иногда и работать нужно. Эпичные серверы — прекрасный вариант серверов для работы. Вы можете выбрать абсолютно любую ОС или установить систему со своего ISO.
Компании Microsoft, Nintendo и Sony объединят свои усилия с целью создания на просторах сети как можно более безопасного и располагающего к себе онлайн-сообщества игроков. О совместной инициативе платформодержателей было объявлено на официальном сайте корпорации Microsoft.
Платформодержатели приняли три основных положения. Ниже - прямая речь:
Профилактика: дать игрокам и родителям возможность понимать и контролировать игровой процесс.
- Мы предоставляем средства управления, которые позволят игрокам настраивать свой игровой процесс. Мы предоставляем родителям инструменты и информацию, необходимые для создания соответствующего игрового опыта для их детей.
- Мы понимаем, что для того, чтобы функции безопасности были полезны, они должны быть простыми в использовании. Мы будем способствовать доступности наших инструментов безопасности на наших платформах и каналах поддержки, через услуги на наших веб-сайтах и в розничных магазинах, чтобы охватить большее количество игроков и их родителей.
- Мы постоянно информируем родителей и игроков посредством своих кодексов поведения, условий использования и практики правоприменения.
- Мы инвестируем в передовые технологии, чтобы помочь предотвратить некорректное поведение и контент, прежде чем игроку будет нанесен вред.
Партнерство: мы обязуемся сотрудничать с представителями индустрии, регулирующими и правоохранительными органами, а также нашими сообществами для повышения безопасности пользователей.
- Приверженность представителей индустрии к принципам безопасности крайне важна. Мы считаем, что у нас есть возможность сотрудничать на благо индустрии видеоигр и всех игроков, чтобы предложить более безопасный игровой опыт.
- Мы работаем с отраслевыми торговыми организациями, регулирующими и правоохранительными органами, а также экспертами для разработки и продвижения инициатив по безопасности в сети.
- Мы обязуемся проводить совместные исследования на благо отрасли.
- Мы считаем, что в играх нет места агрессии, притеснениям и жестокости по отношению к молодым игрокам. Мы сотрудничаем с нашим сообществом, чтобы способствовать безопасному игровому поведению и поощрять использование инструментов информирования для выявления недобросовестных игроков.
- Мы сотрудничаем с такими рейтинговыми агентствами, как ESRB и PEGI, чтобы гарантировать, что наши игры будут соответствовать определенной аудитории.
Ответственность: мы считаем себя ответственными за то, чтобы сделать наши платформы максимально безопасными для всех игроков.
Согласно заявлению Microsoft, добиться всего перечисленного выше можно благодаря развитию новых технологических решений, добропорядочности самих игроков, а также внимательному надзору со стороны специально созданных для этой цели отделов. Работая в тандеме с Sony и Nintendo, американская корпорация намерена свободно обмениваться своими практиками и эффективными стратегиями, что должно благоприятно сказаться на всей индустрии в целом.
Добавляйтесь в наш Telegram-канал по ссылке или ищите его вручную в поиске по названию gmradost. Там мы публикуем в том числе и то, что не попадает в новостную ленту. Также подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене, Twitter и VK. И не забывайте, что у нас появились тёмная тема и лента вместо плиток.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, там мы публикуем то, что не попадает в новостную ленту, и следите за нами в сети:
Домашние игровые консоли появились примерно на 4 года раньше персональных компьютеров. У Magnavox Odyssey, вышедшей в 1972 году, не было ни микропроцессора, ни микросхем вообще, но в её можно было играть на телевизоре. Впрочем, мы не будем углубляться в подробности столь далёкой истории, не в этом цель статьи. Отметим лишь главный факт — игровые консоли появились в домах людей раньше компьютеров.
Magnavox Odyssey (1972 год)
Дальше было зарождение эры ПК, затем для ПК стали появляться вирусы и игры, причём первые были во многих случаях явно лучше написаны, чем вторые, а потому через какое-то время рынок игр пережил глобальный спад. Кстати, до этого неприятного момента видеоигры были уделом вполне себе взрослых людей — их делали взрослые для взрослых, хотя это ещё не означало кровищу, убийство детей и секс с наркотиками.
В то время портирование игр с одной системы на другую было делом довольно редким. В основном, потому, что технические характеристики и особенности «железа» ПК и той же NES были настолько непохожи друг на друга, насколько вообще можно себе представить. Игровая консоль на аппаратном уровне оперировала спрайтами (
перемещающимися объектами, если вы слышали слово «спрайт» только в контексте газировки) и фоном, но имела ограничения на всё подряд: на количество спрайтов вообще, на количество спрайтов в одной строке, на количество цветов в палитре, на количество цветов в одном спрайте — и т.п. Даже размеры спрайтов были ограничены. Огромных боссов для NES-игр часто рисовали, используя слой фона, поэтому битвы с ними в-основном проходили на чёрном фоне.
Но при всех этих ограничениях NES могла выдавать очень плавную игру в стабильных 60 кадрах в секунду (50 FPS в PAL/SECAM-регионах). Все эти Super Mario Bros., Contra, Chip&Dale работали с невероятной скоростью и плавностью. Подобное можно было увидеть только в игровых автоматах, поэтому консоли быстро стали чем-то вроде домашних игровых автоматов.
На ПК, с другой стороны, можно было нарисовать что угодно, с любым количеством доступных цветов (тогда это чаще всего было 256 цветов), однако производительность даже двухмерных игр на ПК оставляла желать лучшего. Стратегии, ролевые игры — это на ПК выглядело достойно, но вот какой-нибудь экшн-платформер выглядел криво, а управление было «ватным». Сравните Super Mario Bros. 1985 года или Contra 1987 года на игровой консоли с Commander Keen 1990 года или Duke Nukem (не 3D, а самым первым) 1991 года на ПК.
Да, в играх на ПК можно увидеть более сложную геометрию, больше цветов, анимированных персонажей, однако с точки зрения восприятия игрового процесса и «играбельности» вообще, NES была далеко впереди. Типичный геймплей на консолях 80-х был ураганным, взрывным, а на ПК — вдумчивым и медлительным.
К слову, в 1988 году уже появилась 16-битная Sega Genesis (Megadrive), а в 1990 году — Super Nintendo Entertainment System (SNES). И вот тут ПК вообще не мог ничего предложить любителям платформеров и скролл-шутеров. Contra III: The Alien Wars вышла в 1992 году — до выхода значительно менее интересного Duke Nukem II оставался ещё год.
В те времена никто особо не парился на тему эксклюзивов просто потому, что эксклюзивным всё было автоматически. Да, «Принца Персии» (оригинального, а не того, которого помнят школьники) портировали и на «Денди» и на SNES, но это был скорее редкий случай. У 16-битных консолей уже было больше портированных с ПК игр, но основные хиты всё равно создавались для самой консоли.
Короче говоря, для стремительных, резких экшн-игр консоль в конце 80-х и начале 90-х подходила гораздо лучше, чем ПК. Но потом появилась 3D-графика и всё изменилось навсегда.
Начало конца
Нет, не совсем так. 3D-графика не появилась внезапно, она была всё время, с самого момента изобретения графики вообще. Правильнее сказать так — появились популярные 3D-игры. Которые были крутыми сами по себе, а не только потому, что они в 3D. Сначала это был Wolfenstein 3D в 1992 году, а затем и Doom в 1993. Если «вольф» ещё был так себе, то Doom — это было целое событие, а не просто игра.
Естественно, что все разработчики тут же кинулись делать свои клоны Doom. В том числе, на консолях. Одна проблема… консоли ведь работали с двухмерными спрайтами, а для формирования 3D-графики нужны сложные расчёты в реальном времени. Это совсем другая задача, с которой слабые ЦПУ консолей просто не справлялись. С тем же успехом можно было пытаться реализовать 3D-графику с помощью бумажных аппликаций.
В 1994 году появляется Zero Tolerance для Sega Megadrive, и… Нет, в целом игра была неплохая. Но от былой «консольной» производительности не осталось и следа. В узком как щель в танке окошке неспешно отрисовывалось некое подобие трёхмерных стен. Дальность прорисовки была просто смешной, частота кадров — около 15 FPS. По сравнению с прошлогодним Doom это был шаг лет на 5-10 назад.
Тогда же, в 1994 году, компания Sega представляет устройство Sega 32X, которое при том, что подключалось к Sega Genesis, являлось самостоятельной игровой консолью со своими картриджами и своей библиотекой игр. На Sega 32X тут же портируют Doom, а в 1995 выходит порт этой игры для Super Nintendo. И оба они смотрятся и играются… Ужасно — не спасла даже пониженная детализация и рендеринга и уровней вообще, вкупе с уменьшением окна обзора.
Возникла забавная ситуация. Среднестатистический компьютер того времени, который никогда бы не потянул банального Sonic The Hedgehog в 60 FPS, справлялся с Doom гораздо лучше навороченных и дорогих консолей. И вот это время, 1993-1995 год и выход Doom можно считать отправной точкой всей остальной эпохи развития видеоигр. С тех самых времён консоли безуспешно пытаются догнать по уровню производительности топовые ПК, но не могут.
И причина тут вполне очевидна — цена. Когда мы говорим «ПК тянет такую-то игру в 4K и 144 FPS» — мы лукавим. Потому что это не любой, а вполне конкретный ПК, со вполне конкретной конфигурацией, причём, весьма дорогой. Конечно, подобными фразочками любят щеголять юнцы в комментариях на YouTube, но даже этим школьникам приходится потом возвращаться к своим старым GeForce GTX 780M и убеждать себя, что его им пока достаточно, а родителей — что для учёбы остро необходимы 1080 в SLI.
Холивар не новый, как видите
«Так пусть выпускают по-настоящему мощные консоли!», — скажете вы? Выпускали, но вот пытались продавать — не получилось. Лучшая среди себе подобных 3DO (вышла в 1993 году) стоила 700 долларов, при этом внутри у неё был слабый ARM-процессор. И даже она не могла тянуть Doom так, чтобы в него было приятно играть. Для сравнения: NES начинали продавать за 180 долларов, SNES — за 200 долларов, Sega Genesis — за 190 долларов.
В общем, стало понятно, что нужно всё менять — выпускать совсем другие консоли, к чёрту спрайты и 2D-графику, только при этом нужно воплотить всё это дёшево и «малой кровью» для производителя.
В 1994 выходит первая Sony PlayStation за 300 долларов, а в 1996 — Nintendo 64 за 200 долларов. В отличие от предыдущих консолей, количество игр, которые работали на 60 FPS, можно было пересчитать по пальцам. Эксклюзивные игры целились в 30 FPS (25 FPS в PAL/SECAM регионе), а порты с ПК (Doom, Duke Nukem 3D) не могли выдать и этого. И ладно если новоявленному Crash Bandicoot приходилось бегать в 25-30 FPS (в зависимости от региона), а вот Супер Марио пострадал сильнее в сравнении с предыдущими частями.
Из Super Mario 64 не смогли выжать больше 30 FPS, а первая трёхмерная Zelda (Ocarina Of Time) и вовсе работала на 20 FPS. И это был эксклюзив консоли — игры, специально разработанные для неё и вокруг неё! Зато владельцы недорогих компьютеров пару-тройку лет с завистью смотрели на PlayStation — там графика была круче практически за те же деньги. И, кстати, с тех пор по сей день, игровая видеокарта среднего уровня стоит как целая игровая консоль.
Консоли превращаются… в элегантный ПК
Следующее поколение консолей, шестое по счёту, должно было сократить разрыв между консолями и компьютерами, но тут вмешалось два фактора.
Первый – внезапно на арене появился Xbox от Microsoft. Названная изначально, ещё на стадии разработки, DirectXbox, эта игровая консоль была практически один-в-один персональным компьютером на базе переиначенного процессора Intel Pentium III и специальной разработанной совместно с Microsoft видеокарты от NVIDIA.
Материнская плата первого поколения Microsoft Xbox
Кстати говоря, современные консоли Sony и Microsoft и поныне следуют именно такому подходу. Внутри консоли — обычный ПК с обычным жёстким диском на «железе», которое хоть и специально для консоли разработано, но по сути являет собой разновидность «обычной» системы на чипе, как в иных ноутбуках или планшетах.
Тогда же, в шестом поколении, появилась и ещё одна традиция: не важно, какой у консоли процессор, важно, какая видеокарта. От этой традиции Sony пыталась отойти только в PlayStation 3, которую изначально проектировали вообще без видеокарты. Sony зачем-то решила, что ей обязательно нужен «свой» процессор, подговорила Toshiba и IBM, и все вместе они сделали суперпроцессор Cell, который… ну в целом оказался практически никому не нужен, кроме самих Sony, IBM и Toshiba. Sony использовала его в паре своих продуктов, включая PlayStation 3, а из продуктов IBM самое интересное — создание на основе Cell процессора Xenon для… Xbox 360 (в Xenon используются три модифицированных PPE ядра от Cell).
Адская многоядерная архитектура процессора IBM Cell в PlayStation 3
Второй фактор, который оказал серьёзное влияние на рынок консолей — провал GameCube. Это был последний раз, когда Nintendo сделала ставку на производительность и графику. GameCube был очень крутым с технической точки зрения, но имел очень мало игр, продвигался как игрушка для детей (по старой памяти, видимо) и в итоге оказался мало кому нужен. Особенно на фоне «серьёзной» PlayStation 2 для «крутых взрослых дядек».
С того момента Nintendo, смекнув, что одной только графики людям недостаточно, пошла по отдельному пути. Sony и Microsoft же продолжили наращивать мегагерцы.
Консоль должна быть дешёвой
И вновь вернёмся к цене. Консоли практически всегда продавались довольно дёшево по отношению к себестоимости. Производители давно поняли, что главное в консоли — это игры, а навороченный «недокомпьютер» за 800-1000 баксов никому не нужен. Даже если это его реальная и объективная цена.
Современный хороший игровой компьютер стоит не менее 1000 долларов, в среднем можно говорить о 1500 долларах или, если не экономить на всяких там блоках питания, памяти и ёмкости жёстких дисков, о 2000 долларах. Цена не маленькая, но люди платят такую цену потому, что понимают — это универсальная машина. Даже если, на самом деле, они могли купить консоль за 400 долларов для игр и ПК за 400 долларов для всего остального — всё равно, игровой ПК за 1500-2000 долларов будет гораздо мощнее консоли. И не только новые игры будут выглядеть и работать на нём лучше, чем на консолях, но и старые позволят выжать даже то, на что технологии на момент выхода этих игр были ещё не способны.
Цены на консоли
А что же консоли? Итак, сегодня есть два пути. Первый — это Sony и Microsoft, второй — Nintendo. Первый путь — это делаем гораздо более мощную консоль, чем раньше, хвастаемся этими графиками прироста производительности на презентациях, а на деле продаём «почти компьютер» за 400 долларов. Сегодня разрабатывать какое-то уникальное железо для консоли — дорого (это отразится на цене — то есть, никто не купит), да и не нужно. Современные видеокарты и так полностью заточены под игры, что тут ещё можно изобрести — непонятно. Опять же, можно было бы просто поставить в консоль более мощное железо, но торговать себе в убыток нет смысла.
Второй путь (Nintendo) — фиг с ней, с производительностью, давайте продавать эмоции и подход «не как у всех». Nintendo Wii имела всего в два раза большую производительность, по сравнению с GameCube, и даже не умела рисовать HD-графику, но продалась гораздо лучше, чем конкурирующие PS3 и Xbox 360. Сенсационный контроллер Wii Remote, много игр для всей семьи, наличие, пусть и слабых, портов популярных игр с других консолей. Семейные люди охотно сметали Wii с полок. Купишь ребёнку PS3 или Xbox 360 — и он будет играть целыми днями в «кровищу и секс с наркотиками», причём один. Купишь Wii — вся семья получит возможность весело проводить время вместе за новым видом развлечений.
Можно долго ругать подход Nintendo, но вот скажите — а что сегодня дают консоли от Microsoft и Sony тому, у кого есть компьютер? Ничего. Сегодняшняя консоль — это такой же компьютер, только без возможности запустить MS Office или Photoshop. Удобство? Про него давно забыли — современные консоли долго качают и устанавливают игры, при этом игры нередко глючат и вылетают, а интерфейсы их онлайн-магазинов ничем не лучше Steam. При этом, подключив ПК к ТВ, включив режим Big Picture в Steam и взяв в руки геймпад, можно получить абсолютно такой же с точки зрения удобства игровой процесс. Разве что, могут быть проблемы с поддержкой геймпада в некоторых играх.
И ладно бы игры на консолях просто выдавали чуть мене качественную графику! Есть и более важная проблема — инпут-лаг (промежуток времени, за который телевизор «пережёвывает» картинку из консоли и выводит её на экран). Многие игры, например, от Bethesda (Fallout 4, Prey) имеют непростительно высокий (долгоий) инпут-лаг на консолях и практически нулевой на ПК. Автор этой статьи играл в Fallout 4 на PS4, Xbox One и ПК, и во всех случаях — на геймпаде, сидя перед телевизором. Итог? На ПК гораздо лучше, да ещё и 60 FPS, если видеокарта тянет.
То есть, какая-нибудь даже очень мощная консоль — вроде Xbox One X — не решает проблем портированных игр. И даже производительности не добавляет, если разработчики того не захотят. Так зачем людям сегодня консоль от Sony или Microsoft, если только не с целью сэкономить на покупке ПК?
Эксклюзивы
Маркетологи нашли ответ — эксклюзивы. Не хотите покупать нашу консоль? А вот в эту игру поиграть хотите? Ага, совсем другое дело.
Вообще говоря, эксклюзивы были всегда. Однако, как мы уже упоминали, в 80-х и начале 90-х они были обусловлены самой архитектурой систем. Все попытки сделать «Супер Марио» для ПК оказывались полным провалом — в эти игры было просто тяжело играть.
Сегодня ситуация совершенно иная. Да, мы понимаем, почему Sony и Nintendo не хотят портировать свои игры куда-то ещё, или почему Microsoft постоянно закупает студии с интересными разработками (где Halo 5 на ПК, а, Microsoft?) — эта «экономика шлагбаума» якобы объясняет, зачем тебе эта «железка».
Однако всё же немного странная идея — купить консоль за 20-30к ради игры в 30 FPS с просадками, которую твой ПК потянул бы и в 144 FPS. Продавая консоли людям с Windows ПК, производители по факту продают снег эскимосам. Просто это не такой снег, как у вас уже есть — он другой, более кинематографичный и обласканный критиками. При том, что всё равно на любой консоли (кроме Nintendo) в топе продаж — именно самый обычный снег. То есть, мультиплатформенные игры.
Так что, да, Nintendo понять ещё можно. Они сделали гибридную консоль, которую можно взять с собой, а можно поставить в док — и тут же играть в то же самое на ТВ. Сама идея такого подключения, разумеется, не нова, но ничего подобного на рынке больше нет. Да, можно играть в ту же Shield TV на той же Nvidia Tegra X1, но игры на Android… увольте. Это не снег, а снегосодержащий продукт какой-то. Он только выглядит как снег.
Что до Sony и Microsoft — им очевидно нужно менять тактику. Microsoft уже отказалась от идеи продвижения консоли эксклюзивами, превращая Xbox в недорогой ПК. Это хорошо, но на Xbox по-прежнему нельзя запустить Microsoft Office. А жаль. Было бы действительно круто иметь возможность купить ПК за 15 000 рублей (цена Xbox One S на распродажах), который и игры тянет и, условно говоря, реферат писать или работать на нём тоже можно. Пусть даже без фотошопа. Пока лишь это игры + крутой медиаплеер — то есть, то, что персональный компьютер покрывает с лихвой, предлагая и что-то дополнительно.
Sony по-прежнему верит в эксклюзивы, однако и эта идея когда-нибудь упрётся в стену. Тем более, эксклюзивы у них нынче слишком одинаковые. Рано или поздно это дойдёт даже до самого упёртого сонибоя и очередная action-adventure от третьего лица с натужной драмой будет вызывать скорее раздражение: «Опять мне продают The Last Of Us за 4к! Сколько можно?!»
Тупик
Но куда дальше двигаться-то? Сделать ещё одну консоль, которая всё равно из-за необходимости продавать её дёшево окажется слабее топового, а через год — и среднего ПК? Придумать новый формат «эксклюзивов», чтобы ПК-геймеры кусали локти? Виртуальная реальность не взлетела. 4K оказалось не так востребовано, как многим казалось, особенно когда в действительности это не 4. Да и вообще, и с VR и с 4K флагманские компьютеры справляются лучше. Может, частоту кадров поднять до 60 FPS наконец? Но с этим успешно справляется и Nintendo, даже имея в распоряжении «железо» мобильного уровня. У них, разве что, Зельда работает в 30 FPS, а львиная доля эксклюзивов щеголяет всё той самой «консольной» резкостью и стремительностью. Пусть и с низким разрешением.
При этом компьютеры продолжают развиваться, и ПК-игры тоже. Подключить геймпад (от той же консоли!) — нет проблем, ну, если есть переходник. И Steam и приложение Xbox поддерживают даже управление геймпадом в меню. При этом, в Steam есть ещё и удобная система возвратов. Не понравилась игра? Просто верни за неё деньги. А на консолях так нельзя.
Microsoft пока заняла выжидательную позицию, придумав Xbox Play Anywhere. Они будто ещё сами не решили, что именно им развивать — ПК-гейминг или консоли. Посидят, посмотрят, как оно дальше будет, и присоединяться к победителю. В любом случае без денег не останутся — у них Windows и Office до сих пор хорошо продаются, особенно в корпоративной среде.
Microsoft пока не определилась
Nintendo окончательно забили на графику и просто делают то, что всегда делали хорошо — игры и «аркадный» опыт, параллельно придумывая всякие интересные и необычные штуки вроде гибридных консолей и совместимых с ними картонных конструкторов. Не нравится? Ну, зато на ПК такого точно нет, и не из-за «экономики шлагбаума».
А что будет делать Sony? Что мы увидим в PlayStation 5? Более мощную PlayStation 4 — и всё? Интересно, будет ли хоть обратная совместимость на этот раз… Будем верить в лучшее.
Читайте также: